Бат-м с консервации. Боевые машины разминирования Бад военный
(шестидесятые-семидесятые годы)
Путепрокладчик БАТ-М
Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
От автора. БАТ-М это именно путепрокладчик, а не бульдозер подобно тракторным бульдозерам типа С-100. Он не предназначен для отрывки котлованов. Его мощность достигается высокооборотным дизельным двигателем. Как известно, мощность двигателя и его крутящий момент это не одно и то же. Поэтому БАТ-М роет куда хуже нежели трактор. Использование БАТ-м для отрывки котлованов это вынужденная мера, диктуемая боевой обстановкой.
Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина 4.5.м.) и грейдерное (ширина 4.0.м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
На снимке слева: Рабочий орган БАТ-М, установленный в
грейдерное положение.
На снимке в начале статьи рабочий орган установлен в двухотвальное
положение. Впереди видна лыжа, с помощью которой регулируется заглубление.
Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода
Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за
кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую
проходимость по пересеченной местности.
Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно
меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую
проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
На снимке справа: БАТ-М с рабочим органом, переведенным в транспортное положение.
Для транспортировки по железной дороге крылья бульдозера отделяются от рамы и укладываются на специальные стойки, рама с устройством перекоса разделяется на две части и укладывается на платформу позади кабины. В этом виде БАТ-М имеет туже габаритность по ширине, что и танк.
Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.
Основные тактико-технические характеристики БАТ-М
Базовая машина......................................................................................................... | артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му) |
Масса машины (без экипажа и имущества).......................................................... | 27.5 т. |
Габаритные размеры: | |
- в транспортном положении | |
длина............................... | 7.05м. (рабочий орган как показано выше) |
3.95м. (рабочий орган как показано на снимке выше) | |
- в рабочем положении | |
длина................................. | 10.4м. (по переднему кончику лыжи) |
ширина............................. | 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении) |
высота............................. | 3.4м. (по верху стрелы крана) |
Клиренс..................................................................................................................... | 38-41.5 см. |
Железнодорожный габарит.................................................................................... | 1- Т |
Удельное давление на грунт................................................................................... | 072 кг/кв. см. |
Минимальный радиус поворота............................................................................. | 2.64м. |
Максимальный угол подъема.................................................................................. | 25 градусов |
Максимальный угол крена....................................................................................... | 25 градусов |
Максимальная глубина брода................................................................................. | |
Запас хода по топливу............................................................................................. | 1100 км. |
Максимальная скорость движения....................................................................... | 35 км/час |
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... | 20-25 км/час |
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности....... | 1.5-10 км/час |
Скорость прокладки колонного пути в кустарнике и редколесью | 4-8 км/час |
Скорость расчистки маршрута.............................................................................. | 5-16 км/час |
Скорость расчистки колонного пути от снега..................................................... | 8-10 км/час (при глубине снега до 1 метра) |
Скорость при снятии 10 см. грунта....................................................................... | 4-5 км/час |
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п.............................. | 400-450 куб.м/час |
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ | I-IV |
Экипаж....................................................................................................................... | 2 чел. |
Вместимость кабины.............................................................................................. | 4 чел. |
Двигатель................................................................................................................. | дизельный V-образный А-401 |
Мощность двигателя................................................................................................. | 305.23 квт. (415 л.с.) |
Бульдозерное оборудование: | |
-ширина отвала в бульдозерном положении........................................... | 5.0 м. |
-ширина отвала в грейдерном положении.......................................... | 4.0м. |
-ширина отвала в двухотвальном положении...................................... | 4.5м. |
- высота отвала........................................................................................... | 1.07м. |
-заглубление отвала от дневной поверхности....................................... | 0.24м. |
-угол поперечного наклона отвала......................................................... | 8-9 градусов от горизонтального положения |
Крановое оборудование: | |
- грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. | 2 т. |
-максимальный вылет стрелы................................................................ | 5.4м. |
Лебедка: | |
-тяговое усилие......................................................................................... | 25.5 т. |
-длина троса............................................................................................. | 100м. |
В кабине имеется корзина и арматура для установки радиостанции Р-113, однако ею машина не комплектуется. В кабине установлен рентгенометр ДП-3. Машина комплектуется прибором ночного видения ПНВ-57 (один комплект).
Экспортировался в страны-участницы Варшавского договора, Алжир, Египет, Ирак, Сирию, Китай и в некоторые другие страны. Серийно производился с 1953 по 1972 г.
Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 машина., в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 9 машин.
Источники
1.Инструкция по материальной части и эксплуатации
путепрокладчика БАТ-М. Военное издательство МО СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство
Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Путепрокладчик БАТ-М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
БАТ-М.0000-0000 ТО.
Основными частями путепрокладчика БАТ-М являются базовая машина (изделие 405 МУ) и рабочее оборудование.
Рабочее оборудование предназначено для выполнения земляных и грузоподъёмных работ при прокладке колонных путей, подготовке в содержании войсковых путей. В состав рабочего оборудования путепрокладчика БАТ-М входят бульдозерное оборудование, механизмы управления бульдозерным оборудованием, крановое оборудование, механизм отбора мощности, электро-пневмоуправление и гидропривод.
Гусеничный путепрокладчик БАТ-М используется для механизации различных землеройных работ и может выполнять расчистку и планировку площадок, засыпку ям, рвов, траншей, оврагов, прокладку путей на косогорах, проходы в завалах, валку деревьев, корчевку пней, удаление камней, сборку мостов и укладку дорожных покрытий, расчистку снега на дорогах.
Бульдозерное оборудование предназначено для послойного срезания и перемещения грунта. Оно навешивается впереди машины и может устанавливаться в рабочем или транспортном положении. В рабочем положении отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт. В случае совершения машиной транспортного пробега на расстояние до 5 км бульдозерное оборудование подвешивается на цели. При совершении марша на расстояние более 10 км оно укладывается путем опрокидывания через кабину на платформу и фиксируется.
Наличие лебёдки и крана значительно расширяет использование машины. Сравнительно небольшое удельное давление на грунт позволяет использовать его в любых труднопроходимых местах.
Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина4.5м) и грейдерное (ширина 4.0м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик БАТ-М может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина БАТ-М оснащена крановым оборудованием грузоподьёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
Технические характеристики БАТ-М:
Базовая машина: 405-М
Общая масса: 27500 кг.
Габаритные размеры:
длина - 7050 мм.
ширина - 4500 мм.
высота - 3750 мм.
Поизводительность: от 1,5 до 10 км./ч.
Средний расход топлива на 100 км.: 140 л.
Запас хода по топливу: 550 км.
Максимальная скорость: 35 км./ч.
Читайте также:
Использование путепрокладчика БАТ-М в ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС обуславливается уникальными техническими характеристиками данной спецтехники.
Оборудованный герметизированной кабиной, которая позволяла экипажу работать в условиях радиационного и химического загрязнения местности, БАТ-М широко использовался для выполнения земляных работ непосредственно возле разрушенного энергоблока.
Сконструированный на базе артиллерийского тягача (АТ-Т) и оборудованный рабочим органом, который устанавливается в грейдерном, бульдозерном и двухотвальном положении, БАТ-М применялся для снятия верхнего, сильно загрязненного радионуклидами, слоя почвы на промплощадке ЧАЭС. Рабочий орган БАТ-М оборудован лыжей, что позволяло проводить снятие грунта на заданную, необходимую оператору, толщину. В транспортном положении рабочий орган закидывается на крышу, что позволяет снять нагрузку на перед машины и тем самым повысить проходимость. Обладая высокой проходимостью при весе в 27 тон, БАТ-М может использоваться для работ на пересеченной местности, устройства проходов в мелколесье и кустарниках, засыпки рвов и траншей, отрывки котлованов.
БАТ-М может использоваться и в разных условиях местности – на снегу, на заболоченных участках территории, а также на грунтах с легким механическим составом (пески и супеси).
Кроме того, БАТ-М оборудован лебедкой и краном (грузоподъемностью 2 тонны), что позволяет привлекать путепрокладчик для разбора завалов зданий и сооружений в зонах военных конфликтов или в местах техногенных аварий.
Использование БАТ в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС
В ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, БАТ-М применялся для проведения механизированных (оперативных) работ по дезактивации территорий прилегающих к разрушенному ядерному реактору.
Что бы понять в каких чудовищных радиационных условиях пришлось работать ликвидаторам предлагаем ознакомится с картой мощности экспозиционной дозы возле разрушенного реактора ЧАЭС. Данные радиационной обстановки представлены на начало и середину лета 1986 года.
Карта МЭД в 1986 году возле 4-го блока ЧАЭС
Уровни мощности экспозиционной дозы (Р/ч) на территории ЧАЭС на период начальной стадии строительства объекта «Укрытие». Значения обведенные желтым — МЭД на уровне 1 метра от земли по состоянию на 10 июня 1986 года. Необведенные цифры — МЭД по состоянию на 22 июля 1986 года.
В первое время (май –июнь) после аварии стояла острая необходимость в снижении мощности дозы излучений на территориях прилегающих к ЧАЭС. БАТ-М использовался для снятия верхнего слоя почвы и его захоронения в траншеях и рвах.
Данной спецтехникой также выполнялись работы по ликвидации сильнозагрязненных зданий и сооружений в селах зоны отчуждения – Копачи и Чистогаловка.
Одной из наиболее важных работ в зоне отчуждения, которые были выполнены с применением БАТ, является ликвидация и захоронение мертвого леса, который погиб от смертельных доз радиации, получившего название – Рыжий Лес.
Фотографии БАТ во время работы в зоне отчуждения и на ЧАЭС
Фото путепрокладчика БАТ-М при работе на промплощадке Чернобыльской АЭС. Возле АБК-1 (административно-бытовой корпус) атомной станции.
БАТ в могильниках техники в зоне ЧАЭС
В ходе работ БАТ-М были сильно загрязнены радионуклидами и отправлены в могильники спецтехники. Один из могильников техники находится возле брошенного населенного пункта Рассоха. На фото представлены современные виды БАТ-М оставленных в зоне навечно.
БАТ-М (изделие 405му) предназначен для прокладки путей на труднопроходимой для техники местности. Также может использоваться на всех видах бульдозерных работ (в том числе – и планировка площадок и дорог на косогорах), засыпка ям, рвов, траншей, расчистка местности от завалов, кустарника и др; валка деревьев, корчевка пней. Наличие лебедки с тяговым усилием 25 т.с. и крана грузоподъемностью 2 т. значительно расширяет возможности машины, в том числе и по проходимости. Этому же способствует и сравнительно небольшое удельное давление на грунт, что позволяет использовать машину в труднопроходимых местах. Гусеничное шасси п/пр БАТ-М сконструировано на агрегатах тяжелого артиллерийского тягача .
Габаритные размеры:
а) в транспортном положении (рабочий орган опрокинут в кузов)
б) в полутранспортном положении (рабочий орган поднят на максимальную высоту над опорной поверхностью гусениц)
в) в рабочем положении (рабочий орган опущен на уровень опорной поверхности гусениц)
Вписываемость в ж.д. габарит:
1Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на платформе путепрокладчика;
02-Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на ж.д. платформе и платформе путепрокладчика.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Тип рабочего органа - универсальный бульдозерный отвал с лыжей
Положение крыльев рабочего органа в работе:
- двухотвальное;
- бульдозерное;
- грейдерное (правое и левое);
- комбинированное (правое и левое) – одно крыло в бульдозерном положении,
- другое – в двухотвальном.
Размеры рабочего органа:
ООО "Батмастер-Истра" с 2001 года поставляет комплектующие, ремонтирует и продаёт путепрокладчики БАТ-м с консервации и хранения. Наше предприятие располагает производственной базой, складом запасных частей. Техническая служба ответит на вопросы и поможет разобраться в вопросах эксплуатации и сервиса путепрокладчиков БАТ-м, базового шасси АТ-Т и дизельного двигателя А-401. В технической библиотеке предприятия имеются каталоги запасных частей, инструкция по эксплуатации для путепрокладчика БАТ-м и другой инженерной и автобронетанковой спецтехники.
В 2002 году наше предприятие разработало программу модернизации дизельного двигателя В-401 установленного на гусеничном снегоочистителе БАТ-м с универсальным грейдерным отвалом. Метод основан на применении цилиндропоршневой группы выполненной из кованых поршней (изотермическая штамповка) и комплекта поршневых колец с стальным маслосъемным кольцом с тангенциальным расширителем. Доработанный дизель отличает увеличенный КПД и долговечность ЦПГ не менее 8000 моточасов.
Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъёмных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.
Относится к типу путепрокладчики гусеничные, средствам преодоления разрушений и препятствий, инженерной техники ВС СССР, заменён на БАТ-2. (текст статьи - Википедия)
Экспонат Военно-исторического музея артиллериии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Состояние на 2009 год.
Следующие фото уже из Интернета:
Базовая машина — путепрокладчик БАТ на основе АТ-Т, от которого машина отличается гидравлическим, а не механическим (тросовым) управлением рабочего органа (отвала). Мощность двигателя 415 л. с., масса 27,5 тонны, транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро—вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находится без средств индивидуальной защиты.
Рабочий орган (отвал) может устанавливаться (ширина в плане) в бульдозерное (5 метров), двухотвальное (как показано на рисунке) (4,5 метра) и грейдерное (4,0 метра) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.
Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.
Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).
В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка, массе (27,5 тонны) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.
Значительный запас топлива (около 950 кг) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12—15 часов.
Производительность:
прокладка колонного пути по среднепересечённой местности: 1,5—10 км/ч;
землеройные работы: 200—250 м3/ч;
грузоподъёмность крана: 2 т.
Состоял на вооружении инженерных войск ВС СССР, в инженерно-сапёрной роте мотострелкового (танкового) полка — 1 шт, в инженерно-сапёрном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии — 9 шт.
Оценка машины:
Машина прочная, надёжная, безотказная. Кабина просторная, тёплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебёдку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебёдкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебёдка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа, ещё и сапёрное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.