О правильности монтажа асимметричных ненаправленных шин. Правильная установка асимметричных шин Как правильно поставить направленную зимнюю резину

Есть три типа рисунка протектора шины: симметричный, асимметричный и направленный.

Асимметричная шина условно состоит из двух половин: наружной и внешней, которые имеют собственный рисунок и расположение блоков. Чтобы понять, какая из сторон покрышки должна смотреть внутрь автомобиля, а какая наружу, на боковине присутствуют надписи — inside и outside.

Inside (inner) – обозначает внутреннюю сторону покрышки;

Outside (out) – обозначает наружную сторону покрышки.

Соблюдение меток очень важно, так как от положения шины на автомобиле зависит её функциональность: тормозные качества, управляемость, уровень шума, устойчивость к аквапланированию и так далее. Например, наружная сторона очень часто имеет небольшое ребро жесткости, которое укрепляет блоки протектора и сохраняет их форму при маневрах на большой скорости.


Наружные блоки протектора соединены между собой ребром жесткости, чтобы сохранять форму и не деформироваться во время поворота. А вот на внутренней стороне блоки не соединены между собой.

Асимметрия шины видна не всегда

Некоторые покрышки имеют ярко выраженную асимметрию протектора, поэтому разница сразу же бросается в глаза.


Шина с ярко выраженной асимметрией протектора.

Однако у многих покрышек отличия половин протектора менее существенно, и без тщательного всматривания её бывает сложно обнаружить.


Шина с менее выраженной (почти незаметной) асимметрией протектора.

Правильная установка шины outside inside

Чтобы асимметричная шина корректно вела себя на дороге, она должна быть установлена в соответствии с метками: outside – наружу, inside – внутрь.

Бывает так, что визуально шины на правой и левой осях смотрят в разные стороны, будто бы установлены в противоположных направлениях. Однако, если метки шины смотрят в нужные стороны, то покрышка установлена на автомобиль корректно.


Шины поставлены меткой outside наружу. При этом правая покрышка «смотрит» вверх, а левая — вниз, из-за чего создается впечатление, что шины установлены в противоположном друг к другу направлении.

Итог

Метки outside и inside используются для обозначения, какая из сторон асимметричной шины должна смотреть наружу, а какая внутрь автомобиля.

Важнейшим и ответственным элементом машины, отвечающим за безопасное передвижение, являются колеса и шины. Поэтому их нужно правильно устанавливать.

Опытный водитель справится с этой задачей без труда, а вот новичкам, которые чувствуют себя не слишком уверенно, наверняка, будет непросто. Не имея определенных умений и опыта, вы столкнетесь с множеством проблем и вопросов. Но непосредственно перед монтажом шин, необходимо разобраться с некоторыми нюансами. Прежде всего, следует обратить внимание на рисунок протектора, направление вращения, внешнюю и внутреннюю сторону покрышки.

Рисунок и направление вращения

Чаще всего можно встретить современные автомобильные шины с направленным рисунком, стрелка на их боковине указывает на направление вращения, поэтому их установка может производиться только в определенном порядке.

Остальные покрышки имеют ненаправленный рисунок, и установить их можно любой стороной.

Чтобы избежать недоразумений, лучше выяснить рисунок и направление вращения у продавца в магазине.

Стороны покрышек

При асимметричном рисунке у шины бывает внешняя и внутренняя сторона. Внешняя сторона имеет обозначение Outside, а внутренняя Inside, они ставятся соответственно снаружи и внутри автомобиля по ходу движения.

Виды шин

В зависимости от типа рисунка и его направления выделяют следующие группы покрышек:

  • асимметричные, рисунок у которых различен с наружной и внутренней стороны, причем он может быть направленным и ненаправленным (об этом мы уже упоминали выше).
  • симметричные, имеющие симметричный протектор, конструкцию корда и боковин. В этом случае заморочек меньше всего, ведь они устанавливаются с любой стороны.
  • направленные, со строгонаправленным рисунком. Они имеют надпись «Rotation» и стрелку, обозначающую направление вращения.
  • левые и правые, они разрабатываются для конкретной модели авто или для группы одинаковых моделей. На них есть маркировка «Right»(правая) и «Left»(левая). В зависимости от надписи их ставят только слева или справа. Этим правилом нельзя пренебрегать, ведь от правильной установки зависит эффективность работы шин.

Если вы не нашли такой надписи на покрышках, значит, они не подразделяются на лево- и правосторонние, даже если рисунок направленный или асимметричный.

Особенности установки шин

Для установки асимметричных покрышек не нужно быть асом, достаточно запомнить некоторую особенность. Внешняя сторона шины будет иметь надпись Outside, External, This side facing outwards или Side facing outwards, это зависит от производителя. Внутренняя – Inside, Side facing inwards или This side facing inwards. Эта надпись при правильной установке впоследствии не должна быть видна, на глаза должно попадаться лишь указание внешней стороны.

С направленными шинами немного посложнее. Их нужно поставить так, чтобы при движении машины вперед вращение колеса совпало с указанием стрелки на боковине. Право- и левосторонние шины, как мы уже говорили, ставятся только на ту сторону, которая указана на покрышке. Сторона учитывается по ходу автомобиля вперед.

У симметричных шин нет ни сторон (наружных и внутренних), ни направления вращения, поэтому ставить их можно в любом положении.

Если неправильно установить асимметричные или направленные шины, то происходит резкое ухудшение показателей поведения автомобиля при езде. Они работают неправильно и, следовательно, не могут в полной мере раскрыть свои улучшенные характеристики и качества. Если всё же вы вынуждены передвигаться на машине с неправильно установленными покрышками, соблюдайте скоростной режим (не больше 80 кмчас) и будьте начеку.

Монтаж шин и колес

Итак, с особенностями установки различных типов шин мы разобрались, теперь пора перейти непосредственно к самому процессу. Чтобы правильно снять и установить колеса на свою машину, перво-наперво необходимо заглянуть в инструкцию по эксплуатации конкретной модели машины. Именно в ней можно найти конкретные советы и рекомендации, которые уж точно вам помогут. Приступаем к работе.

  1. Сначала нужно снять старые колеса и шины, для этого отвинчиваем гайки. Но откручиваем их не до конца, а лишь немного ослабляем. Для работы лучше воспользоваться ручными инструментами, это будет безопаснее. Хотя если вы умеете обращаться с ударным гайковертом, то дерзайте. Если же нет, не экспериментируйте, а поработайте обычным или специальным автомобильным ключом.
  2. Возьмите домкрат, чтобы поднять автомобиль. Делать это нужно на ровной поверхности, открутите гайки, снимите колеса.
  3. Распределите шины, чтобы потом не запутаться, поставьте их рядом со старыми колесами. Будьте внимательны, учитывайте направление вращения, рисунок и стороны покрышек. Обязательно проверьте гайки. Если они с шероховатостями или плохо затягиваются это нужно исправить до установки колес. В магазине можно найти специальный набор, восстанавливающий резьбу. Он как раз вам и поможет.
  4. Очистите тормозные диски и барабаны от грязи и ржавчины.
  5. Проверьте, как сидят колеса на ступице. Следствием даже небольшого отклонения центра диска от центра ступицы станет биение покрышки. Это можно почувствовать по вибрации рулевого колеса, в противном случае под угрозой окажется крепление шины.
  6. Воспользуйтесь восковым спреем или другим подходящим средством для обработки болтов от коррозии.
  7. Если проблем не возникло, переходите к установке колеса. Наживляйте болты, слегка затяните. Опустите машину, уберите домкрат и до конца затяните гайки.
  8. А теперь настал черед послеустановочной проверки. Убедитесь, что внешний край диска и внутренняя сторона обода не соприкасаются. Для этого достаточно лишь провести рукой по каждому колесу. Также не забудьте проверить давление в шинах.

Правильный монтаж шин является гарантией безопасности и надежности вашего транспортного средства. И даже если вы не будете самостоятельно это делать, то не лишним будет вооружиться определенными знаниями, чтобы иметь возможность проконтролировать процесс. Ведь даже мастера в сервисах из-за своего незнания или банальной лени делают свою работу не всегда качественно.

Если классические, симметричные покрышки можно было устанавливать совершенно как угодно, то современная резина отличается более высокими требованиями к монтажу.

В интернет-магазине Формула Колес вы найдете множество моделей покрышек с асимметричным или направленным рисунком протектора. Их ни в коем случае нельзя устанавливать как попало: к немедленному выходу автомобиля из строя это не приведет, но авторезина утратит свои качества. Особенно опасным следствием халатности может стать изменение длины тормозного пути.

Направленный рисунок

Производители авторезины заботятся о том, чтобы автопокрышку мог установить любой человек, не прибегая к помощи профессионалов. Поэтому шина всегда снабжается соответствующей маркировкой. Так, на автошинах, например, BF Goodrich с направленным рисунком протектора правильный вариант установки указывается стрелкой.

То есть, при установке на автомобиль, нарисованная стрелка должна указывать направление вращений колеса при движении машины вперед. Иногда она дополняется надписью «Rotation». Это важно, так как чаще всего рисунок протектора - V-образный и рассчитан на то, чтобы отводить воду и жидкую грязь из пятна контакта, препятствуя аквапланированию. Если рисунок «развернуть», это полезное свойство сводится практически к нулю.

Асимметричный рисунок

Здесь вам нужно найти на бортах шины надпись Outside (как вариант - Side Facing Outwards). Эта сторона при установке покрышки на авто должна оказаться снаружи. Внутренней части будет соответствовать указатель Inside (Side Facing Inwards).

В качестве примера можно привести летнюю шину Nokian Hakka SUV.

Асимметричные направленные шины
Здесь все еще сложнее. Рисунок будет и асимметричным, и направленным. Если две предыдущих модели можно было устанавливать как на правую сторону авто, так и на левую (соответствующим образом развернув), то здесь такие вольности уже недопустимы.

Такие автопокрышки дополнительно маркируются словами Left и Right - левая и правая стороны соответственно. После покупки комплекта авторезины у вас должно оказаться две левых и две правых покрышки. Устанавливать их надо соответствующим образом: либо внимательно отнеситесь к этому, если производите монтаж самостоятельно, либо обязательно проконтролируйте результат работы мастеров автосервиса.

И последнее. Помимо камерных шин, существуют еще и бескамерные. Монтировать их лучше в автосервисе, а узнать такую резину можно по надписям Tubeless или TL на боковой части.

Состоянию колес на своем автомобиле уделяет внимание любой водитель. Ничего удивительного или странного в этом нет, именно шины обеспечивают контакт с покрытием, от чего зависит поведение машины на дороге. Чтобы добиться хорошего сцепления колес с полотном, производители покрышек предпринимают поистине героические усилия, асимметричные шины надо воспринимать как одну из попыток улучшить поведение резины во время движения.

Шины с асимметричным рисунком протектора

На выбор водителям предлагаются разные виды покрышек, но все их по большей части можно разделить на типы по виду протектора:

  • симметричный;
  • направленный;
  • асимметричный.

Примеры упомянутых рисунков протектора показаны ниже:

На машине колесо испытывает значительные нагрузки, причем они существенно отличаются в изменяющихся дорожных условиях – снег, вода, торможение, разгон, поворот – в каждом из этих случаев резина работает по-разному. Вот асимметричные шины и призваны учесть некоторые из этих различий в отдельных режимах движения.

Такое название обусловлено их своеобразным рисунком протектора. Укрупненно он показан на фото:

Как уже упоминалось, различия, связанные с рисунком протектора, вызваны разным поведением резины при движении. Так, для обычных симметричных покрышек оно стандартное. Направленная резина отличается лучшим водоотведением в месте контакта с покрытием и предназначена для использования на мокрой дороге. А покрышки с различным рисунком протектора обеспечивают автомобилю лучшую курсовую устойчивость и управляемость.

В данном случае учтено поведение машины в повороте, когда нагрузка приходится в основном на внешнюю часть шины. Поэтому она делается более жесткой, с крупным рисунком, что обеспечивает устойчивость и маневренность в поворотах. Внутренняя часть изготавливается из более мягкой резины, благодаря чему отводит воду из-под колеса, что снижает риск аквапланирования и увеличивает пятно контакта с дорогой.

Одно время производители изготавливали подобные покрышки еще и направленными, но это оказалось уже излишним, в настоящее время они не выпускаются, и нет различия на правые и левые колеса.

Монтаж асимметричных шин

Что еще необходимо знать водителю про такие покрышки? Самое главное – правильная их установка на автомобиль. Дело в том, что конструкцией предусмотрены две стороны – внешняя и внутренняя. Монтаж и установка подобной резины должны проводиться таким образом, чтобы выдержать именно нужное их расположение. Для обеспечения этого на боковой поверхности колеса имеется специальная маркировка – outside и inside (наружная и внутренняя).

Так что, выполняя монтаж таких колес, необходимо следить, чтобы надпись outside была с внешней их стороны.

Асимметричные шины становятся все более популярными среди водителей. Объясняется это лучшим поведением автомобиля с подобной резиной на дороге во время движения. Однако для обеспечения полноценной работы таких покрышек, надо правильно их смонтировать на диске и установить на автомобиль.

Автомобильная резина с асимметричным протектором была разработана финской компанией Nokian. Улучшенное сцепление с дорогой обеспечивается благодаря конструктивным элементам автошины и рисунку протектора.

На внутренней части асимметричной шины расположена плечевая зона для отвода влаги. Что касается внешней стороны, то здесь расположен протектор, благодаря которому создается жесткость, маневренность и устойчивость во время поворотов.

Конструкция асимметричной покрышки

Когда речь идет об асимметричной шине, то надо понимать, что рисунок ее протектора отличается, как с внутренней, так и с внешней стороны. Проанализируем особенности ассиметричных шин с направленным рисунком протектора:

1). Установка выполняется по направляющей стрелке. В некоторых случаях на боковой стороне используют маркировку в виде надписи «Rotation».

2). Модели разделяются на правосторонние и левосторонние, это обозначается маркировками R и L.

Трудности при монтаже шин с направленным рисунком

Отметим, что монтаж двух колес с указанной маркировкой L или R практически невозможно было осуществить, поскольку в автомагазинах достаточно редко встречались покрышки с правосторонним и левосторонним обозначением.

Кроме того, проблемы возникали с выбором авторезины для запаски колеса, так как водитель не мог знать, с какой стороны колесо будет нуждаться в замене. Возникали и такие ситуации, когда автолюбители использовали правую ассиметричную шину для левого колеса или наоборот.

В результате деформировался протектор, и она начинала изнашиваться. Это привело к тому, производители решили отказаться от использования направленного протектора. Было принято решение использовать ненаправленный рисунок.

Как различить ненаправленный протектор?

В отличие от автомобильной резины с обычным протектором, у этой автошины внутренняя часть мягче, а внешняя – жестче. Таким образом, балансируются механические воздействия при входе в поворот. При этом нагрузки распределяются не на внутреннюю зону, а на поверхность шины.

Протекторные шашки, расположенные непосредственно на покрышке, несколько крупнее тех, что находятся изнутри резинового слоя. Подобная конструкция обеспечивает отведение влаги от пятна, где происходит соприкосновение с дорогой. Таким образом, снижаются риски аквапланирования, и облегчается управление автомобилем.

Особенности ассиметричных автошин:

  1. монтируются с левой и правой стороны;
  2. не имеют маркировки изнутри и с внешней стороны, поэтому их можно различить от симметричной резины.

Преимущества и недостатки применения шин с асимметричным протектором

Положительные моменты:

  • отличное сцепление с дорожным полотном;
  • независимое место расположения покрышки;
  • курсовая устойчивость автомобиля и управляемость;
  • сокращение тормозного пути на мокрой дороге;
  • равномерный износ автошины;
  • благодаря расположению протекторных шашек обеспечивается безопасное вождение на заснеженной и ледяной трассе;
  • резиновый слой протектора различается по внутренней и внешней стороне.

Недостатки были характерны для резины с направленным рисунком протектора. Однако она была сняты с производства.

Монтаж автомобильной покрышки с ненаправленным рисунком

Установка выполняется по принципу расположения внешней и внутренней стороны. Надпись, обозначенная на боковине, указывает на то, какой стороной необходимо одевать шину. На боковой части может быть написано:

  1. external;
  2. outside;
  3. side facing outwards.

На внутренней:

  1. inside;
  2. this side facing inwards.

Как таковое, направление протектора не играет роли, важно лишь расположение автошины в зависимости от внутренней или внешней конструкции.

Монтаж ассиметричных покрышек

На боковой поверхности должен быть указатель Outside. Некоторые производители могут указывать:

  1. side facing outwards;
  2. external;
  3. this side facing outwards.

В это же время, на внутренней зоне покрышки указывается надпись Inside. Однако она не видна, поэтому ее сторона направлена к автомобилю.

При правильной установке автошины водитель увидит надпись на внешней стороне резины – Outside. В противном случае получится, что она надета внутренней стороной.

Монтаж автошин с направленным рисунком протектора

Направленные покрышки монтируются таким способом, чтобы вращение колеса легкового автомобиля соответствовало маркировочной стрелке, указанной на боковой части резины и надписи Rotation.

Шины, установленные с правой и левой стороны автомобиля должны соответствовать маркировочным надписям на протекторе при вращении колеса вперед: Left (левый) и Right (правый).

Монтаж симметричных покрышек

Симметричные автошины не имеют сторон и заданных направлений при вращении колеса. Таким образом, их установка выполняется независимо от расположения. Также стоит отметить тот факт, что неграмотная установка направленной или ассиметричной резины приведет к ухудшению показателей курсовой устойчивости, аэродинамики, управления и балансировки при выполнении поворотов. Кроме того, это приведет к износу и деформации автомобильного колеса.

Когда покрышки не выполняют назначенную функцию, колеса теряют заводские характеристики и свойства. Поэтому вынужденная езда на автомобиле с неправильно установленными шинами должна быть спокойной и равномерной. То есть нельзя резко поворачивать и разгоняться свыше 80 км/ч. В этом случае также не рекомендуется выполнять резкое торможение. А еще лучше – вообще не рисковать и поставить шины в зависимости от направления вращения колес.