Летний детский транспорт: велосипеды, самокаты, ролики, понициклы. Задание «Разгадай кроссворд»

Уже скоро снег станет воспоминанием, природа будет ежедневно радовать солнцем, теплом и ароматом свежей зелени, а у детей появится возможность «обкатывать» самый разнообразный детский транспорт. Тем, у кого транспорта пока нет, но планируется покупка, Материнство.ру расскажет о базовых и экзотических вариантах.

Детский велосипед

Это классика жанра: как только ребенок «перерастает» коляску, он пересаживается на велосипед. В зависимости от возраста, физической подготовки и темперамента ребенка, можно предложить ему разные варианты: двух-, трех- и четырехколесные велосипеды, с ручкой или без, с козырьком от солнца, пищалками, способными не только разгонять пешеходов, но и проверять мамино терпение, с багажником, в который редко что-то существенное влезает, с подставками для ног, если они пока не достают до педалей. Существуют даже модели велосипедов для двойни - на сиденье дети поместятся вдвоем, а кто будет крутить педали и рулить, решать им самим.

С какой стороны ни взгляни, у велосипедов уйма достоинств: они предлагают детям адекватную возрасту физическую нагрузку, укрепляют мышцы ног, учат координировать движения (ведь приходится крутить педали, рулить и планировать маневры одновременно). Велосипед предоставляет ребенку определенную степень свободы: это тебе не коляска, где приходится послушно сидеть ехать туда, куда мама решила. Модели для малышей устойчивы, безопасны, практичны и привлекательны. Цены в основном начинаются от 2000 рублей - в зависимости от производителя, качества, различных приспособлений и дополнений.

Недостатков у велосипедов практически нет, потому большинство родителей и покупают этот универсальный транспорт своим детям. Правда, есть нюансы:

  • Дети осваивают велосипед обычно не раньше 3-4-х лет - до этого не хватает координации или силы ног.

  • Двухколесный вариант небезопасен, пока (с помощью взрослого) ребенок не научится на нем ездить.

  • Любая модель небезопасна, если ребенок - поклонник высоких скоростей и пренебрегает правилами дорожного движения.

  • Если ребенок устал и решил стать пешеходом, то именно маме предстоит нести велосипед до дома (а вес у многих моделей приличный - из соображений той же безопасности).

  • Катить детский велосипед довольно неудобно. Впрочем, в этом аспекте тоже можно найти плюсы, например, укрепление маминой мускулатуры.

Детский самокат

Многие дети предпочитают велосипедам самокаты, так как - при наличии навыков и ездовой практики - с ними проще управляться, чем с велосипедами. Существуют двух-, трех- и четырехколесные модели самокатов, многие снабжены пищалками для распугивания зазевавшихся пешеходов. Для детей постарше можно найти самокаты с крупным диаметром колес - возрастает скорость, но требуются навыки, хорошая реакция и координация.

Среди достоинств самокатов - их маневренность, легкость, компактность (большинство складываются). Если ребенку надоест кататься, мама может сложить самокат пополам и удобно нести его - все же легче, чем тащить велосипед. Цены на самокаты стартуют с 900 рублей.

К недостаткам можно отнести то, что некоторым детям навыки катания на самокате не даются - в результате каждый «заезд» приводит к синякам и ссадинам. Уследить за ребенком на самокате тоже не просто - тот сам выбирает и скорость, и направление (не всегда руководствуясь при этом здравым смыслом), поэтому маме придется много бегать или громко кричать. Это, конечно, общее наблюдение, и ко всем поголовно детям не относится. Еще одно общее наблюдение: самокаты предпочитают дети темпераментные, живые, подвижные, которым трудно усидеть спокойно на месте.

Детские каталки (пушкары)

Каталка - это подготовительный этап, который проходит почти каждый ребенок перед тем, как сесть на велосипед. Это пластмассовое транспортное средство, выполненное в форме чего угодно (от панды до ракеты), но чаще всего встречаются каталки-машины, потому что именно они нравятся детям (в том числе девочкам).

Достоинство каталки - безопасность, возможность использования маленьким ребенком (с 10-12 месяцев), наличие задней спинки и бортиков, ручки-толкателя - для мамы, множества различных пищалок, которыми ребенок может развлечься, когда устал от катания. Цены на каталки стартуют с 1400 рублей.

Недостаток каталок в том, что колеса у них амортизируют плохо (так как чаще всего они пластмассовые), поэтому на улице с неровным асфальтом кататься на них, мягко говоря, неудобно, хотя настойчивые дети этих неудобств не замечают.

Ролики для детей

Специалисты по фигурному катанию утверждают, что ставить ребенка на коньки (и на их летний аналог - ролики) можно уже с 3 лет. Основной аргумент такой - в этот период мозг ребенка настроен на оттачивание навыков быстрой ходьбы, бега, прыжков и прочих двигательных экспериментов, поэтому готов заодно освоить и скольжение, и балансирование на коньках или роликах.

И все же ролики - летний транспорт подрастающих детей. Чаще всего дети просят купить им ролики в возрасте 6-7 лет, и в этом же возрасте они психологически готовы терпеть неудобства и падения, связанные с процессом обучения.

Разновидностей у роликов немного: большинство моделей имеют один ряд колес и снабжены тормозом. Есть модели с двумя рядами колес - для детей младшего возраста.

Достоинством роликов можно назвать то, что катание на них - это полноценная физическая нагрузка, которая задействует и укрепляет почти все группы мышц, тренирует координацию движений. Кроме того, ролики помогают социализации: ребенок на роликах становится и чувствует себя «круче» или «своим» среди сверстников. Ролики - это свобода выбора, маневренность, довольно высокая скорость. Они относительно компактны (особенно если купить специальную сумку) и весят не много.

Основной недостаток роликов - высокий уровень травматизма, особенно на первых порах. Цены роликов начинаются от 900 рублей, но в их случае высокая цена оправдана, так как более дорогие модели обеспечивают комфортное и относительно безопасное катание.

Есть и нюансы: к роликам необходимо покупать «защиту» на локти, колени, кисти, шлем на голову. Остается только добавить, что российские дороги, в том числе пешеходные тротуары, к сожалению, повышают уровень травматизма во время катания на роликах, и просто очень нервируют.

Скейтборды для детей

Это транспорт детей постарше - школьников и подростков. Впрочем, существуют и модели для малышей: например, балансборд, трансформирующийся из самоката в миниатюрный скейт. Он постепенно учит ребенка правильным движениям по управлению скейтбордом.

Разновидностью скейтбордов является роллерсерф (цена от 2300 рублей) - та же доска на колесиках, но разделенная пополам и скрепленная подвижными шарнирами. Очевидные преимущества скейтборда: цена (классические модели от 600 рублей), компактность, небольшой вес, высокие физические нагрузки, улучшающие общую физическую подготовку ребенка.

Очевидные недостатки: травматичность, особенно на неровных участках дороги. Катание на роллерсерфе потребует от ребенка лучшей спортивной формы и координации, чем катание на классическом скейте. Если уж решили пойти навстречу ребенку и поставить его на скейт, научите его кататься: найдите тренера или обучающие видео в интернете, покажите на собственном примере, если сами владеете опытом и навыками.

Беговелы (бегунки, велобалансиры)

Если ваш ребенок слишком мал, чтобы рулить и крутить педали одновременно, но в магазине настойчиво требует «лисипед», то беговел - оптимальное решение. Это те же велосипеды, с рулем и на колесах (двух, трех или четырех), но без педалей. Ребенок катится на беговеле, отталкиваясь ногами от земли. Освоить беговел легко может ребенок 2 лет и ростом от 90 см.

Основное достоинство беговела (наряду со всеми достоинствами обычного велосипеда) - его соответствие возрасту ребенка. На нем ваше чадо не разовьет сумасшедшую скорость и интуитивно затормозит перед препятствиями, воспользовавшись тем средством, которое ему доступно и понятно, - собственными ногами. Впрочем, многие модели снабжены ручным тормозом.

Среди недостатков - приличная цена (от 4000 рублей) и очень быстрое «устаревание». Ребенок покатается на этой модели не больше одного сезона (а то и меньше), а затем захочется пересесть на «классику».

Некоторые производители, стремясь продлить срок службы беговела, предлагают для него (от 2200 рублей) - так что этот транспорт можно смело назвать круглогодичным.

Педальные машины (веломобили)

Это гибрид каталок и велосипедов. Детей он привлекает большим сходством с «взрослыми» машинами, но в использовании веломобили не очень удобны: они тяжелее каталок, менее маневренны, чем велосипеды. Среди достоинств - нагрузка на мышцы ног и тренировка навыка «кручения» педалей (кто пересаживал ребенка с каталки на велосипед, понимает, как непросто приучить его крутить педали без пауз). Недостаток - высокая цена (от 6200 рублей).

Электромобили, электромотоциклы

Это летнее транспортное средство максимально похоже на «взрослый» транспорт. Как и в настоящем автомобиле, от водителя требуется только рулить, нажимать на педали и кнопочки и знать правила дорожного движения. Достоинство: безопасность (даже с электромотоцикла сложно свалиться), невысокая скорость (за исключением редких, очень мощных моделей). Недостатки: занимают довольно много места, требуют регулярной подзарядки, имеют довольно большой вес и дорого стоят (от 6500 рублей).

Чего только не производители детских товаров, чтобы выделиться на фоне конкурентов! Пример того - поницикл - гибрид каталки и лошади-качалки. Кстати, это не обязательно лошадка, поницикл может быть выполнен в виде любого животного (от зебры до коровы).

Необычное транспортное средство снабжено колесиками и особым шарнирно-рычажным механизмом, который имитирует верховую езду. «Обучаться» верховой езде можно с 4 лет. Цены стартуют с 6900 рублей.

К достоинствам можно отнести оригинальность, отсутствие необходимости подзарядки, невысокую скорость (взрослый может спокойно шагать рядом), тренировку опорно-двигательного аппарата. К недостаткам - неудобство транспортировки (если ребенку лошадка надоела, то маме придется стать лошадкой самой, чтобы донести животное до дома), непрактичность (мягкий шерстяной материал хорошо ловит грязь и пыль - хотя производители утверждают, что шкуру с животного можно снять и почистить).

Роликовые кроссовки (Heelys)

Эти кроссовки похожи на обычные, но каждая снабжена широким колесиком, что позволяет катиться, словно скользить, по ровной поверхности. Стоят такие кроссовки от 2000 рублей.

Достоинства - они оригинальны, привлекательны и вполне могут выполнять функцию обычных кроссовок, помогают передвигаться быстрее. Недостатки: требуются навыки и практика, чтобы в таких кроссовках и катиться, и даже ходить; поверхность должна быть идеально ровной, иначе катание станет экстремальным.

Конспект занятия по речевому развитию

для детей 6-7 лет

Тема: «Транспорт»

Цель: Активизировать и обогатить словарь детей по теме транспорт.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. продолжать учить детей классифицировать различные виды транспорта по характерным признакам,
  2. познакомить с разными значениями одного и того же слова (нос, крыло, хвост).
  1. Развивающие:
  1. развивать умение образовывать прилагательное от существительного.
  2. развивать речевые умения, характеризующие силу и высоту голоса,
  3. развивать умение узнавать транспорт по звуковому сигналу,
  4. развитие мышления, логического мышления, творческого мышления, воображения,
  5. развитие мелкой моторики
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
  2. воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками в малой группе, умение договариваться с детьми.

Обогащение словаря: воздушный, наземный, водный транспорт, сказочные (волшебные) средства передвижения

Материалы: вертолет с ИК управлением, кружки зеленого, красного и желтого цвета по 5 шт., красный, желтый и зеленый конверт, 3 листочка с рисунками фигур из счетных палочек (лодка, машина, ракета), 3 комплекта рисунков (велосипед, самолет, машина, ракета), 3 набора счетных палочек, бумажные самолеты на каждого ребенка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

В группу детского сада влетает вертолет, следом заходит логопед.

  • Здравствуйте, дети! Сегодня я пришла поиграть с вами. Привез меня этот интересный транспорт. Что же это? (вертолет)
  • Скажите мне, у вас в группе есть транспорт? Найдите и принесите ко мне на ковер весь транспорт, который есть в группе.

Дети несут весь транспорт, что находят в группе. Логопед рассматривает с детьми транспорт.

  • Назовите, какой транспорт вы принесли. (Дети называют)
  1. Дидактическая игра «Из чего-какой?»
  • Из какого материала сделан этот транспорт?

Лодка сделана из бумаги, значит она – бумажный.

Машина сделана из пластмассы, значит она – …

Самолет сделан из дерева, он – …

Вертолет – из железа, он – …

  1. Выделение многозначных слов.
  • Из каких частей состоит самолет? (нос, крылья, хвост, шасси, иллюминатор) У кого еще есть нос? Крыло? Хвост? У какого еще транспорта есть хвост? (ответы детей).
  • Ребята, как удивительно. Одно слово, а имеет несколько значений.
  1. Разделение транспорта по видам.
  1. Разделение на группы
  • Я предлагаю нам сегодня поработать в маленьких компаниях, группах.

Логопед рассыпает перед детьми фишки красного, желтого и зеленого цвета.

  • Выберите себе фишку любого цвета, который вам больше нравится. Давайте встанем и найдем себе друга с фишкой такого же цвета. На что мы стали похожи? (на светофор)
  • Зачем нужен светофор? На какой цвет можно двигаться? Что случится, если не послушать светофора? Какому транспорту не нужен светофор?
  • Каждый огонек, найдите свое место за столом.
  • Придумайте название вашей компании. Как будет называться ваша группа? Ваша? А ваша?
  1. Угадай по звуку.
  • У меня для вас есть очень необычное задание. Сейчас я на ноутбуке включу вам звук, а вы угадаете какой транспорт, издает такой звук. Я подойду к каждой компании, а вы мне тихонько скажите ответ.

Звуки на ноутбуке. Дети отгадывают.

  • А теперь давайте проверим.

Появляется картинка – правильный ответ.

  • Похлопайте те, кто сделал правильно, а кто ошибся, но в следующий раз ответит правильно – топайте.

Так же с остальными звуками (звуки и картинки: велосипед, поезд, теплоход, самолет, скорая помощь, трактор).

  • Вы помните, как звучал велосипед? (Дзынь – дзынь)
  • Теперь давайте произнесем этот звук громко, а теперь тихо, а теперь высоко (игрушка), а теперь низко (настоящий большой транспорт)

Так же проговорить теплоход: ту-ту.

  • Молодцы!
  1. Физминутка
  • Встаем в кружок. Сейчас я буду называть транспорт, а выбудете изображать как он движется, например, самолет. Машина, корабль, велосипед, вертолет, цапля. Цапля – это транспорт? А кто это? (птица)
  • Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
  1. Быстрый – медленный.
  • Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. У вас на столах лежат конверты. Откройте их. Кампания 1 что вы нашли в конверте? (картинки). Кампания 2 назовите картинки, которые вы достали из конверта. Кампания 1, 3 у вас такие же картинки? (да)
  • Разложите картинки, в своих компаниях, начиная от самого медленного транспорта до самого быстрого.

Дети раскладывают.

  • Компания 1 назовите самый медленный транспорт, который вы выбрали. Компания 2 назовите самый быстрый транспорт. Компания 3 назовите транспорт, который еще не назвали.
  • Молодцы! Убирайте картинки назад в конверт.
  1. Сказочный, несуществующий транспорт.
  • Вы любите сказки? (да) Тогда следующее задание будет для вас очень легким. Назовите мне волшебный (сказочный) транспорт. Транспорт, который живет только в сказках.

Ответы детей.

  • Давайте проверим правильно ли вы назвали.

Презентация. Картинки на компьютере.

  • Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Похлопайте себе!
  1. Выкладывание фигуры из счетных палочек.
  • Но следующее мое задание не будет таким простым. А будет очень сложным.
  • У вас в группе спрятаны 3 конверта: зеленый, красный и желтый. Найдите каждая компания конверт своего цвета и возвращайтесь за свои столы.
  • Что вы нашли в конвертах? (картинки) Назовите компания 1, 2, 3. Эти картинки нужно сложить из счетных палочек. Выберите 1 человека от каждой группы, который подойдет ко мне за палочками.

Дети получают счетные палочки.

  • Выложите одну общую точно такую же картинку, которая нарисована на картинке.

Дети выкладывают.

  • Теперь компания 1 идет в гости к компании 2, Компания 2 в гости к компании 3, а компания 3 – в гости к компании 1, и проверяет, правильно ли они выложили свои картинки.
  • Кто выложил правильно, громко скажет: Ура!
  1. Итог. Выход в самостоятельную деятельность.
  • Я приглашаю всех в круг:
  • О чем мы сегодня говорили?
  • Хлопните в ладоши, кому понравилось.
  • Топните, кому не понравилось.
  • Подпрыгните, кому было сложно сегодня.
  • Потанцуйте, кому было легко.
  • Вы сегодня все замечательно занимались, и я вам приготовила подарок.

Логопед ставит коробку.

  • В этой коробочке бумажные самолеты каждому из вас, вы можете их раскрасить, попускать, забрать домой. Это мой подарок вам. Можете выбрать себе самолет.

Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси ).

«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

Воспитатель и дети - маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем - Мерседес.

Пожарные - пожарная машина.

Доктор и медсестра - скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) - трактор, комбайн.

Строитель - подъёмный кран.

Рабочие «дорожной службы» - снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

Что за чудо-грузовик?

Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; .

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

Дети. Самосвал - нужен, чтобы перевозить камни, песок.

Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая - воздух; тёмно-синяя - вода; коричневая - земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - … пилот, корабль - … капитан, мотоцикл - … мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - … космонавт.

Восстанови предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.

Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка». )

Небылица

Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

Транспорт

Сяду я на самолёт -

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Один - много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки ) и возвращает мяч педагогу.

Что общего?

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем - различий.

За каждый названный верно признак сходства (различия) - фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

Тише едешь - дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал:

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

Станция технического обслуживания

Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

Авторынок

Цель: ; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Дети делятся на 3-4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

Каждая команда по очереди называет слово - определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

У самолёта - крылья, а у вертолёта - … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека - дом, у автомобиля - … (гараж).

У птицы - гнездо, а у самолёта - … (ангар).

У рыбы - заводь, а у кораблей - … (порт).

У ястреба - клюв, а у самолёта - … (нос).

У автобуса - парк, а у трамвая - … (депо).

У человека - сердце, а у автомобиля - … (мотор).

Утка - крякает, а пароход … (гудит).

Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Взрослый. Закончите правильно предложение:

В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

Речевой тренинг «Опровержения»

Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

Антон за рулем

Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса - руль, а у самолёта - … (штурвал).

У поезда - рельсы, а у корабля -… (вода).

У штангиста - штанга, а у троллейбуса - …(штанги).

У парохода - пар, а у трамвая - … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море - капитан, а в самолёте - … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

Можно ездить или нет?

Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

Материал : коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.

Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.

Перевёртыш

Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?

Дети. Грузы перевозит.

Взрослый. Грузы перевозит - это плохо, почему?

Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.

Взрослый. Груз не дойдёт - это хорошо, почему?

Дети. Груз - это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…

Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.

Виды транспорта является увлекательной и интересной темой практически для любого маленького человечка. Знакомя детей с этой темой, можно классифицировать все транспортные средства и рассказать о предназначении каждого из них. Задача родителей и педагогических коллективов состоит не только в знакомстве с различными видами автотранспорта, но и закрепление полученных сведений посредством игр.

Для чего нужны дошкольникам сведения о транспорте

Полноценного развития детей можно добиться только посредством знакомства их с окружающим миром. Ребенку всегда будет интересен вопрос о том, каким бывает автотранспорт и зачем он необходим людям? Дошкольников знакомят с классификацией автотранспорта не случайно. Это способствует обогащению словарного запаса и закреплению родового понятия «транспорт». Добиваются при этом и наличия и других моментов:

  • Дошкольник научится проводить сравнение различных видов транспорта, находить в них какие-то общие либо отличительные признаки.
  • Если имеются на то основания, он может объединять отдельные представители в единую группу и каким-то образом классифицировать их.
  • Можно научить дошкольника правилам поведения, которые предполагают нахождение в том или ином виде автотранспорта.

Все это будет способствовать тому, что у дошкольника будут формироваться личностные качества. Это будет способствовать развитию мышления, ответственности, критичности.

Классификация транспортных средств

В основу разделения положены различные принципы. Это может быть способ передвижения либо предназначение. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение, автотранспорт разделяется следующим образом:

По предназначению транспорт разделяется следующим образом:

  • Пассажирский вид. Как следует из названия, он предназначается для перевозки пассажиров.
  • Гужевой вид. Его основным предназначением является перевозка грузов. В качестве примера можно привести баржу либо обычную повозку.
  • Специальный транспорт. Он предназначается для выполнения каких-либо конкретных задач. Ярким примером такого вида является пожарная машина.
  • Сельскохозяйственный вид автотранспорта. Это различные трактора, комбайны, предназначенные для обработки земли в сельскохозяйственных целях.

Наземный транспорт, задания для дошкольников

Для передвижения у представителей этого вида имеются колеса, гусеницы. Перемещаться они могут и по рельсам. Детям описывают различные виды автотранспорта.

Автобус

Предназначается для перевозки пассажиров из одного места в любую точку. Автобус идет по определенному маршруту, по ходу которого делает остановки. На них заходят и выходят пассажиры. Такая же функция наблюдается у трамвая, но в отличие от автобуса он ездит по рельсам. Перевозить пассажиров может и троллейбус. Но последние два вида отличаются от автобуса тем, что работают от электричества, а автобус ездит на бензине.

Задание «Кто водитель»

Поезд

Он может перевозить пассажиров, а также грузы. Двигается он по рельсам и осуществляет перевозки между городами и селами, иногда странами.

Пожарная машина

Она предназначена для тушения пожаров. Такие машины оснащаются световыми и звуковыми сигналами. Их включают, когда машина едет тушить пожар.

Задание «Найди лишнее»

Скорая помощь

На ней перевозят больных людей. Такие машины оснащаются веем необходимым оборудованием и также имеют сигналы.

Полицейская машина

Она предназначена для патрулирования дорог и поимки преступников. Такие автомобили снабжаются мощным двигателем для того, чтобы они могли развить большую скорость.

Задание «Разгадай кроссворд»

Грузовая машина

Она служит для перевозки грузов.

Бывает и подземный транспорт, например, метро. Для того, чтобы воспользоваться им, необходимо на специальном эскалаторе спуститься под землю.

Задание «Сосчитай»

Водный транспорт, задания для дошкольников

Такие средства перемещаются по воде. Они могут быть представлены следующими видами:

  1. Теплоход. Им перевозятся пассажиры. Также на нем могут совершаться прогулки либо экскурсии.
  2. Катер. Он может использоваться для спасательных или прогулочных целей.
  3. Баржа. На ней перевозятся только грузы.

Воздушный транспорт

Такие средства перемещаются по воздуху. Они могут быть представлены самолетом, вертолетом или дирижаблем. Последний вид служит для осуществления спасательных операций, прогулок либо патрулирования местности.

Задание «Налево -направо»

Задания для усвоения материала

При знакомстве дошкольников с различными видами автотранспорта для того, чтобы они лучше запомнили их, используются различные игры. Они могут быть представлены следующими вариантами:

  • Загадки. Они способствуют развитию логики, мышления, сообразительности.
  • Подвижные игры. Каждому ребенку выдают картинку, на которой изображен какой-либо вид транспорта. Имеется домик, где расположена соответствующая транспортная база. Задача ребенка состоит в том, чтобы правильно определить ее применительно к тому виду автотранспорта, который изображен на полученной им картинке.
  • Пазлы. Это, например, разрезанная на части картинка с самолетом. Ребенок отыскивает картинку с необходимой частью и рассказывает о том, для чего она предназначена.

Полученные дошкольником сведения о транспорте, будут способствовать его дальнейшему развитию.