Легендарный лимузин ЗИМ и «инвалидка» из «Операции Ы». Коллекционер из Толочина собирает ретроавтомобили

Читайте также

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.



В следующей же сцене в кадре появляются три различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.



Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.



На фото: т рамвай Татра т3

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.



На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.



«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.

Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.



Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.



На фото: Adler Trumpf

Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.

На фото: микроавтобус «Старт»

После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.


На фото: грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN

«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.



На фото:Opel Kapitan, ГАЗ-21

Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.

Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…

Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.
В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.
Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - «Операция Ы» того стоит…

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…
Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.


Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика

Напарник

Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»


Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155
В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал - Трикотажная - Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».


«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе



Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.
За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.
На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.


Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.
Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.
Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12
Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.


Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции



Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.
Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом платке-галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой „Хочу на Луну“ на модную тогда космическую тематику…


У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде „суровый милиционер“ привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.

Пейзаж четвертый: стройка



Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.


Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово



Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.
Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.


На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться - неизвестно…


Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.
В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.
На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.
Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).

Пейзаж шестой: внутри строящегося дома



Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.

Пейзаж седьмой: носилки



В эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал ЗиЛ-ММЗ-585 - изделие Мытищинского машиностроительного завода. А пока герои разбираются, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси ЗиЛ-164 (предположительно, ЛАЗ-690).


Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.

Пейзаж восьмой: доставка еды

Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.


Живописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодаря тому, что в кадр попала афиша кинотеатра „Стрела“ (Смоленская-Сенная, д. 23/25, угол Ружейного переулка) с рекламой фильма „Коротко лето в горах“. Значит, съемки велись с где-то в окрестностях Смоленской.
Проблема усугублялась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись постоянные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные пятна - шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемся виде практически не было…


Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода дедукции.
Характер застройки - монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.


Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек - Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов - Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки.


Последний район был наиболее предпочтителен - я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там.
Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем.


Сразу же после того, как я нашел второе место съемок, я наткнулся и на первое - это был стык 1-го и 2-го Вражских переулков с 7-м Ростовским.
От уютного уголка Москвы времен Шурика и Верзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие тополя. Все старые двухэтажки были снесены.

Пейзаж девятый: обед



Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.

Пейзаж десятый: погоня

Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.


Одесса. Перед началом погони


Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова


Одесса. Балконы


Свиблово. Балконы


Мосфильм. Лестница


Свиблово. Прыжок в битум


Одесса. В битуме


Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова


Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова


Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова


Одесса. Труба


В „погоне“ задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.


Кадры с бульдозером сняты еще на какой-то стройке - это видно по панельным, а не блочным, пятиэтажкам.


Эпизод с душевой и „туземцем“ снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2

Наваждение

Пейзаж первый: „Политехнический институт“

Этот пейзаж кинематографисты „слепили“ из нескольких, снятых в совершенно разных местах.


“Политехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х - это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году).
В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» - красные, с хромированными деталями.


Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.


«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии.


Не выходя из дома, я смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Более ранний по виду дом напротив пруда - это Мосфильмовская, 6 (1957 г.)


Характерный для конца 1950-х дом с лозунгом на крыше - это Мосфильмовская, 2, построенный в 1958 году.


А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте.


Еще одно отчетливо узнаваемое место - это скульптура студента с книгой у главного здания МГУ, у которого Шурик пытается подсмотреть ответы к экзамену. Когда показывают статую, на заднем плане виден автобус ЗИЛ/ЛИАЗ-158. Увы, хорошего скриншота с ним не получилось.

Пейзаж второй: трамвай



«Наваждение» - романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта - изящный трамвай Татра-3.
Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там - в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта - и снимался этот эпизод.
Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем.
В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне - бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал - Заречье», что и на автобусе из «Напарников».


Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей - вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом - у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).


В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку.
Это место за сорок лет изменилось не очень сильно - разве что в сквере поставили памятник героям повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».


По площади едет трамвай МТВ-82А - самый распространенный московский трамвай тех лет. Обратите внимание на его раскраску. Это - классическая родная раскраска этих вагонов. Впоследствии стандарт был изменен, и их перекрасили. Последние трамваи МТВ ушли с улиц Москвы в начале 80-х.
В этом же эпизоде в кадр попадает фургон. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.

Пейзаж третий: люки



Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.

Пейзаж четвертый: пешеходный переход



В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.
Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.


На кадре с пешеходным переходом и старым светофором - неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение - съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.
Переход через улицу - Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.

Пейзаж пятый: толпа с книгами



Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом - совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.
Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.
На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.


Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.

Пейзаж шестой: дом Лиды



Этот эпизод снят в Одессе, судя по найденной информации - на Пролетарском проспекте, 22. Красивая стеклянная дверь и цветастый козырек подъезда (единственный на дом), очевидно, установлены специально для киносъемок. Другие подъезды этого и соседних домов выглядят иначе - козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери носят явные черты позднесталинского стиля. Только не на Пролетарском проспекте, а на Пролетарском бульваре. Он же Французский.
Сейчас этот двор стал значительно темнее - деревьев много и высокие. Вот этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение - бывший магазин, он сейчас заброшен. А вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.
На первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны Французского бульвара - детская библиотека и бильярдная. Раньше был какой-то клуб или что-то типа того. Насколько я понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине - самый ближний к Одесской киностудии. Есть один еще ближе, но там двор поменьше.


Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.


Скорее всего, дом с «иллюминаторами» - или сильно увеличенная и отретушированная фотография какого-то реального дома, или просто старая декорация, использовавшаяся еще в фильмах 1930-50-х.

Операция «Ы»



Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане - она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать - показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.
Главный автомобиль этой новеллы - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:


1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней - лед, присыпанный снегом.


2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.
Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» - дипломатический!

Пейзаж первый: рынок



Съемки происходили на Тишинском рынке.


В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него - дома дореволюционной и советской постройки.


Бутафорская вывеска - «Зареченский колхозный рынок» - продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах - вполне настоящие.


В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».
Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Пейзаж второй: сарай



Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.
Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах - не такая уж редкость и поныне.

Пейзаж третий: окрестности склада



Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии.
Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.
Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:


Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.


За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно - определить пока не сумел…


К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века.
Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото).
Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).


Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.


И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.
Заключение
Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.
Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…

Все помнят фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А все кто помнят этот фильм, не могли не запомнить тот красный автомобиль, на котором разъезжает знаменитая комическая троица в составе Никулина, Вицина и Моргунова. Но вот что это за автомобиль сказать может далеко не каждый из тех, что многократно посмотрел этот фильм и далеко не каждый из, кто проходя мимо памятника Никулину на Цветном бульваре, фотографируется на фоне этого автомобиля.

Во-первых, всех сбивает тот самый олень, который Никулин предусмотрительно снимает после окончания поездки. Такой олень крепился на 21-х «Волгах», и это заставляет зрителей думать, что на экране образец довоенной продукции ГАЗа. Между тем, сам этот олень появился вместе с «Волгой» и исчез вместе с ее исчезновением.
Во-вторых, никаких эмблем или фирменных знаков на автомобиле не имеется, а это также сильно затрудняет распознавание. Возможно, марка, модель и модификация автомобиля так бы и остались загадкой, если бы не то обстоятельство, что это был не студийный реквизитный автомобиль, а личная машина Юрия Никулина. Этот автомобиль назывался Adler Trumpf, именно через «pf», а не через «ph», как его часто ошибочно пишут. Машина эта – немецкая, а не английская, и потому название ее пишется по немецким правилам. И уж ни в коем случае его не следует переводить словом «Триумф», поскольку Trumpf это не триумф, а козырь. Путаница эта вызвана существованием мотоциклов Адлер-Триумф, которые в 1950-х годах фирма Adlerwerke делала по английской лицензии.


Снимался этот автомобиль под своим регистрационным номером 91-63 ЮАР. При этом буква «Ю», свидетельствует о том, что автомобиль был зарегистрирован в Подмосковье, буква «А» – о том, что регистрация автомобиля произведена в 1959 или 1960 году, а буква «Р» – о том, что автомобиль принадлежит частному владельцу.
После съемок фильма Никулин приобрел новый автомобиль, и Трумпф долгое время ржавел в цирковом гараже, пока до него вскоре после смерти Никулина не добрался скульптор Александр Рукавишников, решивший соорудить памятник великому артисту. Замысел Рукавишникова состоял в том, чтобы сделать точную копию автомобиля в натуральную величину и поставить ее рядом с несоразмерно большим скульптурным изображением Никулина.
Памятник этот появился рядом с цирком на Цветном бульваре 3 сентября 2000 года. На воплощение проекта ушло два года, стоимость памятника составила 350 тысяч долларов. Скульптура весит более 3,5 тонн. Машину отливали в Минске, а фигуру Никулина в Италии. Пока устанавливали памятник, его никто не охранял, и директор мастерской был вынужден ночевать прямо у скульптуры, чтобы за ночь ничего не украли.
Первоначально памятник собирались установить на проезжей части - бронзовая машина должна была быть припаркована на бульваре у цирка. Однако московское ГИБДД не разрешило занимать проезжую часть, и пришлось установить памятник на тротуаре у входа в здание цирка.



История этого автомобиля началась в начале 30-х годов. Фирма Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне была хорошо известна в Германии своими велосипедами и пишущими машинками еще в XIX веке. Первое знакомство с автомобильной техникой произошло в самом конце XIX века, когда Карл Бенц заказал у фирмы Adler велосипедные колеса для своих безлошадных экипажей.
Увидев легкий французский автомобиль братьев Рено, владелец "Адлера", Генрих Кляйер, загорелся желанием выпускать собственные автомобили. Первым автомобилем фирмы Adler стала вуатюретка Vis-a-Vis, появившаяся в 1900 году. ней водитель и пассажир сидели друг напротив друга, а рулевое колесо на вертикальной колонке было посреди машины. Мощность 400-кубикового мотора составляла 3,5 л.с. Автомобиль разгонялся до 30 км/ч.
Но к началу 30-х годов фирма Adlerwerke выпускала такие автомобили, как Standard и Diplomat, предназначенные для богатых и очень богатых покупателей. Однако разразившийся в 1929 году экономический кризис особенно больно ударил именно по Германии, и число богатых покупателей резко убавилось. В этих условиях фирма решила делать автомобили подешевле.


Именно в этот период один из наиболее талантливых немецких автомобильных конструкторов и ярый сторонник переднего привода Ганс Густав Рёр предложил свои услуги фирме Adler. Он-то и разработал автомобиль Adler Trumpf с передними ведущими колесами на независимой подвеске. Простой и дешевый автомобиль оказался весьма кстати. В серийное производство он поступил в 1932 году, на два года раньше, чем известный переднеприводной Ситроен Траксьон Аван. Так что если бв до него не появилась чешская Aero, Трумпф можно было бы считать первым в мире серийным переднеприводным автомобилем.
Длина автомобиля при 2825-миллиметровой колесной базе составляла 4 метра 15 сантиметров, ширина 160 см, а высота при поднятом верхе равнялась 158 сантиметрам.


На автомобиле стоял рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения. При 74,25-миллиметровом диаметре цилиндра и 95-миллиметровом ходе поршня его рабочий объем составлял 1645 кубических сантиметров. При 3400 оборотах в минуту двигатель развивал мощность, равную 48 лошадиным силам, что для двигателя такого литража было в те времена большим достижением. Такая мощность позволяла 750-килограммовому автомобилю разгоняться за 32 секунды до 80-километровой скорости. Максимальная же его скорость достигала 115 км/ч. Правда, радиус поворота для столь небольших размеров был великоват – 5,9 метра. Вызвано это было тем, что на Трумпфе не применялись шарниры равных угловых скоростей, а это вынуждало ограничить угол поворота колес 28 градусами.
Но главным козырем Трумпфа была его цена. Продавали этот автомобиль за 4000 рейхсмарок, что в 1932 году, то есть до известной девальвации доллара января 1934 года, составляло $950. Это делало Трумпф сопоставимым по ценам с дешевыми американскими автомобилями типа Форда А. При этом, по сравнению с Фордом, Трумпф выглядел современнее и был технически совершеннее.
С 1934 года объемы производства стали расти, и этот автомобиль фактически стал предтечей Фольксвагена. Если до 1936 года было выпущено 7003 автомобиля, то с 1936 по 1938 год было изготовлено 18 600 штук.Был у Trumpf’a и уменьшенный вариант Adler Trumpf Junior, появившийся в 1934 году. Эта модель имела 995-кубиковый двигатель с диаметром цилиндра 65 и ходом поршня 75 мм. Развивая мощность в 25 л.с., и разгоняя машину до 100 км/ч, этот двигатель расходовал всего 9 литров на 100 км. Стоил он еще дешевле – 2950 марок. Во многих публикациях указывается, что именно Юниор снялся в «Кавказской пленнице». Однако размеры Юниора были намного меньше размеров Трумпфа. Длина Юниора была равна 3 метрам 86 сантиметрам, а ширина составляла всего лишь 145 см. При такой ширине даже Вицин бы чувствовал себя на сиденье рядом с Моргуновым крайне неуютно. Чтобы окончательно разрешить вопрос о том, большой это Трумпф или Юниор, я взял рулетку и пошел на Цветной бульвар. Там, сделав морду кирпичом, я самым наглым образом промерил этот автомобиль и понял, что размеры у него явно не юниоровские.
Но самое главное отличие кроется даже не в размерах – кузов у Юниора был несущим, и потому кабриолетная модификация имела дверные стойки и дужки крыши подобно тем, что имелись на кабриолетном варианте нашей «Победы». Если их срезать, существенно пострадает жесткость кузова. Снявшийся же в фильме автомобиль – чистейший кабриолет.
Изначально этот экземпляр, как и все Трумпфы, имел привод на передние колёса, но ко времени съёмок он утратил эту редкую для тех лет особенность, так как на него перекочевали двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича» – причем от «Москвича» самых первых серий, имевших напольный рычаг переключения передач.

История этого потрясающего проекта началась в 2009 году, когда в руки Дмитрия из Казахстана по воле случая попала машина из известного нам всеми фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» двухместная малолитражка СеАЗ С-3А 1960 года выпуска.

«Я её не выбирал и не искал. Как то вечером сидели с друзьями в кафе и один знакомый похвастался что пригнал этот автомобиль с деревни для одного коллекционера, я его и перекупил » - рассказывает Дмитрий.

Приобретенная в плачевном состоянии машина, сразу после покупки отправилась в гараж, где простояла в разобранном виде 3 года. И только в 2012 году автомобиль начал обретать новую жизнь. Основной целью Дмитрия было не простое восстановление крохотного СеАЗ С-3А, но его преображение, чтобы машина радовала людей и вызывала их удивление.

«Я был обескуражен, когда катался на ней по городу, ведь многие люди даже не знают что это за машина, хотя фильм, я думаю, смотрели все» - рассказывает автор проекта.

Значительным переделкам знаменитая мотоколяска не подверглась. По ходовой части все было полностью отреставрировано, а вот 0,5-литровый моторчик и механическая коробка передач прошли через процесс капитального ремонта.

Однако, пройти проверку на надежность расстоянием не получилось. «Далеко на автомобиле не ездил, только в черте города, ведь он не едет больше 55 км/ч. Только возил его на фургоне в Астану за 300км на соревнования по автозвуку» - рассказывает Дмитрий.

В планах Дмитрия была установка другого двигателя. Для этого даже был приобретен квадроцикл из Китая. Но в итоге получилось так, что кроме колес от китайской техники ничего позаимствовано не было.

Что касается салона, то в нем были перешиты сиденья и обшиты дверные карты. Затем СеАЗ С-3А отправился в мастерскую по авто звуку, откуда приехал уже с установленной акустикой: сабвуфер, усилители, подиумы, колонки, магнитола Pioneer DEH-80PRS. Слабенький генератор в дальнейшем был заменен на более мощный и установлен второй аккумулятор.

К началу летнего сезона и соревнованиям по автозвуку, этот проект был закончен. Но этой зимой Дмитрий опять возьмется за переделки своего автомобиля. Его ждут доработки по музыке: дополнительные усилители и колонки.

«Каждый раз когда выезжаю в город покататься, все проезжающие сигналят и машут, некоторые достают телефоны и начинают снимать, многие спрашивают продаю ли я авто. Как-то стояли на парковке с друзьями. Подъехал мужчина с семьей на Toyota Camry и предложил меняться: ключ на ключ. Я согласившись поставил его в тупик, и он быстро передумал. И ещё меня удивил мальчик лет 13-ти. Подъехал к нам на велосипеде и спросил чья это машина. Я ответил что моя. Он пожал мне руку и сказал, что это же СМЗ С-3А и попросил сфотографироваться возле машины чтоб показать фото отцу. Это единственный человек, который назвал марку и модель авто» - рассказывает Дмитрий.

При постройке этого добродушного автомобиля сложностей у Дмитрия не возникло: маленький автомобиль с простым устройством и доступностью запчастей – мечта любого автотюнера.

«» – знаменитый, всеми любимый фильм, состоящий из 3 частей, которые объединены общим персонажем – Шуриком, которого блистательно сыграл Александр Демьяненко. В этой статье вы узнаете больше фактов про любимую киноленту, в том числе про:
;
;
;
.

Сложно поверить, но в 2015-м году кинолента отпраздновала свой полувековой юбилей. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » вышла в прокат 16 августа 1965-го. Съемки происходили в Москве и Одессе.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика: новеллы

Кинолента состоит из 3-х частей:
1. Напарник. Сюжет фильма закручивается вокруг отправленного на исправительные работы на стройплощадку хулигана Феди и его напарника Шурика. Изюминку этому дуэту добавляет тот факт, что причиной получения Федором 15 штрафных суток был именно конфликт с Шуриком. В первый же рабочий день на стройплощадке разворачивается сражение, в результате которого Шурик перевоспитывает хулигана и тунеядца.


2. Наваждение. Здесь Шурик предстает в образе готовящегося к сессии студента. В поисках конспекта он натыкается на нужный материал в трамвае у студентки Лиды. Зачитавшись и не обращая ни на что внимание, парочка добирается до дома, где продолжает чтение, даже не заметив друг друга. Сдав экзамен, Шурик встречается с Лидой вновь, но оказавшись у нее в доме, начинает смутно вспоминать знакомые звуки и детали.

3. Операция «Ы». Заведующий торговой базой, чтобы скрыть недостачу нанимает трио взломщиков (Трус, Балбес, Бывалый, уже знакомые по предыдущим фильмам Гайдая), целью которых является произвести мнимое ограбление. Но на беду сторожа-бабушку в ночь ограбления подменяет Шурик, который останавливает грабителей и рушит все планы заведующего.

Вначале сюжет состоял из двух рассказов под общим названием «Несерьезные истории», авторами которых были Морис Слободский и Яков Костюковский. До переработки сценария главный герой вначале занимался перевоспитанием мрачного типа, а затем был репетитором Илюши, который поступал в институт. Третью часть было решено добавить по ходу редактуры сценария, поскольку длины фильма было недостаточно, чтобы стать полнометражным. Финальный сюжет придумал сам Гайдай.
Первоначально фильм назывался «Смешные истории».

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: актеры

Главную роль в фильме сыграл Александр Демьяненко. На роль Шурика пробовалось более 100 кандидатов и среди них Евгений Петросян, Виталий Соломин, Александр Збруев и Валерий Носик (сыгравший в эпизоде со студентом-картежником в «Наваждении»). Было предложение отправлено и Андрею Миронову. Худсовет даже утвердил кандидатуру Носика, но Гайдай случайно увидев фото Александра Демьяненко, понял, что именно он будет идеальным Шуриком.

Кстати, вначале главного героя звали Владик, но режиссеру посоветовали изменить имя. Дабы не вызывать ассоциацию с Ильичом (Владик – Владлен – Владимир Ленин).

Основными партнерами Демьяненко в киноленте были Алексей Смирнов (Федор, «Напарник»), Наталья Селезнёва (Лида, «Наваждение»), Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин (Трус, Балбес, Бывалый, «Операция “Ы”»).

Приняли участие в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актеры с не менее известными именами:
Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Рина Зеленая и сам Леонид Гайдай.


Интересные факты про фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

На момент выхода фильма он был самым популярным в стране. За первый год его посмотрело 69.8 миллиона человек. В общем списке самых популярных в советском кинопрокате фильмов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » занимает 7 место. Выше расположились и два других киноуспеха Гайдая: «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Для этой роли Александра Демьяненко покрасили в блондина. Прежде он был брюнетом.
Алексей Смирнов, помимо главной роли в «Напарнике», снялся и в заключительной части трилогии.
Михаилу Пуговкину вначале предлагали сыграть роль Феди, но он выбрал роль прораба, которым мог быть Владимир Высоцкий.
Наталья Селезнева получила роль благодаря тактическому ходу Гайдая. Он предложил девушке раздеться перед камерой, но та отказалась. Тогда режиссер сказал «вы мне, конечно, нравитесь, но, кажется, фигура у вас не очень». Это подействовало, девушка сняла платье и получила роль.

Начиная с этой ленты, во всех фильмах Гайдая звучит музыка Александра Зацепина.
Во многих городах СССР были установлены памятники на тему фильма. Чаще всего прообразом для них выбирали Шурика и Лиду.
Эта кинолента была седьмой работой Гайдая как режиссера и 4-й как сценариста.
Новелла «Наваждение» получила приз «Серебряный дракон Вавеля» краковского кинофестиваля.
Снег в новелле «Операция “Ы”» не настоящий. Его заменили ватой и нафталином.
В «Операции Ы» после смены номеров на машине Бывалого появляются дипломатические номера.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика цитаты

В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » прозвучало множество ярких фраз. Некоторые стали крылатыми и применяются в обиходе и поныне:

«Надо, Федя! Надо!»
«330. Каждому.»
«Билет номер 9, приём».
«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем».
«Не подскажите, как пройти в библиотеку?».
«Разбить?
— Да.
— Вдребезги?
— Да.
— Поллитра?
— Да.
— Да я ж тебя!».