Масляный насос д 245 регулировка клапанов. Описание и работа составных частей дизеля. Органы управления и приборы

На автомобилях последних серий постройки вместо контрольного крана уровня жидкости в расширительный бачок установлен датчик сигнализатора контроля уровня охлаждающей жидкости 5.

Запрещается эксплуатация дизеля при загорании сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 75°- 95°С.

Пружины приводят в действие клапан через пластины и клапаны. Уплотнительные кольца, закрепленные на направляющих втулках, не позволяют маслам проникать в цилиндры двигателя через зазоры между стержнями клапана и направляющими втулками. Как показано на фиг. 8, топливная система двигателя состоит из топливного насоса, форсунок, труб низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускных и выпускных коллекторов, грубых и тонких топливных фильтров, а также топливного бака, установленного на тракторе.

Все модели насосов приводятся из коленчатого вала двигателя через зубчатые передачи. Топливные насосы оснащены универсальными регуляторами и поршневыми насосами. Насос для подачи топлива установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие эксцентриком распределительного вала. Рабочие части топливных насосов смазываются текучим маслом, поступающим из системы смазки двигателя в корпус насоса через специальное отверстие во фланце. Масло сливается из насоса в кастрюлю двигателя через специальный канал во фланце.

Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, приводящее к ожогу лица и рук.

Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с твердым наполнителем.

Топливный инжектор Топливный инжектор предназначен для распыления топлива в цилиндр двигателя. Он обеспечивает необходимое распыление топлива и ограничивает начало и конец подачи. Маркировка штампована на корпусе топливного инжектора и на корпусе распылителя. Курсорный топливный фильтр Курсовый топливный фильтр служит для предварительной очистки топлива путем удаления механических загрязнений и воды. Топливный фильтр курса состоит из корпуса, стропа с элементом экрана, диффузора и чашки с демпфером.

Топливный осадок должен быть слит из отверстия в днище гильзы, которое должно быть закрыто пробкой. Фильтр тонкого топлива Фильтр тонкого топлива предназначен для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкого топлива имеет сменный бумажный элемент. При прохождении через жалюзи бумажного фильтрующего элемента топливо становится свободным от механических загрязнений. В нижней части корпуса фильтра имеется отверстие для слива осадка с помощью вилки. На крышке фильтра имеется вентиляционная заглушка для выпуска воздуха из топливной системы.

Жидкостной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи двух клиновидных ремней.

Смазка «Литол-24» в подшипниковую полость корпуса насоса заложена при сборке насоса на заводе-изготовителе и не требует пополнения в течение всего периода эксплуатации дизеля.

Замена смазки производится только после разборки жидкостного насоса.

Воздухоочиститель и впускная линия Воздухоочиститель предназначен для очистки воздуха, всасываемого в цилиндры. Воздухоочиститель дизельного двигателя комбинируется: сухая центробежная очистка и масляная пылеуловитель с мокрым фильтром капрона. В корпусе воздухоочистителя имеется три фильтрующих элемента из щетины капрона, имеющих разные диаметры. Во впускном коллекторе имеется затвор для аварийного останова двигателя. Затвор управляется из кабины трактора. Все дизельные двигатели, оснащенные электрическим стартером, имеют предварительный нагреватель электронагревателя, который предназначен для предварительного подогрева воздуха, который должен всасываться в цилиндры с целью облегчения запуска двигателя при низких температурах окружающей среды.

Проверка герметичности системы охлаждения дизеля и состояния клапанов пробки радиатора с помощью индикатора ДСО-2 (рис. 2). В корпусе приспособления помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление. При закрытых кранах 3, 13 создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15…0,16 МПа.

Принцип работы турбонагнетателя состоит в том, чтобы направлять выхлопной газ под давлением из цилиндров двигателя в каналы прокрутки турбины через выпускной коллектор. При расширении газ вращает ротор, соединенный с рабочим колесом компрессора, который всасывает воздух через воздухоочиститель и подает его в цилиндры двигателя под давлением. Как показано на фиг. 9, турбонагнетатель сконструирован по следующей схеме: радиальная центростремительная турбина и одноступенчатый компрессор с консольным расположением колес относительно опор.

Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане 5. При перекрытии крана 8 воздух подается в верхнюю полость стакана.

Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором с помощью крана 8. давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе.

Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.

Скорость вращения компрессора, подача и давление выпускаемого воздуха зависят от режима работы дизельного двигателя. Корпус турбины нагнетателя турбины 2 основан на высокопрочном чугуне. Проходная часть турбины для прохода выхлопного газа образована корпусом и турбинным колесом. Корпус 11 компрессора основан на алюминиевом сплаве, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора. Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, который состоит из высокопрочного чугуна.

Турбинное колесо 1 создано из термостойкого сплава и приварено к роторному колесу. Крыльчатка 6 компрессора основана на алюминиевом сплаве и закреплена на валу с помощью специальной гайки. Вал ротора вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающего невращающегося монопуста. Моно-втулка фиксируется в корпусе подшипников с помощью собачки. Осевое перемещение ротора воспринимается упорным подшипником. Подшипники турбонагнетателя смазываются и охлаждаются маслом, поступающим из центробежного масляного фильтра через трубопровод.

Для проверки герметичности системы охлаждения приспособлением ДСО-2 надо на горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку приспособления, соединенную с краном 3. При закрытых кранах 3 и 13 редуктором создают давление 0,6…0,7 МПа и открывают кран 3. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.

Оба радиальных и упорных подшипника дополнительно обеспечивают центробежную очистку масла. Масло сливается в картер двигателя через маслоотводную трубу. Между компрессором и турбиной имеются газовые и масляные уплотнения в виде пружинных колец 8 и 15, установленных в канавках ротора. Для повышения эффективности масляная защита монтируется со стороны компрессора и экрана со стороны турбины. 18. Система охлаждения Как видно из фиг. 10, дизель охлаждается с помощью системы охлаждения жидкого типа с принудительной циркуляцией хладагента из центробежного насоса.

Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем дизеле и состояние прокладки головки цилиндров. Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра. Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, т.е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.

Температура охлаждающей жидкости в системе регулируется с помощью датчика температуры расстояния, датчик которого установлен в головке блока цилиндров. Эксплуатация дизельного двигателя запрещена, если загорается индикатор перегрева охлаждающей жидкости. Рисунок 10 - Схема системы охлаждения Термостат с твердым наполнителем служит для ускорения прогрева двигателя после его запуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температуре окружающей среды. Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся из шкива коленчатого вала двигателя с помощью клинового ремня.

Система жидкостного охлаждения дизельного двигателя Д-245

Система жидкостного охлаждения двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 1) закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса 14.

Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры 11, снабженному контрольной лампой 13 аварийной температуры. Датчик 12 температуры установлен в корпусе термостата. Нормальная рабочая температура 75...95С.

Смазка «Литол-24» вводится в полость подшипника насоса во время сборки. Подшипники насоса не нуждаются в смазке в течение всего периода работы дизельного двигателя. Система охлаждения двигателей, оснащенных пусковыми двигателями, связана с системой охлаждения стартового двигателя. Охлаждающая рубашка стартового цилиндра двигателя сообщается с охлаждающей рубашкой головки цилиндра дизельного двигателя, а охлаждающая рубашка головки цилиндров пускового двигателя сообщается с корпусом термостата дизельного двигателя.

Смазочная система Дизельный двигатель имеет комбинированную систему смазки. Гильзы, поршни, поршневые штифты, толкатели, толкатели и кулачки распределительного вала смазаны брызгами. Масляный насос 12 представляет собой шестерню с односекционной резьбой, прикрепленную к первой крышке основного подшипника.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1 - выхлопной патрубок; 2-сливные краны; 3-радиатор; 4- шторка; 5 - пробка радиатора; 6 – вентилятор; 7-впускной патрубок; 8 – термостат; 9 - рубашка охлаждающей жидкости; 10-маховичок управления шторкой; 11- указатель температуры охлаждающей жидкости; 12-датчик температуры охлаждающей жидкости; 13-контрольная лампа аварийной температуры; 14-водяной насос; 15-датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости

Насос подает масло через выпускную трубу насоса и каналы блока цилиндров в центробежный фильтр 3, где он очищается от посторонних частиц, продуктов горения и износа. Масло переносится из масляного радиатора в магистральные трубопроводы. В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукторы 7, сливной клапан 8 и предохранительный клапан. При запуске дизельного двигателя не нагретое масло поступает непосредственно в трубопровод дизельного двигателя через редукционный клапан, минуя радиатор из-за высокого сопротивления радиатора.

Когда давление превышает указанное выше значение, некоторое неочищенное масло сливается через клапан в картер двигателя. Оба предохранительных и предохранительных клапана не регулируются. Категорически запрещается вытаскивать заглушки редукционного и предохранительного клапана. Излишнее масло сливается в картер двигателя через клапан. Из основной галереи двигателя масло передается на все основные подшипники коленчатого вала и шейки распределительного вала. От основных подшипников он передается на все шатунные подшипники.

Для ускорения прогрева дизеля Д-245 после пуска и автоматического регулирования температуры при различных условиях служит термостат с твердотельным наполнителем.

Водяной насос 14 и вентилятор 6 (четырех-лопастной или шестилопастной) приводятся одним или двумя клиновидными ремнями от коленчатого вала дизеля.

Работа системы охлаждения двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

От первого основного масла подшипника проходит через специальные каналы к втулкам промежуточной шестерни и приводному механизму топливного насоса, а также к топливному насосу. Детали рычага редуктора смазываются маслом, подаваемым с заднего подшипника распределительного вала через каналы в блоке цилиндров, отверстие в четвертом рычаге коромысла во внутреннюю полость вала коромысла и через отверстие к втулке коромысла а затем регулировать винт и толкатель. Фильтрованное масло, масло с отфильтрованным маслом, холодное нефильтрованное горячее масло для слива в масляный поддон.

При работе дизеля циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется центробежным водяным насосом 14. При температуре свыше 80 °С охлаждающая жидкость из рубашки поступает через открытый термостат в верхний бак радиатора 3.

Опускаясь по трубкам сердцевины в нижний бак, жидкость отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 6. Охлажденная жидкость из нижнего бака забирается насосом и подается в рубашку блока цилиндров 9.

Отфильтрованное горячее масло, которое должно быть слито в масляный картер. Нефильтрованное смазочное масло для смазки маслом деталей. Воздушный компрессор снабжается маслом из основной масляной камеры через каналы блока двигателя и специальную трубу. Из воздушного компрессора масло сливается в картер двигателя. Для запуска дизельного двигателя - электрический стартер. Пусковое устройство дизельных двигателей, оснащенных электрическими пускателями, включает также электрический сенсорный предварительный нагреватель.

Стартер включается дистанционно с помощью реле электромагнитного стартера и стартера. Предварительный подогреватель электронагревателя служит для предварительного подогрева воздуха, который всасывается в цилиндры с целью облегчения запуска двигателя. Воздушный компрессор Воздушный компрессор предназначен для подачи пневматической тормозной системы прицепов сжатым воздухом и раздувания шин. Воздушный компрессор представляет собой одноцилиндровый воздушно-охлаждаемый поршневой тип. Воздушный компрессор приводится в движение от приводного механизма топливного насоса.

При температуре ниже +80 °С термостат автоматически направляет весь поток непосредственно к насосу 14, минуя радиатор 3.

Термостат двигателя Д-245

Термостат Д-245 состоит из корпуса 3, чувствительного элемента с твердотельным наполнителем 4, главного клапана 1 и вспомогательного клапана 2. Термостат позволяет охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор только после достижения температуры охлаждающей жидкости в рубашке дизеля (рис. 2).

Воздух всасывается в цилиндр воздушного компрессора из впускной трубы дизельного двигателя через пластинчатый клапан. Части воздушного компрессора смазываются маслом, поступающим из системы смазки дизельного двигателя. Из воздушного компрессора масло сливается в дизельный картер. Элементы управления и инструменты Дизельный двигатель управляется дистанционно, с места оператора. Элементы управления дизельным двигателем и инструменты должны устанавливаться пользователем при установке двигателя в тракторе.

Скорость вращения коленчатого вала изменяется с помощью рычага регулятора топливного насоса. При перемещении рычага в крайнее заднее положение двигатель работает с максимальной скоростью вращения и при перемещении рычага в крайнее переднее положение подача топлива закрывается. Приборы для контроля дизельного хода расположены в тракторе. Манометр масла в системе смазки соединен с соединением центробежного масляного фильтра через масляный канал. Датчик сигнализации о засоривании воздушного фильтра установлен на впускной тракте дизельного двигателя.

При этом основной клапан 1 открывается, а вспомогательный клапан 2 закрывается, перекрывая поток жидкости через обводную магистраль. При температуре ниже 85С (рис. 2.47, б) клапан 1 закрыт и поток жидкости направляется к водяному насосу, минуя радиатор.

В корпус термостата Д-245 ввинчивается датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Рис. 2. Работа термостата двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1 - основной клапан;2-вспомогательный клапан: 3 - корпус; 4-термосилововой датчик; 5-боковые окна

Водяной насос Д-245

Центробежный водяной насос двигателя Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко) установлен спереди дизеля на одном валу с вентилятором охлаждения. Насос приводится от коленчатого нала дизеля с помощью клинового ремня н одноручьевого шкива 1.

Рис. 3. Водяной насос для дизеля Д-245

1- шарикоподшипник полузакрытый; 2-шкив; 3-сальник; 4-кольцо упорное; 5 -кольцо уплотнительное; 6 -заглушка; 7-крыльчатка; 8-шайба уплотнительная; 9-сливное отверстие;10 - вал

Водяной насос дизелей Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко с двухручьевым шкивом приводится двумя клиновыми ремнями (рис. 3).

Охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора двигателя Д-245 по подводящему патрубку поступает к центру крыльчатки 4, отбрасывается наружу и подается в водяную рубашку дизеля.

Зона охлаждающей жидкости отделена от подшипников специальным механическим торцовым уплотнением 3. Вал 2 насоса установлен на двух шарикоподшипниках, не требующих обслуживания. Утечки охлаждающей жидкости сливаются через отверстие 7.

Радиатор автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 4) состоит из сердцевины 6, верхнего 8 и нижнего 2 баков и двух стоек 7. Верхний и нижний баки соединены с сердцевиной 6 болтами и уплотнены резиновыми прокладками. Сердцевина радиатора состоит из латунных трубок 5 овального сечения.

Для регулирования температурного режима перед радиатором Д-245 установлена шторка 4 из прорезиненной ткани. Верхний бак 8 имеет заливную горловину, закрываемую пробкой. В нижний бак ввернут сливной кран 3.

Рис. 4. Радиатор двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1 - опора радиатора; 2-нижний бак; 3-сливной кран; 4 - шторка; 5-трубка сердцевины; 6- сердцевина; 7 - стойка; 8- верхний бак; 9-пробка

Когда давление в радиаторе дизеля Д-245 превышает допустимый предел, открывается клапан сброса давления и предохранения радиатора от повреждения. При падении давления ниже атмосферного открывается вакуумный воздушный клапан 1 для выравнивания давления и предохранения радиатора от деформирования.

Смазочная система двигателя Д-245

Система смазки двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, механизм привода клапанов и подшипник вала ротора турбокомпрессора смазываются под давлением. Гильзы, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Масло системы смазки Д-245 используется также для охлаждения поршней с помощью четырех форсунок, установленных в блоке цилиндров.

Масляный насос двигателя автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко шестеренчатый, односекционный прикреплен к крышке 1-го коренного подшипника. Насос подает масло из поддона 2 по каналам в блоке цилиндров к центробежному масляному фильтру 9, где масло очищается от механических примесей и продуктов сгорания.

Из фильтра 9 очищенное масло поступает в радиатор 4 для охлаждения и к подшипнику вала ротора турбокомпрессора по отдельной внешней маслоотводящей трубке. Из масляного радиатора масло поступает в главную магистраль дизеля и далее к коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко масло поступает к шатунным подшипникам. От 1-го коренного подшипника масло подается по каналам к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса и к насосу.

От заднего подшипника распределительного ваза масло по каналам в блоке, головке цилиндров, отверстию в 4-й стойке коромысел поступает к деталям клапанного механизма (во внутреннюю полость оси коромысел, через отверстие - к втулке коромысла и по каналу - к регулировочному винту и штанге).

Из главной магистрали через отверстия в блоке масло поступает к компрессору по отдельному внешнему маслопроводу, откуда сливается в картер дизеля.

Масляный насос двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

Шестеренчатый масляный насос Д-245 (рис. 5) приводится от коленчатого вала через шестерню привода 3. Насос состоит из цилиндрических шестерен корпуса 5 и крышки 2.

Рис. 5. Масляный насос двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко

1-ведомая шестерня насоса; 2-крышка; 3-шестерня привода; 4 - ведущая шестерня насоса; 5 - корпус насоса; 6 – маслоприемник

После запуска дизеля Д-245 при вращении шестерен в противоположных направлениях в полости всасывания создается разрежение. Масло всасывается через маслоприемник 6, подается в полость нагнетания и далее в систему смазки.

Центробежный масляный полнопроточный фильтр (ЦМФ) установлен с правой стороны дизеля и имеет хороший доступ для обслуживания.

Ротор центробежного фильтра двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко состоит из корпуса ротора и стакана. Он монтируется на оси ротора и фиксируется гайкой.

Внутри стакана ротора установлены крыльчатка, сетка и полая ось, ввинченная в корпус. В результате действия реактивных сил, возникающих при вытекании масла из тангенциальных отверстий, в корпусе ротор приводится во вращение.

Под действием центробежных сил посторонние частицы и продукты старения масла отбрасываются на сетку и к стенкам стакана. Очищенное масло по трубке поступает в главную магистраль системы смазки двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко.

Предохранительный клапан служит для поддержания давления масла перед ротором ЦМФ. равного 0,7 МПа (7 кгс/см). При превышении указанного давления часть неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля. Редукционный и предохранительный клапаны - нерегулируемые.

Сливной клапан отрегулирован на заводе на давление 0,25...0,35 МПа (2,5... 3,5 кгс/см) и служит для поддержания требуемого давления в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

Редукционный клапан служит для перепуска холодного масла непосредственно в магистраль дизеля, минуя масляный радиатор.

Масляный фильтр со сменным бумажным фильтрующим элементов. На дизелях Д-245 вместо центробежного масляного фильтра ЦМФ можно устанавливать фильтр 245-1017060 на чашке корпуса малогабаритного автономного жидкостно-масляного теплообменника (ЖМТ).

В корпусе фильтра имеется регулируемый предохранительный клапан 15 для поддержания давления 0,25...0,35 МПа (2,5... 3,5 кгс/см) в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается в картер дизеля.

_________________________________________________