Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях

1. Морозным утром гидромеханическую автоматическую коробку передач (то есть, в данном случае речь не идет о роботизированной механике) стоит прогреть. Для этого нужно перевести селектор АКП в положение D (Drive) и, удерживая машину педалью тормоза, простоять на месте порядка 5-10 секунд. Затем процедуру повторить в положении селектора R (задний ход).

2. Существенный плюс езда на «автомате» зимой в том, что автомобиль с АКП как правило умеет трогаться с места более плавно, чем среднестатистический водитель на «механике». А это значит, что вероятность забуксовать на скользкой поверхности меньше. Еще более легким делает трогание и движение по льду переход в зимний режим - «W» (winter - зима). В этом режиме машина трогается со второй или третьей передачи, и дальнейшие переключения «вверх» обычно происходят при более низких оборотах - то есть без резких изменений крутящего момента на ведущих колесах.

3. К сожалению, большинство АКП (кроме роботизированной «механики») не всегда позволяют использовать такой эффективный и порой необходимый в гололед прием, как торможение двигателем. Но почти все старые «автоматы» имеют режим ограничения включения высших передач - положения селектора «2», «3». Переводя коробку в один из таких режимов, при зимней езде с АКП можно эффективно тормозить двигателем на скользкой поверхности.

4. Могут реализовывать такую возможность и современные коробки с возможностью ручного секвентального переключения. Для этого нужно перейти на как можно более низкую передачу - насколько это позволит сделать электронный мозг АКП.
Также автоматические коробки передач зимой усложняют выезд автомобиля из снега в случае застревания - раскачать такую машину, подавая ее попеременно то вперед, то назад, труднее, чем авто с механической коробкой. Чтобы все-таки «раскачаться», нужно фиксировать машину педалью тормоза в каждом из крайних положений, на те несколько секунд, в которые коробка по команде водителя переключится с одной из передних передач на заднюю и наоборот.

5. Еще один аспект темы зима и зимняя езда с АКП – в минусе коробки-«автомата», касающимся только автомобилей с гидромеханическими АКП. А точнее, в их склонности к буксованию в тяжелых условиях движения. Обусловлено это наличием гидромуфты, из-за которой водителю при езде на «автомате» зимой трудно вовремя заметить несоответствие оборотов двигателя скорости движения. Это может привести к трудностям при движении на подъем, в глубоком снегу. «Лекарство» от этого недостатка - повышенное внимание, открытое окно, аккуратная работа акселератором, навыки езды «внатяжку».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Зимняя езда: включаем голову вместе с передачей

(40 Kb)
В предыдущем материале мы рассказали вам об основных аспектах безопасного вождения зимой с учетом привода автомобиля, но не коснулись одного важного момента - управления машиной с автоматической коробкой передач. При езде на автомобиле с АКПП существуют свои особенности, о которых следует знать, а если вы знаете - вспомнить.

Уже давно прошли те времена, когда автомобили с автоматической коробкой считались если не чудом, то чем-то из разряда дорогой экзотики. Сегодня "автоматами" оснащаются все классы машин - от малолитражек до представительских. Именно АКПП стала одним из первых электронно-механических устройств, существенно облегчающих жизнь водителю.

С одной стороны, автоматическая трансмиссия - несомненное благо: можно забыть о ненужных манипуляциях со сцеплением и рычагом переключения передач. С другой стороны, между водителем и автомобилем появился "посредник", мешающий полноценному "общению". Одной из "разобщающих" причин является то, что водитель автомобиля с "автоматом" старой конструкции ограничен в выборе передач и оборотов двигателя. А основа безопасной езды зимой - плавный набор скорости и торможение двигателем. С первым проблем нет. Проскальзывания гидротрансформатора позволяют медленно трогаться даже на скользких дорогах. Но именно задержки в работе гидротрансформатора мешают точно почувствовать момент пробуксовки ведущих колес. Для того чтобы избежать этого, во многих "автоматах" имеется зимний режим. При его включении автомобиль начинает движение со второй передачи, а сами переключения передач происходят при пониженных оборотах, чтобы избежать срыва колес в пробуксовку. Получается так называемая езда "внатяг" - прием, которым пользуются при наличии механической коробки передач.

Самый большой недостаток старых автоматических трансмиссий - ограниченные возможности торможения двигателем. Как только водитель отпускает "газ", автомобиль начинает двигаться словно накатом. На самом деле этим страдают и более современные конструкции "автоматов". На наших тестах мы частенько жалуемся на то, что АКПП в режиме "Drive" практически не реагирует на сброс "газа". Вот почему водители таких автомобилей гораздо чаще пользуются рабочей тормозной системой.

Но выход есть. Его нашли сами производители, предусмотрев в конструкции понижающие режимы "1", "2", "3". Переведя селектор АКПП в один из этих режимов, вы ограничиваете переключения одной, двумя или тремя передачами. Владельцы "автоматов" до сих пор спорят о том, можно ли в движении пользоваться этими режимами, имитируя торможение двигателем. Отвечаем: можно, только предварительно заглянув в инструкцию. Там обычно указывается допустимая предельная скорость для каждой передачи. Таким образом, передвигая рычаг АКПП от "тройки" к "единице", можно вполне эффективно "осаживать" автомобиль двигателем, не прибегая к помощи тормозов. Главное - не превышать установленную для этой передачи скорость. Это грозит поломкой АКПП или "перекрутом" двигателя, так как в старых машинах редко встречается ограничитель оборотов. Принудительное включение понижающих передач лучше проделывать с отпущенной педалью "газа". Но не думайте, что торможение двигателем с АКПП будет таким же эффективным, как и с "механикой" - проскальзывания гидротрансформатора никто не отменял...

Пониженными режимами трансмиссии стоит пользоваться, если автомобиль застрял в снегу. Некоторые коробки имеют специальный режим "L" - понижающую передачу. Предназначена она для буксировки тяжелых прицепов. Для того чтобы выбраться из сугроба, будет полезно воспользоваться этим режимом. Порядок действий таков: выжмите тормоз, переведите селектор в положение "L" или "1". Теперь, плавно отпуская педаль тормоза (представьте, если сможете, что это сцепление), начинайте движение. Если из сугроба таким способом выбраться не получается, опытные автомобилисты используют прием, именуемый в народе раскачкой. На автомобиле с механической КПП это не вызывает никаких затруднений. С "автоматом" приходится сложнее. В принципе, можно использовать следующий прием: поддерживая небольшие обороты (1000-1200) двигателя, переключаться из положения "D" в "R" и обратно. Конечно, для гидротрансформатора это не самая приятная процедура, но есть шанс выбраться из "засады". Гораздо хуже тупо давить на "газ", когда автомобиль остается на месте. Долгая пробуксовка колес выльется вам в дорогостоящий ремонт АКПП. Так что, если вы не имеете должных навыков, лучше поискать трос и доброго самаритянина, который выдернет вас из ловушки.

Для тех, кто еще не полностью продал душу "автомату", существуют всякого рода "троники" - АКПП с ручным режимом переключения передач. В зависимости от конструкции, передачи можно переключать кнопками на руле или толканием рычага. При наборе скорости ручной режим чаще всего не дает никаких преимуществ перед автоматическим. Но когда дело касается переключений "вниз", тут он - благо. Современные "троники" весьма эффективно "осаживают" автомобиль двигателем при включении пониженной передачи. Так что зимой советуем пользоваться ручным режимом для торможения двигателем.

Современные автомобили оснащаются массой электроники, которая помогает водителю в критических ситуациях. Одна из них - ПБС (противобуксовочная система). Используя датчики антиблокировочной системы (АБС), она притормаживает проскальзывающее колесо. Самые современные системы управляют еще и подачей топлива, сбрасывая при необходимости обороты двигателя. Соответственно отпадает надобность в зимнем режиме трансмиссии. Но ПБС мешает выбираться из сугробов "враскачку", не вовремя сбрасывая "газ" или притормаживая колеса. В таких случаях систему лучше отключить (если производитель предусмотрел такую возможность) и попытаться выбраться из сугроба способом, описанным выше. Если это сделать не удалось - идите за помощью. Современные "автоматы" боятся долгой пробуксовки не меньше, чем старые. Характерный запах разогретых фрикционов подскажет, когда пора прекратить упражнения на проходимость.

Все эти советы, конечно, хороши и полезны. Но, увлекшись особенностями управления автомобилем с АКПП, мы зачастую забываем о простых вещах. Зимой машина с "автоматом" не только ездит, но еще может простоять всю ночь на морозе. Все знают о том, что двигателю зимой требуется 5-7-минутный прогрев. Многие водители привыкли прогревать двигатель уже на ходу (да и экологи это рекомендуют). На самом двигателе это не скажется, а вот АКПП такого обращения может и не простить. Любой "автомат" требует прогрева те же 5-7 минут, потому что "натура" у него нежная, восприимчивая к нагрузкам. Поэтому перед началом движения рекомендуется прогреть трансмиссионную жидкость, "прогнав" селектор по всем режимам, на несколько секунд задерживаясь в каждом из них. После этого нужно включить один из режимов движения и несколько минут удерживать автомобиль тормозами. Но даже после всех этих манипуляций дайте "коробке" время выйти на рабочий режим - резко не стартуйте, избегайте пробуксовки, не "крутите" двигатель хотя бы первые 8-10 километров. Тем самым вы продлите жизнь АКПП и удовольствие себе. Ведь именно ради удовольствия и возможности полениться вы и покупали машину с автоматической коробкой передач.

Сегодня, выбирая автомобиль, будущие счастливые автовладельцы довольно часто склоняются к выбору моделей, оснащенных коробкой автомат. Однако однозначно ответить на вопрос, что надежнее – механическая коробка передач или коробка автомат, нельзя. Многие автовладельцы не задаются вопросом, как правильно ездить зимой на коробке автомат, а напрасно – основные проблемы возникают именно с наступлением холодов. Здесь мы изложим главные правила и советы по безопасной эксплуатации машины с коробкой автомат зимой.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

В процессе движения в черте города не переключайте рычаг в нейтральную позицию во время остановок.

Многие считают, что использовать накат во время длительных спусков – это полезно и оправдано. Однако это мнение ошибочно. Эта манипуляция может легко привести к дорогому ремонту АКПП.

Строго запрещено давать задний ход, если машина еще окончательно не остановилась.

Перед тем, как преодолеть крутой поворот, необходимо заранее притормозить, для того, чтобы АКПП успела понизить передачу, а затем начать прохождение поворота с незначительным ускорением.

Спортивный стиль вождения и резкие маневры машинам с АКПП противопоказаны, чтобы коробка автомат не вышла из строя преждевременно.

ПЛЮСЫ АКПП

Основное достоинство АКПП - это плавность хода и беспроблемная интеграция с многочисленными и разными электронными "помощниками". Коробка автомат более надежна при езде по гололеду, по сравнению с механикой: риск забуксовать в этом случае значительно ниже.

МИНУСЫ АКПП

Основной недостаток заключается в том, что АКПП далеко не всегда способна безошибочно установить ту передачу, которая нужна в данный момент движущемуся автомобилю. Это бывает, когда гидромуфта запаздывает с определением несоответствия между оборотами двигателя, скоростью движения и сопротивлением движению. Водители, в ответ на такое поведение машины, начинают использовать стиль езды "внатяг".

ПРОГРЕВАЙТЕ КОРОБКУ АВТОМАТ

В холода, перед тем, как начать движение, нужно прогреть двигатель машины. Это касается, в равной степени, и коробки автомат. Для прогрева, при установленном рычаге в позиции "Drive" и выжатой до конца педали тормоза, нужно примерно на 15 секунд легко надавить на педаль газа. Дальше необходимо выполнить такое же действие, но в позиции "Задний ход". По времени этот прогрев занимает не более 3 минут. Чтобы прогреть АКПП, также рекомендуется медленное движение на протяжении примерно 3-х километров.

ПОДЪЕМ НА КОРОБКЕ АВТОМАТ

Преодоление подъема на автомобиле с АКПП доставляет удовольствие и уверенность. В сравнении с механической коробкой передач, здесь абсолютно нет отката автомобиля во время трогания с места.

СПУСК НА КОРОБКЕ АВТОМАТ

Постоянное тормозить на спусках недопустимо, так как есть опасность перегрева АКПП. Гораздо безопаснее "притормаживать" движение, чтобы коробка автомат переключилась на передачу ниже и автомобиль дальше двигался под действием своего веса. Во время остановок на спусках, одновременно с режимом "Parking", нужно использовать и ручник, так как на коробку передач приходится нагрузка, которую создает масса всего автомобиля. Если стояночный тормоз во время остановок на спусках не использовать, это сократит срок службы коробки автомат.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СУГРОБОВ

Нужно запомнить, что лучше всего преодолевать сугробы на 2 передаче, а отнюдь не на передаче "Drive". У подавляющей части современных АКПП есть режим для переключения передач вручную, который, в условиях сугробов, более эффективен, чем остальные режимы. Если не использовать ручной режим, то остается только выбираться "в раскачку". Для этой цели, нужно плавно нажать на педаль газа и, одновременно удерживая машину педалью тормоза, начинать карабкаться вперед. Точно так же делается движение назад. Но не переусердствуйте: если долго проделывать описанные действия, можно навредить коробке передач.

Еще один нюанс при преодолении сугробов – обязательно нужно отключать систему курсовой стабилизации (устойчивости) ESP, которая, если машина застряла в сугробе, абсолютно бесполезна.

КАК НЕ УЙТИ В ЗАНОС

Всегда помните про два взаимосвязанных действиях: педаль газа нужно резко отпустить, при этом руль вывернуть в сторону заноса и возвратить его в исходную позицию.

КАК СТАВИТЬ АВТОМОБИЛЬ НА СТОЯНКУ

– нужно выжать педаль тормоза после того, как автомобиль полностью остановится;
– рычаг АКПП установить в нейтральную позицию;
– автомобиль поставить на стояночный тормоз и отпустить тормоз;
– установить рычаг АКПП в режим "Р".

Выполнив эти действия, вы снимите напряжение с парковочной передачи коробки автомат. Это напряжение появляется в следующем случае: когда машина остановилась на уклоне, а дальнейшее движение было заблокировано с помощью установки ручки АКПП в позицию "Р". Если после этого вы, к тому же, поставили автомобиль на стояночный тормоз, данное напряжение не исчезнет, а напротив – зафиксируется еще и ручником.

НОЧНАЯ СТОЯНКА АВТОМОБИЛЯ ЗИМОЙ

За ночь тормозные колодки автомобиля могут примерзнуть, и машина не сдвинется с места. Если тронуться с места резко, то могут искривиться тормозные диски. В связи с этим, зимой лучше всего:

– парковать машину на ночь на ровном месте, без уклона,
– использовать для парковки режим АКПП "Р",
– не ставить автомобиль на ручник.

Видео: Автоматическая коробка передач. Как правильно пользоваться АКПП

Видео: Приемы разгона на автомате: Volkswagen Polo Sedan 1.6 AT

Если видео не показывает, обновите страницу или

Любой автомобиль с автоматической трансмиссией в эксплуатации отличается от машины с «механикой», а зимняя езда с АКП может отличаться особенно разительно. Именно поэтому зимняя езда с АКП требует соблюдения некоторых правил.

1 . Морозным утром гидромеханическую автоматическую коробку передач (то есть, в данном случае речь не идет о роботизированной механике) стоит прогреть. Для этого нужно перевести селектор АКП в положение D (Drive) и, удерживая машину педалью тормоза, простоять на месте порядка 5-10 секунд. Затем процедуру повторить в положении селектора R (задний ход).

2. Существенный плюс езды на «автомате» зимой в том, что автомобиль с АКП как правило умеет трогаться с места более плавно, чем среднестатистический водитель на «механике». А это значит, что вероятность забуксовать на скользкой поверхности меньше. Еще более легким делает трогание и движение по льду переход в зимний режим – «W» (winter – зима). В этом режиме машина трогается со второй или третьей передачи, и дальнейшие переключения «вверх» обычно происходят при более низких оборотах – то есть без резких изменений крутящего момента на ведущих колесах.

3. К сожалению, большинство АКП (кроме роботизированной «механики») не всегда позволяют использовать такой эффективный и порой необходимый в гололед прием, как торможение двигателем. Но почти все старые «автоматы» имеют режим ограничения включения высших передач – положения селектора «2», «3». Переводя коробку в один из таких режимов, при зимней езде с АКП можно эффективно тормозить двигателем на скользкой поверхности.

4. Могут реализовывать такую возможность и современные коробки с возможностью ручного секвентального переключения. Для этого нужно перейти на как можно более низкую передачу – насколько это позволит сделать электронный мозг АКП.
Также автоматические коробки передач зимой усложняют выезд автомобиля из снега в случае застревания – раскачать такую машину, подавая ее попеременно то вперед, то назад, труднее, чем авто с механической коробкой. Чтобы все-таки «раскачаться», нужно фиксировать машину педалью тормоза в каждом из крайних положений, на те несколько секунд, в которые коробка по команде водителя переключится с одной из передних передач на заднюю и наоборот.

5. Еще один аспект темы зима и зимняя езда с АКП – в минусе коробки-«автомата», касающимся только автомобилей с гидромеханическими АКП. А точнее, в их склонности к буксованию в тяжелых условиях движения. Обусловлено это наличием гидромуфты, из-за которой водителю при езде на «автомате» зимой трудно вовремя заметить несоответствие оборотов двигателя скорости движения. Это может привести к трудностям при движении на подъем, в глубоком снегу. «Лекарство» от этого недостатка – повышенное внимание, открытое окно, аккуратная работа акселератором, навыки езды «внатяжку».

Будьте осторожны!

Но на этом мы с вами не прощаемся, заходите ещё!

Подписывайтесь на обновления нашей странички на

Пробуксовка ведущих колес в снегу, грязи может губительно повлиять на ресурс автоматической коробки передач. Давайте разберемся, можно ли буксовать на автомате без вреда для трансмиссии. Обязательно рассмотрим особенности езды по бездорожью на авто с АКПП гидротрансформаторного типа, вариатором и роботизированной КПП (DSG, Power Shift).

АКПП и бездорожье

Ввиду наибольшего распространения, вопрос: можно ли буксовать на автомате, чаще всего возникает у владельцев авто с АКПП гидротрансформаторного типа. Каких последствий можно ожидать, если буксовать в снегу, грязи и ездить по бездорожью без соблюдения рекомендаций?

Работа автоматической КПП в момент пробуксовки

В ситуациях, когда ведущие колеса буксуют в грязи или снегу, наибольшую опасность для коробки автомат представляют переключения. Электронный блок управления коробкой передач меняет передаточные числа исходя из скорости и нагрузки на двигатель. ЭБУ ориентируется исключительно на (ДПДЗ, ДМРВ, датчик положения педали газа, датчик скорости). Поэтому, когда колеса пробуксовывают, ЭБУ «думает», что автомобиль разгоняется в штатном режиме и включает повышенную передачу.

Именно смена передач при пробуксовке ведет к повышенным нагрузкам на гидротрансформатор и пакеты фрикционов. Схожий вред АКПП наносит резкая смена коэффициента сцепления с дорогой в момент проскальзывания ведущей оси. К примеру, когда автомобиль буксует в снегу, а затем колеса резко попадают на асфальтированный участок с хорошим зацепом.

Не менее опасным для коробки автомат является перегрев. К интенсивному нагреву рабочей жидкости ведет разница угловых скоростей турбинного и насосного колес гидротрансформатора. Если автомобиль до момента принудительной блокировки ГД буксует в грязи, снегу, увеличивается объем циркулирующего через гидротрансформатор масла, что и приводит к повышению температуры. При чрезмерном нагреве масло коксуется в каналах гидроблока и теряет свои рабочие характеристики. Поэтому частая эксплуатация авто на бездорожье требует сокращения .


Как правильно ездить?

Автомобили с ДСГ и вариаторами

Как вы поняли, буксовать на автомате без вреда для трансмиссии можно. Возможно это благодаря принципу работы гидтротрансформатора. Пробуксовывая, ГД сглаживает ударные нагрузки. Если предполагает наличие гидтротрансформатора, то автомобиль гораздо спокойней перенесет поездки по легкому бездорожью. Но при этом буксовать можно только до момента блокировки ГД. В целом работать с педалью газа нужно аккуратно, чтобы минимизировать повышенные нагрузки на ремень и конусы вариатора.

Недостаток как раз в отсутствии гидротрансформатора. Поэтому пакеты фрикционов, использующиеся в «мокрых» ДСГ, а также диски сцепления «сухих» роботизированных КПП на бездорожье переживают повышенные нагрузки.