Как правильно отрегулировать противотуманные фары ваз 2114. Узкое пространство для работы

Любой, более или менее опытный, водитель понимает необходимость использования дополнительных осветительных приборов, коими являются противотуманные фары. Штатные фары дальнего (ближнего) света, призванные обеспечить достаточный уровень освещения дорожного полотна, со своей функциональной задачей справляются далеко не всегда, а в условиях моросящего дождя, мокрого снега и, особенно, тумана способны существенно осложнить реальность восприятия дорожной обстановки водителем. Создаваемый ими относительно высокий луч света, преломляясь во влажном воздухе, создает довольно плотную световую завесу, ограничивающую обзор дороги.

Решением этой проблемы стало использование на транспортном средстве специальных внешних осветительных приборов, названных противотуманными фарами. Практика применения этих фар показала прямую зависимость степени эффективности их функционирования от правильного расположения прибора относительно поверхности земли.

Порядок использования противотуманных фар

Конструктивное исполнение противотуманок должно отвечать требованиям существующей нормативно-правовой базы, включающей Правила Дорожного Движения (далее ПДД), ГОСТ 8769-75 (далее ГОСТ) и Правила (единообразные предписания) ЕЭК ООН. Перечень основных требований данных регламентов сводится к следующему:

  • Световой луч, производимый противотуманной фарой, должен отвечать нескольким условиям:

Светораспределение луча направлено вниз, а его верхняя граница должна быть четко очерчена;

Величина горизонтального угла рассеивания не превышает 70 0 .

  • Высота установки – не менее 250 миллиметров от поверхности дорожного полотна.
  • Максимальное расстояние между противотуманной фарой и внешним габаритом транспортного средства – не более 400 миллиметров.

Кроме того, ПДД определен режим использования противотуманок - условия недостаточной (дождь, снег, туман) или ограниченной (горные дороги, крутые повороты) видимости.

Главной задачей процесса регулировки противотуманок заключается в придании им определенного положения в пространстве, характеризующегося формированием светового луча, направленного в свободную от конденсата и испарений зону, находящуюся на расстоянии 0,3-0,7 метра от поверхности дорожного покрытия. Расширение указанных границ в ту или иную сторону существенно сказывается на функциональности противотуманок.

Технологическая операция по выполнению регулировочных работ сводится к установке определенных значений вертикального и горизонтального углов положения прибора.

Подготовительные мероприятия

Регулировка противотуманных фар предваряется выполнением следующих мероприятий:

  • подбор ровной горизонтальной площадки;
  • замер давления в шинах автомобиля и доведения его до значения, определенного в инструкции по эксплуатации автомобиля (величина данного параметра влияет на высоту расположения противотуманок относительно дорожного полотна);
  • заправка топливного бака (до полного);
  • загрузка автомобиля до веса, равного весу нагрузки основного периода эксплуатации;
  • на расстоянии 10-ти метров (некоторые специалисты сокращают его до 5-ти метров) от транспортного средства выставляем (перпендикулярно поверхности) специальный экран (в качестве последнего можно использовать стену, гаражные ворота и т.п.);
  • подготовка инструмента: отвертки, средства измерения (линейка, рулетка).

Схема регулировки противотуманных фар

На экране выполняется разметка линий, точки пересечений которых и границы образованных ими геометрических фигур, обозначают необходимые параметры регулировки:

а) Наносятся строго вертикальные линии:

- «о-о» - осевая линия транспортного средства;

- «з-з» - линии, симметричные друг другу и проходящие через точки, соответствующие центрам противотуманных фар. «В» - расстояние от линии центра фары до осевой линии транспортного средства.

б) Далее наносятся горизонтальные линии «1» и «2», где «А» - расстояние от поверхности площадки до центра оптического элемента противотуманной фары, а расстояние «Б» определяется в соответствии с данными, приведенными в Таблице №1.

Таблица№1

Примечание: значения указаны для случая, когда транспортное средство установлено от экрана на расстоянии 10-ти метров. В результате проведенной разметки должна получиться схема регулировки противотуманных фар, аналогичная представленной на Рисунке №1.

в) Включаются противотуманные фары. Одна из противотуманок закрывается не пропускающим свет экраном (плотная материя, фанера, картон и т.п.), поскольку регулировка приборов производится раздельно.

г) Посредством регулировочных винтов, расположение которых указано в Руководстве по эксплуатации транспортного средства, производится перемещения светового пучка до момента соблюдения следующих условий:

  • Центр светового пучка должен располагаться в точке пересечения линий «з-з» и «2».
  • Верхняя граница светового пятна, образованного противотуманной фарой должна совпадать с линией «2».

д) Открываем обе противотуманные фары и контролируем идентичность расположения световых пятен, производимых ими, на экране.

Если все вышеперечисленные условия выполнены – противотуманные фары транспортного средства отрегулированы.

Дополнительная информация

Кроме расположения, довольно значимую роль в эксплуатационном процессе данных светооптических приборов играет цвет создаваемого ими светового луча. Наиболее эффективными считаются противотуманки, генерирующие луч, цвет которого располагается в длинноволновом секторе спектра. Физическое обоснование данного утверждения заключается в ином типе преломления такого луча в каплях влаги и способности избегать взвешенных частиц, размер которых менее длины волны. А, так как ПДД запрещают использование передних осветительных приборов красного цвета, наиболее эффективными являются противотуманные фары, создающие световой луч желтого цвета.

Резюмируя вышесказанное, ответим на довольно распространенный вопрос: «Зачем регулировать противотуманки самому, ведь на СТО это сделаю более профессионально?».

Конечно, регулировка противотуманных фар силами специалистов автосервиса по определению предполагает повышенный уровень точности. Однако отличие технологии заключается лишь в применении реглоскопа – прибора, оснащенного оптическим измерительным узлом. Да и устранение не влияющих на безопасность движения миллиметровых погрешностей, допущенных при самостоятельной регулировке, не стоят тех материальных затрат, которые потребуют с вас профессионалы.

Самостоятельная регулировка противотуманных фар ВАЗ 2110

Когда встречные водители постоянно мигают вам, сигнализируя, что вы их «слепите», то наверняка все дело в разрегулированных фарах, которые даже в режиме ближнего света создают неудобства участникам движения.

Чтобы вернуть им заводские настройки, необходимо посетить СТО, где с помощью стенда и специального оборудования отрегулируют их световой поток. Но если речь заходит о том, как отрегулировать противотуманные фары ВАЗ 2110 или любой другой модели АвтоВАЗа, то вопрос приобретает намного больший смысл.

Свет фар не должен слепить встречных водителей

Обратите внимание!
Их предназначение заключается в улучшении видимости в тяжелых дорожных условиях. Т.е. в ситуациях, когда движение с обычным освещением невозможно.

Принцип действия противотуманки

Прежде чем хвататься за инструменты и регулировать своими руками положение ПТФ на автомобиле, каждый автовладелец должен разобраться в особенностях их работы.

А для этого необходимо вспомнить, что туман:

  • Это мельчайшие частицы влаги, которые находятся в воздухе;
  • Исходящее тепло от земли (дорожного покрытия) не дает им опуститься, заставляя буквально висеть, что приводит к образованию молочной пелены;
  • Поток света, отражаясь от них как от зеркала, возвращается обратно и ослепляет водителя.

Узкое пространство для работы

Все водители знают, что включение обычных фар в тумане приводит к ухудшению видимости. Происходит это потому, что капельки влаги как раз и располагаются на уровне головного света современного автомобиля. Ведь их местоположение определялось для лучшего освещения дорожной обстановки – максимально близко к органам зрения водителя.

А у ПТФ другая задача – сделать возможным движение в тумане. Вот почему на авто их устанавливаются как можно ниже к дорожному полотну, чтобы они, что называется, «светили под туман».

Правильно отрегулированная ПТФ светит «под туманом»

Дело в том, что влажный воздух у самой земли более сухой, соответственно, не обладает бликующими свойствами.

Предостережение!
Ни в коем случае нельзя устанавливать противотуманки ниже, чем 25 см от дорожного полотна.
Это запрещено действующим ГОСТ 8769-75.
А вот что не запрещено, так это изготовление наклеек на фары, которые защитят их от камней.
Поскольку цена ПТФ не позволяет пренебрегать их безопасностью.

Техническая особенность светового потока

Второй момент, на котором следует акцентировать ваше внимание, это что:

  1. Луч противотуманных фар по верхней кромке имеет четкую границу:
  2. Это сделано для того, чтобы попадая на капли влаги, он не преломлялся вверх и не слепил водителей.

Особенность работы ПТФ – черкая верхняя граница

Справочно: за счет специальной формы линзы или нанесенных рисок на стекло классической фары, световой поток противотуманок имеет четкий горизонтальный срез.

Освещение обочины

Есть еще одна особенность противотуманных фар, о которой нередко забывают.

Ведь она такой же осветительный прибор, как и головной свет, т.е. должна:

  1. Создавать достаточную для движения видимость дорожной обстановки;
  2. И освещать обочину справа от автомобиля по ходу движения.

И обычные, и противотуманные должны освещать не только дорогу впереди, но и правую обочину

Самостоятельная регулировка

Разобравшись в особенностях и выяснив предназначение противотуманных фар, самое время приступать к их регулировке. (См. также статью Как установить противотуманные фары на ВАЗ 2110: особенности.)

Инструкция будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор места и подготовка разметки;
  2. Непосредственная регулировка.
  • Устанавливаете автомобиль на ровной поверхности в 3-5 метрах от стены, которая будет служить своеобразным стендом;
  • На стене отмеряете горизонтальную линию, высота которой равна высоте установки ПТФ на автомобиле;

Разметка самодельного экрана для регулировки

  • Выставляете корректор фар в положение «0»;
  • Затем включаете фары и, поочередно закрывая левую и правую, отмечаете центр каждой из них на стене (точки «А» и «В» на фото вверху).

Приступайте к регулировке:

  • С помощью отвертки и регулировочного винта добейтесь, чтобы центры фар расположились на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • Затем отрегулируйте их высоту – она должна быть ниже отметки «Н» на 10 см.

На этом процесс регулировки закончен. А зазор в 10 см позволит фарам не слепить водителя даже при полной загрузке автомобиля. (См. также статью Установка фаркопа на ВАЗ 2115: особенности.)

Выводы

Надеемся, что теперь вы знаете о противотуманных фарах и их регулировке практически все. И наверняка воспользуетесь полученными знаниями для помощи знакомым автовладельцам. В представленном в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

На рисунке представлен экран, на котором производится регулировка света противотуманных фар.

Порядок регулировки:

  1. Определенным образом наносим на экран разметку. Необходимо линию центров фар М нанести на экране на расстоянии h, которое будет равно высоте центров противотуманных фар над уровнем пола. Данное расстояние необходимо замерять на снаряженном автомобиле с учетом дополнительной массы равной 70 кг на середине заднего пассажирского сиденья. Также стоит полностью заполнить перед замером топливный бак.
  2. Замеряем расстояние Х от центра фары до середины машины.
  3. Давление в шинах необходимо проверить и довести до требуемого уровня. Давление на оси должно быть одинаковое.
  4. Ставим автомобиль на горизонтальную ровную площадку напротив экрана на расстоянии около 10 метров. Продольная плоскость симметрии автомобиля должна находиться строго по линии 0 на экране.
  5. Включаем противотуманную оптику.
  6. Для каждой фары направление светового потока регулируем отдельно. Во время регулировки одной фары, другую необходимо закрыть непрозрачным материалом или одеть колпак.
  7. Выставляем фары поворотом регулировочного винта так, чтобы центр светового потока приходил на пересечение линий N и A (B) . Противотуманные фары регулируются только по высоте.

Большинство современных автомобилей сходят с конвейера с набором дополнительных опций, которые направлены на повышение безопасности вождения и создание для водителя комфортных условий. Важнейшими дополнительными приборами в транспортном средстве являются противотуманные фонари. Они устанавливаются и спереди, и сзади, образуя заметный световой пучок в условиях плохой видимости. Однако противотуманки, как и другие узлы в машине, требуют заботы и внимания со стороны автовладельца. И в первую очередь это касается передних оптических элементов. Когда дорожное полотно в условиях тумана или моросящего дождя остается недостаточно освещенных, требуется регулировка противотуманных фар. Практика показала, что эффективность освещения дороги напрямую зависит от правильной настройки устройств относительно шоссейного покрытия.

Требования законодательных документов

Конструктивные особенности противотуманных фонарей регламентируются несколькими законами. Важнейшими из них являются:

  • Правила Дорожного Движения;
  • Правила ЕЭК ООН;
  • ГОСТ 8769-75.

В данных документах указаны следующие основные требования, касающиеся настройки противотуманок.

  1. Оптические приборы должны быть установлены на транспортном средстве на высоте более 250 мм от дорожного покрытия.
  2. Максимальное расстояние от противотуманного фонаря до внешнего габарита машины не должно выходит на рамки 400 мм.

К световому пучку предъявляются такие требования:

  • луч должен быть направлен вниз, при этом верхняя граница его должна иметь четкое очертание;
  • горизонтальный угол рассеивания не должен превышать показатель 700.

Поэтому регулировка противотуманок производится с учетом этих параметров, влияющих на безопасность вождения.

В правилах также определен и режим использования противотуманных фонарей. Это условия ограниченной (крутые повороты, горные серпантины) и недостаточной (туман, снег, дождь) видимости.

Последовательность регулировочных работ

Основной задачей регулировки противотуманных фонарей является придание им такого положения в нишах автомобиля, при котором световой луч будет освещать дорогу и зону высотой 30-70 см над дорожным полотном. На функциональности противотуманок негативно сказывается расширение этих границ в какую-либо из сторон. Поэтому необходимо добиться оптимального положения фонарей, изменяя вертикальные и горизонтальные углы положения оптических приборов.

Подготовка к работе

Регулировка фар начинается с выполнения ряда подготовительных мероприятий.

  1. В первую очередь следует позаботиться о ровной горизонтальной поверхности.
  2. Следующим подготовительным этапом будет проверка давления в колесах и доведения всех показателей до положенной нормы. Нельзя недооценивать этот фактор, т. к. он напрямую влияет на положение противотуманок относительно поверхности земли.
  3. Топливный бак необходимо полностью заправить.
  4. Автомобиль должен быть загружен теми предметами, которые чаще всего перевозятся в данном транспортном средстве.
  5. Специальный экран устанавливается вертикально на расстоянии 10 м от автомобиля. Разметку можно также нанести на стене или воротах гаража.
  6. Осталось запастись такими инструментами, как отвертки, рулетка, линейка, после чего можно приступать к основной работе.

Технология регулировки противотуманных фонарей

Сначала автовладельцу необходимо взять в руки мел или маркер и рулетку. С этого начинается регулировка противотуманных фар. Важно грамотно нанести разметку на вертикальном стенде или стене. В первую очередь рисуются следующие отправные точки:

  • вертикальная линия, соответствующая центральной оси автомобиля;
  • две параллельные линии, проходящие по центру противотуманных фар.

Эти размеры несложно перенести на вертикальную плоскость, пользуясь рулеткой или линейкой. Далее рисуются две горизонтальные черты:

  • верхняя линия — это величина между центрами противотуманок и поверхностью дороги;
  • нижняя линия зависит от показателя высоты верхней линии и расстояния до автомобиля. Например, при дистанции 10 м до авто и высоте верхней линии 250-500 мм этот показатель составит 100 мм. Если дистанция до авто 5 м, то при той же высоте верхней линии нижнюю черту придется рисовать на отметке 50 мм.

Теперь можно включить противотуманные фонари и проверить правильность их настройки. Для этого одну из фар необходимо закрыть светонепроницаемым материалом (картон, плотная ткань, фанера).

Если имеется нарушение в настройке, проводится регулировка света противотуманных фар. Это можно сделать с помощью специальных винтов, расположение которых легко узнать, открыв руководство по ремонту данного автомобиля. Винты вращаются до тех пор, пока не удастся добиться следующего направления светового пучка.

  • Центр яркого пятна должен совпасть с точками пересечения крайних вертикальных и нижней горизонтальной линий.
  • Четкая верхняя граница светового луча должна находиться на нижней горизонтальной линии.

После того, как будет выполнена регулировка противотуманок, необходимо сравнить идентичность расположения световых пучков, исходящих от каждого прибора. При выполнении всех условий можно свидетельствовать о завершении настойки дополнительной оптики.

Полезная информация

Если водителю после проведения всех работ по настройке противотуманных фонарей не понравилось их свечение, то возможно причина этого явления кроется в конструктивных особенностях оптики. Важную роль в освещенности дороги играет цвет образуемого луча. Самыми эффективными считаются противотуманные фонари, генерирующие световой пучок с цветом, который находится в длинноволновой части спектра. Именно такой луч идеально проходит сквозь мельчайшие капли воды. Лучше всего в таких условиях работает красный свет, но в передней оптике его запрещено устанавливать правилами. Из разрешенных цветов наиболее эффективным в условиях тумана или моросящего дождя остается желтый луч.

В заключение следует заметить, что регулировка противотуманных фар, выполненная своими руками будет не столь точна, как это сделают специалисты в автосервисе. Основным отличительным моментом является наличие специального прибора реглоскопа, который оснащен измерительным оптическим углом. Однако та миллиметровая точность, с которой сделают настройку противотуманок профессионалы, вряд ли стоит потраченных денег и времени.