Стеклоочистители, особенности конструкции. Стеклоочиститель, омыватель, "дворники" - устройство, характеристика, схема работы Электрическая схема дворников

Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

Способы подключения стеклоочистителей.

Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.

Схема стеклоочистителя работа.

Нулевое положение.

Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

Первое положение.

При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

Второе положение.

Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

admin 31/08/2011

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

В. Шевелев

В современных автомобилях стеклоочистители могут работать в двух режимах - непрерывном и пульсирующем, когда между следующими друг за другом взмахами щеток следует пауза. Этот второй режим очень удобен при слабом дожде и измороси. Можно ли оснастить таким устройством автомобили, у которых стеклоочиститель может работать лишь в одном режиме, и щетки, даже при слабых осадках, двигаясь непрерывно, раздражают водителя и преждевременно изнашивают лобовое стекло автомобиля?

Устройство, схема которого показана на рис. 1, позволяет сделать пульсирующим режим работы стеклоочистителя, снабженного электрическим приводом.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства управления стеклоочистителем

Оно представляет собой несимметричный мультивибратор, собранный на транзисторах Т1 и Т2, и ключевую ступень на транзисторе Т3. Нагрузкой ключевой ступени служит электромагнитное реле Р1. Контакты Р1/1 этого реле управляют работой электродвигателя стеклоочистителя.

Одновременно с открыванием транзистора Т1 открывается и транзистор Т3. При этом срабатывает реле Р1, и включается электродвигатель. Через короткий промежуток времени транзистор T1, а вслед за ним и транзистор Т3 за кроются, и реле отключится. Однако электродвигатель останется включенным через свои блок-контакты (на схеме не показаны) до тех пор, пока не закончится цикл движения щеток. Новый цикл начнется со следующего открывания транзистора T1. Длительность паузы между взмахами плавно регулируют переменным резистором R3. Длительность паузы можно изменять в пределах 5-40 с.

Устройство смонтировано на печатной плате, показанной на рис. 2.

Рис. 2. Печатная плата устройства


Плату располагают под приборным щитком, а ручку резистора R3 выводят на лицевую панель щитка.

В устройстве использовано реле РЭС-10, паспорт РС4. 524.304. Можно использовать любое подходящее реле с током срабатывания 50-70 мА. Транзисторы Т1-Т3 могут быть заменены любыми низкочастотными маломощными n-р-n транзисторами. Переменный резистор R3 типа СП или CТО.

В качестве переключателя В1 можно использовать установленный на автомобиле переключатель, удалив перемычку между выводами 2 и 3 (см. схему).

В положении 2 переключателя В1 стеклоочиститель работает в непрерывном режиме, а в положении 3 - в пульсирующем.

Модернизация стеклоочистителей. Стеклоочиститель-автомат.

В. Ломанович, А. Кузьминский

Стеклоочистители, устанавливаемые на некоторых современных автомобилях, работают в непрерывном режиме. Однако рационально снабдить стеклоочиститель соответствующим автоматическим устройством, обеспечивающим его периодическое включение и отключение по заданной программе. На рис. 1 приведена схема электронного устройствадля автоматического включения стеклоочистителя с заданной периодичностью.

Рис. 1. Принципиальная схема устройств для автоматического включения стеклоочистителя


Мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2 генерирует прямоугольные импульсы, которые подаются на базу транзистора Т3, в коллекторную цепь которого включено электромагнитное реле Р1. Длительность импульсов, поступающих па вход транзистора Т3, изменяется в пределах от 1 ДО 30 с в зависимости от положения движка переменного резистора R2, при этом соответственно изменяется и период срабатывания реле Р1. Нормально замкнутые контакты 1Р1 и 2P1 реле P1 включены параллельно и служат для управления двигателем стеклоочистителя.

При подключении электронного автомата к типовому стеклоочистителю нужно отсоединить зажим «3» от шасси с тем, чтобы в дальнейшем контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 (см. рис. 1) можно было подключить к точке «3» и шасси (общий минус). При этом сохраняется возможность работы стеклоочистителя в обычном (неавтоматическом) режиме.

После подачи напряжения на электронное устройство реле Р1 срабатывает и контакты 1Р1 и 2Р1 разрывают цепь питания электродвигателя стеклоочистителя через 0,3-0,5 с после замыкания тумблера В1. Время, в течение которого электродвигатель выключен, зависит от длительности управляющих импульсов, поступающих на базу транзистора Т3 от мультивибратора (см. рис. 1).

После окончания паузы контакты реле Р1 замыкаются и стеклоочиститель начинает работать. С помощью переменного резистора R2 длительность пауз можно изменять. Так же, как в режиме непрерывной работы, автостоп отключает электродвигатель только после того, как щетки стеклоочистителя займут исходное положение на ветровом стекле.

Отметим, что электронный автомат позволяет использовать стеклоочиститель в любом из режимов непрерывной работы (с малой или большой скоростью перемещения щеток). В случае отказа электронного блока работоспособность стеклоочистителя в обычном режиме сохраняется.

Вместо переменного резистора R2 можно установить малогабаритный переключатель на 2-5 рабочих положений (например, кулачковый переключатель ПКМ), коммутирующий несколько постоянных резисторов. Сопротивление их подбирают таким образом, чтобы получить желательную длительность паузы между включениями двигателя стеклоочистителя.

На рис. 2 приведена схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич».

Рис. 2. Схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич»


Выбор программы работы стеклоочистителя осуществляется с помощью многополюсного кулачкового переключателя на пять положений типа ПКМ9-1 (В1-В9), который устанавливается на щитке водителя. Первоначально, как показано на рис. 2, все контакты ПКМ9-1 разомкнуты, рукоятка его находится в первом положении и стеклоочиститель не работает. Во втором положении переключателя замыкается выключатель В1 и стеклоочиститель начинает работать в непрерывном режиме с медленным перемещением щеток по ветровому стеклу. В третьем положении ПКМ9-1 кроме В1 замыкаются выключатели В2 и В3. Добавочное сопротивление Rд цепи обмотки возбуждения ОВ2 электродвигателя при этом замыкается накоротко, и стеклоочиститель переводится по второй непрерывный режим с ускоренным движением щеток. В четвертом положении переключателя ПКМ9-1 выключатели B1, В2 и ВЗ размыкаются, а В4, В6, В8 замыкаются. При этом подается питание на электронный блок и устанавливается первый автоматический режим с паузами в 5 с между включениями электродвигателя стеклоочистителя. В пятом положении ПКМ9-1 устанавливается второй автоматический режим с паузами в 10 с между включениями стеклоочистителя (В4, В6 и В8 разомкнуты, В5, В7 и В9 замкнуты).

Все постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Переменный резистор R2 может быть типа СП3-6, СП3-13 или СПО-0,5. Электролитические конденсаторы С1 и С2 типа К50-6 или ЭМ, С3 - типа МБМ или БМ. В качестве транзисторов Т1 и Т2 могут быть применены маломощные низкочастотные транзисторы типа П13-П16, МП39- МП42 и другие, а в качестве Т3 - транзисторы типа МП25-МП26 с любыми буквенными индексами. Переключатель ПКМ9-1 перед установкой нужно разобрать и установить кулачки так, чтобы они обеспечивали замыкание и размыкание выключателей B1-В9 в указанной выше последовательности. Электромагнитное реле Р1 типа РЭС-9, паспорт РС4.524.202 или РЭС-6, паспорт РФО.452.106.

Налаживание автомата стеклоочистителя в основном сводится к подбору величины сопротивления резистора R3, т. е. времени, в течение которого контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 остаются замкнутыми при работе устройства в автоматическом режиме. Это время не должно превышать время полного хода щеток стеклоочистителя (туда и обратно) на большой скорости, которое составляет 0,8-1 с.

Реле времени для стеклоочистителя

Г. Коротаев

Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.

Рис. 1, Схема включения прерывателя в цепь двигателя
Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на однопереходном транзисторе.


Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.

Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение "Прер" практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором M1, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1.

Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе C1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора T1 (через время паузы), импульс С этою транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его. Электродвигатель M1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.

При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1-2 до 5-7 с. Для увеличения времени паузы до 10-15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.

На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора.

Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора


В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 - электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 - кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 - типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2)-типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) - типа МП106 или МП116, транзистор Т2 - типа MПI102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.

Конструктивно реле времени размещается в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборным щитком автомобиля таким образом, чтобы водитель имел доступ к ручке переменною резистора R2. Схематический рисунок печатной платы реле показан на рис. 4.

Рис. 4. Печатная плата реле времени:
а - размещение деталей схемы реле на однопереходном транзисторе; б - размещение деталей схемы реле на транзисторном аналоге; в-печатный монтаж схемы реле на однопереходном транзисторе; г - печатный монтаж схемы реле на транзисторном аналоге


Чистота лобового стекла очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2107, это может привести к неприятной ситуации на дороге. В статье дается электросхема стеклоочистителя, рассматриваются неисправности и способы устранения.

[ Скрыть ]

Устройство стеклоочистителей

Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, нужно знать (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

Принципиальная схема очистителя стекла

На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он находится в моторном отсеке в коробке воздухосборника отопителя. Его электросхема похожа с электросхемой очистителей стекла на ВАЗ 2106.

  • предохранитель;
  • электрический двигатель агрегата;
  • блок предохранителей;
  • выключатель, который подает воду на стекло;
  • переключатель, с помощью которого меняется скорости движения;
  • реле;
  • замок зажигания.

Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Включается механизм с помощью переключателя на рулевой колонке, он же включает . Благодаря мотору и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.


Валы соединяются с редуктором тягами и передают колебательные движения. В итоге щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от загрязнений.

Для очищения от грязи устанавливается омыватель. В конструкцию омываетля ВАЗ входит: моторчик, насос, форсунки и бачок. Моторчик запускает , который подкачивает жидкость, находящуюся в бачке омывателя. Через форсунки она разбрызгивается на стекло.

Распространенные неисправности и методы устранения

Причины, почему не работают дворники на автомобилях, независимо УАЗ это или семерка, в основном одинаковые. Ниже приведены неисправности и методы их устранения.

Неисправность Способ устранения
Дворники не работают в обоих режимах. В этом случае следует проверить предохранители. Если они перегорели, нужно заменить новыми. Если окислились лишь контакты, нужно несколько раз вытянуть предохранители и поставить на место. Может потребоваться замена трапеции дворников Ваз.
Щетки не работают только в прерывистом режиме. В этом случае сначала нужно проверить поступление электропитания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле.
Неисправен переключатель очистителя Поменять трехрычажный переключатель
Дворники работают, но при отключении они остаются в произвольном положении. Причина может быть в поломке редуктора, так как в нем находится концевой выключатель. Необходимо зачистить контакты или подогнуть пластину выключателя. При необходимости следует заменить редуктор.
Не работает электродвиигатель. В этом случае нужно демонтировать электродвигатетель, проверить состояние обмотки и щеток.
Щетки не движутся при работающем редукторе. Поломаны зубья шестерни, требуется ее замена. Может быть слабо закреплен кривошип на шестерне, нужно затянуть гайку крепления.

В основном проблема механическая — разбивается трапеция. При ремонте дворников многие меняют штатные изделия на бескаркасные. Они имеют привлекательный внешний вид, лучше прижимаются к стеклу, не имеют шарнирных соединений, поэтому на них не влияют загрязнение и обледенение.


Конструкция очистителя стекла представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества деталей. Отказать может любая из них, что повлечет либо полный отказ работы механизма, либо будет некачественное очищение стекла.

Если разбираться в электросхеме стеклоочищающего механизма, то обслуживание можно выполнить своими руками.

Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла

Стеклоочиститель состоит из моторедуктора, рычагов и щёток ("дворников"). Электродвигатель очистителя – двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель. (неисправности стеклоочистителя)

Щётки стеклоочистителя

Длина щёток ("дворников") переднего стеклоочистителя (как левой, так и правой) составляет 330 мм
Длина щётки заднего стеклоочистителя (стекла двери багажника) - 305 мм .
()

"Дворники" нужно периодичеси промывать по тёплой водой с мылом, для обеспечения их качественной работы. При ухудшении качества очистки стекла - замените щётки.

Для этого поднимите рычаг со щёткой от стекла...

Нажав на фиксатор, снимите щётку с поводка рычага.
Аналогично делается и на остальных щётках.

Техническая характеристика моторедуктора стеклоочистителя

Очиститель имеет два режима работы – постоянный и прерывистый; они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы обеспечивается реле типа РС-514 , прикрепленным двумя гайками к передней левой боковине (замена реле стеклоочистителя) . Реле должно обеспечивать 9–17 включений электродвигателя в минуту при температуре от –20 до 50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.) Сопротивление обмотки электромагнита реле – (66±2) Ом, обмотки прерывателя – (23±1) Ом.

Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов. (неисправности стеклоомывателя)

Омыватель включается оттягиванием на себя правого подрулевого переключателя (нефиксированное положение). При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской или тонкой иглой.


Видео

Не стоит думать, что обладателям "родной" проводки такие изменения ни к чему, напротив, есть несколько веских причин внедрить в штатную проводку рэле от ВАЗ 2108:

  • Рэле 52.3747 (2108) реализовано на интегральной схеме; соответственно, имеет меньше шансов выйти из строя и не отзывается на изменения температуры и влажности, что сплошь и рядом происходит со штатными биметаллическими рэлюшками.
  • Для ВАЗ 2108 выпускается усовершенствованное рэле, позволяющее самостоятельно устанавливать время задержки между взмахами и имеющее еще несколько полезных функций. Переделка проводки позволит использовать это рэле вместо штатного. Такие рэле производят, например, рязанская фирма "Русский Партнер" (самое простое) и московская фирма "Дека" (пожалуй, самое навороченное).
  • Отдельный вход 86 реле 52.3747 автоматически включит щетки очистителя на несколько взмахов, когда вы включите омыватель.
  • Одно из затруднений, связанных с имплантацией проводки от ВАЗ 2109 в "копейку", касалось комбинирования проводки и рэле стеклоочистителя с "классическими" подрулевым переключателем, мотором и редуктором стеклоочистителя. Несмотря на то, что элементы крайне схожи, простым переключением проводов проблему не решить - внутри редукторов двигателей принципиально разные контактные группы, практически взаимоисключающие.

    Вот полная схема включения стеклоочистителя и омывателя на ВАЗ 2109 (я исключил из нее ненужные на классике клапан омывателя и очистители/омыватели заднего стекла и фар):



    Рис.1: Схема стеклоочистителя и омывателя ВАЗ 2109

    Если внимательно посмотреть на разводку контактов внутри редуктора электродвигателя ВАЗ 2109 и сравнить ее со схемой "классики" (ниже), сразу бросается в глаза, что цепи до и после двигателя зеркально отличаются.


    Рис.2: Схема внутри редуктора с/о ВАЗ 2107

    Составленная мною новая схема для преодоления несоответствий отличалась, мягко говоря, большой сложностью исполнения. Оптимизировав ее по максимуму, я добился комбиначии всего с двумя рэле-переключателями:) Мало того, рэле в этой схеме были включены катушками последовательно в цепь электродвигателя и свободного контакта, что рождало индуктивные токи, которые, в свою очередь, мешали полной остановке двигателя. Вобщем, вариант был признан негодным к эксплуатации и забракован.

    Обнаружению наиболее оптимального решения помог случай - коромысло стеклоочистителя задело за случайно оставленную под капотом отвертку и погнулось. Нужно было снимать мотор, и я решил его заодно разобрать и изучить. Увиденное при разборке обрадовало - пара тычков паяльником с легкостью превращают абсолютно несовместимые схемы в абсолютно же идентичные. Что куда перепаивать, лучше всего разбираться по схеме "зубильного" редуктора, понадобится лишь продеть один лишний проводок в косу. Хотя, и этого можно не делать, если использовать вместо него провод, подводящий "массу" к контактной пластине - масса там не очень-то нужна, а на обмотку двигателя она подается с корпуса. Красным на схеме проводки редуктора ВАЗ 21011 показана новая коммутация.

    2109" src="el_016/02.gif">
    Рис.3: Перекоммутация проводки редуктора 21011 -> 2109

    Осталось только перекоммутировать провода на "классическом" рычажке стеклоочистителя. Сложностей это не составляет, однако требует некоторого пространственного воображения:) Синим на схеме обозначена "переходная" проводка.

    2109" src="el_016/01.gif">
    Рис.4: Схема подрулевого переключателя 21011 -> 2109

    Пара советов по пайке: паяльник нужен довольно мощный (не менее 40W), потому что узел стеклоочистителя - мощный потребитель и при пайке его цепей используется тугоплавкий припой; по этой же причине рекомендую для лужения проводов использовать не канифоль, а паяльную кислоту.