Почему в России подорожают автомобили. «Классическое запугивание потребителя»

Цены на автомобили в 2017 году продолжат умеренный рост. Несмотря на данный фактор, эксперты прогнозируют частичное восстановление продаж, которые вернутся к показателям 2015 года. Полностью выйти из кризиса автомобильному рынку удастся только через несколько лет. При этом цены на авто сохранят зависимость от динамики валютного рынка.

Ценовое ралли

Динамика автомобильного рынка зависит сразу от нескольких факторов, отмечают эксперты. В первую очередь это рост цен на автомобили на фоне снижения доходов населения. И если темпы подорожания автомобилей постепенно замедляются, то снижение покупательской способности граждан будет оказывать давление на рынок в среднесрочной перспективе.

Во втором полугодии цены на новые автомобили прибавят 2-3%, прогнозирует представитель «Автостат» Сергей Удалов. В целом за 2016 год подорожание составит 10%, что существенно меньше прошлогодних показателей. Стабилизация ситуации с курсом доллара помогает участникам рынка удерживать цены. Однако в нынешних условиях данный фактор уже не способен стать существенным драйвером роста продаж.

При этом эксперты подчеркивают, что общее подорожание автомобилей за время кризиса еще не достигло масштабов девальвации. Если за период сентябрь 2014 года - июнь 2016 года цены на новые авто прибавили 38%, то стоимость доллара выросла на 70%. Поэтому цены имеют значительный потенциал для роста в 2017 году.

Курс рубля в 2017 году станет основным фактором, который будет влиять на будущую стоимость автомобилей. Базовый прогноз Минэкономразвития предполагает постепенное укрепление российской валюты, что позволит сдержать рост цен на авто. Подорожание нефти даст возможность рублю отыграть утраченные позиции. В результате стоимость автомобилей останется без изменений.

Сохранение нынешних котировок на валютном рынке обернется ростом цен на авто в пределах 5-10%. Участники автомобильного рынка продолжат корректировать цены с учетом предыдущей девальвации.

Наиболее пессимистичный сценарий связан с новым обвалом нефтяного рынка и последующим кризисом российской экономики. Падение котировок «черного золота» до 25-30 долл./барр. обернется новым этапом ослабления рубля и падением реальных доходов населения. В итоге стоимость автомобилей прибавит 20-30%.

Динамика рынка: в поисках восстановления

В 2017 году прекратится спад на автомобильном рынке, прогнозируют аналитики. Согласно оценкам представителей Минпромторга, продажи легковых автомобилей снизятся до 1,4 млн шт., что на 6,7% меньше показателей 2015 года. Наиболее негативный сценарий предполагает более существенный обвал - до 1,1 млн шт. В рамках оптимистичного сценария ожидается умеренный рост продаж - до 1,6 млн шт. В следующем году продажи продемонстрируют рост впервые за последние 4 года, вернувшись к показателям 2015 года.

Спрос на автомобили окажется под давлением в среднесрочной перспективе, считают эксперты. Снижение доходов отражается на поведении потребителей, которые не готовы идти на существенные затраты в нынешних условиях. При этом дешевое кредитование, которое традиционно являлось основным драйвером роста продаж, остается недоступным.

Несмотря на постепенное снижение учетной ставки, коммерческие банки продолжают выдавать кредиты под высокий процент. Кроме того, финансовые учреждения установили жесткие требования для потенциальных заемщиков, что является существенным ограничением.

В нынешних условиях поддержка со стороны государства является единственным фактором, который сможет стабилизировать продажи, считает замглавы Минпромторга Александр Морозов. Однако правительство испытывает серьезные трудности с наполнением бюджета, что ставит под вопрос возможное продление госпрограммы в 2017 году. Чиновники намерены стабилизировать дефицит бюджета, что отражается на снижении финансовой поддержки экономики.

Прогнозы экспертов предполагают постепенное восстановление положительной динамики на автомобильном рынке в 2017 году. Выход российской экономики из кризиса позволит вернуть продажи к показателям 2015 года, до этого продажи снижались 4 года в подряд. Кроме того, восстановление продаж зависит от масштабов поддержки со стороны государства.

Цены на авто в следующем году сохранят зависимость от тенденций валютного рынка. Укрепление рубля, прогнозируемое Минэкономразвития, позволит участникам рынка сохранит цены без изменений. При этом рост стоимости автомобилей во втором полугодии 2016 года замедлится до 2-3%.

Стабилизация валютных котировок приведет к подорожанию автомобилей на 5-10% в 2017 году. Пессимистичный сценарий, связанный с обвалом цен на нефтяном рынке и девальвацией рубля, вызовет новую волну подорожания автомобилей. В таком случае рост цен составит 20-30%.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости, Сергей Белоусов. В январе цены на новые автомобили традиционно поползли вверх. О подорожании уже официально объявили АвтоВАЗ, BMW и другие крупные бренды. Некоторые марки пытаются сделать последний финансовый вздох и предложить покупателям скидки, однако неминуемое повышение цен настигнет и их. РИА Новости выяснило, насколько повысится стоимость личного транспорта в 2018-м.

От Lada до BMW

Волжский завод избегал внесения правок в прайс-листы весь прошлый год, лишь осенью увеличив цену почти всех комплектаций седанов Vesta на девять тысяч рублей. Однако с началом 2018-го купить "Жигули" по дешевке уже не получится: в первый рабочий день российский автопроизводитель объявил о повышении цен на весь модельный ряд.

В начале января почти все машины АвтоВАЗа подорожали на 15 тысяч рублей. Чуть меньше — 10 тысяч — придется теперь добавить за Lada Granta и Kalina, а за внедорожник Lada 4x4 — восемь тысяч рублей.

О том, что в новом году BMW поменяет ценники практически на все свои автомобили, немецкая компания объявила заранее — 25 декабря 2017 года. Средняя стоимость машин баварской марки увеличилась на 2,5 процента. Больше всех прибавили "заряженные" кроссоверы BMW X5 M и X6 M. Не изменились прайс-листы только на кроссоверы X2 и X3, а также M5 и 6 Series GT.

В тот же день о подорожании автомобилей Cadillac сообщило российское представительство General Motors. С нового года за модели Cadillac XT5 просят на 300 тысяч рублей больше, за Escalade — на 400 тысяч: их средняя стоимость увеличилась на 6-8 процентов.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе автомобильной группы "Авилон", с 2018 года компания Ford подняла цены на три модели: Fiesta — на 17 тысяч рублей, EcoSport — на 20 тысяч, Ford Kuga — на 35 тысяч. Марка Audi переписала ценники в сторону повышения практически на всю линейку — среднее подорожание — почти 2 процента. Больше всего накинули на "заряженные" модели Audi Sport (S и RS) — их цена выросла на 5-10 процентов.

В сторону увеличения (плюс 2-3 процента) скорректировала прайс-листы марка Mercedes-Benz. Как отметили в "Авилоне", у клиентов пока есть возможность купить машины по прайс-листам 2017 года, а также воспользоваться программой поддержки продаж на автомобили в наличии.

Еще успеют сэкономить те, кто присматривается к продукции Jaguar Land Rover: с февраля в среднем на 330 тысяч рублей подскочит цена на новый Range Rover, модель Range Rover Sport подорожает на 272 тысячи, а со второй половины года ожидается повышение стоимости всего модельного ряда британского концерна примерно на 5-10 процентов.

Со 2 января Hyundai поднял цены седанов Solaris и кроссоверов Creta на 10 тысяч рублей. По данным дилерской сети, перед Новым годом такую же сумму прибавил прайс-лист седана Volkswagen Polo, а кроссовер Tiguan в комплектации Highline подорожал на 20 тысяч рублей. В ГК "Авилон" ожидают дальнейшего повышения цен на легковые модели Volkswagen на 2-3 процента.

Как сообщил РИА Новости заместитель председателя правления группы компаний "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев, в 2018 году также повысились цены на две модели Volkswagen — универсал Passat Variant и пикап Amarok, примерно на 7 процентов.

В конце прошлого года совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" объявило о подорожании с 1 января внедорожника Chevrolet Niva. Все комплектации прибавили по 10 тысяч рублей. При этом сразу после праздников завод объявил об акции "На улице минус 20", в рамках которой машины, произведенные в 2017 году, будут продаваться со скидкой 20 тысяч рублей. Дисконт закончится 31 января.

© Chevrolet


На 50 тысяч евро увеличилась базовая цена Bugatti Chiron — до 2,45 миллиона евро без учета налогов и других платежей. Впрочем, первому российскому владельцу гиперкара пришлось отдать за него 3,5 миллиона евро, причем машину он получал в Европе, поскольку Chiron не сертифицирован для России (нет системы "Эра-Глонасс"). В компании "Авилон" утверждают, что если купить этот автомобиль сейчас, то получить его удастся только в первом квартале 2021 года.

В зависимости от комплектации и количества опций на 7-10 процентов подорожали автомобили Maserati. Также ожидается повышение цен на Fiat и Jeep.

Годом ранее

Согласно данным аналитического агентства "Автостат ", наибольший скачок цен наблюдался в декабре 2016 года: тогда новые автомобили подорожали в среднем на 2,3 процента. В январе 2017-го — еще на 0,9 процента.

В прошлом году АвтоВАЗ переписал ценники на весь модельный ряд тоже в первый рабочий день после новогодних праздников. Меньше чем через неделю марка Renault выпустила новые прайс-листы, в которых автомобили подорожали на 10-30 тысяч рублей. Не избежали этой участи корейские бестселлеры Kia Rio и Hyundai Solaris, а также российско-американский внедорожник Chevrolet Niva. Цены на некоторые модели подняли Skoda, Volkswagen, Mazda. В январе 2017-го Toyota прибавила к ценнику почти всех моделей 24-305 тысяч рублей: рекорд тогда принадлежал минивэну Alphard. Всего с 15 декабря 2016 года по 15 января 2017 года цены на автомобили в России повысили 25 брендов.

Что дальше?

Эксперты сходятся во мнении, что рост цен в 2018 году продолжится, несмотря на стабильный курс рубля.

"Подорожание автомобилей в этом году неизбежно ввиду увеличения утилизационного сбора, а также общего уровня инфляции, — рассказал Александр Зиновьев. — В первую очередь это затронет модели мощностью свыше 200 лошадиных сил, поэтому мы ожидаем подорожания у всех брендов премиум-сегмента".

Ранее в Минпромторге заявили, что индексация утилизационного сбора не коснется автомобилей, чье производство налажено в России. Этим заводам дополнительная нагрузка будет компенсирована за счет новой программы господдержки автопрома, на которую выделяется более 125 миллиардов рублей в год.

Государство поможет сэкономить на покупке новой машины, но не всем. В 2018 году Минпромторг планирует направить 16 миллиардов рублей на продолжение государственных программ стимулирования "Первый автомобиль" (дает 10 процентов скидки тем, кто покупает машину впервые) и "Семейный автомобиль" (10 процентов скидки тем, у кого двое и более несовершеннолетних детей). Судя по письмам автопроизводителей, участвующих в программах (имеются в распоряжении РИА Новости), правительство решило отказаться от увеличения предельной стоимости автомобиля до 1,5 миллиона рублей — максимальная цена попадающей под действие программы машины осталась на прошлогоднем уровне в 1 450 000 рублей. Кроме того, к участию в программе в 2018 году допустят модели, произведенные не ранее декабря 2017 года на территории России и в обязательном порядке оборудованные системой "Эра-Глонасс".

Позитивная динамика цен на нефть и укрепление рубля давали слабую надежду, что цены на автомобили, наконец, стабилизируются. Вопреки ожиданиями они скакнули, и очень существенно.

Только факты

АвтоВАЗ повысил цены косметически, но все же повысил, причем даже на модели с высокой степенью локализации. Базовая Lada Granta прибавила 6 тысяч рублей (теперь стоит от 390 тысяч), «Калина» — 4,4 тысячи, Vesta — 17 тысяч: с кондиционером и магнитолой цена Vesta приблизилась к 600 тысячам рублей.

Цены на иномарки выстрелили заметней. Так, Hyundai Solaris 1.6 в средней комплектации Comfort подорожал с 723 до 755 тысяч, причем выросла и ценовая разница с основным конкурентом — Lada Vesta. Так, в близких комплектациях «Веста» оказывается примерно на 150 тысяч рублей дешевле.

Подняла цены Skoda, например, Octavia 1.6 Active прибавила 25 тысяч рублей и стоит теперь от 924 тысяч, а Rapid в аналогичной версии подорожал до 706 тысяч. Volkswagen Polo прибавил 21 тысячу.

Citroen, в конце прошлого года снизивший цену на рестайлинговые C4, отыграл все обратно: если летом минималка с кондиционером стоила от 911 тысяч, то теперь — от 922 тысяч.

В ряде случаев подорожание усугубилось изменением комплектаций, например, Toyota изъяла из линейки RAV4 базовую версию «Классик», поэтому минимальный «рафик» стоит теперь от 1,493 млн против 1,299 млн до Нового года (при прочих равных цена возросла на 34 тысячи).

Есть марки, которые сохранили цену, например, седан Ford Focus 1.6 SYNC Edition по-прежнему стоит от 981 тысячи рублей, а Datsun оставил цену на седан on-Do — от 436 тысяч. Впрочем, это касается в основном моделей, которые теряли долю рынка.

Представители дилерского сообщества считают, что январское повышение — не последнее в этом году. Так, Skoda анонсировала обновленную версию Octavia, и цена на базовую версию возросла до 940 тысяч (+41 тысяча относительно декабря 2016). Hyundai готовится к выводу на рынок нового Solaris, и, по неофициальной информации, он будет ощутимо дороже нынешней модели. А значит, Solaris за 1 млн рублей может стать реальностью.

Виноват ГЛОНАСС?

Почти все опрошенные нами представители автобизнеса сетовали, что помимо прочего на цены влияет необходимость устанавливать систему автоматического вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Она стала обязательной с 1 января 2017 года.

По разным оценкам, ЭРА-ГЛОНАСС добавляет к цене от 1 до 5%, причем не только за счет стоимости самой системы (10−15 тысяч), но и необходимости дорогостоящей сертификации каждой модели, что предполагает проведение двух краш-тестов. Некоторые марки отказались от поставки ряда моделей, например, Audi предпочла завезти в Россию запас A8, R8 и TT на весь 2017 год.

Называется и другая причина: несмотря на укрепление рубля, текущие цены на автомобили остаются убыточными для автопроизводителей, а прошлый год многие закончили с минусовым балансом ради сохранения доли рынка.

Впрочем, ситуация постепенно приближается к точке равновесия. Например, если год назад валютная стоимость российского Renault Duster начиналась от 7400 евро, европейский аналог Dacia Duster стоил от 10 690 евро. В этом году разница не столь существенна, и переведенная в евро цена российского Duster стартует от 10 369 — сравнимо с европейской.

Цены на автомобили не поднимались в прямой пропорции к курсу, особенно при валютных всплесках, поэтому и укрепление рубля не ведет к мгновенной корректировке цен. В обозримом будущем производители настроены отыграть потери двух кризисных лет.

Отчасти этому способствует ситуация на рынке: несмотря на существенное падение спроса (с 2012 года — более чем двукратное), итоги 2016 года оказались лучше пессимистичных прогнозов — реализовано более 1,4 млн автомобилей. Это позволяет «выжившим» искать точку равновесия между прибыльностью и объемами продаж.

А если подешевле…

Прайсовая цена является лишь ориентировочной, поскольку почти все производители предлагают скидки и бонусы.

До весны распродаются автомобили 2016 года выпуска, и на них стоит обратить внимание. Чаще всего, цены сохранены на уроне 2016 года и действуют скидки. Например, Ford распродает прошлогодние Focus с прямым дисконтом 50 тысяч рублей, а бонус по программе трейд-ин достигает 110 тысяч рублей. Kia предлагает снижение цены до 30 тысяч, а общая выгода от программ может превышать 100 тысяч рублей. Lada анонсировала скидку до 60 тысяч по программе трейд-ин, и до 20 тысяч по программе утилизации.

Предсказывать цены сегодня не берется никто: это зависит от множества факторов, в особенности — от пресловутых курсов валют.

При этом весной должен заработать ряд новых программ госпомощи авторынку, например, скидки до 60 тысяч рублей могут получить молодые покупатели первого авто и жители села.

В остальном стоимость автомобилей приблизилась к историческому максимуму — даже в марте 2015 года на волне резкого удорожания валют они были ниже. Средняя цена иномарки гольф-класса перевалила за 1 млн рублей, бюджетные автомобили в небогатых комплектациях стоят не менее 600 тысяч, а самая доступная модель на российском рынке — пустая Lada Granta — приблизилась к 400 тысячам.

Все еще наблюдаются плохие новости для автокомпаний, что торгуют новыми машинами. Кризис, вроде, прошел, но свой след оставил конкретно. Так что в 2017 году автолюбители все еще будут засматриваться на более дешевые варианты – подержанные машины. Кстати, это отличный шанс для АвтоВАЗа получить преимущество над конкурентами.

К сожалению, в 2017 году падение интереса к новым машинам продолжится. Большинство покупателей захотят перейти на подержанные машины, дабы сэкономить не только в бюджетном, но и премиальном сегменте. А вот автопроизводители говорят о том, что непопулярные машины завозиться не будут, одновременно и цены вырастут.

Еще в 2015 году продажи новых машин составили около 1.5 миллиона единиц. Таким образом, когда в начале года был сделан оптимистичный прогноз Ассоциацией европейского бизнеса, не подтвердился. В тот момент эксперты считали, что будет продано около 1.98 автомобилей пассажирских и легковых.

Падение продаж к 2017 году

Многие могут наблюдать, что падение продаж все еще происходит, хоть и не так резко, как ранее. Несмотря на это, многие эксперты сошлись на одном мнении, что автомобили все еще будет дорожать, а покупатели будут больше обращать свое внимание на подержанные транспортные средства. Кстати, на поддержку отечественного автопрома было выделено в 2016 году около 50 миллиардов рублей.

Аналитик ИФК Метрополь по имени Андрей Рожков уверен в том, что следующий год не будет таким пессимистичным. Андрей считает, что падение продаж, даже при очень негативном сценарии экономики может быть равно 7-10 процентов. Такое возможно произойдет тогда, если доходы людей, а также сам спрос на дорогие вещи начнет сокращаться.

Если говорить о марках машин, то вполне комфортно себя будут чувствовать машины премиум-класса. Данный спрос будет стабильным из-за того, что такие покупатели не так сильно реагируют на экономику страны, которую мы сегодня наблюдаем.

Речь Вице-президента РОАД

Вице-президент РОАД говорит о том, что в следующем году в тренде будут подержанные машины. Ведь именно сегодня наши дилеры сфокусировали свои силы на таких товарах. Пока что трудно сказать, кто уйдет с рынка в 2017 году, однако, можно уже сейчас предсказать существенный рост цен. Автокомпании давали бюджеты на сдерживание цен в 2015 году. В 2016 году такого уже не наблюдалось.

Тогда же машины стали дороже в среднем на 20-30 процентов. Данные слова подтверждает и прогноз аналитического агентства Автостат. Эксперты компании полагают, что многие покупатели новых машин перейдут на сторону транспорта с пробегом. Как уже высказались аналитики в этом году, объем рынка подержанных марок будет равен 4.8-5.5 миллиона единиц. При этом работники Автостата говорят о том, что 2017 год тоже будет не простым.

Эксперты рассказали, что зимой продажи нового транспорта не превысят 100 тысяч в месяц. Такие факты говорят о том, что даже при самом благоприятном развитии ситуации автокомпаний, продажи не вырастут более 1.6 миллиона штук. А если события будут показывать негативный сценарий, то продажи рынка будут равны 1.3 миллиона.

Андрей Ермаков, директор по развитию автокредитования Локо-Банка рассказал о том, что в 2017 году из страны автопроизводители уходить не будут. Конечно же, может произойти сокращение модельного ряда, а также менее интересных марок для россиян. Может быть такое, что автокомпании станут предлагать жителям не такие дорогие варианты, но с меньшим количеством опций.

В 2017 году Ермаков не прогнозирует падение продаж. Директор утверждает об их повышении на 3 или 5 процента. А вот если верить прогнозу компании Frost&Sullivan, то он показывает прогноз роста в 2017 году на 1.8 миллиона, а в 2021 году данный показатель может дойти до отметки в 2.8 миллиона единиц.

Так как мы не знаем о том, сколько будет стоять доллар в будущем, наши расчеты будут приблизительными. Но, не смотря на это, у Вас будет хоть какое-то представление о том, сможете Вы себе позволить новую машину в этом году или нет. Согласно статистическим данным, за последние пять лет ситуация на авторынке существенно изменилась. Как оказалось, 70% продаж приходятся на автомобили иностранной сборки, это свидетельствует о том, что ТС отечественного производства мало интересуют покупателей.

Напоминаем, что по сегодняшний день действуют санкции, которые на Россию наложили Италия и Германия. А эти страны считаются лидерами поставок качественных автомобилей. В связи с чем, машины данных брендов уже существенно подорожали, кроме этого, стоимость деталей к этим автомобилям тоже поднялась. Цены на авто, которые привозят к нам из-за заграницы, поднялась на 30-40 процентов.

В текущем году в РФ подняли ставку акцизного сбора на 26.5%, такие же показатели были в 2014 году. Теперь владельцам машин с мощь мотора от 90 до 150 л.с. нужно платить 43 рубля за одну лошадиную силу. А акцизный налог на машины с отдачей больше, чем 150 л.с. составит 420 руб. за каждую единицу мощности.

Мы практически ответили на вопрос: сколько буду стоять авто в 2017 году, но сначала о факторах, которые повлияют на формирование цены:

  • Валютная ситуация на финрынке (эксперты утверждают, что курс иностранной валюты увеличиться на семь процентов. Скачек небольшой, поэтому, производители не будут сильно поднимать стоимость, чтобы не лишиться потенциальных покупателей, которых за последние два года стало в два раза меньше, можно предположить, что максимальная стоимости на машины в нынешнем году поднимется на 4%);
  • Турецкие санкции (отечественные производители машин КАКМАЗ и АвтоВАЗ применяют детали турецкого изготовления, в связи со сложившейся ситуацией, могут возникнуть перебои с поставками, и поставщики, чтобы перекрыть их, поднимут стоимость на ТС, в таком случае, автомобили в 2017 году могут подорожать на 7-15%);
  • Новый экостандарт (начиная с прошлого года, все производимые авто нужно оснащать моторами стандарта «Евро-5». Такие расходы, разработчики компенсируют тем, что поднимают стоимость на свой товар на пять процентов);
  • Повышенная ставка утилизационного сбора до 65% (этот закон недавно приняло Правительство РФ, из-за этого каждый автомобиль подорожал на 30 000 -40 000 руб.);
  • Повышение акцизного сбора до 4-5% (данный показатель практически не влияет на формирование цен).

Эти данные помогут Вам предположить, на сколько подорожают автомобили в 2017 году в России. Поднятие стоимости негативно может отобразиться, как на отечественных покупателях, так и иностранных производителях. Поставщики из Америки и Европы понесут немалые убытки, так как жители России являются главными потребителями данной продукции. Зато, в таких условиях, может подняться спрос на ТС отечественных производителей.

Эксперты утверждают, что на рынке поддержанных транспортных средств все останется без изменений, а если подорожание на ТС будет, то не существенное. Есть вероятность, что некоторые модели авто упадут в цене, причина в том, что спрос на такую продукцию уменьшился. Аналитики предполагают, что в этом году на рынке поддержанных машин, стоимость поднимется на десять процентов.

Для покупателей это выгодные расценки, если курс иностранной валюты станет выше, вероятно, цены на б/у машины тоже поднимутся. Напоследок хочется отметить, что никакого постоянства на российском авторынке не будет, те, кто имеют деньги на покупку итальянского или американского транспортного средства смогут его купить даже за «космическую сумму». А вот люди, которые собирали полжизни на новую машину любимой марки, скорей всего не смогут себе ее позволить, когда узнают, сколько буду стоять авто в 2017 году. Расстраиваться не стоит, ведь можно купить поддержанный автомобиль в хорошем состоянии по выгодной цене.