«Каршеринг — рынок, который вы проспали. Выбор должен быть всегда, причем чем он больше, тем, в конечном счете, лучше для вас

Для непродолжительных поездок по городу, подразумевающая почасовую либо поминутную оплату за пользование транспортным средством и его последующий возврат в удобный для клиента пункт обслуживания. Термин произошел от английского carsharing.

Преимущества каршеринга для клиента

Пользуясь данной услугой, ваши клиенты смогут значительно экономить совокупную стоимость транспортных средств, поскольку оплачивается лишь время реального использования машины.


Благодаря каршерингу, автомобиль становится еще более доступнее. Как правило, на Западе многие пункты аренды автоматизированы, что позволяет оператору предоставлять клиенту оптимальный выбор между автомобилем и одним из видов общественного транспорта. Помимо этого, такая аренда сокращает издержки, возникающие при использовании личного автомобиля. Таким образом, благодаря развитию и росту популярности услуги, жители крупных городов все чаще отдают предпочтение данному сервису, отказываясь не только от других видов аренды транспорта, но и эксплуатации собственного.

По статистике , собранной специалистами компании «Frost Sullivan», в Европе в 2011 году услугой каршеринга пользовалось порядка 700 000 человек, а к 2020 году количество подписчиков сервиса должно достигнуть 15 миллионов человек. Одновременно с этим, до 240 000 штук увеличится и количество предлагаемых автомобилей. В России и странах СНГ этот бизнес и по сей день находится в стадии зачатия, и в основном существует только в столицах.

Примечательно, что некоторые крупные автопроизводители также заинтересованы в развитии системы каршеринга и уделяют большое внимание развитию подобной услуги. К примеру, компания Toyota уже несколько лет поддерживает и расширяет собственную сеть, предоставляя клиенту полный набор услуги по удобной аренде автомобиля.

Как проходит предоставление услуги

Для пользования услугами каршеринга клиенту обычно требуется заключение договора с компанией-оператором: в нем прописываются особенности использования сервиса, а также обязанности и права каждой из сторон. После этой процедуры пользователю в любое время становятся доступны свободные автомобили сервиса.


Бронирование и доступ к машине осуществляется следующими способами:

  • онлайн-бронированием свободной машины посредством браузера;
  • бронированием с использованием мобильных приложений;
  • физическими картами доступа, например Mifare, HID и пр., для чего могут применяться имеющие RFID-метку обычные водительские удостоверения.

В первых двух случаях пользователю обычно отводится около 20 минут, за которые он должен прибыть к выбранной машине – в течение этого времени арендная плата не насчитывается. По истечении 20 минут начинает действовать парковочный тариф с взиманием соответствующей платы.

Каршеринг или долгосрочная аренда

В сравнении с долгосрочной арендой автомобиля, каршеринг имеет ряд существенных отличий:

  • получение и возврат автомобиля можно произвести в пункте аренда ежедневно и круглосуточно;
  • возможна аренда машины по дням, а также часам или даже минутам;
  • автоматизированный процесс бронирования, получения и возврата автомобиля;
  • стоимость аренды включает топливо и страховку;
  • пункты выдачи и возврата располагаются в удобных местах: неподалеку от крупных остановок общественного транспорта;
  • большое количество пунктов каршеринга, причем их число постоянно растет;
  • клиент предварительно одобряется к вождению и имеет членскую карту.

Открыть в Москве каршеринговый сервис, как рассказал РБК Трани, он решил, вдохновившись опытом миланского аналога Enjoy. Итальянец утверждает, что московские власти и сами вынашивали такую идею и вели консультации о запуске аналогичного сервиса как с властями Милана, так и с самой Enjoy.

Фанат России

В июне 2013 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне прошел торжественный прием в честь 75-летия самбо (было признано официальным видом спорта в 1938-м). Великобританию представляли видные аристократы, а из России приехала делегация бизнесменов : предправления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, председатель совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «Содружество» Николай Кононов и др. Возглавлял делегацию депутат Госдумы Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина , руководитель Российской и Международной федераций самбо.

Финансировал мероприятие почетный президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани. Как писала газета «Коммерсантъ» , юридическая компания Трани сотрудничала с Шестаковым и в части организации инвестфорумов в Италии.

Трани приехал в Россию в 2001 году, а в 2008-м открыл собственную компанию Concern General Invest. Под ее управлением в 2013 году было уже $600 млн. Трани — большой фанат России: он несколько раз , что итальянские инвесторы не уйдут из страны после введения санкций, а также в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США.

Дружба с российским истеблишментом выручала Трани в бизнесе: например, как писал Forbes , начать работу в Белоруссии ему помогло знакомство с Павлом Бородиным, которому итальянец помог организовать поездку в Рим и Ватикан.

Разработку нового сервиса Трани поручил своему сотруднику, молодому юристу из МГИМО Станиславу Грошову. В 2014 году он возглавил проект, а в апреле 2015-го учредил компанию «Каршеринг Руссия». Правда, в июле того же года состав владельцев полностью поменялся, а Грошов остался только гендиректором. На вопрос, почему ему не досталось доли в бизнесе, он отвечать не стал.

На сайте правительства Москвы есть запись о том, как проходила презентация «Делимобиля». На фото видно, как молодой мужчина в светло-синем костюме демонстрирует мэру Сергею Собянину и его заму Максиму Ликсутову работу каршеринга. Как утверждают активисты движения «Синие ведерки», по фотографиям этот человек очень похож на Алексея Градова, руководителя аппарата президента Международной федерации самбо Василия Шестакова.

Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, руководитель компании «Делимобиль», итальянский инвестор Винченцо Трани (справа налево) на презентации сервиса каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля), 10 сентября 2015 года ​ (Фото: Евгений Самарин/РИА Новости)

Среди акционеров «Делимобиля» действительно есть полный тезка Алексея Градова: по данным СПАРК, ему принадлежит 11% «Каршеринг Руссия». Адрес еще нескольких компаний, с которыми связан Градов, совпадает с адресом российского офиса Международной федерации самбо: Газетный переулок, 17/9.

Тезка в этой федерации есть и еще у одного совладельца «Делимобиля» — Артура Меликяна, который является советником Шестакова по правовым вопросам.

«Я слышал про этот проект, но они все сами», — заявил Шестаков в разговоре с РБК. По его словам, он не помогал Градову и Меликяну ни познакомиться с Трани, ни наладить отношения с правительством Москвы. «Это их личные контакты», — говорит Шестаков.

В федерации корреспондента РБК не смогли связать ни с Градовым, ни с Меликяном: первого не было в офисе, а второй оказался в отпуске. На письменные обращения Градов и Меликян также не ответили.

Среди совладельцев «Делимобиля» есть еще два физических лица — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). По словам Трани, Сергеев является сотрудником Concern General Invest. «Он практически круглосуточно занимается «Делимобилем», намного больше меня», — говорит Трани.

Назарову активисты «Синих ведерок» называли руководителем private banking в финансовой корпорации «Открытие». Ее предшественница на этой должности сейчас работает заместителем у главы московского департамента транспорта Максима Ликсутова (он еще в 2014 году , что власти города с помощью частного инвестора запустят в Москве car sharing). Трани не стал отрицать, что Назарова работает в «Открытии», отправленное ей письмо осталось без ответа.

Трани утверждает, что всех миноритариев «Делимобиля» он очень давно знает. Как итальянец убедил их инвестировать в каршеринговый сервис? «Это моя работа — убеждать людей вкладывать деньги в разные компании», — говорит бизнесмен. Впрочем, по словам Грошова, не все инвесторы участвовали деньгами: «Это еще и помощь в IT, и многое, многое другое».

Проблема в каско

Сейчас у «Делимобиля» 500 автомобилей, до конца лета их должно стать 1 тыс., а к концу года — 1,5 тыс. Всего, по оценке Грошова, Москве нужно около 10 тыс. автомобилей. «В Милане около 3,5 тыс. каршеринговых автомобилей, а население чуть больше 1,5 млн человек», — говорит Грошов.

Весь автопарк «Делимобиля» состоит из бюджетных Hyundai Solaris: сотрудники компании подсчитали, что владение этим автомобилем обходится примерно в 320 тыс. руб. в год (два часа поездок в день по 10 км в каждую сторону), а пользованием «Делимобилем» — около 70 тыс. руб. в год. И Трани и Грошов уверяют, что их компания выйдет на окупаемость через два года.

Одна из проблем каршерингового бизнеса — дорогие полисы каско. Именно по причине подорожания полисов закрылся , например, в декабре 2015 года петербургский каршеринговый сервис StreetCar. Его развивал совладелец автоцентра Volkswagen и BMW Антон Постольников, вложивший 150 млн руб. в покупку 70 автомобилей BMW и Volkswagen, IT-систему и аренду парковок.

Как утверждает Грошов, в компании решили использовать «собственный страховой инструмент»; правда, его недостатки всплыли после недавнего скандала. По словам Грошова, аварии случались лишь в 0,1% случаях аренды. После скандала размер штрафа «Делимобиль» снизил, а для пользователей ввел максимальную ответственность в 150 тыс. руб. при тарифе 7 руб./мин. и 10 тыс. руб. при тарифе 10 руб./мин. Но у скандала есть и положительная сторона: Грошов признался, что был всплеск новых регистраций в сервисе.

«Страховка каршеринговых машин — это всегда сложный, нестандартный и дорогой страховой продукт. Я предполагаю, что страховка каско у «Делимобиля» все-таки была, но только от угона и полного разрушения машины, без ущерба, — говорит директор еще одной каршеринговой компании, YouDrive, Борис Голиков. — Но все равно не понимаю, почему нужно было требовать у клиента полную стоимость автомобиля».

Одним из первых услуги каршеринга в Москве стал продвигать сервис AnyTime. Его основатели Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы в 2013 году взяли в лизинг 72 автомобиля Volkswagen Polo, Chevrolet Cruze и BMW. Но машины первое время были загружены всего четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей (25-30 тыс. руб. в месяц) и страховки (более 100 тыс. руб.) требовалось не меньше шести часов. По данным СПАРК, в 2014 году ООО «Энитайм» получило 20 млн руб. выручки и 12,7 млн руб. убытка. В итоге амбициозные планы по расширению не реализовались: сейчас у сервиса всего 150 автомобилей.


В 2014 году компания сменила бизнес-модель: если раньше автомобили приобретались в лизинг, то сейчас отдают их для каршеринга частные инвесторы. «У Uber нет в собственности машин, у Airbnb — квартир. Мы создаем платформу, которая позволяет масштабировать каршеринговый бизнес с минимальными инвестициями», — говорит директор по развитию AnyTime Антон Гусев. По его расчетам, в среднем автомобиль AnyTime приносит 2 тыс. руб. выручки в день, что позволяет инвесторам зарабатывать до 37% годовых.

Почему московское правительство сделало ставку именно на «Делимобиль»? «Рынок каршеринга в Москве начал развиваться несколько лет назад, но активное развитие он получил летом 2015 года, когда «Делимобиль» заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода 500 автомобилей для оказания данной услуги. После этого департамент транспорта изучил опыт крупных городов мира, провел консультации с коллегами из администраций ряда европейских городов и принял решение о предоставлении льгот на парковку компаниям-операторам», — ответила РБК пресс-служба департамента транспорта Москвы.

«Модель не работает, когда в городе мало машин. Здесь важна массовость. Во многом этот проект направлен на то, чтобы разгрузить город от пробок», — говорит Грошов.

Льготное место

В августе прошлого года правительство Москвы выпустило постановление № 523-ПП , снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обойдется в 250 тыс. руб.

До этого клиентам приходилось проявлять изобретательность: завершать аренду на платной парковке было запрещено. «Не сказать чтобы было очень удобно для клиентов: они оставляли машины за пределами ТТК или искали дворы с бесплатной парковкой», — вспоминает Гусев. На льготный паркинг уповали все каршеринговые сервисы, но дело не двигалось с мертвой точки до появления «Делимобиля».

«Если бы льгот не было, то это был бы уже альтруизм, этого бизнеса бы не существовало», — согласен Грошов. Но он не считает, что льготы появились именно благодаря «Делимобилю». «Мы выступали с инициативой, но мы были не единственные. Были и другие операторы, которые обращались. Видимо, просто настало время и в правительстве убедились, что есть достаточное количество игроков», — рассказывает он.

По словам Трани, вопрос о льготах для каршеринговых компаний поднимался еще во время консультаций правительства Москвы с коллегами из Милана: «Правда, согласование бумаг несколько затянулось».


Как конкуренты смотрят на появление нового игрока? «Рынок каршеринга в России на такой стадии, что конкуренции между компаниями практически нет. Есть конкуренция с такси и личными автомобилями, — говорит Голиков. — Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны». Сам он хочет занять премиальный сегмент: в автопарке его сервиса YouDrive сейчас около 112 миниатюрных, но вовсе не бюджетных Smart. К тому же и инвестор для YouDrive уже нашелся: 30% компании выкупил дилер Mercedes-Benz «Панавто», весь бизнес для сделки оценили в 218 млн руб.

Гусев поддерживает: с появлением «Делимобиля» клиентов и у его компании прибавилось. По его словам, мэрия стала активно пропагандировать каршеринг как новый вид общественного транспорта. Да, говорит он, как правило, в ТВ-сюжетах мелькают машины «Делимобиля», но людям, которые решили попробовать каршеринг, по большому счету все равно, как называется оператор. «Нам постоянно звонят люди — не могу, мол, открыть машину. Когда они называют госномер, то выясняется, что это автомобиль конкурентов. Мы все тут работаем на развитие рынка», — заключает Гусев.

Каршеринг переводится с английского как “поделись машиной”. Это довольно новый, но перспективный бизнес для России, который служит альтернативой обычной аренде или Те, кто пользуются этой услугой, отмечают ее относительную дешевизну, удобство пользования и, главное, мобильность.

Суть каршерингового сервиса

  1. Клиент регистрируется на сайте (вступает в клуб), скачивает себе на телефон мобильное приложение.
  2. Когда возникает необходимость, он загружает приложение и отыскивает с помощью карты ближайший припаркованный автомобиль. Он оставляет заявку, и машина “закрепляется” за ним.
  3. В течение 20 минут он должен достичь автомобиля и сесть в него. Однако если он не успевает, то машина всё равно остается за ним, однако включится поминутная тарификация оплаты парковки.
  4. Когда клиент достигает выбранного транспорта, он нажимает на кнопку в приложении и отключает блокировку дверей машины. Теперь он может сесть за руль и беспрепятственно передвигаться по Москве.

Особенности каршеринговых автомобилей

Естественно, что автомобиль должен быть подготовлен. Особенности такой машины следующие:

  • чтобы не было проблем с заводом двигателя, ключ уже впаян в замок зажигания;
  • в бардачке находятся все необходимые документы: талон техосмотра и страховка (мульти);
  • в бардачке также находится заправочная карточка, которую нужно отдать диспетчеру на любой АЗС из числа партнеров сервиса;
  • на рабочей панели находится встроенный GPS-навигатор, который не только помогает водителю с выбором пути, но и служит “маячком”, чтобы диспечер всегда знал месторасположение автомобиля;
  • в багажнике – домкрат и другие инструменты, если необходим экстренный ремонт.

Поэтапный план развития предприятия каршеринга

  1. , привлечение инвесторов, анализ конкурентов,
  2. Поиск партнеров, заключение
  3. Аренда офиса и оборудование диспетчерской.
  4. Приобретение первых пяти
  5. Оформление страховки на машины.
  6. Разработка сайта, мобильных приложений и необходимого программного обеспечения.
  7. Найм персонала: диспетчеров, и механика-водителя.
  8. Запуск рекламной кампании.
  9. Отработка схем взаимодействия с партнерами.
  10. Закупка остальных 15-ти автомобилей.
  11. Коррективка тарифов в соответствии с затратами и доходами, выход на самообеспечение.

С чего начать каршеринг в Москве и других городах России?

Для открытия каршеринг-сервиса на первом этапе потребуется:

  1. или . Так как средств для открытия бизнеса понадобится немало, лучше собрать группу энтузиастов и открыть свою фирму. Не лишним будет привлечь инвесторов, чтобы старт был более уверенным.
  2. Встать на учет в налоговой и , приобрести кассовый аппарат.
  3. Получить лицензию на перевоз пассажиров и грузов в Минтрансе. Формально сервис можно зарегистрировать как службу такси – это избавит от лишних вопросов, однако в таком случае придется оформлять автомобили в едином стиле в соответствии с законом “О такси”, а это может отпугнуть потенциальных клиентов.
  4. Арендовать место для офиса и диспетчерской. Нет смысла искать два различных места – можно ограничиться только одним помещением. После этого можно приступать к работе.

Поиск партнеров

Каршеринг – это бизнес не из простых, и без партнерских отношений здесь не обойтись. Кого следует отыскать?

  • Инвесторов – в первую очередь. Без финансовых вложений не обойтись.
  • в которых можно дешевле производить профосмотр авто и их починку.
  • на которых клиент сможет заправляться без помех с помощью дисконтных карт.
  • на которых можно будет временно или постоянно парковать автомобили.

Чем больше партнеров удастся привлечь владельцу сервиса, тем больше возможностей он сможет предоставить своему клиенту, что в конечном счете скажется на прибыли.

Приобретение каршеринговых машин

Основа каршеринга – это автомобили. Как показывает практика, для успешного старта бизнеса в таком крупном городе, как Москва, нужно иметь не менее 20 каршеринговых машин на ходу. Естественно, что не у каждого бизнесмена есть возможность оформить нужное количество транспорта в собственность.

В качестве альтернативы можно использовать аренду машин или лизинг. Последнее даже предпочительнее, так как авто постепенно будет переходить в собственность компании.

Что касается марки машин, то необходимо отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя иномаркам. Отлично подойдут BMW, Chevrolet, Volkswagen, Renault и т.д.

При оформлении каршеринговых машин в лизинг переговоры лучше всего вести непосредственно с представителем компании: произойдет экономия на посредниках.

Страховка и безопасность

Резонный вопрос – а как защититься от кражи машин? Здесь есть несколько решений:

  • диспетчер может отследить по GPS-навигатору местонахождение любого автомобиля и заявить о краже в дорожную полицию или в частную охранную фирму (при наличии контракта), которые перехватят нарушителя.
  • устанавливается специальное программное обеспечение, которое автоматически глушит двигатель, если авто въехал в “запретную”, то есть слишком отдаленную от Москвы внешность;
  • клиент для подстраховки должен использовать свои реальные паспортные данные (т.е. компания всегда знает, кто каким автомобилем воспользовался тот или иной водитель), а также данные водительского удостоверения.

Еще один способ обезопасить себя – оформить страховку на случай угона автомобиля. Цена вопроса обычно не больше 5 тысяч за каждый автомобиль в месяц. Однако если машина станет жертвой злого умысла, то можно будет получить на руки ее стоимость обратно.

Сервис каршеринга: организация диспетчерской службы

Работа диспетчера в каршеринге еще более сложна и ответственна, чем в обычном такси. Если там общение с диспетчером ограничивается вызовом автомобиля и – иногда – разборками с недовольными клиентами, то в каршеринге диспетчер – это стержень, на котором держится вся работа.

Он ответственен за общение с клиентами, отслеживание местонахождения всех автомобилей, работу с партнерами, обеспечение стабильной связи и т.д.

В обычных условиях понадобится не менее 4 диспетчеров, чтобы они могли оперативно решать все возникшие вопросы. Хорошо, если у каждого будет своя специализация – это благоприятно скажется на оптимизации рабочих процессов.

Диспетчерам нужно будет оборудовать рабочее место с компьютерами с выходом в интернет и интеграцией с приложением, позволяющим отслеживать местонахождение авто в реальном времени. Также их нужно обеспечить стабильной мобильной связью.

Кроме того, в команду обязательно надо будет включить водителя, механика и бухгалтера.

Разработка онлайн приложений для каршеринга

Смысл приложений сводится к следующему: клиенту необходимо максимально быстро найти ближайший автомобиль, “закрепить” его за собой, иметь возможность проникнуть внутрь, оплатить пользование машиной.

Необходимое программное обеспечение

  • Это основная рабочая площадка сервиса. На нем должна быть возможность зарегистрироваться, получить номер клиента, пополнить счет. Кроме того, через сайт водитель должен находить автомобили вблизи, иметь возможность скачать мобильные приложения.
  • Приложения под Android и iOS. Чем больше устройств поддерживается, тем шире охват аудитории и тем удобнее пользоваться сервисом.
  • Программы для диспетчеров. Хорошо, если у диспетчеров будет интерактивная карта с синхронизацией GPS-навигаторов, расположенных в машинах.

Естественно, что у клиента должна быть возможность просто позвонить диспечтеру.


Бизнес-план каршеринг-сервиса в Москве

В качестве исходных берем следующие данные: 20 автомобилей, 4 диспетчера, 1 механик (он же водитель), 1 бухгалтер-экономист, офис на окраине города (для снижения издержек).

Первоначальные расходы

  • получение все разрешений – от 10 тыс. рублей.
  • разработка сайта с необходимым функционалом – от 20 тыс. рублей;
  • разработка мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • оформление в лизинг первой партии автомобилей в количестве 20 штук – от 2 млн. рублей;
  • покупка необходимого оборудования для автомобилей, в том числе навигаторов – от 200 тыс. рублей;
  • оборудование офиса и диспетчерской – от 500 тыс. рублей;
  • реклама – от 500 тыс. рублей.

Таким образом, стартовать следует с бюджетом не менее 3 млн. 250 тыс. рублей.

Ежемесячные расходы

  • оплата аренды офиса и квартплаты – от 25 тыс. рублей;
  • – от 200 тыс. рублей;
  • выплаты по договору лизинга – от 200 тыс. рублей;
  • оформление страховки – от 100 тыс. рублей;
  • расходы на бензин и ГСМ – от 300 тыс. рублей;
  • поддержка сайта и мобильных приложений – от 20 тыс. рублей;
  • расходы на рекламу – от 50 тыс. рублей;
  • ремонт и осмотр автомобилей – от 200 тыс. рублей;
  • непредвиденные расходы – от 200 тыс. рублей.

Таким образом, ежемесячные расходы составляют 1 275 тысяч рублей.

Подсчитаем доходы

  • в среднем стоимость аренды машины в действущих каршеринг-сервисах – 10 рублей за минуту, или 600 рублей за час;
  • в сутки при полной загруженности доход с одного автомобиля составляется при такой тарификации 14 400 рублей, в реальности доход составляет порядка 3000 рублей;
  • всего автомобилей 20, значит, итоговый доход в сутки – 60 тыс. рублей;
  • в месяц доход составляет 1,8 млн. рублей.

Итого прибыль: 1 800 000 – 1 275 000 = 525 000 рублей, после вычета налогов: 493,5 тыс. рублей.

Срок окупаемости проекта: 7 месяцев.

Что такое каршеринг и в чем особенности подобного вида бизнеса вы можете узнать в этом видео:

Статистика ведущих стран мира показывает, что спрос на аренду автомобилей растет постоянно. Иметь собственный авто многим становится все менее выгодно: покупка, страховка, стоянка, техобслуживание обходятся в немалые средства. Добавьте сюда риск угона автомобиля и потери затраченных денег – и автовладение оказывается не такой уж и привлекательной затеей. Однако авто – это, прежде всего, удобство. Заменить личный автомобиль вполне может арендованный, поэтому запуск бизнеса на этой услуге может оказаться выгодной затеей. Предлагаем вашему вниманию наш бизнес-план проката автомобилей. Пример может оказаться полезным, если вы раздумываете, будет ли эта идея выгодной на региональном рынке.

Резюме проекта

Надо отметить, что в настоящий момент существует две разновидности автопрокатов: обычный (от суток) и каршеринг (краткосрочный, с почасовой или поминутной оплатой). Причем рентабельность первого варианта гораздо ниже. Скажем, сдача в аренду на месяц автомобиля класса Daewoo Nexia стоит около 30 тыс. рублей (чаще всего для работы в такси). При этом автомобиль будет эксплуатироваться практически без перерыва (по статистике, машина может пройти до 8 тыс. км), чтобы арендатор максимально окупил эту сумму. Машина окупается за 12-14 месяцев, но к этому времени пробег ее составляет уже около 80 тысяч километров, а это треть среднего срока службы основных узлов. В идеале, через 14 месяцев ее уже нужно продавать и покупать новую, не ожидая начала постоянных поломок.

При краткосрочной аренде машина будет приносить «близкие» деньги (а иногда и больше), окупиться может за то же время, но пробег будет вдвое-втрое меньше. Таким образом, машина без проблем прослужит не год-полтора, а 2-3 года. То есть окупится каждая машина дважды, а потом ее еще можно будет продать за 2/3 от цены покупки.

Наиболее распространена эта услуга в Москве, где на 2017 год действуют 5 перевозчиков: Anytime, Car5, «Делимобиль», YouDrive, Belka Car. Отметим, что на момент публикации этой статьи ни один из данных перевозчиков не делает франчайзингового предложения. Anytime предложение франшизы отозвала, а «Делимобиль» его только планирует в будущем. Остальные официальных заявлений не делают.

В связи с тем, что проект требует огромных вложений и может иметь серьезные риски, мы категорически рекомендуем предпринимателям, которые намерены запустить данный бизнес в регионах, обратиться к варианту франшизы (если на момент прочтения статьи она будет доступна). В противном случае очень высок риск банкротства. Наши расчеты показывают, почему.

К рискам данного бизнеса отнесем следующие:

  • Для запуска полноценного бизнеса потребуется не менее 15 автомобилей. Даже при условии лизинга это очень серьезные капиталовложения.
  • Важную роль играет автоматизация подачи заказа. Для этого требуется разработка специального дорогостоящего функционала на сайте, а также мобильного приложения. Без этого, как только на рынок вашего региона выйдут крупные франшизы, вы окажетесь в заведомо проигрышном положении.
  • Сдача автотранспорта в аренду связана с высокой вероятностью попадания клиента в ДТП. А это значит, необходимо решить вопрос со страхованием КАСКО, а это дополнительные расходы.
  • Если в Москве культура пользования каршерингом постепенно формируется, то в провинции до этого пока очень далеко. Даже в Санкт-Петербурге действуют только 2 перевозчика. О других региональных центрах и говорить не приходится. Фактически вам придется создавать спрос с нуля. А задача это очень непростая, почему – подробнее расскажем далее.

С учетом данных рисков существуют только два реальных варианта запустить бизнес на каршеринге: перебраться в Москву или же приобрести франшизу известного бренда, когда она будет доступна.

Мы рассмотрим третий вариант: запуск собственного регионального проекта по традиционному прокату автомобилей с популяризацией и постепенным внедрением услуги каршеринга.

Оформление бизнеса

Поскольку на бизнес требуются серьезные вложения, предприятие запускается в формате ООО четырьмя инвесторами с равными долями в уставном капитале.

В качестве системы налогообложения выбирается УСН «доходы минус расходы».

Поскольку оказывать услуги сдачи в аренду авто с водителем не планируется, лицензирование проходить не требуется. Это уменьшает затраты на запуск.

При регистрации указывается ОКВЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».

На оформление потребуется 30 тыс. рублей.

Для получения банковских гарантий под покупку автомобилей открывается расчетный счет организации, на который вносится 1 млн рублей оборотного капитала.

Выбор помещения

Для работы потребуется арендовать помещение для офиса в центральном районе города с площадкой для стоянки автомобилей. При выборе места рекомендуем отдавать предпочтение удобной транспортной развязки и близости бизнес-центру. При этом не обязательно размещать офис на центральной улице, поскольку конкуренция в отрасли не так высока. Большинство клиентов приходит по рекламе из интернета.

Общая площадь офиса – 30 кв. м, включает кабинет руководителя (10 кв. м) и приемную (20 кв. м).

Согласно СП 113.13330.2012 , с учетом проездов площадь стоянки рассчитывается, исходя из площади 25 кв. м на машину. Поскольку вначале планируется закупить 10 автомобилей, а в дальнейшем увеличить их количество, стоянка должна обеспечить одновременное размещение не менее 15 машин. Таким образом, потребуется площадь 400 кв. м.

Стоимость аренды офиса и площадки составит 250 тыс. рублей в месяц.

Для реализации программы каршеринга заключаются договоры с несколькими автостоянками в разных районах города на предмет использования как площадок, где клиент может взять машину и оставить. Этот вариант связан с рисками, но позволяет сэкономить. В будущем планируется организация собственной сети площадок.

Наем персонала

Поскольку водители для нашего направления бизнеса не нужны, потребуется минимум персонала: администратор, который будет заниматься работой с клиентами, и 3 охранника на стоянку по сменной работе (график: сутки/двое).

Непосредственное управление осуществляется директором, который избирается из числа соучредителей.

Итого, штатное расписание выглядит так:

Покупка автoмобилей

Опыт московских каршеринговых компаний показывает, что спросом пользуются комфортные автомобили среднего класса с небольшим расходом топлива: Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Ford Focus. В провинции планируется использовать авто из того же класса, но по более низкой цене.

Анализ предложений показал, что оптимальные условия сотрудничества в регионе предлагает дилер китайского бренда Lifan, предоставляющий удобные условия лизинга для коммерческих организаций при разовой закупке 10 и более автомобилей под 3,5% годовых на 4 года.

Нами были закуплены автомобили:

За автомобили вносится первый взнос в размере 2 млн рублей из личных средств соучредителей. Остальные 4 030 000 рублей оформляются в лизинг на 4 года. Ежемесячный платеж при данных условиях составит 90 095 рублей.

Кроме того, требуются дополнительные затраты:

Покупка оборудования для стоянки и офиса

Серьезная статья расходов для подобного бизнеса – оборудование стоянки автомобилей, поскольку большая их часть будет храниться на базе.

Потребуется следующее:

Маркетинг

Продвижение бренда будет ориентироваться на два направления: по секторам B2B и B2C. Во-первых, планируется сотрудничество с местными автодилерами для предоставления услуги «автомобиль на время ремонта». Дилерам это выгодно, потому что не придется выделять на эти цели собственные автомобили, а кроме того, возможно проведение кросс-маркетинговых акций.

Во-вторых, планируется обычная работа с конечными потребителями на предмет предоставления автомобилей в долгосрочную и краткосрочную аренду.

Сдавать авто в аренду для работы в такси не планируется. Максимальный дневной пробег устанавливается не более 100 км. Превышение оплачивается дополнительно.

Для привлечения корпоративных клиентов планируется разработка индивидуальных коммерческих предложений для автодилеров.

Поскольку проект высокобюджетный, в продвижение планируется вложить достаточно большие средства:

В процессе работы планируется выявление нескольких приоритетных рекламных каналов, согласно статистике привлечения клиентов. На рекламу планируется выделять 100 рублей ежемесячно.

Расходы и доходы

Первоначальные затрaты

Запуск проекта связан с большими затратами, сведем их в таблице:

Дополнительный кредит в банке брать не требуется. Планируется, что стартовый капитал будет равномерно разделен между четырьмя соучредителями: по 2 155 750 рублей от каждого.

Ежемесячные затрaты

Также необходимо предусмотреть расходы на ежегодное техническое обслуживание автомобилей. Расходы на топливо не производятся, поскольку клиент оплачивает его самостоятельно.

Стоимость страховки не включается в ежемесячные затраты, поскольку под нее в бюджете формируется отдельный фонд, а арендатор оплачивает страховой взнос дополнительно к стоимости аренды авто.

Доходы

Сразу отметим, что точно подсчитать доходность подобного бизнеса заранее очень трудно. Дело в том, что спрос на услугу и прибыль сильно зависят от конкретного региона. Во многих городах действуют прокатчики, которые предлагают в аренду дешевый транспорт типа 5-6-летних Lada Kalina, Renault Logan, Daewoo Nexia, FIAT Albea (которые покупаются в состоянии б/у и эксплуатируются, что называется, «и в хвост, и в гриву», демпингуя цены).

Мы предполагаем установить цену услуг на 25% на посуточную аренду выше средней по региону, привлекая клиентов маркетинговыми акциями, новыми качественными автомобилями и высоким уровнем сервиса. Кроме того, планируется плотно работать с корпоративными клиентами, стоимость услуги для которых на 50% выше средней по региону.

Все доходы даны усредненно, дать детализацию не представляется возможным:

  • Доход от корпоративных клиентов: 250 тыс. рублей в месяц.
  • Доход от частных лиц: 200 тысяч рублей в месяц.
  • Доход от каршеринга: 200 тысяч рублей в месяц.

Итого: 650 тысяч рублей.

Отметим, что доходность и рентабельность бизнеса сильно зависят от количества машин в автопарке. Так, у каршеринговых компаний столицы в автопарке более 300 машин. С 10 авто в нашем случае финансовые показатели будут достаточно низкими. Впрочем, обеспечить арендой 300 автомобилей в региональном центре – тоже задача нетривиальная.

Именно поэтому в заключение мы возвращаемся к мысли, с которой начинали: если вы хотите запустить проект по сдаче автомобилей в аренду, нужно учесть очень многое. И быть готовым первые 3-4 года постоянно инвестировать в проект, доходами от него, в лучшем случае, покрывая затраты.

Возможно, именно поэтому крупные операторы каршеринга до сих пор не запустили франчайзинговое предложение. Риски для франчайзи в регионах слишком велики, от франчайзера требуются серьезные усилия по продвижению бренда, и в каждом случае не будет уверенности, что это даст эффект ввиду банального отсутствия в регионах среднего класса, равного по доходам столичному, и привычки у людей пользоваться личным автомобилем.

Кроме того, в регионах нет таких проблем с пробками и парковкой личного транспорта. Напомним, в Москве не так много парковок, аналогичных региональным, практически нет гаражных кооперативов. Во дворах паркуются только в жилых кварталах старой постройки. В новых обычно строятся подземные паркинги, место в которых стоит от 1 до 10 миллионов рублей.

И еще один момент: средняя стоимость поездки в такси в Москве – 1 500 рублей, в регионах – 400 рублей. Иными словами, автопрокат в Москве обходится примерно так же или даже дешевле такси. В регионах же – такси в разы дешевле. То есть в большинстве случаев потенциальному клиенту будет гораздо проще вызвать такси, чем связываться с арендой (ведь это не только оплата собственно аренды, но еще и страховки, топлива и мойки, а также размещение депозита). Грубо говоря, чтобы впервые взять авто в аренду, нужно около 10 тысяч рублей. Для Москвы это небольшие деньги, для регионов – довольно значимые.

Таким образом, факторы, которые стимулировали семимильное развитие столичного каршеринга, в провинции просто не актуальны.

В итоге

На настоящий момент идея с организацией проката автомобилей с услугой каршеринга в регионах не выглядит удачной затеей, поскольку требует огромного стартового капитала, связана с серьезными рисками, включая опасность низкого спроса на региональном рынке.

Если вы все же решили, что эта затея вам по душе, следует уже на этапе планирования внимательно изучить наш бизнес-план проката автомобилей с расчетами и решить, каким образом вы сократите затраты, которые были прописаны нами. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.