Кто платит штраф за перегруз. Как считается нагрузка на ось грузового автомобиля и какие штрафы предусмотрены за перегруз

Добрый день, уважаемый читатель.

В ближайшее время произойдут очередные изменения штрафов ГИБДД. Речь идет о 20 ноября 2011 года , когда в силу вступят новые штрафы за перегруз автомобиля .

Соответствующий федеральный закон N 296-ФЗ был опубликован в Российской газете 9 ноября 2011 года. В соответствии с этим нормативным правовым документом будут внесены изменения в:

  • Федеральный закон " ".

Штраф за перегруз по осям

Для начала рассмотрим изменения, которые затрагивают штраф за перегруз по осям или за превышение разрешенной максимальной массы.

В данном случае нововведение заключается не в том, что изменился размер штрафа (он, как и прежде, равен 1 500 - 2 000 рублей для водителя), а в том, что превысить разрешенную массу теперь можно лишь совсем на немного:

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов -

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Итак, если ранее статья 12.21 1 КоАП позволяла превысить максимальную массу или нагрузку на ось на 15 процентов, то теперь эта величина уменьшилась в 3 раза (до 5 процентов).

Штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза

С 20 ноября 2011 года в КоАП будет введен совершенно новый штраф ГИБДД, который будет накладываться за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о габаритах и массе груза:

3 1 . Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Размер штрафа за подобное нарушение может составить от 5 000 рублей для граждан, до 400 000 рублей для юридических лиц.

Штраф за несоблюдение требований дорожных знаков

Новый специальный штраф вводится также и за нарушение требований дорожных знаков, ограничивающих общую массу транспортного средства или нагрузку на ось. В данном случае речь идет о следующих знаках:

5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Размер нового штрафа для водителей составит 2 000 - 2 500 рублей. Это значительно превышает величину обычного штрафа за нарушение требований дорожных знаков (500 рублей), который Вы можете найти в года.

Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза

Еще одно изменение относится не к КоАП, а к Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности , с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

В данном случае речь идет о том, что теперь если грузоотправитель укажет неверные сведения о массе или габаритах груза, то с него будет взыскан штраф в размере 20% от провозной платы.

Полагаю, введение новых штрафов за перегруз направлено на то, чтобы ограничить движение большегрузных автомобилей в тех местах, где это может навредить дорожному покрытию. Будем надеяться, что это позволит сохранить хотя бы некоторые дороги в хорошем состоянии на протяжении длительного времени.

Кстати, если у Вас есть подозрения, что на Вас наложен новый штраф за перегруз автомобиля, то можете , а затем и .

Удачи на дорогах!

Одним из главных факторов, который негативно воздействует на дорожное покрытие и повышает вероятность возникновения аварии, является перегруз автомобиля. Причем эта вероятность существует как для грузового, так и для легкового автомобиля.

Какие конкретно риски существуют в случае перевоза на авто тяжелых грузов и какое наказание за это может последовать – об этом далее в статье.

Штраф за перегруз легкового авто

Легковой автомобиль выделен в отдельную категорию, поскольку требования к нагрузке осей и штрафы за это, установленные для грузовика, на него не распространяются. Но это не значит, что легковую машину можно безнаказанно нагружать по максимуму – это тоже является нарушением, ведь все риски и опасности в этом случае остаются теми же.

ВАЖНО! Применить штраф инспектор может только в том случае, если количество перевозимых в салоне пассажиров превышает допустимый предел.

Данный предел устанавливается заводом-изготовителем, но для его определения необязательно смотреть специальную документацию на авто. Определить максимально допустимое количество пассажиров можно и по наличию ремней безопасности – для каждого из них полагается один ремень.

Если данные требования не будут соблюдаться, к водителю будет применена следующая ответственность:

  • штраф в размере 500 руб . – за несоблюдение правил перевозки;
  • штраф величиной в 1000 руб . – за каждого пассажира в салоне, который не пристегнут.

То есть если посадить в четырехместную машину четырех пассажиров, то один из них окажется без ремня безопасности, поэтому водителю придется заплатить 1500 руб . Однако в некоторых случаях штраф может и не применяться – получится обойтись только предупреждением.

При перегрузе легкового авто так же, как и в случае с грузовым, оказывается негативное воздействие на различные детали и агрегаты, что приводит к их быстрому износу и повышает вероятность аварии. Для избежания всего этого нужно тщательно проверять вес перевозимого груза (особенно это касается водителей грузовиков) и убедиться, чтобы фактические данные совпадали с теми, что указаны в документации на товар. В противном случае избежать крупного штрафа не получится.

Штраф для грузового автомобиля

За нарушение установленных выше требований к водителю будет применяться штраф в соответствии со ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере:

  • 1,5-2 тыс. руб. – в общих случаях;
  • 10-15 тыс. руб. – для нарушителей, которые являются должностными лицами;
  • 250-400 тыс. руб. – для предприятий.

ВАЖНО! В некоторых случаях штраф может применяться и при отсутствии у водителя специального разрешения на перевозку крупногабаритных грузов, если оно является обязательным.

Заплатить при этом придется от 2 до 500 тыс. руб. Кроме этого, штраф может быть наложен и в том случае, если водитель проигнорировал знак 3.11 или 3.12. Данные знаки ограничивают движение автомобилей с определенной полной массой или нагрузкой на каждую ось. Штраф за нарушение составляет 2-2,5 тыс. руб.

Еще одно нарушение касается предоставления недостоверной информации относительно габаритов груза, что стало причиной нарушения правил его перевозки. За это полагается штраф в сумме 5 тыс. руб. Для юрлиц и предпринимателей эта цифра возрастает до 250-400 тыс. руб.

ВАЖНО! Для получения информации о точной массе перевозимого груза проводится специальная процедура – контрольное взвешивание (замер). Определять эти данные «на глаз» инспектор ГИБДД не может.

Что представляет собой перегруз

Перегруз автомобиля (вне зависимости от того, легковой он или грузовой) – это такое явление, при котором нагрузка на переднюю и (или) заднюю ось транспортного средства превышает установленный предел. Осевая нагрузка, в свою очередь, это давление, которое оказывает та или иная ось на дорожное покрытие из-за высокой массы перевозимого груза.

Общая масса снаряженного автомобиля состоит из двух компонентов:

  • вес самого ТС;
  • масса транспортируемого груза.

ВАЖНО! При этом общая нагрузка авто высчитывается путем сложения давления передней и задней оси.

На практике соотношение между осями неодинаковое и большая нагрузка всегда приходится на заднюю, поскольку там расположен грузовой отсек. Максимально допустимая масса для каждого автомобиля определяется заводом изготовителем и указывается в соответствующих документах.

Возможные риски при перегрузе автомобиля

Ограничение по предельно допустимому весу груза, перевозимого в автомобиле, вводится не случайно. В случае нарушения установленных требований водителя ожидает серьезная опасность, которая может заключаться в следующем:

  1. Разбивание дорог. Это первая и главная причина, по которой запрещается перегружать автомобиль. Повреждение дорожного покрытия является не просто ущербом, но также повышает вероятность возникновения аварий, в том числе с участием других транспортных средств.
  2. Вероятность возникновения аварии при езде на старых мостах и конструкциях. Это также может привести к тому, что покрытие просто не выдержит давления и может быть разрушено, создавая опасность как водителю, так и другим автомобилям и людям.
  3. Удлинение торможения. Перегруженный автомобиль будет медленнее останавливаться, что может стать рискованным в случае угрозы ДТП. При резком торможении автомобиль может занести из-за повышенной неустойчивости авто. Особенно это опасно, если дорога мокрая и скользкая (при дождливой погоде или в гололед).
  4. Высокий износ частей самого автомобиля (сцепления, шин, тормозной системы). На плохой дороге или при неаккуратном управлении у автомобиля могут просто лопнуть рамы или амортизаторы.

ВАЖНО! Кроме всего этого, существует вероятность, что груз может выпасть из машины. Это также является аварийным риском, особенно если груз относится к категории опасных.

Это лишь основные факторы, подтверждающие, насколько рискованным может оказаться перегруз ТС. С целью предотвращения всех этих ситуаций к нарушителям может применяться штраф. Поэтому для отдельных категорий авто установлены максимально допустимые габариты и массы перевозимого груза, нарушать которые запрещено.

Максимально допустимая нагрузка на ось у грузового авто

В ГОСТах, в соответствии с которыми строятся дороги в РФ, содержатся требования относительно максимально возможной на них нагрузки. Такие же требования имеются и в Правилах дорожного движения, в соответствии с которыми все авто делятся на две категории:

  • группа А – они не могут двигаться по скоростным дорогам, для них допускается использование только автодороги 1, 2 и 3 категорий;
  • группа Б – такие ТС могут двигаться по любым видам автомобильных дорог, вне зависимости от их типа.

Для перечисленной выше максимальной нагрузки в законе предусмотрена допустимая погрешность в размере 5% . Все, что выше этого предела, уже считается нарушением.

Проведение контрольного взвешивания

Данная процедура проводится на контрольных пунктах проверки веса, которые специально устанавливаются на дорогах. Взвешивание может проводиться одним из данных способов:

  1. В динамике – в этом случае автомобиль взвешивается без остановки. Скорость движения при этом не должна превышать 5км/ч. Для определения массы машины используются поосные автомобильные весы. Основной недостаток этого способа – наличие погрешности при получении данных. В зависимости от ситуации она составляет от 0,5 до 3%.
  2. В статике – при этом машина полностью прекращает движение. Такое взвешивание позволяет наиболее точно определить полную массу транспортного средства.

Если в результате проведения процедуры было выявлено превышение закрепленного законом предела, по данному факту составляется акт в установленной форме. На основании данного документа к водителю применяется административная ответственность в виде штрафа, указанного выше.

Грузовой автотранспорт ежедневно перевозит огромные тяжести по всей России и за её пределами. Но вес этот имеет и ограничения. Для тех, кто не соблюдает Закон, предусмотрен штраф за перегруз грузового автомобиля.

В чем заключается опасность перегруза?

Статистика утверждает: 20% грузовиков на наших дорогах ездят с перегрузом. Это наносит вред дорожному полотну, а государству не компенсируется причиненный ущерб. При этом большинство водителей может даже не догадываться о перегрузе своего автомобиля, ведь грузоотправители «любят» указывать в накладных искаженные сведения о товаре.

Опасность перегруза грузового автомобиля заключается и в следующем:

  1. Из-за удлинения тормозного пути грузовика повышается вероятность аварийных ситуаций и заноса автомобиля, особенно в гололед и дождь.
  2. При незакрепленном грузе есть вероятность опрокидывания, что создает опасность для других участников дорожного движения.
  3. Повышенный расход топлива и масла, сильный износ деталей и узлов автомобиля.

Допустимые нагрузки на оси автомобиля

Необходимо понимать, что нагрузка на ось транспорта определяется его производителем, а вот ограничения накладываются нормативно-правовыми документами, то есть законодательно. Сумма нагрузок на оси составляет допустимую нагрузку на транспорт.

Грузовые автомобили по классификации бывают двух видов:

  • Группы «А». Используются только на трассах 1, 2 и 3 категории. Допустимая нагрузка на ось – от 6 до 10 тонн (зависит от расстояния между осями).
  • Группы «В». Используются на дорогах любых категорий. Нагрузка на ось – от 4,5 до 6 тонн.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» в Российской Федерации транспорт, предназначенный для перевозки грузов, бывает следующих видов:

  • N1 – малотоннажные (до 3,5 тонн);
  • N2 – среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн);
  • N3 – большегрузные (свыше 12 тонн).

Для одиночных автомобилей при расстоянии между осями от 2,5 метров нагрузка на ось не должна превышать:

  • 6 тонн – для дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось;
  • 10 тонн – для дорог, рассчитанных на 10 тонн/ось.

Здесь же отметим, что максимальная длина автопоезда, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272, составляет 20 метров.

Важно: на транспортных коридорах в странах ЕС разрешены более высокие нагрузки (например, вес до 40 тонн в Германии и Польше, до 44 тонн – в Словакии).

Штраф за перегруз

Чтобы лучше понять, каким может быть штраф за перегруз, обратимся к статье 12.21.1 КоАП РФ. В ней несколько частей, каждая из которых устанавливает ответственность за конкретные превышения нормы провоза груза.

Перегруз по осям

Административная ответственность за перегруз по осям может быть следующей:

  1. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 2% (но менее 10%) при отсутствии специального разрешения или нарушение требований, указанных в специальном разрешении, на величину более 2% (но менее 10%) влекут штраф:
    • от 1000 до 1500 рублей – для водителя ТС;
    • от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 100000 до 150000 рублей – для юридических лиц;
    • от 150000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  2. Превышение допустимой массы ТС или допустимой нагрузки на ось ТС более 10% (но менее 20%) без специального разрешения влечет наложение штрафа:
    • от 3000 до 4000 рублей – на водителя ТС;
    • от 25000 до 30000 рублей – на должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 250000 до 300000 рублей – на юридических лиц;
    • от 300000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – на собственника (владельца) ТС.
  3. Перегруз транспортного средства или превышение допустимой нагрузки на ось ТС более 20% (но менее 50%) при отсутствии специального разрешения влечет штраф:
    • от 4000 до 5000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев;
    • от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 300000 до 400000 рублей – для юридических лиц;
    • 400000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.
  4. Движение тяжеловесного или крупногабаритного ТС с превышением массы ТС на величину более 50% без разрешения или с превышением массы ТС или нагрузки на ось ТС, указанной в разрешении, более чем 50% влечет наложение административного штрафа:
    • от 7000 до 10000 рублей – для водителя ТС или лишение его права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев;
    • от 45000 до 50000 рублей – для должностных лиц, ответственных за перевозку;
    • от 400000 до 500000 рублей – для юридических лиц;
    • от 500000 рублей при автоматической фиксации правонарушения средствами записи – для собственника (владельца) ТС.

Важно: наложение административного штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ более двух раз может привести к лишению судом водителя права управления ТС на срок от 6 месяцев. Дополнительные ограничения по перегрузу действуют на дорогах отдельных регионов РФ в летний период, учитывайте и это.

Искажение сведений о массе груза

За искажение сведений о массе груза тоже предусмотрена административная ответственность. Такими нарушениями являются:

  • недостоверные сведения о массе груза в документах;
  • неуказание в накладной информации о сроке, дате действия или номере специального разрешения;
  • отсутствие в транспортной накладной информации о маршруте перевозки, если это повлекло нарушения, предусмотренные ч. 1, 2, 4 ст. 21.1 КоАП РФ.

Вышеперечисленное влечет наложение административного штрафа:

  • от 1500 до 2000 рублей - на физических лиц;
  • от 15000 до 20000 рублей – на должностных лиц;
  • от 200000 до 300000 рублей – на юридических лиц.

Действия, повлекшие нарушения, предусмотренные ч. 3, 5, 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, влекут административный штраф:

  • 5000 рублей – для физических лиц;
  • 25000-35000 рублей – для должностных лиц;
  • 350000-400000 рублей – для юридических лиц.

Несоблюдение требований знаков

Штраф за несоблюдение требований знаков – это санкции, предусмотренные ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение требований дорожных знаков, запрещающих движение ТС, общая масса или нагрузка на ось которых превышает указанные на знаке цифры, при отсутствии специального разрешения наказывается штрафом в размере 5000 рублей.

Часто задаваемые вопросы

Вопросы о перегрузе часто волнуют и водителей легковушек. Поговорим об этом далее.

Есть ли штрафы за перегруз легкового автомобиля?

Ответственность за перегруз ТС по осям, согласно КоАП РФ, предусмотрена только для грузовиков. Но не стоит думать, что легковой автомобиль можно заполнить «под завязку» людьми или грузом. Перегруз легковушки плохо влияет и на ее техническое состояние. В первую очередь сокращается срок службы рам, амортизаторов и лонжеронов.

Максимально нагрузив свой легковой автомобиль, владельцы руководствуются только личными интересами, забывая об окружающих и неудобствах, которые они доставляют. Ведь переполненная легковушка – это настоящая угроза для всех. Усадить и перевезти в своём легковом автомобиле лишних пассажиров – еще один соблазн для водителей.

Важно: информация о максимальном количестве людей, перевозить которых разрешено в конкретном транспортном средстве, указана в документах на автомобиль.

Безопасность в движении – вот чем продиктовано предельное количество пассажиров в салоне ТС. Лишние пассажиры, кроме перегруза, могут создавать помехи для водителя, что не позволяет нормально управлять автомобилем. Согласно правилам каждый человек в салоне должен фиксироваться ремнем безопасности. Если его кому-то не хватило – это нарушение, за что существует административная ответственность.

Стоит обратить внимание и на перевозку в легковом автомобиле детей. Мнение о том, что 4 пассажирских места в легковушке предназначены для взрослых, а ребенка можно перевезти «на руках» – ошибочно.

Важно: дети – это такие же пассажиры, как и взрослые. Не стоит пренебрегать их правами! Располагайте ребенка на отдельном сидении, пристегивайте его ремнем безопасности. Для тех, кому не исполнилось 12 лет, предусмотрены специальные автокресла разных категорий, используйте их.

Наличие в легковом автомобиле лишнего груза можно установить визуально по следующим признакам:

  1. Обзор водителя закрыт грузом.
  2. ТС «проседает».
  3. Автомобиль при движении задевает бампером дорогу.
  4. Части груза выступают за пределы ТС, что создает помехи для других.

В такой ситуации инспектор ДПС имеет право осуществить остановку транспортного средства и выписать штраф водителю. Административное наказание за перегруз легкового автомобиля накладывается согласно КоАП РФ. Передвижение автомобиля с грузом, превышающим допустимую нагрузку для категории ТС, или если это мешает водителю нормально управлять, наказывается штрафом в 500 рублей.

За лишнего пассажира предусмотрены другие нормы:

  1. штраф 500 рублей – для пассажира;
  2. штраф 1000 рублей – для водителя ТС.

Важно: общий штраф в размере 1500 рублей за перегруз автомобиля людьми накладывается на лицо, управляющее ТС. Количество «лишних» людей в салоне на это не влияет, поскольку имеет место факт нарушения правил перевозки пассажиров. За перевозку ребенка ненадлежащим образом, например, «на коленках», назначается штраф в размере 3000 рублей.

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля?

Самый простой способ узнать общий вес и определить, как происходит распределение нагрузки по осям грузового автомобиля, – это взвешивание. Используются 2 способа:

  1. Статический – автомобиль заезжает и останавливается на специальной платформе весов, оборудованной тензометрическими датчиками (датчиками усилия). Метод дает точные данные, погрешность – 0,01%.
  2. Динамический – грузовик проезжает по поосным весам со скоростью не более 5 км/ч. Фиксируется вес каждой оси и самого автомобиля. Способ простой, но его погрешность - от 0,5% до 3%, что в некоторых случаях бывает критично, ведь граница превышения максимальной нагрузки на ТС составляет 2%.

Удобный, но дорогостоящий вариант, позволяющий всегда знать о степени загруженности автомобиля, – приобретение тягача с системой мониторинга.

Сам термин «нагрузка на ось» - это давление массы автомобиля на дорожную поверхность колесами одной оси. Чтобы рассчитать нагрузку на ось, необходимо понимать, что масса автомобиля равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси (для двухосного ТС). Но нагрузка на заднюю ось грузового автомобиля будет всегда больше, чем на переднюю. Передняя ось нагружается весом кабины и силовым агрегатом, задняя – весом перевозимого груза.

Важно: термин «максимальная осевая нагрузка» означает нагрузку от полной массы автомобиля, оказываемую на самую нагруженную ось. Этот параметр мы видим на дорожных знаках 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства».

Перегруженные транспортные средства – это угроза не только для водителя, пешеходов и других участников дорожного движения. В первую очередь от этого страдает дорожное полотно. Каждый автомобилист должен правильно рассчитывать массу допустимого груза и понимать, что он несет ответственность за соблюдение правил дорожного движения.

Перевозка тяжеловесных грузов негативно сказывается на состоянии дорожного полотна, а также приводит к опасным ситуациям на дороге. В 2015 г. в России случилось несколько аварий с большим количеством жертв из-за того, что слишком тяжелые машины легко входят в занос и переворачиваются, прицепы отрываются от тягача, сбивая проезжающие авто. Поэтому государство серьезно подходит к контролю за движением большегрузов, увеличивая санкции за нарушения ПДД. Какой штраф установлен за перегруз по осям в 2019 г.?

Правительство России на федеральном и местном уровнях и собственники дорог устанавливают предельно допустимую нагрузку на полотно и проверяют проезжающие автомобили по двум контрольным значениям: общей массе и осям. Последнее показывает, какой массой от общего веса АТС колеса оси давят на поверхность дороги. Перегруз (превышение) допустим только по специальному разрешению, иначе это - административное нарушение.
В общем случае максимально допустимые нагрузки для грузовых АТС на разных дорогах определены в Постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. Исходя из приведенной в законе таблицы, рассчитывают норматив для рабочей машины.


Например, для движущегося по федеральной трассе М1 4-осного одиночного самосвала «Газель» массой 15 тонн, передние и задние оси которого сближены, с грузом в 16 тонн показатели таковы:

У этой Газели будет перегруз задней оси на 0,8 тонны (5 %).

На отдельных участках дороги, мостах, эстакадах, а также в весенний период «просушки» (в регионах сезонные значения регулируются органами местного самоуправления), весовые требования устанавливаются знаками:

Как считается перегруз? На значимых участках, часто - на въездах в города, устанавливаются пункты весового контроля. Кроме того, измерительные приборы монтируются в проезжую часть перед мостами, эстакадами. Нагрузка определяется после проезда автомобиля по переносным платформам, которые подключены к компьютеру.

Масса груза должна быть указана также в накладных и путевых листах.

Если нагрузка превышает предельное значение, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Помимо этого, автомобиль задерживают и отправляют на спецстоянку до тех пор, пока перегруз по осям или общему весу не будет устранен.

Санкции за перегруз грузового автомобиля в 2019 году

Несоблюдение требований к массе и размерам грузового автомобиля - административное правонарушение, санкции за которое установлены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Для водителя, грузоотправителя, собственника авто и других причастных к перевозке предусмотрена своя ответственность.


Санкции в 2019 г. установлены и для грузоотправителей, которые указали ложные или неполные сведения в путевых бумагах о грузе или разрешающем пропуске.

Организациям или частным предпринимателям, которые осуществляют погрузку, грозят штрафы:

  • 80–100 тыс. руб. для ИП;
  • 250–400 тыс. руб. для ЮЛ.

Движение против знаков 3.11, 3.12 влечет наложение штрафа на водителя 5 тыс. руб.

Получив штраф за перегруз автомобиля, нарушители не спешат их оплачивать. В 2019 г. зафиксированы случаи, когда суд существенно снижал размер санкций или отменял их вовсе, если сама дорога не соответствовала требованиям ГОСТ 52748-2007, СНиП или строительным регламентам. Это приводит, в свою очередь, к повреждениям автомобилей, особенно легковых, маловесных грузовых и ТС для перевозки пассажиров (Газелей, например). Чтобы определить это и выдвинуть ответный иск, нужна техническая экспертиза и грамотный юрист.

Кроме того, могут возникнуть нюансы при перевозке насыпных или наливных грузов. В приведенном выше случае общая нагрузка на авто была выдержана в допустимом пределе, но нагрузка на задние оси превышена. Это могло случиться не по злому умыслу, а из-за неправильного распределения груза по кузову Газели. При обжаловании штрафа в суде велика вероятность того, что арбитры отменят вынесенное ГИБДД постановление.

Как предотвратить нарушение: оформление разрешения


По закону, если нагрузка авто на дорогу превышена хотя бы на 2 %, оформляется разрешение на перегруз (согласно Приказу Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. и ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Специальное разрешение выдается:

  • Федеральным агентством «Ространснадзор» и его отделениями на местах (в Москве ул. Петрозаводсткая, д. 32-А);
  • Федеральным агентством «Росавтодор» и его территориальными органами (в Москве ул. Бочкова 4; заявление можно подать на сайте);
  • местными администрациями (региональными министерствами транспорта);
  • собственниками автодорог.

За запрос разрешения в государственных ведомствах необходимо уплатить госпошлину - 1600 руб. (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Пропуск может быть получен не более чем на 10 поездок и максимум на 3-месячный срок. Если документ многократный, допускается использовать его только на указанном маршруте, перевозя указанные грузы.

Как выдается разрешение? Сначала перевозчик или грузоотправитель подает запрос на получение документа:

  • в Росавтодор, если маршрут проходит через несколько регионов или по федеральным трассам. Оформление возможно на сайте или портале госуслуг;
  • в Минтранс субъекта РФ, если путь лежит по дорогам муниципального или местного значения в пределах одного региона. Запрос можно послать через портал госуслуг;
  • в муниципалитет района, города или другого населенного пункта, если планируется поездка в пределах его территории по дорогам местного значения;
  • собственнику автодороги.

Форма и образец заявления на пропуск можно скачать на сайте Росавтодора. Дополнительно подаются:

  • копия документа на грузовой автомобиль (ПТС, СТС);
  • схема автомобиля с указанием, как будет размещаться груз, и расчетом нагрузки на ось или колеса;
  • информация о технических требованиях к транспортировке груза.

Маршрут, указанный в заявлении, согласуется со всеми собственниками дорог и ГИБДД, которые, в свою очередь, проверяют возможность проезда большегруза и оценивают предполагаемый ущерб. Таким образом, цена пропуска складывается из размера госпошлины и платы, которую собственники дорог установили в счет возмещения вреда (порядок подсчета описан в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г.). Разрешение на перегруз выдается после того, как грузоотправитель (или перевозчик) предоставит копии платежных документов. По закону, оно не освобождает собственника авто, в случае необходимости, от уплаты госсборов по системе «Платон».


Минимальное время оформления пропуска - 11, а при согласовании с ГИБДД - 15 рабочих дней. Если необходимо провести техническую экспертизу и работы на нужных участках дороги, срок может растянуться до их окончания.

Перегруз легковых авто и ТС для перевозки пассажиров

В ПДД 2019 г. и соответствующих статьях КоАП речь идет о грузовых автомобилях, но не о легковых или предназначенных для перевозки пассажиров. Но если первые трудно нагрузить как полноценную фуру (сама конструкция машины не выдержит и развалится), то многоместные автобусы, например, «Икарусы», под завязку набитые пассажирами, по массе сопоставимы с большегрузами.

Ответственность за движение АТС, переполненных пассажирами, в российских законах не предусмотрена. Несмотря на это, в некоторых регионах страны штрафуют владельцев автобусов и такси, которые допускают перевозку большего количества людей, чем разрешено регламентами и числом сидячих мест. Так, в 2015 г. в Набережных Челнах на 4 тыс. руб. наказали предпринимателя, в чьей маршрутной Газели в час пик ехало 20 пассажиров, хотя по документам должно быть максимум 18.

В ПДД установлены правила, которые касаются перевозки грузов, и за отступление от них штрафуют даже владельцев легковых авто:

  • груз не должен закрывать обзор водителю, внешние световые приборы, мешать управлению машиной;
  • автомобиль не должен шуметь и загрязнять окружающую среду;
  • груз, который выступает от габаритов сбоку более чем на 40 см, а впереди или сзади на 1 м, необходимо обозначать специальным знаком, а в темноте - подсветкой.

За отступление от этих правил в 2019 г. нарушителю грозит штраф по ст. 12.21 КоАП РФ 500 руб.

Как государство борется с перегрузами?

Государство с каждым годом усиливает борьбу с перегрузами, увеличивая штрафы, устанавливая новые пункты весового контроля, распространяя информацию о недобросовестных перевозчиках. Важность этих мер объясняется тем, что бюджет, выделяемый на ремонт и поддержание дорог, несоизмеримо меньше реального ущерба, который наносят большегрузы. И даже система «Платон» не может существенно изменить ситуацию. Дороги разрушаются вдвое быстрее, чем ремонтируются.

По подсчетам Росавтодора, чтобы эффективно контролировать перегруз на ось или общий вес автомобилей на дорогах России, необходимо поставить и оборудовать около 400 пунктов контроля, не считая электронных весов, которые монтируются в полотно. В 2019 г. таких проверочных точек чуть больше 60. Кроме того, к 2019 г. планируется развернуть сеть, объединяющую камеры слежения, базы данных ГИБДД, монтированные в полотно весовые измерительные приборы. Готовится проект закона, по которым госинспекция будет отслеживать маршрутные такси и автобусы, перевозящие больше пассажиров, чем разрешено регламентом.

Федеральное агентство «Росавтодор» на сайте регулярно публикует ТОП-10 нарушителей, которые в погоне за прибылью наполняют автомобили сверх меры: фотографии транспорта с камер слежения, статика поездок и подсчет того, сколько им предстоит заплатить государству. Доверившись таким перевозчикам, организации рискуют своими деньгами и грузом.

Опытные водители говорят, что необходимо избегать перегруза или наполнения автобусов пассажирами сверх меры не только из-за разрушения полотна, потенциальной опасности на дороге или наказаний. Регулярное хождение с превышением массы хотя бы на 20 % приводит к тому, что авто, какое бы крепкое оно ни было, выдерживает максимум пару лет. Ремонт или замена АТС сведет на нет всю прибыль, полученную от перевозок.

Время чтения: 4 минут

Большинство водителей привыкли считать вопрос допустимой загрузки легкового автомобиля не заслуживающим особого внимания. Практика показывает: штраф за перегруз легкового автомобиля, в 2019 году широко применяемый на дорогах страны, заставил многих пересмотреть свое отношение к этой теме.

Почему перегруз – частое явление

Мы прекрасно помним, что когда-то посадить лишнего человека в авто боялись лишь таксисты, за которыми особо внимательно следили сотрудники ГИБДД. Весь остальной народ, едущий за рулем легковушек, мало обращал внимание на то, что порой его понимание о грузоподъемных способностях машины вступало в противоречие с цифрами в ее техпаспорте. Единственное, что сдерживало некоторых автолюбителей, – здравый смысл.

Он говорил о том, что перегруз в конце концов обязательно отразится на расходной статье личного бюджета. Стойки, амортизаторы, ланжероны – все это по порядку придет в негодность и будет требовать замены. Сумму предстоящих незапланированных расходов можно приблизительно подсчитать; поэтому лишние люди в салоне и тяжелые мешки в багажнике по большей части служат раздражающим фактором для аккуратных водителей.

Чрезмерно загруженные легковые автомобили до недавнего времени беспрепятственно передвигались в городской черте и за ее пределами. Может быть, существовали более насущные проблемы, которые следовало решать в первую очередь, или перегруз не считался вообще нарушением, достойным внимания со стороны представителей закона, но факт остается фактом: за это не штрафовали.

Почему мы решили, что что-то изменилось? Вопрос, сколько составляет штраф ГИБДД за перегруз пассажиров в 2019 году, стал часто появляться в поисковых системах, свидетельствуя о том, что проблема обрела масштаб.

Опасность перегруза

Причина активного интереса масс находится на поверхности – это повышенное внимание инспекторов на дорогах. Причем перегруз может стать как основной причиной остановки автомобиля, так и отягчающим обстоятельством при превышении скорости или выполнении запрещенного маневра.

Иными словами, по какой бы причине ни была остановлена легковая машина, наряду с вопросами о наличии прав водителя и техпаспорта обязательно будет проверено возможное превышение ее грузоподъемности и количество людей, находящихся в салоне.

Лишний груз

Это наиболее часто встречающееся нарушение. Как говорится, чтобы два раза не бегать, при квартирных переездах, перевозках бытовой техники или поездках на дачу и обратно люди стараются не оставить в машине, фигурально говоря, ни одного кубического сантиметра незаполненного пространства. Они считают эффективность поездки, разделив количество использованного топлива на расстояние.

Но беда в том, что, производя подобные расчеты, принимают во внимание только свои интересы, совершенно не думая о том, насколько приемлемо это для других участников дорожного движения.

Статистика ДТП по стране говорит, к сожалению, о том, что машина с перегрузом является прямой угрозой как для ее водителя, так и для всех остальных участников дорожного движения:

  • Во-первых, груз может располагаться таким образом, что полностью или частично перекрывает пространство для обзора, тем самым провоцируя аварийную ситуацию.
  • Во-вторых, на перегруженном автомобиле резко снижается показатель устойчивости, что делает управление таким транспортным средством малопредсказуемым.
  • В-третьих, перегруз машины является фактором риска, который может в любой момент вызвать поломку, способную кардинально повлиять на траекторию движения.

Лишние пассажиры

Теперь что касается невинной шалости, которую позволяют себе периодически почти все водители. Речь идет о лишних людях в салоне автомобиля. И хотя в документах на авто четко указывается количество мест для сидения, на это предписание производителей часто закрывают глаза, когда нужно посадить в машину близких людей или попутчиков.

Вопрос, какой штраф за перегруз людей, возникает только тогда, когда приходится лично столкнуться с необходимостью отвечать за допущенное нарушение. На самом деле четкое регламентирование количества пассажиров исходит прежде всего из необходимости обеспечить для них максимальный уровень безопасности.

И если не всем в салоне автомобиля хватает ремней безопасности, то это серьезный повод задуматься над целесообразностью отправляться в путь.

Сегодня легковой автомобиль – это транспортное средство, способное быстро набирать высокую скорость, совершать на ней сложные маневры и при этом давать ощущение полного комфорта за рулем. Однако с повышением скоростей и удобств езда не стала, к сожалению, значительно безопасней.

Более того, с резким увеличением количества транспорта на дорогах возросла вероятность аварий. Чем может закончиться для непристегнутого пассажира попадание в аварию, наверное, никому объяснять не нужно.