УАЗ "Козел": описание внедорожника. Автомобили советской эпохи Объем двигателя газ 69

ГАЗ-69 – это один из первых советских внедорожников, который производился с 1952 по 1972 год и первоначально это было на Московском заводе им. Молотова. Над созданием данной модели трудился тот же коллектив, который занимался и созданием , а именно: В. И. Подольский, Б. Н. Панкратов, Ф. А. Лепендин, Г. К. Шнейдер, С. Г. Зислин, В. Ф. Филюков, В. С. Соловьёв. Руководителем всего процесса был Г.М. Вассерман.

По сути, история этого автомобиля началась еще сразу после войны, в 1946 году, когда на Горьковский завод поступил приказ на разработку достойной замены ГАЗу-67Б. Это должен был быть такой же полноприводный легковой автомобиль, но с улучшенным двигателем, вышей проходимостью, более современным дизайном и комфортабельностью. Кстати, в постановлении СМ СССР было также четко прописано и то, что необходим именно армейский тягач для перевозки различных грузов, пулеметов, боеприпасов и прочего, общей массой до 800 кг. Также, в производство должны поступить и модификации без прицепа, которые бы использовались для разведки или передвижения командиров. Не смотря на то, что почти все автомобили имели какую-то основу для разработки или прототип, ГАЗ-69 разрабатывали с нуля, лишь отталкиваясь от личного опыта использования американских джипов « » и «Бантам» во время Второй мировой.


В середине осени 1947 года автоконструкторы представили первый опытный образец Э-1, который на протяжении следующего года был выпущен еще в трех экземплярах. Эти автомобили имели название «Труженик», что прямо означало не только их военное предназначение, но и хозяйственное.

Очень часто можно встретить название как , так и УАЗ-69. Случилась так потому, что спустя несколько лет после запуска серийного производства на Горьковском заводе, эту модель официально передали на производство Ульяновскому автомобильному заводу и, соответственно, название автомобиля поменяли.

С выпуском первых опытных образцов ГАЗ-69 (1948 год), было немедленно решено пустить их в серьезное испытание. Длина маршрута составляла 12,5 тыс. км, а руководил всем процессом известный инженер А.Ромачев. На тот момент машина имела весьма хорошие характеристики – это высокий тяговой показатель (почти 70% от общего веса) с минимальным скоростным ущербом, высокие углы подъема и спуска (34 и 30 градусов) и хорошую проходимость сквозь большие слои грязи. В результате, автомобиль успешно прошел заданный путь. Спустя год автомобиль пустили в более жесткое испытание, где маршрут состоял из полного бездорожья, на котором умышлено создавались худшие условия. В то время, как знаменитый ЗИС-151 застревали в грязи или сугробах, ГАЗ-69 уверенно преодолевал любые трудности. Ему не стали помехой ни 40 см снега, ни 30 см грязи, ни рвы, глубиной около 55 см. В начале 1950 года ГАЗ-69 прошел очередное испытание, но в этот раз на безопасность транспортировки в воздухе военными самолетами и планерами. В этом же году был выпущен пятый опытный образец, который пустили на полигон. И только в середине 1951 года все испытания завершились, а машины поступили на полную проверку. Как выяснилось, все экземпляры сохранили свою работоспособность, их агрегаты остались целыми и невредимыми, серьезных поломок не возникало, да и износ деталей был на очень низком уровне. Это полностью удовлетворило ГосКомиссию и машина получила «зеленый свет» на производство.


Производственный цех по сборке ГАЗ-69

Первая крупная партия была выпущена в 1953 году. Автомобили сразу начали производиться в двух модификациях – это армейской ГАЗ-69 и сельскохозяйственной ГАЗ-69А. Первые 20 экземпляров тут же отправили в Казахстан, куда вскоре были налажены крупные экспортные цепи.

ГАЗ-69 имел открытый 8-ми местный , который имел складной тент. Он имел двое дверей, был рассчитан на восемь пассажирских мест и имел три ряда лавок. В то время, как ГАЗ-69А был более комфортабельным, так как предназначался для личного использования должностных лиц. У него был 4-х дверный 5-местный кузов, который дополнительно оснащался багажником. Вместо лавок конструкторы оснастили этот автомобиль мягкими сиденьями.


Основные габаритные размеры

Начиная с 1954 года оба автомобиля одновременно выпускались и на Ульяновском автомобильной заводе, который в военный период широко занимался производством грузовиков. Но уже с 1956 года Горьковский завод остановил производство ГАЗ-69, отдав все свои полномочия УАЗу.

Интересно и то, что больше половины разных деталей этого автомобиля были взяты с других, более ранних моделей ГАЗа. К примеру, всю система двигателя, включая , тормоза, зажигание и печку, конструкторы позаимствовали у , а ручник, контрольные приборы и – у ГАЗ-51. От ГАЗа-67Б новому внедорожнику достались ведущие мосты и шины. Но к особенностям новой модели можно отнести: задний мост с межколесным дифференциалом неблокируемого типа; , в которой отсутствовала прямая передача; зависимую рессорную подвеску колес, шариковые шарниры скоростей и две пары гидравлических амортизатора двойного действия. Кстати, в период производства отдельные структуры МВД Советского союза отдавали индивидуальные заказы на доработку автомобиля, а точнее – чтобы вместо складного тента установить полноценную металлическую крышу.


Начиная с 1970 года Ульяновский автомобильный завод начал производство модернизированного ГАЗа под артикулом 69-68. Он имел мосты от ранее ими производимого военного грузовика УАЗа-452. Также, некоторые модификации нового ГАЗа оснащали реактивными установками, которые использовались для пуска противотанковых ракет.

За все 20 лет сошло с конвейера более 600000 экземпляров и около половины этих автомобилей были экспортированы во многие страны мира. В конце 50-х конструкторы УАЗа предоставили право Румынскому автопрому массово производить ГАЗ-69, официально передав им необходимую техническую документацию. А уже начиная с 1962 года такое право было предоставлено и Северной Корее.

Система двигателя ГАЗ-69

Был взят из более старого автомобиля ГАЗ-20, а именно – 4-х цилиндровый карбюраторный. Но так как новый автомобиль предназначался для более сложных задач, конструкторы немного усовершенствовали его, сделав более мощным, экономичным и износостойким.


Двигатель автомобиля слева

Исходя из источников, предыдущий внедорожник ГАЗ-67Б расходовал много топлива, особенно с прицепом или во время езды по бездорожью. В сложных условиях этот показатель достигал 0.4 л/тонно-километр. В то время, как новый ГАЗ-69 в аналогичных условиях израсходовал не более 0.288 л. Отталкиваясь от старой модели, конструкторы также поняли, что новому автомобилю нужно больше мощности, поэтому было решение установить вентилятор с шестью лопастями и радиатор для масла, предотвращающие перегрев двигателя. Цилиндровый блок был взаимозаменяемый с блоком самого двигателя. Что касается цилиндров, то они были чугунные и имели рядное вертикальное расположение. Для того, чтобы сделать их более долговечными, на них одевались чугунные гильзы, длиной 5 см и толщиной 2 мм. Как показала практика, именно благодаря гильзам цилиндры служили в 2-3 раза дольше. имел водяные каналы с чугунными клапанами (для каждого цилиндра свои отдельные). Это значительно улучшало движение горючей смеси.


Двигатель автомобиля справа

Две пары подшипников располагались в нижней части цилиндрового блока, каждый из которых надежно крепился двумя болтами. С другой стороны, к блоку прикреплен картер сцепления. Общая цилиндровая головка изготовлена из алюминиевого сплава и крепиться 23 шпильками с шайбами. Между ней и блоком цилиндров укладывалась специальная , толщиной 1.5 см. Кстати, асбест со временем мог приставать к головке и блоку, поэтому прокладку время от времени необходимо было натирать специальным порошком из графита.

Также в ГАЗ-69 было 2 масляных фильтра – это фильтр грубой очистки (комплекс специальных металлических дисков со щелями и отстойником) и (предназначен для слива отработанного масла в картер). Кстати, сам очиститель воздуха был инерционно-масляного типа, а сцепление состояло из одного диска. Трехступенчатая механическая коробка передач была двухходовой. Вторая и третья передачи имели синхронизатор. Главная передача автомобиля была одинарной и имела спиральный зуб. Единственное отличие нынешней коробки передач, от коробки передач ГАЗ-М-20 – это расположение. Теперь она располагалась не возле руля, а на полу, справа от водителя. Кроме этого, благодаря тому, что ступицы переднего моста могла отключатся, расход топлива немного снижался. Но, к сожалению, это происходило только на идеально ровных дорогах.

Если заглянуть под капот ГАЗ-69, то с левой стороны можно увидеть нагревательный котел предпускового типа. Чтобы прогреть машину в сильные морозы, требовалось сначала вывернуть руль в правую сторону и, используя люк в левом переднем колесе, установить в нее включенную паяльную лампу. Таким образом грелось масло в картере.

Как говорилось уже выше, был открытым и имел , которым натягивался вручную. Крепился он на специальных жестких каркасах. Кстати верх дверей имел брезентовые накладки, которые в любой момент можно было снять. Рамка окна могла подниматься, поэтому в жаркое время года это делало поездку более комфортной. Капот имел широкие боковые панели, которые также легко снимались, что облегчало работу двигателя при высоких температурах. Салон был рассчитана на 8 пассажиров: спереди сидел водитель и один пассажир, далее – 2 ряда лавок по 3 места каждая. По сути, эти лавки выполняли роль ящиков, так как сиденья поднимались и внутри можно было хранить различные инструменты. Задний борт автомобиля был откидным, а пространство внутри использовалось для хранения троса, аварийных знаком и прочих принадлежностей. На бензонасосе располагался фильтр тонкой очистки, а на раме – фильтр грубой очистки.


Салон автомобиля - вид с водительского сиденья

Кроме основного бака для топлива, под передним сиденьем пассажира был спрятан второй, такой-же бак с вентиляцией. Да вот заправлять его можно было только через салон. Еще один нюанс был в том, что приборы показывали водителю только количество бензина в основном баке. Бензин в дополнительном баке проверялся через горловину. Печка в салоне работала только во время езды и подавала горячий воздух под ноги водителю и всем пассажирам. Стоящий автомобиль не мог отапливаться ни коем образом.


Салон автомобиля - вид сзади

Сельскохозяйственная модификация ГАЗ-69А имела ряд отличий. Первым делом, это коснулось кузова и салона, места в котором сократились с восьми до пяти. Кроме места водителя и переднего пассажира, сзади устанавливалась только одна лавка. Также, автомобиль оснащался вместительным багажником, к которому можно было взобраться даже из салона, и имел только один топливный бак. В целом внешний вид обоих автомобилей был присущий тем временам и имел некие сходства со знаменитыми американскими джипами.

Модернизация и основные модификации ГАЗ-69

Спустя несколько месяцев, после запуска производства ГАЗ-69, их начали использовать в военных парадах, а весной следующего года – в сельскохозяйственных работах. В 1954 года немало машин ушло на обслуживание полярных станций. Кстати, именно такой шаг стал мотивацией для конструкторов Горьковского завода изобрести целых 4 вида мотосаней с гусеницами вместо колес, взяв за основу этого «труженика». Но даже не смотря на свою бешеную популярность и, казалось бы, безупречность, автомобиль часто переоборудовали и внедряли что-то новое. Так в 1960 году модернизировали передний мост, оснастив его усиленными подшипниками, шкворневыми узлами и более плотными карданами.


Модификация ГАЗ-69-68 1970 года выпуска

Наиболее серьезных изменений автомобиль потерпел в 1968 году. Тогда дифференциал имел уже 4 сателлита и стал намного надежней, а также – конструкторы усовершенствовали тормозную систему, оснастив их более жесткими барабанами. Были установлены новые диски на передние колеса, немного изменились фары, стойки амортизаторов, был добавлен выключатель массы, увеличивалось заднее окно и наконец – конструкторы установили новые тенты, а на грузопассажирской модификации – дополнительные окна. Полностью план модернизации был закончен в 1970 году и автомобиль получил индекс 69-68.


ГАЗ-46 МАВ - Автомобиль-амфибия

Во время всего производства вместе с модернизацией самого ГАЗа-69, на его базе были созданы много других военных агрегатов, в частности – это 2К15 «Шмель» (ракетный комплекс), ГАЗ-96рх (автомобиль для радиационно-технической разведки), опытный образец ГАЗ-19, ГАЗ-46 (плавающий автомобиль), ГАЗ-011 (автомобиль-амфибия), Р-125 "Алфавит" (штабная машина для командиров) и т.д.


ГАЗ-69 снегоболотоход

Также, ГАЗ-69 имел достаточно много модификаций, которые широко использовались во всем Советском союзе и выпускались достаточно большими партиями. К ним можно отнести:

  • ГАЗ-69 – 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с открытым кузовом
  • ГАЗ-69А – 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
  • ГАЗ-69-68 – модернизированный 8-ми местный 2-х дверный внедорожник с откидным бортом
  • ГАЗ-69А-68 – модернизированный 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником
  • ГАЗ-69Э – 8-ми местный 2-х дверный с экранированный электрооборудованием
  • ГАЗ-69М - экспортный 8-ми местный 5-ти дверный автомобиль (объем двигателя 2.432 л, использовавший 72-й бензин)
  • ГАЗ-69МЭ – экспортный вариант с экранированный электрооборудованием
  • ГАЗ-69АМ – экспортный вариант с 5-ти местным 4-х дверным кузовом
  • ГАЗ-69АМЭ – экспортный вариант с 8-ми местным 2-х дверным кузовом, откидным бортом и экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-69П – милицейский автомобиль
  • ГАЗ-69Б – сельский почтовый автомобиль
  • ГАЗ-69 ЛСД – медицинский фургон
  • ГАЗ-69 ДИМ - дорожный индукционный миноискатель (глубина не менее 70 см)

ГАЗ-69А "Шмель" (ракетный комплекс)

Технические характеристики «Труженика»

Модель ГАЗ-69 ГАЗ-69А
Годы выпуска 1952-1972 гг
Кузов 8-ми местный 2-х дверный открытого типа, из цельного металла, с задним бортом и откидным тентом 5ти местный 4-х дверный открытого типа, из цельного металла, с багажником и откидным тентом
Грузоподъёмность 8 пассажиров или 500 кг груза и 2 пассажира 5 пассажиров и до 50 кг груза
Тяговая сила 850 кг
Двигатель Четырехцилиндровый карбюраторный (Модель - 20М)
Расположение цилиндров, диаметр Вертикальное, 88 мм
Объем двигателя 2.12 л
Количество об/мин 3600
Мощность 55 л.с
Средний расход топлива 14л / 100км
Степень сжатия 6.5-6.7
Карбюратор Вертикальный с падающим потоком, балансирующего типа, оснащенный экономайзером и ускорителем
Аккумулятор 6СТ-54
Сцепление Сухое, однодисковое
Коробка передач Механическая, трехступенчатая, двухходовая
Рабочие тормоза Колодочные с гидравлическим приводом
Стояночные тормоза Колодочные с барабаном
Рулевой механизм Глобоидальный с двойным роликом и передаточным числом 18.2
Максимальная скорость 90 км/час
Макс. скорость с прицепом 80 км/час
Подвеска Рессорная с гидравлическими поршневыми амортизаторами двойного действия
Масса 1525 кг 1535 кг
Снаряженная масса 2175 кг 1960 кг
Габариты д/ш/в 3850/1750/2030 мм
Колесная база 2300 мм
Угол свеса (передний/задний) 45/35
Размер шин 6,50 - 16
Давление в шинах (передние/задние) 2/2.2 кгс/см 2
Топливный бак 48л + 17л (дополнительный) 60 л

Игрушечная модель ГАЗ-69 "Малютка"

  • Этот автомобиль стал одним из главных «героев» фильма «Письма с Иводзимы» (2006 год), где был в роли японского внедорожника Второй мировой войны. Сюжет картины происходит на острове Ио.
  • Итальянские путешественники в конце ХХ века совершили на автомобиле ГАЗ-69 и УАЗ-452 экстремальное 2-х летнее путешествие по просторам забытой Африки.
  • В период производства ГАЗ-69 на советском рынке еще не было охлаждающей многоразовой жидкости, поэтому водители вынуждены были использовать воду, а зимой – ежедневно сливать ее на ночь.
  • В народе этот автомобиль любили называть «козликом».
  • Специально для пионерского лагеря Артек конструкторами был выпущен «Малютка», который представлял собой пожарный автонасос для юношеских пожарных команд.
  • Китайская фирма «Bronco Models» производила сборные игрушки-конструкторы моделей ГАЗ-69, ГАЗ-69А и 2П26 в масштабе 1:35.
  • ГАЗ-69 и ГАЗ-69А были использованы в таких компьютерный играх, как Battlefield: Bad Company 2 Vietnam и Soldiers of Anarchy.

Внедорожник ГАЗ-69, созданный в послевоенные годы, на долгое время стал основным автомобилем для армии и милиции. Конструкция «козлика» позволяла вести эксплуатацию на дорогах любого типа и работать на бензине низкого качества. Машина не потеряла актуальности и сегодня. Одни энтузиасты восстанавливают внедорожники до заводского состояния, а другие – строят на базе ГАЗ-69 экспедиционные джипы, способные двигаться по тяжелому бездорожью.

Несмотря на то, что данный автомобиль выпускался довольно давно, и только 19 лет (1953…1972), он и сейчас кое-где в строю. Его можно встретить и в тайге и в горных склонах Кавказа, пусть потрёпанные, но не потерявшие боевого духа машины выполняют свою работу.

История создания

Разработка нового легкового внедорожника для армии и гражданской службы началась на ГАЗ в 1946 году под руководством Г.М. Вассермана. Для ускорения работ и удешевления производства в конструкции автомобиля применялись унифицированные узлы. Первоначально вездеход имел обозначение «Труженик». Техническое задание предусматривало работу автомобиля совместно с прицепом весом до 800 кг.

Первые прототипы появились в 1948 году, а серийное производство началось спустя пять лет. Машина выпускалась в Горьком до 1956 года, затем всю оснастку постепенно передали в Ульяновск – на завод УльЗиС.

На протяжении двух лет выпуск внедорожников велся одновременно на двух производственных площадках. После окончательного освоения производства завод в Ульяновске переименовали в УАЗ, а машины в УАЗ-69 и УАЗ-69А соответственно.

Выпуск внедорожников продолжался до 1972 года и был прекращен после сборки более чем 634 тыс. машин.

Конструкция

Основой внедорожника является рама сложной формы с лонжеронами замкнутого профиля. Для увеличения жесткости рама оснащена дополнительными поперечинами. Подвески мостов рессорные, оснащены рычажными амортизаторами.

Картеры мостов разъемные по вертикальному фланцу. Чулки запрессованы в половины и дополнительно зафиксированы заклепками.

Двигатель

Внедорожник ГаЗ-69 первых выпусков комплектовался 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 52 л.с. Двигатель унифицирован с агрегатом от ГаЗ-М20 «Победа». В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже А66.

Кузов ГАЗ-69 модель 76

Кузов открытого типа, рассчитан на 8 человек. Водитель и передний пассажир располагаются на отдельных сидениях переднего ряда. Места оборудованы индивидуальными дверями не симметричной формы.

Водительская дверь имеет форму трапеции из-за установки запасного колеса на боковине кузова.

Шесть человек размещаются в задней части кузова на двух откидных лавках. Под лавками имеются металлические ящики, предназначенные для хранения инструмента и запасных частей.


Кузов вездехода позволяет перевозить одного раненого на носилках, закрепляемых на поручне приборной панели и заднем борту. Спинка пассажирского сидения складывается вперед и не мешает установке носилок. Сопровождающее лицо размещается на лавке левого борта.

Вездеходы ГАЗ-69А оснащены двумя топливными баками.

Основной бак вмещает 47 л бензина и расположен между лонжеронов рамы, под полом кузова. Дополнительный бак на 28 л установлен под сидением переднего пассажира. Баки соединены между собой топливопроводами.

Кузов ГАЗ-69А модель 77

Вездеход ГАЗ-69А оснащен металлическим открытым кузовом с 4 дверями. В салоне расположены два ряда сидений – для водителя и пассажира спереди и для 3 пассажиров сзади. Задний ряд сидений мог складываться.

Задний борт унифицирован, внутренний объем используется для хранения буксировочного троса и других предметов инвентаря. Машина оснащена топливным баком емкостью 60 л, установленным в кормовой части кузова.

Шасси ГАЗ-69А

Основой вездехода является рама сложной геометрической формы. Боковые лонжероны выполнены штамповкой из листовой стали. Для увеличения жесткости на кручение рама оснащена дополнительными поперечинами.


К раме крепятся листовые рессоры подвесок переднего и заднего мостов. Каждый мост дополнительно укомплектован двумя рычажными амортизаторами. Картеры мостов состоят из двух половин, размыкаемых по вертикальному фланцу. Чулки полуосей запрессованы в половины картера и дополнительно зафиксированы заклепками.

Приборы

Вездеходы ГАЗ-69 и 69А оснащены одинаковой панелью приборов, на которой установлены указатель скорости, амперметр, индикатор количества топлива в баке, указатель температуры двигателя и манометр системы смазки.

Комбинация приборов оснащена двумя лампами подсветки, закрытыми металлическими рассеивателями света.

Кроме приборов имеется две контрольные лампы – дальнего света фар (красная) и перегрева двигателя (зеленая).

Тормозная система

Вездеход ГАЗ-69 оснащен тормозной системой с гидравлическим приводом колодок. Механизмы барабанного типа, расположены на ступицах колес. Барабаны отлиты из чугуна, рабочая часть состоит из стального кольца, залитого в тело детали.

На стоянках автомобиль удерживается дополнительным барабанным механизмом с тросовым приводом от места водителя. Механизм установлен на выходном валу раздаточного редуктора.

Рулевое управление

Рулевая колонка вездеходов ГАЗ-69 и 69А расположена на левой стороне. Колонка жестко установлена на кузове, внутри на подшипниках расположен вал, соединенный редуктором. Вал вращает глобоидальный червяк, по которому движется двойной ролик, связанный с сошкой.


Поворот колес выполняется тягами трубчатой конструкции, расположенными впереди моста. Рулевое колесо 3-спицевое, изготовлено из пластика черного цвета.

Модернизации

Основным заказчиком внедорожников выступало Министерство обороны СССР, поэтому машины практически не изменялись в процессе производства. Единственную модернизацию провели в начале 1970 года. Изменения коснулись остекления тента, внедрили два цилиндра в передних тормозных механизмах.

Мосты оснастили усиленными дифференциалами, в электрической системе ввели выключатель «массы».

Самым заметным изменением стала возможность отключения привода передних колес. Модернизированные внедорожники получили обозначения УАЗ-69-68 и 69А-68 (или 69М и 69АМ).

Технические характеристики ГАЗ-69 и 69А

М151 ГАЗ-69 ГАЗ-69А
Страна США СССР
Длина, мм 3380 3850
Ширина со снятым/установленным запасным колесом, мм 1630 1750/1850
Высота (с тентом), мм 1800 2030 1920
Наибольшая скорость, км/ч 112 90
Расход бензина (средний), л/100 км 12 14
Вместимость, чел + грузоподъемность, кг 4 + 360 или
2+ 544
8+0
или 2+500
5+50
Мощность двигателя, л.с. 72 55

Применение

Автомобили ГАЗ-69 и 69А в течение 20 лет являлись основными легкими внедорожниками в Советской Армии и войсках стран Варшавского договора. Автомобили применялись для перевозки личного состава и в качестве тягачей для легких артиллерийских систем весом до 800 кг.


На базе армейских внедорожников создавались специальные установки, например, передвижные радиостанции или автомобили химической разведки. На машинах устанавливались пусковые установки противотанковых ракет. Одной из известных модификаций ГАЗ-69 является боевая машина 2П26 ПТРК «Шмель».

Для десантных частей поставлялись внедорожники со снятой рамой ветрового стекла и с демонтированными выступающими внешними элементами. Внедорожник ГАЗ-69 явился основой для .

На аэродромах ГАЗ-69 использовались в качестве перевозчика стартерного комплекса АПА-12, предназначенного для запуска турбореактивных двигателей.

Гражданские внедорожники ГАЗ-69 были популярны в качестве патрульных автомобилей милиции и ГАИ.

Машины часто лишались тента, вместо которого устанавливался металлический верх. Работы выполнялись на провинциальных авторемонтных заводах. В частное владение автомобили попадали только после списания из государственных учреждений.

Нужно отметить, что большую популярность автомашины ГАЗ-69 получили на Кавказе и в Сибири, где они повсеместно использовались как вездеходы. Элементы шасси ГАЗ-69 использовались в конструкции ГАЗ-М72 – оригинального полноприводного автомобиля на базе кузова «Победа». Внедорожник выпускался в Румынии на заводе ARO до 1975 года.

Видео

. А сегодня мы поговорим про наши внедорожники, которые очень здорово себя чувствуют по нашему бездорожью.

Тем более, что машина, о которой идет речь – легенда, – ГАЗ-69. Где она только не ездила? На фото ГАЗ-69 видно, что этот автомобиль не просто легенда а еще и серьезный внедорожник.

За период производства ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, которое длилось около 2-х десятилетий, было выпущено более 600 000 экземпляров. ГАЗ-69 отправляли на экспорт в 56 стран мира в различных климатических модификациях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ). Кроме этого, в 1957 году техническая документация на массовое производство была передана в Румынию, а в 1962 года — в Северную Корею.

Автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А встречаются и сегодня, некоторые даже в хорошем состоянии. Машины частенько доделывают для участия в кроссах и других внедорожных соревнований.

Вообще этот аппарат ездить может везде и по сегодня – в России, Украине, Беларуси и даже в Африке и на Востоке, везде, где процветает бездорожье и есть большие дистанции, а также опытные механики и любой бензин.

На фото ГАЗ-69 видно, что конструкция очень проста – в этом и есть фишка. Конструкция настолько проста, что это авто можно отремонтировать почти в каждом гараже. Все просто: рама, два моста, рессоры, живучий мотор, понижающая передача на «раздатке» – вот почему ГАЗ-69 может проехать по непроходимому бездорожью. Большинство деталей опробованы на других автомобилях, выпущенных на Горьковском автозаводе, так что ГАЗ-69 живуч, как никто другой, даже не такой живучий.

На фото ГАЗ-69 видны брезент и сталь

Министерство обороны СССР выступило в роли заказчика этого авто, поэтому кузов ГАЗ-69 выпускался лишь в полевом варианте – с брезентовой крышей. Выпускались 2 варианта: четырехдверный ГАЗ-69 А, также его звали «командирский» и двухдверный ГАЗ-69, он считается грузопассажирским с передними креслами и двумя задними лавками.

Чтобы защитить металл кузова снизу от коррозии, на него наносили слой битумной мастики. Для верха – предназначалась грунтовка и краска двух цветов: песочно-желтого и хаки. Обычно ржавеет кузов с кромок крыльев, лонжеронов и передней части пола. Но хорошо сохранившиеся экземпляры можно найти если захотеть, ведь эти машины не ездили по улицам городов, посыпанных солью.

Конечно же, запчасти для кузова в магазинах не продаются, но их можно найти через сайты любителей этой модели. Раму, во время покупки нужно также внимательно осматривать, потому что она также может страдать от коррозии. Ее заменили на многих газах рамой от УАЗ-469.

Двигатель на ГАЗ-69

Двигатель ГАЗ-69 такой же как и М20 «Победа». Объем 2,12; мощность — 55 л. с. (при 3600 об/мин). Вообще этот мотор обладает хорошей тягой (127 Нм при 2000 об/мин), за это его любят пираты бездорожья. Правда максимальная скорость у этого авто – 90 км/ч.

Именно отличные внедорожные возможности показывают фото ГАЗ-69 и впечатляют, именно такие внедорожные возможности сделали это авто популярным в странах СНГ. У тогдашних фермеров, строителей и революционеров 60-х готов ГАЗ-69 котировался наравне с Land Rover (тогда он был недорогой) и Jeep серии CJ. Но плата за отличную проходимость и живучесть – необходимость обслуживания и частенькой возни. Но в те годы возня во время ремонта – это дело обычное.

Передние ступицы подключаются с помощью рычага раздаточной коробки, это можно сделать на любой скорости, даже без выжима сцепления. А вот понижающую передачу включать рекомендуется только после остановки, а обратный переход на высшую передачу лучше делать на ходу. Что еще интересно, что межосевого дифференциала здесь нет, а ездить по нормальной дороге в советские времена не рекомендовалось, чтобы сэкономить бензин.

Сцепление вообще неприхотливое, здесь механический привод его выключения, сцеплению раз на тысячу км. нужна смазка для рычагов и выжимного подшипника.

Ведущие мосты надо обслуживать каждые 6 тыс. км. Вообще, «родные» мосты на сегодняшний день – это редкость и вместо «родных» ставят 469-е или или волговские.

Подвеска этого советского джипа выдерживает любое бездорожье, а про дороги вообще говорить нечего. Так вот эта подвеска на продольных рессорах с амортизаторами, которые двухстороннего действия. Такая подвеска отлично подойдет для буксировки прицепа 850-килограммового или батальонной пушки. Но с такой нагрузкой ездить можно будет со скоростью 40 км/ч.

Задние рессоры ГАЗ-69 из-за большой толщины более жесткие и они из 11 листов, а амортизаторы стоят рычажного типа, каждые 6 тыс. км в них необходимо доливать жидкость, а на новый сезон их надо демонтировать и полностью промывать. Сейчас такие узлы уже не встретишь и вместо них лучше установить телескопические амортизаторы, они более неприхотливые.

Статья опубликована 30.07.2014 18:06 Последняя правка произведена 31.07.2014 06:07

Спроектировали этот автомобиль в Горького. В качестве точки отсчета взяли серийный ГАЗ-67 и… Все переделали заново. Основные узлы и агрегаты применили от самых современных на тот момент автомобилей: ГАЗ-51, Победа, Зил. Если предыдущий вездеход был типичным продуктом военного времени, то нынешний отвечал требованиям мирного периода. Это было подчеркнуто в официальном названии автомобиля – «труженник». Хотя тут присутствовала некоторая доля фарисейства. В техническом задании на четко указывается: «Тягач батальонных орудий и минометов».

Первые экземпляры машины чуть отличались от серийных. Чуть иная линя капота, какое-то не такое лобовое стекло, но в общем и целом облик «Козлика» не менялся долгие годы. Почему «Козлика»? Да так уж прозвали этот прыгучий вездеход в народе. Жесткая подвеска и узкая колесная база заставляли машину резво реагировать на каждую кочку. На максимальной скорости это становилось не сколько весело, сколько опасно. В остальном же «Козлик» был выше всяких похвал. Ни английский Land Rover, ни американский Willys не могли тягаться с нашим вездеходом на пересеченной местности. И по оснащенности наш джип выглядел солидно. Имелся вентилятор салона и даже отопитель.

Спустя два года после запуска в серию, производство «Козликов» из Горького в Ульяновск. Смена прописки отразилась на решетке радиатора. Отныне машины зовутся УАЗами, а чаще – УАЗиками.

Модификации:

Вездеход выпускался в двух версиях.


Первая (ГАЗ-69) – двухдверная с откидным задним бортом и деревянными лавками в кузове, на бампере установлено устройство для буксировки 800-кг прицепа или пушки. Под левой рукой водителя – фара искатель. Этот вариант применялся как легкий тягач или как средство доставки восьми солдат. Такие машины широко использовались и в гражданских силовых структурах.


Второй (ГАЗ-69А) - четырехдверный пятиместный вариант назывался «Командирским», а на гражданке – «Председательским». Из дополнительных элементов комфорта – заднее мягкое сиденье. Брезентовый тент не снимался, а откидывался назад, так что, по формальному признаку, УАЗ-69 величался кабриолетом.

Стоил «Козлик» прилично, 14 тысяч дореформленных рублей. Для сравнения: в 1958 году за гораздо более комфортабельный Москвич-407 надо было отдать всего на две тысячи больше. Но купить УАЗ-ик было невозможно, вся продукция шла по гос. заказу.

На парадах «Козлики» выглядели франтово, белые решетки радиатора, красочные эмблемы на дверце. В повседневной армейской жизни для гламура места не было, зато служебных обязанностей непочатый край. Военная автоинспекция, химическая разведка, фельдъегерская связь. Козлики служили в военно-десантных подразделениях, на них монтировалась аппаратура проверки ракет, они доставляли авиационные экипажи к воздушным судам.

Могу и ужалить...

Встречаются также и редчайшие модификации: первый советский противотанковый ракетный комплекс «Шмель». От УАЗ-ика требовалось быстро и скрытно выдвинуться наперерез неприятельским танкам и выпустить по ним 4-ре управляемые ракеты. После чего, столь же спешно ретироваться. Интересно, что оператор наводчик сидел спиной вперед и наводил ракеты на цель через специальный бинокль. От огненных струй стартующих ракет кабину защищала стальная накладка. А вот от вражеских пуль защита не предусматривалась.

ГАЗ-69 Р-125 "Алфавит"

Еще один раритет 60-х годов – командно-штабная машина Р-125 «Алфавит». Служила для обеспечения связью командиров сухопутных частей. Имела на борту одну коротковолновую радиостанцию и две УКВ диапазона. Все это электронно-ламповое хозяйство с трудом помещалось в кузове «Козлика».

Отдельный разговор про УАЗики с жестким верхом. Ставили его не для удобства пассажиров, а чтобы они не сбежали. Таким спецтранспортом комплектовали отделения милиции и военные гауптвахты. Водительская кабина отделялась от кузова стенкой с глазком. Чтобы задержанные не дали деру на светофоре, задняя зарешетчатая дверь запиралась снаружи.

Была попытка переформатировать вездеход в обычный заднеприводный автомобиль. Вариант, под названием, ГАЗ-19 так и не вышел из стадии испытаний. При поточном выпуске «Козликов» сложно было что-нибудь менять в их конструкции.

Уазы экспортировались в 56 стран мира. Большая часть по линии министерства обороны. Кроме того сборка вездеходов была налажена в Румынии и КНДР.

Характеристики ГАЗ-69:

производитель: газ\уаз
годы производства: 1952-1972
количество экземпляров: 634 285
иные обозначения: газ-69а, "козлик", "газик"
компоновка: переднемоторная, полноприводная
колесная формула: 4х4
трансмиссия: механическая 3-ступ.
длина: 3850 мм
ширина: 1750 мм (со снятым запасным колесом)
высота: 2030 мм(газ-69а - 1920 мм)
число мест: газ-69а -5
клиренс: 210 мм.
колесная база: 2300 мм.
колея задняя: 1440 мм.
колея передняя: 1440 мм.
масса: 1525 кг.
объем бака: 48+27л (газ-69а - 60л)
грузоподъемность: 8 человек или 2 человека и 500 кг груза
дизайнер: Б.Н. Панкратов

Полноприводный автомобиль ГАЗ 69 был одной из немногих легковых моделей с формулой 4х4, которые производил . Серийное производство «козлика» началось в 1953 году, и выпуск модели продолжался почти двадцать лет. После горьковчане автомобиля подобного плана уже так больше и не создали, а машина получилась на редкость удачной. Впрочем, горьковчанами модель ГАЗ 69 собиралась недолго – производство модели было полностью перенесено на Ульяновский автозавод в 1956 году.

Так выглядит классический ГАЗ 69а

В дальнейшем ульяновцы и занялись разработкой легких внедорожников, занимаются они выпуском таких автомобилей до сих пор. Кстати, нередко «козлик» именуют УАЗ 69, и сразу после прекращения производства 69-ого начался выпуск другой не менее популярной модели УАЗ 469, но создателем уже был Ульяновский автомобильный завод. В общей сложности создано более 600 тыс. легковых внедорожников ГАЗ 69, включая различные модификации.

За основу легкового внедорожника ГАЗовцы взяли автомобиль ГАЗ 67, который хорошо себя зарекомендовал в военные и первые послевоенные годы.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 67


Агрегаты и узлы новой марки были взяты от «Победы», ЗИМ и . Если ГАЗ 67 был создан для армейских нужд, то ГАЗ 69 пикап уже чаще использовался в народном хозяйстве. Автомобиль разрабатывался 5 лет (с 1948 по 1953), и его опытные образцы имели название «труженик». Машину в народе прозвали «козликом» за прыгучесть при езде по ухабам и кочкам, да за короткую базу и высокую посадку. С такой прыгучестью передвигаться на скорости в ГАЗ 69 становилось опасно – на внедорожнике можно было легко перевернуться.

Выпуск полноприводного ГАЗ был освоен в двух версиях:

  • В 2-дверном варианте, с кузовом, оснащенным деревянными лавками, рассчитанным на 6 человек;
  • В 4-дверном кузове, с посадкой в салоне 5-ти человек, с брезентовой крышей.

Читайте также

Внедорожники ГАЗ

5-местный ГАЗик (модель ГАЗ 69А) имел народное название «командирский» или «председательский», в зависимости от того, где он применялся – в армии или колхозе.

Пример командирского ГАЗика 69А


Но автомобиль был явно не городским, да и не было смысла ему по городским дорогам ездить. Проходимости «козлика» в то время могли позавидовать все внедорожники мира – 69-ый с удивительной ловкостью преодолевал любой брод и выползал из самой непроходимой грязи.

Во второй половине XX века ГАЗ 69А часто использовался в качестве разъездной машины военной автоинспекции (ВАИ). В гражданском исполнении немало было автомобилей, которые нашли свое применение в ГУВД. Для милиции специально разработали модели с жестким верхом. На милицейских машинах салон разделялся на две части – впереди сидели водитель и патрульный милиционер, сзади кузов предназначался для правонорушителей.

Технические характеристики ГАЗ-69

В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.

В салоне нет никаких излишеств, на передней панели только самые необходимые приборы – спидометр, датчик температуры, амперметр и указатель уровня топлива в баке.

Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.

Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.

Читайте также

Автомобили ГАЗ-20 Победа

Хорошей проходимости авто в немалой степени способствуют высокая посадка, минимальные свесы крыльев и бамперов, небольшой собственный вес автомашины. Несмотря на то, что ГАЗ 69А не оснащен гидроусилителем руля, рулевое колесо вращается легко, без особых усилий.

Под капотом легкового внедорожника разместился 2-литровый двигатель с нижним расположением клапанов. Его мощность составила 55 л. с., модель мотора – ГАЗ 20 . ДВС ГАЗ 20 разработан на базе 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, который применялся на легендарном грузовике ГАЗ 51. Мотор ГАЗ 20 имеет 4 цилиндра большего диаметра и работает на низкооктановом бензине А-66.

Чертеж устройства двигателя газ 20


Двигатель ГАЗ 20 до этого устанавливался на машине ГАЗ М20 «Победа». На водяном насосе установлена металлическая массивная крыльчатка вентилятора, имеющая шесть лопастей. Коробка передач, само собой, была механическая, с тремя передачами вперед и одной задней скоростью. Подвеска очень жесткой получалась за счет рессор – все-таки это не грузовик, но машину и не предполагалось эксплуатировать в городе по ровным дорогам.

Полный привод колес на ГАЗ 69 не постоянный, включение переднего моста осуществляется при помощи раздаточной коробки.

В тормозной системе ГАЗ 69 усилитель тормозов не предусмотрен, и тормоза довольно жесткие. Внедорожник имеет рамную конструкцию, оба моста и силовой агрегат крепятся на раме. Оба моста ведущие, межосевого дифференциала в них нет. Рама прямоугольной замкнутой формы, имеет шесть поперечных усилений. На переднем мосту устанавливаются шариковые ШРУСы Bendix-Weiss.


Характеристики автомобиля ГАЗ 69 А:

  • Размеры (длина/ширина/высота) – 3,85/1,75/2,0 метра, высота указана с учетом жесткой или брезентовой крыши;
  • Максимальная скорость – 90км/час;
  • Вес авто – 1,5 тонны;
  • База колесная – 2,3 м;
  • Колея передних и задних колес (одинаковая) – 1,44 м;
  • Дорожный просвет – 21 см;
  • Объем бензобака – 60 литров;
  • Расход топлива – 14 л/100 км по паспорту (в реальности от 16 до 20 л в зависимости от условий эксплуатации).