Непосредственно образовательная деятельность по составлению рассказа «Шофер ведет грузовую машину. Когда ломались рессоры…

Рекорд Надоев : Недавно друг предложил к нему в фирму устроиться водителем на КАМАЗ, возить вторсырье. До этого на... этих машинах не ездил, разве что на газели, но это не в счет. Какие опасности и ситуации могут подстерегать пересевшего с легковой на большегруз. То что справа мертвая зона и туда постоянно лезут легковушки это я знаю, поставлю специальное зеркало. Еще думаю парктроник и камеру заднего вида. Планируются выезды в Москву.

Ты у нас олигарх наверное?
Самый лучший "парктроник" для КАМАЗА - это толстый швеллер на раму под кузов. А ещё туда надпись сделать "Причал для чайников"... В общем, что бы им большее было.

Но самый лучший совет: если никогда на большегрузах не ездил, думай не о парктронике - а о деньгах. В смысле, сколько готов нашим гайцам "в лапу" давать. Потому-что пока ты "чайник" - ты станешь их "кормильцем".

Вообще, надо было с пелёнок на грузовиках работать - а уже потом на легковые переходить. А когда наоборот, да ещё в зрелом возрасте... Нет, очень длинно всё это описывать. Скажу только одно - денег теперь долго не увидишь. Зато долгов будет выше крыши...

Вторсырьё... Это наверное ломовоз? С краном-манипулятором и гигантским кузовом? Или "Мультилифт" с гигантским контейнером?

Теперь привыкай, что машинка будет на задние колёса вставать при каждой погрузке и выгрузке полного контейнера. Это такая особенность у "Мультилифта". Ещё у него особенность, что идиоты на легковушках всегда норовят под этот контейнер поближе подъехать. Их туда как магнитом тянет... А тебе на выгрузку надо сзади метров 15 иметь свободного пространства... И вот ты приехал на место, решил сгрузить контейнер - а тут уже какой-нибудь "Блондикар" припарковался, тихо и незаметно. Вот они это как раз очень любят к большим машинам "тереться".
Ещё эта машинка больше 12 тонн весит, так что тебе не парктроник будет нужен - а "Платон". Будешь ещё и чиновников кормить (а то у них зарплата маленькая). Без этого прибора тебе не видать дорог общего пользования. Придётся по просёлкам и огородами ездить... Дальше второй полосы тоже ездить нельзя (если лишних денег нет на спонсирование гайцев). Не все путупроводы у нас по 4,50 метров сделаны - придётся далеко объезжать. Не все мосты большегрузы выдержать могут - тоже объезды. Дворы - это вообще "клондайк" для металлосборщика. Сначала там как, слон в посудной лавке, "порядок" наводишь - а потом зарабатываешь на выплату за разбитые тачки.

Научишься возить под сидением большую монтировку "Против лома нет приёма"... Это так, "от комаров отмахиваться"...

Про КАМАЗ могу много писать. я на них много поездил. Благо сразу начинал именно с грузовиков. Но напоследок напишу, что я сам бы так работал - но только за зарплату 75-100 тысяч в месяц. Но что-то нет желающих столько платить...

Рекорд Надоев : тяжело ли крутить руль на грузовике несколько часов? какой температурный режим в кабине на МКАДе в... пробке в июльскую жару? что делать если солярка в баке замерзла, а ехать надо?

КАМАЗ и в Африке КАМАЗ! Если привык к "климат-контролю" - то лучше сразу отказывайся. Жарко будет как в Сахаре.

Лавры победителей достаются в первую очередь тем, кто носил оружие и водил боевую технику. А люди, чей вклад в разгром врага определялся не количеством уничтоженных танков или сбитых самолетов противника, – железнодорожники, военные медики, фронтовые шоферы – подчас остаются в тени.

Мы хотели бы рассказать о смекалке, проявленной нашими автомобилистами в годы Великой Отечественной. Именно нашими: ведь педантичные иностранцы редко отступают от предписаний инструкций и не очень-то способны на выдумки в нештатных ситуациях.

«Портяночный» ремонт

На жаргоне авторемонтников «портянки» – это не предусмотренные конструкцией пластины-подкладки под изношенные вкладыши коленчатых валов двигателей. А само определение такого ремонта является синонимом если и не откровенной халтуры, то, по крайней мере, – легкомысленного отношения к делу. Но думается, что если бы такой сленг существовал на той войне, он, несомненно, означал бы совсем другое – спасенные человеческие жизни, машины, грузы…

Двигатели довоенных отечественных грузовиков не имели тонкостенных сменных вкладышей коленчатых валов. Коренные и шатунные подшипники заливались специальным сплавом – баббитом. Естественно, что такой материал был недостаточно долговечен в сравнении с применяющимися ныне вкладышами на основе стальных лент. При выплавлении подшипников двигателей водители автомашин ЗиС в безвыходных ситуациях использовали отрезы кожаных ремней от обмундирования. Двигатели допускали подобную импровизацию на несколько сотен километров хода машины. Конечно, представить себе такой ремонт под огнем врага затруднительно, но в перерывах между боями, чтобы вывести машину с переднего края и добраться до авторембата, – вполне…


Бочки вместо баков

Известны случаи переоборудования грузовиков для подачи бензина к карбюратору самотеком из бочки в кузове. Если у горьковских полуторок подобное питание из штатного, высоко расположенного под «торпедо» бака было обычным, то у ЗиС-5 бак располагался под кузовом, и подача горючего зависила от исправности бензонасоса. Бочки же решали сразу две проблемы: и независимость от работы подающего насоса, и значительное увеличение запаса хода машин без дозаправки. Ведь баки полуторок и ЗиСов вмещали, соответственно, всего лишь по 40 и 60 литров топлива. И этот почин водителей впоследствии был поддержан – при длинных «плечах» перевозок порой предписывалось иметь на каждой грузовой машине по запасной бочке с горючим для увеличения автономности транспорта.


Запуск двигателей «по-ленинградски»

В большинстве случаев моторы машин в военное лихолетье заводились пусковыми рукоятками. До новых ли аккумуляторов и запасных стартеров было, когда порой не хватало даже бензина и шин? А двигатели той эпохи, имевшие низкую степень сжатия (4,5-6 единиц), неплохо пускались и «кривыми стартерами».

Те, кто пользовались пусковой рукояткой, знают – просто так крутить ее бесполезно. Нужны короткие, но сильные рывки. Но где было взять достаточно сил истощенным автомобилистам блокадного Ленинграда? И тогда на помощь пришли солдатская смекалка и боевое братство. Появились самодельные Т-образные пусковые рукоятки, которые с противоположных сторон крутили по два человека.


Шоферы-ямщики…

Известно, что одним из девизов легендарной ладожской Дороги жизни был: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом!» Настолько большое значение придавалось снабжению этого участка советско-германского фронта. Но неограниченное количество грузовиков и водителей взять было неоткуда. Тогда к машинам стали прицеплять одни, а то и двое саней, предназначавшихся ранее для конных упряжек. Конечно, в сцепе с санями работали далеко не все машины. Но вполне возможно, что в общем объеме перевозок через ледовую трассу на Ладоге такие прицепы заменили не одну сотню недостающих полуторок…


…И водители-машинисты

Во время подготовки к сражению на Курской дуге, возможно впервые в нашей автомобильной истории, грузовики выступали в роли… железнодорожных локомотивов. Что послужило причиной этого – отсутствие паровозов или интересы секретности приготовлений на переднем крае – не известно да, наверное, уже и не важно. Но знаменитые трехтонки ЗиС-5 были поставлены на рельсы, и водили по 3-4 вагона с воинскими грузами.

Уже после войны появились у нас и специальные автомобили-мотовозы на железнодорожном ходу. Машины, созданные на базе грузовиков ЗиЛ-130, КрАЗ-257 и аналогичных им, имели пневматические выводы для управления тормозами вагонов.

А каково было фронтовикам, чьи машины имели лишь собственные механические рычажно-тросовые тормоза без всяких усилителей, водить составы весом до 100-150 тонн?

«Пятая скорость»

На изношенных коробках передач горьковских полуторок начинали произвольно выключаться высшие, четвертые, передачи. Тогда водители придумали «пятую скорость» (фронтовой жаргон тех автомобилистов). Суковатые палки, охватывающие своими рогатинами рычаги КПП, в положении включенных прямых передач ставились другими концами в распор в «торпедо» автомобиля. И проблема решалась – руль уже можно было держать обеими руками.


«Шли мы дни и ночи, трудно было очень…

Война не считается со временем суток. Случалось, приходилось двигаться и в полной темноте в интересах светомаскировки или с фарами, разбитыми при обстрелах или столкновениях. Тогда старшие машин – есть такая должность в войсковых автомобильных подразделениях – ложились на передние крылья автомобилей и, вглядываясь в темноту, отдавали команды водителям. А шоферы вели машины едва ли не на ощупь.

Те, кто ездили по нашим разбитым дорогам даже на сиденьях УАЗа или «Нивы», знают, что и такая поездка – не самое большое удовольствие. Но представьте себя на качающемся крыле, не рассчитанном на подобные нагрузки, и с риском быть сброшенным под колеса на ухабе, не видном водителю!

…Но баранку не бросал шофер»

На послевоенных автомобилях высокой проходимости появились системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. При необходимости можно снизить удельную нагрузку машины на размокшей дороге и увеличить площадь сцепления колес с грунтом для увеличения силы тяги. А на той войне, в особо тяжелых дорожных условиях, водители студебекеров устанавливали «запаски» вторыми скатами на ступицы передних ведущих мостов. Конструкция крепления колес на советских и заграничных грузовиках 30-80-х годов прошлого века легко позволяла делать это. Машины получали по три пары сдвоенных ведущих колес, и при этом уменьшалось удельное давление «передка» на грунт.

Естественно, что сразу значительно увеличивались необходимые усилия человека для поворота руля, ведь усилителей еще не было. Но в интересах общего дела с этим не считались.

«Тяни-толкай» по-нашему

У студебекеров, так же как и у их обрусевших потомков ЗиС-151 и ЗиЛ-157, передние и задние буфера находились на одинаковой высоте. Американцы догадались, что за счет этого можно и подтолкнуть застрявшую машину и завести «с толкача» заглохшую. Однако наши фронтовые шоферы пошли еще дальше. Они сцепляли тросами вплотную, буфер к буферу по две, а то и по три машины. И такой сцеп, 6-9-осный «тяни-толкай», мог иметь даже лучшую проходимость, чем одиночные гусеничные машины.

Когда ломались рессоры…

Поломки рессор на разбитых фронтовых дорогах были нередки. Особенно это касалось полуторок. У машин ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ задние кантилеверные (консольные) рессоры можно было сломать даже при наезде задним ходом на пенек. А передняя, одна-единственная, поперечная рессора воспринимала нагрузки сразу от обоих колес. Но при повреждении подвесок подчас нужно было сначала доставить груз, а потом уже и думать о нормальном ремонте. И тогда в распор между балками мостов и лонжеронами рам устанавливали деревянные чурбаки подходящей толщины, мосты жестко притягивали к рамам буксирными тросами или цепями, и машины получали возможность продолжать путь.

Такой способ вынужденного ремонта в пути, получивший на сленге водителей грузовиков термин «лыжа», известен и сегодня. Автор этих строк и сам прибегал к подобному ремонту на полуторке 90-х годов, «ГАЗели», имеющей недостаточно долговечные передние рессоры. Возможно, что упомянутый способ в безвыходной ситуации пригодится и кому-либо из читателей журнала.


Настоящий ремонтник – и жестянщик, и плотник

С началом войны, как известно, конструкция самых массовых советских грузовиков – ЗиС-5 и ГАЗ-ММ – была пересмотрена. В частности, «глубокие» штампованные передние крылья были заменены гнутыми сварными. Довоенные кабины, имевшие деревянные каркасы и металлическую наружную обшивку, теперь полностью изготавливались из дерева. А часть горьковских машин даже не имела дверей, замененных брезентовыми пологами и деревянными ограждениями – «косынками» Все это было сделано для удешевления производства. Но, несомненно, конструкторы подумали и о возможности полного ремонта машин силами фронтовых автомобилистов. Ведь о поставках запасных кабин, новых крыльев и дверей за сотни и тысячи километров в действующую армию не могло быть и речи. Вполне возможно поэтому многие полуторки и трехтонки, потрепанные на фронтовых дорогах на пути к Берлину и Праге, отличались впоследствии наружными элементами конструкций и от первозданного состояния, и друг от друга…

…Но они все же были более близкими к заводским оригиналам, чем те убогие «крокодилы» на шасси дизельных ЗиЛ-4331, что везли наших ветеранов по Красной площади в юбилейном, 2005 году.


Вместо эпилога

Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Пехотинцы, вступавшие в бой «с колес», закрывая бреши в обороне. Артиллеристы, отцеплявшие свои орудия от ЗиСов и «студеров» на пути у прорвавшихся немецких танков. Советские танкисты, получавшие горючее и боезапас с машин обеспечения подчас прямо на передовой…

Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.

  • Андрей Кузнецов

Светлана Кондратьева

Непосредственно образовательная деятельность

Тема : Что делает шофер ? Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину »

Образовательная область «Коммуникация»

Задачи :

Развивать словарный запас, кругозор,

Учить группировать слова в простые предложения,

Называть цвет, величину предметов,

Способствовать развитию речи как средство общения.

Материал : грузовая машина , руль, колесо, различные предметы : кубики, игрушечная мебель, посуда и т. д.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель включает аудиозапись сигнала автомобиля.

Ребята, что это гудит? (открывает дверь) . Это машина приехала к нам

(завозит большую грузовую машину ) . Посмотрите, какая красивая машина .

К нам приехала машина .

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, это грузовая машина . А вы знаете, почему машина называется грузовой ?

Ответы детей

Воспитатель : Машина называется грузовой , потому что она перевозит грузы . Какие грузы перевозят на грузовой машине ?

Ответы детей

Воспитатель : Что есть у грузовой машины ?

Ответы детей

Воспитатель : У грузовой машины есть : кабина, кузов, окна, колеса. А какие машины бывают ?

(Воспитатель показывает грузовую машину и просит назвать ее , какая она, большая или маленькая)

Физминутка

Машина к нам едет , (руки перед грудью, согнутые в локтях)

Колеса шуршат.

А в нашей машине (машут руками в воздухе)

Ребята сидят.

Би – би, би - би, би - би. (сигналят)

Едет наш автомобиль.

(дети вместе с воспитателем выполняют движения)

2. Основная часть. Беседа о шофере .

Воспитатель : А кто управляет машинами ? (шофер ) . Шофер может водить большую, так и маленькую машину . Что делает шофер , когда машина ломается ?

Ответы детей

Воспитатель : Правильно, шофер ее чинит . Большой автомобиль – это грузовая машина , у нее есть кузов, в который помещают то, что надо привести.

Что есть у грузовой машины ?

Ответы детей

Воспитатель : В кузове можно перевозить песок, кирпичи, камни, мебель.

Шофер может возить и людей. Люди находятся вместе с шофером в кабине .

(Воспитатель рассказ сопровождает показом кузова и кабины у грузовой игрушечной машины ).

Воспитатель : Я предлагаю перевести груз с одного места в другое.

3. Задание «Перевести груз »


Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием.

4. Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину »

Воспитатель задает вопросы детям :

Кто ведет грузовую машину ?

Если ломается машина , что делает шофер ?

Что есть у грузовой машины ?

Что перевозит шофер в кузове ?

Где сидят люди, которые везет шофер ?

Воспитатель начинает рассказывать , побуждая детей заканчивать предложение.

Шофер ведет большую… . (машину , которая называется ….(грузовой ) . Если машина ломается водитель ее ….(чинит) . У грузовой машины есть … .(кузов, в котором шофер перевозит (грузы ) . Грузом может быть… . (земля, камни) . Людей шофер везет в … . (кузове)

Катание кукол на машине

Под утро Горлову показалось, что наступила тишина, но вскоре он расслышал треск и шорох в трубах, томительное журчание воды в соседнем номере, и где-то под потолком в углу застрекотал сверчок.

Этого не могло быть - откуда взялся здесь сверчок? - но стрекот не стихал, он будто усиливался, глуша другие звуки.

"Это не сверчок, это швейная машинка. Надо сказать, чтобы выключили", - медленно думал Горлов, не заметив, как подступил сон.

4.8 Не обманешь - не получишь!

Он проснулся от бьющего в глаза яркого света. Небо за окном было неправдоподобно синим, и в столбах солнечного света, как мошкара, роились пылинки.

– Тебе уже звонили, спрашивали когда прислать машину, - Лариса куталась в махровый халат, который всегда возила с собой, и выглядела невеселой. - Все-таки зря я поехала, боюсь, что придется переклеивать обои, девчонки-маляры совсем молоденькие, только год работают. Приехали по лимиту из Пскова, ветер в голове.

– Без тебя наклеят и переклеят, а Володя проследит - он парень надежный, твои девчонки в него сразу втрескаются. Ему, кстати, жениться пора, - вставая, ответил Горлов.

– А мне? Мне тоже пора, - отвернувшись к окну, сказала Лариса.

– Сперва разведись, а мужа потом найдешь, - попробовал пошутить Горлов, но тут же замолчал, заметив у нее на лице слезы.

– Мне муж не нужен. Мне нужен ты. И что с Мишей делать? Ты не представляешь, как я по нему скучаю. И он по мне. Позавчера встретила его у школы, а когда прощались у него были такие глаза. Еле стерпела, пока он ушел, и разревелась в три ручья прямо на улице. Раньше, когда надолго улетала, я всегда знала, что он меня ждет, и у него все хорошо. Пока Мишка был маленький, он всегда высматривал меня в окно и бежал встречать. Когда я входила в прихожую, он уже стоял там с тапочками в руках. Я снимала сапоги, садилась на табуретку, и он одевал мне тапочки. Попыхтит, натянет на одну ногу, шагнет назад и оглядит. Так смешно при этом сопел.

– Не огорчайся, все будет хорошо, - сказал Горлов, и ему вдруг захотелось погладить ее по голове, как он всегда гладил Машу, когда ту кто-нибудь обижал. Он посмотрел вокруг и ему стало неуютно.

"Надо срочно куда-то переезжать. Наверняка, на заводе есть что-нибудь поприличней", - решил он.

Неожиданно в дверь постучали. Это был тот шофер, что вчера вез их из Архангельска.

– Уж обед скоро, Николай Афанасьич с утра ждет, - добродушно проворчал он, сделав вид, что не заметил Ларису.

– Надо позавтракать, - сказал Горлов.

– Понятное дело, - ухмыльнулся шофер, и Горлов подумал, что ему не меньше пятидесяти. - Кому завтрак, а кому отобедать некогда. Гоняют, вишь ты, туды-сюды со с самого, со спозаранку.

– Пойдемте с нами, заодно и пообедаете, - предложил Горлов, заметив, что Ларисе это не понравилось, но менять было поздно.

В ресторане уже было людно, разговаривать при постороннем не хотелось, а официант долго не подходил. Лариса молчала, и Горлов чувствовал, что она раздражена и едва сдерживается.

Наконец официантка принесла отпечатанное на машинке меню в потрескавшейся дерматиновой папочке. Выбор был скуден, Горлов всем заказал одинаково: консервированную салаку, омлет из яичного порошка, бутерброды с плавленым сыром и кофе с молоком. Другого не было, и сливочного масла тоже не оказалось.

– Мне бы еще это… соточку! - неожиданно попросил шофер.

– А как же ГАИ? - кивнув официанту, спросил Горлов.

– У нас не ГАИ, у нас, вишь ты, только ВАИ , и заместо милиции - патрули. Покажешь матросикам пропуск со спецзначком, что с завода, и завсегда не придерутся. Если уж совсем никакой, так до дома доведут, чтоб с рук на руки сдать. А ГАИ с милицией только у них, в Архангельске, и то - редко, - пренебрежительно махнув рукой, ответил шофер. - Потому соточку можно, соточка - что спичка для печки, только для согрева, чтоб карбюратор не застудить, да и со знакомством. Николай Афанасьич сказал, что я вас долго возить буду. В Архангельск на экскурсию съездим, в Холмогоры, откеда Ломоносов родом. Туда всех гостей возим, и зачем - не пойму! Деревня-деревней, на санях ездят, избы бревенчатые, да пиво в чайной раз в год. Другое дело у нас! Наш Северодвинск на особом, вишь ты, положении, и снабжение здесь лучше, чем где, по высшей категории, все свободно есть.

– Лучше, чем в Москве? - в первый раз за все утро улыбнулась Лариса.

– По Москве не скажу, а чем в Питере - навзгляд лучше!

– Чем же лучше? - заинтересовалась Лариса.

– А вы проглянитеся по магазинам: крупы всякие, апельсины недавно разобрали, а макароны - всегда! Сгущенка, тушенка, сайра в масле и прочее - бери, сколько хошь! Хошь по десять банок, никто слова не скажет. Не то, что в каких других местах, где убейся, а больше банки в одни руки не дадут. К соседу теща приезжает, так она подсолнечное масло к себе в Архангельск ведрами возит. На той неделе я ехал и ее захватил, а она крышку плохо привязала, и полведра выплеснулось. Я еле отскреб, до сих кабина запахивает маслицем-то. Также возьми промтовары: аккурат перед Новым Годом югославские сапоги завезли. У вас в Питере за такими в очередях до смертоубийства давятся, спекулянты по полтыщи дерут, а у нас - пожалуйста, сто сорок, госцена - и целый месяц лежали себе спокойно, пока командированные не раскупили. А если взять по осени - только КПП проедешь - грибы-ягоды вдоль дороги прям-таки под ноги лезут. Чужих-то к нам не пускают, а нашим все не собрать, никаких рук не хватит.

– Я КПП не заметил, когда ехали, никто нас не останавливал, - заметил Горлов.

– Кто ж мою машину остановит? - удивился шофер. - Знают, что я из ОРС"а , ненужных людей не повезу.

После завтрака у Ларисы снова испортилось настроение, но она старалась не показывать.

– Езжай, я пока в магазины загляну, где спокойно лежит по госцене югославская обувь, масло можно брать ведрами, и вообще все есть. Когда еще доведется увидеть такое чудо? - провожая Горлова к машине, сказала она.

Николай Афанасьич оказался толст, плешив и неуемно энергичен. Увидев Горлова, он всплеснул руками и без предисловий закричал, что со станции звонили еще вчера, и машина с грузчиками ждет с утра, но без Горлова экспедитор к вагону близко не подпускает.

– Мы уж ночью наладились, только на пути выехали, так он тут, как тут, да еще берданкой грозится. Так и не пустил к вагону, даже патруля подлец не испугался: "Не дам и не подходи!".

– Доверенность-то не забыл? Давай ее сюда, оприходуем! - простецки улыбаясь, Николай Афанаьсич протянул руку. - Сейчас пообедаем, а после сразу на станцию. Без меня управишься?

– А вы кто по должности? - несколько опешив, спросил Горлов.

– Я заместитель начальника ОРС"а, меня в Москве все министерство знает. Как, что достать, сюда звонят: дескать, помоги, Вересков. И помогаю! И мне помогают.

– Мне ОРС не нужен и вы не нужны, я не к вам приехал! Мне нужен директор или главный инженер. А главный технолог - в первую очередь, - Горлов уселся сам, так и не дождавшись приглашения. Он не понимал, почему работать с ним поручили ОРС"у.

– Так вагон же стоит! Разгружать надо, железная дорога неустойку выставит, - радушно улыбаясь, объяснил Николай Афанасьич.

– Вам-то какое дело?

– Не скажите! Весь ОРС без квартальной премии оставить - за это не похвалят.

Горлов достал копию договора поставки и найдя нужный раздел понял, что его обманывают.

– Платить не вам, а нам. По договору право на груз переходит с условием франко-склад получателя. Продукты принадлежат нам, пока их не перегрузят к вам на склад, - разозлившись, Горлов кинул договор на стол. - Читайте на второй страницы, где условия поставки.

– Да, знаю, читал, как "Отче наш" выучил. Я такие договора по десятку в день подписываю, - беспечно отмахнулся Вересков. - По дружбе и тороплю, чтобы хороших людей в расходы не вводить. За простой вагонов с вас тысяч десять слупят, не меньше! А тысяча - она, как говорится, миллион бережет. Мы ваш продукт давно оплатили, вот и платежечка из банка. Так, что денежки уже ваши, а груз теперь будет нашим, за малым осталось - разгрузить и с миром, до новых встреч.

3-е издание. Л.-М., Радуга, 1927. 9 с. с илл. Тираж 15000 экз. цена 23 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редко появляется в продаже!

Список детских книг замечательного поэта Михаила Ивановича Андреева достаточно внушителен, причем подавляющее большинство вышло в издательстве "Радуга":

Андреев Михаил. Брат и сестра / Рис. А. Радакова. Л.: Изд. Центросоюза, 1923. - с. - 20000 экз. - 15 к.
Андреев Михаил. Брат и сестра / Рис. А. Радакова. Л.: Изд. Центросоюза, . - с. - 20000 экз. - 15 к.
В библиографии Михаила Андреева встретилась еще одна книга, выпущенная Центросоюзом:
Андреев Михаил. Два Ивана / Рис. П. Бучкина. М.: Центросоюз, 1924. - с. - 20000 экз. - 20 к.
И приводится очень большой список его книг, изданных "Радугой":
Андреев Михаил. Медведь / Рис. П. Бучкина. Л.: Радуга, 1924. - 14 с. - 5000 экз. - 6 к. (переиздана в 1926-м и 1927-м году).
Андреев Михаил. Храбрый лапоть / Рис. М. Пащенко. Л.; М.: Радуга, 1924. - 15 с. - 7000 экз. - 60 к. (переиздана в 1925, 1926, 1927 годах).
Андреев Михаил. Чучело / Рис. В. Твардовского. Л.; М.: Радуга, 1924. - 11 с. - 7000 экз. - 50 к. (переиздавалась в 126 и 1927 годаз).
Андреев Михаил. О Ермиле и дочери его Людмиле / Рис. К. Рудакова. Л.: Радуга, 1925. - 13 с. - 8000 экз. - 1 р.
Андреев Михаил. Аника-воин / Рис. В. Сварога. Л.: Радуга, 1925. - 12 с. - 10000 экз. - 85 к.
Андреев Михаил. Два брата / Рис. В. Твардовского. Л.: Радуга, 1925. - с. - 10000 экз. - 75 к.
Андреев Михаил. Сам-с-усам / Карт. В. Твардовского. Л.; М.: Радуга, 1925. - с. - 10000 экз. - 85 к. (переиздана в 1927-м году).
Андреев Михаил. Хвастуны / Карт. Э. Криммера. Л.: Радуга, 1925. - с. - 9000 экз. - 85 к.
Андреев Михаил. Хоровод / Рис. А. Радакова. Л.: Радуга, 1925. - с. - 9000 экз. - 85 к.
Андреев Михаил. Золотой зайчик / Рис. Д. Драуле. Л.: Радуга, 1926. - 11 с. - 10000 экз. - 23 к. (переиздана в том же году и 1927-м).
Андреев Михаил. Лен / Рис. Н. Фогт. Л.: Радуга, 1926. - 11 с. - 30000 экз. - 23. (переиздана в 1929-м году).
Андреев Михаил. Маляр Сидорка / Рис. М. Пашкевич. Л.: Радуга, 1926. - 11 с. - 30000 экз. - 23. (переиздана в том же году и в 1927-м).
Андреев Михаил. Масляница / Рис. В. Апостоли. Л.: Радуга, 1926. - с. - 300000 экз. - 23.
Андреев Михаил. Небылицы / Рис. Н. Фогт. Л.: Радуга, 1927. - 10 с. - 30000 экз. - 23 к.
Андреев Михаил. Обновки / Рис. А. Ефимова. Л.: Радуга, 1927. - с. - 30000 экз. - 23 к.
Андреев Михаил. Гроза: Стихи / Рис. Д. Драуле. Л.: Радуга, 1928. - 11 с. - 50000 экз. - 10 к.

"Радуга" - издательство, основанное в 1922 в Петрограде. Создатель и владелец - журналист Лев Моисеевич Клячко (1873-1934). Главная контора располагалось в Большом Гостином дворе, редакция - на квартире Клячко (ул. Стремянная, 14), издательство имело филиал в Москве. В год выпускало до 120 наименований преимущественно книг для детей, а также приключенческую и научно-популярную литературу. Среди авторов - А.Л. Барто, В.В. Бианки, Л.И. Борисова, Б.С. Житков, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский. Благодаря участию художников Ю.П.Анненкова, Б.М. Кустодиева, В.В. Лебедева, С.В. Чехонина книги издательства отличались высоким уровнем художественного оформления. История издательства началась с того, что молодые писатели Чуковский и Маршак задумали выпустить новый детский, журнал. Называться он должен был «Радуга», как и детский сборник под редакцией Максима Горького, который неожиданно (так как выходил в канун нового 1918 года) был переименован в «Елку». Молодые авторы мечтали продолжить дело создания новой детской литературы, за которое ратовал Горький.

Они не только подготовили к печати первые произведения, но и заключили уже договор с издателем. Им должен был стать Л. Клячко, широко известный в дореволюционное время журналист, выступавший под псевдонимом Л. Львов. Он сам обладал талантом писателя, легко увлекался всяким интересным делом и имел организаторские способности. Но издание журнала не состоялось: планы изменились. Вместо него было открыто специализированное издательство детской литературы для младшего и школьного возраста, которое и использовало подготовленные для журнала произведения С. Маршака и К. Чуковского.

Название не изменилось, издателем также остался Л. Клячко. Предварительное разрешение на открытие «Радуги» было получено в конце 1921 года, тогда же началось оборудование литографской мастерской, однако патент владельца Л. Клячко получил только в начале 1923 года, что и послужило официальной датой основания издательства. Оно помещалось первоначально по адресу: Петроград, Жуковского, 18, затем улица Стремянная, 14 и, наконец, внутри Гостиного двора. В Москве был открыт филиал, ведающий главным образом сбытом. Он помещался на Петровке, 20.

Штат сотрудников составлял около двадцати человек. Помощниками Л. Клячко были журналисты В. Поляков и В. Розенблюм в Ленинграде, И. Гиллер в Москве. За качество литографского воспроизведения отвечал художник П. Бучкин. Одним из сотрудников редакции был К.И. Чуковский. «Радуга» не была чисто коммерческим издательством. Значительная часть выпущенных ею книг отличалась высоким художественным уровнем. Здесь, еще до образования Детского отдела Государственного издательства, появились первые произведения советской детской классики - книги С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки. Для «Радуги» писали А. Барто, В. Инбер, Б. Житков, Е. Шварц и другие писатели, их книги иллюстрировались такими замечательными художниками, как С. Чехонин, М. Добужинский, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Е. Крутикова, Ю. Анненков, В. Конашевич, В. Лебедев, А. Самохвалов, К. Рудаков, В. Ермолаева. Первым изданием, которое только условно можно причислить «Радуге», был «Театр для детей» Е. Васильевой и С. Маршака, вторично переизданный с рисунками С. Чехонина. На титульном его листе стояло: «1922 год. Радуга»-«Издательство А.Ф. Маркса»,- но зато последнюю страницу уже украшала впервые появившаяся четырехугольная марка с летящей птичкой. Первые книги «Радуги» вышли также в конце 1922 года (хотя на титульных листах был обозначен 1923 г.). Это были произведения К.Чуковского: «Тараканище» с рисунками С. Чехонина и «Мойдодыр» с иллюстрациями Ю. Анненкова. В 1923 году появились «Пожар» С. Маршака с обложкой Б. Кустодиева и рисунками В. Конашевича, а также «Детки в клетке» с рисунками популярного английского художника и поэта С. Олдина, перепечатанными из английского детского издания.

Следом вышли «Муркина книга» и «Мухина свадьба» (позднее названная «Мухой-Цокотухой») с иллюстрациями В. Конашевича и «Бармалей» с рисунками М. Добужинского. Если бы «Радуга» на этом окончила свое существование, то все перечисленное уже явилось бы серьезным вкладом в дело создания советской дошкольной книжки, но впереди были блистательные работы В. Лебедева, который обрел в «Радуге» такого талантливого соавтора, как С. Маршак. «Охота», «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Вчера и сегодня», «Багаж» - все эти книжки, как фейерверк, почти одновременно появились в «Радуге» в течение 1925-1926 годов. Это был период наивысшего взлета издательства. В дальнейшем положение ухудшилось. В 1927 году из-за низкого художественного уровня рукописей (так как ведущие писатели и художники, объединившиеся в «Радуге», к тому времени уже работали в Государственном издательстве), а отчасти по вине «чиновников от культуры» - Комиссия по детскому чтению запретила печатать 81% всего издательского портфеля. Начавшийся кризис «Радуга» так и не сумела преодолеть вплоть до своего закрытия в 1930 году. Стало появляться все больше и больше случайных изданий; борясь за существование, издательство начало предпринимать многочисленные попытки переизданий своих книг.

Издательство выпустило в общей сложности около 400 детских книг. По свидетельству авторов, Л. Клячко проявил себя одаренным, хотя и весьма своеобразным редактором. У него был свой оригинальный критерий оценки произведения. Автора, принесшего рукопись, он тут же просил прочитать ее вслух и если сочинение им сразу запоминалось наизусть, то это означало, что оно выдержало проверку и Клячко тотчас нес читать его своим детям. Так же быстро решалась и судьба иллюстраций: внимательно просмотрев рисунки, он откладывал их в сторону, закрывал глаза, восстанавливая виденное в памяти и, в зависимости от того, насколько запомнились созданные художником образы, кратко объявлял: «Беру» или «Нет». Редактором, в сложившимся понимании слова, Клячко не был, он никогда не интересовался творческими замыслами, не просил доделать или исправить.

Учиться авторам приходилось главным образом друг у друга, их взгляды рождались в беседах и спорах. И если в области литературной признанными авторитетами в издательстве вскоре стали С. Маршак и К.Чуковский, то в области изобразительной - мирискусники и В. Лебедев. «Радугу» можно было бы справедливо назвать издательством художников - в ее работе принимало участие около ста графиков. Наряду с маститыми, здесь работали начинающие и даже непрофессиональные авторы. Художники не только занимали равноправное положение с писателями, но нередко играли и ведущие роли, передавая литераторам уже оконченные рисунки, к которым надо было сочинить подписи. Именно так появились «Цирк» В. Лебедева и С. Маршака, «Прятки» В. Конашевича и Е. Шварца и многие другие книжки. Графика «Радуги» как бы объединила в себе два начала: мирискусническое (в лице художников, стоявших у основания издательства) и конструктивистское (в лице В. Лебедева и его последователей). Наиболее яркими индивидуальностями, выразившими эти две линии, были В. Конашевич и В. Лебедев. Если сравнить рисунки первых изданий «Радуги», то нетрудно заметить, что все они различны как по образному строю, так и по мировосприятию. Причем эпитет «детский» подойдет не каждому, разве только рисункам В. Конашевича и М. Добужинского и, в гораздо меньшей степени, иллюстрациям С. Чехонина и Ю. Анненкова. Два начала, мирискусническое и конструктивистское, не только составили специфику детской книги 1920-х годов, но и во многом предопределили дальнейший путь ее развития. Характерной чертой изданий для малышей стало сближение их с жизнью. На смену условным персонажам старых книг пришли образы реальной действительности: почтальоны, машинистки, пожарные, водопроводчики, электромонтеры, нэпманы и беспризорники. Введением в книгу современного персонажа мы более всех обязаны В. Лебедеву. В «Радуге» он продолжил уникальную галерею жизненных типов, начало которой положил еще трубочист со страницы «Елки», а завершил уже позже «мистер Твистер миллионер».

Лучшие издания «Радуги», впитавшие в себя черты нового быта, наряду с работами ГИЗа, «Молодой гвардии» и других издательств, составили международную славу советской детской книги 1920-х годов. Наиболее точно значение издательства в истории книги так называемого «додетгизовского» периода сумел определить А. Федоров-Давыдов, еще в 1920-е годы утверждавший, что «от... «Азбуки» и «Игрушек» поведем мы происхождение превосходной в художественном отношении детской книжки Ленинграда (главным образом издательства Радуга)» . И действительно, уже в 1924 году первые книги издательства экспонировались в Нью-Йорке. В 1925 году изданиям «Радуги» была присуждена медаль Всемирной выставки Декоративного искусства в Париже. В марте 1926 года они с успехом демонстрировались в Кэмбридже. В мае книжки были представлены на Выставку ассоциации графиков в СССР. В 1927 году «Радуге» присудили диплом «За высокое качество литографского воспроизведения». Сейчас без книг этого издательства не обходится почти ни одна ретроспективная выставка советской книжной графики. Но к 1930 году пришла пора государственной монополии в книгоиздании. Издания «Радуги», не имевшей тесных связей с Наркомпросом, были признаны аполитичными, далёкими от насущных проблем молодой советской республики и в 1930 году издательство было закрыто.