Удобная посадка за рулем. Правильно ли мы сидим за рулём автомобиля

14 ноября в Музее Отечественной войны 1812 года прошла пресс-конференция, посвященная запуску проекта «1917. Свободная история» - документальной соцсети, которую предлагается смотреть целый год как сериал. сайт поговорила с автором проекта Михаилом Зыгарем о том, как устроен «1917».

Каждый день пользователей проекта «1917» ожидают новости из 1917 года. Как соотносятся информационная повестка революционной России и «новости» 2016 года?

Мы хотим создать законченный мир, за которым человек может наблюдать изнутри. Каждый день вы сможете узнавать о погоде, финансовых котировках, культурной жизни.

Я не знаю, как это психологически встроится в картину мира современного человека. Мне бы хотелось, чтобы сработал механизм залипания, который включается, когда человек просматривает ленты Facebook - новости про друзей или известных людей. Отчасти это еще и попытка построить целый ресурс по принципу социальной сети. Например, «ВКонтакте» дает нам доступ к той аудитории, к которой никто сегодня другими способами уже не доберется. Моя 12-летняя племянница спрашивает меня о законе Яровой: «Я правильно понимаю, что они хотят читать мою переписку “ВКонтакте”?» Возможно, впервые в истории человек в 12 лет, еще не зная слова «Путин», из другой вселенной, задумывается о своих правах на личную информацию. Политика уже касается его права переписки в социальных сетях. «ВКонтакте» - это доступ к аудитории, которая не читает в принципе, не читает традиционные медиа. Процесс потребления информации из «ВКонтакте» - это не чтение, это скорее интересное потребление. Перевод исторических источников на язык «ВКонтакте» - это важный шаг в коммуникации между знанием и пользователем. Люди привыкли к социальным сетям, это часть их жизни. Я надеюсь, что теперь миллионы подростков будут видеть в своих лентах не только певицу Нюшу, но и Ахматову, Станиславского, Блока.

Все наши герои знакомы пользователям, это не подключение к новому и неизвестному миру, мы знаем их из детства и помним, как выглядят некоторые из действующих лиц 1917 года. Мы хотим активировать у читателей механизмы эмоциональной привязанности к материалу. На самом деле мы ведь не знаем историю, мы знаем несколько фактов из жизни трех персонажей; мы знаем, что случилось с Николаем II, Лениным, про Троцкого почти никто ничего не знает, все помнят только про ледоруб, а его ключевая роль в 1917 году пока остается неизвестной. Мы хотим, чтобы публика удивилась - творцы русской культуры ходили по одним и тем же улицам в одно и то же время. В нашем проекте мы собрали тех, кто менял время и создавал историю каждым своим шагом.

Сейчас самая актуальная форма поглощения истории - сериал. Думаю, это увлечение досталось нам от родителей: еще в 90-х мы ругали сериалы, которые смотрели родители по телевизору, а теперь мы сами увлечены сериалами, пусть и другими. Похож ли ваш проект на «Игру престолов»?

Концепция этого сериала мне близка: подход к истории через человека. Все люди в каких-то моментах одинаковые, обладают одинаковыми чертами характерами, совершают ошибки. Любой процесс - сумма желаний, поступков и ошибок простых людей.

Сейчас медиапроекты (например, «Арзамас») примеряют форматы современных медиа к историческому контенту в стиле «Что пили декабристы?». В «1917» мы сталкиваемся с сериалом, который зритель смотрит. Пользователь может спросить Николая II, но тот может не ответить. Получается социальная сеть с ограниченной перформативностью?

Николай II, кстати, в какой-то момент за все ответит. Но меньше спойлеров. Мне кажется, зритель ни в одном из произведений искусства не может повлиять на исход. Даже в перформативном театре можно выбирать лишь линию поведения. Наши пользователи могут повлиять своим нелинейным поведением, у нас нет заранее заданной последовательности поступков: хотите - следите за одной линией, хотите - за всеми, можно читать от последнего к первому, можно следить за сюжетом, следить по дням. Максимальная свобода передвижения и навигации по 1917 году! Переписать сюжет, чтобы Распутина не убили или Николай II не отрекался от престола? Мы и не хотим этого, это за пределами нашего проекта и художественной культуры.

«1917. Свободная история»

Для вас «1917» - синтетический арт-проект? Есть ли в нем место для критики - форматов, ситуации в истории и медиаобразовании?

Мне рано делать такие выводы. Хотелось бы, чтобы такой жанр устаканился и возник, мы придумали жанр без названия, но он должен существовать, потому что стандартные жанры для передачи информации, особенно исторической, не учитывают развития технологий. Технологии намного опередили контент. Люди по-другому воспринимают информацию. Пора подтянуть контент до технологий. Например, жанр лекций со времен Древней Греции мало изменился. Даже если мы снимаем лекцию на айфон и передаем через You T ube . Мы же хотим сделать информацию более привлекательной для современного читателя.

1917-й - это время, когда публичная сфера, политическое измерение работали со страшной силой. Сегодня у нас, возможно, нет и тени этого измерения. Есть ли политическая повестка у проекта «1917»?

Ни у кого из нас нет планов каким-то образом политизировать проект, потому что это противоречит жанру. «1917» - события, которые произошли сто лет назад. Тут нет интервенции со стороны комментатора, тут не появятся умные дяди и тети, которые будут объяснять, что и как устроено и какое мнение верное. Мы делаем источники максимально сексуальными. Мы окружаем человека источниками, чтобы он мог их разглядывать, притрагиваться к ним. Мы против интерпретации. Источник сегодня должен быть не только доступным, но и интересным.

- А что вы ожидаете от запуска такого сексуального жанра?

Мы совершим революцию! В этом жанре появится море проектов!

- Давайте уточним критерии жанра.

Документальность, real time , погружение в атмосферу, свободное плавание пользователя в материале, фотографии, видео - все оформление доступно и знакомо современному пользователю. Мы ведь хотим воссоздать в деталях мир 1917 года. Мне хочется, чтобы посетитель сайта почувствовал, что герои 1917 года приходят к нему. Все то же самое: пользователь привык видеть на главной странице Яндекса погоду, курсы валют и театральную афишу, и на сайте «1917» он увидит эти же маркеры, мир, к которому он привык. Люди не изменились, перед нами не персонажи с песьими головами, живущие только в учебниках истории; нет, это люди, которые живут рядом с нами.

«1917. Свободная история»

А не будет ли такой ситуации: пользователи так увлекутся, заиграются 1917 годом, что забудут о том, где и когда они живут?

Я считаю, если люди, которые до того ушли в компьютерные игры или Facebook , отовсюду выйдут и уйдут в историю - то это будет самый безопасный эскапизм, какой можно придумать.

Ваша цель - изменить представление об истории. Как на такой проект могут отреагировать другие модераторы истории сегодня? Вы же видели, что висит в вагонах метро?

Я не верю, что много людей считают себя злодеями; скорее, почти все люди считают себя правыми. Все в каком-то смысле стоят за правду, все адекватные историки верят, что правда должна восторжествовать. Они выступают за источники, и чем больше людей узнает об истории, тем лучше. У нас множество персонажей с разными точками зрения. Некоторые мнения меня беспокоят, некоторые точки зрения по нашим временам возмутительны! Но говорят источники, и я не верю в осознанную злую волю, которая может им помешать.

Все создатели проекта ничего в нем не говорят, не советуют, словно вы создали мир и удалились. Вы исключаете совет как опцию; получается, публичные высказывания в этом проекте делают только мертвые, вы возвращаете им голоса, а сами устраняетесь. Как такой подход соотносится с ожиданиями человека, который часто нуждается в гидах и проводниках?

Мне кажется, не стоит преувеличивать степень человеческой несамостоятельности. Люди пользуются советами, но им интересна скорее внутренняя убежденность, чем жесткое напутствие. Как правило, большинство людей не любят, когда им что-то впаривают, они чувствуют фальшь и начинают сопротивляться.

Они хотят совета изнутри; когда перед тобой мнения известных героев, тебе проще сориентироваться, мы там не нужны.

» бывшего главного редактора телеканала «Дождь», автора книги «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря. Помимо него, в течение года над проектом работали более 100 журналистов и историков, в том числе участвовавший в запуске проекта The Question журналист Сима Ореханов, создатель «Страдающего Средневековья» Юрий Сапрыкин-младший и журналист Андрей Борзенко.

По словам создателей проекта, «1917. Свободная история» - это возможность «узнать историю 1917 года от современников и главных героев событий самого важного года в истории России XX века». Каждый день на сайте появляются обновления из жизни известных личностей - императора Николая II, оперного певца Федора Шаляпина, поэтессы Анны Ахматовой и других ключевых деятелей эпохи. Все подается в формате, схожем с новостной лентой в Facebook: короткие посты, прямые трансляции, видео и фотографии. Основа контента - письма, дневники и воспоминания очевидцев, слегка адаптированные для простоты чтения.

Проект уже успел получить неоднозначную оценку. Пока одни восторгаются идеей, другие говорят, что в ней нет ничего нового. The Village узнал у главного редактора «1917. Свободная история» Михаила Зыгаря, зачем нужен новый ресурс и какие цели преследуют его создатели.

Цель нашего проекта заключается в том, чтобы воссоздать реальность, которая существовала 100 лет назад. Мы представили, что было бы, если бы в то время был интернет и люди сидели в социальных сетях. Получилась виртуальная реальность, созданная посредством симулятора социальных сетей. Такой интернет столетней давности.

Мы решили подавать историю под видом соцсетей, потому что к ним привыкли все пользователи. Это понятный, удобный и интересный жанр. Люди узнают из лент новости из жизни своих друзей или важных для них людей. Мы хотим добиться такого же эффекта - чтобы люди каждый день следили за жизнью уже знакомых им героев.

1917 год был выбран по нескольким причинам. Во-первых, из-за круглой даты. Во-вторых, потому что это самый важный период в истории России XX века. Мне кажется, все, что происходило с нами в XX веке и происходит сейчас, - это последствие событий 1917 года. Кроме того, этот год стал апогеем развития нашей страны: на этот период пришелся пик развития русской культуры, литературы, театрального искусства и российского общества. Думаю, что в это время жили самые известные русские люди в мире; они ходили по одним и тем же улицам, встречались и творили.

Многие из наших героев - знаменитости: звезды Серебряного века, великие художники, актеры МХАТа, танцоры балета, известные во всем мире политики. При выборе героев мы ориентировались прежде всего не на громкие имена, хотя и на них в том числе, а на доступность источников и их увлекательность. Старались взять все, что было возможно найти. Нам удалось отобрать для проекта не только узнаваемых персонажей, но и простых людей. Получилось примерно 1 500 героев.

Мы используем только аутентичные источники, сокращая некоторые из них для легкого чтения, но ничего не дописывая от себя. Часть этих источников открыта, другую можно найти только в архивах. Нам потребовался год и большая команда, чтобы обработать все дневники, письма и воспоминания. Каждый день мы будем обновлять ленту событий так, чтобы можно было следить в реальном времени за происходившим сто лет назад.

Конечно, и до нас предпринимались попытки восстановить историю день за днем, как и историю одного года. Но я точно знаю, что мы первые, кто не просто воспроизвел сюжеты из прошлого, но и позволил читателю посмотреть на мир глазами героя, прочувствовать, как себя ощущали люди, находящиеся внутри событий и не знавшие, чем все закончится. Мне кажется, у нас получилось создать до этого не существовавший жанр. Это жанр литературы будущего, а может даже, на стыке литературы, театра, современного искусства и технологий.

Поскольку я очень верю в этот жанр, то, скорее всего, мы продолжим осваивать его на примере других этапов и стран после окончания «1917. Свободная история». Пока мы планируем закончить проект в январе 2018 года. Не исключаю, что мы можем передумать и продолжить реализовывать его в другом виде.

На сайте будут представлены различные форматы. К примеру, в день запуска мы провели онлайн-трансляцию первого заседания Государственной думы, которое запомнилось скандальным выступлением лидера думской оппозиции Павла Милюкова. Также будут привычные всем текстовые записи, видео и множество онлайн-мероприятий. Например, на этой неделе пройдет главное культурное событие 1916 года - открытие выставки объединения художников «Бубновый валет». Пользователи смогут посмотреть все картины, узнать, что думали авторы и критики, как отреагировала культурная общественность.

Мы анонсируем известные заранее мероприятия, чтобы читатели смогли запланировать их посещение. К примеру, в четверг пройдет тайная свадьба сестры императора княгини Ольги. Но есть и события, которые происходят спонтанно, например катаклизмы или убийства. О них мы не предупреждаем, но транслируем в прямом эфире.

Кроме того, у нас есть интерактивные механизмы, которые дают человеку возможность пообщаться с кем-то из героев. На запуске на вопросы пользователей у нас отвечает самый популярный российский персонаж столетней давности - влиятельный проповедник Григорий Распутин. По сути это чат-бот, который оперирует исключительно фразами Распутина.

Мне кажется, люди будут выбирать любимых персонажей и следить за тем, как развивается их жизнь. У некоторых она очень бурная. Например, Николай Гумилев не пишет с фронта своей жене Анне Ахматовой, общаясь только со своей возлюбленной Ларисой Рейснер. Из-за этого поэтесса очень страдает, и назревает настоящая драма. Таких сюжетных линий очень много. И за ними интересно следить, поэтому я точно знаю, что мы не столкнемся с дефицитом контента.

Наша цель - популяризировать историю. Нам хочется, чтобы люди видели в ней не какую-то скучную дисциплину, совершенно оторванную от реальности и не имеющую к ним прямого отношения. Наоборот, мы хотим показать, что история - это и есть жизнь. Это такие же люди, как и мы. И история объясняет многое не только про то, что случилось, но и про нас самих. У каждого есть возможность понять, что он сталкивается с теми же проблемами и мыслями, с какими сталкивался человек, писавший в свой дневник сто лет назад.

Вы не найдете здесь вымысла. Все тексты героев проекта «1917. Свободная история» взяты из их писем, воспоминаний и дневников. Мы используем только документальные фотографии и видео.

Заходя на сайт, вы каждый день узнаете о том, что произошло ровно сто лет назад, что занимало в этот день людей, как жила страна. Мы оживили прошлое, упаковав все материалы в привычную форму современной соцсети. И немного похулиганили в разделе .

«1917. Свободная история» — это первый проект креативной студии «История будущего».

Мы создаем сайты, мобильные приложения, анимационные фильмы и придумываем новые способы рассказывать истории. Инновационный сторителлинг — наша профессия. Мы верим, что знать прошлое необходимо, чтобы изменить к лучшему будущее.

Как это работает?

Наша главная цель - сделать историю популярной, показать многоголосие исторических персонажей максимально широкой аудитории. Поэтому мы не можем работать по всем правилам академической науки и не соблюдаем некоторые нормы, которые кажутся серьезным ученым незыблемыми:

  • Мы сокращаем тексты, чтобы они были более читабельными. Но мы никогда не меняем слова или смысл написанного.
  • Рядом с каждой записью имеется ссылка, которая поможет пользователю найти первоисточник.
  • Все даты в нашем проекте - по новому стилю. Сегодня вы читаете о том, что произошло ровно 100 лет назад.

Команда проекта:

Карен Шаинян – сооснователь и генеральный директор проекта

Ольга Австрейх – продакт-директор

Алексей Ивановский – арт-директор

Дарья Иванова – исполнительный продюсер

Рашель Землинская – фотодиректор

Наталья Васильева – фоторедактор

Андрей Борзенко – шеф-редактор

Михаил Дегтярев – сценарист, редактор сюжетов

Юрий Сапрыкин-младший – редактор спецпроектов и директор по SMM

Вера Макаренко – редактор английской версии

Виктория Малютина-Лукашина – продюсер архивных работ

Галина Паперная, Андрей Ширинский – редакторы новостей и прессы

Анна Кузнецова – продюсер английской версии и инфографики

Даулет Жанайдаров, Павел Красовицкий – исследователи

Серафим Ореханов – старший редактор

Ирина Иванова – финансовый директор

Алена Токарева – дизайнер

Владимир Белоконь – дизайнер спецпроекта «Революция. Прямой эфир»

Никита Трепцов – дизайнер игр «Переворот» и «Защита Зимнего»

Алексей Алексеев – экономический редактор

Наталья Шаинян – редактор культурных событий

Анна Бочарова – видеопродюсер

Юлия Закревская – видеоредактор

Наталия Молчанова – корректор

Владимир Ожерельев – юрист

Иван Сидоров – ITSumma , технический директор

Сергей Спорышев – ITSumma , технический директор

Евгений Финкельштейн – ITSumma , ведущий разработчик

Алексей Шабалин – ITSumma , ведущий разработчик

Евгений Елесин – ITSumma , ведущий разработчик

Александр Бортник – ITSumma , разработчик

Андрей Шамахов – ITSumma , мобильный разработчик

Сергей Лутов – ITSumma , фронтенд-разработчик

JSKT data group – инфографика «Гид по Романовым»

Михаил Терентьев – Mailfit , email-маркетинг


За работу над инфографикой «Опасные связи. Карта королевских династий Европы» мы очень благодарны Дмитрию Ложкину (дизайн), Павлу Блудову и Андрею Александрову (программирование и разработка), Наталье Кондрашовой и Евгению Владимировичу Пчелову (сбор и проверка информации).


Научные консультанты:

Кирилл Соловьев, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор работ по политической истории России конца XIX – начала XX вв.

Роман Тименчик, профессор Иерусалимского университета, историк русской культуры начала XX века

Николай Богомолов, д.ф.н., профессор МГУ, зав. кафедрой литературно-художественной критики, специалист по русской литературе XX века

Георгий Ореханов, д.и.н., профессор ПСТГУ, специалист по истории Русской церкви на рубеже XIX-XX веков

Александра Селиванова, историк архитектуры, куратор Центра авангарда на Шаболовке


«1917. Свободная история» издан Яндексом в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Мы гордимся быть первым подобным проектом.

О нас пишут:

The New York Times - ‘Revolution? What Revolution?’ Russia Asks 100 Years Later

CNN - Russia"s 1917 revolution gets a social media makeover | Russian Revolution: An awkward moment for Putin 100 years on | The revolution Putin wants to ignore

Russian Revolution given social network treatment | BBC Project 1917: Humanising the Russian revolution

The Guardian - Tragedy or triumph? Russians agonise over how to mark 1917 revolutions

The Economist - A Russian social-media site is reliving 1917

The Spectator UK - Why Putin’s Russia will be keeping quiet about 1917

Lonely Planet - You can now relive Russian history in real time on this social media feed

The Spectator Australia - Red faces

Zprávy iDNES.cz - Rusové vzkřísili hlasy cara a Lenina, zánik impéria mapují den po dni

Expansion Mexico - Opinión: la revolución que Putin quiere ignorar

Над проектом работали:

Екатерина Базанова, Екатерина Абрамова, Павел Красовицкий, Илья Старков, Ксения Аксельрод, Юлия Юзефович, Мария Шубина, Петр Котрелев, Алена Вершинина, Ульяна Малашенко, Дарья Габелко, Андрей Шашков, Эдуард Эпштейн, Ольга Деркач, Владислав Быков, Дарья Сухарчук, Мария Ноэль, Камиль Галеев, Вера Раскина, Николай Миско, Алеся Чернявская, Сергей Сдобнов, Станислав Кувалдин, Мария Константиниди, Анна Резвых, Александра Сивцова, Александр Коляндр, Максим Коняев, Мария Заходяйченко, Наталья Бесхлебная, Мария Кривошеина, Ирина Шестопалова, Светлана Яцык, Тина Катаева, Илья Овчинников, Таша Лизоркина, Валерия Плискина, Наталья Кудрявцева, Александр Саньков, Николай Борисов, Егор Максимов, Алексей Изосимов, Елизавета Князева, Дарья Страхова, Ирина Рубанова, Элла Россман, Мария Смирнова, Сергей Попов, Арсений Попов, Ольга Сливко, Татьяна Кулланда, Ирина Францужан, Наталья Тенцер, Виктория Гендлина, Владимир Максаков, Даулет Жанайдаров, Полина Перемитина, Ника Крайнова, Нина Виноградова, Дарья Пасичник, Максим Дьяконский, Арина Хохлова, Ваня Осколков

Мы также благодарны:

Композитору Павлу Карманову за музыку для проекта

Про революцию 1917 года. Почему решили сделать еще и онлайн-проект?

Книга — это прекрасно, но только писать книгу мне было бы довольно скучно. Это архаичный жанр. Зачем сужать собственные возможности? За годы, что я работал на «Дожде», я привык заниматься журналистикой и до сих пор считаю, что я ею занимаюсь. Просто я работаю не с сегодняшними новостями, поскольку они совсем не интересны, а подробно реконструирую реальность, которой сейчас нет, но с использованием всех современных инструментов и технологий. Этот проект не мешает книге, а дополняет ее. Мне понравилось то, как распространилась «Вся кремлевская рать», и захотелось расширить свою аудиторию, включив в нее людей, которые сегодня просто так не засядут за книжку.

Наша главная площадка — это сайт , он выглядит как соцсеть и работает по тем же механизмам. Внутри нашей команды мы говорим про этот сайт: «Лучшая соцсеть в истории: все участники давно умерли». Мы ведем аккаунты за тех, кого сейчас нет, но это не выдуманные записи, мы ничего не сочиняем от себя, а публикуем их дневники и письма, которые по дате совпадают с днем публикации. Сначала мы решили, что это будет сто персонажей, но сейчас их больше тысячи. Таким образом, каждый день мы рассказываем о том, что происходило ровно сто лет назад — кто что делал, о чем думал, на что надеялся, чего боялся.

Я придумал проект год назад и постепенно обзавелся командой — сейчас у нас 15 человек в штате и более 50 фрилансеров и волонтеров.

С Кто к кому пришел: Юрий Сапрыкин и Сима Ореханов, которые делают паблик «Личка императора» , к вам, или вы к ним?

Мы познакомились с Симой, когда я еще работал на телеканале «Дождь» — он брал у меня интервью для The Question о книге «Вся кремлевская рать», я сказал, что собираюсь заняться историческим проектом, и он ответил, что тоже хочет в нем поучаствовать, а потом познакомил меня с Юрой. Потом к нам присоединилось много прекрасных людей отовсюду — Даша Иванова, которая работала в журнале «Большой город», Андрей Борзенко из «Коммерсанта», Виктория Малютина-Лукашина, бывший редактор отдела «Общество» «Газеты.Ru».

С Совпадают ли дневники и письма людей, живших в 1917 году, с тем, как пишут и говорят о тогдашних событиях сейчас — например, на уроках истории?

К счастью, так вышло, что по этой теме у государства нет никакой официальной позиции — шаблонного, эталонного взгляда не существует. Она вообще неоднозначна: ни для кого там нет ни своих, ни чужих, ни плохих, ни хороших. После советских времен революция потеряла сакральность. Все это дает нам свободу.

С Вы говорите, шаблонного взгляда не существует, но со временем стали формироваться специфические образы деятелей революции. Взять высказывание о том, что царь святой, а Ленин в одном ряду с Гитлером. Архивы ВЧК-НКВД-КГБ с 1917 по 1991 годы еще долго будут засекречены — где секреты, там возможность для создания мифов об исторических событиях. Как по-вашему, это мнение спускают сверху? Та же Поклонская наверняка не экспромтом все это выдала…

Я думаю, что экспромтом. Совершенно не знаком с Поклонской, но у меня нет никаких оснований считать, что кто-то ей подсказал — коллективный разум такое придумать не способен. Документы, которые были опубликованы после распада Советского Союза, конечно, не дают полной информации, но для нас это прямо-таки раздолье. Наши возможности узнать о том, что произошло в 1917-1918 годах, близки к абсолюту — нужно только захотеть. Проблема лишь в том, что никто не хочет — это немодная, непопулярная тема, и, к счастью, на ней мало спекулируют.

За время, которое прошло с распада СССР, Ленин в последний раз был интересным для общественности персонажем, когда Курехин назвал его грибом . После этого интерес пропал — никого он не интересует. Вот Сталин — да, всегда живой, он практически действующее лицо в наше время. 1917 год — самый важный в российской истории, это абсолютная вершина и русской культуры, и гражданского общества, и это, вместе с тем, начало самого страшного кошмара для страны. Но этот год никого не интересует. Канонизация царской семьи — казус, который для части общества расставляет в восприятии событий столетней давности некоторые акценты. Но на нашей истории это в целом не очень-то отразилось — я не заметил массового почитания Николая II россиянами.

С Какой вывод должна сделать аудитория «Проекта 1917»? Бросает ли он вызов ценностям, которые пытается предложить государство? По мне, источник этих ценностей — в дореволюционной эпохе: мы же на дворянской литературе воспитываемся, а в ней нет фокуса на равенстве и свободах…

Самое последнее, чего я хочу — впарить аудитории какие-то выводы. Это сделало бы проект бессмысленным и для меня, и для аудитории. Когда ты что-то впариваешь, это сразу видно, и это невозможно замаскировать. Наша идея в противоположном. Реальность не черно-белая, она очень многомерна, и этот проект показывает, что история — это не повесть о руководителях, как обычно написано в наших учебниках: сначала страной управлял Николай II, потом Временное правительство во главе с Керенским, а потом к власти пришел Ленин. «Проект 1917» — не про государство и даже, я бы сказал, не про общество — это такой пазл, каждый фрагмент которого дает возможность читателям пережить ситуацию тех лет в режиме реального времени.

Отличие от нас тех людей, воспоминания которых мы взяли, в том, что они не знали, чем история закончилась. Они совсем по-другому относились к своему «сегодня», у них не было четких планов, они не знали никакой другой России. Теперь эти персонажи дают нам возможность посмотреть на те события менее схематично. Никаким вызовом ценностям наш проект не является — он дает почувствовать атмосферу того времени.

С А почему все-таки Ленин сегодня все больше всплывает как «плохой» персонаж, а Сталин — как «хороший»?

Если говорить схематично, то Ленин — человек, который разрушил империю, а Сталин империю создал. С точки зрения людей, для которых империя, национальная гордость и супердержава являются важными ценностями, такое восприятие этих персон вполне объяснимо. Революция с точки зрения этих людей — плохо. Но это не общая точка зрения, эта яркая группа нашего населения, по-моему, не составляет большинство.

С Кто инвесторы вашего проекта?

Это «Яндекс», «Сбербанк» и Фонд Дмитрия Зимина. Ну, и я сам.

С Проект некоммерческий? Или он будет отбивать вложенные деньги?

Абсолютно некоммерческий. Он образовательный. Мы все очень любим слово edutainment — развлекательное просвещение. Нам всем хочется, чтобы как можно больше людей подключалось и следило за нами.

С Значит для тех, кто вас поддержал, это был абсолютно меценатский жест, а не инвестиция?

Думаю, они это сделали исключительно из желания просвещать. Точно никто не собирался таким образом заработать. Впрочем, пусть они расскажут об этом сами.

Еще один наш важный партнер — «ВКонтакте», он станет второй площадкой нашего проекта. Часть наших героев будут иметь аккаунты на

На сайте проекта «1917. Свободная история» в виде социальной сети каждый день в течение ближайшего года и трех месяцев будут публиковаться записи «от первого лица». Николай II, Григорий Распутин, Анна Ахматова, Василий Кандинский и еще тысяча героев будут рассказывать о событиях, произошедших в жизни страны и в их собственной жизни сто лет назад. «РБК Стиль» поговорил с исполнительным директором проекта Кареном Шаиняном о том, как были выбраны даты его старта и окончания, от какого персонажа было сознательно решено отказаться и не страшно ли было публиковать видео с купанием голого Николая II.

Как родилась идея проекта?

— Главный затейник проекта — Михаил Зыгарь. Ему принадлежит идея, которая потом дорабатывалась и доводилась до ума всей командой. Активная работа над проектом началась в апреле 2016 года. Тогда нас было 10 человек, и многое вначале делалось на коленке. А позднее нас поддержал «Яндекс», ставший нашим издателем.

Как долго будет длиться «Проект 1917» и почему он стартовал уже в 2016 году?

— У проекта есть железобетонные даты начала и конца — 14 ноября 2016 года и 18 января 2018-го. Таким образом, проект будет длиться год и три месяца. 14 ноября 1916 года состоялось открытие V сессии Государственной думы Российской империи IV созыва. И на сайте в первый день его существования был даже специальный онлайн — «прямая» трансляция с заседания. Это заседание было чрезвычайно важным. Фактически депутаты обвинили императрицу в государственной измене, и все последовавшие за этим события многое объясняют в дальнейшей истории страны. Закончится проект 18 января 2018 года, потому что в этот день (внимание, спойлер) разгонят Учредительное собрание. И после этого начнется уже совсем другая жизнь совсем другой страны. Гражданская война уже находится за скобками проекта. Нас интересовал именно переломный момент российской истории, когда наблюдался накал не только политической, но и культурной жизни страны.

Как отбирались исторические герои проекта?

— Вначале героев было около 100 или 200. Но потом каждый месяц их прибавлялось и прибавлялось. Чтобы рассказать историю одного человека, иногда недостаточно было того наследия, которое от него осталось. Герой мог сам почти ничего не писать, но его близкие и друзья тем временем могли вести дневники и переписку, упоминая его. И такие герои у нас подсвечены как бы сбоку, они позволяют создать более объемную картину того времени. В итоге число персонажей перевалило за тысячу.

Были персонажи, от привлечения в проект которых было решено отказаться?

— Такой персонаж был всего один. Это Адольф Гитлер. Это, мягко говоря, важный персонаж для XX века. Но в 1917 году это был юноша, который еще тогда не планировал всех тех ужасов, которые позднее произвел. И тут мы сознательно отказались от героя, чтобы не провоцировать тех, кто может искать повода начать скандал.

Кстати, говоря о тех, кто ищет повода начать скандал. В проекте есть видео купающегося голым императора Николая II. Вы не боялись его публиковать на фоне скандала с фильмом «Матильда» Алексея Учителя?

— Голый царь заходил в воду и позволял себя в этот момент снимать. Это хроника, которую он после себя оставил. У нас есть бесспорное алиби — мы публикуем только то, что является наследием и взято либо из уже опубликованных источников, либо из архивов, которые, как известно, принадлежат у нас народу. И мы даем возможность это увидеть.


Сейчас многие медиапроекты обращены к теме прошлого. Как вы думаете, почему именно к ней, а не в будущее?

— Мы много говорили об этом с Михаилом Зыгарем. Если посмотреть на то, о чем сейчас говорят в Западной Европе и в Новом свете — в Канаде и США — то все, действительно, о будущем: об экологии, экономике, технологиях. Все смотрят туда. А в России очень много исторических проектов. Дело в том, что история XX века у нас не слишком хорошо переварена, люди с ней плохо знакомы. Она насквозь идеологизирована и мифологизирована. Поэтому мы думаем, что наш проект будет очень полезен, ведь в нем нет никакой трактовки и никакого медиума между документом и зрителем.

Кто основная аудитория «Проекта 1917»?

— Это связано с прошлым вопросом. Мы, с одной стороны, хотели сделать исторический проект о прошлом. А с другой, много усилий вложили, чтобы он был актуальным и похожим на соцсеть будущего. Форма у нас получилась максимально исполненной футуризма. «Яндекс» вкладывается в проект не только финансами, но и технологиями. И возможно, они помогут нам сделать какие-то чудеса, чтобы еще больше оживить контент. Мы говорили о разных технологиях, которые, например, позволяют довести архивное видео до качества современной картинки. И вообще, у нас еще много идей, которые мы намерены постепенно «доставать из кармана». А отвечая на вопрос про аудиторию... Форматом соцсетей, визуальностью и «модностью» мы хотим привлечь тех, кто вообще не интересуется историей. Все эти снэпчаты и чат-боты с Распутиным направлены на задержание их внимания. А те, кто и так любит историю, придут сами.