Регулировка тросика ручного тормоза. Регулировка стояночного ручного тормоза своими руками

Ручной тормоз является частью тормозной системы и обеспечивает блокировку колес при стоянке. Помимо основного назначения, ручной тормоз хорошо зарекомендовал себя как способ торможения при отказе основного (ножного) тормоза и поэтому является важной частью любого автомобиля.

Первый ручной тормоз применялся еще на гужевых повозках. Для этого устанавливали специальную палку-рычаг, которая соприкасалась с вращающимся колесом и, создавая необходимое трение, обеспечивала торможение. В дальнейшем такой способ торможения применялся и на первых паровых автомобилях.

Однако, при всех достоинствах и недостатках такого торможения от него пришлось отказаться, как только на свет появилось первое подобие современных автомобильных шин. С развитием вращающейся части, развивалась и тормозная система.

На смену палке пришли колодочные тормоза, которые останавливали не шину, а сам обод. Привод такого вида тормозной системы позволял получить уже более эффективное торможение и обеспечивал требуемую надежность. Тем не менее, со временем, появились тормозные диски и барабаны, которые и подвергались трению о колодки торможения.

Ручной тормоз работает независимо от привода основного тормоза. Для обеспечения блокировки колес в автомобиле устанавливается специальный рычаг, который при поднятии, натягивает специальный трос. Этот трос прижимает колодки к тормозному барабану или диску с помощью дополнительного рычага.

Независимость ручного тормоза от основного позволяет повысить надежность торможения и упростить конструкцию тормозной системы, сделав ее намного экономичнее.

Стоит отметить, что слишком частое использование ручного тормоза в качестве основного может привести к растяжению троса, что сделает данный инструмент весьма не пригодным для дальнейшего использования. Кроме того, следует избегать резкого поднятия рычага тормоза на поворотах, так как данное действие может привести к заносу автомобилю, а следовательно увеличивает риск возникновения ДТП.

Способы определения неисправности ручного тормоза

Есть два теста, с помощью которых можно определить исправность ручного тормоза. Но перед их проведением необходимо убедиться, что колодки находятся в исправном состоянии и не нуждаются в замене.

  1. Поставьте автомобиль на уклоне, поднимите рычаг ручного тормоза и понаблюдайте за дальнейшими действиями автомобиля. Если он не покатился, это говорит о том, что ручной тормоз не нуждается в регулировке. В противном случае, если автомобиль скатывается вниз, регулировка просто необходима.
  2. Включите стояночный тормоз и попробуйте тронуться с места. Если автомобиль начинает движение без заметных препятствий – это говорит о том, что ручник нужно отрегулировать.

Натяжение троса привода ручного тормоза

Для натяжки троса поставьте автомобиль на смотровую яму и спуститесь под него. Перед выполнением всех действий, не забудьте поднять рычаг ручного тормоза вверх. Найдите регулировочную гайку на месте присоединения троса к рычагу включения тормоза и затяните ее. Если затяжки не происходит, то это говорит о том, что данный элемент подлежит замене. После серии оборотов поднимитесь из ямы и попробуйте провести вышеперечисленные тесты. Если автомобиль снова их не проходит, то продолжайте затяжку до требуемого результата.

Старайтесь не перетягивать гайку слишком сильно. Это может привести к обрыву троса или непреднамеренному торможению, которое проявляется в трении колодок и рабочей части диска или барабана. Такое явление может увеличить расход топлива автомобиля, вследствие появления дополнительного сопротивления при разгоне.

Чтобы избежать этого, попробуйте поднять колесо и раскрутить руками на нейтральной передаче. Возникший шум между колодками и барабаном, говорит о том, что трос перетянут и требует ослабления. Если после проведения всех вышеперечисленных действий колесо начнет вращаться беспрепятственно, а ручной тормоз будет прекрасно справляться со своими обязанностями, то регулировка ручного тормоза выполнена правильно.

Вот и все. Как видите, выполнить такую процедуру своими руками сможет любой автолюбитель. Это сэкономит небольшие деньги на услугах сотрудников СТО и даст водителю необходимый опыт ремонта автомобиля. Удачи на дорогах!

Стояночный тормоз, среди автолюбителей его еще именуют ручным тормозом, любого легкового автомобиля — узел достаточно важный и необходимый. Поддерживать и проверять его работоспособность необходимо постоянно и не реже чем каждые 30 000 км, ну, и, конечно, при малейшем подозрении на снижение эффективности его работы. В качестве профилактических мер выступают проверка всех его механизмы на предмет целостности, а также регулировка ручного тормоза.

А для того, чтобы выполнить этот осмотр и регулировку, нужно хотя бы более ли менее понимать работу основных элементов стояночной тормозной системы своего авто.

Устройство и принцип работы ручного тормоза.

В большинстве случаев данная система приводиться в действие ручным рычагом, расположенным между передними двумя сидениями автомобиля, сразу за рукояткой переключения передач. Так вот, этот самый рычаг через систему тросов приводит в действие задние тормозные колодки, которые и блокируют задний мост автомобиля, делая его неподвижным. Следовательно, проводя осмотр, необходимо проверить:

  1. работоспособность самого рычага — он должен подниматься, фиксируюсь в верхнем положении;
  2. целостность приводимых в действие этим рычагом тросов;
  3. наличие блокировки задних колес при соблюдении названных выше пунктов.

Стояночная тормозная системы:

  1. рычаг привода стояночного тормоза в сборе с кронштейном
  2. ось тяги
  3. защитный чехол
  4. стопорная скоба
  5. уравнитель троса
  6. шайба
  7. регулировочная гайка
  8. контргайка
  9. оболочка троса
  10. ось рычага
  11. рычаг ручного привода колодок
  12. шайба
  13. разжимная планка колодок

Проверка ручного тормоза.

Для проверки торможения на каждом колесе их следует вывесить над землей либо, как вариант, съездить на стенд испытания тормозной системы, где помимо эффективности работы стояночной тормозной системы заодно проверите и общую работоспособность тормозов.

По результатам проверки и испытания действия стояночной тормоза в случае его полной работоспособности рекомендую отметить время (пробег) такого проведения, затем можно забыть об этой проверке на какой-то период. При выявлении неисправности либо недостаточного усилия в стояночной тормозной системе нужно обязательно выполнить ремонт либо регулировку, приведя тормоза в порядок.

Сам ремонт досконально рассматривать не будем, так как в каждом автомобиле есть свои особенности, и здесь лучше поможет сервисная книга по ремонту каждого конкретного авто.

Как подтянуть ручной тормоз?

Что же касается регулировки стояночного тормоза, то здесь в целом процедура унифицирована для большинства автомобилей. В первую очередь она начинается с подсчета, на скольких щелчках происходит фиксирование ручного тормоза. В идеале их должно быть 3-4. Если это не так, то посредством регулировки будем стремиться достичь данного показателя.

Итак, вывешиваем заднюю ось автомобиля так, чтобы была возможность беспрепятственно вращать колеса данной оси и переходим к следующему этапу. Нам необходимо найти регулировочный винт натяжения тросов привода стояночной тормозной системы. Он чаще всего объединён с уравнивающей планкой, к которой крепятся тросы, идущие к каждому из задних колес. Расположение данного узла возможно как в салоне автомобиля в районе самой рукоятки стояночного тормоза, под элементами обшивки, которые временно придется демонтировать, так и снаружи — под днищем автомобиля.

Когда найдете узел регулировки, ослабьте фиксирующую гайку. Затем затяните рычаг ручного тормоза до уровня 1-2 щелчков. После этого регулировочным винтом утягивайте тросы до того момента, пока не появится тормозное усилие на каждом из задних колес.

Отпускам рычаг, колеса после этого должны вращаться без наличия тормозного усилия. Опять затягиваем рычаг до максимально возможного усилия (в идеале — 3-4 щелчка). Колеса должны стать неподвижными. Если все так, то процедура регулировки ручного тормоза завершена. Теперь нужно зафиксировать регулировочную гайку фиксирующей и установить на место элементы обшивки, в случае если проводился их демонтаж.

Ну, а проверить работоспособность стояночной тормозной системы, которая должна удерживать автомобиль, без поездок на диагностический тормозной стенд, можно следующим образом: затяните ручной стояночный тормоз, заведите машину, включите первую передачу и, не касаясь педали газа, плавно отпускайте сцепление. Если в результате данной процедуры двигатель мирно затихнет (заглохнет) — тормоз работает идеально. Если автомобиль начнет движение, то процедуру регулировки придется повторить, усилив натяжение тросов привода.

Видео по регулировке ручного тормоза

Если вы являетесь автовладельцем, вам в любой момент может потребоваться регулировка ручного тормоза. Не стоит пренебрежительно относиться к этой части тормозной системы, ведь от качественной работы этой важной детали зависит ваша безопасность на дороге и сохранность вашего имущества.

Зачем нам нужен исправный ручник?

Когда нужна регулировка ручного тормоза?

Заметить то, что требуется отрегулировать ручной тормоз очень просто. Либо эксперимент на уклоне потерпит неудачу, либо есть еще один тест для определения необходимости регулировки. Для этого полностью натяните на себя ручник и понаблюдайте, продолжается ли движение в это время. Если машина продолжает движение и тормозит достаточно слабо, то может потребоваться ремонт, или хотя бы элементарная регулировка. Причина, по которой может возникнуть описанная выше проблема, это ослабление натяжения тормозного троса.

Иногда также возможно наличие других причин, таких как большой зазор между колодками и барабаном или износ накладок. Для устранения проблем с ручником не обязательно сразу обращаться в автосервис, можно попробовать устранить недостаток. Для этого следует выполнить ряд действий, с которыми может справиться кто угодно, при наличии первичных знаний об устройстве автомобиля. Осуществляя ремонт, не забывайте о собственной безопасности и занимайтесь ремонтом в месте, для этого предназначенном. Если такого места нет, то не занимайтесь этим в одиночестве.

Перед началом ремонта уточните в инструкции, какая именно присутствует в вашем автомобиле.

Натяжка ручного тормоза – ваши действия

Итак, натяжка ручного тормоза осуществляется следующим образом. Для начала воспользуйтесь домкратом и установите опору. Затем поднимите рычаг тормоза. Теперь найдите и ослабьте контргайку регулировочного устройства через лючок в тормозном барабане. Заверните регулировочную гайку, при этом проследите, чтобы трос тормоза натянулся. Если после осуществления совокупности перечисленных действий натяжения троса не произошло, значит, вам потребуется замена этой детали . В этом случае нужно обратиться к специалистам, которые быстро помогут решить вашу проблему.

Если все прошло удачно, проверьте работу ручника, натянув на себя рычаг. Проведите тест: попробуйте провернуть руками заднее колесо. Колеса не должны вращаться без усилия. А если тест пройден, тогда затяните контргайку. Отпустите рычаг и проведите еще один подобный тест. В этот раз колеса должны свободно вращаться. Теперь опустите свой автомобиль на землю и проведите тест на определение работы стояночного тормоза. Натяжка тормоза выполнена. Вы можете считать себя настоящим мастером. Но если вы все равно не решаетесь привести в жизнь описанный план, то не стесняйтесь обратиться к знающим людям, которые помогут решить не только эту, но и другие проблемы.

Стояночный тормоз (в обиходе водителей - ручник) - специальное устройство, обеспечивающее фиксацию автомобиля во время стоянки (на ровных или наклонных участках). Правильная регулировка стояночного тормоза исключает самопроизвольное перемещение машины, а активируется устройство путем подъема специальной ручки в верхнее положение.

Некоторые автолюбители не пользуются ручником, ошибочно считая, что его функцию способна выполнить 1-ая или 2-ая передача. Это не так, ведь при повышенной крутизне склона спасает только стояночный тормоз. Если своевременно не отрегулировать ручник, тросик, объединяющий ручку и тормозную систему, растягивается и перестает выполнять возложенные задачи. Вот почему эта система требуется периодической регулировки и ремонта. Ниже рассмотрим, как выполнить эту работу и заменить тросик.

Регулировка стояночного тормоза производится после проверки устройства. Частота выполнения такой манипуляции - раз в тридцать тысяч пробега. Для выполнения работы достаточно потянуть ручку механизма вверх, перевести селектор выбора скорости в позицию первой передачи, после чего плавно снять ногу с педали сцепления. Если мотор заглох, то система работает без сбоев. В случае движения автомобиля придется отрегулировать ручник или же поменять трос. Практика показывает, что чаще всего хватает и подтяжки.

Как выполнить регулировку: шаг за шагом

Найдите эстакаду или смотровую яму, ведь регулировка стояночного тормоза выполняется после получения доступа к нижней части машины. Изучите мануал к авто, для выяснения конструктивных особенностей стояночного тормоза. В некоторых моделях отрегулировать ручник удается только в условиях салона (смотрите полезное ниже) .

Для самостоятельной проверки действуйте так:

Вот и все. Рассмотренных процедур достаточно, чтобы отрегулировать ручник и проверить его работу.

Как поменять трос стояночного тормоза?

При невозможности регулировки тросика из-за растяжения или повреждения требуется его замена. Для этого действуйте так:

  • Загоняйте машину на яму (эстакаду).
  • Очищайте гайку и уравнитель от загрязнений.
  • Ослабляйте контрящую гайку и скручивайте ее. Аналогичные действия выполняйте с гайкой для регулировки.
  • Подвешивайте заднюю часть авто, для чего ослабляйте болты протяжки колес, поднимайте транспорт с помощью домкрата и подкладывайте опоры. Далее убирайте домкрат и демонтируйте колеса.
  • Снимайте барабаны тормозной системы, для чего скручивайте шпильки стопорения и сбивайте их молотком.
  • Демонтируйте заднюю колодку (к ней фиксируется наконечник ручного тормоза), а после - демонтируйте сам наконечник.
  • Скручивайте болт, при помощи которого оболочка тросика удерживается на задней подвеске.
  • Доставайте втулки уплотнения из оболочки троса, а после вытягивайте последний из отверстий.
  • Доставайте оболочку из кузовных фиксаторов, для чего выводите края тросика из уравнительной панели.
  • Ставьте новый трос путем возврата всех элементов по обратному алгоритму.

Регулировка стояночного тормоза делается при снижении эффективности устройства. Ресурс зависит от частоты применения. Существует мнение, что если не использоваться возможности ручника, он прослужит дольше. Наоборот, в такой ситуации устройство быстрее ломается из-за дефицита смазки, прилипания тросика и накопления грязи. По этой причине процесс перемещения ручного тормоза усложняется, что повышает нагрузку при его использовании. При снижении эффективности достаточно отрегулировать ручник или сделать замену тросика по алгоритму, описанному выше.

Инструкция

Перед регулировкой установите автомобиль на смотровую канаву, эстакаду или вывесите на подъемнике задние колеса. Снимите задние колеса согласно инструкции по выполнению этой операции для данного авто. Хотя обычно снятие колес – одинаковая операция для всех машин.

Попросите помощника затянуть ручной тормоз (или затяните сами) и проверьте, соприкасаются ли колодки с барабанами. Не снимая автомобиль с ручного тормоза, поворачивайте регулировочную гайку до тех пор, пока колодки не прикоснуться к барабанам. Отпустите ручной тормоз и, поворачивая регулировочные гайки в обратную сторону, отрегулируйте зазор между колодками и барабанами до рекомендуемого значения.

Выставленный зазор проверьте щупом. Включите и выключите ручной тормоз 3-4 раза и вновь проверьте правильность зазора. При необходимости повторите регулировку зазора. Установите колеса, затяните крепежные болты и проверьте легкость вращения колес. Если нужную величину зазора установить невозможно, замените тормозные колодки.

После этого начните не спеша вновь затягивать ручной тормоз, внимательно считая количество щелчков. Как правило, их количество должно равняться 7. Точное количество выясните в инструкции к автомобилю. Если количество щелчков отличается от нормального, снимите с центральной консоли салона защитный кожух ручного тормоза для получения доступа к регулировочной гайке.

Затяните ручной тормоз на 5 щелчков и начните вращать регулировочную гайку до тех пор, пока задние колеса не перестанут свободно вращаться. После этого затяните тормоз на все 7 щелчков и проверьте надежность затормаживания задних колес. При необходимости проведите корректировку ручного тормоза. После этого поставьте обратно защитный кожух и выключите тормоз.

Для проверки работоспособности ручного тормоза без снятия задних колес установите автомобиль на небольшой уклон и затяните ручной тормоз на 3-4 щелчка. При этом тормоз должен надежно удерживать машину на уклоне. Данную процедуру регулировки применяйте на автомобилях с задними тормозами барабанного типа.

На автомобилях с дисковыми тормозными механизмами задних колес после снятия защитного кожуха на центральной консоли, затяните ручной тормоз на 7 щелчков и проверьте заторможенность задних колес. Вывинтите регулировочную гайку до упора. Снимите задние колеса. Поверните диск тормоза таким образом, чтобы отверстие диска совпало с регулировочной планкой. Вставив отвертку в отверстие, разожмите колодки ручного тормоза, поворачивая регулировочное кольцо на рычаге. После полного затормаживания диска колодками поверните регулировочное кольцо в обратную сторону на 5-6 щелчков.

Для регулировки хода рычага ручного тормоза проведите регулировку натяжного устройства. Для этого переместите рычаг вниз до упора, а затем верните его вверх на два зубца сектора (два щелчка). Подобравшись к автомобилю снизу, отпустите контргайку. Отрегулируйте натяжение троса вращением регулировочной гайки, после чего контргайку вновь затяните. По окончании проверьте ход рычага ручного тормоза