Д 30ку 154 в газотранспортной системе.

Запуск двигателя автоматический, централизованный, от воздушного стартера, приводимый в действие от ВСУ, от работающего двигателя или от УВЗ.

Система запуска предназначена для обеспечения автоматического запуска на земле и в полете, ХПД и ложного запуска двигателя. Давление воздуха на входе в стартер 2,35 - 4,8 кгс/см 2 .

В систему запуска Д- 30КУ -154 входит:

1. АПД-55 (3шт), установлены в 5 м. ТО. АПД предназначен для автоматического управления запуском двигателя на земле, в полете и для ХПД. АПД-55 выдает команды по заданной программе на исполнительные агрегаты.

2. Панель запуска на приборной доске б/ инженера. На панели расположены:

Светосигнализаторы “АПД РАБОТАЕТ “ двигателей 1, 2, 3;

Кнопка “ ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ “ двигателей 1, 2, 3;

Резистор ПЭВ-7,5-160 5 % реле закрытия заслонки 1919 по сигналу запуска двигателя;

3.Щиток запуска на земле (закрыт крышкой). На щитке расположены: главный выключатель, выключатель “ЗАПУСК - ХОЛОДНАЯ ПРОКРУТКА“, переключатель “ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ“, кнопка “ЗАПУСК “, кнопка “ ПРЕКРАЩЕНИЕ ЗАПУСКА”, реле блокировки запуска дв.№ 3 при открытом 2-ом грузолюке.

4. На двигателе установлены:

ЭМТ-707 (ЭМТ-713) перекрывной заслонки;

Центробежный выключатель запуска насоса регулятора;

СКНА-22-2А агрегат зажигания со свечами СП-06ВП-3 (2 шт);

Воздушный стартер СТВ-3Т, на котором установлены: ЭМТ-707 (ЭМТ-713) заслонки постоянного давления и центробежный выключатель, выдающий сигнал на сигнализатор “ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА“.

5. Резистор ОМЛТ-2-5705% сигнализации опасных оборотов стартера в задней РК 27 левой для дв.1, правой для дв. 2,3.

6. Реле ТКЕ52ПОДГ прекращения запуска и включения светосигнализатора “ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА “ в задней РК 27 левой для двигателя №1, правой для двигателей № 2, 3.

При запуске двигателя имеются блокировки: закрытие смотрового люка двигателя 2 для дв. 2, закрытие 2-го багажника для дв. 3. Запуск невозможен при не включенных: автомате расхода топлива и насосах бака №1 (4 шт).

АЗС на левой и правой панелях, в РК 27В в задней левой дв.№1 и РК 27В в задней правой для дв. №2 и №3.

АЗС запуска в воздухе на левой панели:

В РК 27В левой - предохранитель сигнализации “ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА“ и АЗС запуск и зажигание дв.1.

В РК 27В правой - предохранители дв. 2 и 3 “ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА“. АЗС заслонки подачи воздуха и реле включения, АЗС запуска и зажигания дв. 2 и 3.

Реле блокировки запуска дв.3 на щитке запуска.

Предохранитель и реле питания ДИМ- 8 в РК 36 В левой.

Работа схемы запуска

При нажатии на кнопку “ЗАПУСК” включается АПД, зажигание, ЭМТ постоянного давления и начинается раскрутка.

2 сек срабатывает КВ “0” в АПД и блокируется питание АПД.

NВД=7-8% - РУД ставится на подачу топлива.

29 сек КВ “Б”в АПД отключает зажигание.

NВД=41-44% - срабатывает ЦВ (М-425) на НР-30КУ и через АПД закрывается заслонка стартера. Стартер останавливается. Если по каким либо причинам этого не произойдет то при NВД=49-51% срабатывает ЦВ стартера СТВ, загорается лампа “ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАРТЕРА “ и двигатель отключается вручную.

Двигатель создан на базе Д-30КУ специально для пассажирского самолета Ту-154М. Установка этого двигателя позволила на 16-20% уменьшить расход топлива при эксплуатации самолета по сравнению с устанавливаемыми ранее ТРДД НК-8-2 и НК-8-2У.

ТРДД Д-30КУ-154 I серии прошел госиспытания в 1979 г. (в 1984 г. - Д-30КУ-154 II серии ). В ОАО "Рыбинские Моторы" изготовлено более 1500 двигателей Д-30КУ-154 II серии. Ремонт двигателя выполняется на заводе-производителе и в ОАО “Внуковский авиаремонтный завод No400”.

На двигателе Д-30КУ III серии установлены усовершенствованный двенадцатилепестковый смеситель в сопле, усовершенствованная безопасная для двигателя и самолета система реверса тяги, замкнутая система дренажа, применены сотовые уплотнения в компрессоре и турбине, уменьшены радиальные зазоры, что привело к уменьшению расхода топлива на 2,5%.

Ресурс двигателя Д-30КУ-154 III серии увеличен на 800 часов за счет снижения температуры на входе в турбину, а расход топлива уменьшен на 3%.

Ресурс до первого ремонта по техническому состоянию 5600 часов (2310 циклов). Гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов). Межремонтный ресурс по техническому состоянию 5600 часов (2310 циклов). Назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Календарный срок службы 6 лет.

Из общего количества двигателей находятся на крыле 52% двигателей. Отработали межремонтные ресурсы и ресурс до первого ремонта 45% двигателей и находятся в составе ремфонда. 3% Д-30КУ-154 находятся в резерве. Около 60% Д-30КУ-154 имеет наработку менее 6000 часов, 15% наработали свыше 10000 часов. 60% двигателей прошли капитальный ремонт.

Проводятся работы по обоснованию возможности установления ресурсов: назначенного 18000 часов, межремонтного и до первого ремонта 6000 часов. Д-30КУ-90, модификация двигателя Д-30КУ-154, выполнена с учетом следующих особенностей: сохранение взлетной тяги; конструкция и места крепления двигателя Д-30КУ-90 на самолете Ту-154М сохраняются серийными; места стыковки двигателя Д-30КУ-90 по отборам воздуха, гидравлическим, топливным, электрическим и другим системам остаются серийными; исключение попадания посторонних предметов в газовоздушный тракт двигателя; использование реверсивного устройства со створками с отклонением потока, а также применение замкнутой системы дренажа; предотвращение загрязнения ВПП маслопродуктами.

На двигателе применен высокоэффективный газогенератор ПС-90А.

Экологические характеристики по эмиссии модифицированных двигателей соответствуют нормам ICAO 2000 г. Самолет Ту-154М с модифицированными двигателями Д-30КУ-90 удовлетворяет требованиям главы III норм ICAO по шуму. Улучшение топливной экономичности модифицированных двигателей Д-30КУ-90 составляет примерно 7%, т.е. экономия топлива за один полет (приблизительно 2 часа 20 минут) самолета Ту-154М с двигателями Д-30КУ- 90 составит 1060 кг.

В Д-30КУ-90 исключен узел межвального подшипника. Дальность полета увеличена на 9% за счет снижения удельного расхода топлива. Повышены экологические характеристики в связи с исключением выброса дренажного топлива.

Модернизация Д-30КУ-90 возможна в процессе его ремонта.

Д-30КУ-154 II серии

Рвзл. = 10500 кгс

Суд.взл. = 0,498 кг/кгс.ч

Тг взл. = 1336 К

Gв взл. = 263 кг/с

Суд.кр. = 0,71 кг/кгс.ч

Мдв. с реверсом = 2305 кг

Lдв. с реверсом = 5700 мм

Мдв. без реверса = 2305 мм

Рвзл. = 10500 кгс

Суд.взл. = 0,482 кг/кгс.ч

Тг взл. = 1316 К

Gв взл. = 265 кг/с

Ркр. = 2750 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)

Суд.кр. = 0,69 кг/кгс.ч

Мдв. с реверсом = 2307 кг

Д-30КУ-90

Рвзл. = 10500 кгс

Суд.взл. = 0,464 кг/кгс.ч

Тг взл. = 1465 К

Gв взл. = 277 кг/с

Ркр. = 2750 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)

Суд.кр. = 0,66 кг/кгс.ч

Суд.масла = 1 л/ч

Мдв. с реверсом = 2450 кг

Д-30 — наиболее экономичный и совершенный ТРДД своего времени. Его показатели надежности в несколько раз превышают нормативный уровень.

Технические характеристики:

Длина, мм 3984

Диаметр, мм 1050

Масса сухая, кг 1550

Степень двухконтурности 2,36

Расход воздуха через компрессор, кг/с 279

Степень повышения давления в компрессоре —

Температура газа перед турбиной, °C 1154

Тяга, кгс:

на взлётном режиме 6800

на крейсерском режиме 1300

Удельный расход топлива, кг/кгс·ч. 0,77

Предназначался для установки на пассажирский самолет Ту-134. Модификации двигателя устанавливаются на многие типы отечественных самолетов.

Модификации двигателя:

Д-30 (ПС-30) — базовый. Выпускается в Перми.

Д-30В — турбовальный для вертолёта В-12М (проект).

Д-30КП — двигатель для Ил-76. Отличается реверсивным устройством. Выпускается с 1972 года в Рыбинске. Устанавливается также на А-50, Ил-78.

Д-30КП-3 "Бурлак" — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО "Сатурн". Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.

Д-30КПВ — двигатель для А-40.

Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ил-62М. Выпускается в Рыбинске.

Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. Выпускается в Рыбинске. Двигатели Д-30КУ-154 эксплуатируются не только в авиакомпаниях России, но и в правительственном и президентском авиаотрядах России и стран СНГ.

Двигатель Д-30Ф6 — турбореактивный, двухконтурный, двухвальный, с общей форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом, предназначенный для установки на сверхзвуковой самолёт МиГ-31.

WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на бомбардировщик H-6K.

Серийно выпускался на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 (ПС-30) разработан в ОКБ П.А.Соловьёва в 1963 году.

Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных и внутренних контуров. Двигатель состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО "Пермские моторы", а также на авиаремонтных заводах №123 (Старая Русса), №570 (Ейск).