Рекомендации для родителей. Тема: «Транспорт

Лексико-грамматические игры по лексической теме:» Транспорт».

«Что делает?»

Поезд (что делает) – едет по рельсам;

Трамвай (что делает) – …;

Троллейбус (что делает) – …;

Велосипед (что делает) – …

«Что общего?»

у автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;

у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве

у велосипеда и мотоцикла – …

Игра «Наоборот»

машина – какая?

Быстрая – медленная

Шумная – тихая

Легкая – тяжелая

Пассажирская – грузовая

Двигающаяся – неподвижная

Вредная – полезная

Огромная – маленькая

Твердая – мягкая

Мирная – военная

Гладкая – шероховатая

Игра"Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...

Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …

Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …

Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …

Цементовоз - … Бензовоз - …

Игра «Закончи предложение.»

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

Развитие речевого слуха.

Налили бензину.

Завели…(машину).

Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

ИГРА "Назови одним словом" на образование сложных слов.

Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

Игра"Подбери предмет к признаку".

Старый - ... Новый - ...

Маленький - ... Мощный - ...

Грузовой - ... Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

Игра "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

Игра "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

"Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

Составление предложений по опорным словам.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Пальчиковая гимнастика

Я на лодочке сижу, - ладони лодочкой, волнообразные движения

Молча в речку я гляжу…

Веслами машу, - ладони – лодка, круговые движения большими пальцами

Еду, не спешу.

Будем пальчики сгибать, - сжимать и разжимать кулачки

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет, - загибать пальцы, начиная с мизинца

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в руках зажали, показать кулачок

Пять видов транспорта назвали.

Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателям логопедических групп по лексической теме «Транспорт»

Сентябрь – 2 неделя.

Тема недели : «Транспорт » .

Лексическая тема : «Транспорт » .

Программное содержание : расширить и закрепить знание о транспорте ; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт » ; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте ; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные : машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные : быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы : ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания :

1. Артикуляционная гимнастика : комплекс №1 .

2. Пальчиковая гимнастика : комплекс №1 .

3. Дыхательная гимнастика : комплекс №1 .

4. Общая моторика (физ. минутка) :

«Поезд» .

Загудел паровоз

И вагончики повез :

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия .

«Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико -грамматического строя речи.

Перечисли что может :

летать –

плавать –

ездить –

Сосчитай до пяти.

Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.

Один красный автобус,

Одно резиновое колесо,

Один большой корабль,

Одна трамвайная остановка,

Один новый трамвай,

Что может делать :

автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.

корабль –

самолет –

Как назвать остановку :

трамвая – трамвайная;

автобуса –

троллейбуса –

Назови одним словом машину, которая :

возит молоко – молоковоз;

мешает бетон – бетономешалка;

возит воду – водовоз;

черпает землю – землечерпалка;

укладывает трубы – трубоукладчик;

дробит камни – камнедробилка.

Исправь предложения (подготовительная к школе группа ) :

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

Трамвай и троллейбус.

Трамвай и электричка.

Троллейбус и автобус.

Автобус и автомобиль.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега : можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы :

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

Чтение художественной литературы.

А. Барто «На косогоре» ;

В. Кудрявцева «Велосипедист» ;

Р. Заславский «Ночное такси» ;

Н. Калинина «Малыши» , «Как ребята переходили улицу» ;

О. Корнеева «Милицейская машина» ;

Е. Кузьмин «Важные машины» ;

Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» ;

Я. Тайц «Поезд»

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Интеллектуальная игра для детей старшей логопедических групп группы «В гостях у тётушки Совы» Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. -Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]» по лексической теме «Транспорт» подготовительный этап, 1. Развитие речевого дыхания и голоса. Дуем на перышко (губы трубочкой) Дуем через желобок.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.».

Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

Рассмотрите иллюстрации с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 1. Пальчиковая игра «Транспорт»

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвести!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Дети по ходу чтения стихотворения по очереди загибают пальчики.

Задание 2 Игра «Один – много»

Задание 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.

Самосвал, троллейбус, самокат, автобус.

Задание 4 . Игра «Сосчитай до пяти»

Один подъемный кран – два подъемных крана,

Один рейсовый автобус –...

Одно большое колесо –...

Задание 5. Игра «Закончи предложение»

Задание 6. Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать первый и последний звук в словах:

«МАШИНА», «САМОЛЕТ», «АВТОБУС», «ЛОДКА», «ПАССАЖИР», «САМОСВАЛ», «ПЕШЕХОД», «БУЛЬДОЗЕР».

Задание 7. «Объясни словечко»

Снегоуборочная, железнодорожный, подземный, международные, сухопутный, вездеход, внедорожник, быстроходный, трёхколёсный.

Задание 8. Выучить стихотворение.

Шофёр .

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Задание 9. Нарисуй по клеткам транспорт

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Человек. Семья», «Профессии», «Транспорт»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ

«ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания «Человек. Семья»№ 1

Беседа о семье».

Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

Карточка домашнего задания «Человек. Семья»№2

Играем в игру:

«Чей? Чья? Чье? Чьи?».

Образование притяжательных прилагательных.

Мама – (значит, ты чей? чья?) — мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тётины … .

Карточка домашнего задания «Человек. Семья» № 3

Игра: «Назови отчества женщин и мужчин».
Образец: Александр – Александровна, Александрович

(Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).

Карточка домашнего задания «Человек. Семья» № 4

Расскажи о семье по плану».
Развитие связной речи.

Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)?

В каком классе учится брат (сестра)?

Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).

Карточка домашнего задания «Профессии» № 1

Игра «Назови женскую профессию»

Образец: Повар — повариха

Портной –

Учитель –

Воспитатель –

Художник –

Пианист –

Продавец -

Побеседовать с ребенком о том, чем занимаются люди данных профессий

Карточка домашнего задания «Профессии» № 2

Если им провести по бумаге, то останется след – это ……

Сидит за рулём, везёт людей — …..

Большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — ….

Учит детей правильно выговаривать звуки и слова — …..

Играет на скрипке — ….

Карточка домашнего задания «Профессии» № 3

Игра «Бывает – не бывает»

Повар варит суп.

Суп варит повара.

Суп сварен поваром.

Поваром сварен суп.

Повар сварен супом.

Супом сварен повар.

Карточка домашнего задания «Профессии» № 4

Игра «Составь рассказ»

Составить рассказ о профессии мамы или папы по плану.

Кем работает.
Где работает.
Чем занимается на работе (какие функции выполняет).
Какими инструментами пользуется.
Какую пользу приносит.

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 1

Игра «Один — много»

Образец: машина – машины.

Автобус –

Самолёт –

Велосипед –

Вертолёт –

Мотоцикл –

Теплоход –

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 2

Игра «Пересчет транспорта»

Образец: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Посчитай до 5 со словами: колесо, лодка, машина.

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 3

Перечисли наземный вид транспорта (автобус …)

Перечисли воздушный вид транспорта (вертолёт…)

Перечисли водный вид транспорта (катер ….)

Назови подземный транспорт …..(метро)

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 4

Назови одним словом машину, которая:

Образец: машина, которая возит молоко - молоковоз .

Возит цемент –

Мешает бетон –

Возит бетон –

Возит воду –

Возит хлеб –

Возит мусор –

Возит бензин –

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 5

Игра «Назови какой»

Образец: транспорт, который передвигается по воздуху – воздушный

Транспорт, который передвигается на земле –

Транспорт, который передвигается по воде –

Транспорт, который передвигается по воздуху –

Транспорт, который передвигается под землей –

Транспорт, который летает в космос –

Транспорт, который перевозит пассажиров –

Транспорт, который перевозит груз –

Руль из пластмассы –

Фургон из брезента –

Окно из стекла –

Карточка домашнего задания «Транспорт» № 6

Перескажи текст.

Взрослый читает текст 2 -3 раза. Желательно с опорой на картинку.

«Папа купил автомобиль»
Папа купил грузовой автомобиль. Грузовик перевозит грузы. У грузовика есть кузов для грузов, кабина для водителя, дверцы, руль, сидение, педали, тормоза, фары, колеса, двигатель. Грузовик «питается» бензином. Водитель управляет грузовиком.

Подборка игр для дошкольников 3-6 лет с трудностями в обучении на тему «Транспорт»

Описание: Данная подборка игр позволит в увлекательной форме расширить знания учащихся с трудностями в обучении по теме «Транспорт» и закрепить ранее изученные понятия, послужит обогащению и развитию словарного запаса, поспособствует развитию таких высших психических функций как внимание, память, мышление, восприятие.
Игра № 1. «Дорожки»
Возраст учащихся:3-4 года
Цель: развитие графомоторной координации, зрительного восприятия
Оборудование: листы с распечатанными дорожками, цветные фломастеры. Если листы заламинировать, игровое пособие возможно будет использовать много раз, что очень удобно-нарисованные линии легко стираются влажной салфеткой.
Ход игры: Раздаем учащимся разноцветные фломастеры и Просим провести машины(вертолеты) по нарисованным дорожкам, стараясь при этом вести линию как можно точнее


Игра №2. «Найди тень»
Цель: развитие зрительного восприятия
Возраст учащихся:3-4 года
Оборудование: распечатанные карточки с транспортом и тенями
Ход игры: На парте слева выкладываем картинки с транспортом, а справа- картинки с тенями. Просим детей найти каждой картинке подходящую тень



Игра № 3. «Разноцветные гаражи»
Цель: закрепление знаний о названиях цветов и их соотнесения,развитие зрительного восприятия, развитие моторики
Возраст учащихся:3-5 лет
Оборудование: распечатанные гаражи с разноцветными крышами и разноцветные машинки
Ход игры: На парте в ряд раскладываем картинки с гаражами.Обращаем внимание детей, что крыша каждого гаража отличается по цвету. Вспоминаем и проговариваем названия всех представленных цветов. Поочередно выкладываем картинки с машинками и просим поставить каждую в подходящий гараж. Просим детей комментировать свои действия (« я поставил красную машинку в красный гараж», и.т.д)
Для дошкольников 5 лет игру можно усложнить, попросив посчитать машинки и положить сверху каждого гаража подходящую цифру.
Вариант 2. Раскладываем в ряд все картинки с машинами. Просим детей действовать по словесной инструкции.-«Возьми зеленую машинку. В какой гараж ты ее поставишь?». После того, как все машинки заняли свои места, еще раз повторяем и проговариваем названия всех цветов
Данный вариант можно использовать в диагностических целях- для уточнения – названия каких цветов учащиеся знают и различают.



Игра № 4. «Мемори»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия.
Возраст учащихся: 4-5 лет
Оборудование: 2 одинаковых комплекта карточек с разными видами транспорта
Ход игры: карточки перемешиваем и раскладываем на парте рубашкой вверх. Объясняем детям, что сейчас будем искать пары одинаковых картинок, нужно найти как можно больше. За один ход открываем 2 любые карточки. Если картинки одинаковые, то, кто их открыл- забирает себе, если разные- переворачивает и кладет обратно. Далее ходит следующий игрок,и.т.д
После того, как все карточки собраны, просим детей назвать все виды транспорта, которые они собрали. Считаем, сколько картинок у каждого игрока и определяем победителя



Игра № 5. «Разрезные картинки»
Оборудование: карточки с разными видами транспорта, разрезанные на 3 части
Цель:развитие зрительного и пространственного восприятия, моторики, закрепление названий различных видов транспорта
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Части картинок раскладываем на парте в случайном порядке. Просим детей «починить» картинки, собрать из частей целые. После того, как все картинки собраны, повторяем названия всех видов транспорта.



Игра № 6 «Летает, плавает, ездит»
Цель игры: закрепление знаний о различных видах транспорта, развитие мышления, словарного запаса.
Возраст: 4-6 лет
Оборудование: распечатанный лист, поделенный на 3 зоны- земля, вода, воздух.Картинки с различными видами транспорта.
Ход игры: Поясняем детям, что сейчас будем вспоминать различные виды транспорта. Обращаем их внимание на лист с зонами, поясняем,- первая колонка, над которой нарисована дорога- для наземного транспорта, вторая колонка- для водного, третья- для воздушного. Далее поочередно раздаем картинки, просим назвать транспортное средство и положить его в соответствующую зону, объяснив свой выбор («это самолет, он летает по воздуху, поэтом я положу его в третью зону)
После того, как все картинки собраны, еще раз повторяем названия всех видов транспорта, уточняем, какие они- водные, наземные, воздушные. Также можно попросить детей посчитать, сколько собрали наземного транспорта, водного, воздушного- сравнить, где картинок получилось больше, а где меньше.


Игра № 7. «Посчитай правильно»
Цель игры: развитие счетных навыков, закрепление графических образов цифр 1-12, развитие моторики
Оборудование: распечатанные карточки с разным количеством транспорта, прищепки
Возраст: 5-6 лет
Ход игры: Раздаем детям карточки и прищепки. Просим пересчитать, сколько машин(автобусов, и.т.д) у каждого на карточке и отметить прищепкой подходящую цифру. После того, как все карточки посчитаны и отмечены, можно разложить их в порядке возрастания количества, попросить показать где машин больше, меньше, и.т.д



Игра № 8. «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления
Оборудование: распечатанный лист с рядами картинок, магниты
Возраст: 3-4 года
Ход игры: Демонстрируем детям лист с заданием, обращаем внимание на то, что в каждой строчке 3 картинки одинаковые, а одна отличается, не подходит к ним. Просим спрятать под магнитиком все отличные, лишние картинки. После того, как все неподходящие картинки закрыты, просим пояснить свой выбор(«тут 3 лодки с синими парусами, а у этой-зеленые, поэтому она не подходит к остальным», и.т.д)



Игра № 9. «Автобусы»
Цель игры: развитие пространственного и зрительного восприятия, закрепление понятий «большой-маленький», «длинный- короткий», «высокий-низкий»
Оборудование: распечатанные картинки с автобусами разного размера, дорожками, водителями
Возраст: 3-4 года
Ход игры: В случайном порядке раскладываем на парте картинки с автобусами и просим детей расставить их по порядку- самый большой автобус, чуть поменьше, еще меньше,самый маленький. После того, как у детей получился правильный сериационный ряд, раздаем картинки с водителями-человечками и просим посадить каждого водителя в подходящий по размеру автобус. После того, как все водителя заняли свои места, уточняем- это самый большой автобус, водитель в нем самый высокий, а это самый маленький автобус- и водитель в нем самый низкий. После этого раздаем картинки с дорожками и просим поставить каждый автобус на подходящую дорожку. Уточняем- эта дорожка самая длинная, она подойдет большой автобусу, эта короче,а эта самая короткая, и.т.д
В конце можно попросить пересчитать, сколько автобусов приехало, показать- где самый большой автобус, самая короткая дорожка, самый низкий водитель, и.т.д