Анализ рынка транспортных средств. Доля от общего числа, %

Что происходит с нашим автопромом, какова ситуация на автомобильном рынке страны, какое будущее ждет отечественную автомобильную отрасль и рынок в году наступающем? Ответы на эти вопросы как раз и пытались найти участники состоявшейся 19 декабря 2017 года конференции «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2017 году и перспективы развития отрасли на 2018 год».

Наиболее полная характеристика ситуации на российском рынке автотехники и в национальной автомобильной промышленности была дана в докладе, подготовленном «АСМ-холдингом» (поскольку нынешний год еще не завершился и данных по продажам в декабре пока нет, 2017-й характеризуют прогнозные данные, что, впрочем, вряд ли сколько-нибудь исказит общую картину).

Продажи легковых автомобилей. Как видим, в 2017 году они вырастут на 8,8% после пяти лет падения. И в ближайшие несколько лет продолжат расти примерно в том же темпе. Если, конечно, не разразится очередной кризис.

Обратим внимание, что за последние пять лет основную массу реализуемых в стране автомобилей составляет продукция иностранных брендов, изготовленная в России с большей или меньшей степенью локализации.

Продажи грузовиков по итогам года тоже выходят в плюс. Как видим, в отличие от легковушек здесь превалирую отечественные бренды. Причем, что интересно: по прогнозу «АСМ-холдинга» продажи будут расти в обозримой перспективе, при этом процент импортируемых грузовиков в их общем количестве станет сокращаться. Ну удивительно: Volvo, Renault, Iveco, Mercedes-Benz, ISUZU и FUSO построили в стране собственные заводы. Правда, у большинства локализация – минимальная, а о локализации силовых агрегатов или агрегатов трансмиссии речи вообще не идет.

Рынок автобусов растет, и этот рост, пусть и незначительный, будет продолжаться и дальше. Поскольку при закупках городских автобусов приоритет однозначно отдается отечественным моделям, их поставки превышают две трети от общего объема. Свою лепту вносит доминирование «Газели» на рынке микроавтобусов.

Зарубежные модели российской сборки – это главным образом микроавтобусы, выпускаемые на тех же заводах, что и малотоннажники (Ford-Sollers).

В 2017 году производство легковых автомобилей вернулось к росту на волне реализации отложенного спроса, накопленного за четыре предыдущих года, когда их продажи в стране сокращались.

Увы, доля исконно отечественных легковушек колеблется вокруг отметки 300 тыс. и вряд ли уже когда-нибудь существенно вырастет. Потому что АВТОВАЗ уже принял решение в ближайшие несколько лет отказаться от двух чисто отечественных платформ («Калина/Гранта» и «Нива») в пользу платформ альянса «Рено-Ниссан». Ну а объемы производства УАЗа с его «замороженным» модельным рядом на ситуацию значительного влияния не оказывают.

Позитивная новость – рост экспорта, который, правда, до уровня 2013-го доберется в лучшем случае года через три.

То, что российский производитель проиграл борьбу за собственный рынок легковых автомобилей, подтверждается диаграммой из доклада Министерства экономического развития. Уходят не только платформы «Калина/Гранта» и «Нива» – за ними следом в ближайшей перспективе отправится платформа «Шеви-Нивы» (срок ее Одобрения типа скоро истечет), а в чуть более отдаленном будущем – и сильно устаревшие платформы УАЗа. В итоге в массовом сегменте остается лишь платформа «Лада Веста», но и ее существование на фоне неудержимой экспансии на «АВАТОВАЗ» альянса «Рено-Ниссан» не может внушать оптимизма.

В производстве грузовиков – рост, и для текущей экономической ситуации очень неплохой. Причем здесь – пока полное доминирование отечественных марок. Хотя… В новых моделях все меньше отечественных комплектующих, а нынешний камский флагман, магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, локализован лишь на 20%. Экспорт есть, он растет, правда, микроскопическими темпами, и вряд ли в ближайшие шесть-семь лет выйдет на уровень экспорта 2013 года. Хотя, вполне возможно, что «АСМ-холдинг» в своих прогнозах излишне осторожничает: и КАМАЗ, и "Группа ГАЗ" всеми силами стараются продвинуть свою автотехнику за рубеж.

А вот экспорт автобусов, хотя и пребывает фактически «на дне», уровня 2013 года должен достигнуть уже в 2019-м, после чего продолжит набирать обороты. Увы, рост экспорта ожидается меньше роста производства в целом.

С нынешней закредитованностью российских регионов не очень понятно, в чем кроется потенциал этого роста. Разве что будут введены давно обещанные ограничения срока службы автобусов, которые заставят перевозчиков массово и в срочном порядке обновить парк. Правда, самих перевозчиков в этом случае станет много меньше.

Как чувствует себя производство автотехники не только в России, но в странах СНГ? Смотрим таблицу. За Россией – подавляющее большинство. Правда, в ближайшей перспективе стоит ждать значительных изменений в Беларуси, где в следующем году введут в строй завод одной из китайских компаний производственной мощностью 60 легковых машин в год.

Почему производство автомобилей в России растет несмотря на затяжную экономическую стагнацию? Помимо отложенного спроса влияет и финансовая поддержка отрасли со стороны государства. На графике, продемонстрированном в докладе аналитического центра при правительстве страны, хорошо видно, как эта поддержка менялась год от года. В график включены в том числе компенсационные выплаты по утилизационному сбору.

У аналитического центра при правительстве России тоже есть прогноз продаж и производства легковых автомобилей в стране на 2017 – 2018 годы. И по отношению к году наступающему в сравнении с прогнозом "АСМ-холдинга" он несколько оптимистичнее.

Как видим, подавляющее большинство проданных внутри страны автомобилей – российского производства. Но эта картина поверхностна. Потому что в самих выпускаемых у нас год от года машинах российского остается все меньше и меньше.

В докладе, подготовленном КАМАЗом, прекрасно видно, как меняется доля ведущего российского производителя тяжелых грузовиков на внутреннем рынке коммерческих автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. Небольшая просадка в текущем году связана с недостаточными поставками новейшего магистрального тягача КАМАЗ-5490, спрос на который превышает предложение. Рост рынка в 2017-м со стороны КАМАЗа был недооценен и теперь ощущается нехватка комплектующих немецкого производства, что сдерживает выпуск КАМАЗ-5490.

Прогнозируемое сокращение доли КАМАЗа в 2018 году, показанное на предыдущем графике, отчасти связано с тем, что спрос на классическую камскую линейку на рынке не столь высок, как на более современные модели конкурентов, и неумолимо уменьшается. Остается ждать принципиально новый КАМАЗ с кабиной К5, который полностью обновит производственную линейку завода.

Самое впечатляющее достижение КАМАЗа – рост рыночной доли в сегменте магистральных тягачей, где прежде завод никогда не присутствовал. Причина роста – освоение в серии КАМАЗ-5490, правда, созданного на основе импортных комплектующих.

В докладе «Роланд Бергер» – основные тренды мирового автопрома. Главные из них – роботизация и электрификация транспорта. Доклад называет реализацию этих трендов – революцией в автотранспорте и в автомобилестроении.

Электрификация транспорта наиболее активно идет там, где на это есть воля, а значит – и финансовая поддержка государства. Но у каждого из таких государств – собственная тактика поддержки продвижения электромобилей.

А как обстоят дела робото-электрической революцией в России? Ее веяния должны быть учтены в новой правительственной программе развития отечественного автопрома на период до 2025 года, о которой в общих чертах было рассказано в докладе российского минэкономразвития.

Присоединение российского автопрома к современным мировым трендам, по мнению минэкономразвития, позволит выйти на новые рынки – судя по предыдущим графикам и диаграммам сделать это с традиционной продукцией шансов немного.

А если тренды пройдут мимо? Как пророчествует данный слайд, в таком случае России уготована роль площадки для сборки устаревших моделей. Впрочем, если взвесить все за и против подобного развития ситуации, еще неизвестно, проиграет национальный автопром, или, напротив, сможет извлечь из этого пользу.

Константин Закурдаев


Рынок новых грузовых автомобилей

В 2017 году продажи новых грузовых автомобилей в России выросли на 52,7% - до 79,1 тыс. ед. Ежемесячно рынок рос относительно 2016 г. интенсивными темпами, а с августа 2017 г. ежемесячные приросты продаж превышали 50%.

В структуре рынка по маркам в 2017 г. произошли значительные изменения. Если в 2016 г. в ТОР-5 марок входили КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, Scania и УРАЛ, то по итогам 2017 г. в ТОР-5 поднялись три европейские марки - Volvo, Scania и Mercedes-Benz. К слову, шестую строчку занимает MAN. И хотя КАМАЗ сохраняет лидерство на российском рынке, а грузовики ГАЗ занимают второе место по продажам, позиции европейских марок в России значительно укрепились благодаря интенсивному росту продаж в 2017 г.

В целом, доля рынка российских марок грузовиков по итогам года сократилась достаточно сильно: с 64% до 50%.


2017/2016 гг., тыс. ед.

Источник: Russian Automotive Market Research

Динамика рынка новых грузовых автомобилей, по месяцам,
2017/2016 гг., %

Источник: Russian Automotive Market Research

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей,
2017/2016 гг., тыс. ед.

Марка

2016 г., тыс. ед.

2017 г., тыс. ед.

Динамика продаж, %

KAMAZ

22,2

26,1%

GAZ

8,5

8,7

2,4%

VOLVO

1,7

252,9%

SCANIA

2,5

5,7

128,0%

MERCEDES-BENZ

5,6

180,0%

MAN

2,1

4,8

128,6%

MAZ

3,9

30,0%

DAF

3,6

260,0%

ISUZU

3,2

60,0%

URAL

2,4

25,0%

Другие

4,4

6,9

56,8%

Всего

51,8

79,1

52,7%

Источник

Структура рынка новых грузовых автомобилей, по маркам, 2017 г., %

Источник : Russian Automotive Market Research

Рынок новых автобусов

Рынок новых автобусов в 2017 году показал рост на 10,6%. Продажи составили 11,87 тыс. ед. В течение года рынок демонстрировал различную динамику продаж. Год начался значительным ростом продаж автобусов в январе-феврале (по сравнению с теми же месяцами 2016 г.), однако затем темпы роста стали снижаться, чередуясь с периодами спада продаж.

В 2017 г. на российском рынке значительно – более чем 6 раз – выросли продажи автобусов китайских марок. Доля автобусов российских марок сократилась на 2% и составила по итогам 2017 г. 88% рынка.

Среди ТОР-10 марок на российском рынке автобусов наиболее резкий рост продаж показали китайские HIGER, YUTONG и KING LONG. Снижение продаж было характерно для автобусов марок ЛИАЗ, НЕФАЗ, КАВЗ, МАЗ и VSN.


2017/2016 гг., тыс. ед.

Источник: Russian Automotive Market Research

Динамика рынка новых автобусов, по месяцам,
2017/2016 гг., %

Источник: Russian Automotive Market Research

Продажи ТОР-10 марок на рынке новых автобусов,
2017/2016 гг., тыс. ед.

Марка

2016 г., тыс. ед.

2017 г., тыс. ед.

Динамика продаж, %

PAZ

5,91

7,50

27,0%

LIAZ

1,89

1,51

-19,9%

NEFAZ

0,57

0,55

-3,0%

KAVZ

0,37

0,36

-1,1%

VOLGABUS

0,28

0,36

31,2%

MAZ

0,80

0,35

-56,2%

YUTONG

0,05

0,28

430,8%

HIGER

0,01

0,17

2666,7%

KING LONG

0,05

0,15

204,2%

VSN

0,53

0,09

-82,7%

Другие

0,28

0,55

96,4%

Всего

10,73

11,87

10,6%

Источник : Russian Automotive Market Research

Структура рынка новых автобусов, по маркам, 2017 г., %

Источник : Russian Automotive Market Research

Рынок НОВЫХ MCV в России

Категорию среднетоннажных грузовых автомобилей (МCV) образуют транспортные средства полной массой от 3,5 до 16 тонн. В прошлом году продажи таких машин на российском рынке выросли на 13% до 19,6 тысячи единиц, прервав таким образом четырёхлетнее падение.


На рынке «среднетоннажников» с результатом 7,8 тысячи машин (+7%) продолжает первенствовать Горьковский автозавод, хотя его доля и опустилась ниже 40%. На второе место, продемонстрировав отличную динамику в 43,8%, с показателем 2,8 тысячи единиц поднялся лидер среди иномарок - Isuzu. Теперь каждый седьмой проданный в сегменте MCV автомобиль принадлежит этому японскому бренду. КАМАЗ хоть и сохранил свою долю, показав динамику продаж не хуже среднерыночной, тем не менее, реализовав 2,4 тысячи среднетоннажных грузовиков, опустился на третью ступень пьедестала. Взглянув на оставшихся отечественных автопроизводителей из первой десятки, отмечаем, к сожалению, снижение их продаж, в отличие от японских, демонстрирующих наилучший рост реализации.


Четвертую строчку рейтинга сохранил Hyundai - автомобили корейской марки выбрали 1,5 тысячи покупателей (+3,3%). В пятерку лидеров с показателем 1,2 тысячи проданных машин (+72,2%) вошёл японский HINO. Отметим, что на первую пятёрку приходится практически 80% продаж среднетоннажных грузовиков.



Саранский завод автосамосвалов (SAZ), реализация которого снизилась на 20% до 1,1 тысячи автомобилей, обосновался на шестой позиции. На седьмом месте остался японский Mitsubishi Fuso (877 шт.; +43,1%). За ним следуют «среднетоннажники» Iveco, которых в 2017 году продали в количестве 497 штук, что на 9% выше показателя годичной давности. Замыкают ТОР-10 лидеров сегмента MCV российские бренды URAL и NEFAZ. У обоих падение продаж превысило 15%, а реализация составила 481 и 317 грузовиков соответственно. Стоит также упомянуть немецкий MAN, продукция которого нашла в России 201 покупателя (+139,3%). Доля остальных участников рынка составила менее 1%.



Региональная структура рынка новых MCV

По итогам 2017 года в России было реализовано 19,6 тысячи грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн, что на 13% больше по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что в отличие от Европы среднетоннажные автомобили в нашей стране не так популярны, как крупнотоннажные. Они занимаютчетвёртую часть общего рынка грузовиков.


Как и в других сегментах российского рынкакоммерческой техники, лидером по объему реализации «среднетоннажников» является Центральный ФО с долей почти 34%. В прошлом году здесь нашли покупателей 6,6 тысячи таких машин, что на 18,3% выше показателя 2016 года. Более 60% из этого количества были проданы в Москве (2,7 тыс. шт.; +22,8%) и Подмосковье (1,4 тыс. шт.; +5,2%), которым суммарно принадлежит пятая часть от всего отечественного рынка. Такая же доля приходится на Приволжский ФО, занимающий вторую строчку вфедеральном рейтинге. Реализация в нём увеличилась практически на 15% и превысила 4 тысячи единиц. Крупнейшим рынком сбыта в регионе является Татарстан, в котором было продано 820 грузовиков полной массой от 3,5 до 16 тонн (+79,8%). Третьим по объему продаж является Уральский ФО - реализация около 2,7 тысячи таких машин (+37,1%) обеспечила ему почти 14%-ную долю рынка. Отметим, что входящая в состав УФО Челябинская область заняла третье место в региональном рейтинге и первое среди нестоличных субъектов РФ с показателем 1,3 тысячи экземпляров (+70,1%).


На четвёртую позицию поднялся Сибирский ФО, в котором наблюдаем увеличение спроса на 17,3% до 2 тысяч единиц. Далее идут три федеральных округа, в которых зафиксирована отрицательная динамика продаж. Это: Северо-Западный ФО - 1,6 тысячи единиц (-10,6%), Южный ФО (1,5 тыс. шт.; -2,3%) и Дальневосточный ФО (664 шт.; -18,3%). При этом в Северо-Западном ФО около 45% реализации среднетоннажных грузовиков пришлось на Санкт-Петербург (706 шт.; -11,5%), который входит в первую пятёрку регионального рейтинга. Меньше всего «среднетоннажников» продаётся в Северо-Кавказском ФО - 480 автомобилей (+11,1%).



Прогноз развития рынка MCV в России

По итогам 2017 года выяснилось, что развитие рынка MCV происходило в соответствии с базовым сценарием прогноза, составленным в начале года. Этот сценарий предусматривал рост рынка на 10% с достижением объема продаж в 19 тыс. автомобилей. Реальный объем продаж получился 19,6 тыс. автомобилей, т.е. превысил прогноз на 3%.


Анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж MCV, показал, что наряду с позитивными тенденциями, стимулирующими рост продаж, продолжают присутствовать и негативные, тормозящие рынок. Так, в частности, заметное снижение и стабилизация курса евро и наметившаяся тенденция роста годового оборота розничной торговли будут способствовать развитию рынка как в 2018 году, так и в последующие годы. Напротив, существенное снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве, свидетельствует о наличии процесса стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей. Определен ное негативное влияние на рынок МCV будет оказывать и ощутимый рост цены дизельного топлива. В то же время, по нашему мнению, в 2018 году значительное стимулиру ющее воздействие должен обеспечить фактор отложенного спроса, который может даже придать рынку заметное ускорение.


При составлении прогноза рынка МCV на 2018 - 2020 гг. как обычно были рассмотрены три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.


Согласно базовому сценарию развития, рынок МCV в 2018 году может вырасти примерно на 21%, т.е. до объема в 23,8 тыс. автомобилей. По оптимистичному сценарию рост рынка может достичь 28%, а общий объем продаж - 25 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает умеренный темп роста - около 12%, или 22 тыс. машин. В дальнейший период 2019 - 2020 гг. рост рынка МCV продолжится, однако в зависимости от сценария динамика роста будет заметно отличаться. По базовому сценарию рост может составить: 16% - в 2019 г. и 10% - в 2020 г. Такая динамика может уже в 2019 году обеспечить выход рынка на уровень объема рынка 2014 года. При реализации оптимистичного сценария объем продаж в 2020 году может достичь 33 тыс. машин и сравняться с объемом рынка 2013 года.


Полагаем, что основным «драйвером» рынка МCV в 2018 году выступит отечественная марка ГАЗ благодаря успешным продажам своей новой модели «ГАЗон NEXT». Если учесть, что объем продаж этой модели может вырасти как минимум на 40%, то ГАЗ укрепит свою лидирующую позицию, увеличив за год рыночную долю с 40% до 42%. В то же время две другие российские марки САЗ и «УРАЛ», входящие в «Группу ГАЗ», вряд ли смогут показать успешную динамику продаж. Объем продаж САЗ в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, а в худшем - может снизиться до 5%. Объем продаж марки «УРАЛ», вероятнее всего, сохранится на уровне прошлого года. В целом продукция «Группы ГАЗ» может занять около 48% рынка.


Автомобильная техника «Группы КАМАЗ», суммарно занявшая в 2017 году около 14% рынка, в 2018 году может снизить эту долю до 12% вследствие отставания от темпа роста рынка. Предпол агаемый рост продаж среднетоннажных грузовиков КАМАЗ может составить около 9 - 10%, а объем продаж техники НЕФАЗ, скорее всего, останется на прошлогоднем уровне.


Из зарубежных марок наиболее сильную позицию на рынке МCV в 2018 году будет продолжать демонстрировать японская Isuzu, успешно расширяющая свое локализованное производство. Объем продаж Isuzu может достичь 3600 автомобилей, обеспечив ей рыночную долю в 15%. Среди других ведущих зарубежных брендов высокую динамику продаж могут показать Hino и Mitsubishi Fuso. Первая имеет потенциал роста до 44%, а вторая - до 25%. Рост продаж Hyundai, занимающей около 7% рынка, вероятнее всего, будет умеренным - около 10%. Примерно такой же темп роста можно ожидать и у Iveco, занимающей небольшую долю рынка в 2,5%.


Стоит подчеркнуть, что рассмотренная выше десятка ведущих марок среднетоннажных грузовиков практически полностью будет определять состояние рынка МCV в 2018 году, так как суммарно обеспечивает более 96% объема продаж.




По материалам аналитического агентства "АВТОСТАТ".

Продолжение читайте завтра...

22207 / 26.03.2018


На главной странице портала вы найдете удобную форму для поиска объявлений по . Также вы можете совершенно бесплатно разместить свое предложение о .

Английское агентство JATO Dynamics подвело общемировые итоги продаж новых автомобилей в 2017 году. Абсолютно точным это исследование назвать нельзя, ведь в него включена статистика только 52 стран, но если учесть, что за бортом остались только совсем мелкие рынки, то погрешность невелика. Итак, в прошлом году на Земле продано 86,05 миллиона новых легковушек и легких коммерческих автомобилей - на 2,05 млн больше, чем годом ранее (рост на 2,4%). Основная прибавка - благодаря рынкам , Индии и Южной Америки, а вот (второй по объему продаж рынок в мире) спрос упал.

Треть мирового авторынка занимают всевозможные кроссоверы и внедорожники: их доля за год выросла с 31 до 34%! Продано 27,85 млн автомобилей класса SUV против 24,32 млн в 2016 году. При этом внутри этого сегмента 40% занимают компактные модели, однако в компании JATO почему-то до сих пор не сделали наглядную разбивку всех кроссоверов на классы.

Из 86,05 миллиона проданных машин 62,39 млн имеют бензиновые двигатели. Спрос на дизельные автомобили упал на 4% - с 14,47 до 13,94 млн машин. Из них две трети куплены в Европе, а за ее пределами дизельные автомобили наиболее популярны в Таиланде, Новой Зеландии и Южной Корее. Что касается машин с «альтернативными» силовыми установками, то спрос на них вырос с 2,97 до 3,79 млн. В основном это обычные гибриды: 2,51 млн машин и рост на 13%, причем топ-5 рейтинга продаж состоит только из автомобилей марки Toyota, а на вершине - Prius (210 тысяч машин в прошлом году). Сбыт подзаряжаемых гибридов вырос на 63% до 417 тысяч машин, а чистые электромобили прибавили на 78% до 668 тысяч. Причем самая востребованная «электричка» - китайский компактный хэтчбек BAIC EC180/200 (78 тысяч машин в прошлом году), а уже следом за ней идут Tesla Model S (47 тысяч) и Nissan Leaf (46 тысяч).

Мировой рейтинг продаж среди брендов по-прежнему возглавляет Toyota с ростом на 5% до 7,84 млн машин. В этом рейтинге любопытно серьезное падение «корейцев»: мировые продажи Hyundai и Kia снизились на 9-10% из-за антикорейских настроений в Китае. А наибольший рост - у китайских марок Geely (+61%) и Baojun (+34%), которые уже обогнали по объему продаж Citroen и Opel.

Самый продаваемый автомобиль в мире - Ford F-серии (на заглавном фото), который впервые преодолел миллионную отметку: реализовано 1,07 млн экземпляров. Правда, из них 897 тысяч проданы в США. Лидерство среди легковушек удерживает Toyota Corolla, хотя спрос упал на 4% до 924 тысяч машин, а самый популярный кроссовер - Nissan X-Trail (он же Rogue в Америке) с результатом 814 тысяч экземпляров. Однако к статистике JATO Dynamics есть вопросы: например, Volkswagen Vento англичане по старой памяти считают вместе с моделями Jetta/Bora/Sagitar, хотя на деле современный Vento - это аналог нашего Polo-седана.

Топ-25 самых популярных марок автомобилей в мире в 2017 году (по данным JATO Dynamics)

Марка 2017 год, шт. Динамика
Toyota 7 843 423 +5%
Volkswagen 6 639 250 +3%
Ford 5 953 122 –2 %
Honda 4 967 689 +7%
Nissan 4 834 694 +5%
Hyundai 3 951 176 –9%
Chevrolet 3 857 388 0%
Suzuki 2 891 415 +11%
Mercedes-Benz 2 534 181 +13%
Kia 2 511 293 –10%
Renault 2 275 227 +7%
BMW 2 030 331 +5%
Audi 1 847 613 +1%
Peugeot 1 590 300 0%
Fiat 1 503 806 +1%
Mazda 1 495 557 +3%
Buick 1 465 823 –1%
Jeep 1 390 130 0%
Geely 1 245 055 +61%
Skoda 1 180 672 +5%
Subaru 1 050 390 +5%
Baojun 1 016 250 +34%
Citroen 999 888 –6%
Opel/Vauxhall 996 559 –6%
Wuling 883 663 –21%

Топ-25 самых популярных автомобилей в мире в 2017 году (по данным JATO Dynamics)

Модель 2017 год, шт. Динамика
Ford F-серии 1 073 285 +9%
Toyota Corolla 924 118 –4%
Volkswagen Golf 867 145 –3%
Nissan X-Trail/Rogue 814 495 +6%
Honda Civic 800 380 +20%
Toyota RAV4 770 296 +11%
Honda CR-V 749 151 +7%
Volkswagen Tiguan 695 383 +34%
Honda HR-V/XR-V/Vezel 689 798 –4%
Volkswagen Passat/Magotan 673 471 –4%
Chevrolet Silverado 656 106 +3%
Ford Focus 647 521 –10%
Ford Kuga/Escape 644 622 +3%
Ram Pickup 614 595 +3%
Hyundai Elantra/Avante/i35 610 992 –21%
Toyota Camry/Aurion 579 113 –4%
Hyundai Tucson 573 937 –4%
Volkswagen Jetta/Bora/Sagitar/Vento 552 513 –7%
Volkswagen Polo 550 004 –8%
Wuling Hongguang 538 908 –17%
Suzuki Swift 521 510 +6%
Nissan Qashqai/Rogue Sport 515 718 +19%
Haval H6 509 102 –12%
Honda Accord 506 687 –5%
Mercedes-Benz C-класса 487 287 +6%

В январе-июне 2017 г. продажи новых легковых автомобилей выросли на 13,7% по сравнению с тем же периодом 2016 г. и достигли 639,5 тыс. ед. В июне 2017 г. рынок новых легковых автомобилей показал рост на 19,7%, а продажи составили 121,9 тыс. ед. Традиционно крупнейшими рынками остаются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые в первом полугодии 2017 г. в совокупности пришлось 32% продаж новых легковых автомобилей.

Динамика продаж в ТОР-10 регионов на рынке новых легковых автомобилей,

Регион

Январь-июнь 2017 г.

Доля рынка, %

Январь-июнь 2016 г.

Доля рынка, %

Динамика
продаж, %

Москва

107,2

16,8%

99,7

17,7%

7,5%

Московская область

49,6

7,8%

47,2

8,4%

5,1%

Санкт-Петербург

47,3

7,4%

41,3

7,3%

14,5%

Республика Татарстан

31,5

4,9%

26,3

4,7%

19,8%

Республика Башкортостан

23,7

3,7%

18,8

3,3%

26,1%

Краснодарский край

23,6

3,7%

21,1

3,8%

11,8%

Самарская область

21,6

3,4%

19,8

3,5%

9,1%

Свердловская область

18,6

2,9%

14,3

2,5%

30,1%

Ростовская область

16,9

2,6%

14,6

2,6%

15,8%

Нижегородская область

16,3

2,5%

13,8

2,5%

18,1%

Другие

283,2

44,3%

245,3

43,6%

15,5%

Всего

639,5

100,0%

562,2

100,0%

13,7%

Рынки коммерческой техники – грузовых автомобилей, автобусов и легких коммерческих автомобилей – в январе-июне 2017 г. также показали рост. Самый большой прирост продаж был характерен для рынка грузовых автомобилей. За первую половину 2017 г. в России была реализована 31 тыс. новых грузовиков, что на 46,2% больше, чем за тот же период 2016 г. В июне 2017 г. продажи грузовых автомобилей увеличились на 58,8%, достигнув 6,4 тыс. ед.

Доля рынка грузовой техники российских марок за отчетный период значительно сократилась, хотя отечественные бренды сохраняют лидерство на рынке.

Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых грузовых автомобилей,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.

Марка

Январь-июнь 2017 г.

Доля рынка, %

Январь-июнь 2016 г.

Доля рынка, %

Динамика продаж, %

KAMAZ

11,8

38,1%

9,7

45,8%

21,7%

GAZ

12,9%

18,9%

0,0%

VOLVO

2,1

6,8%

0,5

2,4%

320,0%

SCANIA

1,9

6,1%

0,7

3,3%

171,4%

MERCEDES-BENZ

1,9

6,1%

0,5

2,4%

280,0%

MAZ

1,7

5,5%

1,2

5,7%

41,7%

MAN

1,5

4,8%

0,8

3,8%

87,5%

DAF

1,4

4,5%

0,2

0,9%

600,0%

ISUZU

1,3

4,2%

0,7

3,3%

85,7%

URAL

1,2

3,9%

1,2

5,7%

0,0%

Другие

2,2

7,1%

1,7

8,0%

29,4%

Всего

31,0

100,0%

21,2

100,0%

46,2%

Продажи новых автобусов по итогам шести месяцев 2017 г. выросли на 26,2% и составили 5,3 тыс. ед. Нужно отметить, что реализация автобусов в июне 2017 г. сократилась по сравнению с июнем 2016 г. на 30,1%, прервав положительную динамику предыдущих пяти месяцев. Более половины продаж новых автобусов в первом полугодии 2017 г. пришлось на марку ПАЗ.

Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых автобусов,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.

Марка

Январь-июнь 2017 г.

Доля рынка,
%

Январь-июнь 2016 г.

Доля рынка,
%

Динамика
продаж, %

PAZ

56,6%

2,2

52,4%

36,4%

LIAZ

0,9

17,0%

0,6

14,3%

50,0%

NEFAZ

0,3

5,7%

0,3

7,1%

0,0%

MAZ

0,3

5,7%

0,3

7,1%

0,0%

VOLGABUS

0,2

3,8%

0,2

4,8%

0,0%

YUTONG

0,1

1,9%

0,02

0,5%

400,0%

KAVZ

0,1

1,9%

0,1

2,4%

0,0%

HIGER

0,1

1,9%

0,002

0,0%

4900,0%

KING LONG

0,1

1,9%

0,003

0,1%

3233,3%

VSN

0,1

1,9%

0,4

9,5%

-75,0%

Другие

0,1

1,9%

0,1

2,4%

0,0%

Всего

5,3

100,0%

4,2

100,0%

26,2%

Рынок новых легких коммерческих автомобилей за первое полугодие 2017 г. вырос на 22,9%. Реализация LCV за шесть месяцев составила 54,2 тыс. ед., за июнь – 9,7 тыс. ед. (+12,9%). Российские марки легких коммерческих автомобилей по итогам января-июня 2017 г. заняли более 70% рынка.

Динамика продаж ТОР-10 марок на рынке новых легких коммерческих автомобилей,
январь-июнь 2017/2016 гг., тыс. ед.

Марка

Январь-июнь 2017 г.

Доля рынка,
%

Январь-июнь 2016 г.

Доля рынка
%

Динамика
продаж , %

GAZ

21,6

39,9%

17,8

40,4%

21,3%

UAZ

12,8

23,6%

9,9

22,4%

29,3%

LADA

4,2

7,7%

2,4

5,4%

75,0%

MERCEDES-BENZ

3,2

5,9%

2,4

5,4%

33,3%

VOLKSWAGEN

3

5,5%

2,7

6,1%

11,1%

FORD

3

5,5%

2

4,5%

50,0%

TOYOTA

1,6

3,0%

2,2

5,0%

-27,3%

FIAT

1

1,8%

1,2

2,7%

-16,7%

PEUGEOT

0,9

1,7%

0,5

1,1%

80,0%

CITROEN

0,8

1,5%

0,5

1,1%

60,0%

Другие

2,1

3,9%

2,5

5,7%

-16,0%

Всего

54,2

100,0%

44,1

100,0%

22,9%