Включить низкую передачу на высокой скорости. Переключение на пониженную передачу

Переключение на пониженную передачу

При движении на пониженной передаче сцепление не разомкнуто, вы замедляетесь, а внутреннее трение частей двигателя усиливает действие тормозов. Кроме того, последовательное переключение передач создает запас мощности и стабильности при маневрах.

Пока правой ногой вы давите на педаль тормоза, левая нога должна плавно нажимать и отпускать педаль сцепления, чтобы обеспечить незаметный переход с «длинноногих» передач на «коротконогие» – с четвертой на третью и так далее. Если вы выжимаете и отпускаете педаль сцепления плавно, обороты двигателя успевают подняться или опуститься до того уровня, который необходим для движения на пониженной передаче с учетом скорости.

Большинство людей никогда не работают педалью сцепления и тормозом одновременно. Они автоматически убирают правую ногу с тормоза, когда левая нога выжимает педаль сцепления. Объяснить это – все равно что заставить вас задуматься о том, как именно вы размахиваете руками при ходьбе… а потом смотреть, как вы спотыкаетесь и падаете.

Фокус в том, чтобы две ноги функционировали независимо друг от друга: одной вы нажимаете на тормоз, другой включаете и выключаете сцепление. Научившись этому, вы сможете водить как Fiat, так и Ferrari.

Когда вы одновременно жмете на педаль тормоза и переходите на пониженную передачу, вы используете для торможения и двигатель, и рабочую тормозную систему, а значит, колодки прослужат дольше. Что еще важнее – при торможении двигателем нагрузка на ведущих колесах сохраняется на протяжении всего процесса торможения. Замедление будет более плавным, а если в этот момент вы проходите поворот, тормозя двигателем, вы обеспечиваете шинам запас сцепления с покрытием.

Теперь, когда вы знаете все способы сохранять баланс веса в автомобиле, пора переходить к разговору о прохождении поворотов.

Распространенные ошибки

В современных коробках есть синхронизаторы – детали, предназначенные для того, чтобы шестерни в момент зацепления вращались с одинаковой скоростью. Раскручивание шестерни до нужной скорости занимает всего лишь долю секунды, но если вы попытаетесь слишком резко «воткнуть» очередную передачу, почувствуете сопротивление.

Не нужно бросать сцепление, то есть отпускать педаль слишком быстро. Машина дернется, и ведущие колеса начнут вращаться слишком интенсивно под воздействием избыточного крутящего момента, что может привести к пробуксовке.

Из книги Как пользоваться Интернетом после принятия закона «Об Интернете» автора Халявин Василий

5. Обходим запрет на анонимную передачу информации 5.1. Обходим запрет на анонимную отправку электронных писем Ранее в своей книге «Новейшие секреты Интернета» я рассказывал о сервисе AnMase.ru, сервисе анонимной отправки электронных писем. Но этот сервис, увы, прекратил

Из книги Как пользоваться Интернетом после принятия закона «Об Интернете» автора Халявин Василий

5.2. ?Обходим запрет на анонимное хранение и передачу информации (файлов) Хранение вне компьютера в зашифрованном виде, а также передача файлов, опять же с полной уверенностью, что никто, естественно, кроме того, кому предназначается передаваемый файл, не узнает его

автора

Совет № 14 При переключении передачи «вверх» не нужно суетиться. Нужно все делать быстро и при этом плавно. Также не нужно спешить с переключением на следующую передачу – от этого автомобиль может потерять динамику разгона Включите первую передачу, троньтесь с места,

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Совет № 30 Новую машину смело ставьте на ручник. Если колодки ручника изношены, придется ставить машину на передачу. При этом возьмите в привычку перед запуском двигателя нажимать две педали – сцепление и тормоз. Автомобили с автоматической коробкой передач можно смело

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Совет № 70 Если приходится долго стоять в пробке, совсем необязательно держать ногу на сцеплении. Лучше включить нейтральную передачу и зажать тормоз – так будет меньше изнашиваться выжимной подшипник сцепления Если пробка глухая, то можно вообще заглушить двигатель

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

58. Договоры на передачу исключительных прав При реализации авторских прав на произведения литературы, науки, техники и искусства, а также прав автора на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие объекты интеллектуальной собственности возникает

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

ГЛАВА 10. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ Самый простой способ оценить уровень мотоциклиста - посмотреть, как он переключает передачи. Переключаться нам приходится часто, а неаккуратная смена передач делает езду некомфортной. Опытные водители уже нащупали правильный способ, но

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

2.4. Переключение передач Что такое идеальное переключение передач? Это когда его не чувствуешь и не слышишь. Послушайте, я знаю, что физически вы умеете переключать передачи. Но я предлагаю вам метод ниндзя. Поверьте, он мягче, чем кашемировый гульфик.Идеальное

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Переключение на повышенную передачу (то есть разгон) Самое сложное – переключиться с первой передачи на вторую во время разгона. Двигатель раскручен на полную мощность и реагирует агрессивно. По мере того как вы переходите на более высокие передачи, становится

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Замедление, торможение, переключение на пониженные передачи Торможение двигателемВ хорошей дорожной обстановке, когда вы свободно перестраиваетесь в потоке, вам едва ли нужна педаль тормоза. Когда при включенной передаче вы отпускаете газ, поступление горючей смеси

Из книги Водить как Стиг автора Коллинс Бен

Перескакивание через передачу Переключая передачи вверх, я частенько перескакиваю через передачу, чтобы сэкономить топливо. Так же можно перескочить через передачу при переключении вниз, когда вы разом переходите, скажем, с четвертой на вторую. Если вы знаете заранее,

Какую передачу выбрать и каков правильный алгоритм переключения — вопрос вроде тривиальный, но лишь для тех, кто привык ездить на механике и делает это достаточно длительное время. Заметка рассчитана на тех, кто интуитивно владеет навыками переключения. Для получения базовых знаний, рекомендую для начала ознакомиться с заметкой .

Как вообще переключаться на механике

Разберем сначала самый простой случай, когда мы разгоняемся, и разгоняться будем без торможений до требуемой скорости. Вроде бы тронулись и перебирай себе передачи. Но не все так просто. Вот мы тронулись на первой передаче…. Почитайте на всякий случай про то, . Как только педаль сцепления отпущена полностью, начинаем плавно добавлять газ, чтобы скорость стала расти более менее стремительно. И вот обороты доходят до…. А вот тут возможны варианты. Можно крутить мотор до 3000, 4000, 5000, 6000 оборотов, а можно вообще переключаться на 2000 и даже ниже. Все зависит от требуемой динамики разгона.

Если ваша задача выиграть заезд на четверть мили, то конечно же вам необходимо выводить мотор в режим максимальной мощности и держать его в таком режиме весь трек. Здесь важно знать характеристики вашей машины. Если максимальный крутящий момент достигается на 4000 оборотах, то после переключения на следующую передачу значение оборотов должно быть не ниже числа максимального крутящего момента.

Таким образом, при максимальном моменте на 4000 оборотов необходимо раскрутить двигатель минимум до 5000-5500, чтобы после переключения двигатель резво продолжил разгоняться. Но мы ведь не на треке, и заезды на четверть мили устраивать не будем… Разумеется да. Будьте аккуратнее с разгоном. Лучше недоразогнаться, чем пере. Однако пример очень показателен. Чем выше число оборотов, тем динамичнее разгон. Следовательно, на каких оборотах переключаться, выбирать только вам, и только в зависимости от обстановки.

Как работать сцеплением при переключении

Сильно расписывать не буду. Единственное, что можно сказать, то сцепление, в общем случае необходимо выжимать быстро, а отпускать педаль плавно, дозируя силу сцепления двигателя с колесами, ведь в конце концов мы или душим колесами разгон двигателя, или же наоборот раскручиваем двигатель за счет кручения колес. Поэтому старайтесь не допускать ударов (когда двигатель крутится быстрее, чем нужно колесам) или клевков(когда двигатель крутится медленнее, чем необходимо колесам). Почему стараться избегать? Сейчас объясню:

  • Удары — они явно не прибавят жизни вашему диску сцепления, однако это не все. На снежной и тем более ледяной дороге, может последовать пробуксовка колес, что может привести к сносу передней оси у передне приводных и к заносу у заднеприводных. У полноприводных лотерея. Может поплыть вся машина целиком, а может отработать правило как для заднего так и для переднего привода.
  • Клевки — у заднеприводных может начаться занос(скорее снос конечно, но не встречал такого понятия) задней оси, у переднеприводных все тот же пресловутый снос передней оси. У полного привода как повезет, да и от привода зависит.

Что из этого хуже? Да и то и то достаточно неприятно, и оба явления могут привести к печальным последствиям. Научились мы значит правильно работать со сцеплением, но ведь это пол дела. Помните я говорил про обороты, динамику, и что при отпускании сцепления мы обязательно душим или разгоняем двигатель. Все потому что практически невозможно выбрать идеальные обороты. Ну и ладно. Не реально значит не будем. Хотя подождите. Мы можем помочь двигателю, подведя обороты к необходимым. При разгоне, чем быстрее мы переключимся, тем меньше оборотов потеряем.

Причем динамику потери оборотов мы можем регулировать педалью газа. Что? Вас учили отпускать педаль газа при переключении полностью? Забудьте. Полностью отпускать газ имеет смысл только при очень быстрых переключениях. Обычно же отпускается лишь часть газа. Допустим вы нажали на газ на 50%. Перед переключением ловим момент когда машина прекращает разгоняться, потом отпускаем еще немного газ, и переключаемся.

Для примера нажали на 50% газ, раскрутили двигатель, потом на 40% почувствовали прекращение разгона, выжали сцепление, еще немного отпустили газ, чтобы обороты немного начали падать, и отпускаем педаль сцепления. Отпускаем, а не бросаем. В идеале обороты должны упасть до того числа, на котором бы ехала машина на той передаче, которую вы хотите включить. К примеру едем мы на второй, 3000 оборотов, скорость 50 км/ч. Надо переключиться на третью. На третьей передаче, машина бы ехала 50 км/ч на 2000 оборотов, следовательно, при переключении, обороты должны быть как можно ближе к 2000.

К моменту отпускания сцепления, когда двигатель уже контачит с колесами хоть как то, можно слегка добавить газ. Это позволит избежать клевка, а ведь пассажиры клевки переваривают хуже, чем легкие ускорения. А теперь домашнее задание. Опишите логику переключения на пониженную. Шутю, шутю. Читайте) Переключиться на пониженную сложнее чем на повышенную. Тоесть со второй на третью переключиться проще, чем с третьей на вторую. Объясню почему.

Когда мы переключаемся со второй на третью, наша задача сделать обороты ниже, чем есть сейчас. Едем на 3000, после переключения должно быть 2000. А вот при переключении на пониженную было 3000, должно стать 4000. А двигатель разогнать сложнее, чем остановить. Вспомните хотя бы как легко вы глохнете, и каких усилий стоит тронуться. Так вот по сути есть две техники включения пониженной передачи:

  1. Добавить двигателю оборотов, чтобы не разгонять его колесами
  2. Очень плавно отпускать сцепление, чтобы не получить сильного клевка, ведь в некоторых случаях торможение двигателем(а ведь это именно оно и есть, когда мы не трогаем газ, и при этом есть сцепление двигателя с колесами) может быть ооочень эффективно.

Сразу скажу. Не вздумайте включать пониженную, если есть риск выхода за пределы рабочих оборотов двигателя. Допустим вы едете на пятой и у вас 5000 оборотов, а максимальные обороты 6000. Если вы переключитесь на 4ую, вам еще может повезти, но если вы переключитесь на две передачи ниже, то есть на третью, то двигателю может стать совсем плохо. Конечно коробка передач устроена хитро, и вряд ли даст вам совершить такой акт вандализма, однако и коробки рвало и двигатели выходили из строя.

А вот переключиться на несколько передач вниз вполне нормальное явление. Допустим вы ехали с горы, и у вас была включена пятая передача(ну не правильно же, ведь с горы крайне желательно включать что-нибудь ниже прямой передачи) и тут вы тормозите. Но тормозите вы правильно, и сцепление не выжимаете. Вы же помните что передача должна быть включена как можно больше времени. Если на четвертой ехать не возможно, включайте третью, не возможно на третьей, включаем вторую. Ну так вот, ехали вы с горы на пятой, и тут приходится резко тормозить, потом оказалось, что заяц передумал перебегать дорогу, но у вас уже 1500 оборотов и вы катитесь в горку, куда ваш мотор не вытащит на таких скромных оборотах.

Конечно нужно включить хотя бы четвертую, или лучше третью, чтобы резво набрать былую скорость, ведь ехать по трассе крайне медленно нельзя, а порой опасно(крайне медленно это 30-40 км/ч). Так вот подкинули оборотов и включая передачу, плавно отпускаем сцепление.

Какую передачу выбрать и как правильно переключаться

Ну очень философский вопрос. Давайте поразмышляем. Режимов езды на конкретной передаче у нас шесть. Собственно теперь можно систематизировать алгоритмы выбора передачи(значение оборотов непосредственно перед переключением, разумеется условные значения, которые на ваше машине могут быть другими):

1500 об./мин 3000 об./мин 5500 об./мин
Разгон, за которым последует замедление Переключаемся на пониженную Отпускаем газ и замедляемся с тормозом или нет Отпускаем газ, имея в виду, что тормозить двигателем машина будет сильнее, чем на 3000
Разгон, за которым последует равномерное движение Не меняем передачу Переключаемся на повышенную
Равномерное движение, за которым с большой долей вероятности последует торможение или остановка Переключение на пониженную Отпускаем газ Отпускаем газ, но плавно, так как машина может клюнуть
Равномерное движение, за которым последует разгон Переключение на пониженную Не меняем передачу Включаем повышенную
Замедление за которым последует равномерное движение Не меняем передачу Включаем повышенную Переключаемся на две повышенных
Замедление, за которым последует разгон Переключение на пониженную Не меняем передачу Переключаемся на повышенную

Если увидели ошибку в таблице, напишите об этом в комментариях. Сразу скажу, что таблица скорее прибросочная, ведь ситуаций достаточно много, и все зависит исключительно от вашей способности прогнозировать и знания вашего автомобиля. Я дал лишь примерный ориентир.

Ну и напоследок отвечу на вопрос одного из читателей: «Опишите, пожалуйста, процесс переключения передач на скорости, с пониженной на повышенную и в каких случаях наоборот. Если можно поподробнее, порядок конечно понятен: 1-я - только для того, чтобы трогаться… потом 2-3-4-5… Но бывают моменты: едешь на 4 и тут затор или светофор, нужно притормозить, а тут зелёный и движение началось с медленной скоростью… надо-ли переходить на 3 или можно продолжить движение на 4, но медленно… и подобные нюансы…».

Я обычно ориентируюсь из ситуации и скорости потока в целом. Допустим машины впереди ускоряются, однако видно, что через 5-6 машин поток снова тормозит. Смысла разгоняться попросту нету и движение можно продолжить на той передаче, на которой и ехали, а можно включить пониженную и регулировать ход автомобиля за счет ускорений и торможений двигателем.

В моем случае все зависит от настроения, вероятности что кто то начнет втискиваться без предупреждения и прочих факторов, но чаще всего я переключаюсь на пониженную, чтобы все время держать мотор в тонусе, или другими словами в зоне комфортных и силовых оборотов.

Хочешь, чтоб тачка взбрыкнула? Включи пониженную!

С понижением передач дело обстоит несколько сложнее, чем с их повышением. Если вы начинающий водитель и для вас это не очевидно, сделайте следующее: разгонитесь до 50 км/ч на III передаче, включите II передачу и быстро, как обычно, отпустите педаль сцепления. В результате стрелка тахометра резко подскочит вверх, и машина здорово дернется. Попробуйте! Получилось?

Так будет всегда при переходе с повышенной передачи на пониженную, только интенсивность рывка будет разная в зависимости от скорости и передачи. Почему же возникает рывок? Как нам показывает резко «подпрыгивающая» стрелка тахометра, при понижении передачи повышаются обороты мотора. Если при переключении со II на III передачу стрелка падает с 3500 до 2500 об/мин, то при переходе с III на II, наоборот, она подскакивает с 2500 до 3500. Это значит, что включая пониженную передачу, мы в принудительном порядке разгоняем мотор до более высоких оборотов. Поскольку вращающиеся детали двигателя тяжелые, инертные, они сопротивляются раскрутке, что и выражается в рывке машины . Получается, рывок - как бы протест мотора

Перегазовка или сцепление?

Так что я рекомендую вам регулярно, при каждом понижении передачи использовать перегазовку и, желательно, с двойным выжимом педали сцепления. При помощи перегазовки вы переключите передачу быстрее, плавнее и безопаснее как для дорожного движения, так и для деталей автомобиля, чем с помощью плавного отпускания педали сцепления . Конечно, перегазовку сложно освоить, но если вы это все ж таки сделаете, то, боюсь, понравится, да так, что не оторвешь! И за автомат вас потом не посадишь:)))

Toe Forever!

Кстати, перегазовка (по-английски: toe) пришла к нам из старых добрых пятидесятых, с грузовиков, на которых не было синхронизаторов и передачу без перегазовки нельзя было включить в принципе. Поэтому сегодня иногда встречается точка зрения, что, мол, перегазовка - анахронизм, привет из прошлого, и что любая современная машина прекрасно справляется с понижением передач и без перегазовки. Если вы так думаете, то вернемся ко второму абзацу этой статьи и еще раз включим пониженную передачу без перегазовки. И для большей наглядности перейдем на 50 км/ч не на вторую, а сразу на первую передачу. Только выберите место на дороге поспокойнее да пошире, а то улетите с дороги, мало не покажется…

Еще добавлю, что перегазовка - неотъемлемая составляющая арсенала приемов любого профессионального гонщика. Так что если вы планируете заняться спортивным вождением, перегазовка для вас - обязательна к освоению! Пробуйте, дерзайте!

А если вам понадобится практика - приходите на курсы «Магия переключения передач» или «Вождение по гоночной трассе». Начинающим водителям больше подойдет курс «Вождение в городе», а продвинутым могу еще также посоветовать пройти эксклюзивный курс нашей школы: «Курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Даже если вы и не собираетесь постигать вершины гоночного вождения, в любом случае, перегазовка — элемент водительского мастерстваи визитная карточка грамотного водителя. Рекомендую!

С переключением и понижением передач — все, и в следующей статье я расскажу, наконец,


Повально распространившаяся экономия топлива привела к тому, что большинство водителей привыклè ездить на повышенных передачах, а на пониженные переходить только тогда, когда двигатель уже практически готов заглохнуть. Подобная манера вождения может привести к весьма печальным последствиям во многих ситуациях. Основная беда в том, что, постоянно пользуясь повышенными передачами, водитель вырабатывает у себя определенный навык управления автомобилем, который срабатывает практически инстинктивно, в том числе и в критических ситуациях. А зачастую именно наличие такого навыка способно сделать совершенно безобидную (при правильном управлении автомобилем) ситуацию критической.

Прочно въевшийся навык переключения передачи на пониженную только при практически полной потере мощности двигателя приводит к критической ситуации при движении на подъем, при обгоне с выездом на реверсивную полосу, при экстренном объезде препятствия, на крутом повороте и т. д.

Рассмотрим, например, ситуацию с обгоном при выезде на полосу встречного движения. Чаще всего перед тем, как начать обгон, приходится «повисеть на бампере» впередиидущего автомобиля, и скорости автомобилей оказываются равны. Неопытный водитель, обладающий дурной привычкой переходить на понижающие передачи только при потере мощности двигателя, так и будет «висеть на бампере», не переключая передачу, до момента начала обгона, а затем все на той же повышенной передаче выскочит на встречную полосу, где и обнаружит, что повысить скорость не получается — двигатель «не тянет», недостаточно мощности. И хорошо, если у него будет возможность спокойно переключить передачи, повысить скорость и завершить обгон с возвращением на свою полосу движения. Часто бывает, что приходится возвращаться на свою полосу, так и не совершив обгон, и вновь «висеть на бампере», причем все на том же. Но может и не повезти до такой степени, что произойдет ДТП с очень тяжелыми последствиями, ведь такой выезд на встречную полосу может закончиться самым тяжелым — лобовым столкновением.

Зато если перед тем, как выходить на встречную полосу, переключить заранее передачу на пониженную и с подгазовкой начинать обгон, то скорость автомобиль набирает гораздо быстрее и сам
маневр осуществляется и завершается быстро, при этом время нахождения на полосе встречного движения минимально.

Преодоление поворота на понижающей передаче считается более безопасным, чем на повышающей (с перекрутом). Дело в том, что при понижающей передаче можно использовать тормозной эффект двигателя, что загружает передние колеса и позволяет противодействовать центробежной силе. Кроме того, это позволяет дозировать торможение при повороте без блокировки колес, а также дает запас мощности и ускорения для того, чтобы преодолеть критическую ситуацию, если она возникнет.

Чаще всего сохранение необходимой мощности двигателя связано именно с опережающим переключением на пониженную передачу, а вовсе не с переключением в тот момент, когда потеря мощности уже произошла. Дело в том, что во время самого переключения теряется от 300 до 2000 об/мин, поэтому если мощность уже потеряна, то при переключении потери будут еще больше. Такое часто случается, к примеру, при движении на подъем: подъем начинается на скорости 60 км/ч на пятой
передаче, но буквально сразу же водитель обнаруживает, что двигатель «не тянет». Он старательно «топит» педаль газа в пол, а скорость продолжает падать, затем следует переключение на четвертую передачу и… двигатель вновь «не тянет»! А все дело в том, что переключение запоздало, во время переключения произошли дополнительные потери мощности и требуется уже третья, а то и вторая передача (в зависимости от крутизны подъема), чтобы восстановить мощность двигателя. Но если перед началом подъема переключиться на пониженную передачу, на ту же четвертую, и выполнить опережающее дросселирование, то никаких проблем не будет, автомобиль совершенно спокойно и легко преодолеет подъем.

Существует прием, позволяющий восстановить мощность двигателя на подъеме без перехода на очень низкие передачи (в приведенной выше ситуации при использовании этого приема достаточно было бы переключения на четвертую передачу). Этот прием — перегазовка, которая выполняется при выжатом сцеплении и максимальной подаче топлива. Выполняется данный прием следующим образом. Если при движении на повышенной передаче на подъем автомобиль не реагирует ускорением на усилие, приложенное к педали газа, то следует продолжать усилие (педаль газа — в пол) и медленно выжать педаль сцепления — при этом произойдет резкое увеличение частоты вращения коленвала двигателя. Вот тут то и включается пониженная передача, но педаль сцепления все еще удерживается в выжатом состоянии, и только когда достигнута максимальная частота вращения коленвала, можно плавно отпустить педаль сцепления. Цель будет достигнута — мощность двигателя восстановится и автомобиль двинется с ускорением.

ПРИМЕЧАНИЕ
Прием перегазовки при выжатом сцеплении и максимальной подаче топлива будет работать только тогда, когда он применяется с опережением, то есть до полной потери мощности двигателя.

Необходимо знать, что не во всех ситуациях имеется достаточно времени, чтобы переключать передачи с повышенной на пониженную в стандартной последовательности, одну за другой.

В критической ситуации иногда приходится переключаться на пониженные передачи с пропуском последовательности (например, с пятой на третью, с четвертой на вторую). Такое переключение обычно делается для выполнения экстренного маневра, чтобы создать запас мощности двигателя.

Переключение с пропуском последовательности лучше выполнять так же, как вышеописанный маневр для подъемов, то есть с перегазовкой и задержкой сцепления. Перегазовка позволяет избежать блокирования ведущих колес при включении сцепления, а задержка сцепления смягчает динамический удар.

Таким способом переключения на пониженные передачи пользуются при выносе автомобиля на реверсивную полосу или выбросе на обочину. Преодоление центробежной силы осуществляется с помощью мощности двигателя, но автомобиль при этом должен быть развернут передней частью внутрь поворота.

Переключение передач с пропуском последовательности используется и для создания вращательного момента (скольжение задней оси автомобиля), чтобы перевести автомобиль в управляемый занос (для предотвращения опрокидывания) (рис. 84).

Рис. 84.

В случае если автомобиль переднеприводный, такое включение пониженной передачи может быть опасным, если не контролировать тягу двигателя — пробуксовка колес может спровоцировать их снос и вынос автомобиля с траектории. Зато на дороге с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием пробуксовка (если уметь ею воспользоваться) помогает прекратить занос и способствует стабилизации автомобиля.

В обычном режиме вождения переключение передач на пониженные с пропуском последовательности используется для ускорения после длительного торможения на прямой передаче, перед сложным участком разбитой дороги, для разгона после крутого поворота, перед крутым подъемом или спуском на грунтовой дороге.

Также этот прием в некоторых условиях может быть использован в качестве «тормоза», о чем уже говорилось ранее.

Если коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием низкий (скользкая дорога), то переключение на низшие передачи позволяет сохранить устойчивость автомобиля. Как известно, на такой дороге резкие действия противопоказаны, они мгновенно вызывают критический занос, ритмический занос или неуправляемое вращение. Не слишком опытные водители провоцируют подобные ситуации торможением с помощью рабочей тормозной системы, что приводит сначала к неуправляемому боковому или продольному скольжению, а уж затем следует критический занос и неуправляемое вращение.

Переход на низшие передачи позволяет избежать всех этих проблем: либо подгазовкой, либо торможением двигателем (без блокировки колес) регулируется и контролируется устойчивость автомобиля; повышение тяги на ведущих колесах позволяет регулировать угол заноса (заднеприводнîй автомобиль) и угол сносапередней оси (переднеприводный автомобиль). Кроме того, создается запас мощности, который позволяет преодолеть критические ситуации при вращении или выбросе автомобиля на обочину.

Правда, есть небольшая проблема: когда автомобиль уже вот-вот потеряет управляемость, переключение передачи может привести к потере устойчивости. И в то же время, если передачу не переключить, с критической ситуацией однозначно справиться невозможно — замкнутый круг! Чтобы справиться с этой «неразрешимой» проблемой, достаточно выполнить последовательность действий, которые позволяют сохранить устойчивость автомобиля при переключении на низшую передачу (рис. 85):

  • правая рука перемещается на рычаг переключения передач, левая рука продолжает манипуляции рулевым колесом для стабилизации автомобиля. Одновременно продолжается подгазовка (полностью прекращать подгазовку нельзя, хотя бы минимально, но требуется поддерживать подачу топлива);
  • мягко и плавно выжимается педаль сцепления, и одновременно включается понижающая передача с задержкой (то есть не рывком на нужную передачу, а через проход «нейтрали», а уж затем — низшая передача). Во время задержки выполняется перегазовка, что позволяет поднять обороты двигателя(исключаются разгонный или тормозной импульс на ведущих колесах).



Рис. 85.

Задержка при включении сцепления позволяет компенсировать ошибки в точности перегазовки.

Искусство вождения автомобиля требует многих лет практики.Тренироваться, как правильно управлять автомобилем, мы начинаем еще в школе по вождению. Однако даже после окончания ее многие не знают всех тонкостей управления автомобилем. Недостаточно просто дергать рычаг передач в нужном направлении - необходимо еще уметь правильно повышать и понижать передачи. При правильном управлении автомобиль будет двигаться плавно, а пассажиры по достоинству оценят талант водителя.

Автомобилистам, интересующихся вопросом, как правильно понижать передачи, прежде всего необходимо знать, что переключать коробку нужно только тогда, когда скорость автомобиля снизилась до нужной отметки. Для первой передачи необходима скорость от 0 до 20 км/ч, второй - от 20 до 40 км/ч, третей - от 40 до 60 км/ч, четвертой - от 60 до 80 км/ч, пятой - от 80 км/ч и выше. При несоблюдении данных соотношений автомобиль будет резко дергаться, что приводит к быстрому износу деталей.

Водителям знающим, как управлять автоматической коробкой передач, будет довольно непросто пересаживаться на механику. Управление механической коробкой передач требует определенного опыта и сноровки. Понижать передачи следует в определенном порядке. При снижении скорости опытный автомобилист всегда вначале переключает коробку передач в нейтральное положение, а уж потом включает нужную передачу в зависимости от скорости машины. На склоне для экономии бензина можно все время вести автомобиль с коробкой передач в нейтральном положении. Однако не стоит злоупотреблять таким стилем вождения. Если склон слишком крутой затормозить вовремя будет очень сложно

По принципу работы понижаются передачи точно также, как и повышаются и как включается задняя передача. Вначале выжимается до упора педаль сцеления, а затем включается нужная передача. После этого добавляем газа и плавно отпускаем педаль сцепления. При понижении передач не следует смотреть на коробку, чтобы не отвлекаться от дороги. Переключение передач должно выполняться автоматически. Такая привычка вырабатывается во время практики.

5. Отдельное внимания следует уделить обсуждению вопроса экстренного понижения передач при резком торможении перед ямой, к примеру. Перед тем как переключать передачи на механике следует резко нажать тормоз и только после этого включить нижнюю передачу, обычно первую. Затем на пониженной передаче плавно проехать по яме.. Зная все тонкости управления автомобилем на пониженных скоростях, можно показать настоящий мастер-класс на дороге. Мастерство водителя заключается не в скоросте езды, а в умении правильно переключать передачи, а значит и плавно управлять автомобилем.