Жизнь после смерти: как и почему Украина потеряла свой автопром. Украинский автопром

За последние десять лет украинское автопроизводство уменьшилось стремительными темпами. Так, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» в мае этого года с заводов Украины вышло только 442 автотранспортных средства. Эта цифра в десять раз меньше объемов производства в мае десятилетней давности. Впрочем, и она продолжает снижаться. Ведь уже пятый месяц подряд статистику формируют только авто марки Skoda, производимые методом крупноузловой сборки на заводе «Еврокар» в Закарпатье. В мае таким образом были собрани 374 машины — это на 39 процентов меньше, чем в предыдущем месяце. А по сравнению с маем прошлого года снижение составило 43,5 процента, отмечают в «Укравтопроме».

За чертой рентабельности

Несмотря на тот факт, что эта статистика не содержит данных Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ), прекратившего раскрывать информацию о собственном производстве с августа 2016 года, опрошенные эксперты единогласно подтверждают — цифры адекватно отражают то непростое положение, в котором последнее десятилетие находится украинский автомобильная промышленность.

Так, руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий отмечает, что такие производители как Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), «Богдан Моторс» и КрАЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на «Еврокаре» сильно упали. «Производство, еще оставшееся сейчас в Украине, находится далеко за гранью рентабельности и сохраняется только при поддержке материнских компаний», — рассказывает Омельницкий. По его словам, положение в производстве автобусов и грузовых машин чуть менее проблемное из-за меньшей зависимости от конвейерного метода, но речь идет, все равно, о падении показателей в разы.

По словам председателя Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, сравнение с ситуацией десятилетней давности дает понимание масштабов падения украинского автопроизводства. В 2008 году украинский рынок авто достиг своего максимума, и тогда из около 623 тысяч проданных в стране новых легковушек чуть меньше двух третей было изготовлено на украинских заводах. В 2017 году, по данным AUTO-Consulting, в Украине продали чуть больше 80 тысяч авто, но за этот год было изготовлено 7296 легковушек.

2008 год: начало непрерывного падения

Больше всего ударили по украинским производителям экономическая турбулентность 2008 года и последствия противостояния с Россией, первые из которых проявились задолго до аннексии Крыма и войны на Донбассе, отмечают эксперты. Так, по словам Омельницкого, еще в 2012 году введение Россией утилизационного сбора на авто уменьшило привлекательность украинских машин для российского рынка. «Еще тогда РФ фактически начала торговую войну против наших автомобилей», — рассказывает эксперт. По его словам, после этого последовали другие недружественные торговые меры: остановка автовозов, запрет транзита в Казахстан. После начала войны поставки в Россию окончательно прекратились, а транзитные маршруты на рынки Средней Азии и Кавказа были перекрыты.

Впрочем, не меньшие проблемы ждали производителей и на внутреннем рынке. Прекращение кредитования физических лиц после финансового кризиса 2008 года нанесло сокрушительный удар по покупательной способности украинцев, потерявших таким образом возможность массово покупать новые автомобили, рассказывает Назаренко. По его словам, это ударило именно по бюджетному сегменту, к которому ранее принадлежало большинство моделей украинского производства.

«Евробляхы» и евростандарты

Еще одним вызовом для украинских автопроизводителей стала жесткая конкуренция с легально и нелегально импортированными западными авто. Так, десятилетия назад из-за подписания соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО) Украина была вынуждена уменьшить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10 процентов и убрать ряд преференций для отечественных производителей, рассказывает Омельницкий. А подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС заставило украинскую сторону ввести экологический стандарт Евро-5, добавляет Назаренко. «Поэтому в Украине прекратили собирать такие марки, как Geely, Chery и Daewoo, чьи двигатели не соответствовали новым требованиям», — объясняет эксперт.

Последний гвоздь в гроб отечественного автопрома забивают нелегальные схемы импорта авто с иностранной регистрацией, которые рядовые украинцы называют «евробляхами». «Если 10 лет назад на европейских номерах ездили только иностранцы, то сейчас, по некоторым оценкам, в Украину таким образом ввезено около 800 тысяч авто», — отмечает Назаренко. По его словам, такие автомобили также в основном занимают нишу бюджетных авто, окончательно вытесняя из него продукцию украинских производителей.

Устаревшие модели

Омельницкий признает: проблема авто, которые производились в Украине, заключалась и в том, что, кроме «Еврокара», занимающегося сборкой Skoda, другие производители производят устаревшие модели машин. Впрочем, самостоятельно наладить производство более конкурентоспособных авто они были и не в состоянии. «Были планы создать альянсы с китайскими производителями — база и современные разработки были. Но для этого также были необходимы соответствующий рынок и условия», — добавляет эксперт.

По его словам, несмотря на распространенное мнение об украинском протекционизме в сфере импорта авто, таможенная ставка в 10 процентов не является чрезвычайной. Впрочем, даже если государство решит ввести льготное налогообложение для автопроизводителей, одних только стимулирующих шагов со стороны правительства будет недостаточно, считает Омельницкий. «Без нормального рынка, без восстановления кредитования для бизнеса и населения и общего улучшения бизнес-климата, инвестиций в производство, автомобилей в Украине не будет», — отмечает эксперт.


Производство легковых машин в Украине в последнее время показало высокий рост и его качественные изменения.

На темпы роста в сегменте легковых автомобилей автопрома Украины положительно повлиял ряд факторов. Эксперты отмечают рост внутреннего рынка легковых автомобилей (до40%), в последние годы он стал одним из самых динамичных рынков не только Европы, но и мира. Поэтому в Украине зафиксирован 31%-ый (и выше) рост производства автомобильной техники.

Всего автомобильную продукцию в Украине сегодня выпускают 15 заводов. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в Украине являются Корпорация «УкрАВТО» (ЗАО «ЗАЗ»), ЗАО «Еврокар» , Корпорация «Богдан» (ОАО «ЛуАЗ» и ОАО «Черкасский автобус»), Корпорация «АИС» (ООО «КрАСЗ») и другие.

Именно эти компании занимают господствующее положение на украинском рынке. Корпорация УкрАвто держит около 42% авторынка. На основном и дочерних производствах АвтоЗАЗа (УкрАвто) выпускают автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Chery, Tata, Daewoo, Chevrolet, Opel и Mercedes-Benz. Второе место (17% рынка) занимает корпорация АИС. На ее Кременчугском автосборочном заводе собирают автомобили ВАЗ, внедорожники SsangYong. Корпорация Богдан (16,8%): в Луцке и Черкассах собирает легковые автомобили ВАЗ, KIA и Hyundai. Около 4% рынка закрепил Атолл Холдинг (на заводе Еврокар выпускаются автомобили Skoda, VW и Seat).

Около 65% всех автомобилей собрано простейшим методом крупноузловой сборки, а сами машины в большинстве представляют недорогие корейские и российские модели. Стоит отметить, что украинский автопром начал развивать технологии производства, совершенствовать технические характеристики продукции (из-за введения экологических норм Евро-2).

На сегодня по объему рынка продаж Украина вышла на 9-е место в Европе (в 2006 году было продано 371019 автомобилей), опередив такие страны, как Австрия, Швеция, Греция, Польшу, Португалию (в 2005 г. Украина занимала 12 позицию).

Стремительное расширение рынка обусловлено ростом доходов населения - на 16%. Банки расширили портфели автокредитов (до $2,5 млрд.), и доля автомобилей, купленных в кредит, за последнее время увеличилась с 30% до 50%. Также увеличились корпоративные закупки - служебный автомобиль стал неотъемлемым пунктом «соцпакета» менеджеров среднего и высшего звена.

Тем не менее, в украинском автопроме проявились факторы, которые, по всей видимости, будут определять развитие отрасли в ближайшем будущем. Спрос на дешевые авто падает за счет переориентации на средний ценовой сегмент, а национальные автомобили находятся в самом низком ценовом диапазоне. Поэтому интерес к автомобилям, которые прошли в Украине полный цикл производства, может уменьшаться. В то же время начался бурный рост продаж иномарок: соотношение продаж иномарки/СНГ достигло 68/32, тогда как ранее пропорция составляла 50/50. Теряют долю рынка российские и украинские брэнды, производителями которых являются украинские компании.

.

Украинский автопром. Динамика производства.

До 2008 года Украина выпускала около 400 тыс. автомобилей в год.

В 2009 году (всего за год!) выпуск автомобилей упал в 6 раз.

До 2013 г. объём производства практически не менялся.

В феврале 2014 года украинские предприятия выдали 5344 автомобилей. Не будь майдана и не приди к власти хунта, в годовом исчислении было бы более 64 тыс.штук . Но за весь 2014 год с конвейеров сошло менее 30 тыс.машин .

Выпуск 2015 года — в 3,75 раз меньше, чем в 2014.

В феврале 2016 года автозаводы страны разродились 179 автомобилями (в годовом исчислении — около 2 тыс.штук ). Из них легковых — 149. Остальные 30 единиц — грузовики некогда автомобильного гиганта «Кременчугского автозавода». Производство автобусов к февралю 2016 года прекратилось полностью. Ни «Богдан», ни «Черкасский автобус», ни донецкий «ЧРЗ-Рута» не выдали вообще ничего.

Украинский автопром. Динамика потребления.

В ферале 2014 года на Украине было куплено 15204 автомобиля . Год спустя — 4200 .

Украинский автопром. Nuper!

Уже после написания статьи, я получил данные украинского автопрома за март 2016 года: 305 автотранспортных средств (254 легковушки, 46 грузовиков, 5 автобусов). То есть, за первый квартал выпущено 777 автомобилей (627 легковушек, 140 грузовиков, 10 автобусов). Что позволяет надеяться не на 2 тыс. произведенных машин в год, но аж более, чем на 3 тыс…

Продажи I квартала — 12286 автомобилей . Самыми покупаемыми марками оказались: Лада, Nissan, Renault, Toyota и Volkswagen.

Интеллект, богатства и «ЛуАЗ 969»

Ни дальневосточных мостов. Ни олимпиад. Ни строительства космодрома. Ни космической программы. Ни санкций. Ни сирийских манёвров. Ни затрат на крымскую инфраструктуру, электросеть и мост. Почва — сахар. Море — уникальное. Климат — заглядение. Ископаемых — завались. Научный и инженерный багаж Российской Империи и СССР — отменные. Советское индустриальное наследие — одно из лучших в стране. По территории въётся построенная во времена СССР труба, за которую исправно башляет сосед. В Россию — без визы. В Европу виза на 3 месяца за 3 дня. Житуха!!!

И надо же было страну, где комфортно обитали ученые, инженеры, высоко квалифицированные рабочие и моряки, всего за четверть века превратить в территорию, заточенную под вышиванку, официантов, балаболов, нациков и суржика. Эх…

В советские времена УССР производила различную двух- и четырёхколесную технику – от обычных велосипедов вроде легендарной «Украины» до тяжелых грузовиков и больших автобусов. Выпускались и легковушки – заднемоторные и заднеприводные же Запорожцы, переднеприводная Таврия и луцкие внедорожники. С тех пор многое изменилось, но сегодня украинский автопром переживает не лучшие времена. Как так вышло, и каковы причины?

Р азвал Советского Союза и последовавшие за ним экономические и геополитические перемены повлияли и на автомобильную промышленность теперь уже независимой Украины. Тем не менее, пережив несколько взлётов и падений, вплоть до недавнего времени украинские автомобильные заводы собирали и выпускали десятки, а то и сотни тысяч автомобилей. Увы, все это осталось в прошлом – похоже, из нынешнего крутого пике производители из «незалежной» уже вряд ли смогут выбраться. По крайней мере, один из бывших лидеров рынка – завод ЗАЗ – спастись и выжить может разве что чудом.

Светлое прошлое

В 2008 году, на пике подъема украинского авторынка и промышленности, один только Запорожский автомобилестроительный завод экспортировал свыше 70 000 автомобилей! Для сравнения: в 2017 году весь первичный автомобильный рынок (приобретенных новых машин – как произведённых в стране, так и импортных) составил чуть более 80 000 штук. То есть, в былые времена сам ЗАЗ продавал за пределами Украины больше автомобилей, чем сейчас покупают «на первичке». А количество выпущенных тогда в Запорожье машин сегодня вызывает ностальгию и удивление – в 2006 году на ЗАЗе произвели 193 тысячи автомобилей, в 2007-м — 282 (!) тысячи, а в последнем «благополучном» перед кризисом 2008 году на предприятии было собрано 258 тысяч новых машин под марками ЗАЗ, ВАЗ, Opel, Chery и Chevrolet. То есть, всего один завод выпускал в несколько раз больше, чем сегодня покупают в Украине новых автомобилей всех марок вместе взятых. А украинское государство в тот период даже входило в ТОП-20 самых «автомобилестроительных» стран мира, выпуская ежегодно до 400 000 (!) новых автомобилей.

1 / 4

2 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

3 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

4 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию



Славута – настоящий народный автомобиль, не имевший альтернативы на первичном рынке. К сожалению, это детище ЗАЗа со временем оказалось не нужно потенциальным потребителям

За несколько лет на ЗАЗе выпустили почти 130 000 Лад разных моделей!

1 / 5

2 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

3 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

4 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

5 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

Благодаря тому, что Украина работала в рамках сотрудничества со странами Таможенного союза, произведённые автомобили и даже собранные на ЗАЗе «иномарки» облагались нулевой пошлиной. Это позволило китайскому производителю Chery продать в странах СНГ свыше 20 000 автомобилей украинской сборки. Но счастье было недолгим: Российская Федерация путём введения утилизационного сбора довольно быстро «выдавила» украинских производителей со своего рынка. А ведь в Россию ЗАЗ поставлял около 90% от общего количества экспортных автомобилей! Остальные 10% практически в равных долях распределяли между собой Беларусь, Казахстан, Сирия, Азербайджан и Узбекистан. Всего же в период с 2007 по 2012 годы Запорожский завод экспортировал свыше 230 000 своих машин. То есть, невзирая на кризис 2008-го и связанное с ним падение рубля и гривны, а также сокращение внутреннего украинского рынка, ЗАЗ оставался на плаву.



Семь бед – один ответ

А затем по ситуации в Запорожье больно ударили глобальные геополитические события. После начала боевых действий в Сирии там стало не до украинских машин (да и ), а вскоре в Киеве прошел очередной Майдан… Присоединение Крыма к РФ и начало АТО на востоке Украины привели к довольно закономерному результату — ЗАЗ, как и другие украинские автозаводы, в 2014 году практически полностью прекратил поставку автомобилей в Россию. Это же повлияло и на экспорт украинской продукции в страны Средней Азии — ведь туда машины ехали транзитом по территории РФ…

Кроме того, страны Таможенного Союза перестали признавать украинский Сертификат качества СТ-1, что тут же закрыло ЗАЗу и другим производителям практически все оставшиеся рынки сбыта.

1 / 6

2 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

3 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

4 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

5 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

6 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

Статьи / Практика

Евроинтеграция: почему украинцы ездят на авто с иностранными номерами?

От редактора: Без лишней необходимости редакция предпочитает не менять авторского стиля. Автор статьи - житель Украины, а там, вне зависимости от взглядов, принято говорить «в Украине»....

14469 7 2 25.11.2015

Сложилась парадоксальная ситуация: Украина признаёт белорусские сертификаты и разрешает ввозить сделанные в Белоруссии автобусы и грузовики с нулевой пошлиной, а украинские автозаводы не могут продавать там свою продукцию из-за ограничений, связанных с тем, что Беларусь не признаёт украинские сертификаты.

При этом украинские автопроизводители так и не получили необходимой поддержки родного государства в урегулировании столь важного вопроса. Фактически и ЗАЗ, и другие остались «сам на сам» с этой проблемой, а весь потенциальный рынок стал равен внутриукраинскому, причем уже без Крыма и почти без Донбасса. К тому же «первичка» за последние годы и без этих «форс-мажоров» упала в несколько раз, «танцуя» в районе 70-80 тысяч новых автомобилей в год. А ведь, напомним, один лишь ЗАЗ в лучшие времена мог спокойно производить свыше 200 тысяч машин…

И если в 2013 году на ЗАЗе все же выпустили свыше 20 000 автомобилей, то в непростом с точки зрения политической ситуации 2014-м – уже только 13 000. После чего объемы производства упали катастрофически: в 2015-м в Запорожье удалось изготовить менее 4 000 машин, а в 2016-м — смехотворные 526 штук… В прошлом, 2017-м, на ЗАЗе сделали почти 1 700 автомобилей, но реально ситуацию это уже не спасает — при таких, с позволения сказать, «объемах производства» работа завода, в который инвестировали свыше 380 миллионов долларов, становится просто нецелесообразной. Вдобавок в стране за последние годы заметно выросли тарифы на энергоносители — газ, электричество, коммунальные услуги, что осложняет и без того невеселую ситуацию. А еще предприятие имеет внушительный долг перед кредиторами, который достиг 3 миллиардов гривен.

Таким образом, к своему 155-летнему юбилею старейший машиностроительный завод Украины дожил в не самой лучшей форме, официально прекратив выпуск ZAZ Lanos в ноябре 2017-го. Чуть более полутора тысяч произведенных в прошлом году автомобилей c «космической» себестоимостью даже не покрыли затрат на электроэнергию, налоги, охрану и зарплату 1 100 оставшихся сотрудников – то есть, функционирование предприятия искусственно поддерживали на номинальном уровне за счет дотаций со стороны владельцев – корпорации «УкрАвто».

И перспективы, увы, особо не просматриваются, причем не только на внешних рынках. Национальный автомобиль оказался не нужен ни самому государству, ни его гражданам, которые вследствие экономических неурядиц не очень-то могут себе позволить новую машину даже за 7-8 тысяч долларов. Но свято место пусто не бывает: даже не выехавшие на заработки украинцы достаточно давно и активно переключились на так называемые «евробляхи» — . Поскольку власть не особо препятствует украинским автомобилистам в их стремлении не платить налоги, в стране насчитывается уже около полумиллиона (!) «псевдоиностранцев». В западных областях, как правило, ездят на автомобилях, зарегистрированных в соседних Польше, Венгрии, Словакии и Чехии, ну а в остальных регионах чаще всего отдают предпочтение «литовцам» и даже такой экзотике как «болгары» — благо, украинские и болгарские госномера даже визуально отличаются несильно.

1 / 5

2 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

3 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

4 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

5 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне



Болгарские госномера (слева) очень похожи на украинские, причем две первые буквы СВ якобы указывают на учет в Черниговской области!

В связи с тем, что украинские автовладельцы не могут (или не хотят) позволить себе новый автомобиль запорожского (или вообще украинского) производства, ЗАЗ оказался на грани закрытия. Это не только повлияет на судьбы его работников, но и скажется на ситуации в «смежных отраслях». Ведь у одного лишь Запорожского автомобилестроительного завода насчитывается около 600 поставщиков деталей и комплектующих! Не стоит забывать и о том, что за последнее десятилетие ЗАЗ уплатил в бюджеты разных уровней около 7,5 миллиардов гривен, обеспечивая работой почти 20 000 своих сотрудников.

У ЗАЗа в странах СНГ было несколько сотен поставщиков комплектующих

Не ЗАЗом единым

А что другие украинские производители? К настоящему времени их практически не осталось: к примеру, черкасский завод «Богдан», где собирали «десятки», автомобили Hyundai и даже «китайцев», окончательно прекратил выпуск «гражданской» продукции еще летом 2014-го. В то же время остановился и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входивший в корпорацию АИС и занимавшийся крупноузловой сборкой автомобилей SsangYong и Geely.

1 / 5

2 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

3 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

4 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

5 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

1 / 5

2 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

3 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

4 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

5 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары



На ЛуАЗе когда-то собирали и автомобили Hyundai!

В 2017 году ЧАО «Еврокар» — украинский производитель автомобилей Volkswagen, Audi, SEAT и Skoda — выпустил чуть более 6 000 автомобилей, став, по сути, «последним из могикан» среди производителей легковушек в Украине. Увы, сборочное производство, расположенное в приграничном селе Соломоново Закарпатской области, также ощущает на себе сложившуюся ситуацию, пережив сокращение персонала и балансируя на грани безубыточности. Но при этом размер кредитного портфеля у «Еврокара» составляет почти 2,7 миллиарда гривен — то есть, практически столько же, сколько должен своим кредиторам АвтоЗАЗ.

1 / 5

2 / 5

Завод «Еврокар» с 2001 года осуществляет на Украине сборку автомобилей VW Group

3 / 5

6 / 6

В мае 2006 года в Соломоново запустили новый завод по мелкоузловой сборке автомобилей Skoda Octavia Tour

До 2014 года в Соломоново готовились к запуску в производство моделей Rapid и Rapid Spaceback — как для внутреннего украинского рынка, так и для поставок в Россию. Как нетрудно догадаться, после известных событий планируемые объемы производства от 50 000 до 100 000 автомобилей в год так и остались несбыточной мечтой. А сейчас изготавливать кузова Шкод в Украине и вовсе невыгодно — это требует примерно вдвое больших затрат, чем при классическом импорте.

Но и с собранными из чешских комплектующих деталей автомобилями не все так гладко: при импорте из стран ЕС в Украину нужно уплатить 7,3% акциза, который украинский производитель вынужден платить дважды — при ввозе сваренного в Чехии кузова и продаже уже собранной в Украине машины. А поскольку стоимость кузова достигает 70% в цене машины, особого выигрыша у производителя автомобилей Skoda перед импортёрами нет.



Такой VW Golf SportWagen из США украинцы в прошлом году могли приобрести за 18 тысяч долларов

Не будем забывать и о том, что время от времени на украинском рынке вполне легально «всплывают» очень интересные предложения — например, оказавшиеся в центре «дизельного скандала» американские универсалы VW Golf SportWagen 2015 года выпуска, которые украинские дилеры продавали примерно по 18-20 тысяч долларов — то есть, почти вдвое дешевле аналогичного Гольфа для европейского рынка! А еще украинский производитель автомобилей Skoda испытывает конкуренцию со стороны… своих же моделей, но со вторичного рынка! Ведь благодаря действующим с августа 2016 года по закону №1389-19 льготам на «растаможку» автомобилей, соответствующих нормам Евро-5 (то есть, с 2010 года и выше), украинцы стали гораздо активнее ввозить из-за границы достаточно свежие машины иностранного производства — в том числе и те самые Skoda Octavia A5 и A7.

Получается, что этот производитель не пострадал так сильно, как ЗАЗ, лишь по той причине, что полномасштабное производство автомобилей Skoda так и не было налажено. Именно поэтому в трудные для украинской экономики времена «Еврокар» вошел не столь отягощенным производственной инфраструктурой, как завод в Запорожье. Да и масштаб предприятий отличается – а падать, как известно, больнее всего именно с большой высоты.

В начале 2018 года автомобильная отрасль Украины демонстрирует небывалый рост производства: +94% к объему выпущенных легковых автомобилей за январь-февраль в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Увы, в абсолютных цифрах статистика вызывает скорее смех сквозь слёзы — за первые два месяца произведено чуть более 1 000 легковушек, большинство из которых, как нетрудно догадаться являются автомобилями марки Skoda, собранными на «Еврокаре». Ну а для ЗАЗа, судя по всему, впору сочинять эпитафию.

Очень жаль.

Автопром Украины мертв – страна окончательно прекратила производство легковых автомобилей. Власти предпочитают обвинять в этом Россию – не без некоторых оснований. Но основные причины – в целом ряде собственных просчетов Киева, допущенных, впрочем, еще задолго до Майдана. Отсталой аграрной стране собственная автомобильная промышленность действительно не нужна.

Полный ноль – это уже не оборот речи, а реальная картина состояния дел в автомобилестроении Украины. Там сегодня происходит то, чего удавалось избежать даже в 90-е годы. А именно – уничтожение отрасли, еще совсем недавно представлявшей собой весомую часть реального сектора экономики.

Пациент скорее мертв

«Уже весной этого года киевские автомобилисты заметили, что на дорогах столицы практически исчезли пробки – за исключением часа пик»

«Украинский автопром УМЕР» – под таким заголовком опубликовал пост в своем блоге на одном из ведущих экономических порталов президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поставить столь неутешительный диагноз его сподвигли данные Ассоциации автопроизводителей Украины, согласно которым в августе текущего года в стране не было произведено ни одного легкового автомобиля. Всего же за восемь месяцев с заводских конвейеров сошло почти в восемь раз меньше легковых авто, чем за аналогичный период прошлого года: 2911 единиц в 2015 году против 23 093 в 2014-м. Не менее печально выглядят цифры по выпуску грузовиков (921) и автобусов (383).

Тут пазлы, как говорится, окончательно сложились. Судите сами: уже весной этого года киевские автомобилисты заметили, что на дорогах столицы практически исчезли пробки – за исключением часа пик. Да и то в пределах трех–пяти баллов, что раньше и пробками-то не считалось . Если учесть, что программа аграрной экспансии от Яценюка рассчитана на три года, то главная шутка про хлеба по пояс вместо бывших проспектов, надо полагать, еще впереди.