Зубастый толстячок. Техническое задание ВМС

Mitsubishi

© Михаил Быков

Самолет «Райден» (Удар грома) был сконструирован в качестве преемника легендарного "Зеро", однако первоначалные ожидания не оправдались. Работа над машиной шла очень долго, и когда истребитель был принят наконец на воооружение, оказалось, что он лишь ненамного превосходит своего предшественника.

Разработка самолета, осложненная техническими проблемами, продвигалась вперед крайне медленно, в первую очередь из-за того, что приоритет в работах по-прежнему отдавался совершенствованию истребителя «Зеро». Поэтому первый опытный образец перехватчика, обозначенного J2M1, впервые поднялся в воздух лишь 20 марта 1942 года.

Последующая модификация J2M2 имела новый более мощный двигатель MK4R-A 1800 л. с. Благодаря его конструкции удалось улучшить обзор из кабины, от длинного вала отказались (двигатель имел свой вентилятор охлаждения), его носовая часть стала короче. Следует отметить, что мотор MK4R-A имел индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров и впервые в Японии был оснащен системой впрыска водно-метаноловой смеси для кратковременного повышения мощности. Вместо прежнего трехлопастного воздушного винта установили четырехлопастной. Модернизированный самолет получил обозначение J2M2 и в октябре 1942 года был принят на вооружение японского флота как «морской истребитель-перехватчик тип 2 модель 11». Тогда же ему присвоили название «Райден».

В марте 1943 года количество изготовленных «Райденов» составило всего 14 экземпляров, включая опытные образцы, еще через год их число достигло 141. Параллельно с J2M2 фирма «Мицубиси» наладила выпуск четырехпушечного J2M3, который позднее стал основным вариантом «Райдена». Фюзеляжные пулеметы сняли, а в крыле усиленной конструкции разместили четыре 20-мм пушки «тип 99» (две из них «модели 2» расположили в подкрыльевых обтекателях, а еще две «модели 1» с меньшим темпом стрельбы смонтировали непосредственно в плоскостях крыла).

В небольшом количестве выпускался J2M5, оснащенный двигателем MK4U-A «Касей» 26а с приводным трехскоростным нагнетателем. Эта модификация носила также обозначение «модель 33» и отличалась более широким фонарем кабины с улучшенным обзором. Из всех «Райденов» J2M5 был самым скоростным - на высоте 6800 м его скорость достигала 615 км/ч. Выше мощность двигателя быстро уменьшалась. Если на взлете она составляла 1820 л. с., то на высоте 7200 м мощность мотора падала до 1310 л. с. Летные испытания J2M5 начались в мае 1944 года, когда в преддверии американских воздушных налетов на Японию возросла потребность императорского флота в истребителях-перехватчиках. В связи с этим выпуск «Райденов» вновь получил необходимый приоритет.

Однако сложности с поставками сырья, отсутствие необходимых комплектующих агрегатов из-за постоянных бомбардировок японских промышленных предприятий сильно повлияли на количество выпущенных «Райденов». До конца войны фирма «Мицубиси» построила только 476 истребителей этого типа, в том числе 155 J2M2, 260 J2M3 и 34 J2M5.

Характеристики J2M
J2M2 J2M3
Экипаж, чел. 1 1
Геометрия
Размах крыла, м 10.80 10.80
Площадь крыла, м 2 20.05 20.05
Длина самолета, м 9.69 9.94
Высота самолета, м 3.95 3.95
Массы, кг
Пустого 2350 2460
Нормальная 3210 3435
Силовая установка
1xПД Mitsubishi MK4R-A 13 23а
Мощность, л.с. 1800 1800
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 590 580
на высоте, м 5450 5300
Время набора высоты 6000м мин 5.6 6.2
Практический потолок, м 11 700 11 700
Дальность полета max, км 925 925
Вооружение
20-мм пушки тип 99/модель 1 2 2
20-мм пушки тип 99/модель 2 2 2
Бомб, кг 2x60 2x60

В военных кругах Японии 1938 г. стал периодом оживленных дискуссий, связанных с определением облика перспективных истребителей авиации Императорского флота. Итогом их стало принятое в августе 1938 г. решение о разработке в дополнение к истребителя-перехватчика берегового базирования.

Новая машина должна была обладать скоростью, превосходящей скорость бомбардировщиков не менее чем на 70 км/ч, высокой скороподъемностью, маневренностью и вооружением из 2 13,2-мм и 2 7,7-мм пулеметов. В сентябре 1939 г. требования были конкретизированы в спецификации 14-Си, предусматривавшей для нового истребителя максимальную скорость 600 км/ч, продолжительность полета на полной мощности двигателя 45 мин, вооружение из 2 20-мм пушек и 2 7,7-мм пулеметов. Разработку на бесконкурсной основе поручили «Мицубиси». Работы над проектом, получившим обозначение М-20, возглавил Д. Хорикоси.

Конструкторы первоначально делали ставку на двигатель жидкостного охлаждения АЕ1 «Ацута», но впоследствии был выбран более мощный 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4 «Касей». Ввиду специфической обтекаемой формы капота с малой площадью отверстий для протока воздуха была применена схема принудительного охлаждения с вентилятором.

Проектирование машины под обозначением М-20 велось относительно медленно, поскольку тот же конструкторский коллектив занимался доводкой и совершенствованием А6М. Первый прототип J2M вышел на испытания лишь 20 марта 1942 г., а серийное производство началось в сентябре 1943 г. Общий объем производства составил более 630 единиц. В системе кодов союзников обозначался «Джек».

Основные модификации

J 2 M 1 - прототипы. Двигатель - МК4С «Касей» 14 (1460 л.с). Вооружение - 2 крыльевые 20-мм пушки «тип 99-1 модель 3» (боекомплект 60 патронов на ствол) и 2 синхронных 7,7-мм пулемета «тип 89» (550 патронов на ствол). Построено 8 самолетов.

J 2 M 2 «морской истребитель-перехватчик модель 11» - двигатель MK4RF «Касей» 23а (1820 л.с.) с системой впрыска водно-метаноловой смеси. Вооружение - 2 20-мм пушки «тип 99-2 модель 3» (100 снарядов на ствол), 2 7,7-мм пулемета. Под крылом возможна подвеска 2 60-кг бомб, а под фюзеляжем -250-л или 300-л ПТБ. Построен 1 прототип и 131 серийная машина (до марта 1944 г.).

J 2 M 3 «модель 21» - двигатель MK4RF «Касей» 23а. Вооружение - 2 20-мм пушки в крыле: 2 «тип 99-2 модель 4» (210 снарядов на ствол) и 2 «тип 99-1 модель 4» (190 снарядов на ствол). На варианте J2M3a «модель 21а» установлено однотипное вооружение - 4 пушки «тип 99-2 модель 4». Усилена обшивка крыла, что позволило повысить скорость пикирования. Введено протектирование фюзеляжного топливного бака. Прототип, переоборудованный из J2M2, испытывался с октября 1943 г. Серийно строился с февраля 1944 г. Построено 435 самолетов, в т.ч. 307 заводом «Мицубиси» в Судзуке (из них 21 J2M3a) и 128 21-м арсеналом в Коза.

J 2 M 4 «модель 32» - высотный вариант. Двигатель MK4R-C «Касей» 23с с турбокомпрессором. Вооружение дополнено 2 20-мм пушками «тип 99», установленными в фюзеляже и стреляющими вперед-вверх. Боекомплект крыльевых пушек уменьшен до 190 снарядов для «тип 99-2 модель 4» и 150 снарядов для «тип 99-1 модель 4». Построено 2 прототипа (второй переоборудован из J2M5), первый из которых испытывался с октября 1944 г. В серийное производство не внедрялся из-за ненадежной работы турбокомпрессоров, но прототипы были переданы в строевую часть.

J 2 M 5 «модель 33» - двигатель MK4Ua «Касей» 26а с треступенчатым механическим компрессором. Вооружение соответствует J2M3, несколько самолетов построены в варианте J2M5a с вооружением как у J2M3a. Ещё несколько машин получили по 2 30-мм пушки «тип 5» (42 снаряда на ствол). Прототип испытывался с мая 1944 г. Фирма «Мицубиси» построила 45 серийных машин, количество самолетов, выпущенных арсеналом в Коза, неизвестно.

J 2 M 6 «модель 31» - развитие Mitsubishi J2M3 с модифицированной в целях улучшения обзора кабиной и усиленной бронезащзитой. Работы по созданию этой модификации имели низкий приоритет, и все свелось к постройке двух прототипов, первый из которых был готов в июне 1944 г.

Летно-технические характеристики самолета Мицубиси J2M1

  • Двигатель: Мицубиси МК4С «Касей»
  • мощность, л.с.: 1460
  • Размах крыла, м.: 10,8
  • Длина самолета, м.: 9,90
  • Высота самолета, м.: 3,82
  • Площадь крыла, кв. м.: 20,05
  • Масса, кг., пустого самолета: 2191
  • максимальная взлетная: 3205
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 574/6000
  • Время набора высоты 6000 м., мин: 6’16»
  • Потолок, м.: 11000
  • Дальность полета, км.: (с ПТБ) 1420 (2170)

Боевое использование самолётов Мицубиси J2M

Внедрение J2M2 в строевые части шло крайне медленно: из-за низкого качества выпускаемых самолетов и высокой посадочной скорости машина не пользовалась популярностью среди пилотов. Первой частью, пошедшей в бой на J2M2, стал 602-й хикотай, прикрывавший нефтеперерабатывающие предприятия на Целебесе. С конца сентября 1944 г. его самолеты участвовали в отражении налетов .

В середине октября 1944 г. «Рейдены» дебютировали на Филиппинах. Примерно в то же время достиг боевой готовности частично укомплектованный Мицубиси J2M2/ J2M3 302-й кокутай, дислоцированный в Йокосуке и включенный в систему ПВО Токио. Часть его «Райденов» силами личного состава были дополнительно вооружены 2 20-мм пушками, установленными наклонно в фюзеляже за кабиной пилота. Также в отражении американских налетов на Японские о-ва принимали участие «Рейдены» 332-го и 352-го кокутаев (и в этих частях наряду с J2M эксплуатировались самолеты других типов). Часть сил всех трех кокутаев привлекались для обеспечения ударов камикадзе в районе Окинавы в апреле-июне 1945 г.

В целом создание истребителя Мицубиси J2M следует признать ошибкой. Перегруженность конструкторского бюро «Мицубиси» не позволила оперативно решать возникающие технические проблемы. В итоге, внедрение самолета в производство, а затем в части непозволительно затянулось. Более того, его разработка оттягивала силы, необходимые для модернизации A6M «Зеро» и создания нового палубного истребителя Второй мировой войны А7М.

Японский гром «Рейден» отличался хорошей огневой мощью, удобством рабочего места пилота и неплохой по японским техническим меркам бронезащитой. Однако его радиус действия считался недостаточным, а маневренность оказалась хуже, чем у .

Статус снят с эксплуатации Эксплуатанты Годы производства октябрь 1942 - август 1945 Единиц произведено 621 Изображения на Викискладе

Истребитель берегового базирования ВМС «Мицубиси» J2M/«Райдэн» («Гром») ((яп. 地戦闘機 Тидзё: сэнто:ки ) )((яп. 三菱J2M Мицубиси Дзэй-Ни-Эму ) ))/ (яп. 雷電 Райдэн ) - японский одноместный перехватчик берегового базирования. Разработан авиационным КБ «Мицубиси» для авиации ВМС Японии под руководством Д. Хорикоси в 1940-1942 годах (внутреннее обозначение-J2M ). Кодовое имя Союзников - "Джек"

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Mitsubishi J2M Raiden - O terror dos bombardeiros no Pacífico

    SEMFF Mitsubishi J2M3 Raiden Demo

Субтитры

История создания

В военных кругах Японии 1938 г. стал периодом оживленных дискуссий, связанных с определением реального облика перспективных истребителей авиации ВМС . Итогом их стало принятое в августе 1938 г. решение о разработке в дополнение к палубному перехватчику «Мицубиси Тип О» истребителя-перехватчика берегового базирования.

Техническое задание ВМС

Поскольку основной задачей перспективного берегового перехватчика ВМС являлась ПВО территории Японии и перехват в воздухе тяжелых высотных бомбардировщиков ВВС США и Великобритании, то главными требованиями заказчика к ТТХ истребителя были высокая скороподъемность (и, следовательно, быстрый набор высоты перехвата), достаточная для перехвата скорость полета и высокая масса бортового залпа для надежного поражения высотных бронированных целей.

Новая машина должна была обладать скоростью, превосходящей скорость бомбардировщиков не менее чем на 70 км/ч, высокой скороподъемностью, маневренностью и вооружением из 2 13,2-мм и 2 7,7-мм пулеметов. В сентябре 1939 г. требования были конкретизированы в техническом задании ВМС 14-Си, предусматривавшей для нового истребителя максимальную скорость 600 км/ч, продолжительность полета на полной мощности двигателя 45 мин, вооружение из двух авиационных пушек и двух пулеметов винтовочного калибра.

Разработку аванпроекта берегового перехватчика ВМС на бесконкурсной основе поручили КБ «Мицубиси». Работы над проектом, получившим обозначение М-20, возглавил Д. Хорикоси . Проектирование машины под заводским шифром М-20 велось относительно медленно, поскольку тот же конструкторский коллектив занимался доводкой и совершенствованием новых модификаций «Тип О». Кроме того, при проектировании нового для авиационной промышленности типа тяжелого высотного перехватчика КБ «Мицубиси» столкнулось с большими техническими трудностями, не все из которых было возможно преодолеть на имевшемся техническом уровне. .

Проблемы выбора силовой установки

Для обеспечения большой высоты и скорости полета разрабатываемому в КБ «Мицубиси» перехватчику требовался мощный авиационный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 2000 л.с. Конструкторы первоначально делали ставку на единственный в японской промышленности двигатель жидкостного охлаждения большой мощности «Ацута» (лицензионная версия двигателя «Даймлер-Бенц» DB 601 истребителя «Мессершмитт-109»), но вследствие малой освоенности его японской промышленностью и низких темпов производства был выбран хорошо отработанный 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Марс» («Касэй») пр-ва «Мицубиси».

Это был самый мощный на тот момент двигатель японской авиапромышленности, предназначавшийся оснащения тяжелых бомбардировщиков (в том числе тяжелого берегового торпедоносца «Тип 1»). Ввиду этого двигатель отличался большими габаритами, что приводило к увеличению размеров миделя фюзеляжа и ухудшению аэродинамических характеристик полета, несмотря на увеличение мощности.

Ввиду очень большого диаметра двигателя для нового перехватчика было применено необычное для японских самолетов техническое решение: крутящий момент от двигателя на воздушный винт передавался при помощи карданного вала, что позволило сдвинуть двигатель назад к кабине летчика и снизить площадь лобовой проекции. Для размещения двигателя и повышения аэродинамического качества был впервые в японском самолетостроении спроектирован веретенообразный фюзеляж с конформным капотом.

В результате стало достаточно ясно, что для устранения причин возникающих проблем двигательной установки необходимо или менять конструкцию редуктора, или же разрабатывать винт большей жесткости. В связи с серьезным отставанием работ от графика заказчика было принято компромиссное решение изготовить винтовые лопасти большей жесткости (и, как следствие, более толстого профиля), что вело к снижению КПД винта и ухудшению показателей максимальной боевой скорости.

Техническое описание берегового перехватчика «Райдэн»

Модификации

Серийные машины

  • «Мод. 3-3» (J2M5 ) -поздняя модификация с двигателем «Касэй мод. 2-6а» с трёхступенчатым механическим турбокомпрессором. Вооружение соответствует «Мод. 2-1» (J2M3 ) , несколько самолетов построены в варианте «Мод. 3-3a» с вооружением как у «Мод. 2-1а» (J2M3 ) . Часть парка «Мод. 3-3» оснащалась более простыми двигателями «Касэй мод. 2-3» . Завод «Мицубиси» собрал 45 серийных машин, число машин, выпущенных военным заводом (арсеналом) №21, неизвестно.

Прототипы

Проекты

Технические характеристики

Ниже приведены лётно-технические характеристики модификаций перехватчика J2M :

Характеристики J2M1 J2M2 Модель 11 J2M3 Модель 21 J2M4 Модель 32 J2M4 арсенала в Кодзе J2M5 Модель 33 J2M6 Модель 31
Длина, м 9,9 9,65 10, 145 9,65
Высота, м 3,82 3,875 3,945 3,875
Размах крыла, м 10,8
Площадь крыла, м² 20,05
142,69 160,1 171,57 171,32 196,86 174,91 173,66
Масса пустого, кг 2191 2348 2490 2574 2823 2539 2853
Нормальная взлётная масса, кг ? 3650 4095 3946 4207 3507 3947
Двигатель Касэй 13 Касэй 23 Касэй 23 Касэй 23 Касэй 23 Хэй Касэй 26 Касэй 23
Мощность на взлётном режиме, л. с. 1050 1330 1340 1330 1330
Мощность на высоте, л. с. 930 (6500) 1040 (4800) 1120 (4100) 1040 (9200) 710 (7200) 1040 (2450)
Запас топлива
(в главном баке/крыльевых баках/баке водно-метаноловой смеси/баке масла), л
710/-/-/60 420/-/130/60 390/180/120/60
Максимальная скорость на высоте, км/ч 578 (6000) 596 (5430) 612 (6000) 577 (9300) 615 (6585) 590 (5450)
Дальность полёта, км ? 1055 1100 555 1055
Практический потолок, м 11 000 11 680 11 520 11 500 11250 11 520
Вооружение 2×20-мм пушки Тип 99 Модель 1 Тип 3
2×7,7-мм пулемёта Тип 97
до 2×30 кг авиабомб
2×20-мм пушки Тип 99 Модель 1 Тип 4
2×7,7-мм пулемёта Тип 97
до 2×30 кг авиабомб

до 2×60 кг авиабомб
6×20-мм пушек (4×Тип 99 Модель 1 и 2×Модель 2)
до 2×60 кг авиабомб
4×20-мм пушки Тип 99 Модель 1
до 2×60 кг авиабомб
4×20-мм пушки (2×Тип 99 Модель 1 и 2×Модель 2)
до 2×60 кг авиабомб

Боевое применение береговых перехватчиков «Райдэн» («Мицубиси» J2M)

Внедрение перехватчиков «Райдэн» в строевые части шло крайне медленно. Из-за низкого качества двигателей и высокой посадочной скорости машина не пользовалась популярностью среди строевых летчиков ВМС. Первой частью, пошедшей в бой на J2M2, стал 602-й ИАП ВМС, прикрывавший нефтеперерабатывающие предприятия на Целебесе. С конца сентября 1944 г. его самолеты участвовали в отражении налетов американских бомбардировщиков.

«Райдэны» дебютировали на Филиппинах. Примерно в то же время достиг боевой готовности частично укомплектованный перехватчиками «Райдэн» (J2M2/M3) 302-й ИАП ВМС, дислоцированный в г. Йокосука и включенный в систему ПВО Токио. Часть перехватчиков этого полка силами личного состава были довооружены 2 20-мм пушками, установленными наклонно в фюзеляже за кабиной пилота. Также в отражении американских налетов на Японские о-ва принимали участие перехватчики «Райдэн» 332-го и 352-го ИАП ВМС (и в этих частях наряду с J2M эксплуатировались самолеты других типов). Часть сил всех трех ИАП привлекались для обеспечения ударов камикадзе в районе Окинавы в апреле-июне 1945 г.

Общая оценка берегового перехватчика «Райдэн» ВМС Японии

Реализация в целом правильной концепции «Райдэн», как высотного перехватчика ПВО, была серьезно осложнена отсутствием у японской авиапромышленности освоенного двигателя жидкостного охлаждения большой мощности. Перегруженность конструкторского бюро «Мицубиси» не позволила оперативно решать возникающие технические проблемы. В итоге, внедрение самолета в производство, а затем в части непозволительно затянулось. Более того, его разработка оттягивала силы, необходимые для модернизации A6M «Тип О» и создания нового палубного истребителя Второй мировой войны «Рэппу» («Смерч») .

Береговой перехватчик «Райдэн» ПВО ВМС отличался высокой огневой мощью, скоростью, удобством рабочего места летчика и неплохой по японским техническим меркам бронезащитой. Однако дальность полета оказалась недостаточной для прикрытия территории всей Японии и ближайшего ТВД, а скорость и маневренность в целом оказались ниже, чем у американских истребителей-бомбардировщиков «Мустанг» Р-51.

Появление такого истребителя, как “Тип 0” (А6М) стало знаковым событием для японского флота и всё же, ещё в октябре 1938 года главный конструктор фирмы Mitsubishi высказал мнение, что в будущем акцент стоит делать не на сверхманевренность, а на скоростные качества. Предварительный проект нового истребителя, выполненный командой Дзиро Хорикоси, содержал в себе ряд новаторских идей, однако Технический Отдел и командование морской авиацией были настолько увлечены А6М, что в первоочередных планах значился только он.

К этой теме вернулись в сентябре 1939 года, когда флот выдал новую спецификацию 14-Shi на создание скоростного истребителя-перехватчика. В техническом задании указывалось, что максимальная скорость составит 600 км\ч на высоте 6000 метров, посадочная скорость – 130 км\ч, время набора высоты 5000 метров – 5,5 минуты, взлетная дистанция без встречного ветра – 300 метров, продолжительность полёта на полном газу – 45 минут. Вооружение оставалось на уровне А6М1 и состояло из двух 7,7-мм пулеметов и двух 20-мм пушек. Впервые флот потребовал оснастить самолёт бронеспинкой пилота. Требований к маневренности не предъявлялось вообще, что было весьма необычно.

Отдельно стоял вопрос о силовой установке. Предварительные расчеты показывали, что при текущих требованиях логично будет использовать рядный мотор жидкостного охлаждения типа Aichi “Atsuta” мощностью 1200 л.с., который обладал небольшим миделем. Однако, вместо него был выбран мотор воздушного охлаждения Mitsubishi “Kasei” мощностью 1430 л.с. Чтобы снизить лобовое сопротивление было придумано не тривиальное техническое решение – мотор сместили назад, а носовую часть фюзеляжа слегка удлинили. Таким образом, винт теперь вращался посредством длинного вала, проходившего через специальный вентилятор у среза капота. Тем не менее, фюзеляж получился очень объемным, что позволило сделать кабину пилота более просторной и оснастить её обтекаемым сдвижным фонарем без переплёта и плоским лобовым стеклом. Крыло низкого расположения имело ламинарный профиль и боевые закрылки. Трехопорное шасси было выполнено полностью убираемым: основные стойки и колеса складывались в ниши центроплана, а хвостовое колесо убиралось в нишу под однокилевым свободнонесущим оперением.

Основная часть работы над планером была проделана к 1941 году, но из-за многочисленных доработок силовой и крыла, а также явным доминированием успехов А6М2, сборка первого опытного образца затянулась до февраля 1942 года. К этому времени самолёт получил обозначение J2M1 . Первый полёт прототипа состоялся только 20-го февраля, причем уже в начальный период испытаний было выявлено столь большое количество проблем, что боевая эксплуатация этого истребителя была полностью исключена. Несмотря на это, флот всё ещё был заинтересован в поставках J2M1, поскольку обстановка на Тихом океане начала осложняться. В ходе доработок сократили длину фюзеляжа, установили мотор “Kasei” 23а MK4R-A с индивидуальными выхлопными патрубками и систему впрыска водно-спиртовой смеси. Только после этого истребитель вышел на расчетные показатели, что позволило в октябре 1942 года запустить его в серийное производство под официальным обозначением “морской истребитель-перехватчик “Raiden” (Гром) модель 11” (J2M2) . До этого времени удалось собрать ещё два прототипа J2M1.

Запланированный темп производства был изначально нарушен, поскольку двигатели “Kasei” 23а постоянно преследовали технические проблемы, главной из которых оставалась вибрация всей винтомоторной группы. Со временем её удалось решить за сет установки демпферов, однако за первые 6 месяцев удалось собрать только 11 серийных самолётов, а всего собрали 141 J2M2.

Следом была выпущена модификация J2M3 модель 21 , отличавшаяся усиленным крылом с четырьмя 20-мм пушками Тип 99 модель 1 (с обтекателями) и модель 2 (полностью в крыле), но без фюзеляжных пулеметов. Кроме прочего, предусматривалась возможность подвески двух 60-кг бомб или одного подвесного 200-литрового топливного бака под фюзеляжем. Некоторое время J2M3 выпускался параллельно с J2M2, но с лета 1943 года он стал основной серийной моделью. В производстве также находилась модификация J2M3a модель 21а , отличия которого заключались в четырех 20-мм пушках Тип 99 модель 2 в подкрыльевых обтекателях – всего был собран 21 самолёт.

Несмотря на все прилагаемые усилия было понятно, что “Raiden” не полностью отвечает требованиям флота и вместо него основным морским истребителем аэродромного базирования стал N1K-J “Sinden”, на смену которому должен был прийти А7М “Reppu”. Тем не менее, фирма Mitsubishi не оставляла планов модернизации J2M, в результате чего на испытания было предъявлено ещё несколько моделей. Первой из них стала J2M4 модель 32 , оснащенный мотором “Kasei” 23с MK4R-C и турбокомпрессором – это был высотный перехватчик, вооруженный двумя дополнительным 20-мм пушками, установленными под углом в фюзеляже. На высоте 9200 метров прототип смог развить скорость 660 км\ч, но проблемы с турбокомпрессором не позволили начать серийное производство J2M4.

Похожая участь постигла модификацию J2M5 модель 33 , которая была оснащена двигателем “Kasei” 26а MK4U-A с трехскоростным нагнетателем и широким фонарем улучшенного обзора. На испытаниях была достигнута скорость 700 км\ч на высоте 6800 метров, что стало наивысшим показателем среди японских одномоторных истребителей. Перехватчик успели запустить с серию, но до конца войны собрали лишь несколько машин, которые по всей видимости участия в боях не принимали.

Последней модификацией стала J2M6 модель 31 . Этот самолёт представлял собой планер от J2M3 с более просторной кабиной и куполообразным фонарем от J2M5. Был собран один самолёт, проходивший испытания в 1945 году. В проектах остались модификации, которые предполагалось оснастить новым фонарем кабины пилота и четырьмя пушками Тип 99 модель 2, по аналогии с J2M3a: J2M5a модель 33а , J2M6a модель 31а и J2M7а модель 23а . Последняя из них не имела гаргота и строилась на проекте J2M7 модель 23 , который в свою очередь предполагал использование уже готовых планеров J2M3, но с моторами “Kasei” 26а.

Поставки серийных истребителей J2M2 в строевые части стали производиться с весны 1943 года. Первым истребители J2M2 принял 381-й авиаполк, а в течении 1943-1944 гг. ими было оснащено ещё несколько соединений. Несмотря на ряд недостатков в воздушных боях J2M2 и J2M3 могли эффективно использоваться против бомбардировщиков. В наибольшем количеством они применялись в битве за Филиппины, а с начала 1945 года перехватчики в основном участвовали в систем ПВО метрополии. В ходе войны несколько J2M3 было захвачено союзниками, где они получили название “Jack” , из которых один был отправлен для испытаний в США, а ещё два передали Великобритании.

Тактико-технические данные истребителя – перехватчика Mitsubishi J2M3 “Raiden”:

Длина – 9,95 м
Размах крыла – 10,80 м
Площадь крыла – 20,05 м.кв.
Высота – 3,95 м
Вес пустого – 2460 кг
Вес взлётный – 3435 кг
Скорость максимальная – 580 км\ч
Скорость крейсерская – 350 км\ч
Скороподъёмность – 967 м\мин
Дальность – 1900 км
Потолок – 11700 метров
Экипаж – 1 человек
Двигатель – один звездообразный Mitsubishi MK4RA “Kasei” 23a, мощностью 1800 л.с.
Вооружение – две 20-мм крыльевые пушки Тип 99 модель 2 и две 20-мм крыльевые пушки Тип 99 модель 1