Самая большая карьерная машина в мире. Карьерные великаны

Первые карьерные самосвалы появились в 1931 году в США, в штате Огайо. Пятеро братьев, которые долго занимались ремонтом сельскохозяйственной техники, решили бросить все свои силы на создание машины, которая будет применяться в узкой сфере.

Воспользовавшись помощью конструкторов, они за один год собрали первый в мире самосвал, который был приспособлен только для карьерных дорог . Машина выглядела нескладно, но при этом значительно выделялась не только своим внешним видом, но и своими характеристиками.

Кузов был с задней разгрузкой, кабину водителя защищал специальный козырек, а колеса были разного диаметра. Но, несмотря на такой непривычный внешний вид, самосвал имел высокую проходимость по любым дорогам . Для этого его оснастили специальными грунтозацепами, которые крепились на задние колеса.

Первый карьерный грузовик мог перевозить груз весом до 8 тонн, но при этом не эксплуатировался в холодное время года, так как кабина не имела дверей. Именно с машины, созданной братьями, началась история самых больших карьерных машин.

Где используются самые большие карьерные самосвалы

Все виды большегрузных машин предназначены для перевозки разрыхленных пород в открытом положении и при любых климатических условиях. Эксплуатируются многотонники только на карьерных дорогах.

В основном вся работа на таких машинах осуществляется в паре с экскаватором. Такое сотрудничество повышает эффективность работы в несколько раз.

По всему миру конструированием, сборкой и производством многотонников занимаются около двадцати компаний. Из-за огромных размеров и большого веса машины не используются на дорогах, а к месту работы их доставляют в разобранном виде.

Конструкторы современных самосвалов чаще всего производят машины с двумя осями, с полным или только задним приводом и с поднятием кузова назад . Карьерные машины также выпускались с тремя осями, но на карьерах их было неудобно использовать, и вскоре они вышли из обращения.

Основная работа огромных машин осуществляется за счет дизельного двигателя , который оснащает генератор током. В свою очередь генератор питает электродвигатель, за счет которого вращаются колеса, что приводит в движение самосвал.

БелАЗ

Самые знаменитые в России самосвалы – это, конечно, БелАЗы. Производят их в Белоруссии, и с каждым годом их возможности увеличиваются. Последняя модель «БелАЗ-75306» данной марки имеет возможность перевозить до 220 тонн породы, а вес этой мощнейшей машины – 156 тонн .

Белорусский самосвал имеет дизельный двигатель, который развивает скорость до 45 км/ч . Это приличная скорость для такой огромной машины, да по карьерным дорогам больше и не надо.

Цена такой марки БелАЗа варьируется от 3 до 5 миллионов рублей . Стоимость подержанного большегруза составляет от 1 до 3 миллионов рублей.

Современные БелАЗы оснащены электроникой, поэтому водителям намного проще управлять и справляться с большой машиной. Однако данная модель не является самой большой, которую выпустил Белорусский автомобильный завод.

В 2005 году был выпущен «БелАЗ-75600», обладающий грузоподъемностью до 320 тонн . Сейчас такие самосвалы применяются на Кемеровском карьере и используются для добычи угля.

Как и большинство таких машин, «БелАЗ-75600» имеет дизельный двигатель, электронное управление, оснащен системой видеообзора и относится к машинам с высоким уровнем безопасности.

Благодаря более мощному двигателю самый большой самосвал Белоруссии развивает скорость до 64 км/ч . Такой гигант имеет и немаленькую цену. Минимальная стоимость модели «БелАЗ-75600» – 50 миллионов рублей .

Terex

Одной из первых, кто стал заниматься сборкой автогигантов, является американская фирма General Motors, которая в 1968 году открыла еще одно направление в своей деятельности. Ее чадо, созданное в 1974 году под названием Terex 33-19 Titan, является одним из самых больших самосвалов.

Этот многотонник достигает семи метров в высоту, и с загруженным кузовом может весить 650 тонн . На нем установлен двигатель, состоящий из шестнадцати цилиндров, который работает в совокупности с генератором. Для управления такой тяжелой машиной требуется квалифицированный водитель.

Самосвал этой марки был выпущен в единственном экземпляре, так как во время кризиса у завода не было средств для изготовления таких огромных машин.

Большегруз долгое время использовался для работы на карьере в городе Спарвуде в Канаде. Данный концерн не особо распространен на европейском рынке, но в связи с упадком цен на американские самосвалы многие страны уже заинтересовались этой фирмой.

Caterpillar

Caterpillar-797 – гигантский грузоподъемник, в кузове которого может поместиться небольшой дом. Его вес – 260 тонн , а перевозить он способен более 400 тонн полезных ископаемых .

Только одни покрышки этого многотонника весят около пяти тонн. Но имея такой большой плюс в грузоподъемности, самосвал имеет и минус – это потребление большого количества бензина.

На нем установлены механическая коробка передач с семью передачами и два дизельных двигателя. Автомонстр, что несвойственно другим моделям, имеет задний привод.

Максимальная скорость самосвала не определена, потому что производители установили на машину электронный ограничитель скорости, который допускает лимит в 65 км/ч. Но при таких габаритах ввести ограничитель – это разумное решение.

Стоимость этого монстра – в среднем 160 миллионов рублей . Модель 797 не так часто используется в работе на карьерах, поэтому фирма чаще всего специализируется на меньших моделях. К тому же поставщик шин на данную модель является монополистом, что делает его цену заоблачной.

Например, модель 740 по желанию заказчика комплектуется специальным выталкивателем, чтобы избавиться от груза, не поднимая кузов. Тем более цена такого большегруза значительно ниже.

Liebherr

Но не только американские производители славятся своими самосвалами. Немецкая фирма предлагает свою модель самосвала Liebherr T282B, который был сделан на заказ.

Его вес – 222 тонны , а возможности в погрузке достигают 336 тонн. Дизельный двигатель с двадцатью цилиндрами дает возможность машине разогнаться до 64 км/ч .

Самосвал отличается от своих собратьев из других стран, так как обычная панель заменена на электронную. Такая приборная панель показывает не только скорость, но и много другой полезной информации, например, все о состоянии работы двигателя.

К тому же немецкие инженеры установили на машину специальную кнопку, которая мгновенно обесточивает самосвал и тем самым останавливает всю его работу.

Стоимость самой большой машины, выпущенной немецкими инженерами, колеблется от 120 до 160 миллионов рублей .

Euclid

Данная американская компания давно и прочно обосновалась на рынке грузоподъемных машин. Ее машины, которые она выпускает еще с 1933 года, отличаются особо прочной конструкцией, что и привело Euclid к такой популярности. Выпуская самосвалы с различной грузоподъемностью, концерн обладает самой большой базой покупателей.

Komatsu

Komatsu – это японский концерн. Фирма поставляет на российский рынок несколько разнокалиберных самосвалов.

Самая маленькая модель, HD325-6, допускает вес всего 37 тонн . Ее особенность состоит в том, что машина оснащена автоматической коробкой передач .

Следующая модель HD405-6 – это машина с допустимой погрузкой до 41 тонны и по своей конструкции ничем не отличается от прежней версии.

Komatsu 930Е — лидер среди японских карьерных самосвалов

Самый большой самосвал, который предлагает данный концерн, – это модель Komatsu 930Е . Этот большегруз способен перевозить до 320 тонн . Он оснащен дизельным двигателем с восемнадцатью цилиндрами.

Производители самых больших машин мира не останавливаются, а продолжают увеличивать грузоподъемность еще больше, чтобы позволить тем самым за короткое время вывозить с карьера больше породы.

Но чтобы такая машина выдерживала больший вес, нужно развивать новые технологии, так как у всех современных самосвалов есть предел, который превышать не рекомендуется. На основе статьи можно перечислить десять самых больших самосвалов мира.

1. БелАЗ-75710 . Самый большой многотонный автомобиль во всем мире, который может перевозить в своем кузове до 810 тонн за один раз. Его длина – 21 метр, а высота – 8 метров. Оснащен двумя дизельными двигателями.

2. Liebherr T282B . Считается одним из самых удобных в пользовании самосвалов. Его грузоподъемность достигает 336 тонн.

3. XCMG DE400 . В 2012 году китайская фирма выпустила самосвал длиной 16 метров. Он может перевозить до 360 тонн и развивает внушительную скорость – 50 км/ч. До появления БелАЗа-75710 являлся самой большой машиной.

4. Terex 33-19 Titan . Сейчас это памятник, который был установлен в 90-е годы близ канадского города. Его грузоподъемность достигает 320 тонн.

5. Liebherr Т284 . Этот гигант является самым высоким, достигая 9 метров. В его кузов можно загрузить до 600 тонн породы.

6. Bucyrus MT6300AC . Еще одно американское производство. Данный самосвал начали выпускать в 2008 году.

7. Caterpillar-797 . Масса этого великана составляет вместе с погруженной породой 620 тонн. Это еще один американский гигант.

8. Komatsu 960Е . Самый крупный большегруз данной компании. Его высота – 7 метров, а длина – 16 метров. Несмотря на внушительный размер, очень легко управляется, так как оснащен специальной электроникой.

9. Komatsu 930Е . Второй гигант японской компании. Его вес вместе с грузом достигает 500 тонн.

10. БелАЗ-75600 . Белорусский самосвал перевозит в своем кузове до 320 тонн за одну поездку. Его длина – 15 метров, а скорость по карьерной дороге может развиваться до 64 км/ч.

Все эти монстры современного машиностроения являются максимально эффективными машинами, которые могут за короткое время перевозить огромное количество груза. В современном мире, когда угольная промышленность является необходимой отраслью развития государства, такая помощь в виде бездушного монстра оценивается как самая необходимая.

Водители огромных самосвалов – профессионалы своего нелегкого и опасного дела. Карьерные дороги опасны и непредсказуемы, но конструкторы этих многотонников с каждым годом все больше оснащают машины электроникой, чтобы обеспечить безопасность водителей по максимуму.

Ну и в заключение посмотрим небольшое видео, в котором показано как трудится в карьере самосвал БелАЗ 75600:

В мире существует несколько моделей самосвалов-гигантов, используемых в тяжелой промышленности, для карьерных разработок. Все эти суперавтомобили являются уникальными каждый в своем классе. Поэтому неудивительно, что ежегодно между странами-производителями проводится своеобразное соревнование: чьи самосвалы самые грузоподъемные, быстроходные и выносливые. Отдельной строкой обозначен вопрос "в какой стране производится самый большой самосвал в мире". Технический прогресс уже не остановить. Характеристики автомобилей достигли фантастических высот. При этом технологии производства продолжают совершенствоваться. Поэтому самый большой самосвал в мире может появиться неожиданно, как это не раз бывало. Параметры, характеристики и габариты новых моделей регулярно просчитываются компетентными специалистами в исследовательских центрах. Аналитическая работа инженерных служб имеет международный масштаб.

Горнодобывающие великаны

Самый большой самосвал в мире, БелАЗ-75710, карьерный гигант, не имеющий себе равных, был представлен на испытательном полигоне 25 сентября 2013 года. Машина производится на заводах ОАО "БелАЗ", расположенных в городе Жодино, недалеко от Минска. Технические характеристики самосвала впечатляют, он берет на борт 450 тонн груза, тогда как его европейские и американские аналоги поднимают только 380 тонн. Исполин весит 810 тонн, но при этом способен развивать скорость до 64 км/час. И хотя подобные скорости на карьерных разработках смысла не имеют, однако сам факт такой динамики свидетельствует о беспрецедентной мощи автомобиля. Новой машине был присвоен титул "Самый большой самосвал в мире 2013 года". За прошедший год в мировом рейтинге не появилось ни одного карьерного автомобиля, который мог бы опередить БелАЗ-75710 по своим характеристикам. Поэтому с полным правом белорусский гигант может носить звание "Самый большой самосвал в мире 2014 года". Выпуск карьерного исполина начался, первые машины уже работают в самых крупных разрезах по всему миру.

В рабочем режиме самый большой самосвал в мире обычно перемещается по территории горнодобывающего разреза со скоростью 10-12 км/час. Обслуживание машины заключается в периодическом осмотре силовой установки и ходовой части. Механики действуют по принципу "легче предотвратить поломку, чем потом ее устранять". Ремонт карьерного самосвала возможен только на специализированных предприятиях, оборудованных подъемными механизмами по типу А из карьера к месту ремонта машину приходится доставлять на нескольких тягачах. Технические центры по обслуживанию фирмы-производители стараются расположить в зоне наибольшей доступности к карьеру или горному разрезу, в которых работают самосвалы. Иначе вопрос доставки машины к месту ремонта и обратно может вылиться в крупную сумму. Поэтому есть специальные фирмы-посредники, которые занимаются оптимизацией расположения сервисных центров. Кроме того, практика показывает, что владельцы крупных промышленных разработок в сфере добычи сырья и полезных ископаемых закупают карьерную технику у одного и того же производителя. Это позволяет годами работать по налаженной схеме с наименьшими потерями. Обслуживание материальной части обычно проводят специалисты фирмы-производителя, которые приезжают на место по определенному графику.

Расход топлива - 500 литров в час. Много это или мало?

Самый большой самосвал в мире имеет, соответственно, сверхмощную силовую установку, которая состоит из двух дизельных генераторов, вырабатывающих суммарную тягу в 8500 л. с., и питает энергией четыре электропривода, обеспечивающих вращение колес. Электромоторы приводят в движение колеса самосвала при полной загрузке кузова с максимальной тяговой силой. А пустой автомобиль движется в режиме 50-типроцентного сброса мощности, для этого отключается один из дизель-генераторов. Расход дизельного топлива в полном режиме составляет около 500 литров в час. Как мы видим, самый большой самосвал потребляет огромное количество горючего. Однако стоимость солярки - это ничто в сравнении с экономической пользой, которая выражается семизначными цифрами. И именно благодаря карьерным гигантам-самосвалам.

Видеокамеры и другие полезные устройства

Оснащение карьерного самосвала БелАЗ-75710 включает в себя сложные, но эффективные системы пожаротушения и просмотра "мертвых" зон вокруг автомобиля. Для этого по периметру машины установлены восемь постоянно действующих видеокамер, передающих информацию на мониторы в кабину водителя. В двухместной просторной кабине размещаются водитель-оператор и штурман. Кроме видеообзора, самосвал оборудован специальным устройством, предупреждающим о приближении к высоковольтным линиям. В кабине работает кондиционер летом и обогреватель зимой. Самый большой самосвал в мире БелАЗ-75710 является суперавтомобилем, рассчитанным на работу в сложных условиях при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов. Ресурс машины позволяет эксплуатировать ее в круглосуточном режиме.

Самый большой самосвал в мире: характеристики

Габариты:

  • Длина - 20 м 600 см.
  • Высота - 8170 мм.
  • Ширина - 9750 мм.

Весовые характеристики:

  • Вес самосвала без загрузки - 360 000 кг.
  • Грузоподъемность - 450 тонн.
  • Полная масса - 810 тонн.

Силовая установка:

  • Два дизель-генератора мощностью 4664 л. с. каждый, суммарная энергия 8500 л. с.
  • Число цилиндров - 32, расположение рядное.
  • Расход топлива - 500 литров в час.
  • Количество топливных баков - 2 по 2800 литров.
  • Привод - электромоторы на каждом заднем колесе мощностью 1200 кВт.

Ходовая часть:

Недосягаемый БелАЗ-75710

Самый большой самосвал в мире, фото которого представлены на странице, - это по-прежнему оранжевый исполин, сошедший с конвейера в белорусском городе Жодино. Инженерный состав ОАО "БелАЗ" в настоящее время готовит ряд усовершенствований, которые еще больше укрепят и без того высокий рейтинг модели 75710. Таким образом, самый большой самосвал в мире, грузоподъемность которого превышает 450 тонн, становится недосягаемым в ближайшие годы для производителей-конкурентов.

Изготовление карьерной техники связано с очень большими затратами. Поэтому в мире не возникает новых крупных производителей. Зато во множестве появляются подрядчики, которые способны изготавливать качественные узлы и агрегаты для машин, работающих в горнодобывающей промышленности. Это моторостроители, фирмы по выпуску супершин и другие специализированные предприятия, доступные для сотрудничества. Карьерная автомобильная техника стоит дорого, цена на самосвал высокого класса достигает пяти-шести миллионов долларов. Однако машина оправдывает затраты уже в первые два года, принося при этом значительную прибыль.

Никогда не простаивают, в большинстве случаев эта техника работает в круглосуточном режиме. Руководство разреза по добыче ископаемых должно только вовремя подготовить водительский состав, а все остальное сделают БелАЗ, Caterpiller и Komatsu.

Карьерные самосвалы - это транспортные средства, история которых началась еще в прошлом веке. Уже тогда они внушали уважение своими габаритами и размерами, а также техническими характеристиками. Современные модели более модернизированы, поэтому данная автомобильная техника широко применяется в самых разных сферах. Рассмотрим модели самых популярных марок.

БелАЗ

Карьерный самосвал БелАЗ - это белорусский «монстр», который совершенствуется из года в год. Каждая новая модель отличается увеличенной грузоподъемностью, размерами. Такой транспорт необходим для перевозки грузов в большом объеме, и передовыми в данной сфере являются именно самосвалы белорусской марки. Благодаря уникальным эксплуатационным характеристикам подобный транспорт широко используется в горнодобывающей промышленности и строительной сфере. Техника данной марки выпущена в нескольких сериях:

  • Карьерные самосвалы серии 7540 - это машины, обладающие грузоподъемностью 30 тонн и способные перевозить горную массу в сложных условиях и глубоких карьерах. Их конкурентное преимущество - мощные дизельные моторы.
  • В серии 7571 представлены самосвалы самой высокой грузоподъемности - 450 тонн. К их отличительным особенностям относятся мощные двигатели, электрическая трансмиссия и высокая проходимость.

Любой самосвал БелАЗ обладает качественным оснащением и продуманной конструкцией, благодаря чему эксплуатация простая, безопасная и удобная. Примечательно, что самый большой карьерный самосвал в мире был выпущен в 2013 году именно белорусской компанией. Это транспортное средство называется БелАЗ 75710 и имеет грузоподъемность в 450 тонн! Кроме того, модель отличается высокой производительностью, надежностью за счет использования двигателей высокой эффективности, отличной маневренностью, комфортностью и безопасностью труда водителя. Машина оснащена электромеханической трансмиссией, что в новинку для самосвалов данного класса.

БелАЗ 75600

Данная модель способна перевезти около 300 тонн продукции, поэтому относится к элитному классу транспорта описываемого типа. Силовой агрегат в данной модели - 18-цилиндровый турбированный дизель, который имеет объем почти 78 л, развивая мощность в 3546 л. с. Из новинок оснащения можно отметить объединенную гидросистему, состоящую из механизма платформы, тормозной системы и рулевого управления. Все это запускается аксиально-поршневым двухсекционным насосом, который имеет переменную производительность.

Terex

Среди самосвалов с уникальными техническими характеристиками выделяются модели марки Terex. Эти транспортные средства появились благодаря трудам американской компании General Motors. В первом варианте это был трехосный самосвал длиной семь метров и весом 650 тонн, поэтому управлять им нужно было очень искусно. Так что самый большой карьерный самосвал был создан именно в США.

Кстати, Terex - это сразу несколько компаний, которые предлагают широкий выбор самосвалов - мощных и с разной грузоподъемностью. В модельном ряду марки - девять машин, которые оснащаются дизель-электрическими моторами при грузоподъемности от 109 до 326 тонн. Компания предложила и новинку - дизель-электрический карьерный самосвал, который имеет привод колес, отличается компактностью и экологичностью. Производитель заявляет, что агрегаты позволяют сэкономить расход масла, а сами детали, оснащающие их, отличаются высокой износостойкостью.

Данные самосвалы оснащаются прочной и жесткой конструкцией рамы, благодаря чему достигается высокая производительность техники даже в сложных природных условиях. Благодаря оснащению автоматической коробкой передач и продуманной системой двигателя машины обеспечивают эффективность работы.

Модели TR45 и TR60

Модели Terex зарекомендовали себя как надежные и универсальные транспортные средства. Так, самосвал TR 45 обладает мощным двигателем с рабочим объемом 19 л, продуманная коробка передач позволяет работать с запасом мощности и надежности, а благодаря уникальной двойной тормозной системе и дисковым тормозам водитель легко справляется с управлением на любой дороге. Мощный двигатель позволяет данным транспортным средствам лидировать в своем классе.

Карьерный самосвал TR60 универсален: на нем можно работать и в шахте, и на карьерах, и при строительстве дамб. Отличительная особенность модели - в двух передачах заднего хода, что открывает возможности для маневрирования на неровной территории. Легко справляется модель и с крутыми подъемами, позволяя работать даже в сложных условиях. Правда, по степени грузоподъемности модели данной марки все-таки уступают другим популярным брендам.

Caterpillar

Карьерные самосвалы Caterpillar - одни из самых огромных в мире, ведь только покрышка некоторых моделей весит около 4 тонн! С другой стороны, такие габариты сказываются на расходе топлива, который достаточно высок. Разработки оснащаются сразу двумя двигателями, дополненными 7-скоростной механической коробкой передач. Модельный ряд транспортных средств данной марки разнообразен, поэтому есть возможность выбрать подходящий вариант под конкретные особенности работы.

Самосвалы 785С отличаются продуманностью, благодаря чему показывают высокую производительность, комфортны и надежны в работе. Их широко используют в различных строительных процессах и при обслуживании крупных карьерных разработок. Модель оснащена дизельным двигателем с двойным турбонаддувом, способна развить большую скорость и отличается экономичностью.

MT5300D AC и Caterpillar 797B

Модель MT5300D AC - это мощный и универсальный в работе карьерный самосвал. Фото показывает, насколько продумана конструкция данной модели, благодаря чему снижаются эксплуатационные расходы, а оператор может чувствовать себя за рулем максимально свободно и комфортно. Самосвал 797F - это еще одно экономичное решение, когда нужно перевезти различные материалы. Благодаря совершенной конструкции существенно улучшены показатели безопасности и эффективности работы транспортных средств.

Caterpillar 797B - это обычный самосвал, только большого размера. При собственном весе 624 тонны он способен перевезти на борту почти 350 тонн груза, причем его конструкция как нельзя лучше подходит для карьерных самосвалов. 24-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 117 л поражает воображение! Кроме того, данная модель просто напичкана разнообразными электронными системами, что обеспечивает надежность работы всех его элементов.

Liebherr

Данная европейская марка также предлагает ряд самосвалов внушительных габаритов и грузоподъемности. Так, модель Liebherr T282B отличается грузоподъемностью 336 тонн и оснащена 20-цилиндровым двигателем мощностью 3650 л. с. При поднятом кузове самосвал возвышается на высоту 6-этажного дома. Карьерные самосвалы Liebherr отличаются:

  1. Наличием второго места для пассажира.
  2. Дисплеем на панели приборов, куда выводится полезная информация о работе техники.
  3. Оснащением высокомощными противотуманными фарами, кондиционером и плеером.

В модельном ряду сразу несколько машин, которые оснащаются разными типами двигателей.

Euclid

Карьерные самосвалы мира представлены в большом разнообразии. Один из старейших производителей - компания Euclid, выпустившая первое транспортное средство еще в 1933 году. Сегодня бренд входит в состав японского концерна Hitachi, поэтому и модели машин радуют не только многообразием, но и уникальными техническими параметрами. К отличительным особенностям модельного ряда Euclid можно отнести следующее:

  1. Оснащение электрическим приводом на переменном токе.
  2. Снижение эксплуатационных расходов.
  3. Динамический тормоз, который отличается безотказностью работы.
  4. Плавное притормаживание машины благодаря наличию специального контроллера скорости.
  5. Прочная рама служит залогом долговечности самосвалов.
  6. Для создания рабочих поверхностей кузова использована легированная износоустойчивая сталь.
  7. Благодаря продуманному расположению ребер жесткости нагрузка на кузов становится равномерной, поэтому не будет деформаций.

По желанию заказчиков модели могут быть дополнительно оснащены антипробуксовочной системой, контролирующей тягу и обеспечивающей хорошее управление даже на скользкой дороге.

Komatsu

Под этим брендом был выпущен не один карьерный самосвал (фото см. выше). Большие карьерные самосвалы для данной марки - не редкость. В модельном ряду можно легко найти настоящих гигантов на колесах, которые обладают уникальными показателями грузоподъемности и производительности. Одна из самых популярных моделей - самосвал HD 1500-7, который обладает грузоподъемностью 144 тонны и оснащен мотором мощностью 1406 л. с. Считается, что дизельный двигатель данной модели самый мощный, соответственно, самосвал может похвастаться высоким ускорением, быстрым разгоном и высокой удельной мощностью.

В чем особенности?

К отличительным характеристикам модели можно отнести:

  • автоматическую коробку скоростей и трансмиссию, которые держатся на эластичных резиновых подушках;
  • гидравлическую цепь управления;
  • просторную кабину с герметичным остеклением;
  • водительское кресло, которое может регулироваться в 5 позициях;
  • тормоза мокрого типа и гидрофицированную систему управления, которые снижают расходы на эксплуатацию и обеспечивают надежность работы устройств;
  • самосвал отлично укомплектован различными системами, благодаря которым обеспечивается автоматическое управление.

Самым настоящим флагманом данного бренда является модель Komatsu 930E-3SE. Она весит больше 500 тонн при мощности 3500 л. с. 18-цилиндровый двигатель радует не только высокой производительностью, но и уникальным для данной автомобильной техники крутящим моментом. Все это обеспечивает надежность эксплуатации транспортного средства и его отличные характеристики.

Автомобильный карьерный транспорт получил широкое распространение на открытых разработках горнодобывающих отраслей во всем мире. В данном материале речь пойдет об основных типах самосвалов, применяемых в карьерах

Применение автотранспорта в горном деле подтверждает его высокие технико-экономические показатели при использовании в сложных условиях: глубокое или сложное залегание полезных ископаемых, разработка месторождений с ограниченными запасами (при ограничении размеров в плане до 2,5 км) или малым сроком эксплуатации. Автотранспорт рационально использовать в карьерах с небольшими объемами производства (примерно 50...90 млн. т/год) при расстоянии транспортировки грузов 3...5 км.

Основу автомобильного карьерного транспорта составляют самосвалы различных типов. Используют также выемочно-транспортирующие машины - скреперы (при совмещении экскавационных работ) и подъемно-транспортное оборудование - фронтальные погрузчики (особенно на схемах разработки с применением драглайна или кранлайна).

Источник фото: rm-terex.com

Самосвалы имеют свои преимущества перед конвейерным транспортом в условиях транспортировки горных пород с разными физико-механическими свойствами. При этом в отличие, например, от железнодорожного транспорта достигается упрощение процесса отвалообразования, есть возможность передвигаться по относительно крутым (4...5° или 8...100°) подъемам автодорог за счет сокращения длины транспортных коммуникаций. Основные недостатки автотранспорта - цикличность, зависимость от состояния дорог, снижение производительности в сезон дождей, в гололедицу, снегопад, загрязнение атмосферы отработавшими газами, высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты.

Классификация самосвалов. Три основных типа

В настоящее время наиболее широко в карьерах применяют три типа самосвалов: строительные грузоподъемностью 10...25 т для передвижения по дорогам общего пользования, строительные с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 10...50 т и внедорожные карьерные грузоподъемностью 23...345 т. Отдельно в классификации самосвалов выделяются карьерные автопоезда в составе седельных тягачей для буксировки самосвальных прицепов и полуприцепов, но данный тип менее распространен. В ограниченных случаях используют рудничный автотранспорт.

Маркировка отечественных машин соответствует отраслевой нормали ОН 025 270-66 (см. таблицу), а по классификации транспортных средств, принятой в правилах ЕЭК ООН и ГОСТ Р51709-2001, их относят к категории № 3. За рубежом, например в Японии, также существуют внутренние стандарты, однако в маркетинговых интересах производители обычно вводят собственную классификацию самосвалов по классу грузоподъемности и применяют собственную индексацию.


Первый тип самосвалов: строительная группа

Использование в карьерах такого типа самосвалов, как строительные, обычно ограничено их малой грузоподъемностью и затруднениями при перевозке крупнокусковых грузов, однако они незаменимы в местах, где перевозки технологически можно осуществлять только по дорогам общего пользования (например, в дорожном или гидротехническом строительстве в местах с высокой плотностью населения, где применение специализированного транспорта затруднено), на перевозке сыпучих и мелкокусковых грузов (песок, щебень, предварительно разрыхленная порода) или в карьерах с малыми объемами добычи на плече до 40 км. Сейчас в России самосвалы "строительной группы" выпускают ЗАО "Бецема", заводы Пушкинский машиностроительный, "Урал", КАМАЗ, НефАЗ, КЗКТ ("Русич") и "Яровит", в ближнем зарубежье - МАЗ, КрАЗ и МЗКТ ("Волат").

Модели с шарнирно-сочлененной рамой

Самосвалы, называемые по классификации "внедорожные с шарнирно-сочлененной рамой" (для удобства их часто называют ADT - от англ. articulated dump truck), обычно используют в строительстве, но в отличие от строительных самосвалов они приспособлены для применения на бездорожье. Сейчас на российском рынке этот вид спецтехники представлен пятью производителями - БЕЛАЗ, МоАЗ, ЧСДМ, Bell и Volvo.


Источник фото: volvoce.com

Кроме этого, во всем мире данный тип самосвалов выпускают компании Caterpillar, CNH (известны под марками Astra, Case, DDT, Link-Belt, FIAT-Kobelco, New Holand, O&K), Desmond, Hydrema, JCB, John Deere (также Hitachi), Kaelble, Komatsu, Mitsubishi, Moxy, NHL, Randon, Royal, RTC и Terex. Самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой изготавливают с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6. Двухосные модели Volvo A25D по заказу оборудуют специальной системой подруливания (с выносными колесами, расположенными в базе), что позволяет разворачиваться в камерах шахт и на открытых площадках с ограниченным створом для маневров. Некоторые модели выпускают в варианте для подземных работ. Класс автомобилей ADT в России является сравнительно новым, хотя до 2000 года предпринимались отдельные попытки начать их производство. В некоторых карьерах с начала 1980-х годов ограниченно использовали шахтные сочлененные самосвалы серии МоАЗ-7405-9586.

Техника для подземных работ

Отдельно в классификации самосвалов можно также выделить технику для подземных работ. Такие машины сейчас выпускают Atlas Copco, Burdmachines, Bumar, Caterpillar-Elphinston, Dux, GIA (Kiruna Truck), Kaelble, Marcotte, Normet, Paus, Tamrock и YMC. Конструкция позволяет использовать их на открытых горных разработках, но специфика подземных работ (для чего они, собственно, и сконструированы) не позволяет применять их с полной отдачей в карьерах.

Основной тип - внедорожные самосвалы

Основу автопарка, используемого на открытой разработке полезных ископаемых, составляют карьерные (внедорожные) самосвалы. Сейчас их выпуском занимаются более 20 компаний: БЕЛАЗ, МоАЗ, Ashok-Leyland, Bharat, Case, Caterpillar, Caterpillar-Elphinston, Hindustan, Hitachi (Euclid), Komatsu, Kyomsungsang (Kumsusan - Кымсусан), Kress, Liebherr, NHL, Perlini, Randon, Rimpull, Shaofeng (Шаофэн), Tamrock (Toro Supra), Terex (Unit Rig и Payhauler), Terberg и Zhonghuan (Чжунхуань). Разнообразие применяемых за многолетнюю историю развития самосвалов схем привело к тому, что наиболее целесообразной стала схема с приводом на задние колеса и разгрузкой кузова назад. Прочие схемы, например привод на переднюю, среднюю ось, поворотный кузов или кузов с боковой разгрузкой, думперы и проч., в карьерах так и не прижились.


Источник фото: truck-auto.info

Выпуском полноприводных двухосных моделей заняты МоАЗ, Terex. Кроме этого многоосные автомобили выпускают Ashok-Leyland (ALRD 20, 6х2) и Tamrock (производит в двух вариантах - 10х6х8 и 8х8х8), в их моделях изменение направления движения осуществляется поворотом мостов вокруг оси подвешивания к раме - рулевая трапеция попросту отсутствует.

Автопоезда (карьерный тягач+полуприцеп)

Компании Terex и Rimpull предлагают на рынке автопоезда - полуприцеп с донной разгрузкой в составе с карьерным тягачом. Такие самосвалы целесообразно применять в комплексе со специальными разгрузочными механизмами. Подобная схема опорожнения кузова используется на карьерных 180-, 200- и 330-тонных самосвалах Kress. Необходимо заметить, что подобную схему разгрузки широко применяли на Западе в угольных разрезах в 1950-1970-х годах. Вместо самосвалов использовали высокопроизводительные самоходные скреперы, которые загружали в карьере и перегружали на эстакадах горную массу в конвейерные транспортеры или в кузова землевозов, отвозивших ее на склад. Большинство землевозов в то время представляли собой двухосный трактор-тягач или одноосный тягач скрепер в составе с прицепом-кузовом ковшовой формы. Эту схему сейчас не используют по причине высоких затрат на содержание парка инфраструктуры (в среднем расходы увеличиваются на 22...83%).

Комплектация современных автосамосвалов

Для современных автосамосвалов с колесной формулой 4х2 расчетный (руководящий) уклон в карьерах по соображениям пропускной способности, обеспечения безопасности и скорости движения принимается равным 70...80‰. В исключительных случаях на отдельных участках допускается уклон до 100‰. При использовании автопоездов с колесной формулой 6х2 и 6х4 для обеспечения эффективности перевозок целесообразнее пологий уклон 40...50‰.

Все современные автомобили, используемые в карьерах, оснащены дизелями мощностью 200...3550 л.с. с турбонаддувом, рабочим объемом от 10 до 117 л. Применение других двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных силовых установок не оправдало себя ни экономически, ни экологически, ни технологически. Удельная мощность дизелей находится в пределах 3,7...5,6 кВт/т. Привод на колеса осуществляется от двигателя через гидромеханическую коробку передач (на самосвалах грузоподъемностью до 100 т) или от системы дизель-электрического привода с мотор-колесами, оснащенными индивидуальной силовой установкой - электродвигателем.


Источник фото: liebherr.com

Применение электромеханической трансмиссии вкупе с невысокой удельной мощностью дало возможность использовать на карьерных самосвалах систему электропривода от внешней электросети. Такая схема позволяет снизить при транспортировке горной массы на большое расстояние - до 20 км при значительных объемах добычи, тепловую нагрузку на дизель на затяжных подъемах, а также в карьерах с большим залеганием полезных ископаемых. Например, система Siemens, используемая для электроснабжения дизель-троллейвозного транспорта, зарекомендовала себя как экономически эффективная и экологически чистая и широко использовалась на карьерах ЮАР (Palabora Mining Company, 1981-1985 гг.), Намибии (Rossing Mine, 1986 г.) и Заира (Gecamines, 1986 г.). Тяговые сети карьеров выполнены на постоянном токе номинальным напряжением 1,5 и 3,0 кВ или однофазном переменном токе номинальным напряжением 10 кВ.

Кузова самосвалов изготавливают из низколегированной стали с высокой прочностью на растяжение. В качестве разгрузочного привода применяют мощное гидравлическое подъемное устройство - телескопические гидроцилиндры, позволяющие опрокидывать кузов назад на угол 43...65° и выгружать грузы массой до 300 т. Разгрузка занимает от 9 до 30 с. Одна и та же модель самосвала для разных условий эксплуатации может быть оснащена кузовами различного исполнения - с плоским, двускатным днищем, ковшового типа, с футеровкой, с запираемым задним бортом (для перевозки грузов высокой плотности). Все кузова оснащены защитным козырьком над кабиной, обеспечивающей требования стандарта FOPS (защита от падающих сверху предметов). Машины грузоподъемностью до 70 т оснащают кузовами с принудительной "эжекторной" разгрузкой и теледумперами, разгрузка которых осуществляется за счет уменьшения внутреннего объема кузова. Опрокидывание кузова таких машин происходит за счет смещения груза к заднему борту.


Источник фото: belaz.by

Основных игроков на рынке карьерных самосвалов не много. Первенство по числу выпускаемых машин держит БЕЛАЗ, в состав которого еще в 2004 году вошел Могилевский автозавод. На рынке крупных самосвалов лидирует Caterpillar. Деятельность этой компании в сфере производства карьерных автосамосвалов началась в 1963-м с выпуска 35-тонного самосвала Caterpillar 769. До этого компания выпускала одно- и двухосные тягачи для самосвальных прицепов и полуприцепов Athey. Сейчас компания выпускает девять моделей карьерных автосамосвалов и четыре базовые модели строительных самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, не считая машин Elphinston, собираемых в Австралии.

Следом за Caterpillar идет компания Komatsu, и основу ее производства составляют самосвалы грузоподъемностью 25...300 т, в том числе модели, доставшиеся в наследство от Dresser. Активно конкурируют с этими гигантами на рынке компании Terex и Hitachi. В секторе сочлененных самосвалов выделяются компании CNH, Bell и Volvo, но основной упор они делают на использование своих машин в дорожном строительстве.