Любимые мотоциклы байкеров. Субкультура "байкеры": история возникновения

Основных понятий МС и Мотоклубах

Краткий сборник

1. Кто такие байкеры.................................................................................. 3

2. Байкеры и Райдеры …………………………………………………………………………… 7

3. Чем отличается Байкер от Райдера ………………………………………………….. 9

4. Что такое мотоциклетный Клуб ………………………………………………………… 12

5. МС Основы Клуба ………………………………………………………………………………. 16

6. Организация и структура МС ……………………………………………………………. 20

7. Мотоциклетный Клуб, правила и традиции …………………………………….. 25

8. Виды Мотоклубов ……………………………………………………………………………… 31

9. Правила написания МС …………………………………………………………………….. 34

10. Правила ношения цветов …………………………………………………………………. 36

11. Одежда в стиле «Суппорт» ……………………………………………………………… 38

12. Различия между МС и RC ………………………………………………………………… 41

13. 1% что он означает …………………………………………………………………………… 45

14. Клубы и отделения (Чаптеры) ………………………………………………………….. 49

15. Местность на цветах …………………………………………………………………………. 52

16. Дисциплина в Клубе …………………………………………………………………………. 54

17. Основные термины МС …………………………………………………………………….. 57

18. Как создать Мотоклуб ………………………………………………………………………. 60

19. Значение слова «Брат» ……………………………………………………………………. 63

20. Смена цветов ……………………………………………………………………………………. 65

21. Мероприятия, проведение и участие ………………………………………………. 68

22. Контроль нового Клуба …………………………………………………………………….. 73

23. Клубный бизнес …………………………………………………………………………………. 78

24. Женские мотоциклетные Клубы ……………………………………………………….. 80

25. Флаг Конфедерации …………………………………………………………………………… 86

26. В чем различие …………………………………………………………………………………… 88

27. Гудеть или махать ………………………………………………………………………………. 90

28. Легендарная дорога «Route 66» ……………………………………………………….. 91

29. «Байкерон» ………………………………………………………………………………………… 93

30. Словарь Байкера ………………………………………………………………………………… 101

Очень многие называют себя байкерами. Существуют ли какие либо критерии и правила кого можно считать байкером, а кого нет? Если есть правила для мотоциклетных клубов, то возможно есть правила и для точного определения этого слова "байкер", которые многие используют в самых разных значениях.

Не лишне напомнить, что все правила, традиции, мотоциклетной и клубной жизни, берут свое начало в Америке. Именно там родилась эта культура, основанная на любви к свободе, мотоциклу, и ощущении братства и покорении пространства.

Каждый, кто ездит на мотоцикле, скутере или трайке, называется райдером. Райдер это общее слово для всех и оно является синонимом слова мотоциклист. Так как мотоцикл появился первым, а все другие его разновидности (скутера, трайки, и прочее) намного позже, то именно слово "мотоциклист" обозначает человека управляющего этим транспортным средством. Термин "райдер" получил такое же значение, как и мотоциклист, чуть позже, так как первоначально обозначал человека на лошади.



История появления слова "байкер" насчитывает несколько разных смысловых истоков. С одной стороны, первые мотоциклетные клубы были созданы в начале прошлого века на основе велосипедных клубов. И слово "байкер" носило значение принадлежности к мотоциклетному клубу.
Вторым рождением слова "байкер" стали 60 - е годы, когда на мотоциклетные клубы обратила внимание пресса и слово "байкер" попало на первые полосы газет и журналов. Это было время, когда это слово повторно, более широко вошло в обиход, и вместе с ростом популярности и количества мотоциклетных клубов, стало обретать новые свои понятия, становясь более четким и определенным.

Опираясь на этот пласт традиций и мотоциклетной культуры можно сформулировать четыре основных критерия, которые определяю райдера, которого можно назвать байкером, а он сам может считать себя таковым. Понятие "байкер" носит философский смысл и поэтому некоторые понятия основываются на сложившихся традициях.

1. Байкер ездит на большом дорожном мотоцикле. Следует добавить, что мотоциклы разделяются на две группы - дорожные и мотоциклы для развлечений. Мотоциклы для развлечений это кросс, эндуро, спортивные и все остальное, включая спортивные версии предназначенные для туризма. Так как байкеры признают только один "правильный" дорожный мотоцикл - Harley-Davidson, то байкер должен ездить на Harley. Конечно бывают исключения из этого правила. Но это исключения по бедности. Например в России или Украине сложно купить Harley, но всегда можно построить кастом за небольшие деньги.

2. Байкер сам ремонтирует и обслуживает свой мотоцикл. Тут действует правило - Никто не трогает мой байк и мою женщину! Только байкер занимается своим мотоциклом. Он сам делает все операции, начиная заменой масла и заканчивая переборкой двигателя. Как правило, в Америке, байкеры имеют несколько мотоциклов и они все или их часть построены собственными руками или перестроены из стоковых Harley. Занимаясь своим мотоциклом Байкер реализует свое видение мотоцикла и создает свою духовную идею в техническом воплощении. Знание мотоцикла является неотъемлемой чертой байкера. Конечно не все сразу могут сделать все сами. Но даже если у вас есть друзья, которые будут вам помогать и подсказывать, то делать все должны вы своими руками. Заниматься обслуживанием или переделкой мотоцикла для байкера, это не необходимость, а потребность. В этом он находит огромное удовольствие.

3. Мотоциклетная культура (biking and motorcycling) является неотъемлемой частью жизни байкера. Знание мотоциклетной культуры, истории, традиций и правил поведения, считаются необходимыми для байкера. Для Байкера понятия свобода, уважение, братство не являются пустыми словами. Эти понятия пронизывают его жизнь каждый день и каждый час. Байкер живет мотоциклетной жизнью вне зависимости от погоды, сезона и иных жизненных причин. Для байкера мотоцикл и все что с ним связано, всегда стоит на первом месте и является красной линией.

4. Байкер активно участвует в мотоциклетной жизни и делает что-то для мотоциклетного сообщества. Его деятельность может быть самой различной, но никогда не замкнутой в рамках узкого круга людей. Области применения этой деятельности также весьма широки. Это могут быть: знакомство новичков с мотоциклетным миром, культурой и традициями, организация и проведение различных мероприятий, обучение молодых райдеров, просто человеческая помощь членам мотоциклетного сообщества. Сфера деятельности безгранична, но делается она байкером как мотоциклистом и представителем лучшей части мотоциклетного сообщества, со всей доле ответственности.

Как правило, общность интересов приводит к тому, что байкеры объединяются в клубы, которые, опять же, в соответствии с традицией называются мотоциклетными клубами (Motorcycle club). Термин "байкерский клуб" не существует, это обозначение используется обывателями или прессой, но никогда не используется членами мотоциклетного сообщества.
В частности, практически все мотоциклетные клубы, относящиеся к категории МС, имеют в условиях членства обязательное использование Harley. Другие пункты хотя и не определены жестко, но предусматриваются, тем самым обеспечивая состав МС из байкеров.
Многие мотоциклетные клубы, особенно в нашей стране, не имеют возможности иметь Harley. Многие клубы, которые считают себя мотоциклетными, на самом деле являются райдерскими клубами, использующими атрибутику и символику мотоциклетных.

В России и Украине мотоциклетное движение только развивается и многие устоявшиеся правила и традиции только начинают пускать корни. О широком распространении этой культуры говорить пока очень рано. Именно поэтому в головах многих путаница и неразбериха. Многие называют себя байкерами, таковыми не являясь. Самым очевидным примером таких "небайкеров" являются RUBs (Rich urbun bikers). RUBs это богатые владельцы Harley, имеющие весь внешний антураж как у настоящих байкеров, иногда ведущие себя, особенно в группах, привлекая внимание и даже вызывающе. Однако, кроме внешней похожести, не имеют ничего общего с реальными байкерами. Но не только эта группа грешит этим. Многие, кто начал ездить на мотоцикле, одел кожу, стали именовать себя байкерами.

Представители прессы называют всякого кто едет на мотоцикле "байкером".
Стоит заметить, что даже Европейская, а тем более Американская пресса более деликатно использую этот термин. Как правило он применяется, когда дело касается клубов и мероприятий с большим количеством организованных райдеров.

И последнее. Чтобы стать байкером надо пройти определенный путь, многое понять и сделать выбор, о необходимости этого, как части вашей жизни.

Год от года мотоциклов на улицах становится всё больше, и каждый день десятки начинающих мотоциклистов мучительно выбирают себе первый байк. А ведь в бюджетном сегменте выбор очень широк, есть и подержанные японские мотоциклы, и масса недорогих китайских, да и мотоцикл постепенно переходит из разряда дорогой и непрактичной игрушки в разряд практичного и экономичного городского транспорта в тёплое время года, а типаж мотоциклиста постепенно теряет свой «хулиганский» ореол. Для кого-то, конечно, мотоцикл — это образ жизни, и такие люди не жалеют на своих стальных коней никаких денег, но есть и те, для кого байк — это, в первую очередь, способ быстро и без пробок добраться из пункта А в пункт Б.

За первое место в номинации «самый популярный у новичков мотоцикл»борьба идёт нешуточная. Так, всенародный любимец давно снискал славу выносливого и надёжного аппарата, а его скромная цена позволяет ему успешно конкурировать даже с китайскими мотоциклами. Недаром большинство мотошкол до недавнего времени, когда была введена подкатегория А1, предпочитали формировать свой мотопарк именно из YBR 125. Да и в городе этот лёгкий, весящий всего сотню с небольшим килограммов, байк очень хорош — он успешно пролезет там, где застрянет его более мощный и крупногабаритный двухколёсный собрат.


Некоторым, впрочем, 125 кубиков объёма кажется маловато, да и рослым мотоциклистам YBR 125 будет попросту тесен. Тут-то на сцену и выходит другой чрезвычайно популярный у начинающих мотоцикл — . В продаже на вторичном рынке хватает экземпляров самого разного возраста и, соответственно, продающихся по разным ценам, но какую-нибудь двадцатилетнюю «сибиху» можно купить тысяч за сто рублей. Это, а также тот факт, что CB 400 — полноценный «взрослый» мотоцикл, делает этот байк крайне популярным. Впрочем, и у него в рамках класса есть конкуренция со стороны таких моделей, как и , но последние не столь популярны.

Поклонники брутальных чопперов чаще всего тоже начинают с «четырёхсоток». Конечно, в продаже есть и менее кубатурные мотоциклы этого класса, но стоят они не намного дешевле 400-кубовых, и при этом в большинстве своём отличаются очень уж скромными габаритами и совсем не впечатляющими технически характеристиками. Чопперным двигателям вообще не свойственна высокая мощность, так что 400 кубиков — объективный минимум. Самыми популярными среди новичков мотоциклами этого класса можно назвать , Yamaha Virago 400 и . Есть, конечно, и другие модели, но эти встречаются чаще других.

Те же, кому японские «старички» не по карману, или те, у кого недоверия к 20-летним японским мотоциклам больше, чем к новым китайским, зачастую предпочитают последних. Мотопроизводителей из КНР на рынке России представлено много, и среди них есть бренды, заслуженно пользующиеся хорошей репутацией. К тому же последнее время некоторые фирмы, такие, как Stels и CF Moto, расширили свои модельные ряды, включив в них полноценные 600-кубовые мотоциклы, мощные и современные. Так что остаётся только порадоваться здоровой конкуренции, ведь чем её больше, тем лучше для нас, мотоциклистов.

«Ни одной улыбки на их лицах… подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого...», – так начинается документальная книга Хантера Томпсона об Ангелах Ада – пожалуй, одной из самых знаменитых «мотоциклетных банд». Во многом именно они заложили в массовом сознании образ субкультуры байкеров, который сохраняется там и сейчас. Но современные байкеры сделаны совсем из другого теста. Сейчас расскажем.

Иллюстрация из книги «Ангелы Ада»: так выглядели байкеры в 50-х.

1. Адреналиновая ломка. История движения

Первые байкеры появились в Америке в 50-х годах. Есть легенда, что первопроходцами были вернувшиеся с войны лётчики, страдающие от адреналиновой ломки и мечтающие о высоких скоростях. Но по-настоящему о байкерах заговорили после того, как в 1947 году мотоклуб «Пьяные задиры» устроил настоящий погром в тихом городке Холлистер: их обвиняли в изнасилованиях, погромах и беспорядках, про них снимали бесконечные голливудские ленты с непременным словом «адский» в названии. Американская Мотоциклетная Ассоциация публично открестилась от них, сказав, что среди порядочных мотоциклистов таких всего один процент. На это байкеры гордо заявили, что «Лучше гореть в аду, чем прислуживать в раю», и стали носить нашивки «1%». Имидж бунтарей сохранился за байкерами до сих пор, хотя к концу 70-х большинство первопроходцев или погибли, или оказались в тюрьме.

Кадр из фильма "Дикарь" с Марлоном Брандо, подражая котрому, байкеры стали носить кожаные куртки.

Прежних ужасов не повторялось, и общество немного успокоилось. Субкультура байкеров стала вполне привычным фоном жизни, хотя стереотипы никуда не исчезли, и в медиа до сих пор представляют их почти исключительно как «плохих парней».

Современные байкеры с сайта BikerMovies.ru негодуют: «Байкер в фильмах – это такое абсолютное, инфернальное, идеальное зло: без дома, без работы, без денег, но всегда с полным баком бензина, с кучей патронов, с наркотой стоимостью в годовой ВВП Колумбии и на новом блестящем ""тюнингованном"" байке. Хочется спросить режиссера – а ты хоть представляешь, сколько такой стоит?»

2. Рёв и визг. Виды байков

Байкер начинается с мотоцикла. Но мотоциклы бывают разные, и отличаются друг от друга значительно. Байкеры говорят: «Дочка не будет ванильной дурой, пока отличает чоппер от эндуро!», но сами в основном катаются на двух видах мотоциклов: спортбайках и чопперах.

Спортбайки – подтянутые, в гладком пластиковом корпусе, «дорожные ракеты»; их главное отличие – скорость, поэтому и аварий с их участием случается много. Проносясь по улицам, они издают характерный визг, по которому натренированное ухо легко узнаёт модель байка. Предпочитают их, соответственно, рисковые молодые люди.

Спортбайк – самый быстрый и опасный вид мотоцикла

Чопперы – это консервативные мотоциклы, ведущие свой род от легендарного Harley Davidson. Чопперы выглядят очень стильно: эпатажный высокий руль, бензобак в виде капли и обилие хромированных деталей. Именно на таком мотоцикле ездит классический байкер. При этом чопперы уступают спортбайкам в скорости, хоть и превосходят их в харизме и солидности, а на дорогах издают не визг, а мощный рёв.

Кадр из фильма «Терминатор»: Арнольд Шварцнегер на чоппере марки Harley Davidson FLSTF («Fat Boy»)

Есть и другие виды мотоциклов: эндуро (байк для езды в диких условиях), классика, туристические… но это всё не для байкеров. Даже спортбайкеров приняли в тусовку совсем недавно: ещё в 90-е с ними отказывались здороваться на дороге.

3. Солидные взрослые мужики. Современные байкеры

Сейчас в петербургском МотоСовете зарегистрировано почти пятьдесят байкерских клубов. Александр «TSUI» Атцик, администратор группы «Байкеры Питера», говорит, что такие клубы сейчас – единственные хранители традиций, а основная масса современных байкеров о них и не думает: «Сейчас мотоцикл может позволить себе любой. Если раньше, например в России в 90-х годах, а в мире в 50x-70x ты видел байкера/мотоциклиста, ты знал, что для этого человека мотоцикл – серьёзная часть жизни. Сейчас же для многих это – обычная вещь, на которой удобно передвигаться и которую можно купить в кредит в любом салоне», – делится Александр. Но и в клубах сейчас гораздо меньше молодёжи, склонной к криминалу. «Это теперь больше солидные взрослые мужики, которые хотят чувствовать причастность к «своим», к группе», – считает Сергей.

Байкеры готовятся сжигать чучело масленицы на Байк-рок-масленице в 2016 году

Кроме любви к мотоциклам субкультуру байкеров сейчас мало что объединяет. Среда очень разношёрстная, у каждого клуба свой устав и свои правила: у кого-то патриотизм, у кого-то путешествия, у кого-то алкоголь. И мероприятия современные байкеры проводят совсем другие. На 2016 год запланированы не погромы маленьких городков, а мотопробеги, турниры по боулингу и хоккею, даже «Байк-рок-масленица» и «Мотосабантуй». Туда приезжают с жёнами и детьми, едят шашлыки на природе, устраивают перетягивание каната – кроме припаркованных неподалёку мотоциклов, ничего не выдаёт байкеров в этих немолодых людях. Сергей считает, что, хотя стереотипный образ «тру-байкера» никогда не исчезнет, в целом отношение к субкультуре стало дружелюбнее: «Если раньше люди встречались с байкерами, только когда те громили бары или ехали куда-то колонной, то сейчас сложно найти человека у которого кто-то где-то не был вовлечён в мото-тусовку».


Мотоцикл - это не просто транспортное средство, это стиль жизни. И если автомобилисты, предпочитающие передвигаться на четырёх колёсах, воспринимают мотоцикл как роскошную игрушку или экстремальное развлечение, то для настоящих байкоров – это любимое средство передвижения, самый удобный способ добраться до работы, поехать за покупками да и просто путешествовать. В этом обзоре самые популярные на российском рынке байки.

1. Honda Steed 400


Эту модель начали выпускать еще в 1988г. Байк имеет небольшую мощность (31л.с.) и идеально подходит для новичков, которым нравятся круизеры. Honda Steed 400 имеет хорошую управляемость и надежность, а вместе с тем доступную цену. Это делает модель очень привлекательной. Но, откатавшись на таком байке несколько сезонов, все же возникает желание поменять его на что-то новое, поскольку он имеет жесткую подвеску и небольшой объем бензобака, а высокорослым людям на нем не совсем комфортно.

2. Yamaha R1


Этот мотоцикл создавали исключительно для скорости (он может разгоняться до 300км/ч). Для управления им нужны хорошие водительские навыки. Вне зависимости от того, что модель имеет абсолютно жесткую подвеску, которая в сочетании с российскими дорогами становится еще более не комфортной, Yamaha R1 с каждым годом находит все больше почитателей.

3. Harley-Davidson Sportster 1200


Пожалуй о «Харлее» мечтает каждый любитель мотоциклов. В модели Sportster 1200 удачно сочетаются престижность и мощность с качеством и доступной стоимостью.

4. Honda Goldwing GL-1800


В России эту модель часто называют «Голда». В ней есть все, что нужно для путешествий на мотоцикле с максимальным уровнем комфорта. При этом, привлекательный внешний вид делает этот байк еще более желанным. Единственное, что может остановить покупателя – это внушительная цена.

5. Honda VT-750


Дизайн этой модели полностью соответствует классическому виду американского круизера. Honda VT750 привлекает любителей классических байков и путешествий на них.

6. Suzuki GSX-R 600


Этот байк начали выпускать еще в 1992г. и до настоящего момента насчитывается уже 7 его модификаций. Спортбайк имеет агрессивные формы и необычно окрашенный пластик, что делает его эффектным и запоминающимся. Следует отметить, что Suzuki GSX R600 абсолютно не приспособлен для езды по некачественным дорогам, требует ощутимых затрат в ходе ремонта и большой расход топлива.

7. Kawasaki ER-6f


В России этот спортбайк получил название «Ерш». Модель начали выпускать в 2006г., она имеет необычный дизайн, небольшой расход топлива и малые габариты, что делает этот байк привлекательным для езды по городу.

8. Yamaha R6


Этот спортбайк начали выпускать в 1998г. Первое, чем он запоминается, это великолепный звук.
Yamaha R6 одинаково хорошо подходит, как для езды по городским улицам, так и для треков. Он является одним из самых мощных среди всех байков (V=600 смᵌ), которые можно при обрести для езды по дорогам общего пользования.

9. Honda CBR-600rr


Это прекрасный спортбайк, который подходит, как для трека, так и для езды по городу. Но покупка его вызывает вопросы у специалистов, поскольку нельзя полностью развить его потенциал, а на дальние расстояния ездить на нем по российским дорогам просто нереально. Однако, это не останавливает потенциальных покупателей, и с каждым годом их в России становится все больше.

10. Honda СВ-400 (в различных модификациях)


Этот байк начали выпускать еще в 1992г. Он обладает небольшой массой и классическим дизайном. Honda СВ400 отличает хорошая динамика и надежность, что и сделало этот байк победителем в ТОП-10 самых популярных в России моделей мотоциклов.

Тем байкерам, кому хочется чего-то особенного, стоит увидеть .

Байкеры (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.

Байкерское движение зародилось в США, проникло в ЕвропБайкерыу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок. Наиболее известная группировка - Hells Angels («Ангелы Ада»).

Стереотипный внешний вид байкера

Бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер), вязаная шапочка, «косуха» (художественно навороченная кожаная куртка летчика, ведь первые байкеры пересели после окончания войны на Харлеи с самолетов и танков!) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой мотоклуба), кожаные штаны.

Байкеры как и все рокеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды, для защиты глаз от ветра носят очки, поскольку часто не признают шлемов. Тем не менее, в среде байкеров это не является обязательным атрибутом. Байкер вполне может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Кожаная одежда используется в прохладных регионах. В солнечных странах байкеры ездят в джинсовых одеждах.

Наиболее часто используемая символика

Флаг Конфедерации (См. Гражданская война в США) (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его примения пошла от американских байкеров. Его современное Байкерызначение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров (см. Конфедеративные штаты Америки), с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другое использование символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому байк-клубу принадлежит байкер. На эмблеме клуба обычно указывают название байк-клуба, страну или город в котором организован байк-клуб и статус байк-клуба, также распространённой является подпись «МС» (аббревиатура от английского слова «Motorcycle Club»). Также, некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав или на грудь на куртке, где указан статус байкера в клубе.

Например: Президент, Секретарь, Бухгалтер, Претендент, Проспект, Мембер и др.

Серьёзное влияние на популярность байкерского движения оказал ряд фильмов, которые теперь являются культовыми в этой среде:

  • Дикарь (The Wild One), 1953 г.
  • Дикие ангелы (The Wild Angels), 1966 г.
  • Ангелы ада на колесах (Hells Angels on Wheels), 1967 г.
  • Беспечный ездок (Easy Rider), 1969 г.
  • Безумный Макс (Mad Max), 1979 г.
  • Безумный Макс 2: Воин Дорог (Mad Max 2: The Road Warrior), 1981 г.
  • Крутящий момент
  • Харлей Девидсон и ковбой Мальборо (Harley Davidson and the Marlboro Man)
  • В погоне за тенью
  • Записки мотоциклиста

Обычно в среде байкеров принято слушать тяжёлую музыку: рок, хард-рок, метал. Музыкальные группы, связанные с байкерской тематикой и байкерским движением:

  • E.S.T. Жан Сегадеев
  • Motorhead
  • Чёрный Обелиск
  • Manowar

Из истории рок-музыки: слова «heavy metal thunder» впервые появились в песне «Born To Be Wild», которую сочинил Mars Bonfire. Её переиграли Slade на своём первом альбоме.

Байкеры стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения. Массовая культура сделала из них миф, настолько притягательный в своей наоборотности и отвратности, что мотоциклетные субкультуры оказались самыми живучими – существуя по сей день, они так и не пережили своего упадка. Есть только два сорта людей,– сказал мне один мой знакомый мотоциклист,– байкер и небайкер. Потому что байкер – это стиль жизни, а не стиль езды на мотоцикле. Cебя они называют также hardcore (настоящие). Они неохотно идут на контакты, нелюбопытны, неразговорчивы. Байкеры или рокеры являются аутсайдерами презираемого ими изнеженного общества, у них считается позором быть такими как все. Они создали свое собственное общество со своими правилами и понятиями о морали (причем секс и преступления далеко не играли ту архиважную роль в их среде – это делала ненавидимая ими пресса).

Они – пламенные патриоты (абсолютный патриотизм отчасти выражался в признании только отечественных мотоциклов – Харлей Дэвидсон), отчасти расисты (особенно в южных штатах, где одной из байкерских эмблем был старый флаг Конфедерации), уважают (в общем и целом) сильную государственную власть и хотят быть уважаемыми в своей местности. Байкеры явили собой образец субкультуры, в которой ценностный акцент делался именно на вещи, считавшиеся низкими и незаконными. Их ценности формировались спонтанно, на бессознательном уровне, поэтому-то они и остались особой деклассированной, люмпенской молодежной субкультурой, племенем, куда доступ посторонним был, как правило, закрыт. Новичкам необходимо пройти через ряд достаточно суровых испытаний, и только тогда им будет выдана джинсовая жилетка с обрезанными рукавами, с эмблемой той или иной мотоциклетной банды. Байкерская субкультура, пожалуй, явилась единственной эксклюзивной, отвергавшей все, что связано с этническими и иными меньшинствами, а также с женским началом в культуре.

Их самый святой символ – незаметная нашивка 1%, обозначающая внутренний орден, который объединяет настоящих байкеров против остального мира, что следует понимать буквально. Такой знак нельзя было носить просто так – его надо было заслужить.

Байкер проходил обряд посвящения, своего рода инициацию, особый ритуал, когда нового члена обливали грязью, бензином, бросали в лужу, а затем объезжали его на мотоциклах по кругу. Не все мотоклубы относятся к 1%, а только те, что совершенно осознанно становятся против гражданских норм, государственных правовых понятий, бюрократической опеки.

В средние века такие люди, как байкеры, тоже были бы людьми вне закона, вольными стрелками и бунтарями, и такими они видят себя до сих пор. Из-за этого они автоматически становятся не только аутсайдерами общества, но и врагами государства и даже преступниками. Понятие 1% имеет свою историю. 4 июля 1947 года в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотоциклетные гонки, которые проводила ассоциация AMA. В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда мотостиляг. Журналист Фрэнк Рутни написал об этом в газете Сатэрдэй Ивнинг Пост, журнал Лайф сделал фоторепортаж. Так байкеры впервые попали в поле зрения шокированной и напуганной американской общественности (по этому эпизоду режиссер Стенли Крамер снял в 1954 году фильм Дикарь с Марлоном Брандо в главной роли). При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка 1%.

По стране прокатилась волна солидарности и в порядке протеста возникали мотоциклетные группы, называвшие себя M.C., то есть мотоклуб. Cо временем эта нашивка стала означать не только неподчинение AMA, но и вообще общепринятым законам и правам граждан. Часть байкеров (начиная с шестидесятых) сращивается со своего рода уголовным элементом (распостранение наркотиков, контроль за проституцией). Большинство их них перебивалось случайными заработками, почти все демобилизовались из армии после войны, и им было трудно приспособиться к условиям послевоенной Америки. Они возвращались победителями, ждали заслуженной славы, но оказалось, что ничего не изменилось: страна как и в годы войны замкнулась, сжалась в своем консерватизме, только ухудшавшим общий климат. Они слишком многое упустили, чтобы реагировать на быстрые социальные изменения. Телевидение, реклама, индустрия развлечений навязывали им образ нации: одинаково одетой, одинаково подстриженной, c машиной, детьми, собакой и прочими атрибутами возвращения к нормальной жизни. Для многих после всех лишений военного времени такая стандартизация была альфой и омегой бытия, но для тех, кто привык жить на адреналине, находиться между жизнью и смертью, такой махровый конформизм оказался неприемлем. Эти люди, по обе стороны Атлантики, не чувствовали, что вернулись в дружелюбный дом. Очень трудно работать продавцом в супермаркете, после того как ты был в десантных войсках. Похожая ситуация сложилась в США во время войны во Вьетнаме. Многие ветераны, по возвращении на Родину, значительно пополнили байкерские ряды. Тогда же (даже чуть раньше) в атрибутику байкеров вошла нацистская символика, до глубины души шокировавшая обывателя – ярчайший пример обращения молодежной субкультуры к эмблемам Наобортной Культуры или ненавидимого большинством Враждебного Мира. Мы были посланы правительством на бойню, а когда вернулись, нас стали обзывать убийцами, и не давали стакан пива, если тебе не было 21 года. И эти люди обратились к мотоциклам, которые стали наиважнейшим атрибутом их жизненного уклада. Их в полной мере можно назвать современным кочевым племенем, со своими законами и языком. Байкеры стали объединяться в небольшие, но чрезвычайно мобильные группировки. Одной из первых стала The Booze Fighters – Пьяные Задиры (предшественники Ангелов Ада, названных так, кстати, по имени одного солдатского землячества времен второй мировой войны).

Послевоенные байкеры стали первой из субкультур, выработавшей свое радикальное отношение к любому аспекту американской действительности. Широкому распостранению образа помогли и кинематографисты, живо чувствовавшие коммерческость темы, и создавшие один из самых притягательных для молодежи культурных мифов. Успеху байкеров отчасти помог и резко отличавшийся от всех стиль. Как правило, субкультурам рабочей молодежи, бедных кварталов было присущ dressing up, то есть сознательное улучшение образа. Байкеры же намеренно одевались в рабочую, грубую и неприхотливую одежду, как бы подчеркивая свою индивидуальность, мужскую силу и гордость. Одежда, казалось, символизировала их беспокойную, полную различных эксцессов жизнь на дороге. Cтиль (западный по сути) определила война. Особенно это касается черных кожаных курток, в которых в годы войны щеголяли даже генералы. Теперь же они стали байкерской униформой (имидж дополняли тяжелые армейские ботинки или сапоги). Байкеры функционировали по ту сторону социальных ценностей. Рожденные Проигрывать сорви-головы использовали любую возможность выделиться среди остальных на грани дозволенного законом, и тем самым практически полностью отошли от жизни в обществе. Cтилистически и идеологически они были аутсайдерами безо всякого желания стать инсайдерами. Если субкультура зутиз символизировала собой мейнстримовское стремление к лучшей жизни, то о байкерах этого сказать нельзя.

Лучше править в аду, чем служить в раю,– эта крылатая фраза из фильма Ангелы Ада На Колесах стала их девизом. Однако, эта, казалось, чрезвычайно замкнутая субкультура своим резко поставленным альтернативным отношением задала тон многим последующим. Не случайно, что она получила распостранение и в среде хэдбэнгерз (металлистов), и у панков. Черная кожаная куртка с того времени вошла в широкий ассортимент уличной моды, и до сих пор считается одной из самых важных составляющих молодежного стиля – самая безобидная вещь из тех, кои могло безболезненно принять общество, против ценностей которых Байкеры бунтовали. Возникшие впоследствии, как в США, так и в Великобритании, другие мотоциклетные группировки отличались друг от друга только названиями – ценности остались неизменны. C развитием рок-музыки байкеры прочно заняли свое место в популярной культуре – кочевое племя урбанизированного сообщества.