Можно ли смешивать антифриз. Можно ли смешивать антифриз разных цветов
Когда-то разделение по цветам охлаждающих жидкостей было обусловлено простотой выбора и приобретения. То есть зеленые для одних целей, а красные – для других. Сегодня спектр цветов совершенно непредсказуем, а потому ориентироваться по окрасу жидкости сложно. Как следствие, возникает вопрос, можно ли cмешивать антифриз разных цветов и марок, на который мы и ответим подробно и с разбором разных ситуаций.
1 Существующие стандарты и возможные цвета
На сегодняшний день существует разделение всего на три класса антифриза: G11, G12 и G13. Кроме того, есть еще дополнительные стандарты, такие, как G12+ и G12++. Каждый тип имеет определенные свойства, которые обеспечиваются присадками, в основном же состав у них один и тот же – дистиллированная вода и спирт. Разница только в том, что в G11 и G12 используется этиленгликоль, а в G13 – пропиленгликоль. По сути, в первом случае применяется токсичный базовый элемент, негативное влияние которого на металл устраняется добавлением присадок, а во втором – основа нетоксичная, и потому третий тип считается универсальным, особенно с учётом полного пакета присадок.
Присадки применяются, как уже было сказано выше, чтобы исключить разрушение радиатора и всей системы охлаждения двигателя. Так, в G11 добавляются компоненты, которые создают пленку на внутренней поверхности бачка и трубок, хотя она несколько снижает эффективность антифриза, уменьшая теплопроводность. Впрочем, защита от коррозии создается достаточно надежная. Что касается G12, добавки в этом составе связывают очаги ржавчины, останавливая дальнейший процесс коррозии. В универсальном типе нет такого негативного воздействия на систему охлаждения, а потому присадки просто обеспечивают морозоустойчивость и прочие положительные эффекты – те же защитные и антикоррозийные функции.
Что касается цветов, изначально для антифриза G11 был определен зеленый, но с появлением все большего количества производителей появились и другие окрасы. В частности, синий и даже багрово-красный. То есть может быть добавлен любой краситель, основное назначение которого – указать на протечку. G12 поначалу выпускали только красный, но со временем появились желтые составы и оранжевые. Можно встретить и вовсе зеленый вариант, так что путаница имеет место. Если же говорить о G13, первоначально такой антифриз был фиолетовым, а сегодня производится также желтый, который легко спутать с G12. Поэтому, в первую очередь, нужно смотреть на состав и свойства.
2 Составы от разных производителей – обращать ли внимание на оттенок?
Если вы хорошо помните, что заливали в бачок недорогой G11, крайне желательно приобрести состав такого же стандарта. Даже если он будет другого цвета, почти наверняка свойства будут идентичные. Более того, данный тип и широко известный тосол – по сути, одно и то же. И в этом случае можно смешивать антифриз разных цветов, поскольку мы просто имеем дело с названиями марок. И уж, конечно, можно смешивать антифриз одного цвета жидкости, но от двух разных известных изготовителей, составы будут взаимозаменяемыми, и вполне допускается разбавлять один другим. Еще раз повторимся – обязательно смотрите и сравнивайте составы.
Существует миф, что будет отрицательный эффект, если смешать антифриз двух разных цветов – получается крайне некрасивый окрас, это означает, что свойства полученной смеси безнадежно испорчены. И чем хуже выглядит колер, тем опаснее для двигателя результат разбавления одного антифриза другим. Это в корне неверно. Можно использовать даже бурую смесь, если мешать антифриз красный с зеленым, она будет обеспечивать охлаждение двигателя и никак не повлияет на радиатор. Лишь бы два входящих в нее состава были идентичны или хотя бы схожи по свойствам. Кого-то беспокоит, что будет, если смешать красный и зеленый антифриз. Возможно, уменьшится срок действия жидкости или немного уменьшится качество охлаждения, но не более.
Беспокоиться о полученном цвете не стоит, тем более что, разбавляя одну жидкость другой, результат вы почувствуете, но вряд ли увидите (разве что, когда станете сливать).
3 Один цвет, но разные стандарты – что получится?
Одно можно сказать точно. Если смешать самый дорогой антифриз G13 и самый дешевый G11, ничего хорошего из этой комбинации не выйдет. По той простой причине, что они не сочетаются. Хотя бы потому, что в их составе разные спирты, да и присадки могут вступить в непредсказуемую реакцию. Вплоть до выпадения осадка. То же касается и разбавления антифриза G13 жидкостью стандарта G12, и наоборот. По той же причине – разные базовые составляющие.
Категорически не рекомендуется доливать антифриз другой марки, если это стандарты G11 и G12. Хоть у них общий базовый компонент, но действие присадок совершенно разное. В частности, пленка на внутренней поверхности, появляющаяся вследствие действия защитного состава, будет мешать работающему на подавление ржавчины антикоррозийному веществу. Однако вполне может случиться так, что действие веществ действительно скомбинируется, и это чревато засорением системы охлаждения. Образующаяся пленка сама по себе делает стенки толще, а каналы уже, кристаллизация ржавчины также в значительной степени может уменьшить диаметр трубок.
В этом отношении наиболее универсальными считаются дополнительные стандарты G12+ и G12++, которые подходят всем прочим. Именно они могут хорошо сочетаться как с самыми дешевыми составами, включая тот же тосол, так и с типом G13, не говоря уже о практически равном по свойствам G12. Таким образом, если у вас есть желтый антифриз, стоит тщательно выбирать, с каким составом его можно мешать. Во всяком случае, желательно приобрести как минимум G12+. Но есть несколько хитростей, которые действуют кратковременно.
Например, если у вас выработалась часть жидкости и требует добавления в бачок, можно в теплое время года ограничиться разбавлением имеющегося антифриза обычной дистиллированной водой. Но с тем условием, чтобы в ближайшее время полностью сменить антифриз в радиаторе, иначе износ двигателя гарантирован. Существует также мнение, что для большей эффективности нужно сначала смешать в равных пропорциях этиленгликоль и дистиллированную воду, но следует помнить, что количество присадки уменьшилось пропорционально уровню антифриза, а токсичную основу вы добавите в изрядном количестве. Что может негативно повлиять на состояние радиатора.
4 Как не испортить антифриз – остерегаемся подделок
Если владелец автомобиля сомневается в жидкости, которую планирует залить в радиатор, значит, следует ее проверить. Для этого иногда достаточно слить 2 имеющихся состава в обычную консервную банку и просто нагреть на плите до 100 градусов. Именно эта температура, а у некоторых марок и несколько большая, заявлена, как критическая с риском закипания. Если вы заметили, что получившаяся смесь используемого вами антифриза и подозрительной жидкости вдруг начала кипеть – свойства ее сильно завышены.
Какие неприятности можно ожидать, если доливать антифриз другой, совершенно незнакомой марки, но одного цвета. Во-первых, такая смесь может вспениться в радиаторе. Во-вторых, может произойти ее непроизвольное воспламенение при сильном нагреве, который раньше положенного перейдет за критическую черту. И, наконец, она будет сохранять свои свойства не 2 года, как положено качественному антифризу, а несколько месяцев. В итоге радиатор, а может быть, и двигатель, будет безнадежно испорчены.
Среди автовладельцев бытует заблуждение о том, что качество антифриза напрямую зависит от его оттенка. Чаще всего предоставляется следующая «классификация»:
Самый лучший – красный антифриз, срок годности которого составляет 5 лет;
Средний по качеству – зеленый антифриз, его срок службы – 3 года;
Самый «простой» — синий антифриз, к которым относится и Тосол, срок его службы составляет один-два года.
Также существует мнение, что все хладагены одного цвета полностью идентичны, соответственно, их можно перемешивать друг с другом. С целью увеличения ассортимента производятся антифризы разных оттенков: зеленый, синий, желтый, красный, несмотря на то, что они полностью идентичны по своему составу.
В реальности же все тосолы и антифризы не имеют никакого цвета. Количество добавляемого красителя минимально – всего лишь несколько граммов на тонну антифриза. Цвет никоим образом не влияет на свойства тосола.
Что будет, если смешать антифризы разных оттенков разных производителей?
При смешивании антифризов разного оттенка не произойдет ничего страшного – если, конечно, они произведены с полным соответствием установленным стандартам. Как правило, с такой ситуацией автовладельцы сталкиваются когда антифриз в автомобилях закончился, а приобрести такой же негде или невозможно.
К примеру, антифриз зеленого цвета G11 можно перемешивать с аналогичным антифризом G11 зеленого цвета, но другой марки.
Самое главное – чтобы были одинаковыми стандарты, по которым производятся жидкости.
Соответственно, и G12 можно смешивать с G12 другого производителя.
Стоит сразу отметить, что производимый в нашей стране тосол представляет собой обычный антифриз G11, который можно спокойно смешивать с синим и зеленым антифризом другого производителя.
Можно ли смешивать антифризы G11 разных цветов
Смешивание тосола разных оттенков и разных категорий G11 и G12 не приносит никакого особого вреда. Однако существуют подгруппы G11 и G12, и третий вариант жидкостей – G13.
Если брать только первую подгруппу, то смешивание таких тосолов станет причиной того, что присадки приобретут как антикоррозионные, так и защитные свойства. Конечно, ни один автовладелец не сможет проконтролировать весь процесс смешения жидкостей от и до.
Вероятнее всего, составы не будут вступать в реакцию и осадок не выпадет, однако желательно помнить о том, что добавление разных присадок, не рассчитанных на определенный автомобиль и его «внутренности», может отрицательно сказаться на охлаждающей системе.
Причина этому кроется в зеленых антифризах, которые образуют на трубках системы пленку, которая не позволяет двигателю и другим узлам машины охлаждаться должным образом. Проще говоря, если к красному антифризу добавляется синий или зеленый, то температурный режим снижается из-за изменения характеристик жидкостей.
Стоит отдельно отметить, что при добавлении небольшого объема – до полутора литров – подобного эффекта может не быть.
Можно ли смешивать зеленый, желтый и красный антифризы
Синий, зеленый и красный антифриз в большинстве своем состоят из этиленгликоля и дистиллированной воды. В желтом и фиолетовом же, наоборот, основная доля состава приходится на дистиллированную воду и пропиленгликоль.
Соответственно, в жидкостях абсолютно разная база – одноатомные спирты, один из которых – этиленгликоль – токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен. По этой причине пропиленгликоль стал добавляться в антифризы, чтобы устранить токсичность состава.
Помимо этого, тосол G13 включает в свой состав два вида присадок – защитные и антикоррозионные.
При смешивании красного либо зеленого антифриза с желтым происходит следующее:
Неизвестно, в какую именно реакцию вступят пропиленгликоль и этиленгликоль;
Присадки, которые входят в состав желтого или фиолетового антифриза, рассчитаны только на взаимодействие с пропиленгликолем, соответственно, как они будут себя вести с этиленгликолем – неизвестно;
Кроме того, встает вопрос совместимости присадок друг с другом.
По этой причине смешивать между собой хладагенты G11 и G12 и с G13 не стоит – велика вероятность того, что может образоваться осадок, что может привести к неисправностям в работе автомобиля.
Если в системах автомобиля закончилась охлаждающая жидкость, но долить ее необходимо, лучше всего использовать дистиллированную воду.
В летнее время антифриз можно полностью заменить дистиллированной водой, однако с наступлением холодов ее меняют на специальную охлаждающую жидкость. Вода при температуре ниже нуля просто замерзнет, что приведет к неисправностям всех узлов и агрегатов автомобиля.
Смешивать антифризы разных оттенков – зеленого, красного, синего, фиолетового и желтого – возможно только в том случае, если у них полностью идентичный состав и пакет присадок.
Если эти нюансы соблюдены, то никакого вреда охлаждающей системе нанесено не будет. В других случаях смешивать антифризы недопустимо.
народ тяжело в факе поискать, вот Вам грамотная инфа от Сира001, читайте и мотайте на ус:От Сир001:
Комрады, я работаю в одной из крупнейших компаний занимающихся изготовлением ОЖ и ТЖ. Прочитал эту ветку и в который раз убедился что относительно охлаждающих жидкостей в головах наших автовладельцев полная каша (нахватались вершков).Значиться по порядку:
любой антифриз - это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок. Кстати ТОСОЛ - это тоже антифриз. Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ - это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол - это вид антифриза.
У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок.
Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д.
В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.G11 - используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
G12 - используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
G13 - используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет.
В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще чтоб за экологией гоняться за такие деньги.Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз - его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов.).
Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.
Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.
Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок).
Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin. Улыбнуло
Цитата:
подавляющем большинстве случаев это этиленгликоль или вещество Глисантин (те же яйца - его в основном используют европейские вендоры).Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. :))). Тот же AWM также изготавливается из этого суперконцентрата. Так что, что кастроловский антифиз, что мобил, что awm - внутри одно и то же.
Не претендую на полноту, ну в общих чертах вроде всё. Мля аж пальцы заболели. Будут вопросы - пишите, расскажу, посоветую.
P.S. Хороший тосол тоже можно использовать в наших ласточках только не долго (у них целевая аудитория другая).
Всем доброго времени суток! Назрела достаточно актуальная и интересная тема, которую предлагаю обсудить в комментариях. А речь пойдет о том, можно ли смешивать антифриз.
Причем задается пользователями Интернета большое количество вопросов на эту тему. Постараюсь на основные из них ответить. Это позволит вам окончательно разобраться в вопросе правильного подбора и комбинации охлаждающих жидкостей для вашего автомобиля.
Выбирая для мотора, либо покупая и разного рода иные жидкости, водитель всегда должен задумываться о том, как их применение будет сочетаться с автомобилем. Ведь если состав не соответствует требованиям автопроизводителя, это может потенциально привести к серьезным и нежелательным последствиям.
То же самое касается антифриза. Многие думают, что при смешении разных составов можно нанести вред машине и всей . Так это или нет, и что вообще насчет смешивания ОЖ нужно знать, мы и узнаем.
Жидкостная система охлаждения
Жидкостные или водяные охладительные системы двигателя невероятно популярные и распространенные среди автопроизводителей. Изначально для таких целей использовали обычную воду. Преимуществом было то, что ее легко достать даже в экстремальных ситуациях.
При этом вода в качестве охлаждающей жидкости (ОЖ) имеет свои недостатки:
- быстро начинается коррозия;
- при использовании грязной воды нужно обязательно промывать систему;
- низкий температурный порог замерзания;
- быстрое закипание;
- активное испарение;
- частый отказ двигателя;
- необходимость постоянного контроля за системой охлаждения;
- большое количество осадка при использовании неочищенной воды и пр.
Производители поняли, что на воде далеко не уедешь. Сначала в воду добавляли глицерин и спирт. Состав улучшился и модернизировался. В результате мы получили специальные ОЖ, которые называют антифризом. На постсоветском пространстве также активно используется понятие тосол.
Разберемся немного в классификации, чтобы вы смогли дальше понять, можно ли автомобилистам смешивать составы в тех или иных ситуациях. А именно:
- разных марок;
- разных производителей;
- разных цветов и пр.
Одни уверены, что смешивать антифриз и тосол ни в коем случае нельзя. Другие считают, что даже если намешать красный с зеленым, красный с синим, либо желтый с другими любыми цветами ОЖ, совершенно ничего ужасного не произойдет. Вот и узнаем, кто же прав.
Немного классификации
В настоящее время для автомобильных двигателей, а точнее для их систем охлаждения, используется 6 составов:
- тосол;
- G11;
- G12;
- G12+;
- G12++;
- G13.
Они могут быть разных фирм, одного цвета, различных форм, видов и пр. То есть цвет здесь не является основополагающим критерием. А потому один тип состава может быть синий и зеленый, желтый и красный, и пр.
Давайте про каждый состав расскажу отдельно.
- Тосол. Старый тип антифриза, разработанный во времена СССР специально для советских машин как ответ импортному антифризу. Состоит из обычного водного раствора с использованием сложных спиртов. Туда входит этиленгликоль и специальные защитные присадки;
- G11. Традиционная ОЖ на основе этиленгликоля, воды и присадок. В качестве присадок применяют силикаты, фосфаты, а также бораты, нитриты и пр. Не отличаются длительной службой. Основной цвет синий;
- G12. Карбоксилатные автомобильные антифризы, куда кроме компонентов от G11 добавляют карбоксилаты. Это соединения довольно эффективной карбоновой кислоты. ОЖ долго служит, в основном окрашивается состав в красный или розовый цвет;
- G12+. Гибридная жидкость на основе воды, а также этиленгликоля, карбоксилатных, силикатных, нитритных и фосфатных присадок. Состав ОЖ может отличаться, в зависимости от производителя и его географического расположения. Преимущественно красного цвета;
- G12++. Так называемые гибридные жидкости. Используется органическая основа и силикаты. Во многом аналогичный G12+ антифриз, но обладает более длительным сроком службы;
- G13. Новый вид ОЖ, где отказались от этиленгликоля, а заменили его пропиленгликолем. Такой компонент безвредный, из-за чего быстро завоевал популярность. Бывает чаще всего розовым и фиолетовым.
Но вы должны понимать, что любой из представленных антифризом может окрашиваться в совершенно разные цвета. Это никак не зависит от состава. Цвет является сугубо декоративной составляющей.
Изначально производители с помощью изменения цвета стандартной белой жидкости хотели выделиться. Но постепенно все начали использовать разные варианты окрашивания. Для этого применяются красители.
Вопрос смешивания
Если вы считаете, что можно совершенно безопасно смешать красный с красным, а вот синий и зеленый автомобильный антифриз ни в коем случае не должен комбинироваться друг с другом, не спешите с выводами.
Первым делом советую почитать материал о выборе лучшей незамерзайки. Вот на эту статью. Всем автомобилям рекомендуется выбирать только наиболее качественные составы. Причем не так важно, идет речь об антифризах, либо же это , промывочное средство или какой-то для ржавчины. Качество мы ставим на первое место. И будет лучше, если вы постоянно начнете пользоваться одним и тем же антифризом.
Смешивать составы зимой и летом лучше в экстренных ситуациях, когда возможности найти оригинальную ОЖ попросту нет. Если покупаете концентрат, то вы просто обязаны смешивать его с водой. Но не из-под крана, а со специальной, очищенной и дистиллированной.
Как вы поняли, ОЖ отличаются по составу и используемым присадкам. И многие из них могут сосуществовать в одной жидкости, не провоцируя появления осадка и не образуя из антифриза гель.
Если вы смешаете ОЖ, которые отличаются по производителю и цвету, никакой катастрофы точно не произойдет. Но без острой необходимости экспериментировать не стоит. В худшем случае полученный микс прослужит не так долго, как вы рассчитывали изначально.
Автомобилистов интересует возможность смешивания:
- составов одного цвета;
- смесей от разных фирм;
- G11 и G12;
- G12 и G12+;
- G12 и G13;
- ОЖ разных фирм (к примеру, Синтек и Феликс)
- тосола и антифриза;
- G11 и G12++;
- G12++ и G13;
- красного и синего;
- синего и зеленого;
- розового и фиолетового.
Список можно продолжать бесконечно, поскольку потенциальных комбинаций очень много.
Но вам стоит опираться на общепринятые правила. Они и будут основой для принятия решения относительно смешивания разных ОЖ в экстренных ситуациях.
Эти правила гласят следующее:
- не смешивайте охлаждающие жидкости, которые относятся к классам 11 и 12;
- допускается сочетать G11 с G12+ и даже с G13;
- при необходимости можно объединить 12 и 12+;
- в случае комбинации 12 с 12++ или 13 от такого смеси лучше отказаться;
- параллельно не запрещено сочетать 12, 12++ и 13.
Согласитесь, что держать подобные формулы в уме довольно сложно. Но иногда лучше иметь соответствующие знания, дабы не допустить ошибок.
Делаем выводы
Практика наглядно доказывает, что водители могут смешать в бачке ОЖ от разных брендов и производителей при их одинаковом классе и химическом составе. В подобных ситуациях вряд ли образуется опасный для системы охлаждения автомобильного двигателя осадок.
Любому автовладельцу известно, что антифриз – это охлаждающая жидкость, предназначенная для предотвращения перегрева двигателя. Ранее в качестве охлаждающей жидкости применяли обычную воду. В лучшем случае дистиллированную. Обычно – из открытых водоемов. Она обладала существенным недостатком – замерзала при понижении температуры до 0 градусов и ниже. Антифризы не замерзают даже при отрицательных температурах.
Охлаждающие жидкости выпускаются различными производителями. Они имеют разный состав, разные свойства, разный цвет и для каждого автомобиля существуют рекомендации о том, какие материалы можно применять для его обслуживания.
Однако в дороге может возникнуть ситуация, когда радиатор потек, уровень охлаждающей жидкости упал, и ее надо срочно чем-то пополнить.
Все еще больше осложняется, если цвет охлаждающей жидкости стал неопределенным и неизвестно, какой марки он был залит (такое часто случается, если машина недавно сменила своего владельца).
В таких случаях часто бывает сложно или невозможно найти антифриз того же изготовителя и точно такого же цвета, но можно приобрести множество жидкостей других марок.
Возникает логичный вопрос – а можно ли смешивать антифриз различных цветов, стандартов, марок, брендов между собой?
Постараемся ответить на него в этой статье.
Разные сорта охлаждающей жидкости
Для начала необходимо понять, какие бывают антифризы и что они из себя представляют.
За счет применения разных базовых компонентов и пакетов присадок охлаждающие жидкости могут сильно отличаться по химическому составу. Их цвета также могут различаться.
Присадки делятся на две большие категории и выполняют две основные функции – защитные и антикоррозионные.
Эта классификация стала достаточно популярной и была принята общеевропейским сообществом. Однако она не является обязательной для всех производителей. И если деление по эксплуатационным признакам еще активно используется, то цвет красителя может значительно варьироваться. Поэтому в продаже можно встретить и другие варианты сочетаний класс-цвет.
В 70-х годах XX века автомобильный концерн Volkswagen классифицировал охлаждающие жидкости в зависимости от их назначения, состава и набора эксплуатационных свойств на следующие основные классы:
G11 – ОЖ на базе этиленгликоля с добавлением пакета присадок неорганического происхождения (как правило, на силикатной основе). Volkswagen за этим классом закрепил зеленый цвет
G12 – эти материалы изготовлены также на основе этиленгликоля, но присадки в них добавляются органические (обычно это карбоксилатные соединения соединения)
Силикатная и карбоксилатная технология имеют свои плюсы и минусы. Объединить их лучшие свойства удалось, применив в одном составе гибридные присадки органического и неорганического происхождения. Такие ОЖ получили класс G12+
В 2008 году появился еще один класс охлаждающих жидкостей G12++, в которых присадки на органической основе образуют специальный пакет с небольшим количеством минеральных компонентов
G13 – ОЖ с органическими карбоксилатными присадками, но на основе безвредного полипропиленгликоля
По этой причине водителей интересует вопрос, если составы и цвета антифризов так разнообразны, то насколько возможна смешиваемость антифризов? Виды и различия в химическом составе не вызовут ли каких-либо вредных для системы охлаждения и двигателя последствиям?
Из чего состоит антифриз?
Основу большинства охлаждающих жидкостей составляет этиленгликоль с определенным набором присадок. Его использование вызывало много споров из-за высокой токсичности.
В современных антифризах ядовитый этиленгликоль заменен более дорогим, но безопасным одноатомным спиртом – полипропиленгликолем.
Помимо базового компонента в составе готовой охлаждающей жидкостей обычно имеются дистиллированная вода.
Для придания продукту различных необходимых эксплуатационных свойств в рецептуру антифризов вводятся различные присадки. Они могут быть на минеральной основе (чаще всего это силикатные жидкости), на органической (обычно карбоксилатные) или гибридные.
Допустима ли смесь антифриза?
Необходимо учитывать, что при смешивании жидкости разных классов и марок их химические компоненты могут реагировать друг с другом. При этом предсказать, каким образом они будут взаимодействовать, очень сложно, не зная абсолютно точного состава.
Тем не менее, если смешать антифризы одного класса, пусть и разных цветов, то ничего страшного, скорее всего, не произойдет, так как эти продукты имеют очень похожие рецептуры.
Если же компоненты значительно отличаются, то одни из них могут вызывать снижение эксплуатационных характеристик, заданных другими компонентами. При этом не исключено ухудшение антикоррозионных свойств или образование в охлаждающей системе осадка, который может снизить эффективность теплообмена.
Таким образом, смесь антифризов разных марок допустима, если известно, что они одного класса и близки по составу. Если же происхождение жидкости вызывает сомнение – лучше не рисковать.
И еще один момент. После начала работы жидкость может изменять свой цвет. Такое обычно происходит при длительной эксплуатации техники и свидетельствует о потере жидкостью своих защитных и антикоррозионных свойств. В таком случае доливать свежий антифриз не стоит. Это не только бессмысленно, но экономически нецелесообразно и, к тому же может вредно для двигателя. Лучше произвести полную замену, для чего жидкость следует полностью слить, промыть систему и залить новую порцию.
Что означает цвет антифриза?
На самом деле цвет не зависит от свойств, которыми обладает антифриз, и определяется лишь добавлением красителей.
Изначально, охлаждающие жидкости были бесцветными. Однако некоторые компании-изготовители стали добавлять в них красители определенного цвета. После классификации, произведенной автоконцерном Volkswagen, потребителю стало удобнее ориентироваться в выборе нужного продукта.
Синий
Например, синий цвет традиционно придают "силикатным" охлаждающим жидкостям
Зеленый
Зеленый цвет также имеют жидкости силикатного типа.
Красный
Красные красители добавляют в антифриз, который будет обладать собственными уникальными качествами и составом.
Желтый и фиолетовый
Жидкости класса "G13", разработанные для VOLKSWAGEN, имели "фирменный" фиолетовый цвет. У других производителей жидкости этого же класса – желтые.
На сегодняшний день такая цветовая классификация не стандартизирована и не всегда является актуальной. Красители не меняют основной состав и не добавляют каких-либо особых свойств, а лишь облегчают водителю задачу выбора нужного антифриза.
Что будет, если смешать различные цвета?
Какого цвета антифризы можно смешивать, а какого – нельзя?
Как уже рассматривалось выше, цвет – это признак отличия антифриза, заданный производителем по своему усмотрению (с целью выделить свой продукт, произвести "маркировку" для удобства покупателей или для крупных спецзаказов.
Если же ориентироваться на классификацию Volkswagen, то надо помнить – разный цвет означает разный класс и химический состав базовых жидкостей и присадок, а, значит, смешивать их нельзя!
Последствия таких "коктейлей" могут оказаться плачевными для двигателя.
Если же смешивать антифризы разных цветов, но одного и того же класса (такое встречается у разных производителей), то ничего страшного не произойдет.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости различных характеристик, например G11 и G12?
Если антифризы принадлежат разным классификационным категориям, то они имеют различный химический состав. При этом жидкости G11 и G12 имеют присадки совершенно разной природы и имеющие различный механизм действия.
Если в G11 они создают защитную пленку, то в G12 - устраняют ржавчину. Таким образом, если в систему с долить G11, это может привести к созданию пленки с ухудшением теплообмена и сужением сечения для прохода антифриза в радиаторе.
Если говорить о смешивании антифризов классов G13 и G11, то из-за разницы в базовых спиртах (полипропиленгликоля и этиленгликоля) делать этого категорически не стоит. К тому же неизвестно, как поведут себя присадки, работающие в одной среде при их перемещении в другую жидкость.
А вот смешивание антифризов классов G12, G12+ и G12++ вполне допустимы, так как они изготовлены на основе этиленгликоля и в них присутствуют как органические, так и неорганические присадки одной природы.
Совместимость антифризов
Для простого определения совместимости антифризов разных классов можно воспользоваться также специальной таблицей.
Таблица. Совместимость антифризов
антифриз в системе/ антифриз на долив |
|
|
|
|
|
---|---|---|---|---|---|
да | нет | нет | нет | нет | |
нет | да | нет | нет | нет | |
да | да | да | нет | нет | |
да | да | да | да | да | |
да | да | да | да | да |
В то же время на рынке представлено большое количество некачественных или поддельных антифризов. Их отличительная черта – стоимость значительно ниже рыночной. Независимо от того, какая информация имеется на их этикетках, какого цвета эта субстанция или как будут уверять вас в безопасном применении – рисковать не стоит. Эти жидкости нельзя смешивать ни с одним классом оригинальных антифризов.