Самый большой шагающий экскаватор. Самые большие (маленькие) в мире роторные и гусеничные экскаваторы

«Чудище обло, огромно, стозевно и лаяй», - эпиграф «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева как нельзя лучше подходит к гигантскому самоходному механизму, чье движение «не разбирая дорог» собирало толпы зевак возле германского города Юлиха (Северный Рейн - Вестфалия). Тогда, в феврале 2001 года, рядовое казалось бы событие - переезд экскаватора с одного карьера на другой - попало на первые полосы газет. И неудивительно, ведь сам главный герой - Bagger-288, построенный немецкой компанией Thyssen Krupp Fordertehnik в 1978 году, и занесенный в книгу рекордов Гиннесса, до сих пор остается самым большим экскаватором в мире и сегодня продолжает трудиться на угольном карьере, куда добрался своим ходом.

Не ради рекорда
Можете себе представить, как мимо вас проезжает сооружение высотой с 35-этажный дом и длиной почти с четверть километра?! А немецкие инженеры, когда потребовалось переместить Bagger за 22 километра из одного карьера в другой, решили отказаться от традиционной схемы - перевозки гиганта по частям. И конечно, не для того, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса, а из соображений сугубо прагматических. Разборка огромной машины и последующая сборка ее на новом месте потребовали бы гораздо больше сил и финансовых затрат. Своим ходом оказалось значительно дешевле и быстрей. При том, что скорость «Баггера» всего 1 километр в час или 10 метров в минуту. Но, по-моему, это довольно резво для "колосса" весом 13,5 тысячи тонн, который перемещается на 12-ти гусеницах. Ширина каждой - 3,8 метра, так что давление на грунт достигает всего 1,7 килограмма на квадратный сантиметр. А посему «поступь» «Баггера» вполне выдерживает обычное поле.

«Баггеры» бывают разные
Собственно Bagger, в переводе с немецкого это и есть «экскаватор». Они, как известно, бывают разные - по типу, назначению, массе, емкости ковша. Вскрышные экскаваторы используют для того, чтобы при добыче открытым способом добраться до пластов, к примеру, угля. А если экскаватор сам непосредственно черпает полезные ископаемые, он называется добычным. Только машине с обычным ковшом надо обеспечить возможность сгружать рядом или сразу на транспорт добытую породу, поскольку цикл у традиционного экскаватора от малюток до гигантов один и тот же: зачерпнул - поднял - повернул стрелу - высыпал. И надо обязательно иметь место куда. Для роторного экскаватора это не проблема. Ведь его ковши, укрепленные на непрерывно вращающемся роторе, по очереди черпают породу, которая сразу высыпается на ленту транспортера, проходящего через всю стрелу машины. Стрела, в свою очередь, может очень медленно передвигаться вверх - вниз, чтобы добраться до нужного слоя вырабатываемой породы. А также влево - вправо во время непосредственно выработки. С первого транспортера - порода поступает на второй, расположенный в «хвосте» роторного экскаватора - это его разгрузочный конвейер. Обычно при добыче пустую породу не вывозят, а сваливают рядом с карьером, для чего к экскаватору стыкуют еще одну машину - отвалообразователь. Дополнительные «опции» придают огромному механизму еще более фантастический вид: к роторному «чудищу» при необходимости могут прицепить специальные перегружатели, магистральные конвейеры и другую вспомогательную технику. Словом, карьерный роторный экскаватор - изначально внушительный аппарат, но Bagger-288 способен удивить своими масштабами даже искушенных профессионалов. Длина «288-го» - 240 метров, высота - 96, ширина - 46 метров. Ротор, которым «Bagger» срезает угольный пласт, имеет диаметр с восьмиэтажный дом - 21,6 метра. Правда, установленные на нем ковши относительно «скромного» объема - 6,6 кубометра, но зато их у него 18 штук. За день ротор «Баггера» перелопачивает 240 тысяч кубометров породы. Этого хватит, чтобы наполнить чашу футбольного стадиона на высоту 10-этажного дома. Но опять же все это не рекорда для, а ради достижения высокой производительности при разработке месторождения и максимальной экономической эффективности. По оценкам немецких специалистов, применение подобных исполинов себя оправдывает: в Германии на трех больших карьерах Гамбах, Инден и Гарцвейлер ежегодно добываются около 100 миллионов тонн бурого угля.

Гигант зависит от... розетки
Да, да, наш главный герой Bagger-288 постоянно питается электроэнергией от обычной промышленной энергосети, как какой-нибудь фрезерный станок. Вот только потребляет он электричества, как небольшой город. Еще бы, ведь чтобы стронуть махину с места и обеспечить работоспособность всех ее механизмов, используются электромоторы общей мощностью в десятки мегаватт. Именно они приводят в действие и гусеницы, и ротор, и другие агрегаты «Баггера». Энергию экскаватор черпает по длинному кабелю большого сечения. В задней части машины смонтирована катушка с этим кабелем, его длина - один километр. Так что по ходу 22-километрового марафона кабель экскаватора приходилось подключать к различным участкам промышленной сети.

Экипаж машины боевой
Можно было бы предположить, что для управления таким сухопутным «дредноутом» и команда требуется почти корабельная, но экипаж Bagger-288 - как в танке - всего четыре человека. Это два сменяющих друг друга экскаваторщика, оператор ленточных конвейеров, поставляющих уголь от ротора к месту погрузки, и глава отряда, скажем по-русски - начальник смены. Всего смен три, так что «чудище» вгрызается в землю круглосуточно. Во время работы экипаж вполне автономен и не прерывает добычу: чтобы им не приходилось «спускаться с небес», скажем, для обеда и других житейских нужд, в небоскребе на гусеницах устроена кают-компания с туалетом, кухней и большим запасом воды. По части физических усилий работа экскаваторщика на «Баггере» напоминает компьютерную игру: он управляет машиной с помощью джойстиков - как ротором, так и движением всего гигантского агрегата. Можно предположить, что в плане электронной начинки колосс выпуска 1978 года проходил модернизацию, во всяком случае, экипажу в работе помогают системы навигации и видеонаблюдения, которые, безусловно, обновлялись. Экскаваторщик сидит в маленькой кабинке, расположенной недалеко от ротора, прямо на гигантской «руке» «Баггера», где ему обеспечен максимальный обзор. Работа его ответственна и требует постоянного внимания: нужно следить, чтобы ковши оптимально наполнялись, стенки разреза не обрушивались и были ровными, чтобы ротор не повредило посторонними включениями, к примеру, твердыми породами, которые встречаются в пластах. Словом, забот хватает. Но и сменщику в это время прохлаждаться некогда: его обязанность - периодически обходить машину, следит за состоянием и работой механизмов, при необходимости что-то подправлять, чистить. Шеф команды выступает в роли стратега «битвы за уголь», координирует работу всей бригады. А еще ему-то как раз приходится иногда спускаться вниз, чтобы прокладывать «чудищу» путь, когда экскаватор перемещается с одного участка карьера на другой. Но эти привычные «покатушки» ничто по сравнению с рейдом, который выпал экскаваторщикам «Баггера» семь лет назад.

Днем и ночью три недели…
На память снова приходят сравнения из отечественной истории. По приказу Петра Первого два фрегата были скрытно волоком доставлены по суше к Балтийскому морю, когда задумал царь-реформатор окно в Европу прорубить. Для того сотни крестьян и солдат через леса просеки рубили, дорогу прокладывали, по бревнам тащили к воде корабли. Но то, что еще можно представить на просторах России 18-го века, трудно представимо в аккуратной и всячески обустроенной Германии века XXI-го. Ведь не по автобану же ехал на 12-ти гусеницах стальной монстр Bagger-288! Выполнив свою работу в карьере Гамбах (Hambach), он должен был начать добычу на карьере Гарцвейлер (Garzweiler). Для машины был проложен по возможности кратчайший путь. Там, где это было необходимо, участки маршрута заблаговременно засеяли травой, дабы почва во время дождей не перенасыщалась влагой и сохраняла несущую способность. В целом ряде мест песчаные насыпи сделали. Так, чтобы не повредить автодороги и железнодорожную ветку, насыпали подушку из песка и щебня метровой высоты. При этом, заметьте, движение транспорта останавливали всего на полдня: так быстро делали насыпь и сразу удаляли ее после проезда суперэкскаватора. Встречавшиеся на пути речушки также приходилось для форсирования засыпать камнями. Поскольку «Bagger» никак не смог бы пройти под кабелями ЛЭП, их демонтировали и сразу ставили назад, как только колосс проезжал через линию. Потребители электроэнергии, как правило, не испытывали неудобств: поставщики направляли ее по альтернативным сетям. Путешествие «Баггера» продолжалось и ночью, и со стороны местами выглядело, как эпизод из голливудского блокбастера. Причем, в путь из карьера в карьер отправились сразу два роторных экскаватора, но вторая машина была и меньше, и в полтора раза легче нашего «героя», так что именно Баггер-288 вызвал небывалый ажиотаж. Показательно, что организаторы экскаваторного рейда заметали его следы буквально через сутки после прохождения машин. Тщательно, с немецкой педантичностью подготовленная спецоперация завершилась успешно: за три недели стальной колосс преодолел 22 километра и смог сразу приступить к добыче на новом месте. Увидеть в работе самого большого «угольщика» в мире можно и сегодня. Специалисты уверены, что при надлежащем обслуживании и ремонте, и если не случится какого-либо форс-мажора, Баггер-288 вполне способен и до своего 100-летия уголь добывать. Тем более что сам он теперь не просто уникальное и высокоэффективное средство производства, но и настоящая туристическая достопримечательность, увидеть которую можно издалека.

Машины-гиганты, которые впечатляют только своим видом… TravelAsk знает, чем удивить: это не только огромные великаны, это еще и очень сложная конструкция. Поговорим сегодня о самых больших экскаваторах, который когда-либо видел мир.

Немецкие гиганты

Мы расскажем о двух огромных машинах: Bagger 288 и Bagger 293.

Именно последний занесен в Книгу рекордов Гиннеса, однако он является младшим братом первого и по своим размерам, на самом деле, мало чем отличается.

Bagger 288

Эту махину построила в 1978 году немецкая компания Krupp. Гигант превзошел своими размерами даже гусеничный транспортёр НАСА, который используют для транспортировки шаттлов и ракет Аполлон на стартовую площадку. Вес экскаватора ― 13,5 тысяч тонн. Строили Bagger около пяти лет.


Заказала эту машину компания Rheinbraun. Обошелся он им почти в сто миллионов долларов. Однако это вложение окупилось достаточно быстро. Дело в том, что компания добывает полезные ископаемые, и им потребовалось оборудование, которое будет доставать их из таких недр земли, которые неподвластны никакой другой технике. Классический вариант добычи бульдозерами они отмели сразу: до цели ими можно добираться месяцами. А этот гигант справится с задачей за два дня.

Как работает Bagger 288

Ковши самого большого в мире экскаватора крепятся на вращающемся колесе. Благодаря этому машина постоянно роет. Ковшей у машины аж восемнадцать, объемом каждый из них 6,6 кубических метров. Чтобы понять эти габариты, достаточно представить, что в ковш легко встанет мужчина под метр восемьдесят.


За час Bagger перерабатывает порядка десяти тысяч кубометров породы. Она сразу сгружается на движущиеся конвейеры, а с них ― загружается в вагоны либо укладывается рядом. Обычные КАМАЗы с такими объемами не справятся. Точнее справятся, но чтобы вывезти добытую экскаватором за день породу, потребуется 3822 КАМАЗа.

Гигантские габариты

Габариты экскаватора огромны: его длина двести сорок метров, ширина ― сорок шесть метров, а в высоту он девяносто четыре метра.

Гусениц у экскаватора двенадцать, каждая из них шириной порядка четырех метров. Работать его заставляют шестнадцать двигателей. О весе мы уже упоминали ― 13500 тысяч тонн. Но, не смотря на такую массу, давление на землю от экскаватора небольшое.


С такой махиной не справиться одному: им управляет целая команда из четырех человек.

А знаете, какая скорость этой махины? Всего лишь шестьсот метров в час. Так что он вполне может завидовать черепахе.

Bagger 293

Этот гигант сейчас занимается добычей угля в Германии недалеко от Гамбурга. Вы только представьте его габариты: в длину экскаватор 225 метров (это чуть меньше, чем Bagger 288), в высоту ― 96 метров (как и его старший брат).


В сутки гигант перерабатывает порядка 219 тысяч тонн почвы или 240 тысяч кубометров (также, как и Bagger 288). Спрашиваете, в чем он преуспел по сравнению со своим предшественником? Его вес ― 14,2 тысяч тонн. До его постройки в 1995 году абсолютным рекордсменом был Bagger 288.

Самый большой экскаватор в мире построенный немецкой компанией Krupp, был замечен на пересечении федеральной трассы в Германии, по дороге к месту назначения – карьеру угольной шахты.

Итак, 10 фактов о самом большом экскаваторе:
1. Габариты экскаватора большие, если не сказать огромные, 93,3 метра в высоту и 211 метров в длину.

2. Вес самого большого экскаватора также поражает сорок пять с половиной тысяч тонн.
3. Стоимость этого мастодонта ~ $ 100 млн.


4. Разработка и проектирование самого большого экскаватора заняли 5 лет, еще 5 лет понадобилось, чтобы собрать его.
5. Похоже, число 5 магическое для этой машины, именно столько людей необходимо, чтобы управлять добычей угля.


6. Ротор экскаватора 21 метр в диаметре и состоит из 20 ковшей, каждый по 530 метров кубических. Мужчина ростом 180 см может встать в полный рост в одном из ковшей.
7. Самый большой экскаватор передвигается на 12 гусеницах, каждая 3,6 метра в ширину. 8 из них установлены впереди и четыре сзади.


8. Скорость движения удивит даже черепаху 530 м/час.
9. За один день этот экскаватор способен поднять 76455 м.куб породы.