Автомобиль седельный тягач камаз 63501. Автомобильное шасси широко используется для монтажа крановых установок и различного оборудования
Автомобиль-шасси КАМАЗ 63501 (8x8) - Технические характеристики | |
Весовые параметры и нагрузки: | |
Снаряженная масса шасси, кг | 10750 |
7350 | 3400 |
Допустимая масса надстройки с грузом, кг | 16000 |
Полная масса а/м, кг | 26900 |
- нагрузка на первый и второй ведущие мосты, кг | 11100 | 15800 |
Полная масса прицепа, кг | 11000 |
Полная масса автопоезда, кг | 37900 |
Двигатель: | |
Модель | 740.50-360 (Евро-2) |
Тип | дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха |
Максимальная полезная мощность, кВт (л. с.) | 255 (347) |
Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.) | 265 (360) |
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 2000 |
Макс. полезный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1450 (148) |
при частоте вращения коленвала, об/мин | 1300–1500 |
Расположение и число цилиндров | V-образное, 8 |
Рабочий объем, л | 11,76 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120/130 |
Степень сжатия | 16,8 |
Система питания: | |
Вместимость топливных баков, л | 350+210 |
Сцепление: | |
Тип | диафрагменное, однодисковое, фирмы «F&S» |
Привод | гидравлический с пневмоусилителем |
Диаметр накладок, мм | 430 |
Коробка передач: | |
Модель | ZF 16S 151 |
Тип | механическая, шестнадцатиступенчатая |
Управление | механическое, дистанционное |
Передаточные числа на передачах: | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ЗХ |
13,86 | 9,52 | 6,56 | 4,58 | 3,02 | 2,08 | 1,43 | 1,00 | 12,97 |
11,56 | 7,96 | 5,48 | 3,83 | 2,53 | 1,74 | 1,20 | 0,84 | 10,85 |
Раздаточная коробка: | |
Модель* | ZF Steyr |
Тип | механическая, двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом |
Управление | пневматическое |
Передаточные числа: | |
- первая передача (низшая) | 1,536 |
- вторая передача (высшая) | 0,89 |
Главная передача: | |
Передаточное отношение* | 5,94 или 6,53 или 7,22 |
Электрооборудование: | |
Напряжение, B | 24 |
Аккумуляторы, В/А·ч | 2x12/190 |
Генератор, В/Вт | 28/2000 |
Тормоза: | |
Привод | пневматический |
Размеры: диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных накладок, мм | 140 |
Суммарная площадь тормозных накладок, см2 | 8400 |
Колеса и шины: | |
Тип колес | дисковые |
Тип шин | пневматические, с регулированием давления |
Размер обода | 12,2–20,9 (310–533) |
Размер шин | 425/85 R21 (1260x425-533Р), 156G |
Кабина: | |
Тип | передняя, расположенная над двигателем |
Исполнение* | со спальным местом или без спального места |
Характеристика а/м полной массой 26900 кг: | |
Максимальная скорость, не менее, км/ч | 90 |
Угол преодолеваемого подъема, не менее, % | 31 |
Внешний габаритный радиус поворота, м | 14–15 |
* в зависимости от комплектации
Шасси КамАЗ 63501
Грузовое шасси КамАЗ-63501(колесная формула 8х8) нашел широкое применение, благодаря повышенной проходимости и полезной нагрузки до 16 тонн, в вооружённых силах. КамАЗ-63501 применяется так же для установки различного оборудования, в частности геологоразведочного, так же на данном шасси монтируются крановые установки, пожарная техника и т.д. Автомобиль КамАЗ-63501-1996 созданный на шасси КАМАЗ 63501 (благодаря исключительным техническим характеристикам) удачно применяется в Министерстве обороны.
Различные комплектации автомобиля КАМАЗ 63501
Комплектация автомобиля КамАЗ - 63501 1025
Комплектация автомобиля КАМАЗ - 63501 1026
мощность двигателя: 360 л.с., размер шин 425/85R21, емкость топливных баков: 210+350 л., гидроподъем кабины, межколесная блокировка, ДЗК, анатомическое сиденье, сц. MFZ 430, РК 65111
Комплектация автомобиля КАМАЗ - 63501 1065
мощность двигателя: 360 л.с., размер шин 425/85R21, емкость топливных баков: 210+350 л., гидроподъем кабины, межколесная блокировка, ДЗК, анатомическое сиденье, сц. MFZ 430, РК ZF Stеyr 1600/300
КамАЗ-6350 с ГМП . Один из опытных образцов КамАЗ-6350 испытывался с КПП с автоматическим включением ДП6А.1400, изготовленной по специальному заказу на ОАО «Курганский машиностроительный завод» («Курганмашзавод»). Агрегат с шестью передачами переднего и двумя заднего хода был оснащен электронно-гидравлическим управлением. При необходимости можно воспользоваться принудительным ручным включением передач. Использование автоматической ГМП ДП6А.1400 упростило управление автомобилем, исключило непроизвольную остановку двигателя, повысило проходимость машины, увеличило срок службы деталей трансмиссии и силовой установки.
КамАЗ-63501 |
Артиллерийский тягач оснащён фирменным многотопливным двигателем V8 мощностью 360 л.с. и развивает скорость до 95 км/ч. Машина оборудована механизмом погрузки и выгрузки (кран-манипулятор ИМ-50) грузоподъёмностью до 2000 кг с максимальным вылетом стрелы до 6,14 м.
Автомобиль рассчитан на перевозку 8 человек (в кабине - 2 человека - водитель и командир; в обитаемом отсеке - 6 человек), масса перевозимого груза на платформе длиной 3825 мм - 5 т. Кабина водителя, обитаемый отсек, аккумуляторные батареи, топливные баки и днище силового агрегата имеют скрытое бронирование по 5-му классу защиты.
Обитаемый отсек, фургонного типа, с термоизоляцией из «сэндвич-панелей», оснащён унифицированными с люком кабины автомобиля двумя бронированными люками в крыше отсека, обеспечивающими возможность экстренного выхода личного состава через них, а также ведения огня из личного оружия по воздушным и наземным целям, и двумя дверями. В боковых стенках предусмотрены по две герметично закрывающиеся бойницы с каждой стороны, с бронестеклами над ними. На тягаче установлены автономная отопительно-ветиляционная и фильтровентиляционная установки. Есть приспособления для крепления личного оружия (автоматов), для универсального зарядного устройства с питанием от бортовой сети и две розетки на 24 В. По телефону поддерживается связь между кабиной и обитаемым отсеком. Предусмотрены откидные двухъярусные лежаки (спальных мест - 4), столик и два дополнительных сидения, пространство под лежаками приспособлено для размещения личного имущества расчёта орудия, места для огнетушителя, медицинской аптечки и бака для питьевой воды ёмкостью не менее 10 л.
Артиллерийский тягач, созданный на базе шасси автомобиля КАМАЗ-6350 в соответствии с утвержденной программой, прошёл полный цикл приёмочных испытаний. Конструктивное исполнение тягача была одобрена руководством Сухопутных войск России и управления РВиА. Артиллерийский тягач приказом начальника главного автобронетанкового управления МО РФ от 1 октября 2009 года №665 принят на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Производство арттягача освоено серийно. Всего с 2009 года поставлено в ВС РФ более 200 единиц. Изготовление данного автомобиля продолжается и в 2013 году в соответствии с утвержденным Государственным контрактом.
Основные тактико-технические характеристики автомобилей |
КамАЗ-6350 | КамАЗ-63501 | КамАЗ-6450 |
Колесная формула | 8×8.1 | ||
Габариты, мм: | |||
длина | 9830 (9865*) | 9145 (9160*) | |
ширина | 2550 | ||
высота по кабине/тенту | 3080/3260 (3290*) | 3080 (3110*)/- | |
база | 1940+3340+1320 | колея | 2050 | дорожный просвет | 390 | 385 | Внешний минимальный радиус поворота, м | 13,9 |
Весовые параметры и нагрузки, кг: | |||
снаряженная масса | 12400 | 12550 | 11250 |
10000 | 14000 | (12000 (10000*)) | |
полная масса | 22600 | 26750 | 43450 (37550*) |
распределение полной массы по осям* | 10100/12500 | 11050/15700 | 8620/12830 |
масса буксируемого прицепа | 15000 (12000*) | 32000 (26000*) | |
Двигатель: | |||
модель | КамАЗ-740.50-360 | ||
тип | дизельный, V-8 с турбонаддувом (многотопливный) | ||
рабочий объём, л³ | 11,76 | ||
максимальная мощность, кВт/л.с. (об/мин) | 265/360 (2200) | ||
максимальный крутящий момент, Нм/кГс м (об/мин) | 1470/150 (1200…1400) | ||
Коробка передач | |||
модель | ZF 16S1820 | ||
число ступеней вперед/назад | 16/1 | ||
Максимальная скорость, км/ч | 95 | 80 (для автопоезда) | |
Ёмкость топливных баков, л | 375 | 2 × 210 | |
Запас хода по топливу, км | 1000 | 1000* | 800 (для автопоезда) |
Преодолеваемые препятствия: | |||
подъём, град. | 31 | ||
косогор, град. | 20 | ||
брод, м | 1,74 | ||
ров, м | 1,4 | ||
стенка, м | 0,55 | ||
Габаритные размеры платформы, мм - длина - ширина - высота |
6650 2470 750 |
- | |
* по источнику [ |
КамАЗ 63501 – четырехосная модель с повышенной проходимостью и колесной формулой 8 на 8. Автомобиль имеет военное происхождение. Его разработка выполнялась по заказу и с использованием средств Минобороны. При этом техника применяется не только в военных целях, но и для гражданской деятельности. В районах, где приоритетом является максимальная проходимость, КамАЗ 63501 пользуется большим спросом.
Производство автомобиля началось в 2004 году. Благодаря уникальным внедорожным характеристикам модель быстро завоевала популярность не только на внутреннем рынке, но и за пределами страны.
В 2010-м году КамАЗ 63501 подвергся глобальной модернизации, что отразилось на показателях техники. Расход топлива сократился, увеличился ресурс эксплуатации, и улучшилась ремонтопригодность. Появились модификации с рестайлинговой кабиной, обеспечивающей больший комфорт работы. Изменения затронули и линейку двигателей, куда добавились современные агрегаты с улучшенными характеристиками.
Модификации
КамАЗ 63501 производится в двух вариациях: вездеходное шасси для установки специального оборудования и надстроек и модель с бортовой платформой. Среди оборудования, доступного для монтажа, значатся пожарные установки, изотермические фургоны, сортиментовозы, геологические станции, манипуляторы, лесовозы и бурильные установки. Бортовой грузовик на базе КамАЗ 63501 имеет индекс КамАЗ 63501-996.
В настоящее время шасси КамАЗ 63501 выпускается в следующих версиях:
- КамАЗ 63501-3025-40 – модификация с монтажной длиной рамы 6970 мм, 2 топливными баками на 210 и 350 л и агрегатом КамАЗ 740.602-360 (Евро-4);
- КамАЗ 63501-3026-40 – вариация с монтажной длиной рамы 6970 мм, 2 баками емкостью 210 и 350 л и мотором КамАЗ 740.602-360 (Евро-4);
- КамАЗ 63501-3960-41 – версия с монтажной длиной рамы 6635 мм, 1 топливным баком на 210 л и двигателем КамАЗ 740.612-320 (Евро-4).
На базе КамАЗ 63501 собирается следующая спецтехника:
- РСЗО 9А52-4 «Кама» – одна из версий реактивной системы залпового огня серии «Смерч». Опытный образец машины показан на «МАКС-2007». Техника позволяет выполнять скоординированный огонь по противнику. При этом комплекс остается максимально мобильным;
- КамАЗ 63501АТ «Медведь» – военный тягач, разработанный для буксировки орудий типа 2А36 «Гиацинт-Б» и 2А65 «Мста-Б». Модель оборудована краном-манипулятором ИМ-50 с грузоподъемностью до 2000 кг и позволяет перевозить до 7 человек, не считая водителя.
Видео обзор
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 11340 мм;
- ширина – 2550 мм;
- высота – 3150 мм;
- колесная база – 1940 (3690+1320) мм;
- дорожный просвет – 390 мм;
- передняя колея – 2050 мм;
- задняя колея – 2050 мм;
- погрузочная высота – 1580 мм;
- наружный радиус поворота – 13900 мм.
Размеры базовой платформы:
- длина – 8140 мм;
- ширина – 2470 мм;
- высота – 750 мм.
Весовые показатели шасси:
- снаряженная масса – 11000 кг;
- нагрузка на первый и второй мосты – 7200 кг;
- полная масса – 27200 кг;
- нагрузка на первый и второй мосты – 11200 кг;
- предельная масса надстройки с грузом – 16000 кг;
- масса прицепа – 12000 кг;
- масса автопоезда – 37750 кг.
Прочие характеристики:
- угол преодолеваемого подъема – 31 градус;
- максимальная скорость – 95 км/час;
- размер обода – 310-533;
- размер шин – 425/85 R21.
Двигатель
КамАЗ 63501 оснащается 3 типами двигателей производства Камского автозавода:
- КамАЗ 740.50-360;
- КамАЗ 740.602-360;
- КамАЗ 740.612-320.
Первые модели КамАЗ 63501 комплектовались дизельным двигателем КамАЗ 740.50-360. 4-тактный верхнеклапанный агрегат с жидкостным охлаждением и V-образной схемой расположения цилиндров соответствует экологическим нормам Евро-2. В конструкции установки присутствуют турбонаддув и промежуточное охлаждение воздуха.
Характеристики мотора КамАЗ 740.50-360:
- рабочий объем – 11,76 л;
- максимальный крутящий момент – 1472 Нм;
- степень сжатия – 16,8;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 120 мм;
- ресурс работы – 800000 км.
На более поздние версии устанавливались агрегаты КамАЗ 740.602-360 и КамАЗ 740.612-320. Данные дизели конструктивно схожи с базовым двигателем, но особые доработки позволяют им соответствовать стандарту Евро-4. Моторы оснащаются механизмом топливоподачи Common Rail и электронным управлением.
Характеристики агрегата КамАЗ 740.602-360:
- рабочий объем – 11,76 л;
- номинальная мощность – 265 (360) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1570 Нм;
- степень сжатия – 17,9;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 120 мм;
Характеристики мотора КамАЗ 740.612-320:
- рабочий объем – 11,76 л;
- номинальная мощность – 320 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 1373 Нм;
- степень сжатия – 17,9;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 120 мм;
- удельный расход топлива – 207 г/л.с. в час.
Для модели предусмотрена комплектация топливными баками следующего объема:
- 1 бак – 210 л;
- 2 бака – 210 и 210 л;
- 2 бака – 210 и 350 л.
Устройство
На момент выпуска (2004 г.) аналогов у КамАЗ 63501 в мире не существовало. Четыре ведущих оси, большая грузоподъемность и колесная формула 8 на 8 обеспечивали безупречную проходимость и делали модель уникальной.
КамАЗ 63501 комплектовался 16-ступенчатой механической трансмиссией ZF 16S 1820. Изначально коробка передач ввозилась из Европы (производитель – Zahnrad Fabrik). Однако впоследствии выпуск данных КПП наладили в Набережных Челнах. В настоящее время практически все модификации КамАЗ 63501 оснащаются коробками передач, собранными российской компанией СП «ЦФ-Кама». Чугунные крышки, шестерни, алюминиевые корпуса, картеры сцепления и другие детали для трансмиссий изготавливаются в России, а сальники, синхронизаторы и подшипники продолжают ввозить из Германии.
В автомобиле используется однодисковое сухое сцепление диафрагменного типа с гидравлическим приводом с пневмоусилителем. На КамАЗ 63501 устанавливается 2-ступенчатая раздаточная коробка КамАЗ 65111 с блокируемым межосевым дифференциалом. Дифференциал блокируется на задних мостах, привод передних мостов является неотключаемым постоянным.
Для КамАЗ 63501 предусмотрены 4 тормозных системы:
- рабочая система, приводимая в действие педалью. В ее основе лежат барабанные механизмы. Ширина накладок – 140 мм, диаметр барабана – 400 мм;
- стояночная система;
- запасная система, совмещенная со стояночной;
- вспомогательная система.
Также КамАЗ 63501 оборудован антиблокировочной системой.
Электросистема включает генератор на 3000 Вт и 2 аккумулятора на 190 Ампер-час.
Кабина КамАЗ 63501 мало отличается от других автомобилей из Набережных Челнов. Модель комплектуется стандартной 3-местной цельнометаллической кабиной, которая откидывается вперед при помощи гидроподъемника и имеет 4-точечную подвеску с пружинными стойками. Последние версии оснащаются рестайлинговой кабиной с контурами грузовиков Мерседес. Новые кабины доступны в 3 версиях:
- исполнение 1 (дневное) – короткая вариация с низким потолком;
- исполнение 2 – удлиненная кабина с низким потолком и спальной зоной шириной 685 мм;
- исполнение 3 – удлиненная кабина с высоким потолком.
В салоне устанавливается рулевая колонка с регулировкой и пневмофиксатором. Кресло водителя изготавливается в Елабуге и монтируется на пневматической подвеске. Для кабин со спальным местом предусмотрена возможность размещения вещей под нижней полкой. В некоторых версиях в этой зоне устанавливается портативный холодильник.
Цена нового и б/у
Стоимость шасси КамАЗ 63501 начинается от 3,5 млн рублей. Подержанные версии в нормальном состоянии можно приобрести по цене от 2 до 2,8 млн рублей.
Начинаю серию фоторепортажей про автомобили КамАЗ для Армии.
Артиллерийский тягач на базе шасси КамАЗ-63501, предназначенный для буксировки артиллерийских орудий и систем (например, пушки 2А36 «Гиацинт-Б») полной массой до 12 т. с размещением и транспортировкой расчета, специальных грузов и боеприпасов.
Двигатель КамАЗ-740 дизельный, V-8 с турбонаддувом (многотопливный). Емкость топливных баков - 2 x 210.
2. Автомобиль рассчитан на перевозку 8 человек. Водитель и командир в кабине, 6 бойцов в обитаемом отсеке, спальных мест 4. Масса перевозимого груза на платформе - 5 т..
3. Тягач оборудован механизмом погрузки и выгрузки (кран-манипулятор ИМ-50) грузоподъёмностью до 2000 кг с максимальным вылетом стрелы до 6,14 м.
4. Кабина и обитаемый отсек имеют скрытое бронирование, соответствующее 5-му классу защиты.
В крыше обитаемого отсека — два бронированных люка, унифицированных с люком кабины автомобиля, для экстренного выхода личного состава, а также ведения огня по воздушным и наземным целям. В боковых стенках предусмотрены по две герметично закрывающиеся бойницы с каждой стороны, с бронестеклами над ними. У тягача — автономная отопительно-ветиляционная и фильтровентиляционная установки. Есть приспособления для крепления личного оружия (автоматов), для универсального зарядного устройства с питанием от бортовой сети и две розетки на 24 В. По телефону поддерживается связь между кабиной и обитаемым отсеком. Предусмотрены откидные двухъярусные лежаки, столик и два дополнительных сидения, пространство под лежаками приспособлено для размещения личного имущества расчета орудия, места для огнетушителя, медицинской аптечки и бака для питьевой воды емкостью не менее 10 л.
5. КамАЗ - 6350 "Мустанг".
6. Макс. скорость 90 км\ч.
КамАЗ-63501 – четырёхосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 8х8. В серийном производстве Камского автомобильного завода находится с 2004-го года. Выпускается с бортовой грузовой платформой либо в виде вездеходного шасси общего назначения, пригодного для установки различных надстроек и специального оборудования. В частности, крановых и манипуляторных установок; геологического и пожарного оборудования; лесовозов и сортиментовозов, контейнеровозов, изотермических фургонов, бурильных установок.
Автомобили КамАЗ-63501 несколько лет назад подверглись существенной модернизации, вследствие чего удалось расширить ресурс работы машины, повысить её ремонтопригодность, снизить расход топлива.
Особенного внимания заслуживает новая послерестайлинговая кабина. Она отличается обновлённым интерьером с удобной и современной приборной панелью, позволяющей производить мониторинг состояния всех важных узлов и систем грузовика в реальном времени. Комфортабельные «грэммеровские» сиденья с пневмоподвеской снижают усталость водителя и экипажа во время длительных переездов или продолжительных периодов работы.
Как и , данная модель имеет военное происхождение: разрабатывалась на деньги Министерства Обороны. Но автомобили КамАЗ-63501 используется не только для армейских, но и для гражданских нужд. Везде, где нужна максимально возможная для грузовика проходимость, эти машины находят своё применение и становятся очень ценны: они действительно свободно проедут по такому бездорожью, куда любой другой колёсной технике дорога противопоказана.
Автокраны и другие спецмашины на шасси КамАЗ-63501
В частности, большое распространение получили автокраны на базе КамАЗ-63501. На шасси монтируется мощная крановая установка с грузоподъёмностью 30, 40 или 50 тонн («Клинцы», «Галичанин» и т.п.) Телескопическая четырёхсекционная стрела таких кранов состоит из цельнометаллических корытообразных профилей. Кран можно использовать при высокоточном монтаже, когда груз помещается на определенной высоте в готовую конструкцию. От силового агрегата грузовика работают два гидронасоса, которые приводят в действие крановую установку и позволяют одновременно совмещать все операции крана.
Высота подъёма груза основной стрелой такого крана составляет 30 с небольшим метров (в зависимости от модификации, есть небольшой разброс в этом значении); при использовании дополнительного гуська – на 40 с небольшим метров. Эти краны используются в различных сферах хозяйства, к примеру, на монтаже линий электропередач.
КамАЗ-63501 с мощной крано-манипуляторной установкой.
Среди других популярных применений шасси КамАЗ-63501 – пожарная машина; автоконтейнеровоз; передвижная мастерская или лаборатория с крано-манипуляторной установкой; автоцистерна или автотопливозаправщик.
Пожарный КамАЗ-63501.
Военная техника на базе КамАЗ-63501
Является современным вариантом реактивной системы залпового огня «Смерч». Эта боевая машина с 6-ти ствольным пакетом направляющих впервые была представлена широкой публике на «МАКС-2007» (московский международный авиационно-космический салон) и «REA-2009» (международная выставка вооружений в Нижнем Тагиле).
Использование данной системы на четырёхосном полноприводном шасси КамАЗ-63501 повышает мобильность РСЗО, за счёт снижения их массы, габаритных размеров и скорости. Отдельные расчёты могут рассредоточиться и вести скоординированный огонь. Разработано не только для российской армии, но и для поставок на экспорт.
Шасси КамАЗ-63501, адаптированное для транспортировки 152-милиметровых пушек и гаубиц-пушек «Мста» и «Гиацинт», а также для прочих буксируемых артиллерийских орудий и систем массой до 12-ти тонн. Автомобиль оборудован краном-манипулятором ИМ-50 грузоподъёмностью до 2 т с вылетом стрелы до 6,14 м, для погрузки/выгрузки боеприпасов и прочих грузов. Оснащён обитаемым отсеком для размещения расчёта артиллерийского орудия. В этом отсеке предусмотрены места для шести человек. По пятому классу защиты бронированы кабина, обитаемый отсек, аккумуляторы, топливные баки и днище двигателя.
В крыше обитаемого отсека имеются два бронированных люка, для экстренного выхода под обстрелом, двумя дверями и двумя герметично закрывающимися бойницами в боковых стенках для ведения огня. Отопительно-вентиляционная и фильтровентиляционная установки автономные, предусмотрено переговорное устройство между кабиной и обитаемым отсеком.
Первое появление данной техники – 2006-й год, международная выставка вооружений «REA-2006». А в 2009-м артиллерийский тягач «Медведь» на шасси КамАЗ-63501 был принят на вооружение российской армии, и запущено его серийное производство.
Данный многоцелевой механизированный комплекс оперативного развертывания временных дорог на базе КамАЗ-63501 призван обеспечивать проезд любой техники по труднопроходимым или заболоченным участкам местности. В течение десяти минут временное полотно дороги длиной сто метров и шириной в 4,6 метра может быть развёрнуто на подобном проблемном участке. По этой временной дороге сможет пройти как колёсная, так и гусеничная техника весом до 60-ти тонн.
Среди прочих вариантов использования автомобиля КамАЗ-63501 в Российской Армии – в качестве базы для передвижных командных пунктов; передвижных радиолокационных станций.
Модификации КамАЗ-63501
Полноприводной четырёхосник в данное время предлагается в следующих модификациях шасси: КамАЗ-63501-3025-40, КамАЗ-63501-3026-40, КамАЗ-63501-3960-41. Отличия в следующем. Первые две имеют монтажную длину рамы 6,970 м; комплектуются двигателем КамАЗ-740.602-360 мощностью 360 л.с., двумя топливными баками ёмкостью 210 и 350 литров дизтоплива. Модификация КамАЗ-63501-3960-41 имеет монтажную длину рамы 6,635 м.; комплектуется двигателем КамАЗ-740.602-320 мощностью 320 л.с., одним топливным баком ёмкостью 210 литров, коробкой отбора мощности ZF с фланцем; выхлоп производится вверх. .
Двигатель КамАЗ-63501
Автомобили КамАЗ-63501 первых годов выпуска комплектовались силовыми агрегатами КамАЗ-740.50-360 (Евро-2). Это четырёхтактный 8-ми цилиндровый дизельный двигатель, с V-образным 90°-м расположением цилиндров, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. В конструкции данного мотора присутствует турбонаддув, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
В настоящее время на грузовики КамАЗ-63501 устанавливаются двигатели КамАЗ-740.602-360 – аналогичные первоначальным, но доработанные до стандарта Евро-4. Эти моторы оснащены электронным управлением и системой топливоподачи типа «Common Rail».
Технические параметры этого силового агрегата КамАЗ-63501 таковы:
- Максимальная полезная мощность, при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин – 265 кВт (или 360 лошадиных сил);
- Максимальный полезный крутящий момент, при частоте вращения коленвала 1300 об/мин – 1570 Н.м (160 кгсм) (в первом варианте мотора равнялся 1452 Н.м (148 кгсм);
- Рабочий объём двигателя – 11,76 литров;
- Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 130 мм;
- Степень сжатия – 17,9 (в прежнем варианте мотора была 16,8);
- Минимальный удельный расход топлива – 207 г/(л.с.*ч)
- Расход масла на угар на режиме номинальной мощности, в % от расхода топлива, не более 0,1%;
- Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки – 870 кг;
- Габаритные размеры двигателя: длина 1260 х ширина 930 х высота 1045 мм
Трансмиссия КамАЗ-63501
Автомобили КамАЗ-63501 оснащаются механическими 16-ти ступенчатыми коробками передач модели ZF 16S 1820. Эти, первоначально импортные КПП разработки и производства Zahnrad Fabrik завозились из Европы. Затем производство коробок переключения передач семейства ZF Ecosplit – ZF 16S151 и ZF 16S1820 было налажено в Набережных Челнах, и сейчас уже более 80-ти процентов всех тяжёлых грузовиков «КамАЗ» комплектуется этими коробками, производства СП «ЦФ-Кама».
На ряде отечественных предприятий, в том числе и на ОАО «КамАЗ», ОАО «ЗМЗ», на ООО «РосАЛит», налажено литьё и мехобработка алюминиевых корпусов данных коробок, чугунных крышек и картеров сцепления, изготовление валов и шестерён. Однако, по состоянию на 2017 год, подшипники, синхронизаторы и сальники ещё поставляются из Германии.
Сцепление на КамАЗ-63501 – диафрагменного типа, однодисковое, сухое. Привод гидравлический, с пневмоусилителем. Диаметр накладок составляет 430 мм. Раздаточная коробка – модели КамАЗ-65111, двухступенчатая (1,662:1 первая/высшая и 0,917:1 вторая/низшая), с блокируемым межосевым дифференциалом. Главная передача – двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1). Дифференциал – блокируемый на задних мостах. Привод передних мостов – постоянный, неотключаемый.
Тормоза КамАЗ-63501. Электрооборудование автомобиля
Автомобиль КамАЗ-63501 оснащается четырьмя автономными тормозными системами: рабочая система, управляемая педалью на передней панели кабины грузовика, запасная система (соединенная со стояночной) и вспомогательная. Тип тормозов – пневматический. Суммарная площадь тормозных накладок составляет 8400 см2. Ширина тормозных накладок – 140 миллиметров; диаметр барабана – 400 миллиметров. Автомобиль также оснащается антиблокировочной системой тормозов.
В составе электрического оборудования грузовика КамАЗ-63501 – два аккумулятора х 12 Вольт / 190 Ампер-час; генератор 28 Вольт / 3000 Ватт. Напряжение бортовой сети составляет 24 Вольта.
Параметры массы, нагрузок и некоторые другие характеристики КамАЗ-63501
- Снаряжённая масса шасси – 10,75 тонн;
- Допустимая масса надстройки с грузом – 16 тонн;
- Грузоподъёмность – 14 тонн;
- Полная масса машины – 26,9 тонн;
- Нагрузка на переднюю ось с полной массой – 11,1 тонн;
- Нагрузка на задний мост с полной массой – 15,8 тонн;
- Полная масса прицепа – 11 тонн;
- Полная масса автопоезда – 37,9 тонн;
- Вместимость топливного бака — 350+210 литров;
- Размер обода колёс (дисковые) — 12,2–20,9 (310–533)
- Размер шин / их модель (пневматические, с возможностью регулирования давления) – 425/85 R21 (1260×425-533Р) / «Кама-1260»;
- Преодолеваемый брод – 1,75 м;
- Преодолеваемый ров – 1,4 м;
- Преодолеваемый подъём – 31 градус (с полной масой);
- Внешний габаритный радиус поворота – 15 метров;
- Максимальная скорость – не менее 90 км/ч (с полной массой).
Кабина КамАЗ-63501
Кабина полноприводного четырёхосника из Набережных Челнов не отличается от других моделей завода какими-либо оригинальными свойствами: это стандартная КамАЗовская кабина – трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд. Вместе с прочими грузовиками, подвергалась рестайлингу и кабина КамАЗ-63501. В настоящее время на четырёхосник ставят современную кабину, в которой угадываются контуры грузовиков Мерседес.
На самом деле, несмотря на немецкое происхождение, только первая сотня кабин нового образца была поставлена в Челны из Европы в сборе. Потом их завозили в виде шести крупных заготовок. Из них в специальных кондукторах, именно для этой кабины, сваривался каркас. В последние годы на заводе запустили сборочную линию, где кабины уже полностью изготавливаются из нескольких сотен деталей.
На стадии окраски внедрили катафорезное грунтование кабин (уже всех, даже старого образца, что изготавливаются в запчасти). Кабина целиком погружается в ванну, в которой происходит электро-осаждение грунта на сталь. Поэтому можно надеяться на значительное повышение коррозийной стойкости новых кабин, по сравнению с кабинами старого образца.
Новые кабины выпускаются в трёх исполнениях: №1 – дневная (короткая и с низким потолком); №2 – тоже с низким потолком, но удлинённая – оборудованная спальным местом 685 мм шириной; №3 – удлинённая и с высоким потолком. Понятное дело, что для КамАЗ-63501 третий вариант не актуален – это не магистральный тягач. А вот второй доступен: для грузовика повышенной проходимости, ориентированного на работу по «зимникам» Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, кабина со спальным местом является нужным вариантом.
Внешняя ширина новой кабины – немного шире прежней (2,5 м вместо 2,3 м). Высота от пола до потолка составляет 1,51 м. Установлена регулируемая рулевая колонка, снабжённая пневмофиксатором. Водительское сиденье (лицензионное «Grammer», делается в соседней Елабуге совместным предприятием ООО «ТИС»), установлено на пневматической подвеске.
Если кабина со спальным местом, то в отсеках под нижней полкой есть возможность разместить значительное количество вещей и пожитков. Там можно оборудовать и портативный холодильник. Подвеска кабины КамАЗ-63501 – четырёхточечная, на пружинных стойках. Поднимается она гидроподъёмником, качая насос монтажкой.
Стоимость грузовика КамАЗ-63501
Цена нового шасси КамАЗ-63501 стартует с отметки 5 100 000 рублей. Подержанные автомобили этой модели представлены на вторичном авторынке в довольно ограниченном количестве. Стоимость зависит от года выпуска и технического состояния, и находится в пределах от 2 500 000 до 4 000 000 рублей.