Что делать с перегрузом. Штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза

Грузовые автомобили в советское время были исключительно в государственной собственности. Теперь же грузовик в частном владении мало кого удивит. Более того, для многих автовладельцев он является основным средством заработка.

В отличии от легкового транспорта эксплуатация данных автомашин имеет ряд специфических нюансов, одним из которых является недопущение перегруза транспортного средства.

Чем определяются нормы

Грузоперевозки по автодорогам регламентируются рядом нормативных актов. Одним из них является Федеральный закон об автомобильных дорогах №257-ФЗ от 08.11.2007 — ССЫЛКА .

В пункте 2 статьи 31 которого указывается на необходимость получения разрешения для движения по автодорогам транспортного средства превышающего более чем на два процента допустимую массу автомашины, либо допустимую нагрузку на ось.

Исключение сделано только для транспорта Вооруженных Сил РФ.

При согласовании автовладелец обязан:

  • Согласовать маршрут движения автомобиля.
  • Возместить вред причиняемый при эксплуатации автодороги.

В случае если превышение составляет не более 10 процентов применяется упрощенная система выдачи разрешения в течение одного дня.

Законодательство Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (ССЫЛКА) также устанавливает предельную допустимую массу транспортного средства в тоннах:

Одиночные автомобили:

  • двухосные — 18 т;
  • трехосные — 25 т;
  • четырехосные 32 т;
  • пятиосные — 35 т.

Автопоезда седельные и прицепные:

  • трехосные — 28 т;
  • четырехосные 36 т;
  • пятиосные — 40 т;
  • шестиосные и более — 44 т.

Максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России

Еще одним параметром, контролируемый данным нормативным актом (приложением №2) является допустимая нагрузка на ось. Регламентируется для автомобильных дорог рассчитанных на 6 т, 10 т и 11,5 т соответственно. Значение имеет также расстояние между сближенными осями и тип колес (односкатные или двускатные).

Таблица 2018-2019 года

Расположение осей транспортного средства

Расстояние между сближенными осями (метров)

Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси

для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 6 тонн/ось

для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 10 тонн/ось

для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось

Одиночные

от 2,5 м и более

Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс)

до 1 (включительно)

от 1 до 1,3 (включительно)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

от 1,8 до 2,5 (включительно)

Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс)

до 1 (включительно)

до 1,3 (включительно)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

от 1,8 до 2,5 (включительно)

Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось)

до 1 (включительно)

от 1 до 1,3 (включительно)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

от 1,8 до 2,5 (включительно)

Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось)

до 1 (включительно)

от 1 до 1,3 (включительно)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

от 1,8 до 2,5 (включительно)

Примечание к таблице:

1. В скобках приведены значения для двухскатных колес, без скобок — для односкатных.

2. Оси с односкатными и двухскатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами.

3. Для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей.

4. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если суммарная нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.

Как рассчитать нагрузку

Под нагрузкой на ось подразумевается нагрузка от массы автотранспортного средства, передаваемая на плоскость через ее колеса. Следует учитывать существенную ее неравномерность на переднюю и заднюю (задние) оси грузовой автомашины.

Любой расчет будет приблизителен, так как скрупулезно учесть все параметры невозможно.

Ориентировочная последовательность расчета для распространенной модели тягач + прицеп:

    • Из свидетельства о регистрации ТС берем информацию о массе машины и массе прицепа.
    • Определяем фактическую массу груза. Это наиболее сложный этап, так как данные накладной не всегда корректно отражают эту информацию.
    • Проводим расчет для прицепа. Для этого складываем массу прицепа и массу груза, поскольку часть нагрузки прицепа передается на тягач, корректируем значение в сторону уменьшения. Наиболее распространенным является соотношение нагрузок 25% на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим получившееся значение на количество осей.
    • Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса самого тягача.
  • Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25% . В результате получены значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение , именно оно и учитывается на весовых постах.

В сети Интернет имеются калькуляторы позволяющие производить расчеты автоматически. Точный ответ может дать только измерение сделанное специализированными приборами используемыми при весовом контроле.

Видео — как избежать штрафов за перегруз с помощью системы ALM:

Виды весового контроля

Посты взвешивания бывают стационарные и передвижные.

Видео — работа пункта весового контроля и штрафы за перегруз грузового автомобиля:

Стационарные располагаются на заранее определенных местах, перемещение персонала и оборудования на них не осуществляется.

Передвижные посты весового контроля оборудованные на базе автомобильных фургонов способны оперативно менять свою дислокацию и оборачиваться неожиданным сюрпризом для владельцев грузовиков.

Весовой контроль осуществляется в динамическом и статическом режиме.

Динамический режим измерения осуществляется при движении грузового авто с небольшой скоростью по специальным датчикам. Которые последовательно снимают показания по каждой из осей автомашины. Скорость движения не должна быть больше 5 км/ч. Минусом данного способа является значительная, иногда доходящая до 3% погрешность при измерениях.

Видео — как должен работать весовой контроль на дороге:

Статический способ более точен. Измерение производится при неподвижном авто. Способ позволяет измерить как полную массу автомобиля, так и осевые нагрузки.

Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году

За нарушение правил перевозки грузов в части допустимой массы и допустимых осевых нагрузок предусмотрены штрафные санкции. Размеры штрафа за перегруз грузового автомобиля указаны в статье 12.21.1 КоАП РФ — ССЫЛКА .

В КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

    • В п. 1 Ст. 12.21.1 в случае превышения допустимых значений от 2 до 10% без оформленного разрешения, либо аналогичное превышение значений указанных в разрешении, предусматривает штраф на водителя (далее — В) до 1500 р, должностное лицо (далее по тексту ДЛ) до 15000 р, юридическое лицо (далее по тексту ЮЛ) до 150000 р.
    • В п. 2 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений от 10 до 20% без оформленного разрешения предусматривает штраф на В до 4000 р, ДЛ до 30000 р, ЮЛ до 300000 р.
    • В п. 3 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений от 20 до 50% без разрешения предусматривает штраф на В до 10000 р (либо лишения прав до 4 месяцев), ДЛ до 40000 р, ЮЛ до 400000 р.
    • В п. 4 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении от 10 до 20% чем предусматривает штраф на В до 3500 р, ДЛ до 25000 р, ЮЛ до 250000 р.
    • В п. 5 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении от 20 до 50% чем предусматривает штраф на В до 3500 р, ДЛ до 25000 р, ЮЛ до 250000 р.
    • В п. 6 Ст. 12.21.1 то же при превышении значений согласованных в разрешении более 50% либо без разрешения, предусматривает штраф на В до 10000 р (либо лишение права управления до полугода), ДЛ до 50000 р, ЮЛ до 500000 р. Следует учесть что кроме штрафа во всех пунктах с 1 по 6 данной статьи предусмотрено задержание автотранспорта с направлением на спецстоянку .
  • В п. 11 Ст.12.21.1 то же при превышении значений указанных на специальном ограничивающем знаке влечет штраф 5000 р.

Внимание! За нарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица!

О чем следует помнить

Следует запомнить о ряде важных моментов. Для того, что бы попасть в ряды нарушителей будет достаточно, если даже одна ось превысит разрешенные нормы нагрузки.

Видео — о перегрузе, штрафах, нагрузках на ось (трактовка спорных моментов):

Если вы уверены в своей правоте и отсутствии перегруза, стоит обратить внимание на оборудование которым делались замеры, оно должно пройти сертификацию и официально являться средством измерения.

Автовладельцам в недалеком будущем предстоит столкнуться и с автоматической системой весового контроля и видеофиксации, которая сможет осуществлять замеры на скорости авто до 140 км/ч. Квитанция со штрафом будет направляться по аналогии с направляемыми за превышение скорости.

В заключении стоит добавить, что добросовестный контроль грузоперевозчика за весовыми параметрами своего автотранспортного средства не только сбережет дорожное полотно, но и сэкономит время и значительные денежные средства на штрафах. Удачи на дорогах!

Да уж, дальнобойщикам не дают «скучать» — одна только чего стоит.

Александр

Спасибо вы Super!!!)))

Альбина

Добрый день! Есть извещение о явке на разбирательство по делу перегруза на 2-ю ось (составило 6,930 кг при норме 6000) Можем ли мы ссылаться на то, что правильность распределения груза это ответственность водителя. И мы, как грузоотправители не нарушили норму по перегрузу, а вся вина только на водителе, т.к. в роцессе загрузки или в процессе транспортировки водитель сам мог перемещать груз. Благодарю! Или как нам правильно избежать оплаты штрафа, т.к. мы ООО и штраф светит 250 000р.

Дмитрий

Добрый день, в соответсвии с ТехРегламентом Таможенного Собза максимально допустимая масса автопоезда 40 тонн, учитывая что эта МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКУМЕНТ, а по главенству международные соглашения стоят «выше» национальных, то лучше не возить больше 40 тонн

Владимир

Стандартный а\кран КС-45719 на шасси МАЗ-5337.Нагрузка на заднюю ось 11500кг(указано в паспорте крана и на марк.табл кабины),по факту еще больше.По каким же дорогам ему можно передвигаться?Вопрос не праздный,сегодня получили постановление о штрафе на предприятие (Кострома,авт.весы-невидимые)-300тыр.

Сергей

Чисто теоретически подумал, а если на этом кране задние оси «раздвинуть», то он уже будет проходить по весам. Переделки вроде не много, реактивные штанги и кардан заказать по размерам, рессоры тоже можно подобрать или самому собрать с листов.

Валентин

Автоматические системы весогабаритного контроля уже давно работают на территории России. При этом за минимальные перегрузы даже на одну ось (в пределах погрешности +- 400 кг) приходят штрафы на собственника ТС. А если собственник юридическое лицо. Тогда держите тысяч 150 р. за превышение от 2% от разрешенной массы. При чем автоматика не определит что в процессе движения может произойти смещение груза. В общем в ближайшее время будет масса обжалований подобных постановлений.

эдуард

я работал на хозяина теперь штраф мне пришел хотя я и как водитель платил просто инспектор перепутал фамилии. судья сказал что разницы нет кому выписали

Юрий

У меня трехосный тягач и трехосный П/прицеп цистерна. По общей массе перегруза не возим, а по осям бывает. Не пойму, перегруз по общей массе автопоезда- штраф выше чем при по осевом перегрузе???

Михаил

Действительно, я тоже слышал такую информацию, что в недалеком будущем установят на дорогах автоматизированную систему контроля над весом. И зафиксировав перегруз будут высылаться квитанции со штрафом нарушителю. По аналогии с системой, фиксирующей превышение скорости. И уж тогда заживем, Платон тогда покажется пустячком. Я всё прекрасно понимаю, что портится дорога, понимаю что любая ошибка с перегрузом приводит к непоправимому и непредсказуемому. Но адекватный и квалифицированный водитель никогда не допустит перегруза намеренно и распределит груз по осям равномерно. А рвачей и квитанции не остановят.

Леонид

А вот на самом деле те, кто сознательно перегружает свои фуры и самосвалы вредят всем. В первую очередь страдают дороги, по которым мы ездим. Это не только ямы и выбоины, но и глубокая колейность. Вот у нас в области есть дорога Гомель — Брянск, часто по ней езжу, так вот в направлении из Гомеля колея сантиметров 20-25, а в обратном направлении нет колеи. Почему? Да потому, что из Белорусии идут на Москву груженые фуры, а назад пустые! Желание водителя вполне понятно — больше нагрузил, больше перевез, и больше получил. Но! Страдают остальные участники движения. По этому контроль за нагрузкой на ось важен, и должен проводиться на всех значимых федеральных трассах.

Андрей

Строгость автомобильных законов в России, как мы знаем компенсируется коррумпированными гаишниками.

Лёха

С одной стороны любому среднестатическому водителю (если он не управляет грузовиками) «по-барабану» все эти расклады по перегрузам, расчетам нагрузок на оси и так далее. С другой — и те и другие используют одну и ту же дорогу, и состояние этой дороги в первую очередь зависит от грузовых автомобилей. Именно они и дают основную нагрузку на полотно автодороги. Поэтому автовладельцы легкового транспорта имеют полное право участвовать в обсуждении подобных проблем и задавать вопросы, и требовать исполнения норм нагрузки при нарушении. В моем регионе после появления компании «Мироторг» дороги стали просто разваливаться на глазах. В некоторые они вкладываются на ремонт, но далеко не всегда. Я честно оплачиваю транспортный налог и хочу ездить по нормальным дорогам.

Леонид

Жесть, скоро похоже будут за всё подряд штрафовать. И так налоги подняли, а тут ещё теперь за перегруз. Даже если не перегружен, найдут к чему прикопаться. А как говориться: «Российский суд, самый гуманный суд в мире». Так что обращаться туда будет бесполезно в случае чего.

Дмитрий

Теория — это хорошо и правильно, но не надо забывать, что применяются нормы у нас от региона к региона по разному. Так что планируя маршрут обязательно ищите отзывы про местные посты и отношение на них. Читал про то, что творится в Карелии, Татарстане, Башкирии — у нас, например, такого жесткача пока что нет.

SuperMakarij

Развитие парков большегрузных грузовых автомобилей уже в семидесятых годах прошлого века сильно изменило эксплуатацию автомобильных дорог. Тяжеловесы разрушали дорожное полотно, порой выбивая в существующем асфальте колеи. Перегруз автомобилей влияет не только на качество эксплуатации дорог, но и на техническое состояние автомобилей и безаварийную их работу. Особенно проблема перегруза грузовых автомобилей нарастала с 90-х годов, когда в стране ускоренными темпами стали развиваться частные автопарки. Вместе с ними пошел азарт заработка любой ценой, в ущерб правилам эксплуатации грузовиков и безопасности дорожного движения. Меры принимаемые правительством по регулированию и контролю за правилами перевозки грузов вынужденные и требуют от водителей одного – их выполнения.

Владимир

Беда вот в чем! Контроль за перегруз грузового автомобиля, конечно должен быть жестким и он должен осуществляться в угоду защиты дорожного полотна и окружающей среды. Но с другой стороны, для чего вводят дополнительные сборы для дальнобойщиков (систему Платон), повышают постоянно акцизы на бензин и дизельное топливо? Дальнобойщики вынуждены идти на хитрость, перегружая свои машины, чтобы добиться прибыли хоть какой-то. Многие ИП — дальнобойщики уходят с рынка, бросая свое любимое дело. И второе: почему контроль за большегрузами ужесточают, а за дорожниками нет? Новые дороги не выдерживают даже пару зим, разрушаются моментально!

Антон

Купил грузовик в Москве (одиночка 2е оси), гнал домой, загрузив собственным грузом. Под Новосибом попал на автоматику с перевесом на ось (сместился груз). ИТОГ: я собственник, груз некоммерческий, ШТРАФ 300т.р. …. это как ваще??? Не проще раскулачивать нас сразу, зачем такие сложные схемы?

Сергей

Наши законодатели, регулирующие нормы и КоАП, действуют по схеме – «где бы или как бы работать, лишь бы не работать». Они составляют таблицы, издают статьи о превышение допустимых значений, но только без учета качества Российских дорог в настоящее время и при дальнейшей их укладке. Вот вроде бы все хорошо, водитель соблюдает все нормы для определенного качества дороги, норма нагрузки на ось меньше допустимой, затем после проезда по части «убитой» дороги разбивает ходовую часть автомобиля. А ведь ямы, по сути, являются такой же нагрузкой на ось, только по ухудшению эксплуатации транспорта. По нагрузке на ось должно учитывать не только как от перегруза пострадают дороги, но и какие убытки понесет автовладелец от недопустимого их качества. Для начала должны быть введены нормальные законы по гарантии от подрядчика автодора и жесткие меры по их нарушению.

Виктор Александрович

Да не всегда грузовики портят дороги! Колея-то везде легковая, это от шипов. Правительство что про это не знает? Ещё как знает, но ничего не делает, потому результат никому не нужен, а нужна вот эта движуха-шумиха. Вот скажите как водителю соблюдать осевую при перевозке леса, пиломатериалов? Весов в машине нет, плотность сильно зависит от влажности и породы дерева. Удивляет, что все СМИ и дилетанты, которые сами то ни разу на фуры не грузили на всю страну глупости тиражируют.

Александр

Искренне сочувствую водителям большегрузов — как правило, они ничего не решают в разных грузо-экономических раскладах и вынуждены идти на нарушения, чтобы не потерять работу. Только вот отвечать именно им и приходится.

Сергей

Я бывал в Польше на автомобиле и не видел там никакой колейности, хотя по дорогам передвигается много тягачей, значит дело не в машинах, а в качестве полотна!

Анатолий

Конечно, перегруз грузового автомобиля показатель использования автомобиля, который должен быть всегда на контроле, как у водителя, так и ответственных лиц предприятий или организаций. Законодательством не зря предусмотрена ответственность за состоянием погрузки не только на этих лиц, но и на саму организацию. Все это для того, чтобы не было, как говориться, перекладывания всей ответственности на водителя. Водитель, выполняя команды руководства фирмы на перевозку запредельных по весу грузов, не должен быть мальчишкой для битья. Да и ответственность у него не только штрафами, а порою и собственной жизнью. Хотелось бы, чтобы, особенно руководители или хозяева небольших предприятий понимали это. Хочешь получать большую прибыль, организуй достойную работу водителю, обеспечь своевременно, при необходимости, соответствующими разрешениями, отправьте автомобиль по маршруту, где дорожное покрытие может выдерживать вес груженого автомобиля. Серьезная проработка выполнения такой работы должна быть, а не по принципу «я сказал» а там хоть не расцветай. А уж если выполнено все то, что зависит от вас, тогда пусть водитель отвечает за все отступления и нарушения.

Евгений

А я вам скажу так — весь этот контроль весовой, осуществляемый госорганами, малоэффективен на самом деле! Дело в том, что подавляющее большинство фуристов прекрасно знают, где расположены стационарные весы и места, где чаще всего устанавливают передвижные пункты по замеру нагрузки. И еще на стадии загрузки своей фуры на логистическом складе, заранее зная, что у них будет перевес, водители разрабатывают маршрут движения минуя все посты проверки массы и нагрузки. Плюс практически в каждой фуре присутствует коротковолновый приемник-передатчик (рация), с помощью которой на определенном канале общаются водители дальнобойщики, которые делятся обстановкой на дороге, наличия поста ДПС или весов.
Таким образом в сети наших силовиков попадается менее 5-ти процентов нарушителей, то есть это как ловить сеткой с крупной ячейкой мелкую рыбу — кто зазевался или лох, тот и платит! С другой стороны это конечно явные вредители. Ведь что получается — водила один наживается на перевозе перевеса, а дороги ремонтируем мы все вместе (за свои налоги). По этому думаю, что фура с перевесом — общий враг!! Какой нибудь иногородний залетный проедет мимо моего города, и ему по барабану, а мне тут еще всю жизнь ездить.

Николай

Каким образом хитрят с перегрузом и нагрузкой на ось, не знаю, но факт есть факт — нарушают, причем часто. Несколько лет назад приходилось часто колесить по федеральным трассам и обращал внимание, что стационарный весовой контроль относится к дальнобойщикам по-разному. У некоторых явный перегруз, в гору еле тянут, к земле прижаты, а на них внимания никто не обращает. Все дело в номерах, какой регион, такое и отношение. Иногда встречались передвижные пункты замера, вот здесь лояльность у проверяющих падала, были намного строже. Много знакомых, которые работают на длинномерах, и у всех свои хитрости обхода весового контроля. Но, как обычно, работодатель (частник) сразу финансирует водителя средствами на штрафы. Кто-то находит обходные пути, но, по-видимому, дешевле заплатить штраф, нежели гонять несколько рейсов. Понятно, что все хотят заработать, у всех своя правда, здесь правит человеческий фактор. Деньги получил на лапу — глаза закрыл. Систему «Платон» ввели, а что изменилось? Страдаем мы, водители легковых авто — дороги разбивают вдрызг. Несколько лет назад провели капитальный ремонт объездной дороги вдоль Саратова, не прошло и пары лет — трасса превратилась в гармошку. Кто тут виноват — дорожники? Возможно, но когда катится авто с весом ж/д вагона, какая дорога-то выдержит.

Лора

На первый взгляд я, как бы, далека от всех этих дальнобойных проблем, но с другой приходится часто ездить по трассе, которую «облюбовали» фуры. И часто с ними встречаться. И мне порой становится страшновато. Там довольно узко и иногда фуры начинает не по-детски раскачивать, заметно, что они перегружены, им непросто удерживать своих монстров. Уже неоднократно меня не просто на обочину, а в кювет загоняли, изверги.

Макарий

Заканчивается март, первый весенний месяц, буквально через несколько недель в центральных областях России, в основном, завершится таяние снега, и начнет оттаивать земля от зимней своей мерзлоты. Время самое опасное для эксплуатации дорог и время ответственности за неразумное их использование. В период оттаивания земля буквально проседает под любыми транспортными средствами. На грунтовых дорогах появляются колеи, порою очень глубокие, особенно от проезда по ним тяжеловесных тракторов, типа Джон-дир, КА – 700 и других. То же самое происходит на автодорогах с твердым покрытием под колесами большегрузных автомобилей. Даже в качественном асфальте набиваются колеи, исправить которые можно будет лишь полной перекладкой полотна дороги. Не случайно в это время к перегрузу автомобилей, движущихся по дорогам, происходит самое пристальное внимание различными службами, особенно ГБДД. Надо также помнить, что общий перегруз автомобиля и превышение нормативного давления на оси автомобилей, не только разрушают дороги, но и могут навредить их исправности. Взрывы колес во время движения, их обрыв, с последующим опрокидыванием автоприцепа или всего грузовика, происходят не редко. И применяемые штрафы на водителей и собственников автомобилей, в таком случае правильные и оправданные.

Антон

Конечно, во всех бедах и нарушениях на дорогах, как правило, виноват лишь водитель. Ведь работник ГИБДД остановивший автомобиль на дороге не будет искать хозяина автомобиля или руководителя предприятия, которому принадлежит автомобиль. А к водителю инспектора строги. У нас на предприятии хорошо оборудован цех погрузки и отправки продукции. И загрузочные средства есть нескольких видов, и отличная весовая, где установлены весы, способные взвешивать тяжеловесные автомобили с прицепами. Один раз я сильно следил за погрузкой, грузчики выполнили все мои требования по равномерной укладке груза на платформе кузова. При взвешивании общий вес грузовика с прицепом не превысил норму установленную законодательством для моего автомобиля. Спокойно уехал в рейс. Не доезжая до города Воронеж, в точке контрольного взвешивания мой автомобиль очень тщательно перевешивали и по показаниям их весов общий вес автомобиля якобы был перегружен на 20%. Конечно, доказать я ничего не смог, заплатил что бы ехать дальше. Вот и получается страна одна, законодательство одно, а весы разные. Хотя у нас на предприятии весы современные, электронные, редко при разгрузке у меня получатель устанавливает разновес. Мне кажется, надо в стране при принятии новых правил, сначала наводить порядок в инструментах контроля, а затем уже контролировать.

Сергей

Конечно законы пишут, чтобы они исполнялись (или их обходили). У нас в Тульской области каждый день по весне на въезде в город, как раз у моих гаражей устанавливают «Газель» с надписью «Весовой контроль» и машину ГИБДД. Когда иду из гаража с любопытством наблюдаю из года в год одну и ту же картину. Идет фура, останавливают, заглядывают внутрь, лезут что-то смотрят. Потом проверяют документы. Естественно ни о каком взвешивании речь даже не идет. Потом водитель сначала садится в машину ГИБДД, потом переходит в «Газель» и выходит оттуда засовывая бумажку в кошелек. Однажды не постеснялся спросить водилу, что ему дали, оказалось квитанцию за перевес. Вот и вопрос, а как же они определили перевес – видимо методом беглого взгляда. А я между прочим регулярно плачу транспортный налог, и езжу по раздолбанным дорогам. Вот и хочу понять это везде у нас по стране так определяют перевес, или только в Тульской области. Более того этот пост стоит на развилке дорог — одна в Тулу, другая на трассу Дон. И фуры естественно поворачивают все!!! на Дон, так как в город им заезд запрещен. Т.е. Штраф берут за трассу Дон, а на выезде из Тульской области стоит еще один такой же передвижной пост весового контроля, который выпускает машины на эту трассу. Вот и не понятно кто у кого ворует эти деньги, и чья там зона ответственности.

Анатолий

Олег

Разрушение дорожного покрытия в России это головная боль всех водителей. Причин множество неправильная резина (например в Европе шипованная резина запрещена), природные условия, загрузка трассы, качество выполнения дорожных работ. Одной из причин является перегрузка автомобиля, передаваемая на дорогу через нагрузку на ось авто. Нагрузка на ось — это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Именно при слишком большом перегрузе автомобиля происходит разрушение дорожного покрытия.
Масса авто и нагрузка на его оси связаны соотношением – вся масса делится на нагрузку на оси авто (если их две – то на две, если три – то на три). На задние нагрузка больше.
На некоторых участках дорог стоит запрещающий знак 3.12, который запрещает движение транспортных средств, у которых нагрузка на ось превышает указанную на знаке. Нарушение карается штрафом, т.е. влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Известны два вида взвешивания: динамическое и статическое. Динамическое – без остановки на скорости не более 5 км/ч., статистическое — это полная остановка, оно наиболее точное. В зависимости от массы больше разрешенной нормы меняется штраф. Кроме того, за нарушения предусмотренные частью 1 – 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, транспортное средство отправляют на штраф стоянку, а если это технически не выполнимо, то запрещают его движение с применением специальных блокирующих средств.
Если превышение массы, было допущено юридическими лицами или ИП, то на них налагают штраф от 250 до 400 тыс.руб.

Анатолий

Новое асфальтовое покрытие уже через год становится волнообразным, ездить невозможно.

Дима

Не хотят нормальные дороги делать вот и выдумывают ограничения. В ЕС, Турции максимальная нагрузка 60т. И дороги как стекло

Анатолий Иванович

Жизнь течет и всё в ней изменяется. Законодательство о перегрузе грузовых автомобилей довольно стабильное, меняется лишь система контроля, которая все больше движется в сторону информатики или кибернетики. Во уже работают в России системы контроля за перегрузом автомобилей, которые могут определять его на скорости до 140 километров в час. Хорошо это или плохо. С одной стороны технологии определения перегруза развиваются, упрощаются и соответственно ускоряются, так же приводят практически к бесповоротному наказанию за выявленные нарушения. Это хорошо. Но с другой стороны современная техника контроля не совсем совершенна, при ее работе допускаются большие отклонения от реальных показателей давления на оси автомобиля. Поэтому масса недовольных водителей и собственников автомобилей, неоправданные расходы на перевозку грузов, себестоимость которых и так достаточно велика. Что делать? Конечно же, как всегда, запасаться терпением, радоваться, что удалось избежать этого контроля при работе на дорогах и стараться изо всех сил не перегружать грузовик в угоду заказчикам, правильно размещать груз в кузове, и по габаритам и по весу. Всё это будет позволять избегать незаслуженных наказаний. И это всё пройдет.

Анатолий

Как не крути, а федеральный закон об автомобильных дорогах выполнять надо. Но и без перегруза автомобиля, в отдельных случаях, никак не обойтись. Особенно приходится перегружать автомобиль при перевозке цельных конструкций или крупных изделий, которые по размерам вмещаются в кузов автомобиля, а по весу и соответственно по нагрузке на ось массы груза получается перевес. В нашей организации отдел безопасности перевозок в этом случае оформляет специальные разрешения на перевозку таких грузов, что занимает определенное время и допускается по этой причине простой автомобиля. При небольшом перевесе решение о выдаче такого разрешения принимается быстро, в один день, а вот при перегрузе более десяти процентов службе предприятия приходится потрудиться, доказать необходимость таких действий. У нас был случай однажды. Загрузили две конструкции на кузов автомобиля, которые вместе превысили разрешенную грузоподъемность автомобиля. Автомобиль в ожидании разрешения на провоз этого груза простоял около десяти дней, убытки сплошные для предприятия. Разрешения так и не дали, пришлось снять с платформы кузова одну конструкцию, в результате и разрешение не потребовалось. За два рейса в течение дня перевезли конструкции по месту назначения. Я думаю, что в этом случае не федеральный закон виноват в понесенных убытках предприятием, а тугодумие и нерасторопность наших ответственных служб, не умеют деньги считать.

Сергей Сергеевич

Если нагрузка на ось соответствует норме, но водитель по пути взял на буксировку аварийное транспортное средство, то исходя законам физики тяговая сила так же увеличит весовую нагрузку на ось. В правилах нигде не указано про такие случаи, хотя если все учитывать по нормативу, — то должен налагается штраф, если учитывать человеческий фактор, — то нет. Интересно как регламентирует это ГИБДД.

Современные отношения водителей и дорожной полиции в России достаточно напряженные. Они даже приблизительно не напоминают ту модель, которая должна регулировать порядок на дороге и мотивировать к соблюдению правил дорожного движения. Особенно сложные отношения с инспекторами ГИБДД у дальнобойщиков и водителей грузовых автомобилей. Нормы законов, которые регулируют сферу перевозки грузов, позволяют полицейскому без проблем перекрутить сказанное в документе и выписать штраф или требовать личное вознаграждение за нарушение правил. Штраф за перегруз - один из самых популярных вариантов санкций для водителей большегрузных авто.

Существует общая грузоподъемность автомобиля, допуск по общей массе машины для поездки по тем или иным дорогам, ограничения по размерам и габаритам и по времени суток, а также максимальная нагрузка на одну ось. При этом рассматривают не только технические требования автомобиля, но и нарушение требований дорожных знаков. К примеру, существуют дороги, по которым могут ездить лишь автомобили с максимальной нагрузкой на одну ось до 3 тонн. Рассмотрим особенности этого нарушения подробнее.

Штраф за перегруз - главные аспекты правонарушения и размер наказания

Наиболее частая форма выписывания данного штрафа - остановка на пункте взвешивания, оформление протокола за перегруз и ручное передвижение груза. В случае же, если вес груза превышает допустимую норму, передвижение по осям не поможет, автомобиль забирают на штрафплощадку до уплаты всех штрафов и решения проблемы с перегрузом. Вот такие жесткие нормы столь обычного пункта правил.

Тем не менее, штрафы за перегруз далеко не всегда выплачиваются в казну государства. Нередко перевозчикам удается «договориться» на месте с доблестными блюстителями порядка на дорогах, что обходится значительно дешевле и проще. Тем не менее, если ваша машина вышла на рейс с перегрузом, проблем избежать не удастся. Особенности данного нарушения следующие:

  • существуют разные нормы наказания для физических лиц и юридических владельцев автомобиля;
  • водитель должен уплатить штраф в размере от 1500 до 2500 рублей, размер зависит от масштабов перегруза;
  • при неверном распределении груза на осях зачастую выписывают штраф по нижней границе;
  • юридическое лицо вынуждено будет заплатить штраф от 250 000 до 500 000 рублей, что явно повлияет на бюджет организации;
  • взвешивание проходит на специальных пунктах, которые фактически никак не контролируются государством;
  • точность результатов взвешивания и поведение сотрудников ГИБДД крайне сложно оспорить в суде.

В будущем, если у вас возникнет желание оспорить действия полицейских на дороге, помните, что этот пункт правил очень редко трактуется в пользу водителей. Считается, что перегруз автомобиля приносит две серьезные проблемы. Первая - безопасность эксплуатации транспортного средства и возможность реализации самых неприятных сценариев на дороге.

Вторая причина - реальное ухудшение состояния междугородних дорог, которые в нашей стране и без того далеки от идеала. Именно поэтому для юридических лиц штрафные санкции за перегруз достаточно большие. В любом случае, лучше не допускать перегруза или неверного распределения нагрузки на оси. Иначе придется забирать машину со штрафплощадки и терпеть серьезные финансовые лишения.

Можно ли оспорить выставленный штраф о перегрузе автомобиля?

Оспорить в нашей стране можно все, ведь каждый человек и каждая компания имеет право на соблюдение всех гарантированных конституцией свобод. Если вы считаете, что вам нечестно выставили штраф за перегруз автомобиля, воспользуйтесь предложением множества современных адвокатов и сходите на консультацию. Уже на приеме у специалиста вы поймете, что спорить с государством в данном вопросе очень непросто.

Особенные сложности вызывает оспаривание штрафа, выставленного юридическому лицу. С водителем все немного проще, но также нужно найти определенную причину, по которой вы отказываетесь платить штраф. На самом деле, подобных причин и доказательств отсутствия вашей вины может быть достаточно много. Среди наиболее популярных доводов при оспаривании штрафа за перегруз могут быть такие моменты:

  • наличие внутренних документов предприятия, которые свидетельствуют о взвешивании машины перед отправкой;
  • доказательства различного рода, которые показывают неверную работу весов или преднамеренное искажение данных полицией;
  • ошибки и неточности в составлении протокола со стороны сотрудников ГИБДД;
  • нарушение порядка действий инспектором, что неизбежно приведет к снятию с вас административной ответственности;
  • непротокольное поведение инспектора при взвешивании автомобиля, которое может быть доказано свидетелями;
  • прочие важные пункты, о которых вы узнаете на приеме у адвоката после рассмотрения вашего индивидуального случая.

Оспорить любые штрафы сегодня можно, но с положительным результатом из суда выходят далеко не все водители. Потому с адвокатом лучше договариваться об оплате только в случае успеха. Чаще водителю выгоднее просто заплатить штраф по выписанному протоколу, ведь работа хорошего правозащитника будет стоить достаточно дорого.

Также помните, что любые детали вашего общения с инспектором, которые подразумевают обоюдное участие в криминальном преступлении, таком как коррупция, к примеру, могут сыграть на суде и против вас. Потому чаще водители просто оплачивают выставленный штраф и не идут в суд для установления справедливости. Пока система построена так, что подобный вариант для всех оказывается выгоднее.

Как действовать на посту, если перегруза на самом деле нет?

Многие дальнобойщики сегодня задаются вопросом, а что делать, если никакого перегруза на самом деле нет, а сотрудники полиции выставляют нелепые требования и обвинения. В такой ситуации лучшим вариантом действий будет вполне спокойный отпор действиям полиции. Никаких эмоций при этом выражать не стоит, ведь инспектор имеет право задержать вас.

Каждая ситуация индивидуальна, и претензии полиции в разных случаях могут потребовать различных вариантов решения проблемы. Тем не менее, есть определенные рекомендации, которые пригодятся любому водителю в такой ситуации. Итак, рекомендованный порядок действий при явной попытке сотрудников ГИБДД навесить на вас незаконный штраф, следующий:

  • оставайтесь полностью спокойным, если вы уверены в вашей невиновности и в соблюдении правил дорожного движения;
  • позвоните на горячую линию телефона доверия, который указан на сайте ГИБДД, а часто также есть на патрульных авто;
  • сообщите о том, что в данный момент сотрудники на определенном посту совершают противоправные действия;
  • на составленном протоколе напишите, что не согласны с вынесенным решением по причине отсутствия причин для уплаты штрафа;
  • отправляйтесь с выданной вам копией протокола к юристу и вместе с ним составьте жалобу на имя начальника ГИБДД.

Чем больше формальной работы вы проведете, тем больше проблем доставите инспекторам и начальству дорожной полиции. В таком случае вам будет намного проще избежать незаслуженного наказания. В некоторых ситуациях после звонка в службу доверия на пост могут выслать руководителей, которые разберутся в ситуации. В таком случае нужно дожидаться сотрудников ГИБДД на месте.

Зачастую такой алгоритм действий помогает избежать штрафа водителю, который полностью уверен в соблюдении правил дорожного движения. Отлично, если в вашем путевом листе или других документах будет указан контрольный вес груза или полный вес автомобиля в момент выезда из станции загрузки. Это решит большинство ваших проблем, но не гарантирует избавление от штрафа. Предлагаем посмотреть репортаж о проверке транспорта на предмет перегруза:

Подводим итоги

Штраф за перегруз - наиболее популярный способ сотрудников ГИБДД выписать протокол о нарушении правил дорожного движения. Достаточно слабые формулировки в законах, которые можно трактовать по-разному, действительно внесли свою лепту в эту отрасль взаимоотношений водителей и полиции. Тем не менее, лучше действительно избегать перегрузов.

Если вы будете уверены в том, что никакого перегруза нет, будет достаточно просто избавиться от навязчивых обвинений. В таком случае можно идти в суд, а также звонить на горячую линию ГИБДД и жаловаться на сотрудников. Главное, чтобы вы чувствовали свою правоту и знали, что она подкреплена реальным положением вещей. Случалось ли вам когда-нибудь получать протокол со штрафов за перегруз автомобиля?

Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:

За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

Перевозка тяжеловесных грузов негативно сказывается на состоянии дорожного полотна, а также приводит к опасным ситуациям на дороге. В 2015 г. в России случилось несколько аварий с большим количеством жертв из-за того, что слишком тяжелые машины легко входят в занос и переворачиваются, прицепы отрываются от тягача, сбивая проезжающие авто. Поэтому государство серьезно подходит к контролю за движением большегрузов, увеличивая санкции за нарушения ПДД. Какой штраф установлен за перегруз по осям в 2019 г.?

Правительство России на федеральном и местном уровнях и собственники дорог устанавливают предельно допустимую нагрузку на полотно и проверяют проезжающие автомобили по двум контрольным значениям: общей массе и осям. Последнее показывает, какой массой от общего веса АТС колеса оси давят на поверхность дороги. Перегруз (превышение) допустим только по специальному разрешению, иначе это - административное нарушение.
В общем случае максимально допустимые нагрузки для грузовых АТС на разных дорогах определены в Постановлении Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 г. Исходя из приведенной в законе таблицы, рассчитывают норматив для рабочей машины.


Например, для движущегося по федеральной трассе М1 4-осного одиночного самосвала «Газель» массой 15 тонн, передние и задние оси которого сближены, с грузом в 16 тонн показатели таковы:

У этой Газели будет перегруз задней оси на 0,8 тонны (5 %).

На отдельных участках дороги, мостах, эстакадах, а также в весенний период «просушки» (в регионах сезонные значения регулируются органами местного самоуправления), весовые требования устанавливаются знаками:

  • 3.11 определяет общую массу;
  • 3.12 показывает максимальную нагрузку на каждую из осей.

Как считается перегруз? На значимых участках, часто - на въездах в города, устанавливаются пункты весового контроля. Кроме того, измерительные приборы монтируются в проезжую часть перед мостами, эстакадами. Нагрузка определяется после проезда автомобиля по переносным платформам, которые подключены к компьютеру.

Масса груза должна быть указана также в накладных и путевых листах.

Если нагрузка превышает предельное значение, инспектор составляет протокол об административном нарушении. Помимо этого, автомобиль задерживают и отправляют на спецстоянку до тех пор, пока перегруз по осям или общему весу не будет устранен.

Санкции за перегруз грузового автомобиля в 2019 году

Несоблюдение требований к массе и размерам грузового автомобиля - административное правонарушение, санкции за которое установлены в ст. 12.21.1 КоАП РФ. Для водителя, грузоотправителя, собственника авто и других причастных к перевозке предусмотрена своя ответственность.


Санкции в 2019 г. установлены и для грузоотправителей, которые указали ложные или неполные сведения в путевых бумагах о грузе или разрешающем пропуске.

Организациям или частным предпринимателям, которые осуществляют погрузку, грозят штрафы:

  • 80–100 тыс. руб. для ИП;
  • 250–400 тыс. руб. для ЮЛ.

Движение против знаков 3.11, 3.12 влечет наложение штрафа на водителя 5 тыс. руб.

Получив штраф за перегруз автомобиля, нарушители не спешат их оплачивать. В 2019 г. зафиксированы случаи, когда суд существенно снижал размер санкций или отменял их вовсе, если сама дорога не соответствовала требованиям ГОСТ 52748-2007, СНиП или строительным регламентам. Это приводит, в свою очередь, к повреждениям автомобилей, особенно легковых, маловесных грузовых и ТС для перевозки пассажиров (Газелей, например). Чтобы определить это и выдвинуть ответный иск, нужна техническая экспертиза и грамотный юрист.

Кроме того, могут возникнуть нюансы при перевозке насыпных или наливных грузов. В приведенном выше случае общая нагрузка на авто была выдержана в допустимом пределе, но нагрузка на задние оси превышена. Это могло случиться не по злому умыслу, а из-за неправильного распределения груза по кузову Газели. При обжаловании штрафа в суде велика вероятность того, что арбитры отменят вынесенное ГИБДД постановление.

Как предотвратить нарушение: оформление разрешения


По закону, если нагрузка авто на дорогу превышена хотя бы на 2 %, оформляется разрешение на перегруз (согласно Приказу Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. и ФЗ № 257 от 08.11.2007).

Специальное разрешение выдается:

  • Федеральным агентством «Ространснадзор» и его отделениями на местах (в Москве ул. Петрозаводсткая, д. 32-А);
  • Федеральным агентством «Росавтодор» и его территориальными органами (в Москве ул. Бочкова 4; заявление можно подать на сайте);
  • местными администрациями (региональными министерствами транспорта);
  • собственниками автодорог.

За запрос разрешения в государственных ведомствах необходимо уплатить госпошлину - 1600 руб. (пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Пропуск может быть получен не более чем на 10 поездок и максимум на 3-месячный срок. Если документ многократный, допускается использовать его только на указанном маршруте, перевозя указанные грузы.

Как выдается разрешение? Сначала перевозчик или грузоотправитель подает запрос на получение документа:

  • в Росавтодор, если маршрут проходит через несколько регионов или по федеральным трассам. Оформление возможно на сайте или портале госуслуг;
  • в Минтранс субъекта РФ, если путь лежит по дорогам муниципального или местного значения в пределах одного региона. Запрос можно послать через портал госуслуг;
  • в муниципалитет района, города или другого населенного пункта, если планируется поездка в пределах его территории по дорогам местного значения;
  • собственнику автодороги.

Форма и образец заявления на пропуск можно скачать на сайте Росавтодора. Дополнительно подаются:

  • копия документа на грузовой автомобиль (ПТС, СТС);
  • схема автомобиля с указанием, как будет размещаться груз, и расчетом нагрузки на ось или колеса;
  • информация о технических требованиях к транспортировке груза.

Маршрут, указанный в заявлении, согласуется со всеми собственниками дорог и ГИБДД, которые, в свою очередь, проверяют возможность проезда большегруза и оценивают предполагаемый ущерб. Таким образом, цена пропуска складывается из размера госпошлины и платы, которую собственники дорог установили в счет возмещения вреда (порядок подсчета описан в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г.). Разрешение на перегруз выдается после того, как грузоотправитель (или перевозчик) предоставит копии платежных документов. По закону, оно не освобождает собственника авто, в случае необходимости, от уплаты госсборов по системе «Платон».


Минимальное время оформления пропуска - 11, а при согласовании с ГИБДД - 15 рабочих дней. Если необходимо провести техническую экспертизу и работы на нужных участках дороги, срок может растянуться до их окончания.

Перегруз легковых авто и ТС для перевозки пассажиров

В ПДД 2019 г. и соответствующих статьях КоАП речь идет о грузовых автомобилях, но не о легковых или предназначенных для перевозки пассажиров. Но если первые трудно нагрузить как полноценную фуру (сама конструкция машины не выдержит и развалится), то многоместные автобусы, например, «Икарусы», под завязку набитые пассажирами, по массе сопоставимы с большегрузами.

Ответственность за движение АТС, переполненных пассажирами, в российских законах не предусмотрена. Несмотря на это, в некоторых регионах страны штрафуют владельцев автобусов и такси, которые допускают перевозку большего количества людей, чем разрешено регламентами и числом сидячих мест. Так, в 2015 г. в Набережных Челнах на 4 тыс. руб. наказали предпринимателя, в чьей маршрутной Газели в час пик ехало 20 пассажиров, хотя по документам должно быть максимум 18.

В ПДД установлены правила, которые касаются перевозки грузов, и за отступление от них штрафуют даже владельцев легковых авто:

  • груз не должен закрывать обзор водителю, внешние световые приборы, мешать управлению машиной;
  • автомобиль не должен шуметь и загрязнять окружающую среду;
  • груз, который выступает от габаритов сбоку более чем на 40 см, а впереди или сзади на 1 м, необходимо обозначать специальным знаком, а в темноте - подсветкой.

За отступление от этих правил в 2019 г. нарушителю грозит штраф по ст. 12.21 КоАП РФ 500 руб.

Как государство борется с перегрузами?

Государство с каждым годом усиливает борьбу с перегрузами, увеличивая штрафы, устанавливая новые пункты весового контроля, распространяя информацию о недобросовестных перевозчиках. Важность этих мер объясняется тем, что бюджет, выделяемый на ремонт и поддержание дорог, несоизмеримо меньше реального ущерба, который наносят большегрузы. И даже система «Платон» не может существенно изменить ситуацию. Дороги разрушаются вдвое быстрее, чем ремонтируются.

По подсчетам Росавтодора, чтобы эффективно контролировать перегруз на ось или общий вес автомобилей на дорогах России, необходимо поставить и оборудовать около 400 пунктов контроля, не считая электронных весов, которые монтируются в полотно. В 2019 г. таких проверочных точек чуть больше 60. Кроме того, к 2019 г. планируется развернуть сеть, объединяющую камеры слежения, базы данных ГИБДД, монтированные в полотно весовые измерительные приборы. Готовится проект закона, по которым госинспекция будет отслеживать маршрутные такси и автобусы, перевозящие больше пассажиров, чем разрешено регламентом.

Федеральное агентство «Росавтодор» на сайте регулярно публикует ТОП-10 нарушителей, которые в погоне за прибылью наполняют автомобили сверх меры: фотографии транспорта с камер слежения, статика поездок и подсчет того, сколько им предстоит заплатить государству. Доверившись таким перевозчикам, организации рискуют своими деньгами и грузом.

Опытные водители говорят, что необходимо избегать перегруза или наполнения автобусов пассажирами сверх меры не только из-за разрушения полотна, потенциальной опасности на дороге или наказаний. Регулярное хождение с превышением массы хотя бы на 20 % приводит к тому, что авто, какое бы крепкое оно ни было, выдерживает максимум пару лет. Ремонт или замена АТС сведет на нет всю прибыль, полученную от перевозок.

Штраф за перегруз, когда масса на колесах одной оси превышает допустимые нормативы - высок, и составляет для юридического лица до 500 000 рублей. Кроме денежных санкций, возможно удержание полицией транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Это существенные «издержки» даже для очень крупного игрока на рынке нерудных материалов.

При этом в случае с перевозкой инертного сыпучего сырья, распределить весь груз равномерно в кузове самосвала так, чтобы соблюсти нормативные нагрузки по осям – сложно. Контроль за погрузкой вменяется в обязанности водителю. Помочь ему могут технические средства - установка систем контроля осевой нагрузки.

Система котроля нагрузки по осям

Нужно, однако, оговориться: такие технические приспособления полностью проблему не решают: контрольные замеры надзорных органов могут разниться с показаниями водительских датчиков. При этом в суде показания «нарушителя», как правило, не рассматриваются.

Бытует мнение, что весовые системы надзорных органов «перенастроены» в их пользу. При контрольном взвешивании, сотрудники Госавтоинспекции должны предъявить акт проверки весов, которые проходят профилактику через определенное количество взвешиваний. До 90% самосвальной техники ходит с перегрузом по осям, поэтому «мелкое жульничество» для надзорных органов лишено всякого практического смысла. Так что, считаем теорию о намеренно испорченных весах - мифом.


Идеального решения проблемы перегруза по осям на сегодняшний день, к сожалению, не существует. Распространенные рекомендации не догружать самосвал на две-три тонны или обзаводиться поставщику собственными весами динамического взвешивания влекут дополнительные издержки, которые зачастую превышают расходы на штрафы.

Поэтому на практике до 90 % самосвального транспорта курсирует с нарушением нормативов по допустимой нагрузке.


Из этого не стоит делать вывод, что риск оправдан и раз все так делают, то стоит нарушать закон. Напротив, нужно стремиться соблюдать нормативы, которые помогают сберечь дорожное полотно.

Таблица нагрузки на ось 2018 год


Примечание:

* В скобках даны показатели для двухскатных колес, без скобок - для односкатных;

** Оси с односкатными и двухскатными колесами, сгруппированные в категорию сближенных осей, необходимо понимать, как сближенные оси с односкатными колесами;

*** Для сдвоенных и строенных осей, объединенных конструкцией в тележку, возможная осевая нагрузка рассчитывается делением общей допустимой нагрузки на тележку на количество осей.

**** Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.

Расчет осевых нагрузок

Отметим сразу, что самостоятельный расчет осевой нагрузки будет приблизительным. Рассмотрим на примере тягача с прицепом:

    Смотрим в свидетельстве о регистрации ТС массу тягача и прицепа.

    Определяем массу груза по данным накладной (эти значения далеко не всегда корректны)

    Рассчитываем показания для прицепа. Суммируем массу прицепа и массу груза. Часть нагрузки прицепа забирает машина. То есть, как правило, 25% нагрузки приходится на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим полученное на количество осей.

    Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса тягача. Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25%.

    Таким образом получаются значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение, именно оно и учитывается на весовых постах.