Что нужно для езды на гидроцикле. Что нужно знать владельцу гидроцикла

Ответ: Прежде всего, заметим, что гидроцикл относится к маломерным судам, эксплуатация которых исключает их свободное использование. Иными словами, нельзя твоему гостю, не имеющему прав и доверенности от тебя, сесть за руль скутера и начать «бороздить водоем». Впрочем, давай по порядку.

Покупка и эксплуатация водного мотоцикла сродни покупке и эксплуатации автомобиля. Посуди сам: надо зарегистрировать гидроцикл в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), ежегодно уплачивать транспортный налог, один раз в пять лет (раньше - ежегодно) проходить в ГИМСе технический осмотр, иметь судоводительские права. Эксплуатация аквабайка без соблюдения указанных условий невозможна!

Итак, ты купил водный мотоцикл. С договором купли-продажи, товарным чеком или справкой-счетом и руководством по эксплуатации (на русском языке!), квитанцией об уплате 1100 рублей за регистрацию, паспортом и свидетельством ИНН необходимо явиться в ГИМС (в Москве она находится на ул. Чаплыгина, д. 15, стр. 5) и написать заявление о регистрации (заполнить регистрационную карточку). ГИМС, в свою очередь, выдаст тебе судовой билет и присвоенный твоему гидроциклу регистрационный номер. Кстати говоря, если аквабайк не будет зарегистрирован, то за это грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

За водный мотоцикл придется ежегодно платить транспортный налог. Надо сказать, что сумма налога весьма приличная! В Москве с 2014 года за гидроцикл мощностью до 100 л. с. размер налога составляет 250 (раньше - 125) рублей за 1 л.с. Если мощность мотора составляет свыше 100 л.с., то за 1 л.с. нужно будет выложить 500 (раньше - 250) рублей. И это при том, что на автомобиле человек ездит круглый год, а на водном мотоцикле катается лишь несколько месяцев! В-общем, аквабайк - дорогая игрушка. Если аквабайк прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то техосмотр при регистрации не проводится - достаточно лишь представить гидроцикл в натуре на предмет соответствия предъявленным документам.

Если же твой гидроцикл не прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то перед регистрацией придется пройти технический осмотр. Причем, если раньше можно было привезти аквабайк в ГИМС на прицепе, то сейчас осмотр осуществляется и на суше, и на воде. Тебе придется согласовать с инспектором ГИМСа время и место осмотра. Сначала маломерное судно осматривается на плаву, а затем после подъема на берег.

Наконец, ты должен получить права, пройдя курс вождения гидроцикла. Учиться можно самостоятельно, а экзамен сдается только в ГИМСе, где и выдается удостоверение на право управления судном. Сдать нужно будет теоретическую, а потом и практическую часть. Управление водным мотоциклом без прав наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.

Ограничения по перемещению, конечно, есть. Использовать можно только ту водную территорию, где разрешены поездки на маломерных судах. При этом ГИМС следит за соблюдением правил. Например, скорость движения твоего аквабайка вблизи пляжей не должна превышать 15 км/час. Ты и твои гости должны быть одеты в спасательные жилеты, а ключ зажигания гидроцикла должен быть соединен с рукой водителя чекой. В этой связи, возможно, имеет смысл вступить в водный клуб и использовать его водную базу.

Теперь о надувных лодках. На гребные (без мотора) суда удостоверение о праве на управление не требуется. Если надувная лодка с мотором, то все зависит от мощности мотора. Если на надувной лодке установлен мотор мощностью до 8 киловатт (10,88 л.с.), то она не относится к маломерным судам и ее не нужно регистрировать. Права на управление необходимо получить, если мощность двигателя лодки составляет более 5 л.с.

Остались вопросы по теме? Задавай в комментариях. Новые вопросы присылай на адрес c пометкой «Вопрос адвокату».

Летом многие из нас любят покататься на гидроцикле . Для этого не обязательно ехать на море – сейчас гидроциклы доступны даже на реках и озерах. Для тех, кто сталкивается с этим плавсредством впервые, но хочет научиться им управлять, мы и расскажем, как ездить на гидроцикле .

Управление гидроциклом

С первого взгляда может показаться, что управлять гидроциклом сложно, но это не так. Элементов управления не так уж много: две рукоятки руля, как на мотоцикле, две кнопки для запуска и глушения гидроцикла, а также справа должен быть рычаг, отвечающий за газ. Тормоза Вы не найдете, потому что его просто нет – в случае с гидроциклом , чтобы остановиться, нужно использовать сопротивление воды. Именно поэтому нужно научиться отпускать газ в нужный момент, чтобы избежать столкновений и других аварийных ситуаций.

Техника безопасности

Перед тем как ездить на гидроцикле – подумайте о безопасности. Если не хотите травмироваться, лучше оденьте гидрокостюм . Перчатки помогут избежать мозолей на руках, а специальная обувь защити Ваши ноги от ударов о волны. Обязательными атрибутами для катания также являются защитные незапотевающие очки и спасательный жилет. Кататься на гидроцикле в нетрезвом виде запрещено. Убедитесь, что топлива в баке достаточно, и лучше пройдите специальный инструктаж о том, что делать в экстремальных ситуациях.

Теперь непосредственно о том, как ездить на гидроцикле . Садиться на него нужно сзади, а не сбоку, иначе он перевернется. Чтобы не слететь во время езды, специальным тросовым талрепом пристегивают жилет к рулю около зажигания. После этого с помощью кнопки или рычага в области бензобака активируется заслонка и только после этого можно нажимать «Пуск». При старте можно добавить газа, но когда гидроцикл заведется, газ надо отпустить. Ручка газа предназначена для увеличения скорости.

Гидроциклом управляют так же, как и обычным велосипедом. Важно запомнить, что во время поворотов нельзя отпускать газ, иначе есть риск перевернуться. Кроме того, если отпустить ручку газа, гидроцикл будет ехать прямо, как бы Вы старательно не крутили руль.

Гидроцикл или аквабайк (водный мотоцикл) – это почти то же самое, что спортивный мотоцикл, только на воде. Он позволяет получать огромное удовольствие от скорости и трюков. На гидроцикле можно ездить при сильном ветре и волнах, так как сопло водомета, поднимаясь относительно корпуса, обеспечивает устойчивость. Важная деталь обеспечивающая безопасность это чека с ремешком, надеваемая на руку водителя: при его случайном падении в воду чека выдергивается и тогда гидроцикл сразу останавливается.

Для прогулок более удобным является сидячий гидроцикл, в котором помещается от одного до четырех пассажиров в зависимости от модели, а для любителей водного экстрима и трюков на воде подойдёт стоячий гидроцикл. У первого вида аквабайков двигатель более мощный, а у второго вида гидроцикла объем двигателя хоть и вполовину меньше, но по скорости и маневренности он значительно превосходит сидячие туристические гидроциклы. Стоячие гидроциклы, предназначенные в основном для трюков и спортивных соревнований. При этом выпускают их всего два производителя в мире.

Перед каждой поездкой желательно провести контрольный осмотр гидроцикла. Водитель и пассажиры при езде на гидроцикле всегда должны иметь индивидуальные спасательные жилеты. Важно помнить что падение в воду на большой скорости или удар струи водомета могут нанести серьезный вред здоровью, поэтому рекомендуется использовать защитные очки и другие средства защиты, включая подходящую обувь.

При управлении гидроциклом всегда помните о том,что приполном отпускании рычага дроссельной заслонки двигатель переходит на холостой ход, и курсовая управляемость гидроцикла ухудшается. Для совершения уверенного поворота гидроцикла необходимо повернуть руль,одновременно нажимая на рычаг дроссельной заслонки. Это правило действует для большинства гидроциклов, но есть модели со специальными системами облегчающими управление при отпущеном газе.

Помните о том, что продолжительное нахождение под прямыми лучами солнца, алкоголь и наркотические препараты отрицательно водействуют на психомоторные функции человека, что снижает его способность правильно оценивать ситуацию и быстро принимать решения. Многие гидроциклы способны развивать большую скорость, но движение и маневры на высокой скорости опасны и требуют от водителя большого опыта и мастерства. Не рекомендуем развивать высокую скорость если время суток, погодные условия и состояние акватории не позволяют уверенно управлять гидроциклом. Не опускайте ноги в воду, этим вы не поможете гидроциклу выполнить поворот, но можете получить травму.

Постоянно следите за находящимися поблизости лодками, катерами и пловцами, т.к. они могут представлять для вас потенциальную опасность, так же как и вы для них. Поддерживайте безопасную дистанцию между своим гидроциклом и другими судами. Подобно другим катерам и моторным лодкам большинство гидроциклов не имеет тормозов. Остановочный путь гидроцикла зависит от начальной скорости, нагрузки, силы ветра и состояния водной поверхности. Для отработки навыков остановки гидроцикла рекомендуем вам потренироваться в безопасном месте. Вы должны научиться правильно оценивать остановочный путь гидроцикла в различных условиях. Не отпускайте рычаг дросселя при обходе каких либо объектов на воде. Необходимо одновременно работать и рулем, и дроссельной заслонкой. Нельзя останавливать гидроцикл с помощью реверса.

Перед перевозкой посажиров убедитесь в том что все они знают как правильно подняться на борт гидроцикла из воды, а также наличие спасательных желетов.

Во избежание случайного пуска двигателя, угона или несанкционированного использования гидроцикла всегда отсоединяйте шнур безопасности от выключателя, особенно при техническом обслуживании аппарата, чистке решетки входного отверстия водовода, а также при наличии поблизости посторонних людей. Не приближайтесь к входному отверстию водовода во время работы двигателя вращающиеся детали могут затянуть длинные волосы,одежду,пояса и шнурки спасательно жилета.

При движении с пассажиром на борту, буксировке воднолыжников или других судов управляемость гидроцикла изменяется. Управление груженым гидроциклом требует от водителя большого умения. Запрещено перегружать гидроцикл или брать на борт больше пассажиров, чем указано в его паспортных данных. Дополнительная нагрузка ухудшает маневренность и устойчивость гидроцикла, снижает его эксплуатационные характеристики. Запрещено устанавливать дополнительное оборудование,если это нарушает устойчивость гидроцикла. В буксировочной петле можно закрепить фалводнолыжника, однако, не следует использовать эти петли и клицы для буксировки парусных средств, так как это может привести к поломке вашего гидроцикла.

Прыжки через гребни ветровых волн или волновой след быстроходных судов представляют опасность и для водителя с пассажирами, и для гидроцикла. Не пытайтесь удивить кого либо брызгами своего гидроцикла, так как результатом может быть столкновение с другим судном или наезд на человека.

На мелководье следует двигаться с большой осторожностью и на самой малой скорости т.к возможна посадка на мель и неожиданная резкая остановка гидроцикла. Кроме того, есть опасность травмирования людей или повреждения имущества камнями, попавшими в водомет и вылетающими с большой скоростью из сопла.

Будьте предупредительны и уважайте права других водителей маломерных судов. Следите за знаками, запрещающими создание волн на акватории. Как "капитан" маломерного судна, вы отвечаете за ущерб, причиненный другим судам волновым следом вашего гидроцикла.

Пары бензина легко воспламеняются и взрывоопасны, поэтому при заправке гидроцикла топливом строго придерживайтесь правил и мер безопасности. Постоянно следите за запасом топлива. При планировании прогулки на гидроцикле придерживайтесь следующего правила. Разделите запас топлива на три равные части. Первую треть вы можете израсходовать, двигаясь до пункта назначения, вторую часть на обратном пути в исходный пункт,а третью часть оставьте в резерве. Запрещается перевозить дополнительный запас топлива или другие легковоспламеняющиеся жидкости в багажном отделении или моторном отсеке гидроцикла.

Многие отдыхающие на Иссык-Куле хоть раз, да желали прокатиться на заманчивых, шумных и быстрых скутерах, которые предлагают как аттракцион местные «бизнесмены». К сожалению, взяв с клиента деньги, хозяева гидроцикла практически ничего не рассказывают о технике безопасности и мастер-классы для впервые севших за руль на воде не проводят. И это, невзирая на то, что должен производиться полный инструктаж, за который нередко те же владельцы скутеров берут с клиента роспись, подтверждающую что человек заплатил и с условиями проката согласен. Единственное, что упоминают арендодатели, помогая надеть отдыхающему жилет, так это тот факт что, если клиент что-нибудь потеряет, сломает или умудрится утопить водный байк, то от крупного штрафа ему не уйти.

Во избежание испорченного отдыха наших читателей K News собрал правила управления гидроциклами и рекомендации о том, как правильно кататься.

Экипировка важна и для профи, и для новичков!

Готовясь к поездке на скутере, обязательно наденьте спасательный жилет. Без него нельзя ездить ни новичкам, ни профессионалам. Каким бы опытным ни был водитель, удар волны или другие форс-мажорные ситуации могут выбить его из «седла», причем на очень даже немаленькое расстояние. Удар о воду при этом может быть довольно мощным, а его последствия - самыми плачевными. Судите сами: что может произойти в воде с потерявшим сознание человеком? Правильно, скорее всего, не будь на нем спасательного жилета, человек этот пойдет ко дну…

Жилеты для водных мотоциклов, к слову, особые - они не особо объемные и не надуваются воздухом. Спасательный атрибут шьется из спецматериалов, плотно прилегает к телу и не мешает езде.

При поездке на скутере лучше оставить все свои вещи на берегу. Шляпу, очки, обувь, полотенце и прочие атрибуты пляжника брать с собой за руль не стоит. Желательно избавиться от всего, что может отвлечь ваше внимание от наводной езды. Оставить аксессуары на суше следует и пассажирам, иначе велик риск потерять вещи - сильный ветер в лицо, затяжные повороты, а нырять за потерянными мелочами на 5-7-15 метров вглубь вряд ли кто-нибудь станет.

Завершая процесс экипировки, проверьте, плотно ли закреплен браслет ключа на запястье. В случае если вы случайно отпустите руль - или вообще свалитесь со скутера в воду, — ключ должен остаться на вашей руке, а не в замке зажигания. Тогда водный мотоцикл остановится, и вы с легкостью сможете вернуться за руль. В противном случае мотоцикл будет бороздить водные просторы, пока у него не кончится топливо.

Катаясь на скутере, легко «влететь»

Оседлав водоплавающего «железного коня», не спешите жать газ до отказа. Знаменитый девиз здесь может сыграть с вами злую шутку.

Дело в том, что основой двигателя данного вида транспорта является пропеллерный мотор, который находится в задней нижней части гидроцикла. Лопасти хоть и небольшие, но на мелководье все же могут задеть дно, тем более что при старте скутер немного встает на дыбы, приподнимаясь своей передней частью, соответственно, задняя опускается ближе ко дну. При этом хозяева водного мотоцикла подгоняют его поближе к берегу, чтобы отдыхающим было удобно на него взбираться.

Чтобы избежать повреждения двигателя недешевого гидроцикла и чтобы не платить потом громадный штраф за испорченный пляжный аттракцион, не газуйте при старте. Усевшись за руль и проверив экипировку, трогайтесь очень аккуратно. Несколько раз поверните ручку газа и верните ее в исходное положение. Скромный старт и последующий холостой ход позволят вам вывести гидроцикл на достаточную для полноценного старта глубину. Тут уже и газуйте в свое удовольствие.

Аналогичными соображениями стоит руководствоваться и по возвращении к берегу: газ необходимо отпустить еще на глубине, а приближаясь к суше (на расстоянии примерно в 5-7 метров от берега) и вовсе необходимо заглушить гидроцикл. Силы инерции вам вполне хватит, чтобы аккуратно и красиво припарковаться.

Плавные повороты и контакт с пассажиром - залог отличной поездки

Если за рулем скутера вы никогда прежде не сидели, то со стороны вам наверняка казалось, что в управлении водным байком нет ничего сложного. Забегая вперед, до вашей первой попытки порулить, скажем: это - заблуждение. Во-первых, этот скоростной транспорт, как и любой другой, не потерпит ошибки водителя, а, во-вторых, управление техникой на водной глади кардинально отличается от вождения по дорогам.

Наводная скорость от скорости наземной отличается даже по ощущениям. Учтите, что резкий газ с легкостью может выбить вас из равновесия. Сначала почувствуйте, как набирает скорость гидроцикл, какое он оказывает давление на вас при ускорении, при поворотах, и только когда освоитесь и поймете, как подстраиваться под скорость «скакуна», начинайте газовать.

Почувствовав скорость и драйв, постарайтесь не терять бдительность. Не противьтесь течению - ехать с большой скоростью против волн не желательно. Почему? Да потому что элементарные законы физики: гидроцикл будет прилегать к поверхности воды меньшей плоскостью днища, от чего его начнет швырять то вверх, то вниз, то вправо, то влево. На высокой скорости байк начнет прыгать по волнам, как взбесившийся конь. Приземляться с первого раза получается далеко не у всех, а значит, возрастает риск вашего падения в воду, при этом можно запросто опрокинуть гидроцикл, а то и вовсе его утопить - перспектива не самая радужная, согласитесь.

Не стремитесь также ускоряться на поворотах. Хотите почувствовать скорость - делайте это по прямой, при спокойной воде или по течению, а в повороты лучше входить на минимальной скорости и по максимально широкой дуге.

Если вы берете с собой в поездку пассажира, то предупреждайте его о предстоящем повороте или о резком ускорении. Его реакция будет достаточно сильно влиять и на вас, и на гидроцикл. Если, не зная о повороте, пассажир неправильно наклонится и начнет падать, то он может уронить за собой и вас или, того хуже, попасть под скутер.

ПДД актуальны и на воде

Перед отплытием внимательно осмотрите гидроцикл. У него не должно быть видимых повреждений, руль должен легко поворачиваться, а все открывающиеся сегменты должны быть под замком. На транспорте не должно быть ничего лишнего. Обратите внимание на уровень бензина в баке и на работу приборной панели. Если вдруг что-то окажется не в порядке, это может стоить вам не только бесполезно потраченных денег, но и обвинений со стороны хозяев техники в том, что вы устроили поломку вы во время катания.

Катаясь на воде, придерживайтесь уже известных вам правил ПДД. Здесь идет речь о пловцах, они - как пешеходы на дорожной зебре. Людей в воде необходимо либо объезжать на минимальной скорости (без газа), либо пропускать, если ваши маршруты пересеклись. Случаи наезда гидроцикла на человека в воде нередко приводят к летальному исходу, а ответственность водителя здесь будет такая же, как и на дороге.

Встречая иной транспорт на воде, избегайте к нему приближаться. Мудро соблюдая дистанцию, вы исключите риск столкновения, а кроме того избежите качки из-за волн, образуемых сторонним мотором. При совершении поворота, разворота, резкой остановки оглянитесь кругом и оцените ситуацию: не приведет ли ваш маневр к столкновениям с кем-то или чем-то.

При первых поездках не отъезжайте далеко от берега, чтобы в случае чего спасателям было проще до вас добраться.

И, кстати, уточняйте у арендодателей скутера, прогрет ли двигатель машины: чтобы газовать на полные обороты гидроцикл тоже нужно прогреть.

Время — деньги

Ну, и напоследок - несколько дельных советов о договоре проката водного мотоцикла:

  • Уточните, на сколько минут вы арендуете скутер;
  • Перед поездкой сами засеките время (да-да, недобросовестные хозяева, ворующие у отдыхающих время катания, - не миф);
  • Переспросите (можно даже и несколько раз), за что именно вы расписываетесь;
  • Постарайтесь договориться о том, чтобы заплатить после поездки - если скутер окажется неисправным или возникнут прочие проблемы, нервных споров о возврате денег можно будет избежать;
  • Поинтересуйтесь у хозяев байка, каков объем двигателя у транспорта, с какой скоростью он едет и как быстро набирает обороты (это позволит вам подготовиться и заранее узнать, чего можно ждать от ручки газа).

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Не оставляйте присоединённый шнур
безопасности при сходе с гидроцик-
ла. Это поможет предотвратить угон
гидроцикла или случайный пуск дви-
гателя детьми или другими лицами.

Как управлять гидроциклом

Перекладка руля приводит к повороту
сопла водомёта в горизонтальной плос-
кости. Поворот руля вправо приведёт
к повороту гидроцикла вправо, и наобо-
рот. Во время выполнения поворота
следует нажимать рычаг дроссельной
заслонки.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Для изменения направления движе-
ния гидроцикла следует поворачи-
вать руль, одновременно нажимая
рычаг дроссельной заслонки. Управ-
ляемость и маневренность гидроцик-
ла зависят от силы нажатия на рычаг
дроссельной заслонки, количества
пассажиров, нагрузки, состояния
вод ной поверхности и погодных
условий, таких как ветер.

В отличие от автомобиля поворот гидро-
цикла выполняется при нажатом рычаге
дроссельной заслонки. Потренируйтесь
в совершении поворотов, выбрав безо-
пасную акваторию. Вы получите бесцен-
ный опыт ухода от столкновений.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При отпускании рычага дроссельной
заслонки курсовая управляемость
гидроцикла заметно ухудшается
и полностью утрачивается при вык-
люченном двигателе.

При движении с пассажиром (-ами)
на борту управляемость гидроцикла из-
меняется, и от водителя требуется более
высокое мастерство управления. Пасса-
жиру следует держаться за ремень сиде-
нья, задний формованный поручень или
за талию сидящего впереди. Снизьте ско-
рость движения и не совершайте резких
и крутых поворотов. Избегайте движения
с пассажиром по неспокойной воде.

Крутые повороты и другие
специальные маневры

Любые крутые повороты или специ-
альные маневры, при которых входные
отверстия системы впуска воздуха про-
должительное время будут находиться
под водой, приведут к попаданию воды
в трюм гидроцикла.

Двигателю внутреннего сгорания для нор-
мальной работы требуется постоянный при-
ток воздуха. По этой причине гидроцикл
не может быть абсолютно герметичным.

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

Если входные отверстия

системы впуска воздуха оказываются по-
груженными под воду, при выполнении
маневров, таких как длительное движе-
ния по кругу, прохождение носа гидро-
цикла сквозь волны или при опрокиды-
вании гидроцикла, то вода может попасть
внутрь трюма гидроцикла и причинить
серьёзные повреждения деталям двига-
теля. Обратитесь к разделу «ГАРАНТИЙ-
НЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
», содержащемуся
в данном Руководстве.

Система OTAS

(помощь

в управлении при отпущенном
рычаге дроссельной заслонки)

OTAS (помощь в управлении при отпу-
щенном рычаге дроссельной заслонки)
обеспечивает дополнительную маневрен-
ность при отпущенном рычаге дроссель-
ной заслонки.

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ