Параметры впрыска ваз. Электронный блок управления двигателем (эбу,эсуд, контролёр)
При всей привлекательности автомобильных технологий середины ХХ века отказ от них закономерен. Обязательными для России стали, наконец, требования Евро II, за ними неизбежно последуют Евро III, потом Евро IV. В сущности, каждому сознательному автомобилисту предстоит радикально изменить собственное мировоззрение, сделав его основой не «гоночные» амбиции, культивировавшиеся целое столетие, а бережное отношение к цивилизации. Количество и состав выбросов автомобильного двигателя теперь ограничивают чрезвычайно жесткими рамками - хотя бы и при некоторой потере динамических показателей.
Добиться выполнения таких требований сумеем, только подняв уровень сервиса. Конечно, автолюбителям, не утратившим любознательности, «лишние» знания тоже не повредят. Хотя бы в прикладном смысле: грамотный человек меньше рискует быть обманутым недобросовестными мастерами, а это всегда актуально.
Итак, к делу. Сегодня автомобили ВАЗ выпускаются с контроллером Bosch M7.9.7. В сочетании с дополнительным датчиком кислорода в выхлопных газах и датчиком неровной дороги это обеспечивает выполнение норм Евро III и Евро IV. Конечно, теперь увеличилось количество контролируемых параметров. Вот о них и расскажем, предполагая, что мы, вы или диагност из сервиса вооружены сканером - например, ДСТ-10 (ДСТ-2).
Начнем с датчиков температуры: их два. Первый - на отводящем патрубке системы охлаждения (фото 1). По его показаниям контроллер оценивает температуру жидкости перед пуском двигателя - TMST (°С), ее значения при прогреве - ТМОТ (°С). Второй датчик измеряет температуру воздуха, поступающего в цилиндры, - TANS (°С). Он установлен в корпусе датчика массового расхода воздуха. (Здесь и далее выделенные сокращения те же, что в официальных руководствах по ремонту.)
Надо ли долго объяснять роль этих датчиков? Представьте, что контроллер обманут заниженными показаниями ТМОТ, а двигатель на самом деле уже прогрет. Начнутся проблемы! Контроллер будет увеличивать время открытия форсунок, пытаясь обогатить смесь - результат тут же обнаружит датчик кислорода и «настучит» контроллеру об ошибке. Контроллер попытается ее исправить, но тут снова вмешивается неверная температура…
Величина TMST перед запуском, помимо прочего, важна для оценки работы термостата по времени прогрева двигателя. К слову сказать, если автомобилем долго не пользовались, то есть температура двигателя сравнялась с температурой воздуха (с учетом условий хранения!), очень полезно сопоставить показания обоих датчиков перед пуском. Они должны быть одинаковы (допуск ±2°С).
А что будет, если отключить оба датчика? После пуска величину ТМОТ контроллер рассчитывает согласно алгоритму, заложенному в программу. А величину TANS принимает равной 33°С для 8-клапанного двигателя 1,6 л и 20°С для 16-клапанного. Очевидно, что исправность этого датчика очень важна при холодном пуске, особенно в мороз.
Следующий важный параметр - напряжение в бортовой сети UB. В зависимости от типа генератора оно может лежать в пределах 13,0- 15,8 В. Контроллер получает питание +12 В тремя путями: от АКБ, замка зажигания и главного реле. С последнего он вычисляет напряжение в системе управления и при необходимости (в случае понижения напряжения в сети) увеличивает время накопления энергии в катушках зажигания и длительность импульсов впрыска топлива.
Значение текущей скорости автомобиля выводится на дисплей сканера в виде VFZG. Оценивает ее датчик скорости (на коробке передач - фото 2) по частоте вращения корпуса дифференциала (погрешность не более ±2%) и сообщает контроллеру. Конечно, эта скорость должна практически совпасть с той, что показывает спидометр - ведь тросовый его привод остался в прошлом.
Если минимальные обороты холостого хода у прогретого двигателя выше нормы, проверим степень открытия дроссельной заслонки WDKBA, выраженную в процентах. В закрытом положении (фото 3) - ноль, у полностью открытой - от 70 до 86%. Нужно иметь в виду, что это относительная величина, связанная с датчиком положения заслонки, а не угол в градусах! (На устаревших моделях полному открытию дросселя соответствовали 100%.) На практике, если показатель WDKBA не ниже 70%, регулировать механику привода, что-то отгибать и т.п. нет необходимости.
При закрытом дросселе контроллер запоминает величину напряжения, поступающего с ДПДЗ (0,3–0,7 В), и хранит в энергозависимой памяти. Это полезно знать, если вы самостоятельно меняете датчик. В этом случае надо снять клемму с АКБ. (В сервисе для инициализации пользуются диагностическим прибором.) В противном случае измененный сигнал с нового ДПДЗ может обмануть контроллер - и обороты холостого хода не будут соответствовать норме.
Вообще же частоту вращения коленвала контроллер определяет с некоторой дискретностью. До 2500 об/мин точность измерений - 10 об/мин - NMOTLL, а весь диапазон - от минимума до срабатывания ограничителя - оценивает параметр NMOT с дискретностью 40 об/мин. Для оценки состояния двигателя более высокая точность в этом диапазоне не требуется.
Практически все параметры двигателя так или иначе связаны с расходом воздуха в его цилиндрах, контролируемым с помощью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ - фото 4). Этот показатель, выраженный в килограммах в час (кг/ч), обозначается как ML. Пример: новый необкатанный 8-клапанный двигатель 1,6 л в прогретом состоянии на режиме холостого хода расходует 9,5- 13 кг воздуха в час. По мере приработки с уменьшением потерь на трение этот показатель существенно снижается - на 1,3- 2 кг/ч. Пропорционально меньше и расход бензина. Конечно, сопротивление вращению водяного и масляного насосов и генератора тоже сказывается, при эксплуатации несколько влияя на расход воздуха. В то же время контроллер рассчитывает и теоретическую величину расхода воздуха MSNLLSS для конкретных условий - частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости. Это тот поток воздуха, который должен поступать в цилиндры через канал холостого хода. В исправном двигателе ML немного больше, чем MSNLLSS, - на величину перетечек через зазоры дросселя. А у неисправного двигателя, разумеется, возможны ситуации, когда расчетный расход воздуха больше фактического.
Углом опережения зажигания, его корректировками тоже заведует контроллер. Все характеристики хранятся в его памяти. Для каждых условий работы двигателя контроллер подбирает оптимальный УОЗ, который можно проверить - ZWOUT (в градусах). Обнаружив детонацию, контроллер уменьшит УОЗ - величина такого «отскока» выводится на дисплей сканера в виде параметра WKR_X (в градусах).
…Для чего системе впрыска, в первую очередь контроллеру, знать такие подробности? Надеемся ответить на этот вопрос в следующей беседе - после того как рассмотрим и другие особенности работы современного впрыскового мотора.
Добро пожаловать!
Диагностика двигателя ВАЗ
В этом разделе вы сможите найти информацию о заводских прошивках и наиболее распрастранённых проблемах с ними. Методы поиска неисправностей в ряде возникающих случаев. Коды неисправностей и наиболее распространённые их причины возникновения.
Таблицы типовых параметров и моменты затяжки резьбовых соединений
Январь 4
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
COEFFF
| Коэффицинт коррекции топливоподачи
|
| 0,9-1
| 1-1,1
|
EFREQ
| Рассогласование по частоте для холостого хода
| об/мин
|
| ±30
|
FAZ
| Фаза впрыска топлива
| град.по к.в.
| 162
| 312
|
FREQ
| Частота вращения коленчатого вала
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FREQX
| Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу
| об/мин
| 0
| 840-880(800±50)**
|
FSM
| Положение регулятора холостого хода
| щаг
| 120
| 25-35
|
INJ
| Длительность импульса впрыска
| мс
| 0
| 2,0-2,8(1,0-1,4)**
|
INPLAM*
| Признак работы датчика кислорода
| Есть/Нет
| БОГАТ
| БОГАТ
|
JADET
| Напряжение в канале обработки сигнала детонации
| мВ
| 0
| 0
|
JAIR
| Расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7-8
|
JALAM*
| Приведенный ко входу фильтрованный сигнал датчика кислорода
| мВ
| 1230,5
| 1230,5
|
JARCO
| Напряжение с СО-потенциометра
| мВ
| по токсичности
| по токсичности
|
JATAIR*
| Напряжение с датчика температуры воздуха
| мВ
| -
| -
|
JATHR
| Напряжение с датчика положения дроссельной заслонки
| мВ
| 400-600
| 400-600
|
JATWAT
| Напряжение с датчика температуры охлаждающей жидкости
| мВ
| 1600-1900
| 1600-1900
|
JAUACC
| Напряжение в бортовой сети автомобиля
| В
| 12,0-13,0
| 13,0-14,0
|
JDKGTC
| Коэффицент динамической коррекции циклового наполнения топливом
|
| 0,118
| 0,118
|
JGBC
| Фильтрованное цикловое наполнение воздухом
| мг/такт
| 0
| 60-70
|
JGBCD
| Нефильтрованное цикловое наполнение воздухом по сигналу ДМРВ
| мг/такт
| 0
| 65-80
|
JGBCG
| Ожидаемое цикловое наполнение воздухом при некорректных показаниях датчика массового расхода воздуха
| мг/такт
| 10922
| 10922
|
JGBCIN
| Цикловое наполнение воздухом после динамической коррекции
| мг/такт
| 0
| 65-75
|
JGTC
| Цикловое наполнение топливом
| мг/такт
| 0
| 3,9-5
|
JGTCA
| Асинхронная цикловая подача топлива
| мг
| 0
| 0
|
JKGBC*
| Коэффициент барометрической коррекции
|
| 0
| 1-1,2
|
JQT
| Расход топлива
| мг/такт
| 0
| 0,5-0,6
|
JSPEED
| Текущее значение скорости автомобиля
| км/ч
| 0
| 0
|
JURFXX
| Табличная установка частоты на холостом ходу.Дискретность 10 об/мин
| об/мин
| 850(800)**
| 850(800)**
|
NUACC
| Квантованное напряжение бортовой сети
| В
| 11,5-12,8
| 12,5-14,6
|
RCO
| Коэффициент коррекции топливоподачи с СО-потенциометра
|
| 0,1-2
| 0,1-2
|
RXX
| Признак холостого хода
| Есть/Нет
| НЕТ
| ЕСТЬ
|
SSM
| Установка регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 25-35
|
TAIR*
| Температура воздуха во впускном коллекторе
| град.С
| -
| -
|
THR
| Текущее значение положения дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
TWAT
|
| град.С
| 95-105
| 95-105
|
UGB
| Установка расхода воздуха для регулятора холостого хода
| кг/час
| 0
| 9,8
|
UOZ
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 10
| 13-17
|
UOZOC
| Угол опережения зажигания для октан-корректора
| град.по к.в.
| 0
| 0
|
UOZXX
| Угол опережения зажигания для холостого хода
| град.по к.в.
| 0
| 16
|
VALF
| Состав смеси, определяющий топливоподачу в двигателе
|
| 0,9
| 1-1,1
|
|
---|
* Эти параметры не используются для диагностики данной системы управления двигателем.
** Для системы распределенного последовательного впрыска топлива.
(для двигателей 2111, 2112, 21045)
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
|
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
|
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 94-104
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
|
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
|
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
|
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
|
| об/мин
| 0
| 800(3)
|
НАП.Д.О2
|
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
|
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
|
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
|
| мс
| 0
| 2,0-3,0
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
Таблца типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л 16 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн.
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| 94-101
| 94-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 760-840
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 120
| 30-50
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,76-1,24
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-15
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,8-14,6
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 800
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 2,5-4,5
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 82-87
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,7-1,0
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
Таблица типовых параметров, для двигателя ВАЗ-2104 (1,45 л 8 кл.)
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход
ХОЛОСТОЙ ХОД
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
ЗОНА РЕГ.О2
| Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ОБУЧЕНИЕ О2
| Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода
| Да/Нет
| Нет
| Да/Нет
|
ПРОШЛЫЙ О2
| Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
ТЕКУЩИЙ О2
| Текущее состояние сигнала датчика кислорода
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
| Бедн/Богат
|
Т.ОХЛ.Ж.
| Температура охлаждающей жидкости
| град.С
| (1)
| 93-101
|
ВОЗД/ТОПЛ.
| Соотношение воздух/топливо
|
| (1)
| 14,0-15,0
|
ПОЛ.Д.З.
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
|
ОБ.ДВ
| Скорость вращения двигателя(дискретность 40 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ОБ.ДВ.ХХ
| Скорость вращения двигателя на холостом ходу(дискретность 10 об/мин)
| об/мин
| 0
| 800-880
|
ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ
| Желаемое положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
ТЕК.ПОЛ.РХХ
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| 35
| 22-32
|
КОР.ВР.ВП.
| Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК
|
| 1
| 0,8-1,2
|
У.О.З.
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| 0
| 10-20
|
СК.АВТ.
| Текущая скорость автомобиля
| км/час
| 0
| 0
|
БОРТ.НАП.
| Напряжение бортовой сети
| В
| 12,0-14,0
| 12,8-14,6
|
Ж.ОБ.ХХ
| Желаемые обороты холостого хода
| об/мин
| 0
| 840(3)
|
НАП.Д.О2
| Напряжение сигнала датчика кислорода
| В
| (2)
| 0,05-0,9
|
ДАТ.О2 ГОТОВ
| Готовность датчика кислорода к работе
| Да/Нет
| Нет
| Да
|
РАЗР.Н.Д.О2
| Наличие команды контроллера на включение нагревателя ДК
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
|
ВР.ВПР.
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| 0
| 1,8-2,3
|
МАС.РВ.
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| 0
| 7,5-9,5
|
ЦИК.РВ.
| Поцикловой расход воздуха
| мг/такт
| 0
| 75-90
|
Ч.РАС.Т.
| Часовой расход топлива
| л/час
| 0
| 0,5-0,8
|
|
---|
Примечание к таблице:
(1) - Значение параметра не используется для диагностики ЭСУД.
(2) - Когда датчик кислорода не готов к работе(не прогрет), то напряжение выходного сигнала датчика равно 0,45В. После того как датчик прогреется, напряжение сигнала при неработающем двигателе будет менее 0,1В.
(3) - Для контроллеров с более поздними версиями программного обеспечения желаемые обороты холостого хода составляют 850 об/мин. Соответственно меняются и табличные значения параметров ОБ.ДВ. и ОБ.ДВ.ХХ.
(для двигателей 2111, 2112, 21214)
Таблица типовых параметров, для двигателя 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,1
| 1,2-1,6
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
|
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
|
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,8
| 2,3-2,95
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±15
| 70-85
|
N10
|
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
|
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-12
| 25±2
|
USVK
|
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
|
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
|
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
|
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
|
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
|
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
|
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
|
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
|
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
|
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
|
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
|
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
|
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
|
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
|
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
|
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
Таблица типовых параметров, для двигателя 2112
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 800±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 2,5-3,5
| 2,3-2,65
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 40±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 800±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 7-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 30-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 6-6,5(6-7,5)***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
|
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для двигателя 21214-36
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 об/мин) | Холостой ход (3000 об/мин)
TL
| Параметр нагрузки
| мсек
| (1)
| 1,4-2,0
| 1,2-1,5
|
UB
| Напряжение бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
TMOT
| Температура охлажлающей жидкости
| град.С
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| град.по к.в.
| (1)
| 12±3
| 35-40
|
DKPOT
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 4,5-6,5
|
N40
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| об/мин
| (1)
| 850±40
| 3000
|
TE1
| Длительность импульса впрыска топлива
| мсек
| (1)
| 4,0-4,4
| 4,0-4,4
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода
| шаг
| (1)
| 30±10
| 70-80
|
N10
| Частота вращения коленвала на холостом ходу
| об/мин
| (1)
| 850±30
| 3000
|
QADP
| Переменная адаптации расхода воздуха на холостом ходу
| кг/час
| ±3
| ±4*
| ±1
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/час
| (1)
| 8-10
| 23±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
TRA
| Аддитативная состовляющая коррекции самообучением
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| (1)
|
FRA
| Мультипликативная состовляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2
|
TATE
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 30-40
| 50-80
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,5-0,7
| 0,6-0,8
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| град.С
| (1)
| +20±10
| +20±10
|
BSMW
| Фильтрованное значение сигнала датчика неровной дороги
| g
| (1)
| -0,048
| -0,048
|
FDKHA
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03
|
RHSV
| Сопротивление шунта в цепи нагрева УДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
RHSH
| Сопротивление шунта в цепи нагрева ДДК
| Ом
| (1)
| 9-13
| 9-13
|
FZABGS
| Счетчик пропусков зажигания, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0-15
| 0-15
|
QREG
| Параметр расхода воздуха регулятора холостого хода
| кг/час
| (1)
| ±4*
| (1)
|
LUT_AP
| Измеренная величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 0-6
| 0-6
|
LUR_AP
| Пороговая величина неравномерности вращения
|
| (1)
| 10,5***
| 6,5(15-40)***
|
ASA
| Параметр адаптации
|
| (1)
| 0,9965-1,0025**
| 0,996-1,0025
|
DTV
| Фактор влияния форсунок на адаптацию смеси
| мсек
| ±0,4
| ±0,4*
| ±0,4
|
ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по второму датчику
| сек
| (1)
| 0-0,5*
| 0-0,5
|
TPLRVK
| Период сигнала датчика О2 перед катализатором
| сек
| (1)
| 0,6-2,5
| 0,6-1,5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_KR
| Контроль детонации активен
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_KS
| Защитная функция от детонации активна
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_SWE
| Плохая дорога для диагностики пропусков зажигания
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулирования по управляющему датчику кислорода
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
M_LUERKT
| Пропуски зажигания
| Есть/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_LUSTOP
| Обнаружение пропусков зажигания приостановлено
| Да/Нет
| (1)
| НЕТ
| НЕТ
|
B_ZADRE1
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 1
| Да/Нет
| (1)
| ДА*
| (1)
|
B_ZADRE3
| Адаптация зубчатого колеса выполнена для диапазона оборотов 3
| Да/Нет
| (1)
| (1)
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
* При снятии клеммы аккумуляторной батареи эти значения обнуляются.
** Проверка этого параметра актуальна, если B_ZADRE1="Да".
*** В скобках приведен диапазон типичных значений параметра для того случая, если определено значение параметра ASA.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
(для двигателей 2111, 21114,21124, 21214)
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 2111
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-105
| 90-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+50
| -20...+50
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 2-6
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7-12
| 24-30
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 7-17
| 22-30
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 18-24
| 14-18
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,7-1,03*
| 0,7-1,03*
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 3,5-4,3
| 3,2-4,0
|
MOMPOS
|
|
| (1)
| 40±15
| 90±15
|
DMDVAD
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,05-0,8
| 0,05-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
|
| об/сек2
| (1)
| 0...5
| 0...10
|
FZABG
|
|
| (1)
| 0
| 0
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-15
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| (1)
| (1)
|
FRA
|
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
|
| %
| (1)
| ±5
| ±5
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21114 и 21124
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 90-98
| 90-98
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,8-14,1
| 13,8-14,1
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0-78 (82)
| 0-78 (82)
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840±50
| 3000±50
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 7.5-10.5
|
| ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| 12±3
| 30-35
|
WKR_X
| Величина отскока угла опережения зажигания при детонации
| Оп.к.в.
| (1)
| 0
| -2.5...0
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
RLP
|
%
| (1)
| 14-23
| 14-23
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,94-1,02
| 0,94-1,02
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 2,7-4,3
| 2,7-4,3
|
NSOL
| Желаемая частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 840
| (1)
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 24±10
| 45-75
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
USVK
| Сигнал управляющего датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,06-0,8
| 0,06-0,8
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу УДК
|
| (1)
| 1±0,25
| 1±0,25
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| 1/с2
| (1)
| ±5
| ±5
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0
| 0
|
FZAKTS
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на нейтрализатор
|
| (1)
| 0
| 0
|
DMLLRI
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (интег. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
DMLLR
| Желаемое изменение момента для поддержания хол. хода (проп. часть)
| %
| (1)
| ±3
| 0
|
| самообучением
| (1)
| 1±0,12
| 1±0,12
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±3.5
| ±3.5
|
USHK
| Сигнал диагностического датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,2-0,6
| 0,2-0,6
|
TPSVKMR
| Период сигнала управляющего датчика кислорода
| с
| (1)
|
| ATV
| Интегральная часть задержки обратной связи по ДДК
| мс
| (1)
| ±0.5
| ±0.5
|
AHKAT
| Фактор старения нейтрализатора
|
| (1)
|
| B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
B_LR
| Признак работы в зоне регулировки по сигналу УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
B_SBBVK
| Признак готовности УДК
| Да/Нет
| (1)
| ДА
| ДА
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Таблица типовых параметров, для диагностики двигателей 21214-11
Параметр | Наименование | Единица или состояние | Зажигание включено | Холостой ход (800 мин-1) | Холостой ход (3000 мин-1)
TMOT
| Температура охлаждающей жидкости
| ОС
| (1)
| 85-105
| 85-105
|
TANS
| Температура впускного воздуха
| ОС
| (1)
| -20...+60
| -20...+60
|
UB
| Напряжение в бортовой сети
| В
| 11,8-12,5
| 13,2-14,6
| 13,2-14,6
|
WDKBA
| Положение дроссельной заслонки
| %
| 0
| 0
| 3-5
|
NMOT
| Частота вращения коленчатого вала двигателя
| мин-1
| (1)
| 800±40
| 3000
|
ML
| Массовый расход воздуха
| кг/ч
| (1)
| 16-20
| 30-40
|
ZWOUT
| Угол опережения зажигания
| Оп.к.в.
| (1)
| -5±2
| 35±5
|
RL
| Параметр нагрузки
| %
| (1)
| 30-40
| 15-25
|
FHO
| Фактор высотной адаптации
|
| (1)
| 0,6-1,2
| 0,6-1,2
|
TI
| Длительность импульса впрыска топлива
| мс
| (1)
| 7-8
| 3,5-4,5
|
MOMPOS
| Текущее положение регулятора холостого хода шаг
|
| (1)
| 50±10
| 55±5
|
DMDVAD
| Параметр адаптации регулировки холостого хода
| %
| (1)
| 1±0,01
| 1±0,01
|
USVK
| Сигнал датчика кислорода
| В
| 0,45
| 0,1-0,9
| 0,1-0,9
|
FR
| Коэффициент коррекции времени впрыска топлива по сигналу
|
| (1)
| 1±0,2
| 1±0,2
|
LUMS
| Неравномерность вращения коленвала
| об/сек2
| (1)
| 2...6
| 10...13
|
FZABG
| Счетчик пропусков воспламенения, влияющих на токсичность
|
| (1)
| 0...15
| 0...15
|
TATEOUT
| Коэффициент заполнения сигнала продувки адсорбера
| %
| (1)
| 0-40
| 90-100
|
VSKS
| Мгновенный расход топлива
| л/час
| (1)
| 1,7±0,2
| 3,0±0,2
|
FRA
| Мультипликативная составляющая коррекции самообучением
|
| 1±0,2
| 1±0,2*
| 1±0,2*
|
RKAT
| Аддитивная составляющая коррекции самообучением
| %
| (1)
| ±2
| ±2
|
B_LL
| Признак работы двигателя в режиме холостого хода
| Да/Нет
| НЕТ
| ДА
| НЕТ
|
|
---|
(1) - Значение параметра для диагностики системы не используется.
ПРИМЕЧАНИЕ. В таблице приведены значения параметров для положительной температуры окружающего воздуха.
Моменты затяжки резьбовых соединений | (Н.м)
Гайки крепления дроссельного патрубка
| 14,3-23,1
|
Гайки крепления модуля электробензонасоса
| 1-1,5
|
Винты крепления регулятора холостого хода
| 3-4
|
Винты крепления датчика массового расхода воздуха
| 3-5
|
Датчик скорости автомобиля
| 1,8-4,2
|
Гайки крепления топлипроводов к топливному фильтру
| 20-34
|
Винты крепления рампы форсунок
| 9-13
|
Винты крепления регулятора давления топлива
| 8-11
|
Гайка крепления подводящего топливопровода к рампе
| 10-20
|
Гайка крепления сливного топливопровода к регулятору давления
| 10-20
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
| 9,3-15
|
Датчик кислород
| 25-45
|
Винт крепления датчика положения коленчатого вала
| 8-12
|
Болт,гайка крепления датчика детонации
| 10,4-24,2
|
Гайка крепления модуля зажигания
| 3,3-7,8
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-21114,21214,2107)
| 30,7-39
|
Свечи зажигания (двигатель ВАЗ-2112,21124)
| 20-30
|
Болты крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21114)
| 14,7-24,5
|
Болт крепления катушки зажигания (двигатель ВАЗ-21124)
| 3,5-8,2
|
|
---|
Параметр | Ед. изм | Тип контроллера и типовые значения |
||||
Январь4 | Январь 4 .1 | M1 .5 .4 | M1 .5 .4 N | MP7 .0 | ||
UACC | В | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 |
TWAT | град. С | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 | 90 – 104 |
THR | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
FREQ | об/мин | 840 – 880 | 750 – 850 | 840 – 880 | 760 – 840 | 760 – 840 |
INJ | мсек | 2 – 2 ,8 | 1 – 1 ,4 | 1 ,9 – 2 ,3 | 2 – 3 | 1 ,4 – 2 ,2 |
RCOD | 0 ,1 – 2 | 0 ,1 – 2 | +/- 0 ,24 | |||
AIR | кг/час | 7 – 8 | 7 – 8 | 9 ,4 – 9 ,9 | 7 ,5 – 9 ,5 | 6 ,5 – 11 ,5 |
UOZ | гр. П.К.В | 13 – 17 | 13 – 17 | 13 – 20 | 10 – 20 | 8 – 15 |
FSM | шаг | 25 – 35 | 25 – 35 | 32 – 50 | 30 – 50 | 20 – 55 |
QT | л/час | 0 ,5 – 0 ,6 | 0 ,5 – 0 ,6 | 0 ,6 – 0 ,9 | 0 ,7 – 1 | |
ALAM1 | В | 0 ,05 – 0 ,9 | 0 ,05 – 0 ,9 |
ГАЗ и УАЗ с контроллерами Микас 5
.4
и Микас 7
.х
Параметр | Ед. изм | Тип двигателя и типовые значения |
||||
ЗМЗ – 4062 | ЗМЗ – 4063 | ЗМЗ – 409 | УМЗ – 4213 | УМЗ – 4216 | ||
UACC | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | 13 – 14 ,6 | |
TWAT | 80 – 95 | 80 – 95 | 80 – 95 | 75 – 95 | 75 – 95 | |
THR | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | ||
FREQ | 750 ‑850 | 750 – 850 | 750 – 850 | 700 – 750 | 700 – 750 | |
INJ | 3 ,7 – 4 ,4 | 4 ,4 – 5 ,2 | 4 ,6 – 5 ,4 | 4 ,6 – 5 ,4 | ||
RCOD | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | +/- 0 ,05 | ||
AIR | 13 – 15 | 14 – 18 | 13 – 17 ,5 | 13 – 17 ,5 | ||
UOZ | 11 – 17 | 13 – 16 | 8 – 12 | 12 – 16 | 12 – 16 | |
UOZOC | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | +/- 5 | |
FCM | 23 – 36 | 22 – 34 | 28 – 36 | 28 – 36 | ||
PABS | 440 – 480 |
Двигатель должен быть прогрет до температуры TWAT, указанной в таблице.
Типовые значения основных параметров для автомобилей
Шеви-Нива ВАЗ21214
с контроллером Bosch MP7
.0
Н
Режим холостого хода (все потребители выключены) |
||
Частота вращения коленвала об./мин. | 840 – 850 | |
Жел. обороты ХХ об./мин | 850 | |
Время впрыска, мс | 2 ,1 – 2 ,2 | |
УОЗ гр.пкв. | 9 ,8 – 10 ,5 – 12 ,1 | |
11 ,5 – 12 ,1 | ||
Положение РХХ, шаг | 43 | |
Интегральная составляющая поз. шагового двигателя, шаг | 127 | |
Коррекция времени впрыска по ДК | 127 –130 | |
Каналы АЦП | ДТОЖ | 0 ,449 В/93 ,8 грд. С |
ДМРВ | 1 ,484 В/11 ,5 кг/ч | |
ДПДЗ | 0 ,508 В /0 % | |
Д 02 | 0 ,124 – 0 ,708 В | |
Д дет | 0 ,098 – 0 ,235 В | |
Режим 3000 об/мин. |
||
Массовый расход воздуха кг/час. | 32 ,5 | |
ДПДЗ | 5 ,1 % | |
Время впрыска, мс | 1 ,5 | |
Положение РХХ, шаг | 66 | |
U ДМРВ | 1 ,91 | |
УОЗ гр.пкв. | 32 ,3 |
Типовые значения основных параметров для автомобилей
ВАЗ-21102
8
V с контроллером Bosch M7
.9
.7
Обороты ХХ, об/мин | 760 – 800 |
Желаемые обороты ХХ, об/мин | 800 |
Время впрыска, мс | 4 ,1 – 4 ,4 |
УОЗ, грд.пкв | 11 – 14 |
Массовый расход воздуха, кг/час | 8 ,5 – 9 |
Желаемый расход воздуха кг/час | 7 ,5 |
Коррекция времени впрыска от лямбда-зонда | 1 ,007 – 1 ,027 |
Положение РХХ, шаг | 32 – 35 |
Интегральная составляющая поз. шаг. двигателя, шаг | 127 |
Коррекция времени впрыска по О2 | 127 – 130 |
Расход топлива | 0 ,7 – 0 ,9 |
Контрольные параметры исправной системы впрыска
СУД «Рено F3
R» (Святогор, князь Владимир)
Обороты холостого хода | 770 –870 |
Давление топлива | 2 ,8 – 3 ,2 атм. |
Минимальное давление развиваемое топливным насосом | 3 атм. |
Сопротивление обмотки форсунки | 14 – 15 ом |
Сопротивление ДПДЗ (выводы А и В) | 4 кОм |
Напряжение между выводом В датчика давления воздуха и массой | 0 ,2 – 5 ,0 В (в разн. реж.) |
Напряжение на выводе С датчика давления воздуха | 5 ,0 В |
Сопротивление датчика температуры воздуха | при 0 гр.С – 7 ,5 /12 кОм |
при 20 гр.С – 3 ,1 /4 ,0 кОм | |
при 40 гр.С – 1 ,3 /1 ,6 кОм | |
Сопротивление обмотки клапана РХХ | 8 ,5 – 10 ,5 Ом |
Сопротивление обмоток катушек зажигания, выводы 1
- 3 | 1 ,0 Ом |
Сопротивление вторичной обмотки КЗ | 8 – 10 кОм |
Сопротивление ДТОЖ | 20 гр.С – 3 ,1 /4 ,1 кОм |
90 гр.С – 210 /270 Ом | |
Сопротивление Датчика КВ | 150 – 250 Ом |
Токсичность выхлопа при разных соотношениях воздух/топливо (ALF)
Показания снимались 5 компонентным газоанализатором только с 1 .5 ‑литровых двигателей. В принципе, каждый двигатель отличался в показаниях, поэтому учитывались только показания тех машин, у которых на 1 % СО было 14 .7 ALF по газоанализатору. Даже у таких машин показания немного разнятся, поэтому пришлось усреднить некоторые данные.,93
©WIND
Для многих начинающих диагностов и простых автолюбителей, которым интересна тема диагностики будет полезна информация о типичных параметрах двигателей. Поскольку наиболее распространенные и простые в ремонте двигатели автомобилей ВАЗ, то и начнем именно с них. На что в первую очередь надо обратить внимание при анализе параметров работы двигателя?
1. Двигатель остановлен.
1.1 Датчики температуры охлаждающей жидкости и воздуха (если есть). Проверяется температура на предмет соответствия показаний реальной температуре двигателя и воздуха. Проверку лучше производить с помощью бесконтактного термометра. К слову сказать, одни из самых надежных в системе впрыска двигателей ВАЗ – это датчики температуры.
1.2 Положение дроссельной заслонки (кроме систем с электронной педалью газа). Педаль газа отпущена – 0%, акселератор нажали – соответственно открытию дроссельной заслонки. Поиграли педалью газа, отпустили – должно также остаться 0%, ацп при этом с дпдз около 0,5В. Если угол открытия прыгает с 0 до 1-2%, то как правило это признак изношенного дпдз. Реже встречается неисправности в проводке датчика. При полностью нажатой педали газа некоторые блоки покажут 100% открытия (такие как январь 5.1 , январь 7.2), а другие как например Bosch MP 7.0 покажут только 75%. Это нормально.
1.3 Канал АЦП ДМРВ в режиме покоя: 0.996/1.016 В - нормально, до 1.035 В еще приемлемо, все что выше уже повод задуматься о замене датчика массового расхода воздуха. Системы впрыска, оснащенные обратной связью по датчику кислорода способны скорректировать до некоторой степени неверные показания ДМРВ, но всему есть предел, поэтому не стоит тянуть с заменой этого датчика, если он уже изношен.
2. Двигатель работает на холостом ходу.
2.1 Обороты холостого хода. Обычно это – 800 – 850 об/мин при полностью прогретом двигателе. Значение количества оборотов на холостом ходу зависят от температуры двигателя и задаются в программе управления двигателем.
2.2 Массовый расход воздуха. Для 8ми клапанных двигателей типичное значение составляет 8-10 кг/ч, для 16ти клапанных – 7 – 9,5 кг/час при полностью прогретом двигателе на холостом ходу. Для ЭБУ М73 эти значения несколько больше в связи с конструктивной особенностью.
2.3 Длительность времени впрыска. Для фазированного впрыска типичное значение составляет 3,3 – 4,1 мсек. Для одновременного – 2,1 – 2,4 мсек. Собственно не так важно само время впрыска, как его коррекция.
2.4 Коэффициент коррекции времени впрыска. Зависит от множества факторов. Это тема для отдельной статьи, здесь только стоит упомянуть, что чем ближе к 1,000 тем лучше. Больше 1,000 – значит смесь дополнительно обогащается, меньше 1,000 значит обедняется.
2.5 Мультипликативная и аддитивная составляющая коррекции самообучением. Типичное значение мультипликатива 1 +/-0,2. Аддитив измеряется в процентах и должен быть на исправной системе не более +/- 5%.
2.6 При наличии признака работы двигателя в зоне регулировки по сигналу датчика кислорода последний должен рисовать красивую синусоиду от 0,1 до 0,8 В.
2.7 Цикловое наполнение и фактор нагрузки. Для «январей» типичный цикловой расход воздуха: 8ми клапанный двигатель 90 – 100 мг/такт, 16ти клапанный 75 -90 мг/такт. Для блоков управления Bosch 7.9.7 типичный фактор нагрузки 18 – 24 %.
Теперь рассмотрим подробнее, как на практике ведут себя эти параметры. Поскольку для диагностики я пользуюсь программой SMS Diagnostics (Алексею Михеенкову и Сергею Сапелину привет!) , то все скриншоты будут оттуда. Параметры сняты с практически исправных автомобилей, за исключением отдельно оговоренных случаев.
Все изображения кликабельны.
Ваз 2110 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 5.1
Здесь немного подправлен коэффициент коррекции СО в связи с небольшим износом ДМРВ.
Ваз 2107, блок управления Январь 5.1.3
Ваз 2115 8ми клапанный двигатель, блок управления Январь 7.2
Двигатель Ваз 21124, блок управления Январь 7.2
Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления Bosch 7.9.7
Приора, двигатель Ваз 21126 1,6 л., блок управления Bosch 7.9.7
Жигули Ваз 2107, блок управления М73
Двигатель Ваз 21124, блок управления М73
Ваз 2114 8ми клапанный двигатель, блок управления М73
Калина, 8ми клапанный двигатель, блок управления М74
Нива двигатель ВАЗ-21214, блок управления Bosch ME17.9.7
И в заключении напомню, что приведенные выше скриншоты сняты с реальных автомобилей, но к сожалению зафиксированные параметры не являются идеальными. Хотя я и старался фиксировать параметры только с исправных автомобилей.