Принцип устройства и работы лифтового оборудования. Принцип работы пассажирского лифта Лифтовые механизмы

Глава 2. УСТРОЙСТВО ЛИФТОВ


2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИФТАХ

62. Что называется лифтом? Лифтом называется транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина (платформа) которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленном в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверьми.

63. Как разделяются лифты в зависимости от назначения? По назначению лифты подразделяют на: пассажирские, грузопассажирские, больничные, грузовые с проводником, грузовые без проводника, грузовые малые. Пассажирские лифты служат

для перевозки людей и сопутствующих малогабаритных грузов, если общий вес их не нарушает грузоподъемности лифта. Г р у зона с с а ж и р с к и е лифты предназначены дли транспортировки грузов и людей. Эти лифты отличаются от пассажирских увеличенными размерами кабин. Больничные лифты служат для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Г рузовые лифты с проводником предназначены для транспортирования груза и лиц, сопровождающих его. На грузовых лифтах без проводника транспортируют только грузы. Малые грузовые лифты - это грузовые лифты без проводника, грузоподъемностью до 160 кг включительно с площадью пола кабины до 0,9 м5 и с высотой кабины не более 1 м.

64. По каким основным признакам классифицируют лифты? Лифты классифицируют по следующим основным признакам; виду транспортируемых объектов; типу тягового органа; приводу лифта; приводу дверей; виду шахты; конструкции дверей шахты или кабины; расположению машинного помещения; типу системы управления. По грузоиесущему устройству лифты подразделяют: на лифты с кабиной и лифты с платформой; по типу тягового органа: на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные; по типу привода: на электрические и электрогидравлические; по приводу дверей лифты могут быть оборудованные дверями; а) открываемыми вручную; б) полуавтоматическими; в) автоматическими.

65. Как разделяют шахты? Шахты лифтов подразделяют на: а) глухие, огражденные со всех сторон и на всю высоту стеновыми материалами; б) металлокаркасные, огражденные со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой или щитами;

В) комбинированные, часть которых глухая, а часть-металлокаркасная.

66. Как разделяют лифты по конструкции дверей шахты и кабины? По конструкции дверей шахты и кабины лифты разделяют на: а) лифты с распашными дверями; б) лифты с горизонтально-раздвижными дверями; в) лифты с вертикально-раздвижными дверями.

67. Какие бывают лифты по расположению машинного помещения? По расположению машинного помещения лифты бывают с машинным помещением, расположенным: а) над шахтой; б) непосредственно под шахтой; в) сбоку шахты.

65. Как различают лифты по типу системы управления? По типу системы управления лифты могут быть: а) с кнопочным

Внутренним управлением; б) с кнопочным наружным управлением; в) со смешанным управлением; г) с парным управлением; д) с групповым управлением.

69. Какой лифт называется выжимным? Лифт, у которого кабина приводится в движение силой, действующей снизу, называют выжимным.

70. Какой лифт называется тротуарным? Выжимной лифт, у которого кабина на верхней остановке выходит из шахты, называют тротуарным.

71. Что такое номинальная грузоподъемность лифта? Номинальная грузоподъемность - это вес наибольшего груза, на транспортировку которого лифт рассчитан. В величину поминальной грузоподъемности не входит масса кабины и масса всех устройств, постоянно расположенных в ней (рельсовых путей, монорельсов, талей и т. п.).

72. Как рассчитывают номинальную грузоподъемность лифтов? Номинальную грузоподъемность лифтов рассчитывают по принципу свободного заполнения, исходя из полезной площади пола кабины, по графику (рис. 1), рекомендуемому «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) Госпроматомнадзора СССР. При определении полезной площади пола кабины площадь, занимаемую одной из створок распашных дверей при открывании, в расчет не приникают. Массу человека следует принимать равной 80 кг.

73. Что называется номинальной скоростью лифта? Номинальной скоростью лифта называется скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

74. Что такое рабочая скорость лифта? Рабочая скорость лифта - это фактическая скорость кабины лифта в эксплуатационных условиях. Рабочая скорость кабины отличается от номинальной не более чем на 15 %. По скорости лифты подразделяют на: пассажирские - от 0,63 до 4 м/с; грузовые - от 0,18 до 0,5 м/с.

75. Что понимают под характеристикой (основными параметрами) лифтов? Характеристика - это величины, характеризующие конструкцию и технологические возможности лифта (т. е. основные параметры). Основные параметры пассажирских лифтов (ГОСТ 5746-83*), работающих при переменном трехфазном токе напряжением 220 и 380 В, следующие: а) лифты грузоподъемностью 400 кг: вместимость кабины 5 чел.; номинальная скорость - 0,63; 1,0; 16 м/с; высота подъема - 60. 70, 85 м; число остановок-10, 16, 25; б) грузоподъемно-

Стью 630 кг: вместимость кабины 8 чел.; номинальная скорость- 1,0; 1,6 м/с; высота подъема - 60, 85 м; число остановок- 16, 25; в) лифты, устанавливаемые в общественных зданиях и промышленных предприятиях (ГОСТ 8823-85, 8824-84*), грузоподъемностью 800 кг: вместимость кабины 10 чел.; скорость-1,0; 1,6; 2,5 м/с; высота подъема - 45, 65, 100 м;

Г) грузоподъемностью 1000 кг: вместимость кабины

12 чел.; скорость - 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема 45, 65,

100, 150 м; число остановок - 10, 16, 25; д) грузоподъемностью 1250 кг: вместимость кабины 15 чел.; номинальная скорость их соответственно 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема-

45, 65, 100, 150 м; число остановок-10, 16, 25; е) грузоподъемностью 1600 кг: вместимость кабины 20 чел.; номинальная скорость - 2,5; 4,0 м/с, высота подъема-100, 150 м, число остановок - 25, 25.

Лифты с монорельсом: а) грузоподъемностью

1000; 2000 ; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,4; 0,5; 0,5 м/с; в) числом остановок -45, 12. Выжимные лифты: а) грузоподъемностью 500; 1000; 2000; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,5; 0,4 и 0,5; 0,4 и 0,5; 0,5 м/с; в) высотой подъема 25 м; г) числом остановок-8. Тротуарные лифты: а) грузоподъемностью 500; 630 кг; б) номинальной скоростью 0,18; 0,2 м/с; в) высотой подъема 6,5 м; г) числом остановок - 3. Перечисленные лифты выпускаются отечественным лнфтостроеннем. Лифты пассажирские и грузопассажирские грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг со скоростью движения кабины 0,71; 1,0; 1,4 м/с, больничные грузоподъемностью 500 кг, грузовые грузоподъемностью 500, 1000, 2000 кг эксплуатируются в настоящий момент в большом количестве в жилых домах, административных зданиях, в больницах, в производственных и складских помещениях.

76. Что называется производительностью лифта? Производительностью лнфта называется число пассажиров или количество грузов, перевозимых в единицу временя. Производительность грузового лифта зависит от номинальной грузоподъемности, величины перевозимого груза, высоты и номинальной скорости лифта, а также от времени, затрачиваемого иа остановках для погрузки и выгрузки. На производительность пассажирского лифта илияют следующие факторы: вместимость кабины, место установки, время использования, условия работы (жилой дом, учреждение, учебное заведение и т. д.), высота и скорость подъема; время заполнения и освобождения кабины, время, затрачиваемое на операции, связанные с пуском, разгоном, замедлением и остановкой кабины.

77. Как подразделяют лифты по конструкции привода? По конструкции привода лифтовые лебедки могут быть с канатоведущим шкивом и барабанного типа. Привод лифта может быть редукторным или безредукторным. Барабаны и канатоведуще шкивы наряду с канатами или цепями являются тяговыми органами лебедок. Редуктор служит для передачи вращения от электродвигателя к тяговому органу и снижает угловую скорость последнего. У безредукторных лебедок барабан и канатоведущие шкивы находятся на валу тихоходного электродвигателя.

78. Какой недостаток лифтов с барабанной лебедкой? Основной недостаток лифтов этого типа - большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты и числа несущих канатов.

79. В чем достоинства лифтов с канатоведущим шкивом? Лебедка с канатоведущим шкивом позволяет значительно уменьшить мощность приводного электродвигателя и получить экономию электроэнергии при работе лифта по сравнению с барабанной лебедкой. Лифты с канатоведущим шкивом просты по конструкции. Они имеют малые габаритные размеры и массу лебедки. В настоящее время лифты с канатоведущими шкивами почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

80. Как создается тяговое усилие в лебедках с канатоведущим шкивом? Тяговое усилие лебедок с канатоведущим шкивом

создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Сила трения зависит от угла обхвата канатом канатоведущего шкива, формы профиля ручья и величины коэф-фицвента трения между канатом и поверхностью ручьи.

81. На каких лифтах применяют лебедки с редукторным приводом, а на каких -с безредукторным? Лебедки с редукторным приводом применяют иа лифтах со скоростью ие более 1,6 м/с. Безредукторные лебедки используют на лифтах с большими скоростями движения кабины. Безредукторные лебедки отличаются большой массой и сложными системами управления, что повышает их стоимость, создает трудности при изготовлении и обслуживании. Наиболее распространены редукторные лебедки с червячной передачей, у которых канатоведущий шкив насажен консольно иа конец тихоходного нала редуктора.

82. Как располагаются лифтовые лебедки относительно шахты? Лебедки по расположению относительно шахты бывают с нижним и верхним расположением привода (рис. 2).

83. В каких случаях привод располагают внизу? Привод располагают ннизу только в том случае, когда машинное помещение невозможно разместить над шахтой.

84. В чем преимущества и недостатки нижнего и верхнего расположения привода? Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната, уве-личнная срок его службы. Длина каната уменьшается в 2-3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается КПД лифтовой установки. Нижнее расположение привода приводит к повышению нагрузок на шахту, увеличивает длину канатов, делает необходимой установку дополнительных отклоняющих блокон в т. д.

85. В каких шахтах устанавливают лифты? Лифты устанавливают в глухих (кирпичных, железобетонных) или в металлокаркасных шахтах.

86. Где у лифтов расположены аппараты управления? Аппараты управлевия могут быть расположены: при внутреннем управлении-в кабине; при наружном управлении - на посадочной (загрузочной) площадке обслуживаемых лифтов; при смешанном управлении -в кабине а на посадочных (загрузочных) площадках.

Назначение лифта и описание

Лифт ПП-0611 пассажирский г/п 630кг, размер шахты 1850х2550мм, двери кабины - 800мм, огнестойкость EI-30, 9 остановок. Освещение - люминесцентные лампы, пост управления - вертикальный модуль "Колонна" из нержавеющей стали, подсветка кнопок, этажные кнопки вызова из нержавеющей стали с подсветкой, поручень из нерж. стали, зеркало по задней стене до поручня, лебёдка пониженной шумности.

Лифт предназначен для подъема и спуска людей. В отдельных случаях допускается, в сопровождении пассажира, подъем и спуск грузов вес и габариты которых вместе не превышают номинальную грузоподъемность лифта и не повреждают оборудование и отделку его кабины.

Состав и устройство лифта

Лифт состоит из составных частей, размещенных в шахте и машинном помещении. Машинное помещение и шахту лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т.д.)

Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электроразводка.

Общий вид лифта показан на плакате.

Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине, которая перемещается по вертикальным направляющим. Передвижение кабины и противовеса осуществляется лебедкой установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов. Там же размещены ограничитель скорости, устройство управления, вводное устройство.

В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости, связанное посредством каната с ограничителем скорости, а также буферные устройства кабины и противовеса.

Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями шахты. Открывание и закрывание дверей производится с помощью привода, установленного на кабине. Двери шахты открываются только тогда, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже открывание двери шахты снаружи возможно только специальным ключом.

Составные части лифта в строительной части здания размещаются в определенной зависимости относительно друг друга, обеспечивающей их согласованное взаимодействие.

Принцип работы лифта

Общий принцип работы лифта следующий:

При нажатии кнопки вызывного аппарата в устройство управления лифтом подается электрический импульс (вызов). Если кабина находится на остановке, с которой поступил вызов, открываются двери кабины и шахты на данной остановке, если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. В обмотку электродвигателя лебедки и в катушку электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются и ротор электродвигателя начинает вращаться, обеспечивая с помощью червячного редуктора вращение канатоведущего шкива, который за счет сил трения приводит в движение кабину и противовес.

Цикл работы главного привода лифта в нормальном режиме следующий: с устройства управления на ПЧ поступает сигнал задания направления движения, а замыканием контактов пускателя обмотка двигателя подключается к преобразователю. С контактов встроенного в ПЧ реле на устройство управления приходит сигнал о готовности ПЧ к работе. На двигатель подается напряжение, необходимое для создания момента удержания. После нарастания тока в обмотках двигателя до величины, обеспечивающей момент удержания, на устройство управления поступает соответствующий сигнал. После этого снимается механический тормоз, а на ПЧ поступает сигнал задания уровня рабочей скорости. После получения этого сигнала ПЧ формирует на обмотке двигателя напряжение таким образом, что при этом обеспечивается плавный пуск кабины лифта с требуемыми ускорениями и рывками до рабочей скорости. После наезда на датчик замедления с устройства управления на ПЧ поступает сигнал задания пониженной скорости. ПЧ формирует напряжение, обеспечивающее плавное торможение до скорости дотягивания. Лифт продолжает движение с пониженной скоростью до наезда на датчик точной остановки, после чего по команде с устройства управления ПЧ формирует напряжение, обеспечивающее окончательное затормаживание и удержание.

При движении кабины лифта по шахте происходит последовательный проход датчика замедления сквозь шунты замедления, расположенные между этажами, причем между этажами расположено два шунта: один для замедления при движении вверх, другой – для замедления при движении вниз, при каждом проходе размыкается датчик замедления.

На рисунке 1.1 приведена общая схема расположения шунтов замедления лифтов со скоростью движения от 0,5 до 1,6 м/с. Для лифтов со скоростью движения от 0,5 до 1,6 м/с команда замедления формируется по второму импульсу от датчика замедления после прохода предыдущей точной остановки.


Рисунок 1.1 Расположение шунтов между этажами

После остановки двигателя с ПЧ на устройство управления подается сигнал об окончании движения, по поступлению которого накладывается механический тормоз, двигатель отключается от ПЧ, а все командные сигналы с ПЧ снимаются. Цикл работы главного привода при этой закончен.

Кабина останавливается, включается в работу привод дверей, двери кабины и шахты открываются.

При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, расположенного в кабине, закрываются двери кабины и шахты, и кабина отправляется на этаж, кнопка приказа которого нажата.

По прибытии на требуемый этаж и выхода пассажиров двери закрываются, и кабина стоит на остановке до тех пор, пока не будет вновь нажата кнопка любого вызывного аппарата.

Механизмы и устройства лифта

Лебедка

Лебедка установлена в МП и предназначена для приведения в движение кабины и противовеса.

Основными составляющими лебедки являются электродвигатель, тормоз, рама, КВШ, подрамник, амортизатор.

Все элементы лебедки смонтированы на раме, которая через амортизаторы установлена на подрамнике. Подрамник опирается на перекрытие МП.

Лебедки могут применяться редукторные, в основном производства OTIS, ГУП «Могилев-лифтмаш», Montanari (Италия) и безредукторные типа WSG-08 SAD WITTUR.

Редуктор червячный цилиндрический, с расположением червячного вала лебедка OTIS Вертикальное, ГУП «Могилевлифтмаш» и Montanari горизонтальное, предназначен для уменьшения частоты вращения с одновременным увеличением крутящего момента на выходном валу тормоз двойной, колодочный, нормально-замкнутого типа, предназначен для остановки и удержания в неподвижном состоянии кабину и противовес лифта при неработающем двигателе лебедки Длина пружин и воздушный зазор регулируются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя лебедки. Электродвигатель редукторных лебедок асинхронный двухскоростной с короткозамкнутым ротором в обмотку статора вмонтированы датчики температурной защиты. КВШ преобразует вращательное движение в поступательное движение тяговых канатов за счет силы трения, возникающей между канатами и ручьями шкива под действием силы тяжести кабины и противовеса. Отводной блок служит для обеспечения совпадения точек сбега канатов лебедки с центрами подвески кабины и противовеса (рис.1.2, размер А). Диаметры КВШ D и отводного блока d, угол обхвата канатами КВШ а, размер А (рис.1.2) для каждого типа лебедки приведены 6 эксплуатационной документации завода-изготовителя лебедки, которая прикладывается к лифту отдельным документом.

Рисунок 1.2 Лебедка OTIS

    электродвигатель, 2 – тормоз, 3 – рама, 4- КВШ, 5- отводной блок, 6- подрамник, 7- амортизатор, 8 – подрамник, 9- редуктор.

Тормоз электромагнитный рисунок 1.3 , предназначен для остановки и удержания в неподвижном состоянии кабины лифта при неработающем двигателе лебедки.

Рисунок 1.3 Тормоз с электромагнитами МЛ-1

l-электромагнит; 2 -рычаг; 3-колодка;- 4- накладка; 5- пружина; 6-рычаг растормаживающий, 7 - гайка; 8 - болт регулировочный; 9 - гайка, 10 - чашка;11 – ось.

Кабина

Кабина лифта подвешена на тяговых канатах в шахте и предназначена для перевозки пассажиров.

Кабина лифта (рис.1.4) состоит из верхней балки 1, потолка 2, пола 3, створок дверей кабина 4, привода дверей 5 и балки нижней 6. На балках установлены ловители, подвеска кабины, башмаки.

Потолок является верхней частью кабины. На потолке размещаются светильники и короб с блоками зажимов для подключения проводов, а также кнопка деблокирования шахтных дверей, при нажатии на которую возможно движение кабины в режиме ревизии.

Естественная вентиляция обеспечивается через вентиляционные отверстия в кабине.

Рисунок 1.4 Кабина

Подвеска (рис. 1.5) предназначена для крепления канатов к кабине. Каждый канат пропущен через клиновую обойму 17, после огибания клина 16 канат скреплен со своей несущей частью прижимом 18. Обойма соединена осью с верхним балансиром 15, который через тягу 9 соединен с нижним балансиром 13, вес кабины через верхнюю балку, амортизатор 12, тягу 11, закреплённую к нижнему балансиру, тяги 9, верхние балансиры 15 и обоймы 17 передают его на канаты.

Для контроля за натяжением канатов на балке установлена рамка 14 и выключатель 8 контроля слабины канатов. В случае ослабления или обрыва одного, двух или трех канатов балансир 15 нажимает на рамку 14, которая воздействует на выключатель 8, отключается электродвигатель, что приводит к остановке кабины. При одновременном обрыве или ослаблении всех тяговых канатов кольцо стяжное 1, опускаясь, через тягу 2. штырем 6 нажимает на рамку 14, которая воздействует на выключатель. В исходное положение рамка возвращается пружиной 10, штырь - пружиной 5.

Рисунок 1.5 Подвеска кабины

Ловители

Ловители (рис. 1.6) предназначены для остановки и удержания кабины на направляющих при возрастании скорости движения кабины вниз.

Ловители - клиновые, подпружиненные, плавного торможения. Ловители рассчитаны на совместную работу с ограничителем скорости и являются одним из ответственных узлов, обеспечивающих безопасное пользование лифтом.

Рисунок 1.6. Механизм ловителей

Ловители состоят из четырех одинаковых по конструкции механизмов заклинивания и механизма включения ловителей. Механизм заклинивания состоит из тормозного башмака 12, перемещающегося вертикально относительно колодки 9, приближаясь при этом к направляющей. Основными элементами тормозного башмака являются пружина 11 и клин 10, установленные в корпусе. Механизм включения состоит из двух рычагов клиньев 3, закрепленных на валах 8, валы соединены между собой тягой 4, на которой размещена возвратная пружина, гайки регулировочные, рычаг 2 канатом соединяет ограничитель скорости с механизмом включения ловителей.При срабатывании ограничителя скорости прекращается движение каната, закрепленного к рычагу механизма включения ловителей. При дальнейшем движении кабины вниз рычаг 2 поворачивает вал 8, а через тягу 4, поворачивается и вал 8, поворот валов сопровождается поворотом рычагов 3, которые включают механизм заклинивания.

Рисунок 1.7 Ловители

При движении тормозного башмака вверх, после касания его рабочей поверхностью головки направляющей, происходит деформация пружины, что обеспечивает необходимое тормозное усилие при затягивании клина, движение тормозного башмака ограничивается регулировочной гайкой 15, благодаря чему сила зажатия головки направляющей и соответственно тормозное усилие при торможении не изменяются, после гашения энергии движущейся кабины она останавливается, планка на тяге 4 нажимает на ролик выключателя 5, контакты которого размыкаются и подают сигнал на отключение электродвигателя лебедки.

Для снятия кабины с ловителей необходимо поднять кабину, тормозные башмаки под действием собственного веса и пружины 6 опускаются и механизмы ловителей возвращаются в первоначальное положение.

Привод двери и дверь кабины

Привод с балкой дверей кабины предназначен для автоматического открывания и закрывания центрально открывающихся дверей кабины (ДК).

Привод с балкой ДК гарантирует безопасность пользования кабиной. Положения створок (раздвинуты или закрыты) контролируются электрическими выключателями.

Состав, устройство и работа

Привод с балкой ДК (рис.1.8) состоит: балка 1; редуктор 2; каретка правая 3; каретка левая 4; отводка 5; канат 6; выключатель 7; рычаг 8; амортизатор 9; упор 10; линейка 11; гайка 12; ролик 13; рычаг 14; кулачки 15, 16; выключатели 17, 18; микровыключатель 19; пружина 20; ролик 21; штифт 22; электродвигатель 23; упор 24; пружина 25, зажим 26, болт 27.

На рис.4.8 показано состояние привода с балкой ДК при закрытом положении створок ДК.

Рисунок 1.8 Привод с балкой ДК

1-балка; 2-редуктор; 3 - каретка правая; 4 -каретка левая; 5- отводка; 6 - канат; 7 - выключатель; 8 - рычаг; 9 - амортизатор; 10 - упор; 11 - линейка; 12-гайка; 13-ролик; 14-рычаг; 15,16-кулачка; 17, 18 - выключатели; 19 - микровыключатель; 20-пружина; 21 -блок; 22-штифт; 23 - электродвигатель; 24 - упор; 25 - пружина; 26-зажни; 27 – болт.

При включении электродвигателя 23, вращение его ротора через клиноременную передачу передается червячному валу редуктора 2 и через червячное зацепление на тихоходный вал, на котором установлен рычаг 14. Рычаг, имеющий ролик 13, при движении описывает полуокружность и роликом тянет упор 10, который жестко закреплен на правой каретке 3. Правая каретка 3 совместно со створкой двери движется по линейке 11, одновременно канатом 6 заставляет двигаться и левую каретку 4 со створкой. Створки двери кабины открываются и закрываются синхронно.

Угол поворота рычага 14 зависит от установки кулачков 15 и 16, которые должны быть выставлены так, чтобы при открытых дверях рычаг 14 останавливался в горизонтальном положении с допуском ±5 мм, а при закрытом - чтобы штифт 22 находился в середине просечки на упоре 10. Посадка рычага 14 на амортизаторы 9 в нормальном режиме работы привода не допускается. Кулачки 15 и 16 жестко закреплены на ступице рычага 10 и, вращаясь совместно, в нужный момент действуют на выключатели 17 и 18 (ВКО и ВКЗ) и подают импульс на отключение электродвигателя 23.

Привод имеет специальное устройство, переключающее электродвигатель на реверс, если при закрывании створок дверей в дверном проеме оказалось препятствие. Устройство работает следующим образом: при включении привода на закрытие рычаг 14 "сдерживает движение кареток 3 и. 4 со створками, закрытие которых осуществляется усилием пружины 20, а створки двери шахты закрываются под действием груза на правой створке. При возникновении препятствия на пути движения створок они останавливаются, однако рычаг продолжает движение. Выбирается зазор между скосом упора 10 и штифтом 22 на рычаге 14, при дальнейшем движении рычага 14 штифт 22 начинает скользить по скосу Е упора 10 (рис.4.8, вид А), утапливается во втулку ролика 13 и через рычажную систему (штифт 22 коромысло водила 14 рычаг 8) переключает микровыключатель 19. Микровыключатель 19 дает импульс электродвигателю 23 на реверс. Дверь открывается.

При закрытых створках двери кабины, в максимально поднятом положении рычага 14, штифт 22 выполняет роль запирающего устройства, не позволяющего раздвинуть створки двери кабины. Кроме того установлен утопающий упор 24, который является дополнительным элементом безопасности, исключающим возможность открытия створок из кабины. При эвакуации пассажира из кабины упор 24 оттягивают за гайку 12, штифт 22 утапливают во втулку рычага 14, на котором установлен ролик 13, каретку 3 отодвигают на открытие.

Регулировка расположения кареток 3 и 4 относительно друг друга и зазора (5=1...2 мм между штифтом 22 и просечкой упора 10 при закрытом положении осуществляется ослаблением затяжки зажима 26. Волг 27 служит для регулировки зазора у=0,5...3 мм между коромыслом водила 10 и кольцом рычага 8.

Описание блока управления автоматической двери

В нижней части БУАД устанавливаются разъемы, через которые подключается станция управления лифта (ШУЛК, УЛ и т.д.), электродвигатель 2 и таходатчик 17. К разъемам подведены четыре жгута.

Первый жгут - силовой, соединяет станцию управления, 220 В (БУАД питается от сети переменного тока).

Второй жгут - подключает электродвигатель 2, 220 В х 3 фазы (БУАД выдает на электродвигатель трехфазное напряжение 220 В). В этом жгуте имеется провод для заземления БУАД корпус электродвигателя.

Третий и Четвертый жгут - управление, соединяют станцию управления, +24 В (цепи управления БУАД рассчитаны на применение постоянного тока с напряжением 24 В).

Пятый жгут - соединяет БУАД с таходатчиком 17 (обратная связь с исполнительным механизмом).

Рисунок 1.9- Схема БУАД

Функционирование БУАД в соответствии со схемой

БУАД подключается согласно приведенной выше схемы рисунок Х.

Открытие двери происходит по следующему алгоритму. На БУАД со станции управления приходит сигнал на открытие двери. БУАД, в соответствии с заданной программой, подает напряжение на вращение электродвигателя в сторону открытия двери. Двери открываются. При полном открытии дверей БУАД сравнивает количество меток (число прерываний) с записанными в его памяти и, если они совпали, подает команду по выходу ХЗ-5. Станция управления выключает контактор открытия дверей. Закрытие двери происходит аналогично.

На БУАД со станции управления приходит сигнал на закрытие двери. БУАД, в соответствии с заданной программой, подает напряжение на вращение электродвигателя в сторону закрытия двери. Двери закрываются и срабатывает контакт закрытого положения. БУАД подает команду по выходу ХЗ-3, станция управления выключает контактор закрытия дверей. Реверс.

На вход РВМ1 в БУАД подается сигнал со станции управления (24 В) через встроенное реле сигнал с клеммы РВМ2 возвращается в станцию управления. При возникновении препятствия в проеме во время закрытия двери, электродвигатель 2 останавливается, прерыватель 16 прекращает вращаться. Анализируя сигнал с таходатчика 17, БУАД разрывает контакт встроенного реле и снимает сигнал со входа ХЗ-1. Далее станция управления выключает контактор открытия дверей. Через определенное время станция управления повторяет режим закрытия и, если препятствие закрытию устранено, двери закрываются. а по выходу ХЗ-3 посылает сигнал о том, что двери полностью закрыты, электродвигатель останавливается.

Станция управления выключает контактор закрытия дверей и включает контактор открытия дверей. Через определенное время станция управления повторяет режим закрытия и, если препятствие закрытию устранено, двери закрываются, а по выходу ХЗ-3 посылает сигнал о том, что двери полностью закрыты, электродвигатель останавливается.

Настройка БУАД

БУАД, установленный на кабину лифта приходит на объект запрограммированный

Для изменения настроек необходимо провести его тестирование

1. При первом включении питания БУАД должен выполнить калибровочный цикл, Он должен замерить расстояние проема и, если оно совпало с записанным ранее, БУАД 4-25 выдает команду ВКЗ, в противном случае необходимо произвести перенастройку дверного проема.

Все вращения электродвигателя будут осуществляться на малых скоростях.

Снять заглушку на корпусе БУАД 4-25;

- подключить кабель программатора к БУАД 4-25 и программатору УСНА-2;

Подать питание 220 В на БУАД 4-25;

На индикаторе программатора появится служебная информация (номер версии программного обеспечения);

Для обнуления дверного проема:

Нажать кнопку «+» на лицевой панели программатора - высветится «ffiSt»;

Нажать кнопку «ВВОД» - прозвучит звуковой сигнал и на индикаторе загорится точка в четвертом разряде «tESt»;

Нажать кнопку «СБРОС»;

Подать со станции управления сигнал на вход «Открыть Двери» до появления индикации «ВКО»;

Подать со станции управления сигнал на вход «Закрыть Двери» до появления индикации «ВКЗ»;

На индикаторе программатора УСНА-2 будет выводиться количество импульсов с, таходатчика;

После того как двери закроются, отключить питание БУАД 4-25;

Дождаться гашения индикации БУАД 4-25;

Отключить кабель программатора УСНА-2;

Установить заглушку на корпусе БУАД 4-25. БУАД 4-25 готов к работе.

Для более детальных настроек, необходимо пользоваться руководством ЕМРЦ. 421243.074 - 25 РЭ на БУАД 4-25 и руководством ЕМРЦ. 421243.200 - 04 РЭ на УСНА -2, которые, поставляются с каждым лифтом и входят в альбом с технической документацией.

Дверь шахты

Двери шахты (ДШ) предназначены для безопасного пользования лифтом и исключения доступа в шахту лифта.

ДШ (рис.1.10) - раздвижная, двухстворчатая, центрального открывания, автоматическая, приводимая в движение приводом дверей кабины.

Состав, устройство и работа двери шахты

ДШ (рис.1.10) состоит: балка 1, створки 2 и 3, каркас 4, кожух 5, фартук 6, линейка 7, каретки 8 и 9, замок 10, ролик замка 11, упор замка 12, блок контроля 13, упор 14, груз 15, уголок 16, кронштейн 17, порог 18.

На каркасе 4 установлены балка 1, порог 18 и фартук 6.

К балке 1 закреплена линейка 7, на которой установлены каретки 8 и 9, с закрепленными к их шпилькам створками 2 и 3. Каждая каретка перемещается по линейке 7 на роликах, которые исключают возможность подъема и смещения кареток с линейки. Нижние ролики (контрролики) имеют возможность перемещения относительно корпуса каретки по наклонным пазам, что позволяет регулировать зазор между линейкой и роликами. Груз 15 в створке 2 служит для аварийного автоматического закрытия створок при отсутствии кабины на данной остановке.

При расположении кабины в зоне остановки ролики 11 замков 10 двери шахты находятся между щеками отволок привода дверей кабины. В момент начала движения кареток двери кабины на открытие отводки отпирают замки двери шахты, затем створки дверей кабины и шахты открываются совместно. Притвор между створками 2 и 3 регулируется упорами 14, установленными на каретках 8 в 9.

Рисунок 1.10 Дверь шахты

1 - балка; 2 и 3 - створки; 4 - каркас; 5 - кожух; 6 - фартук; 7 - линейка; 8 и 9 - каретки; 10 - замок; 11 - ролик замка; 12 - упор замка; 13 - блок контроля; 14 - упор; 15 - груз; 16 - уголок; 17 - кронштейн; 18 – порог.

Показанное положение двери шахты на рис. 1.7 соответствует положению закрытых и запертых дверей. В закрытом положении дверь шахты запирается замком 10. Каждая каретка имеет свой замок. Упором 12 для защелки замка 10 служит основание блока контроля 13, закрепленное на балке 1. Закрытие створок, притвор створок и запирание замков контролируются микровыключателями блока контроля через коромысла (см. рис. 4.10, выноска А, обозначено К). При отпирании замка 10, плечо коромысла, которым оно опиралось на защелку замка, смещается вниз и тем самым освобождает толкатель микровыключателя в блоке контроля, контакты которого разрывают цепь управления, исключая пуск кабины при отпертом замке на любой каретке.

При движении створок двери кабины (ДК) на закрытие, отводки привода вместе с роликами замков кареток двери шахты тоже движутся на смыкание, Створки ДШ движутся на закрытие под действием груза 15. Груз 15, находящийся в желобе створки 2, соединен с канатом, который огибает ролик на левой каретке 8, и второй конец каната крепится к правой каретке 9 (см. рис. 1.9, выноска А). При этом полный ход груза по вертикали равен ширине проема двери плюс 16 мм. При полностью открытых створках верхний срез груза 15 должен находиться на расстоянии 1004-150 мм до верхней поперечины створки 2. Груз 15 вводится в желоб на створке 8 через нижнюю поперечину при снятом башмаке створки 2, его канат протягивается через верхнюю поперечину.

Груз 15 обеспечивает автоматическое закрывание створок ДШ при отсутствии кабины на данном этаже.

Створки 2 и 3 наверху закреплены на шпильках кареток 8 и 9, внизу скользят своими башмаками по направляющей, образованной нижней поперечиной каркаса 4 и порогом 18.

Противовес и ограничитель скорости

Противовес. Башмаки. Ограничитель скорости. Противовес предназначен для уравновешивания веса кабины и половины номинальной грузоподъемности. Противовес размещается в шахте лифта и с помощью подвески подвешен на тяговых канатах. Противовес состоит из каркаса, в который уложены грузы. Каркас состоит из верхней и нижней балок и стояков.

В средней части каркас скреплен стяжкой. На верхней и нижней балке установлены башмаки.

Башмаки предназначены для стабилизации кабины и противовеса на направляющих в шахте.

Башмаки установлены на кабине и закреплены попарно на верхней балке и раме пола кабины. На башмаках верхней балки кабины и противовеса установлено устройство для смазки направляющих.

Направляющие установлены в шахте лифта на всем пути движения кабины и противовеса и закреплены к строительной части шахты. Направляющие исключают разворот кабины и противовеса вдоль вертикальных осей, а также раскачивание кабины и противовеса при движении. Кроме этого, направляющие кабины воспринимают нагрузки при посадке кабины на ловители.

Направляющие кабины изготовлены из специального, Т- образного в сечении, профиля. Направляющие противовеса изготовлены из углового проката. Для лифтов, предназначенных для работы в района сейсмичностью от 7 до 9 баллов, направляющие противовеса выполняются одинаковыми с направляющими кабины.

На одной из направляющих кабины установлено натяжное устройство каната ограничителя скорости.

Натяжное устройство каната ограничителя скорости состоит кронштейна 8 , на котором на пальце шарнирно установлен рычаг 9 с блоком 10 и грузом 11. Блок подвешен на петле каната ограничителя скорости. Груз служит для натяжения каната. Угол уклона рычага 9 контролируется выключателем 12. При отклонении рычага 9 на угол более 33 градусов отводка воздействует на выключатель 12, разрывающий цепь управления лифта.

Устройство ограничителя скорости показано на рис. 1.10. На оси шкива шарнирно закреплены два груза 4. При вращении шкива центробежные силы, возникающие в грузах, стремятся развести концы. При номинальных оборотах шкива действие центробежных уравновешивается усилием пружины 6, установленной на тяге соединяющей грузы. При возрастании числа оборотов шкива на 15 - 40% от номинального центробежные силы преодолевают сопротивление пружины, концы грузов расходятся и входят в зацепление с упорами 2 корпуса 7. Вращение шкива прекращается и одновременно прекращает движение канат ограничителя скорости, и при продолжающемся движении кабины вниз, канат включает ловители. Для проверки тяговой способности ручья рабочего шкива необходимо остановить шкив при нормальной скорости движении кабины нажатием подвижного упора 5. При укладке каната в ручей малого (проверочного) шкива на ограничителе имитируется прирост скорости примерно на 40%. Это дает возможность проверить работу ограничителя скорости и ловителей при номинальной скорости движения кабины. Конечный выключатель (рис 1.11) предназначен для отключения лифта в случае перехода кабиной крайних положений, ограниченных уровнем верхнего и нижнего этажей.

Конечный выключатель установлен на подставке 14 и приводится в действие с помощью двух зажимов 15 и 16, закрепленных на канате ограничителя скорости. При переходе кабиной крайних положений зажимы поворачивают рычаг 18, который скобой 19 воздействует на выключатель, что вызывает остановку кабины.

Рисунок 1.11 Ограничитель скорости

Шунты и выключатели установлены как на кабине, так и в шахте лифта на разных отметках по высоте. Они предназначены для обеспечения автоматической работы лифта. При взаимодействии шунта с выключателем в схему управления лифтом выдается команда на изменение скорости движения кабины, либо на ее остановку.

Приямок находится ниже уровня отметки нижней остановки. В нем расположены буфера кабины и противовеса (рис. 1.12). При скорости кабины 1,6 м/с вместо пружинных устанавливаются гидравлические буфера кабины и противовеса.

Рисунок 1.12 Буфер гидравлический

1 - амортизатор; 2 - шток; 3 - гильза; 4 - опора; 5- пружина; 6 - выключатель концевой; 7-штанга; В-6укса;9-направляющая; 10-клин; 11 -поршень; 12-направляющая; 13-пробка; 14-манжета; 15-грязесъемник; 16-винт; 17 –кольцо запорное, 18-кольцо уплотнительное.

Задачи модернизации

Задачей модернизации является улучшение плавности разгона,и плавности торможения,и повышение скорости за счет замены двухскоростного двигателя,на односкоростной двигатель и установки частотного преобразователя..

Введение 4

1. Описательная часть 6

1.1 Краткая характеристика здания 6

1.2 Назначение и устройство лифта 9

1.3 Режимы работы и требования к приводу лифта 18

1.4 Выбор рода тока и величины напряжения 19

1.5 Выбор системы освещения здания 21

2. Расчетная часть 24

2.1 Расчёт общего освещения здания 24

2.2 Проверка освещения точечным методом 29

2.3 Расчет мощности и выбор двигателей лифта 30

2.4 Проверка выбранных двигателей 34

2.5 Выбор пускорегулирующей и защитной аппаратуры лифта 35

2.6 Описание схемы управления 39

Источники информации 44


Введение

Электрификация народного хозяйства Российской Федерации является основой развития производительных сил страны. Электрификация обеспечивает выполнение задачи широкой комплекс­ной механизации и автоматизации производственных процессов, что позволяет усилить темпы роста производительности общест­венного труда, улучшить качество продукции и облегчить условия труда. На базе использования электроэнергии ведется техническое перевооружение промышленности, внедрение новых технологиче­ских процессов и осуществление коренных преобразований в ор­ганизации производства и управления им. Поэтому в современной технологии и оборудовании промышленных предприятий велика роль электрооборудования, т.е. совокупности электрических машин, аппаратов, приборов и устройств, посредством которых про­изводится преобразование электрической энергии в другие виды энергии и обеспечивается автоматизация технологического про­цесса. Первостепенное значение для автоматизации производства имеют многодвигательный электропривод и средства электрического управления. Развитие электропривода идет по пути упроще­ния механических передач и приближения электродвигателей к рабочим органам машин и механизмов, а также возрастающего применения электрического регулирования скорости приводов. Широко внедряются комплектные тиристорные преобразователь­ные устройства. Применение тиристорных преобразователей не только позволило создать высокоэкономичные регулируемые электроприводы постоянного тока, но и открыло большие воз­можности для использования частотного регулирования двигате­лей переменного тока, в первую очередь наиболее простых и на­дежных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.



Электрооборудование промышленных предприятий и установок проектируется, монтируется и эксплуатируется в соответст­вии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и другими руководящими документами.

В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы освещения шлифовального цеха и электрооборудования лифта.


ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Краткая характеристика здания

Шлифовальный цех предназначен для высококачественной обработки поверхно­стей изделий механическим и химическим способом. Он является составной частью крупно­го химического комбината.

В шлифовальном цехе размещены: станочное отделение, вспомогательные и бытовые помещения. Станочное отделение относится к пыльному помещению, так как при механиче­ской шлифовке постоянно и в больших количествах выделяется пыль, которая удаляется системой вентиляции.

Склад химикатов относится к взрывоопасным помещениям, так как там хранятся кисло­ты и щелочи.

Транспортные операции осуществляются с помощью мостовых кранов, грузовых лифтов и наземных электротележек.

Электроснабжение цех получает от собственной комплектной трансформаторной под­станции (КТП), подключенной к подстанции глубокого ввода (ПГВ) комбината и располо­женной за пределами здания на расстоянии 10 м.

Прокладка линий ЭСН должна быть защищена от агрессивной среды и механических по­вреждений. Количество рабочих смен- 1.

Грунт в районе здания - песок с температурой +5 °С. Каркас здания сооружен из бло­ков-секций длиной 8 м каждый.

Перечень электрооборудования склада тарных химикатов шлифовального цеха дан в таблице 1.

Расположение основного электрооборудования показано на плане (рис. 1).

Рис.1 План расположения электрооборудования склада тарных участков шлифовального цеха.


Таблица 1 Перечень электрооборудование склада тарных участков шлифовального цеха.


Назначение и устройство лифта

1.2.1 Лифты

Предназначены для перемещения грузов в вертикальном на­правлении по строго определенному пути. По назначению лифты делятся на:

Грузовые с проводником и без проводника,

Грузопассажирские,

Специального назначения.

По скорости движения кабины лифты делятся на:

Тихоходные (до 0,71 м/с),

Быстроходные (от 1,0 до 1,6 м/с),

Скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с),

Высокоскоростные (более 4,0 м/с).

С появлением высотных зданий и сооружений возникает вопрос о мак­симальных скоростях и высотах подъема, побочных эффектах, связанных с новшествами. Появляются высокоскоростные лифты.

Кинематическая схема лифта (рис. 2)

Лифтовая установка состоит из трех основных частей, в которых раз­мещено электрооборудование: машинного отделения, шахты и кабины.

Машинное отделение предназначено для размещения основного обору­дования. Как правило, оно расположено вверху, что считается более эконо­мичным, чем внизу. Однако встречаются лифты и с нижним расположением машинного отделения.

В нем установлены: приводной двигатель с электромагнитным тормазом, подъемная лебедка, редуктор, шкаф управления и органы управления при наладке. Оно имеет входную дверь и люк для погрузки оборудования.

Лебедки по конструкции могут быть редукторные и безредукторные.



Рис.2 Кинематическая схема лифта.

У редукторных лебедок канатоведущий шкив крепится к тихоходному ва­лу редуктора. Они применяются на отечественных пассажирских лифтах со скоростью не более 1,6 м/с в сочетании с двухскоростным АД с КЗ-ротором.

Скоростные лифты имеют безредукторные лебедки в сочетании с регу­лируемым приводом постоянного тока независимого возбуждения. Канато­ведущий трос крепится непосредственно к валу ЭД постоянного тока.

Для зданий и сооружений с большой высотой подъема безредукторные лебедки применяются в сочетании с электроприводом по схеме: реверсив­ный тиристорный преобразователь-двигатель.

Под машинным отделением находится блочное, в котором установлены отводные блоки и ограничитель скорости.

Шахта предназначена для размещения направляющих, по которым движутся кабина и противовес, этажной аппаратуры и аппаратуры обеспе­чения безопасности. С наружной стороны шахты (на этажных площадках) размещена аппаратура «вызова», шахтные двери по всей высоте.

Двери шахты открываются автоматически с помощью привода.

В нижней части шахты (в приямке) расположены гидравлические буфе­ры кабины и противовеса и натяжные устройства уравновешивающих кана­тов и ограничителя скорости.

Кабина и противовес подвешены на 8 тяговых канатах.

Кабина предназначена для размещения груза, аппаратуры управления и сигнализации. Электроснабжение и связь с электрооборудованием вне кабины по гибкому подвесному кабелю. На кабине установлены: привод дверей, лови­тели скользящего типа, датчики замедления и точной остановки.

Аппаратура управления.

Этажные переключатели предназначены для коммутации цепей управления движением. Они регистрируют положение кабины, автоматиче­ски выбирают направление движения («верх» или «низ») и дают команду на отключение электропривода при остановке.

Конструктивно - это трехпозиционные рычажные переключатели (пу­тевые командоаппараты) на три положения (1-0-2), имеющие подвижные (на рычаге) и неподвижные (на корпусе) контакты.

Этажные переключатели устанавливаются в стволе шахты на уровне этажа, а на кабине - фасонная отводка, которая действует на рычаг этажного переключателя.

При ходе кабины «вверх» поворотом рычага замыкается одна группа неподвижных контактов, а «вниз» - другая.

Когда кабина находится на уровне этажа, этажный переключатель - в нейтральном положе­нии «О», а неподвижные контакты разомкнуты.

Переключатели скорости предназначены для подачи импульса на снижение скорости перед остановкой кабины. Применяются в быстроход­ных лифтах с электроприводом двухскоростного исполнения. Они построе­ны по принципу действия этажных переключателей, но конструктивный вид имеют другой.

Переключатели скорости устанавливаются в стволе шахты комплектно выше и ниже этажа на расстоянии от 0,5 до 0,6 м.

Рычажные переключатели предназначены для управления грузо­выми лифтами с проводником.

Конструктивно - это трехпозиционные рычажные переключатели с самовозвратом рукояти в нейтральное положение («верх»-0-«низ»), уста­новленные в кабине.

Поворотом рукоятки выбирается направление движения, что достигает­ся замыканием пары неподвижных контактов. При отпускании рукоятки контакты размыкаются, и двигатель останавливается (отключается).

Рычажные переключатели одновременно используется как конечный выключатель в крайних положениях кабины. Это достигается действием на ролик рычага специаль­ных направляющих в стволе шахты.

Индуктивные датчики предназначены для применения в быстро­ходных лифтах в качестве этажного переключателя и переключателя скорости. Схема таких датчиков на переменном и выпрямленном токе представлена на рис.3.

В стволе шахты устанавливается П-образный шихтованный магнитопровод из стали (3), а на кабине стальная скоба (4), представляющая собой магнитный шунт. На магнитопроводе находится катушка с обмоткой (2), к которой под­ключается реле управления (1) непосредственно или через выпрямитель «Вп».

При уходе скобы (магнитопровод размыкается) индуктивное сопротив­ление (x l) катушки мало, что обеспечит срабатывание «РУ». Если стальная скоба перекрывает магнитопровод, резко возрастает индуктивное сопротив­ление катушки (Xl) и реле отпускает.

Надежность и четкость срабатывания «РУ» обеспечена включением ем­кости «С» параллельно катушке, которая выбирается из условия получения близкого к резонансу токов режима. "

Применение «Вп» для питания «РУ» повышает надежность срабатыва­ния магнитной системы реле.

Кроме того, в путевых датчиках (ДПЭ) нашли широкое применение уст­ройства с герметичными контактами (герконы).

Применение индуктивных датчиков устраняет такие недостатки «ЭП» и «ПС», как шумность и радиопомехи, возникающие при работе контактных устройств.

Рис. 3 Принципиальная электрическая схема ИД на переменном (а) и выпрямленном (б) токе

Магнитная отводка. Электромагнитное устройство, устанавли­ваемое на кабине и контролирующее работу замков дверей шахты. Упор «магнитная отводка» соединен с якорем электромагнита отводки «ЭмО». При нахождении кабины на этаже «ЭмО» обесточен, упор под действи­ем пружины отводит защелку замка двери шахты, позволяя ее открыть.

При движении «ЭмО» под питанием - защелка введена, что запрещает открытие двери.

Такие защелки применяются в лифтах старой конструкции (или модер­низированных) с ручным приводом дверей шахты.

Вентиляционные установки

Центробежные вентиляторы являются основным элементом различных вентиляционных установок.

Они обеспечивают технологический процесс производства (подача газа в рабочие объемы) и условия трудовой деятельности (кондиционеры, обще­цеховая система вентиляции).

Вентиляционные установки достаточно просто поддаются автоматиза­ции по сигналам изменения режима и реагируют на них без участия обслу­живающего персонала путем переключения в схемах управления.

Это позволяет задачи обслуживающего персонала свести к периодиче­скому контролю за установками и плановой профилактике.

Основным параметром регулирования таких установок, на который на­до воздействовать, является угловая скорость приводного электродвигателя.

Мостовой кран

Краны - это грузоподъемные устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов на небольшие расстояния. Однотипными узлами всех кранов являются:

1. Механизм передвижения моста.

Передвижение моста (несущей конструкции) осуществляется по рельсам подкранового пути, вдоль пролета цеха.

Кинематическая схема механизма передвижения представлена на рис. 4.

Главные балки коробчатого сечения или в виде решетчатых ферм расположены по ширине пролета цеха и скреплены концевыми балками.

Рис.4. Кинематическая схема механизма передвижения моста с общим приводом колес.

К концевым балкам устанавливаются ходовые колеса, которые движутся по рельсам.

Привод колес от электродвигателя с тормозом через редуктор может быть раздельным или общим. Скорость передвижения моста номинальная - от 2.0 до 2.3 м/с.

2. Механизм передвижения тележки.

Передвижение тележки осуществляется вдоль моста по проложенным рельсам на 4 ходовых колесах.

Кинематическая схема механизма передвижения тележки представлена на рис.5.

Рис.5. Кинематическая схема механизма передвижения тележки

Привод колесной пары от электродвигателя с электромагнитным тормозом через редуктор. Колеса передвигаются по рельсам. На тележке установлена лебедка подъемная для груза. Скорость передвижения тележки номинальная - от 0.65 до 1.0 м/с.

3. Механизм подъема.

Механизм подъема представляет собой подъемную лебедку барабанного типа.

Кинематическая схема механизма подъема представлена на рис.6.

Барабан лебедки с намотанным на него канатом приводится во вращение двигателем с тормозом через редуктор.

К канату крепится грузозахватывающее устройство - крюк. Для механизмов подъема наибольшее применение получили поли­спасты, которые передают движение от барабана к крюку.

Среди грузозахватывающих устройств чаще всего применяют­ся крюк или электромагнит.

По грузоподъемности мостовые краны условно делятся на малые (от 5 до Ют.), средние (от 10 до 20т.) и крупные (более 50т).

На тележках мостового крана грузоподъемностью более 15т. устанавливается 2 механизма подъема: главный и вспомогательный.

Подвод электропитания - от главных троллеев, уложенных вдоль подкранового пути, по скользящим токосъемникам. Питание грузозахватывающего устройства осуществляется гибким ка­белем.

Рис. 6. Кинематическая схема механизма подъема.

Управление механизмами крана из кабины оператора-крановщика, в которой установлены контроллеры и командокон-троллеры. Аппаратура управления и резисторы расположены на мосту.


1.3.Режимы работы и требования к приводу лифта

Электроприводом должна обеспечиваться:

Реверсивная работа,

Жесткость механической характеристики,

Плавность пуска и торможения при условии, что ускорение и замедле­ние не превышают допустимых значений,

Минимальное время переходных процессов,

Точность остановки кабины на уровне пола этажа,

режим работы - повторно-кратковременный или длительный.

Тихоходные лифты - АД с короткозамкнутым ротором или фазным ротором,

Быстроходные - АД двухскоростные, обеспечивающие понижение скорости при остановке или с фазным ротором, в случае ограниченной мощности сети,

Скоростные - систему «Г-Д» с магнитными, электромашинными или тиристорными усилителями для питания обмотки возбуждения гене­ратора,

Высокоскоростные - систему «ТП-Д», наиболее перспективную и обеспечивающую наиболее оптимально законы управления.

Принцип работы лифта

Главной приводной частью лифта является подъёмный механизм (лебедка главного привода). Она установлена в машинном помещении и которая с помощью подъемных канатов и подвески перемещает кабину на различные этажи обслуживаемого помещения, останавливаясь на каждом этаже так, чтобы пол кабины был по возможности на уровне пола этажной площадки. Для уравновешивания кабины и части полезного груза предусмотрен противовес, который крепится к тем же канатам что и кабина.

Кабина и другие подвижные части лифта перемещаются в специально оборудованном сооружении, называемом шахтой, которую со стороны этажных площадок оборудуют дверями шахты. Внутри шахты (практически по всей ее высоте) крепят направляющие кабины и направляющие противовеса, а в верхних и нижних частях каркасов кабины и противовеса устанавливают башмаки. Охватывая с трех сторон рабочую часть направляющих, башмаки четко фиксируют кабину и противовес в горизонтальном направлении не давая им отклоняться в стороны и соприкасаться друг с другом.

В аварийных ситуациях, когда кабина лифта развивает скорость выше дозволенной (предельной) срабатывают установленные на кабине (иногда и на противовесе) ловители. Захватывая направляющие, ловители прочно удерживают кабину на этих направляющих. Срабатывание ловителей при превышении скорости кабины обеспечивается ограничителем скорости с канатом ограничителя скорости и его натяжным устройством. При ослаблении хотя бы одного подъемного каната срабатывает электрический выключатель слабины подъёмных канатов (СПК), который обесточивает цепи управления лифтом и лебёдку главного привода, тем самым прекращая дальнейшую работу лифта. В случае отказа системы управления кабина или противовес могут пройти ниже нижнего рабочего положения. Для предотвращения жесткого удара о пол шахты в нижней части шахты предусмотрены упоры, или буфера, смягчающие удар при посадке. Нижняя часть шахты, где расположены буфера и натяжные устройства, называется приямком. В машинном помещении размещаются подъемный механизм, ограничитель скорости и станция управления. В некоторых лифтах под машинным помещением, над шахтой, предусмотрено блочное помещение, в котором устанавливают контрблоки (контршкивы).

Общая структурная схема работы лифта

Рис.2

Назначение блоков на структурной схеме:

Кнопка вызова - (КнВ) служит для вызова лифта на этаж, где находится пассажир;

Кнопка приказа (КнП) - служит для отправки кабины лифта на нужный этаж;

Реле этажное (РЭ) - регистрирует вызов или приказ при нажатии на кнопку вызова или приказа;

реле движения (РД) - предназначено для включения электромагнитного тормоза;

блок направления движения (БН) - блок контакторов движения кабины вверх или вниз;

блок скоростей движения (БС) - блок контакторов движения кабины на большой или малой скоростях;

лебёдка главного привода (ЛГП) - лебёдка главного привода лифта, выполняет подъём и спуск кабины лифта в двух режимах - на большой и на малой скоростях;

электромагнитный тормоз (ЭМТ) - предназначен для затормаживания (растормаживания) лебёдки главного привода при нахождении кабины на этаже, тем самым предотвращая самопроизвольное движение кабины лифта;

реле точной остановки (РТО) - служит для отключения реле движения при подходе кабины в зону точной остановки;

этажный переключатель (ЭП) - служит для переключения скорости движения кабины (с большой на малую) и для открытия дверей;

реле времени (РВ) - задаёт выдержку по времени при открытии и закрытии дверей кабины;

привод дверей кабины (ПДК) - предназначен для открытия и закрытия дверей кабины.

Описание общего принципа работы лифта

Для управления движения кабины служат кнопочные аппараты, расположенные на стене внутри кабины или на стене этажной площадки здания. Электрический сигнал от кнопочного аппарата передаётся по подвесному кабелю и проводам в шахте в станцию управления лифтом на этажное реле задействованного этажа:

Если кабина лифта стоит на этаже, на котором нажата кнопка, то сигнал подаётся в станцию управления, через этажное реле обратно в шахту и по проводам на этажный переключатель, центральную коробку, подвесной кабель, на кабину и на привод дверей кабины - двери открываются или закрываются. После отработки реле времени кнопки вызовов или приказов будут включены в работу.

Если пассажир нажимает кнопку вызова (кабина находится на другом этаже) или кнопку приказа когда кабина находится на нём тогда сигнал передаётся в станцию управления на реле движения, реле точной остановки, реле контроля дверей и на этажное реле, оно своими контактами подаёт напряжение на контактор направления движения, который своими блок - контактами включает реле движения. Реле движения своими соответствующими контактами включает электромагнит тормоза. Одновременно с включением контактора направления включается контактор скорости движения. Контактор направления и контактор скорости движения подают напряжение на лебёдку главного привода - кабина начинает движение. На большой скорости кабина движется до тех пор, пока отводка кабины не разомкнёт контакты (через которые подпитывается контактор большой скорости) этажного переключателя нужного этажа, отключается контактор большой скорости и своими блок - контактами подаёт напряжение на катушку контактора малой скорости - включается малая скорость движения лифта. Движение лифта на малой скорости продолжается до тех пор, пока кабина не доедет до датчика точной остановки расположенного на направляющей движения кабины. По сигналу датчика точной остановки электродвигатель лебёдки главного привода и катушка приводного электромагнита тормоза отключаются от электрической сети, кабина затормаживается и удерживается тормозом в неподвижном состоянии. Одновременно подаётся питание на электродвигатель привода дверей кабины. Двери автоматически открываются совместно с дверями шахты и остаются открытыми после выхода пассажиров из кабины в течение сравнительно малого промежутка времени, задаваемого реле времени в цепи управления лифтом. Затем реле времени замыкает свои контакты и подаёт питание на электродвигатель привода дверей кабины - двери закрываются. Лифт свободен и готов к работе по вызову, о чём свидетельствуют погасшие сигнальные лампочки вызывных аппаратов, установленные на каждом посадочном этаже.

Такой опасный безопасный лифт (Внимание! Впечатлительным НЕ СМОТРЕТЬ!) January 25th, 2014

Это ж блин что они такое с лифтом там делают? Испытание какое то что ли или демонтаж? Лифт на самом деле довольно безопасное сооружение.

Сейчас разберемся. А так же узнаем про системы безопасности лифта в 2018 году.

Давайте вспомним историю лифтового тормоза:

Толпа вздохнула, но лифт не упал. Сработало изобретение Отиса, лифтовый тормоз. Устройство это изменило облик городов во всем мире. Вообще-то, лифт был изобретен задолго до Отиса. Еще египтяне использовали подъемники при возведении пирамид. В середине XIX века во время строительного бума лифты применялись повсеместно. Однако они падали настолько часто, что компаниям приходилось платить двойную зарплату работникам, поднимавшимся на лифте.

Отис придумал, как обезопасить пассажиров в случае обрыва троса: в конструкцию был добавлен ловитель (лифтовый тормоз). Ловитель Отиса представлял собой плоскую пружину (рессору), установленную на крыше лифта. Натяжение троса выгибало пружину, и лифт спокойно поднимался или опускался. В случае обрыва троса пружина распрямлялась и упиралась концами в направляющие, блокируя лифт.

Внутри современного лифта

Основные составляющие лифта – соединенные тяговыми канатами кабина и противовес, которые ходят по направляющим внутри шахты. Противовес нужен для того, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу пустой кабины и половины полезной нагрузки. В движение лифт приводит лебедка, расположенная в большинстве случаев в верхней части шахты.

В качестве тяговых канатов используются несколько стальных витых тросов (обычно от 3 до 8 штук) с пеньковым или синтетическим сердечником, пропитанным маслом. Пропитка нужна для того, чтобы тросы не скрипели и не ржавели. Конечно, выглядит это несколько архаично, но зато стоит недорого. Хотя и здесь в связи с техническим прогрессом есть изменения – в лифтах Gen2 компании OTIS в качестве тяговых канатов используются плоские полиуретановые ремни, армированные стальными тросами. Такие ремни не требуют смазки, они прочны, бесшумны, служат дольше, но и стоят дороже. А компания Schindler разработала полностью синтетический трос, в котором вообще нет металла.

Безопасность прежде всего

«Все безопасно, господа!» – именно такими словами приветствовал толпу зевак Элайша Грейвз Отис при демонстрации своего изобретения. Этим же руководствуются и создатели современных лифтов.

Действительно, сейчас уже никто не боится ездить на лифте – безопасность пассажиров обычного современного подъемника обеспечивают примерно 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными являются автоматические ловители. Они по-прежнему механические, хотя и устроены несколько иначе, чем оригинальное изобретение Отиса. Современные ловители управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При превышении вертикальной скорости лифта центробежный ограничитель скорости останавливает шкив и, соответственно, трос, жестко связанный с кабиной, тоже останавливается. При дальнейшем движении (в том числе и падении) лифта остановившийся трос ограничителя скорости «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, установленного на кабине, затормаживая лифт до полной остановки.

Управление ловителями с помощью отдельного троса позволяет не только остановить лифт в случае обрыва тяговых канатов, но и при выходе из строя системы управления двигателем вследствие, например, перегрузки. Кстати, развеем один широко распространенный миф. Наверняка вы слышали подобную «страшилку»: вы вызываете лифт, двери открываются, а кабины перед вами нет! Ведущий инженер российского отделения компании OTIS Борис Соловьев заверил нас, что это абсолютно невозможно: «Подобные мифы придуманы теми, кто совершенно не понимает, как устроен современный лифт. Внешние двери лифта не имеют никаких собственных приводов и сами открыться просто не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей – и внутренних, и внешних».

При пожаре вызывайте пожарных, а не лифт!

И все-таки лифты иногда падают. Причиной тому не недостатки конструкции, а грубые нарушения мер безопасности. Пожар в Останкинской телебашне – типичный пример. Лифт использовался во время пожара, и из-за высокой температуры оборвались и трос ограничителя скорости, и все тросы тягового каната.

Пожар – это та ситуация, когда пользоваться лифтом категорически запрещается. Из-за задымления и высокой температуры у старых лифтов может «сойти с ума» система управления, и тогда лифт либо остановится в шахте, либо распахнет двери на горящих этажах. Новые лифты гораздо умнее: при пожаре они спускаются на нижний этаж, открывают двери, выпуская пассажиров, и больше не реагируют на внешние команды. Конечно, систему управления можно «обойти» (что и было сделано при пожаре в Останкино), но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит.
Даже остановленный или неработающий лифт в случае пожара может быть опасен. Лифтовая шахта служит хорошим источником «тяги» для огня, а ядовитый дым через шахту может попасть на еще не горящие этажи. Именно поэтому пожарной безопасности современных лифтов уделяется огромное внимание. В случае пожара, например, в шахте создается «воздушный подпор» – избыточное давление воздуха, противостоящее тяге и проникновению дыма, а материал внешних дверей лифтов расплавляется, герметично «запечатывая» шахту.

Но из любого правила есть исключения. Как рассказали нам в компании Schindler, в некоторых офисных зданиях, гостиницах и высотных жилых домах иногда ставят специальный «пожарный» лифт. Его можно и нужно использовать при пожаре – на нем ездят пожарные команды. Отличается такой лифт тем, что все двери у него огнеупорные (на этот счет есть специальный сертификат РФ). Когда в него входит пожарный расчет, они используют специальный ключ, который переключает такой лифт в пожарный режим: игнорируются любые вызовы с этажей, кабина подчиняется только командам тех, кто внутри. Еще одна интересная особенность: когда кабина прибывает на нужный этаж, двери не открываются автоматически. Только команда из кабины может их открыть. А еще в таких лифтах есть люк на крышу. По нему в случае необходимости пожарный расчет может попасть в шахту подъемника.

Вверх, вниз и в другие стороны

Думаете, на лифте можно ездить только вверх и вниз? А вот и нет. Скоростной лифт внутри Эйфелевой башни начальный этап своего пути наверх проходит под значительным углом к вертикали. Причем это не самый уникальный пример.

Конечно, в России экзотических лифтов немного. Как правило, вспоминаются лишь панорамные – в торговом комплексе «Охотный ряд» и в нескольких других высотных зданиях. Однако самый удивительный лифт находится в Москве в здании министерства путей сообщения. Этот лифт называется «Патерностер» и представляет собой «линейный» вариант колеса обозрения с медленно, но непрерывно движущимися открытыми кабинками. «Патерностер» установлен в самом начале прошлого века, однако по-прежнему вполне исправно поднимает и опускает пассажиров. ()
А теперь вернемся к нашей первой гифке:

Что это такие? В пояснении к видео сказано, что это ремонт застрявшего лифта, но какой то странный ремонт:-) Скорее всего это демонтаж (почти все снято), но о технике безопасности там наверное не слышали конечно. Кто еще выскажет свое мнение?

А вот кто помнит это?

Вот и разрушители легенд пытались посмотреть, что будет с человеком, если лифт упадет и как там будет внутри.