Ford модели «Т» - первый народный автомобиль от Генри Форд. Не упустить успех

Ruslan - 2016-06-27 - 2018-06-10

Очень популярная модель еще молодой но уже достаточно известной компании называлась Ford Model T, еще называемая в народе как «Жестянка Лиззи». Этот автомобиль выпускался с 1908 года по 1927 годы. Model T был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Благодаря этому автомобилю вся «Америка пересела на колеса».

Сформированный оптимальным образом производственный процесс позволил Генри Форду сделать очередной новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Благодаря ряду нововведений, применению конвейера вместо индивидуальной ручной сборки удалось максимально снизить себестоимость автомобиля и по новой технологии выпустить первый экземпляр «Model T» 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

Многие считают, что из-за дешевизны это была крайне простая модель. Хотя на самом деле, Model T, несмотря на максимально упрощенную конструкцию, придуманную специально ради массового производства, по вместительности, комфорту и оборудованию не уступала большинству автомобилей своего времени. А габаритные размеры и объем двигателя в этой модели шли в ногу с современным моделям среднего класса того времени.

Именно автомобиль Ford T послужил родоначальником специфической американской школы конструирования автомобилей, так как в то время в Европе автомобили, аналогичные Ford T, составляли лишь незначительную часть автопарка, тогда как в США этот типоразмер автомобилей и до сих пор является основным.

Модель T комплектовалась четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 2,9 л. и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач. Мощности двигателя в 20 лошадиных сил было достаточно, чтобы разгонать до скорости 70 км/час автомобиль весом 600 кг.

Впервые в Модели T изменили расположение рулевого колеса, местоположение которого было перенесено на левую сторону. Такое изменение было сделано для того, чтобы водителю было удобнее следить за встречно движущимися автомобилями, количество которых на дорогах постоянно увеличивалось. Ранее считалось, что руль в автомобиле должен быть расположен справа, чтобы можно было лучше видеть пешеходов.

Управление тэшкой было простым хотя для современного водителя могло показаться необычным, потому что в салоне отсутствовал рычаг переключения передач, а назначение трех педалей было иным. При помощи левой педали осуществлялось переключение передач, средней включался задний ход, ну а правая педаль служила тормозом. Причем нажатая левая педаль включала первую передачу, а в отпущенном же состоянии - вторую. Функцию же педали газа выполнял рычажок, который находился под рулем.

Из-за нестандартных органов управления в автомобилях модели T власти некоторых штатов даже ввели специальное водительское удостоверение для управления именно автомобилем Model T.

Генри Форд правильно уловил дух того времени и появление Модели Т не могло не остаться не замеченным. Почти все автомобили производимые в США в 1908-1910 годах стоили от 1100 до 1700 долларов. А начальная цена на фордовский «Т» составляла всего 825-850 долларов. Это было почти на треть меньше самого дешевого автомобиля других фирм. В то время средняя зарплата составляла около 100 долларов в месяц, по-этому среднестатистическая работающая американская семья в течении года могла собрать накопления, достаточные для приобретения этого автомобиля. К 1916-1917 годам было продано уже 785 432 машины по цене, снизившейся до 350 долларов.

Популярность Модель T набрала таких оборотов, что пришлось открывать филиалы в Германии, Великобритании, Франции, Австралии. За все время было выпущено 15 175 868 автомобилей «Форд» модели «Т».

Широко известна легенда и знаменитое высказывание Генри Форда о том, что «каждый может приобрести Ford T любого цвета, если этим цветом будет черный». Такое утверждение применимо только к автомобилям производства 1914-1926 годов. До и после этого серийные «Форды» были доступны в разнообразной окраске.

Выпуск в 1914 году автомобилей черного цвета был вызван началом конвейерной сборки, которая не оставляла времени для сушки каких либо использовавшихся в то время красителей, за исключением «японского черного» (асфальтового лака). Обычные в то время краски и лаки могли сохнуть до двух недель, а «японский черный» высыхал за 48 часов. Впрочем, остальным крупным производителям автомобилей точно по тем же причинам не было куда деваться и они тоже выпускали черные автомобили.

Как правило, базовым цветом был черный. Остальные цвета тоже были доступны, только их изготовление происходило по специальному заказу. С развитием химической промышленности стало возможно получать быстросохнущие эмали любых цветов. В 1925 году General Motors предложила своим покупателям окраску ярко-голубой нитроцеллюлозной эмалью Duco производства DuPont. Компания Форд внедрила этот цвет уже в следующем году.

Тем не менее, крылья, щитки подножек и другие детали шасси на автомобилях массового производства еще долго делали как правило черного цвета, чтобы упростить сборку: кузов собирался на отдельном производственном участке и монтировался на уже готовое шасси, так что необходимость подбирать шасси и кузов одного цвета сильно тормозила бы сборку.

Именно поэтому большинство не черных автомобилей выпуска 1920-х - первой половины 30-х годов имело характерную двухцветную окраску с черным низом. Любопытно, что, начиная с 50-х годов, двухцветная окраска кузова, напротив, стала популярным декоративным приемом, и за нее уже просили дополнительные деньги, в то время как в 1920-х доплачивать приходилось за автомобиль с крыльями того же цвета, что и кузов.

А вот так любители восстанавливают старые автомобили:


Некоторые факты об первом серийном автомобиле, которые показались мне интересными.

Принято считать, что "Ford Model T" - это первые серийные автомобили, которые собирались на конвейере. На самом деле это не так. Первым автомобилем серийной сборки из стандартного набора деталей был "Oldsmobile Curved Dash", который выпускался в 1901 году. Генри Форд только усовершенствовал этот способ. Кстати, идея конвейерной сборки пришла в голову одному из инженеров компании Ford во время посещения скотобойни в Детройте. Подвешенные за крюки туши передвигались от "островка" к "островку", на которых последовательно выполнялись операции по разделке. Этот метод, оказалось, подходит и для сборки автомобилей.


Многие европейские компании начала 20-го века, стремясь снизить стоимость, выпускали автомобили со слабыми моторами, маленькие и тесные. "Ford Model T", несмотря на простоту и дешевизну, был полноценным большим автомобилем. Ходит байка, что автомобили Форд выпускались только черного цвета. Вспоминают слова Форда: "Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный." На самом деле первые автомобили Форд выпускались в темно-зеленом, голубом, сером и темно-красном цвете. Черных как раз не было. Черные автомобили появились в 1914 году, когда инженеры компании решили оптимизировать конвейерную сборку и начали применять для покраски "асфальтовый лак". Дело в том, что цветные автомобильные краски сохли несколько суток, а "асфальтовый лак", или, как его называли в СССР, "кузбасс-лак", мало того, что дешевый, высыхает очень быстро, всего 48 часов. Остальное - чистый маркетинг. Потребитель покупал черный автомобиль, и считал, что это круто и престижно. В СССР, например, все представительские автомобили были исключительно черные.

Мощность двигателя "Форда Т" достигала 22 л.с., что было довольно много для автомобиля такого веса, поэтому коробка передач была, по сути, односкоростная. Трансмиссия постоянно работала на прямой передаче. Первая передача служила только для трогания с места и для езды на подъемах.

С точки зрения современного водителя, логика управления автомобилем "Форд Т" довольно странная. Попробуем прокатиться.

Итак, перед пуском двигателя устанавливаем подрулевые рычаги опережения зажигания и постоянного газа "на три зубца" и немного закрываем заслонку карбюратора ручкой справа под панелью. Включаем зажигание поворотом ключа вправо на четверть оборота. Кстати, все ключи от автомобилей Форд были одинаковыми, то есть, если у вас был ключ от одного автомобиля, то у вас был ключ от всех автомобилей.

Энергично проворачиваем ручку ручного стартера по часовой стрелке. Электрический стартер устанавливался как отдельная опция. Меры безопасности: ручку следует тянуть правой рукой "на себя", упершись левой о детали автомобиля. Обхватывать ручку надо так, чтобы все пальцы находились с одной стороны. В противном случае, если двигатель толкнет в обратную сторону, можно травмироваться и переломать пальцы.

После того, как двигатель завелся, передвигаем левый подрулевой рычаг опережения зажигания в среднее положение, а правым подрулевым рычагом газа выставляем такое положение, при котором двигатель работает ровно на холостых оборотах. Заслонку карбюратора полностью открываем.

Двигатель работает устойчиво. Нажимаем левую педаль (сцепления) наполовину, что соответствует нейтрали и отпускаем стояночный тормоз, переведя рычаг в крайнее переднее положение. Теперь, чтобы тронуться вперед, надо нажать педаль сцепления до конца и удерживать ее. Автомобиль поедет "на первой скорости".

Когда автомобиль разовьет скорость около 10 км/час, надо включить вторую передачу. Для этого надо просто отпустить педаль сцепления. Рычажок зажигания надо передвинуть на себя до конца в положение "раннее зажигание". Всё очень просто: нажал педаль - первая скорость, отпустил - вторая. Среднее положение - нейтраль. Крайняя правая педаль - тормоз, средняя педаль - задний ход. Газ управляется правым подрулевым рычажком. На нейтраль коробку передач можно переключить и рычагом стояночного тормоза, переместив его на себя в среднее положение. Левая педаль тоже автоматически переместится в положение нейтрали.

Минимальная стоимость автомобиля "Ford Model T" в 1924 году составляла 295 долларов.

Итак, Форд Т стоил бы в наше время 4226 долларов, или 262 012 рублей. Я бы взял.
Следует учесть, что минимальная цена предлагалась за двухместный родстер и в "нулевой" комплектации у автомобиля не было генератора, аккумулятора, стартера и тента.

PS: фото в тексте мои (из Музея истории автотранспорта в г. Верхняя Пышма и Музея ретроавто в г. Челябинске), некоторая информация и скриншоты взяты из книги И.В. Грибова "Автомобиль FORD", НКПС Транспечать, Москва, 1927г.

Дополню пост еще одним фактом: при изготовлении автомобиля использовалась сталь с добавлением ванадия. Этим достигалась прочность и малый вес деталей. Примечательно, что до нашего времени дошли автомобили, детали трансмиссии и двигатели которых практически не изношены, несмотря на столетнюю эксплуатацию в тяжелых условиях и без должного ухода.

Ford T

первый автомобиль с левым рулём

Если родителями автомобиля считают Бенца и Даймлера, то воспитателем этого главного технического приспособления современности с полным основанием можно считать Генри Форда. Действительно, что представлял собой автомобиль до него? Дорогую техническую игрушку, которая, по мнению тогдашних экспертов, никогда не могла бы в полной мере заменить лошадь. Более того, не существовало даже единого мнения, каким должен быть автомобиль по типу двигателя – паровым, бензиновым или электрическим.
И только Форд поставил точку в этом споре, длившемся два первых десятилетия существования автомобиля. Этой точкой и стала знаменитая модель Т .
Фирму по производству безлошадных экипажей Генри Форд основал в 1903 году. Первые годы производство шло не шатко и не валко, пока на завод Форд а не пришел его тезка инженер Генри Виллз. Твердо поставить «Форд » на все четыре колеса довелось именно ему. Разработку этого автомобиля Вилллз начал в 1907 году, и в октябре следующего года первый экземпляр поступил в продажу. Машина, весившая 1940 фунтов (880 кг), отличалась такой простотой конструкции, что даже по тому времени она считалась примитивной. Так, в машине отсутствовали водяной и масляный насосы – вода циркулировала в системе охлаждения за счет разности температур, а смазка двигателя осуществлялась разбрызгиванием. В целях упрощения и удешевления автомобиля Вилллз отказался от механизма регулировки клапанов, и даже колеса сделал несъемными – демонтироваться могла только шина. Топливо из 45-литрового цилиндрического бака, расположенного под сиденьем, поступало в карбюратор самотеком, так как бензонасос тоже отсутствовал. Однако в конструкции применили и многие прогрессивные технические новшества: съемную головку цилиндров, четыре цилиндра, отлитые в едином блоке, и объединенную в общий агрегат с двигателем коробку передач.
Об этой коробке следует рассказать особо. Она была планетарной – оси и шестерни, помимо вращения, совершали круговые движения. Эта необычная трансмиссия обеспечивала две передачи вперед и одну назад, причем для включения заднего хода служила особая педаль, расположенная между сцеплением и тормозом. Однако это не означает, что в автомобиле было четыре педали – роль привычной для водителей педали газа выполнял небольшой рычажок с правой стороны под рулевой колонкой. При этом заслонка карбюратора не имела пружины, и удерживать газ постоянно водителю не приходилось. Достаточно было повернуть рычажок на определенный угол, и подача газо-воздушной смеси в двигатель оставалась постоянной до тех пор, пока ее не изменял сам водитель.


Электрические стартеры тогда еще не получили распространения (они в те времена были только на Роллс-Ройсах), и заводить автомобиль приходилось заводной ручкой. Сцепление тогда тоже не было сухим, и поэтому при заводке автомобиля в холодную погоду сцепление могло выключиться не полностью. Из-за этого были нередки случаи, когда заводящий мотор водитель был задавлен рванувшим с места собственным автомобилем. Вообще, заводить Форд Т было сущим наказанием. Из-за малой мощности магнето искра была слабой, и двигатель заводился с третьей-четвертой попытки. Первыми начинали работать первый и третий цилиндры, а через две-три секунды к ним присоединялись второй и четвертый. Многие шофера придумывали свои маленькие хитрости. Так, некоторые из них останавливали машины на горке и заводили машину, сначала отпустив сцепление и дав ей возможность покатиться, а потом, отпускали педаль. При степени сжатия в три с половиной единицы двигатель таким способом заводился довольно быстро. Если же водитель собирался ехать не один не один, то он просил своего пассажира подтолкнуть Форд Т , и машина быстро заводилась с толкача. Очень быстро нью-йоркские, чикагские и филадельфийские пацанята нашли для себя новый способ заработка. Увидев остановившийся Форд Т , они ожидали возвращения водителя и предлагали ему за двадцать пять центов подтолкнуть автомобиль.

Двигатель автомобиля, изготовление которого было отдано на субподряд братьям Додж, при 95,25-миллиметровомдиаметре цилиндра и 101,6-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объем, равный 2893 см 3 и развивал мощность в 22,5 л. с. при 1800 об/мин. Если перевести расход топлива из миль на галлон в литры на сто километров, то получится довольно малый по тем временам расход в 11 литров. Для сравнения, его одноклассник, наш , появившийся на пять лет позднее, имевший на 682 см 3 меньший рабочий объем и на 0,4 единицы большую степень сжатия и такую же мощность двигателя, расходовал на той же дистанции 16 литров. Вы скажете, что столько он расходовал на русских дорогах. Да, но американские дороги были в те годы ничуть не лучше. Более того, широкой автомобилизации Америки препятствовало именно отсутствие хороших дорог и… хорошо развитый пригородный железнодорожный транспорт. Всё дело в том, что Форд Т весил меньше примерно на 440 килограмм, то есть где-то в полтора раза.
Плохая заводимость не была единственным недостатком «Лизи», как называли модель Т тогдашние американцы. Отсутствие бензонасоса приводило к тому, что Форд Т глох на подъеме, а малое передаточное число в главной передаче, сниженное в погоне за скоростью с 3,67 сначала до 3,0, а потом и до 2,75 способствовало тому, что Форд Т глох уже тогда, когда только пытался въехать на горку.
Правда, последний недостаток компенсировался тем, что максимальная скорость «Лизи» с 78 км/ч повысилась сначала до 96, а потом и до 104. В те же самые годы разгонялся лишь до 70 верст в час, то есть до 74,669 километров.


Именно скоростные качества Форда позволили американскому автомобилю наконец выиграть в нелегкой конкурентной борьбе… с лошадью. Сейчас это может показаться смешным, но тогдашние футурологи спорили о том, сколько через сто лет понадобится дворников, если в городе с десятимиллионным населением будет семь с половиной миллионов лошадей. Их расчеты показали, что для уборки с улиц такого количества навоза следует задействовать почти треть городского населения.
Эта историческая победа над гужевым транспортом состоялась в июне 1909 года, когда Форд Т , выиграв ралли Нью-Йорк – Сиэтл, затратил на эту поездку 22 дня 0 часов и 52 минуты. После этого Америка поверила в автомобиль.
Да, действительно, Форд часто ломался. Но его преимущество оказалось в том, что его можно было быстро отремонтировать. А быстро отремонтировать его можно было потому, что на этом автомобиле была впервые применена стандартизация деталей. Сейчас это звучит странно, но тогда деталь от одного Паккарда, Студебеккера или Олдсмобиля не подходила к другому автомобилю той же марки, модели и модификации. Каждая деталь вытачивалась специально и подгонялась на месте. И только с появлением «Лизи» появилось и понятие запчастей. А августе 1913 года «Лизи» свершила новую революцию, впервые встав на конвейер. Идею конвейерного производства выдвинул инженер Эвери – специалист в области оборудования и станков. Вместе со своим напарником. Кланном он пришел к выводу, что «монтаж на ходу» поможет значительно ускорить и удешевить производство автомобилей. Форд быстро смекнул, какие громадные прибыли сулит предложение двух инженеров, и поддержал его.

Форд ТТ – грузовой вариант Форда Т
Все эти новшества привели к тому, что «Лизи» не только завоевала Америку, но и оттяпала значительную часть европейского рынка. Много Фордов поставлялось в Россию и в СССР, а на одной из этих машин, хлебнув для куража самогону, лихо рассекал знаменитый комдив Гражданской войны Василий Иванович Чапаев.

Цена модели на протяжении времени всё время снижалась. Если в 1909 году Форд Т стоил 850 долларов , то в 1913 году его цена упала до до 550 долларов, в 1915 – до 440, а к концу производства Форда Т продавался за 260 долларов .
Выпуск Форда Т продолжался до октября 1927 года. За эти годы было выпущено 15007003 машины. Однако модель Т не ушла в небытие. На ее основе была создана модель , грузовая модификация которой впоследствии превратилась в нашу знаменитую .
Многие Форды Т продолжали эксплуатироваться ещё долгие годы после прекращения их производства, а на вооружении армии США модель стояла до 1937 года. Поэтому двигатель для этой модели продолжал выпускаться до 4 августа 1941 года.

Смотрите также: style="font-family: Times New Roman">


Недавно на киноэкраны нашей некогда единой страны вышел фильм, посвященный известному актеру, поэту, певцу, легенде брежневских времен Владимиру Семеновичу Высоцкому – Высоцкий. Спасибо, что живой . На съемках этого фильма был задействован автомобиль Мерседес 1974 года выпуска, который является точной копией голубого Мерседеса Владимира Высоцкого. Подробнее →

Послевоенная модель отличалась от довоенной отсутствием запасного колеса и более крупным багажником, а также наличием более крупных задних фонарей и дополнительных верхних стоп-сигналов, которые также могли выполнять функцию указателей поворота. Модификация, появившаяся в 1951 году, называлась 15 CV .


Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля – настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.


Надев черный мундир с , Штирлиц, позавтракав, вышел из дома. Сев за руль, он хлопнул открывающейся назад передней дверкой и повернул ключ зажигания. 55-сильный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 2229 куб. см завелся лишь с третьей попытки – конструкторы машины в мирном 1935 году не могли даже предположить, в бак их детища будут заливать искусственный бензин, производимый из каменного угля. .


Чуть более полувека назад, в ноябре 1953 года в Кустанайскую степь прибыли первые подготовительные бригады покорителей Целины. И хотя официально подъем Целины начался в 1954 году, начало ее освоению было положено тогда, когда на место будущих целинных совхозов прибыли бригады строителей, которые за зиму возвели бараки для будущих первоцелинников. Многие сейчас ставят под сомнение целесообразность подъема Целины.

Подробнее →


Этот автомобиль создавался как машина Сталина. Но Сталин, как вы помните, ездил на автомобиле Packard 14-й серии. Однако для партийно-советской номенклатуры этот автомобиль оказался весьма кстати.

Подробнее →

Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха доктор философии Пауль Йозеф Геббельс любил выдавать себя за аскета. В отличие от своего коллеги по партии Германа Геринга, он не любил крепко выпить, и крепко выругаться, но как и Геринг, Геббельс любил роскошные спортивные автомобили. Их у него было множество, но самым любимым был кабриолет Мерседес 540К. На этом Мерседесе он, отпустив шофера и охрану, ездил в маленький городок Бабельсберг.


История этого автомобиля началась в преддверии вступления США во вторую мировую войну, когда увеличилась потребность американской армии в грузовиках повышенной проходимости для перевозки войск и буксировки орудий. В конце 1940 года армия решила разместить заказ на трехосные грузовики грузоподъемностью 2,5 тонны на "General Motors". На базе выпускавшегося в 1938 году грузовика Т 16 Special, производившегося для французской армии, корпорация разработала модель GMC AFWX, впоследствии прозванную Джимми . Переделка заключалась в удлинении базы и добавлении третьей оси.

Многие из вас запомнили американский детективный сериал, показывавшийся разными телеканалами в последние годы. Его герой – лейтенант полиции Лос-Анджелеса в измятом плаще и со столь же измятым лицом. На первый взгляд лейтенант Фúлип Коломбо это неуклюжий простак с неловкими манерами и походкой. Под стать неуклюжей внешности сыщику подобрали и внешне неуклюжий автомобиль, определить марку которого затрудняются даже знатоки автомобильной истории.

Митинг на заводе Михельсона подошел к концу. Ленин сошел с трибуны и, наклонив голову вперед, широкими шагами направился к выходу из гранатного цеха. Пройдя в сопровождении толпы девять саженей, он подошел к ожидавшему его во дворе Роллс-Ройсу. Ленин успел лишь ответить, что своим недавним декретом он отменил грабежи. В этот момент и раздались выстрелы. Две пули попали в Ленина: одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого, вызвав кровоизлияние в плевру и застряла в...


К 1 октября 1931 г. реконструкция завода завершилась. АМО переименовали в Завод имени Сталина, а грузовики стали собирать из отечественных комплектующих. Для ЗиС-5, как стал называться грузовик, изготовили новый двигатель. На АМО-3, как и на его американском прототипе, стоял рядный шестицилиндровый двигатель Геркулес мощностью 60 л.с. при 2000 оборотах в минуту. При диаметре цилиндра, равном 3,75 дюйма (95,25 мм), и ходе поршня в 4,5 дюйма (114,3 мм) рабочий объем составлял 4882 см3.

Многие из вас, несомненно, помнят цикл фильмов о Фантомасе, снятых в 1960-х годах. Тогда, в шестьдесят пятом, когда Фантомас во втором фильме сильно разбушевался, к фильму всерьез отнеслись даже наши спецслужбы. В частности, они приказали авто– и авиаконструкторам создать летающий автомобиль, такой, какой был у экранного Фантомаса.

П ервый таксомотор Российской империи появился не в Питере, не в Москве, не в Киеве и не в Варшаве. Первый таксомотор появился в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант из ныне киргизского Токмака (тогда бóльшая часть Киргизии входила в Семиреченскую область) Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки Берлие .

Alfa Romeo Giulietta была выбрана Шакалом отнюдь не случайно: ещё в Лондоне, просматривая автомобильные журналы, он выяснил, что из всех машин итальянского производства только Alfa Romeo Giulietta имела мощную стальную раму с глубокой выемкой в центральном ребре жесткости.

В период с 1944 по 1949 годы Хрущев ездил на американском автомобиле Кадиллак – Флитвуд 75 1939 года выпуска, который стал трофеем советских войск в 1944 году. Именно этот автомобиль в 1938 году был заказан для американского консула в Берлине, а после вступления США в войну с Германией, был конфискован и отправлен в ставку Гитлера Вервольф , под Винницей. В дальнейшем, вплоть до того момента, как автомобиль попал в руки советских военных, на нем ездил начальник личной охраны фюрера Ганс Раттенхубер.


Ещё в том же 1916 году тогдашними владельцами завода братьями Рябушинскими в качестве базовой модели грузовика для нужд Императорской армии был выбран Fiat 15 Теr образца 1912 года, хорошо зарекомендовавший себя в условиях ливийского бездорожья во время Итало-турецкой войны. Пуск двигателя осуществлялся при помощи кривого стартера - заводной рукоятки. Вместо генератора искру зажигания вырабатывало магнето, а шестивольтовый аккумулятор служил лишь для питания фар. Энергии аккумулятора не хватало даже для звукового сигнала, и потому в АМО-Ф-15 комплектовался клаксоном.


Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗиС-5.


В 2010 году Ульяновский автомобильный завод возобновил производство автомобиля УАЗ-469 образца 1972 года. Этот автомобиль, унаследовавший прозвище Козёл от своего предшественника ГАЗ-69, в своём первоначальном виде выпускался в Ульяновске 13 лет. В 1985 году его переименовали в УАЗ-3151, снабдили вакуумным усилителем тормозов и увеличили мощность мотора, а в 1993 году уазик наконец-то оборудовали кузовом с жёсткой крышей. Однако стране был нужен максимально дешевый уазик.

Сегодня по дорогам ездит множество автомобилей различных марок и моделей, но в начале века все было иначе. В 20-ых годах каждым вторым автомобилем в США был Model T, и на долю этого - каждого второго автомобиля в США, приходилось 90% от общего количества легковых автомобилей в мире. Огромный вклад в автомобилизацию Соединенных Штатов Америки сделал Генри Форд, человек, который как вы знаете не только внедрил конвеер на автомобильное производство, но и поставил весь мир на колеса. Первой машиной Форда была отнють не Model T, — это была компактная самоходная «повозка», в которой отсутствовал даже руль - в его традиционном виде. Интересно, что для того чтобы вывести данное «чудо» из сарая, пришлось проделать амбразуру в стене, ведь через дверной проем выехать не позволяли габариты машины. Первая машина Генри Форда была продана за 100$, на тот момент предпринимателю было 33 года и он был полон решимости создавать автомобили носящие его имя и дальше. В 1903-ем году была основана компания Ford Motor Company, которая к моменту выхода первой Модели Т в 1908-ом году, выпустила около 10-яти моделей автомобилей, среди которых были как доступные, так и дорогие машины. Уже тогда Генри Форд для себя решил, что для получения большой прибыли ему нужно выпускать максимально дешевый, массовый, но при этом надежный автомобиль. Изначально купить Ford T можно было за 850$ и это при том, что основная масса автомобилей тех лет продавались более чем за 1 500$, а в начале 20-ых годов цена Ford T составляла всего 300$.
На тот момент заработная плата рядового сотрудника на предприятии Ford составляла 100 - 150$ и он мог без проблем купить себе машину. Модель Т известна тем, что это первый автомобиль для производства которого использовалась конвеерная сборка, но на самом деле конвеер был внедрен лишь в 1914-ом году, а до этого Жестяная Лиззи собиралась по старинке. Конвеерная сборка позволила с нуля создать автомобиль всего за 93 минуты - не виданная до того момента скорость сборки. Даже без конвеера, в первый год производства было собрано 12 000 моделей Т, но благодаря конвееру, к 1927-ому году было создано 15 миллионов машин. Стоит сказать, что конвеерная сборка дала повод упрекнуть Генри в том, что он заставляет своих рабочих заниматься ужасно монотонной работой, и на самом деле - первое время после внедрения конвеера текучка кадров была очень существенной, но Генри Форд решив эту проблему подняв оплату одного часа работы до 5$ — очень хорошая по тем временам зарплата рабочего. Суть прозвища «Жестяная Лиззи» кроется в том, что в США тех лет, Лиззи была достаточно распространенным прозвищем среди лошадок, а почему «Жестяная» ясно и без
объяснений). Ниже уделит внимание одному из самых значимых автомобилей в истории человечества. Сложно представить, как машина созданная на заре автомобилестроения стала настолько массовой. В большем количестве был произведен лишь . а ведь он появился намного позже, когда машина уже не была новинкой.

Существует распространенное мнение о том, что Модель Т могла быть окрашена лишь в черный цвет, но на самом деле это не так. До 1914-ого, до момента поставки Ford T на конвеер, автомобиль мог окрашиваться в различные цвета, но с внедрением конвеерного производства было решено красить машины в черный цвет, но почему именно в черный? Дело в том, что черная краска поставляемая в Ford Motor Company сохла быстрее, чем другие краски, а учитывая важность скорости сборки автомобиля, его продажи и соответственно получения прибыли, скорость высыхания краски имела довольно важное значение. Изначально Форд Т выпускался в открытом кузове, но в 1914-ом появился первый закрытый кузов. На фото Ford Model T вы можете увидеть, что двери у первого закрытого кузова расположены посредине, что сегодня кажется очень не привычным. Кузов модели Т рамный с деревянным каркасом который обшит металлическими листами. Изначально колесные диски автомобиля Форд были деревянными, но позже их начали делать из металла.

Современному водителю управление этим Фордом покажется чем то сложным. Можно начать хотя бы с того, что за открытие дроссельной заслонки отвечает не педаль газа, а рычаг с права от водителя - обратите внимание на фото Ford Model T в салоне. Слева от водителя есть еще один рычаг - это стояночный тормоз.
Не смотря на то, что дроссель в этом автомобиле открывается не традиционным способом, под ногами водителя присутствуют три педали. Самая левая - это педаль сцепления, посредине педаль которую следует нажать для включения задней передачи, самая правая педаль отвечает за тормоз. Кроме средней педали в процессе смены передач задействован и рычаг ручника, который в крайне заднем положении активирует стояночный тормоз, в среднем положении позволяет включить первую и заднюю передачу, а в крайне переднем положении позволяет включить передние передачи. При полностью выжатом сцеплении можно включить первую передачу, при нажатом на половину сцеплении включается нейтралка, а при отпущенном сцеплении можно включить вторую скорость. Таким образом для включения первой передачи следует полностью выжать сцепления и перевести рычаг в среднее, или крайне переднее положение. Для включения второй передачи следует полностью отпустить сцепление и также перевести рычаг в крайне переднее положение. Теплый воздух от мотора, в салон этого автомобиля проходит через отверстие в полу. Очень интересно, что спидометр для Модели Т был опцией! Штатно из приборов устанавливался лишь амперметр.

Технические Характеристики Ford Model T

В движение модель Т приводил четырехцилиндровый бензиновый двигатель с рекордно малой степенью сжатия в 4.5:1. Американцы всегда любили двигатели с невысокой степенью сжатия, но эти слишком, даже по американским меркам. При объеме в 2.9л, двигатель выдает мощность в 20л.с, которая позволяет развить скорость в 72км в час. Двигатель Ford получает топливо через однокамерный карбюратор. В отличии от некоторых, самых первых двигателей внутреннего сгорания, Ford T получил съемную головку блока двигателя. Примечательно, что конструкция двигателя Форд Т не предусматривает регулировку клапанов. Коробка передач у этого «чудо-мобиля» двухступенчатая, тормоза барабанные и только на заднюю ось.

Цена Ford Model T

Купить Ford Model T в отреставрированном состоянии врятли получится менее, чем за 10 000$. Цена Ford T в основном определяется степенью оригинальности и качеством восстановительных работ.

Увидеть Форд Модели Т в живую повезет очень не многим - это возможно разве, что на автомобильной выставке, но вы могли видеть этот автомобиль в компьютерной игре Mafia, где этот автомобиль именуется как Bolt.


Ford Model T — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 годы. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями.


Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колёса», сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость. Первый экземпляр «Model T» построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.
Вопреки сложившемуся мнению, Model T, несмотря на максимально упрощённую ради массового производства конструкцию, по техническим характеристикам, комфорту и оборудованию не уступал большинству автомобилей своего времени, а по габаритным размерам и объёму двигателя соответствовал современным моделям среднего класса. От Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей: в то время в Европе автомобили, аналогичные по размерному классу Ford T, составляли лишь незначительную часть автопарка, в США этот типоразмер автомобилей до сих пор является основным.













Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,9 л (2893 см³) и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.

Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США в 1908—1910 годах стоили от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена на фордовский «Т» составляла 825—850 долларов — почти на треть меньше, чем у самого дешевого автомобиля других фирм — при среднем годовом доходе в США на 1910 год в $574, или около $48 в месяц. В 1916—1917 годах было продано уже 785 432 машины, причём цена постоянно снижалась и к этому времени достигла 350 долларов.

Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть выпускавшимся во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии.

Всего было выпущено чуть более 15 миллионов автомобилей «Форд» модели «Т».

Интересные факты

  • Ford T набрал 742 очка в конкурсе «Автомобиль века» и занял первое место, а также входит в десятку автомобилей, изменивших мир по версии журнала Forbes, как первый серийный доступный среднему классу автомобиль в мире.
  • Широко известна легенда о том, что Ford T красился только в чёрный цвет.
  • На самом деле такое утверждение применимо, и то с оговорками, только к автомобилям производства 1914—1926 годов. До и после этого серийные «Форды» были доступны в разнообразной окраске, причём с 1908 по 1913 год чёрный цвет не предлагался вообще — были доступны только серый, зелёный, синий и тёмно-красный. Переход к исключительно чёрным кузовам в 1914 году был вызван началом конвейерной сборки автомобиля, которая не оставляла времени для сушки каких-либо использовавшихся в то время красителей, за исключением «японского чёрного» (асфальтового лака). В то время, как обычные тогда краски и лаки могли сохнуть до двух недель, «японский чёрный» высыхал за 48 часов.
  • Следует, однако, отметить, что подобная политика не была изобретением «Форда», — по абсолютно тем же причинам, что и «Форд», в то же самое время её придерживалось большинство мало-мальски крупных производителей автомобилей. Как правило, базовым цветом был чёрный, остальные же были доступны только по специальному заказу. С развитием химии стало возможно получать быстросохнущие эмали любых цветов. В 1925 году General Motors предложила своим покупателям окраску ярко-голубой нитроцеллюлозной эмалью Duco производства DuPont. «Форд» последовал этому примеру уже в следующем году.
  • Тем не менее, крылья, щитки подножек и другие детали шасси на автомобилях массового производства ещё долго делали как правило чёрного цвета, чтобы упростить сборку: кузов собирался на отдельном производственном участке и монтировался на уже готовое шасси, так что необходимость подбирать шасси и кузов одного цвета сильно тормозила бы сборку. Именно поэтому большинство не чёрных автомобилей выпуска 1920-х — первой половины 30-х годов имело характерную двухцветную окраску с чёрным низом. Впоследствии, по мере совершенствования автомобильных кузовов, крылья стали крепиться к самому кузову, а не к раме, так что проблема потеряла актуальность.
  • Любопытно, что начиная с 50-х годов двухцветная окраска кузова, напротив, стала популярным декоративным приёмом, и за неё уже просили дополнительные деньги, в то время, как в 1920-х доплачивать приходилось за автомобиль с крыльями того же цвета, что и кузов.
  • В произведении Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» летоисчисление мира будущего ведется от создания автомобиля Форд T.
  • Автомобиль в нескольких модификациях встречается в популярной компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, в игре он носит марку Bolt, созвучную оригинальному «Ford».
  • Форд модели Т был первым автомобилем в Монголии. Он был подарен правителю страны, «Живому Будде» Богдо-гэгэну VIII шведским миссионером Францем Ларсоном, который пишет:
  • …Когда я достал ему первую автомашину, когда-либо виданную в Урге, — Форд, — он подсоединил электропроводку к кузову машины, и созвал высших лам и знать на чай. После чая он продемонстрировал им машину, и предложил гостям пощупать полировку её крыльев. Первый коснувшийся машины отшатнулся, словно бы обжёгшись. Остальные рассмеялись над его робостью. Затем протянул руку второй храбрец — и отдёрнул её назад. Ещё больше хохота, подначиваемого Буддой. Ему доставило величайшее удовольствие это чаепитие, на котором его друзья получили такое потрясение, так что никто не изъявил желание составить ему компанию в поездке на этой машине — все они были изумлены его способностью сидеть в ней и с удобствами разъезжать окрест дворца.
  • Русскоязычная версия названия Tin Lizzie — «Жестянка Лиззи» — является плодом не вполне корректного перевода; более корректный перевод — «Жестяная Лиззи», где «Лиззи» — распространённая в США лошадиная кличка. Таким образом, на самом деле это название не имело пренебрежительного оттенка, а скорее подчёркивало тот факт, что Ford T пришел на смену живой лошади в качестве транспорта американского фермера.
  • Первыми собираться на конвейере стали не «Форды», а автомобиль марки Oldsmobile — инженеры «Форда» лишь усовершенствовали уже использовавшийся к тому времени технологический процесс. Основная заслуга Форда — не внедрение конвейерного производства автомобилей как такового, а новая стратегия их маркетинга, направленная на охват как можно большей аудитории покупателей. По сути именно Форд создал массовый автомобильный бизнес в его современном виде (работающие по франшизе дилерские представительства, официальный сервис и т. п.).
  • Простота, надёжность и высокая проходимость автомобиля при такой цене привлекли внимание военных. В результате, его можно было часто встретить на фронтах Первой мировой. Значительную партию закупило и русское военное ведомство. Какая-то часть из этой партии досталась по наследству Красной армии. Утверждают, что именно этой моделью пользовался легендарный начдив Чапаев. Также известно, что водителем «Форда» модели «Т», переделанного под фургон санитарных войск, служил другой знаменитый участник Первой мировой — писатель Эрнест Хэмингуэй.
  • Впоследствии Ford T закупались уже Советским правительством, благодаря чему эти автомобили были среди наиболее распространённых в СССР легковушек вплоть до освоения в Горьком собственного производства более современного Ford A (ГАЗ-А). Именно по отношению к Ford T впервые возникло прозвище «козёл»: из-за особенностей конструкции трансмиссии с её многочисленными фрикционными элементами, подверженными сравнительно быстрому износу, а также несовершенства смазочных материалов, старый «Форд-Т» мог при пуске двигателя от рукояти тронуться с места и «боднуть» водителя, несмотря на затянутый стояночный тормоз, в особенности в холодную погоду, когда масло в картере коробки передач застывало — приходилось перед заводкой вывешивать одно из задних колёс. Впоследствии это прозвище досталось военным внедорожникам начиная с ГАЗ-67 и «Виллиса», уже по другой причине — «козления», резких толчков, возникающих при езде по неровной дороге.
  • Известный «автомобильный критик», лауреат Пулитцеровской премии 2004-го года, Дэн Нейл (англ.)русск., составляя список «50 худших автомобилей всех времён», внёс в него и "Форд модели «Т» — под № 2, назвав «дешёвой рухлядью» и «„Юго“ своего времени». «Машина была просто неубиваемая. При этом ни слова не говорится о полном отсутствии комфорта, убогом дизайне и неудобной системе управления», — говорится в другом источнике по тому же поводу.