Что такое транспортная работа автомобиля. Транспортные работы
Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности того или иного вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания.
Показатели позволяют оценить:
– размеры работы, например объем и дальность перевозки, грузо- и пассажирооборот, грузонапряженность, плотность транспортной сети, транспортную подвижность населения, производительность труда, трудоемкость;
– технико-эксплуатационные характеристики, например провозную и пропускную способности, сроки и скорости доставки, производительность транспортных средств;
– экономические (стоимостные) данные и результаты, например тарифы и цены на транспортные услуги, стоимость основных производственных фондов, удельные капитальные вложения, себестоимость перевозок, рентабельность, стоимость грузовой массы в процессе перевозки, прибыль.
Объем перевозок грузов (Qт) – это число тонн перевозимой продукции в единицу времени. Объем перевозок может быть местным для транспортного участка или пункта и транзитным. Единицей времени может быть любой период: сутки, неделя, декада, месяц и год.
Таблица 3. Перевозки грузов по видам транспорта 1 , (млн. тонн)
Транспорт – всего | |||||||||
в том числе по видам: | |||||||||
железнодорожный | |||||||||
автомобильный | |||||||||
трубопроводный | |||||||||
внутренний водный | |||||||||
воздушный |
1 Перевозки грузов и грузооборот автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта организаций всех видов экономической деятельности; по морскому и внутреннему водному транспорту за 1992 г. – транспорт общего пользования.
Объем перевозки пассажиров (Qпacc) – это число пассажиров, перевезенных в единицу времени.
Показатели объемов перевозок (отправлений) грузов и пассажиров измеряются, соответственно, в тоннах и количеством пассажиров.
Таблица 4. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, (млн. человек)
Транспорт – всего | |||||||||
в том числе по видам: | |||||||||
железнодорожный | |||||||||
автобусный 1 | |||||||||
таксомоторный | |||||||||
трамвайный | |||||||||
троллейбусный | |||||||||
метрополитены | |||||||||
морской 1 | |||||||||
внутренний водный 1 | |||||||||
воздушный |
1 По автобусному транспорту с 2000 г. – включая перевозки пассажиров и пассажирооборот, выполненный автобусами, привлеченными к работе на маршрутах общего пользования; по морскому и внутреннему водному транспортувключая данные по организациям всех видов экономической деятельности.
Объем перевозок координируется с основными показателями всех отраслей экономики. Он позволяет судить о качестве транспортного обслуживания отраслей экономики, сравнивая объемы производства товаров или численность жителей с учетом подвижности населения с объемами перевезенных грузов или пассажиров.
На железнодорожном транспорте учитывается также число погруженных вагонов в целом и по отдельным грузам.
Грузооборот (Рт/км) – количество транспортной работы при перевозке определенных объемов на определенные расстояния.
Грузооборот – произведение количества перевезенных грузов (т) и расстояния, на которое они перемещаются (км). Измеряется в тонно-километрах (т/км), т.е. перемещение 1 тонны груза на 1 километр.
Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта – 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился (табл. 5).
Таблица 5. Грузооборот по видам транспорта, (млрд. тонно-километров)
Транспорт – всего | |||||||||
в том числе по видам: | |||||||||
железнодорожный | |||||||||
автомобильный | |||||||||
трубопроводный | |||||||||
внутренний водный | |||||||||
воздушный |
Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.
Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота – 93% в 2007 г.
Пассажирооборот (Рпacc/км) – количество транспортной работы по обслуживанию пассажиров, т.е. транспортная работа по перевозке пассажиров.
Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров (человек) и расстояния, на которое они перемещаются (км). Измеряется в пассажиро-километрах (пасс/км), т.е. перемещение одного пассажира на 1 километр.
Размеры пассажирооборота зависят от транспортной подвижности населения, т.е. числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения (табл. 6).
Таблица 6. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, (млрд. пассажиро-километров)
Транспорт – всего | |||||||||
в том числе по видам: | |||||||||
железнодорожный | |||||||||
автобусный | |||||||||
таксомоторный | |||||||||
трамвайный | |||||||||
троллейбусный | |||||||||
метрополитены | |||||||||
внутренний водный | |||||||||
воздушный |
Грузо- и пассажирооборот являются для экономики вторичными показателями, но для транспорта они очень важны, так как на их основе проводится расчет необходимого количества транспортных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конкретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных частей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы.
Средняя дальность перевозки (Lcp), измеряемая в километрах, – это отношение суммарного грузооборота к общему объему перевозки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевозки пассажиров:
Lср = Рт-км / Qт
Можно определить среднее расстояние как частное от деления суммы грузовой и пассажирской работы на общий объем перевозок грузов и пассажиров. Этот показатель характеризует сферы деятельности данного вида транспорта.
Грузо- и пассажиронапряженность (έ) – характеристика степени загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):
έ = Рт-км / Lэкспл
где Lэкспл – длина эксплуатационной сети, на которой осуществляются перевозки.
Грузо- и пассажиронапряженность – очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения пропускной и провозной способностей сети. Если значение этого показателя велико – идет интенсивная эксплуатация (использование) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного показателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транспортных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополнительных участков в том же направлении, расширения дорог и тому подобных мероприятий. Слишком малое значение данного показателя говорит о неэффективности использования участка сети и может служить основанием для закрытия данного направления.
Железнодорожный транспорт России работает с большой грузо- и пассажиронапряженностью, исчисляемой 15,5 млн. приведенных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этот показатель составляет 0,8 млн. приведенных т-км/км), что лишает некоторые железные дороги возможности пропуска поездов с повышенной скоростью из-за отсутствия резерва.
Сложение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют понятие приведенной продукции с использованием коэффициента приведения грузовой работы к пассажирской.
Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках. При рыночных отношениях и применении логистических принципов построения транспортного процесса данный показатель имеет первостепенное значение.
Себестоимость перевозок определяется затратами, необходимыми для производства единицы транспортной работы. Она измеряется в копейках или рублях на тонно-километр (пассажиро-километр).
Удельные капиталовложения – это совокупность единовременных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), приходящихся на 1 т или 1 т-км. Стоимость, например, двухпутной железной дороги на 30–40 % выше, чем однопутной, и сопоставима по стоимости с автомобильной дорогой 1-й и 2-й категорий. Затраты на постоянные сооружения и подвижной состав (в %) соотносятся на железнодорожном транспорте как 60:40; на автомобильном транспорте – 30:70; на воздушном транспорте – 20:80; на трубопроводном транспорте – 90:10. Дорогим считается подвижной состав воздушного и морского транспорта.
Стоимость грузовой массы , находящейся на транспорте при перевозке грузов, зависит от цены груза и длительности (сроков) доставки. Показатель очень важный, так как это – оборотные средства (вложенные в товар для его реализации и возврата при продаже для дальнейшего производства) и на период перевозки они являются омертвленным капиталом грузовладельца. Данным показателем можно оценивать качество работы транспорта.
Производительность труда – это отношение транспортной работы к числу занятых в ней работников. Измеряется производительность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека, например производительность труда на трубопроводном транспорте – 12 млн. т-км/чел., на автомобильном транспорте – 140–160 тыс. т-км/чел., на речном транспорте – 2 млн. т-км/чел.
Производительность транспортного средства может быть рассчитана при необходимости определения эффективности данного типа подвижного состава.
Трудоемкость – показатель, обратный производительности труда. Он дает информацию о затрате трудовых ресурсов для производства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.
Плотность транспортной сети определяется частным от деления суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они расположены. Практически все виды транспорта имеют более густую сеть в европейской части страны. В городах обычно наибольшая плотность дорог приходится на центральные части. В настоящее время плотность сетей в городах не соответствует мощности потока транспортных средств, что отрицательно сказывается на качестве обслуживания жителей.
Пропускная способность дороги – это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу времени через сечение дороги. Можно определять пропускную способность мест перегрузки, например порта водного транспорта.
Провозная способность дороги – это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.
Пропускная и провозная способности дороги – очень важные показатели для характеристики возможностей транспортной сети и степени ее использования. Они определяются габаритами сети, прежде всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобильных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, степенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также организацией дорожного движения. На основе этих показателей решаются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганизации дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся интенсивности движения автомобильного транспорта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требует реорганизации всего дорожного движения. Так, в Москве построено 3-е кольцо для автомобильного транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города, Московская кольцевая дорога реконструирована и позволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разрешена скорость до 100 км/ч).
Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называется коэффициентом транспортной слагающей . Чем меньше этот коэффициент, тем рациональнее размещается производство, тем транспортабельнее продукция. Это особенно важно при решении проблем оптимизации территориальной организации производительных сил.
Существует ряд специфических и интегральных показателей для более детальной характеристики работы подвижного состава каждого вида транспорта в определенных условиях эксплуатации, например среднее время оборота вагона на железной дороге, чистая интенсивность грузовых работ на морском транспорте. Такие показатели рассматриваются детально в курсах по эксплуатации конкретного вида транспорта.
5. Показатели работы автомобильного транспорта
Опенка работы автотранспортных предприятий в целом и для каждого автомобиля в отдельности и сравнение работы отдельных автомобилей, а также автотранспортных предприятий производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Такими показателями являются: коэффициент технической го« товности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в тоннах; выполненная работа в тонно-километрах.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, является коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии.
Если на предприятии насчитывается 300 автомобилей, а технически исправных 240, то коэффициент технической готовности будет:
Количество исправных автомобилей 240 Списочное количество автомобилей 300
Коэффициент технической готовности зависит от организации я качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей. Исправность автомобиля, а значит, и повышение коэффициента технической готовности зависят в значительной мере от водителя. Своевременное обнаружение и устранение неисправностей, содержание автомобиля в исправном состоянии, умелое вождение его и соблюдение правил технической эксплуатации являются факторами, при помощи которых водитель может влиять на повышение коэффициента технической готовности.
Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП.
Если в течение календарного года предприятие работало 307 дней, из которых автомобиль находился в работе 230 дней, то коэффициент выпуска будет:
Дни работы автомобиля 280 Дни работы предприятия 307
Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т. е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.
Не менее важным фактором оценки работы АТП является продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни основного водителя подменным.
Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т. е. пробег автомобиля в километрах, выполненный за 1 ч. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов.
Техническая скорость - это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в километрах ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах.
Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги и интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки. Умение выбрать наиболее рациональный режим движения с учетом перечисленных факторов в большой мере зависит от квалификации водителя.
Эксплуатационная скорость - это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в километрах, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.
Например, автомобиль ГАЗ-53А за смену выполнил 165 км пробега и находился в наряде 7 ч. Эксплуатационная скорость будет:
Пробег автомобиля
Время пребывания автомобиля в наряде
Основным фактором, влияющим на величину эксплуатационной скорости, является время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, поэтому следует добиваться максимальной механизации погрузки и выгрузки груза. Увеличению эксплуатационной скорости способствует увеличение расстояния между пунктами погрузки и разгрузки, так как при этом количество погрузочно-разгрузочных операций уменьшается, а следовательно, уменьшается время простоев автомобиля
Одним из технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается В километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и.пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом. Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки. Нулевой пробег - пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража.
Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.
Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил за смену 280 км, а пробег с грузом - 200 км, то коэффициент использования пробега будет:
Пробег автомобиля с грузом 200 км
Общий пробег автомобиля 280 км
Каждый водитель должен добиваться увеличения коэффициента использования пробега и помнить, что его величина в основном зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки и разгрузки, а также от загрузки автомобиля попутным грузом.
На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.
Если автомобилем ГАЗ-53А за одну ездку было перевезено 3,0 т, а полная грузоподъемность автомобиля 4,0 т, то коэффициент использования грузоподъемности будет:
Масса перевезенных грузов 3,0 т
Грузоподъемность автомобиля 4,0 т
Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов.
Работа грузового автомобиля учитывается в тонно-километрах и определяется произведением количества перевезенного груза в тоннах на пробег, выраженный в километрах. Количество тонно-километров определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.
Например, автомобиль ГАЗ-53А за одну ездку перевез 3 т груза па расстояние 85 км, а за вторую ездку -4 т на расстояние 50 км. Транспортная работа за первую ездку будет 3x85 = = 255 ткм, а за вторую - 4x50=200 ткм. Транспортная работа за смену составит 455 ткм (255 ткм + 200 ткм).
Количество перевезенных тонн груза определяет объем выполненных перевозок. Для рассмотренного примера объем перевезенного груза 7 т (3 т + 4 т)
ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ - комплекс операций, выполняемых при доставке грузов на производственные предприятия, строительно-монтажные площадки, заводы строительной индустрии (или от них), при перемещении грунта и т. д. Стоимость транспортных работ, в зависимости от района и местных условий, составляет примерно 20-30% от общей стоимости строительства. На выполнении транспортных работ и связанных с ними погрузочно-разгрузочных работ в строительстве в 1962-64 было занято ежегодно около 900-990 тысяч человек. На 1 января 1965 транспортные организации, находящиеся в ведении строителей, имели в своем распоряжении свыше 350 тысяч автотранспортных машин, а также значительное количество транспортных средств для перевозки строительных грузов железнодорожным и водным транспортом. Для перевозки массовых грузов на договорных началах привлекается также транспорт общего пользования.
Строительные грузы перевозятся на транспортных средствах специализированных и общего назначения. Применение специализированных транспортных средств позволяет осуществлять перевозки крупноразмерных изделий, конструкций и узлов для укрупненного монтажа, а также значительно сократить потери материалов во время перевозок и затраты труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. К специализированным средствам в автомобильном транспорте относятся панелевозы, фермовозы, трубовозы, цементовозы, бетоновозы, растворовозы, битумвозы и др. В железнодорожном транспорте к специализированным средствам относятся - полувагоны с открывающимися днищами (гондолы), полувагоны - самосвалы (думпкары), цистерны для перевозки цемента, вагоны бункерного типа (хопперы), вагоны с раздвижной крышей и др.; в водном транспорте - саморазгружающиеся баржи-площадки для перевозки леса, камня, саморазгружающиеся металлические баржи для нерудных материалов, металлические суда для цемента и других порошкообразных материалов. Если на доставке строительных грузов на строительную площадку в основном применяется автомобильный транспорт, то непосредственно на площадке в качестве внутрипостроечного транспорта для подачи сыпучих материалов, бетонной и растворной смеси и перемещения грунта широко используются средства непрерывного транспорта, такие как звеньевые и ленточные транспортеры, конвейеры, канатные и подвесные дороги, бетононасосы, растворонасосы, пульповоды со станциями подачи и перекачки.
Для вертикального транспортирования строительных грузов служат также различные краны, грузовые лифты, подъемники и т. д. Совершенствование транспортных работ идет по двум основным направлениям: разработка новых, отвечающих современным требованиям, транспортных средств и совершенствование производства и организации транспортных работ.
При разработке новых транспортных средств особенно важно повышение их грузоподъемности, проходимости и долговечности, снижение собственного веса и расхода горючего (энергии), а также обеспечение доставки на строительно-монтажные площадки конструкций, изделий и узлов высокой заводской готовности. За последние годы созданы: прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 120 т, железнодорожные полувагоны-самосвалы грузоподъемностью 140-180 т, двадцатиосные транспортеры грузоподъемностью до 300 т, двухкорпусные суда - катамараны, обладающие большой скоростью, широкими палубными площадями и малой осадкой, безрамные автоцементовозы грузоподъемностью до 24 т и другие.
Из организационных мероприятий наиболее эффективны и все большее распространение получают: доставка деталей, конструкций и оборудования на монтаж с транспортных средств («с колес»); создание комплексных бригад транспортников и механизаторов. Например, при разработке и вывозке грунта; применение централизованных перевозок. Монтаж с транспортных средств позволяет снижать общие затраты за счет ликвидации приобъектных складов, устранения повреждений стеновых панелей и панелей перекрытий во время перегрузок их на приобъектных складах, более рационального использования монтажных средств и повышения производительности труда монтажников.
Внедрение оптимальных схем перевозок (с использованием электронно-вычислительной техники) снижает затраты, связанные с транспортированием грузов, на 8-12% , а среднее расстояние перевозок - до 15% . Централизованные перевозки, представляющие собой совокупность мероприятий, обеспечивающих своевременную и комплектную доставку строительных грузов автотранспортной организацией от склада завода-изготовителя, станции разгрузки, причала и т. д. до строительной площадки или предприятия строительной индустрии, за последние годы получают все большее распространение. При применении централизованных перевозок заявки на перевозки грузов представляют поставщики; погрузочные операции производятся силами и средствами грузоотправителя; экспедиторские функции выполняются шоферами; разгрузочные операции выполняются силами грузополучателя.
Грузоотправитель или сбытовая организация, в соответствии с заключенным договором, оплачивает автотранспортной организации стоимость перевозок и экспедирования. Централизованные перевозки позволяют широко применять рациональные (с минимальными нулевыми пробегами) маршруты и тем самым значительно повысить коэффициент пробега автомобилей. Бесперегрузочная доставка грузов, пакетирование и контейнеризация также дают большой технико-экономический эффект.
Лит.: Барановский А. Г., Организация автотранспорта в строительстве, М., 1960; Овэс И. С. [и др.], Опыт и эффективность централизованных перевозок строительных грузов в Москве, М., 1962; Специализированные транспортные средства для перевозки строительных материалов и конструкций, М., 1964; Таубер М. И., Организация автомобильных перевозок на строительстве, М., 1952; Рапопорт М. М., Механизация учета работы грузового автомобильного транспорта, М., 1960.
Техническую базу автотранспорта образуют: подвижной состав (автомобили, полуприцепы, прицепы и т.д.); дороги; автотранспортные предприятия.
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на: грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.
К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.
Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания , карбюраторные , дизельные , газобаллонные , газотурбинные , электрические), по грузоподъемности (особо малой (до 0,5 т), малой (0,5 - 2 т), средней (2 - 5 т), большой (5 - 15 т) и особо большой (свыше 15 т)), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения , числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).
По назначению автомобили бывают: транспортные; специальные; спортивные.
Транспортные - предназначены для перевозки грузов и пассажиров.
Специализированные - для выполнения технических функций.
Спортивные - для достижения рекордов скорости и демонстрации технических достижений.
Основные технико-эксплуатационные достоинства автомобильного транспорта:
1. Маневренность и большая подвижность, мобильность;
2. Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
3. Автономность движения транспортного средства;
4. Высокая скорость доставки;
5. Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
6. Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
1. Большая себестоимость;
2. Большая топливо-энергоемкость, металлоемкость;
3. Низкая производительность единицы подвижного состава (130 - 150 тыс. т-км в год);
4. Наибольшая трудоемкость (на 1 транспортное средство требуется не менее 1 водителя);
5. Загрязняет окружающую среду.
Основные показатели работы автомобильного транспорта: объем перевозок грузов, т; грузооборот, т/км; средняя дальность перевозки 1 т груза, км; объем перевозок пассажиров; пассажирооборот, пассажиро-км; средняя дальность поездки 1 пассажира, км. и т.д.
Пропускная способность определяется максимальным количеством тон груза или числом пассажиров, которое может быть перевезено на автомобильном транспортном средстве за определенный промежуток времени. Она может быть выражена и числом транспортных единиц.
Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих качество или количество выполненной им работы.
Качественные показатели - характеризуют степень использования грузового автомобильного транспорта:
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;
Среднее расстояние ездки автомобиля с грузом;
Среднее расстояние перевозки 1 т груза;
Коэффициент использования пробега автомобиля;
Техническая и эксплуатационная скорости;
Коэффициент использования автопарка, выпуск автомобилей на линию, тех. готовности;
Время нахождения в наряде.
Количественные показатели - характеризуют результативность работы подвижного автомобильного грузового транспорта:
Количество ездок;
Общее расстояние перевозок;
Пробег автомобиля с грузом;
Объем перевозок;
Транспортна работа (грузооборот).
Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие.
Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At . Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АД хоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т. е. готовым к эксплуатации АД гэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АД р :
АД хоз = АД гэ + АД Р; At хоз = At гэ + At p .
Коэффициент технической готовности парка
Коэффициент использования парка
.
где АД раб — автомобиле-дни работы автомобиля на линии.
Коэффициент использования пробега автомобиля β а равен отношению расстояния пробега с грузом L гр к общему пробегу автомобиля за время оборота:
Среднесуточный пробег автомобиля К сс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:
.
В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком L пор и нулевой пробег L 0 , т. е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж.
Cтраница 1
Транспортная работа - это количество перевезенного груза или пассажиров на расстояние перевозки за определенное время, определяется в тонно-километрах или в пассажиро-километрах. Транспортная работа подсчитывается умножением перевезенного груза (пассажиров) на расстояние ездки или нескольких ездок за рабочий день. Транспортную работу грузового автомобиля, работающего с почасовой оплатой, оценивают по валовому доходу, а автомобиля-такси - по величине платного пробега.
Транспортная работа определяется умножением нагрузки в тоннах на пробег в километрах и потому для каждого случая будет равна соответственно: 400 ткм (4 X 100), 300 ткм (3 X 100), 200 ткм (2 X 100), 100 ткм (1 X 100) и О ткм.
Транспортная работа, выполненная автомобилем за день работы, будет равна сумме тонна-километров по всем ездкам с грузом.
Транспортная работа (Р и Рп), а также коэффициенты использования пробега (Р) и грузоподъемности (у), количество автомобилей, их средняя грузоподъемность (q) и нормы расхода топлива при определении потребности в топливе известны.
Транспортная работа измеряется в тонно-километрах для грузовых автомобилей и в паосажиро-километрах для легковых автомобилей и подсчитывается путем умножения веса перевезенного груза в тоннах (количества пассажиров) на расстояние перевозки в километрах.
Транспортная работа является продукцией автомобильного транспорта и характеризует деятельность всего автохозяйства.
Транспортная работа ML определяется как скалярное произведение транспортной массы М на векторный путь L. При определении транспортной работы ML первый из сомножителей может быть взят в измеряемых единицах массы, а второй - как действительно пройденный путь или как тарифное расстояние.
Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Количество пассажиро-кило-метров в междугородном сообщении определяют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки и складывают полученные результаты по каждому рейсу автобуса. При внутригородском и пригородном автобусном сообщении условные пассажиро-километры находят делением выручки от продажи пассажирских билетов на стоимость проезда одним пассажиром расстояния в 1 км.
Транспортная работа автобусов исчисляется пассажиро-километрами. Часовая производительность автобуса (пасс-км / ч) равна произведению числа пассажиров, находящихся в автобусе, на эксплуатационную скорость. Число пассажиров, находящихся в автобусе, равно числу мест, умноженному на коэффициент наполнения. Часовая производительность может быть получена также делением производительности за рейс на время, затрачиваемое на один рейс.
Транспортная работа автобусов исчисляется пасса-жиро-километрами. Количество пассажиро-километров в междугородном сообщении определяют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки и складывают полученные результаты по каждому рейсу автобуса. При внутригородском и пригородном автобусном сообщении условные пассажиро-километры находят делением выручки от продажи пассажирских билетов на стоимость проезда одним пассажиром расстояния в 1 км.
Транспортная работа W и Wa, а также коэффициенты использования пробега р и грузоподъемности у, количество автомобилей, их средняя грузоподъемность q и нормы расхода топлива при определении потребности в топливе известны.
Транспортная работа газопровода наиболее полно отражает конечные результаты работы объединений. В связи с этим возникает необходимость в разработке научно обоснованных норм расхода ТЭР на транспортировку газа для всех типов газопроводов и КС.
Транспортная работа грузового автомобиля равна произведению количества перевезенного груза, а транспортная работа автобуса - произведению количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки и выражается в тонно-километрах (ткм) или пассажиро-километрах (пасс. Так, если на грузовом автомобиле перевезено в течение суток 4 т груза на расстояние 150 км, транспортная работа равна 4x150 600 ткм.