УАЗ Санитарный автомобиль для медслужб (39629). Алло, скорая: история медицинских автомобилей ссср и россии





Медицинским учреждениям, которым понадобилось купить санитарный автомобиль , «Соболь» для высококачественного обслуживания и получения желаемого результата, необходимо обратиться в нашу компанию, где вас качественно обслужат и предложат подходящий вариант. Мы производим продажу, сопровождение оформления, помощь в обслуживании автомобилей специального предназначения.

Диапазон использования санитарного автомобиля , «Соболь» достаточно широк. Это транспортировка больных, работа на пунктах неотложной помощи, эвакуация пострадавших. Кузовная часть транспортного средства разделена на 2 зоны. Первая предназначена для размещения водителя. Вторая – это собственно санитарный блок.

Санитарный салон имеет следующее оборудование:

  • по правому, левому борту размещены ряды сидений;
  • по центру находится приемное оборудование для размещения носильной установки. Данное устройство является быстросъемным, то есть имеются дополнительные возможности для размещения медоборудования.

В нашей компании клиент имеет возможность купить санитарный автомобиль, «Соболь» с вариантом колесной базы 4х2, 4х4.

Приобретая спецтехнику, вы можете не беспокоиться о наличие сертификатов. Наша компания имеет все необходимые лицензии, позволяющие заниматься данным видом деятельности на территории Российской Федерации.

Что касается дополнительных характеристик и комплектации санитарного «Соболь», то следует отметить следующее:

  • мы поставляем автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями;
  • транспортные средства оборудованы отопителями салона, которые работают с помощью системы охлаждения мотора;
  • для удобства перевозки больных и комфортной работы врачей автомобили имеют плафоны освещения, размещенные на потолке. Оборудованы элементами фиксирования носилок, освещением подножки задней двери и сдвижным окном в перегородке между водительской кабиной и санитарным модулем;
  • спецавтомобиль имеет матированные стекла;
  • клиенты имеют возможность выбора подходящей для себя схемы планировки автомобиля.

На «Соболь» санитарный цена может колебаться в некотором диапазоне, но обращаясь в нашу организацию, вы можете быть уверенными, что приобретете авто по приемлемой стоимости, не превышающей среднерыночную.

Санитарные машины, или машины скорой помощи, - привычная деталь в потоке машин в любом городе. Их история насчитывает уже более века. Конечно, в начале своего пути они выглядели совсем не так, как сейчас, да и наличие и уровень оборудования тоже менялись вместе с автомобилями. Санитарные машины выпускают многие известные компании на базе своих автомобилей, такие как «Форд», «Фольксваген», «Мерседес». Работают в этой области и наши ГАЗы. Одна из функций санитарных машин - перевозка больных . Обычная транспортировка из больницы в больницу, в лечебные учреждения других городов и даже регионов, из аэропорта, с вокзала в больницу или из больницы домой.

Классы санитарных машин

Класс А - эти машины как раз и относятся к автомобилям для перевозки пациентов. Это санитарная машина, предназначенная для транспортировки больных, но не тех, которым требуется немедленная медицинская помощь, а инвалидов, тех, кого переводят в другое лечебное учреждение, выписали домой, но данные пациенты не могут добираться сами. Как правило, их сопровождают медики.

К классу B относятся машины экстренной медицинской помощи. Назначением этих машин является оказание необходимой помощи, транспортировки и контроля состояния пациентов по дороге в больницу. На них обычно работают врачебные или фельдшерские бригады.

Реанимобили относятся к классу С. Это машина скорой медицинской помощи, оборудованная специальной медицинской техникой, которая предназначена для оказания скорой медицинской помощи, реанимации, транспортировки и контроля состояния пациентов по дороге в больницу. На таких автомобилях работают бригады врачей-реаниматоров.

Автомобилями класса А располагают не только лечебные учреждения, но и компании, занимающиеся транспортировкой больных. Как правило, эти компании имеют сертификат на медицинскую деятельность и оказывают ряд других услуг на коммерческой основе. В столице немало таких организаций, основная деятельность которых перевозка больных москва . Автомобили класса В и С находятся только в ведении лечебных учреждений, больниц, станций скорой помощи.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - автомобильные транспортные средства, специально сконструированные или приспособленные для перевозки больных в мирное время и сбора, вывоза и эвакуации пораженных и больных во время войны. Автомобильный санитарный транспорт также используется для перевозки медперсонала, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и для других целей при организации лечебно-профилактического обслуживания населения и медицинского обеспечения войск. Особое значение Автомобильный санитарный транспорт приобретает в военное время, обеспечивая эвакуацию большого числа пораженных и больных на значительные расстояния из районов, где железнодорожная сеть слабо развита или разрушена. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ более маневрен, чем железнодорожный, и менее зависим от погоды, чем авиационный.

Автомобильный санитарный транспорт широко применялся уже в первой мировой войне 1914-1918 гг. (в английской армии было перевезено автотранспортом 6,5 млн. раненых и больных; во французской - более 10 млн.). В русской армии в прошлом Автомобильный санитарный транспорт использовался значительно меньше.

В СССР с развитием автомобилестроения совершенствуется и Автомобильный санитарный транспорт. Во время Великой Отечественной войны широко применялись санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидячих, а также специально оборудованные автобусы ЗИС-116 и ЗИС-44, 1,5-тонные автомобили с устанавливавшимися на них деревянными разборными кузовами. Значительную часть раненых перевозили на обычном грузовом транспорте.

Промышленность СССР выпускает несколько моделей санитарных автомобилей, комфортабельные пассажирские автобусы различной вместимости и грузовые автомобили разного тоннажа, которые, будучи специально оборудованы, могут применяться для медицинской эвакуации.

Существуют следующие основные виды Автомобильного санитарного транспорта: специальные санитарные автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, гусеничные и колесные транспортеры, а также грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пораженных и больных.

Условно АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ можно разделить на гражданский и военный. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ (специальный и приспособленный) должен иметь знак - красный крест на передней, задней, боковых сторонах и на крыше.

Санитарные автомобили оснащены специальной звуковой и световой сигнализацией. Важной характеристикой Автомобильного санитарного транспорта является его эваковместимость.

Различают санитарные автомобили и автобусы малой (на 1-4 носилок), средней (на 7-9-14 носилок) и большой (свыше 14 носилок) эваковместимости. При перевозке пораженных и больных только сидя эваковместимость увеличивается в 1,5-2 раза.

Специальные санитарные автомобили

Специальные санитарные автомобили создаются на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Они имеют плавный ход, специальное оборудование для размещения носилок и места для медицинского имущества, улучшенное отопление, вентиляцию и освещение. Внутреннее оборудование в обычном положении позволяет размещать больных на носилках или сидя, а в свернутом (откинутом) состоянии - перевозить медицинское имущество. Размеры дверей или погрузочных люков обеспечивают удобство погрузки и выгрузки пораженных и больных на носилках, а расположение носилок внутри кузова - необходимый доступ для ухода и оказания им медпомощи.

Основным санитарным автомобилем является автомобиль скорой помощи ГАЗ-22 Д («Волга») (рис. 1). В этом автомобиле можно перевозить 1 больного на носилках или 2-3 сидя в сопровождении медицинского персонала.

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А (рис. 2) изготавливается на базе микроавтобуса «Юность». Он имеет хорошую амортизацию и удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое медицинское оборудование и аппаратура позволяют выездной бригаде, состоящей из 4-5 человек, оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим.

Автомобиль скорой медпомощи РАФ-977ИМ (рис. 3) достаточно комфортабелен, позволяет перевозить 2 больных на носилках или 4 сидя. Оснащен ингалятором, аппаратом для искусственного дыхания, комплектом транспортных шин и необходимым медицинским имуществом для оказания неотложной медпомощи. Автомобиль оборудован радиостанцией. Установка съемного оборудования позволяет дополнительно размещать двое носилок вторым ярусом. Выпускается модернизированный автомобиль РАФ-22031 (рис. 4) с такой же эваковместимостью, но с улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами.

В сельской местности используются санитарные автомобили УАЗ-452Г (рис. 5) с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Они рассчитаны на перевозку 2 человек на носилках или 4 сидя. В автомобиле имеется необходимое имущество для оказания медпомощи.

Военно-медицинская служба оснащается специальными санитарными автомобилями на базе шасси повышенной проходимости с достаточно герметичным кузовом.

Для обеспечения полкового звена военно-медицинской службы используется сан. автомобиль УАЗ-452А, отличающийся от УАЗ-452Г оборудованием кузова для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидя.

Погрузка и выгрузка пораженных и больных производится двумя санитарами. Для эвакуации пораженных и больных в МедСБ и ОМО применяются санитарные автомобили АС-66 на базе ГАЗ-66 (рис. 6).

Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода. Автомобиль имеет уплотненный кузов, фильтро-вентиляционную установку, хорошее отопление и позволяет перевозить 9 человек на носилках и 4 сидя.

Погрузка и выгрузка производится звеном санитаров в составе 3 человек. Эваковместимость санитарных автомобилей приведена в таблице 1.

Пассажирские автобусы, оборудованные для перевозки пораженных и больных. Все типы отечественных пассажирских автобусов можно с помощью универсального сан. оборудования (УСО) переоборудовать в автобусы для эвакуации пораженных и больных.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 человек на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна - три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТСО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций.

Каждая секция позволяет разместить на носилках 9 пораженных и больных. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за 1,5 - 2 часа.

Эваковместимость основных типов пассажирских автобусов, которые могут быть использованы для мед. эвакуации, приведена в таблице 2.

В целях создания необходимых условий для размещения пораженных на носилках и удобства их обслуживания во время эвакуации при проектировании закладных деталей для переоборудования автобусов соблюдается оптимальная ширина поперечных и продольных проходов (не менее 350 мм) и выдерживается расстояние между полом, нижним и последующими ярусами (не менее 450 - 500 мм).

Для уменьшения продольных перемещений головные концы носилок размещаются выше ножных на 3-4°.

Наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, которые можно легко приспособить для медицинской эвакуации, являются автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 (рис. 7) и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695 (рис. 8). Погрузка и выгрузка носилочных пораженных и больных в автобусы ПАЗ-672 производится четырьмя санитарами через задний погрузочный люк (для облегчения подачи носилок внутрь автобуса имеются направляющие металлические полозы), а в автобусы ЛАЗ-695 - производится через специальный люк в передней части автобуса.

Санитарные гусеничные и колесные транспортеры используются для сбора и вывоза пораженных из очагов массовых санитарных потерь. Применение их позволяет в 8 - 10 раз повысить производительность труда санитаров-носильщиков.

Для медицинских целей используются также транспортеры многоцелевого назначения, имеющие заводское приспособление для установки носилок.

Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71 (рис. 9) предназначен для использования в северных районах, пустынях юга и на труднопроходимой местности средней полосы. Может вместить 4 человек на носилках или 11 сидя. Погрузка и выгрузка производятся двумя санитарами. В мирное время гусеничные транспортеры широко используются в северных районах и в условиях бездорожья для доставки грузов, почты и перевозки больных.

Приспособление грузовых автомобилей для перевозки пораженных и больных

В период военных действий значительное число легко пораженных и больных эвакуируется обратными (или специальными) рейсами грузового транспорта подвоза.

Грузовые автомобили можно приспосабливать для перевозки пораженных и больных с помощью специального съемного оборудования, позволяющего размещать носилки в два яруса. При отсутствии его можно использовать различные импровизированные приспособления. Грузовые автомобили УАЗ-469 и ЛуАЗ-969М («Волынь») имеют необходимое приспособление для крепления унифицированных санитарных носилок.

Многие типы войсковых автомобилей имеют специальное приспособление для изменения давления в шинах (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др.), благодаря чему может быть улучшена амортизация при перевозке пораженных и больных. Грузовые автомобили, предназначенные для медицинской эвакуации, должны быть обеспечены тентовым покрытием, сиденьями, осветительными приборами и полотнищами с красным крестом, предметами ухода за пораженными (больными:), запасом питьевой воды, медикаментами и перевязочными средствами, скомплектованными в специальной укладке (сумке). На каждый автомобиль выделяется санинструктор или санитар.

Войсковой АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ организационно объединен в автосанитарные подразделения, укомплектованные специально оборудованными санитарными автомобилями. В войсках для вывоза пораженных и больных используются штатные санитарные автомобили, транспортеры медпунктов и транспорт автосанитарных подразделений.

В. А. Никонов.

Расстановка ударений: АВТОМОБИ`ЛЬНЫЙ САНИТА`РНЫЙ ТРА`НСПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - автомобильные транспортные средства, специально сконструированные или приспособленные для перевозки больных в мирное время и сбора, вывоза и эвакуации пораженных и больных во время войны. А. с. т. также используется для перевозки медперсонала, мед. и сан.-хоз. имущества и для других целей при организации лечебно-профилактического обслуживания населения и мед. обеспечения войск. Особое значение А. с. т. приобретает в военное время, обеспечивая эвакуацию большого числа пораженных и больных на значительные расстояния из районов, где ж.-д. сеть слабо развита или разрушена. А. с. т. более маневрен, чем ж.-д., и менее зависим от погоды, чем авиационный.

А. с. т. широко применялся уже в первой мировой войне 1914-1918 гг. (в английской армии было перевезено автотранспортом 6,5 млн. раненых и больных; во французской - более 10 млн.). В русской армии в прошлом А. с. т. использовался значительно меньше.

В СССР с развитием автомобилестроения совершенствуется и А. с. т. Во время Великой Отечественной войны широко применялись сан. автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА для перевозки 4 чел. на носилках или 8 сидячих, а также специально оборудованные автобусы ЗИС-116 и ЗИС-44, 1,5-тонные автомобили с устанавливавшимися на них деревянными разборными кузовами. Значительную часть раненых перевозили на обычном грузовом транспорте.

Промышленность СССР выпускает несколько моделей сан. автомобилей, комфортабельные пассажирские автобусы различной вместимости и грузовые автомобили разного тоннажа, к-рые, будучи специально оборудованы, могут применяться для мед. эвакуации.

Существуют следующие основные виды А. с. т.: специальные сан. автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, гусеничные и колесные транспортеры, а также грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пораженных и больных.

Условно А. с. т. можно разделить на гражданский и военный. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. А. с. т. (специальный и приспособленный) должен иметь знак - красный крест на передней, задней, боковых сторонах и на крыше.

Сан, автомобили оснащены специальной звуковой и световой сигнализацией. Важной характеристикой А. с. т. является его эваковместимость.

Различают санитарные автомобили и автобусы малой (на 1-4 носилок), средней (на 7-9-14 носилок) и большой (свыше 14 носилок) эваковместимости. При перевозке пораженных и больных только сидя эваковместимость увеличивается в 1,5-2 раза.

Специальные санитарные автомобили . Специальные сан. автомобили создаются на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Они имеют плавный ход, специальное оборудование для размещения носилок и места для мед. имущества, улучшенное отопление, вентиляцию и освещение. Внутреннее оборудование в обычном положении позволяет размещать больных на носилках или сидя, а в свернутом (откинутом) состоянии - перевозить медицинское имущество. Размеры дверей или погрузочных люков обеспечивают удобство погрузки и выгрузки пораженных и больных на носилках, а расположение носилок внутри кузова - необходимый доступ для ухода и оказания им медпомощи.

Нек-рые современные сан. автомобили оснащаются мед. приборами, аппаратами и средствами для проведения реанимационных мероприятий и оказания неотложной врачебной помощи внутри автомобиля, а также средствами радиосвязи (см. Скорая медицинская помощь ).

Основным санитарным автомобилем является автомобиль скорой помощи ГАЗ-22 Д («Волга») (рис. 1). В этом автомобиле можно перевозить 1 больного на носилках или 2-3 сидя в сопровождении медицинского персонала.

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А (рис. 2) изготавливается на базе микроавтобуса «Юность». Он имеет хорошую амортизацию и удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое мед. оборудование и аппаратура позволяют выездной бригаде, состоящей из 4-5 чел., оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим.

Автомобиль скорой медпомощи РАФ-977ИМ (рис. 3) достаточно комфортабелен, позволяет перевозить 2 больных на носилках или 4 сидя. Оснащен ингалятором, аппаратом для искусственного дыхания, комплектом транспортных шин и необходимым мед. имуществом для оказания неотложной медпомощи. Автомобиль оборудован радиостанцией. Установка съемного оборудования позволяет дополнительно размещать двое носилок вторым ярусом. Выпускается модернизированный автомобиль РАФ-22031 (рис. 4) с такой же эваковместимостью, но с улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами.

В сельской местности используются санитарные автомобили УАЗ-452Г (рис. 5) с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Они рассчитаны на перевозку 2 чел. на носилках или 4 сидя. В автомобиле имеется необходимое имущество для оказания медпомощи.

Военно-медицинская служба оснащается специальными сан. автомобилями на базе шасси повышенной проходимости с достаточно герметичным кузовом.

Для обеспечения полкового звена военно-медицинской службы используется сан. автомобиль УАЗ-452А , отличающийся от УАЗ-452Г оборудованием кузова для перевозки 4 чел. на носилках или 8 сидя.

Погрузка и выгрузка пораженных и больных производится двумя санитарами. Для эвакуации пораженных и больных в МедСБ и ОМО применяются сан. автомобили AG-66 на базе ГАЗ-66 (рис. 6).

Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода. Автомобиль имеет уплотненный кузов, фильтро-вентиляционную установку, хорошее отопление и позволяет перевозить 9 чел. на носилках и 4 сидя.

Погрузка и выгрузка производится звеном санитаров в составе 3 чел. Эваковместимость сан. автомобилей приведена в табл. 1.

Таблица 1. Эваковместимость основных санитарных автомобилей
Варианты размещения
ГАЗ - 22Д «Волга» ЗИЛ - 118А «Юность» РАФ - 977ИМ РАФ - 22031 УАЗ - 452Г АС - 66

сидя
3
1
1
1
-
6
2
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
13
9
4

сидя
3
1
2 (В том числе в кабине водителя)
6
-
6 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
15
-
15

Пассажирские автобусы, оборудованные для перевозки пораженных и больных . Все типы отечественных пассажирских автобусов можно с помощью универсального сан. оборудования (УСО) переоборудовать в автобусы для эвакуации пораженных и больных.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 чел. на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна - три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТОО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций.

Каждая секция позволяет разместить на носилках 9 пораженных и больных. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за 1 1 / 2 - 2 часа.

Эваковместимость основных типов пассажирских автобусов, которые могут быть использованы для мед. эвакуации, приведена в табл. 2.

Таблица 2. Эваковместимость основных типов автобусов при различных вариантах размещения
Варианты размещения Вместимость различных типов санитарных автомобилей (в количестве чел.)
ПАЗ - 651, КАВЗ - 651 КАВЗ - 685 ПАЗ - 652 ПАЗ - 672 ЗИЛ - 158, ЛиАЗ - 158В ЛАЗ - 695 ЛАЗ - 695М ЛиАЗ - 677 КАВЗ - 3100
1-й вариант (всего) в том числе на носилках
сидя
13
9
4
13
9
4
18
14
4
18
14
4
22
20
2
25
18
7
25
18
7
29
24
5
28
24
4
2-й вариант (всего) в том числе на носилках
сидя
15
3
12
17
5
12
24
8
16
25
9
16
32
10
22
33
10
23
33
10
23
39
14
25
39
14
25

В целях создания необходимых условий для размещения пораженных на носилках и удобства их обслуживания во время эвакуации при проектировании закладных деталей для переоборудования автобусов соблюдается оптимальная ширина поперечных и продольных проходов (не менее 350 мм ) и выдерживается расстояние между полом, нижним и последующими ярусами (не менее 450 - 500 мм ).

Для уменьшения продольных перемещений головные концы носилок размещаются выше ножных на 3-4°.

Наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, к-рые можно легко приспособить для мед. эвакуации, являются автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 (рис. 7) и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695 (рис. 8). Погрузка и выгрузка носилочных пораженных и больных в автобусы ПАЗ-672 производится четырьмя санитарами через задний погрузочный люк (для облегчения подачи носилок внутрь автобуса имеются направляющие металлические полозы), а в автобусы ЛАЗ-695 - производится через специальный люк в передней части автобуса.

Санитарные гусеничные и колесные транспортеры используются для сбора и вывоза пораженных из очагов массовых сан. потерь. Применение их позволяет в 8 - 10 раз повысить производительность труда санитаров-носильщиков.

Для мед. целей используются также транспортеры многоцелевого назначения, имеющие заводское приспособление для установки носилок.

Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71 (рис. 9) предназначен для использования в северных районах, пустынях юга и на труднопроходимой местности средней полосы. Может вместить 4 чел. на носилках или 11 сидя. Погрузка и выгрузка производятся двумя санитарами. В мирное время гусеничные транспортеры широко используются в северных районах и в условиях бездорожья для доставки грузов, почты и перевозки больных.

Плавающий колесный транспортер ЗАЗ-967 (ЛуАЗ-967М) (рис. 10) преодолевает водные преграды, имеет лебедку с тросом длиной 100 м для подтаскивания лодочки-волокуши и возимые трапы для преодоления препятствий. Вмещает 2 чел. на носилках и 1 сидя. Обслуживается одним санитаром-водителем.

Приспособление грузовых автомобилей для перевозки пораженных и больных . В период военных действий значительное число легко пораженных и больных эвакуируется обратными (или специальными) рейсами грузового транспорта подвоза.

Грузовые автомобили можно приспосабливать для перевозки пораженных и больных с помощью специального съемного оборудования, позволяющего размещать носилки в два яруса. При отсутствии его можно использовать различные импровизированные приспособления. Грузовые автомобили УАЗ-469 и ЛуАЗ-969М («Волынь») имеют необходимое приспособление для крепления унифицированных сан. носилок.

Многие типы войсковых автомобилей имеют специальное приспособление для изменения давления в шинах (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др.), благодаря чему может быть улучшена амортизация при перевозке пораженных и больных. Грузовые автомобили, предназначенные для мед. эвакуации, должны быть обеспечены тентовым покрытием, сиденьями, осветительными приборами и полотнищами с красным крестом, предметами ухода за пораженными (больными:), запасом питьевой воды, медикаментами и перевязочными средствами, скомплектованными в специальной укладке (сумке). На каждый автомобиль выделяется санинструктор или санитар.

Войсковой А. с. т. организационно объединен в автосанитарные подразделения, укомплектованные специально оборудованными сан. автомобилями. В войсках для вывоза пораженных и больных используются штатные сан. автомобили, транспортеры медпунктов и транспорт автосанитарных подразделений.

См. также Санитарный транспорт .

В. А. Никонов.


Источники:

  1. Большая медицинская энциклопедия. Том 1/Главный редактор академик Б. В. Петровский; издательство «Советская энциклопедия»; Москва, 1974.- 576 с.

В годы Великой Отечественной войны медицинские службы работали в особом режиме. После оказания первой помощи раненых следовало не просто «доставить в стационар», а эвакуировать за десятки километров — в военно-полевые или тыловые госпитали. В условиях нехватки автотранспорта главным требованием, предъявляемым к санитарным машинам, стала их вместимость. Для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Специфическая идеологическая атмосфера, царившая в СССР в предвоенное десятилетие, сказалась и на развитии военно-медицинской службы. Вся страна готовилась не только к труду, но и к обороне. Неизбежность скорого вооруженного конфликта с врагами Советского государства признавалась открыто, и повышение боеготовности РККА считалось одной из первоочередных задач.

Предвоенной мощности автозаводов не хватало для производства разных видов санитарных машин, удовлетворяющих потребности и гражданских станций скорой помощи, и военных служб, поэтому при проектировании старались создавать компромиссные конструкции с военно-полевым «уклоном».

Санитарный автобус ГАЗ-03-32

Как следствие, в 30-е годы от спецмашин, предназначенных для перевозки больных, требовалась не столько скорость передвижения в сочетании с плавностью хода, сколько вместимость, надежность и ремонтопригодность. Более того, в 1935 году был принят единый тип санитарного автомобиля для Красной армии и гражданской медицины, утвержденный совместной комиссией наркоматов обороны и здравоохранения.

Нетрудно догадаться, что требования военных были приоритетными. В результате, большая часть специализированных санитарных машин строилась на базе грузовых шасси, в первую очередь — на базе полуторки ГАЗ-АА. Упомянутый выше стандарт подразумевал создание на грузовой платформе закрытого кузова-фургона «московского образца», рассчитанного на четырех лежачих больных, санитара и водителя.

Кроме того, освоение новых видов оружия (в частности, химического) потребовало создания узкоспециализированных санитарных автомобилей — авгодушевых и обмывочно-дезинфекционных установок. Для повышения эффективности первой помощи в полевых условиях начали производить автолаборатории и передвижные рентгеновские установки.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-ММ

Совершенствовалась и организация войсковой медицинской службы. Во второй половине 30-х годов в войсках появились, а позже прошли боевые испытания в ходе военных действий в Испании, а также у озера Хасан и реки Халхин-Гол, укомплектованные автотранспортом специализированные военно-медицинские подвижные госпитали (ППГ), автомобильные санитарные роты (АСР) и взводы (АСВ); отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ), автохирургические отряды (АХО) и медико-санитарные батальоны (медсанбаты, МСБ).

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-03-32

Боевые действия в районе реки Халхин-Гол выявили проблему дальней (порой за сотни километров) эвакуации раненых. В таких условиях вместимость ГАЗ-55 оказалась недостаточной. В переоборудованные для перевозки пострадавших бортовые ГАЗ-АА помещалось 8-10 человек, а в ЗиС-5 — 12-15, что также было принято во внимание при комплектовании медицинских подразделений.

Санитарный автобус ГАЗ-05-194

В западных приграничных военных округах к 1940 году были сформированы и укомплектованы военные и гражданские медучреждения на 293,5 тысяч коек, где работали почти 62 тысячи врачей, что составляло 36% всего коечного фонда и 40% врачебных кадров страны.

Санитарный автобус ГАЗ-03-32

Таким образом, предвоенная милитаризация быта сыграла на руку именно вооруженным силам. РККА, пусть и в ущерб гражданскому здравоохранению, оказалась укомплектована вполне современной санитарной техникой. Однако количества этой техники было явно недостаточно.

Дело в том, что военные врачи на местах, способные оценить реальные потребности в автотранспорте того или иного подразделения, из чувства самосохранения не могли озвучить реальные цифры. Они посылали «по команде» запросы, но всякое требование, особенно подкрепленное цифрами, могло быть интерпретировано вышестоящим начальством как «пораженческие настроения» — со всеми вытекающими отсюда печальными для просителя последствиями.

Санитарный автобус ГАЗ-55 военного времени

К концу 1938 года комплектация медицинской службы РККА специальным автотранспортом составляла лишь 10% от потребности. Столь низкую цифру проигнорировать или списать на «пораженческие настроения» было нельзя, и Совнарком издал приказ о перепрофилировании одного из заводов Казани.

Санитарный автомобиль ЗИС-44

Предприятие, наименованное «Автокузовной завод Наркомздрава СССР», успело выпустить несколько сотен санитарных кузовов на шасси ГАЗ-ММ, однако не слишком «строгое» отношение к собственному заказу со стороны государства имело печальные последствия. С мест поступали многочисленные жалобы на низкое качество материалов и неряшливую сборку.

Иногда медицинские учреждения, получив казанские машины, снимали с них заводские кузова и «перекраивали» их собственными силами. На Втором всесоюзном совещании по вопросам скорой помощи, проходившем в июне 1940 года в Киеве, был поднят вопрос о недопустимом качестве казанских кузовов, но эта проблема так и не была решена до начала войны.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-АА

Недоукомплектованность мед подразделений машинами и стремительность наступления вражеской армии в первый год войны роковым образом сказались на положении, в котором оказалась военно-медицинская служба РККА. На оставленных нашими войсками территориях было брошено имущество половины гарнизонных госпиталей Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов. К 1 июля 1941 года на Западном и Юго-Западном фронтах смогли развернуться только 15% от предусмотренных ранее частей медслужбы.

Колонна ГАЗ-55

Укомплектованность армии санитарными автомобилями летом 41-го составляла, в лучшем случае, 40-50%. Отдельные дивизии вообще не имели санитарно-транспортных подразделений. На оставшиеся в строю медицинские учреждения легла колоссальная нагрузка.

Так, Тернопольский гарнизонный госпиталь, рассчитанный на 200 коек, с 22 по 27 июля 1941 года принял более 5 тысяч раненых. Разумеется, в сложившихся обстоятельствах ни о какой комплектации медицинских подразделений специализированными санитарными фургонами не могло быть и речи.

Немногочисленные ГАЗ-55, по-прежнему производившиеся в Горьком, переняли все характерные черты «военной» версии ГАЗ-ММ, однако эти машины не могли удовлетворить потребности фронта в санитарном транспорте.

Для эвакуации раненых пришлось задействовать всю более-менее пригодную для этого технику. В основном это были городские автобусы ГАЗ-03-30, ЗиС-8 и ЗИС-16, которые наспех переделывались в санитарные (в несколько уровней размещались носилки, подрезались низкие «юбки» кузовов для увеличения проходимости).

Пассажирский отсек санитарного автобуса ГАЗ-55

Так, зимой 1941-1942 годов Мосгорисполком по распоряжению ГКО передал в санитарные части 100 больших пассажирских автобусов. Поскольку санитарных машин катастрофически не хватало, для перевозки раненых применялись бортовые грузовики — ГАЗ-ММ и ЗиС-5, иногда просто «попутные», иногда специально «оборудованные»: на дно грузовой платформы насыпали слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху песок устилали соломой.

Установленные в кузове специальные нары считались роскошью. Сидячие раненые по мере сил страховали лежачих от резких толчков. Дефицит санитарных машин не удалось ликвидировать до конца войны. К январю 1944 года недокомплект транспорта медицинской службы составлял 28%.

ГАЗ-55 с упрощенным оформлением передней части

Выпуском гражданских санитарных автомобилей до войны в СССР занимались кузовные мастерские, в основном в больших городах, используя для этого различные подручные шасси. С организацией массового выпуска горьковских «полуторок» для санитарных машин стали использовать шасси ГАЗ-АА. Но объемы производства доморощенных кузовов не удовлетворяли растущих потребностей страны, тем более что интерес к массовым и относительно дешевым санитарным машинам проявила армия.

До этого времени в военно-медицинскую службу РККА поступали, как правило, специальные санитарные автобусы ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Они обладали неплохой проходимостью и вместительным кузовом, но считались слишком дорогими. Требовалось разработать новый массовый универсальный санитарный автомобиль, который мог эксплуатироваться как в гражданских медицинских учреждениях, так и армейских.

ГАЗ-05-194 военного времени

За образец ведущий конструктор ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин взял американский санитарный (полицейский) автомобиль «Форд» образца 1930-1931 годов. В 1935 году был построен первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился светового фонаря на крыше.

Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входящему в состав автозавода им. Молотова (бывший Первый автосборочный завод и будущий Горьковский автобусный завод), который находился в непосредственной близости от самого автозавода. В качестве завода-дублера был выбран Казанский кузовной завод.

К 1938 году новая машина была готова и получила индекс ГАЗ-55. Официальное название «санитарки» — ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая — модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру очень часто опускали. Иногда машину в документах называли М-55 («Молотовец-55»).

ГАЗ-55 в военной окраске

Для санитарной машины использовали не совсем обычное шасси (что видно уже из индекса). От стандартного ГАЗ-АА оно отличалось доработанной подвеской с удлиненными задними рессорами и шестью рычажными гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1 (два спереди и четыре сзади).

С такой подвеской ход машины становился намного мягче, что было актуально при перевозке больных или раненых. Также были внесены изменения в выхлопную систему, так как медицинский отсек обогревался с помощью выхлопных газов, проходящих в салоне через два калорифера, установленных на полу, под лавками.

ГАЗ-55 военного времени

В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л. с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).

В салоне фронтовой «неотложки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках.

Помимо отопления санитарный кузов оборудовался активной вентиляцией — в крышу монтировались три вентилятора, два нагнетающих и один вытяжной.

Массовый выпуск ГАЗ-55 был развернут в 1938 году. За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, еще 72 шасси были отправлены на Казанский кузовной завод. В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 санитарки, а в 1940 — 1429 штук.

Погрузка раненных в санитарный автобус

В военное время ГАЗ-55 выпускался только в Горьком, причем санитарные кузова стали устанавливать на обычные шасси без доработанной подвески. В 1942 году конструкцию машины существенно упростили: штампованные крылья сменились гнутыми, Г-образной формы; машины лишились одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и многого другого. Однако с 1943 года завод практически вернулся к довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов.

«Санитарки» ГАЗ-55 выпускались на Горьковском автобусном заводе до 1945 года, пока им на смену не пришла более совершенная модель ГАЗ-653 на базе грузовика ГАЗ-51. За это время только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55.

Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для армии, — в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделить медицинскую машину в потоке и предоставить ей право преимущественного проезда.

У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стекла). В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-АА